Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1946-1953)

Материал из Русского эксперта
(перенаправлено с «Светогорская ГЭС»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
И. В. Сталин

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 11 февраля 1934 г. по 5 марта 1953 г.

Границы периода обусловлены передачей высшей государственной власти от Совета Народных Комиссаров к Совету Министров СССР, что ознаменовало фактически окончательный отход государства от идей мировой революции, и смертью Сталина.

Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.

Космонавтика и ракетная техника

Турбонасосный агрегат ракеты Р-1

Оперативно-тактическая баллистическая ракета Р-1

После Великой Отечественной войны СССР досталось значительно меньше «ракетных» трофеев, чем США, вследствие чего были потрачены значительное время и средства сначала на восстановление не имевшей на тот момент аналогов в мире немецкой баллистической ракеты А-4 (также известной как Фау-2), а затем и на воспроизведение её на отечественной промышленной базе с некоторыми усовершенствованиями в виде ракеты Р-1.

Задача воспроизводства немецкой ракеты с минимальными изменениями была поставлена в августе 1946 года. В рамках проекта был радикально реконструирован завод № 88 в Подлипках (ныне РКК «Энергия», производитель космических кораблей «Союз»), где было организовано производство ракет, собрано и запущено в процессе испытаний несколько десятков ракет А-4 и Р-1. По сравнению с А-4 в ракете Р-1 использовалось значительно меньшая номенклатура материалов, была внедрена более совершенная система управления и была с 250 до 270 км увеличена дальность. Всего для создания Р-1 понадобилась кооперация 13 конструкторских бюро и 35 заводов. Первый запуск Р-1 состоялся 10 октября 1948 года, а принята на вооружение ракета была 28 ноября 1950 года.

Ракета Р-2 (монумент на въезде в г. Королёв)

Оперативно-тактическая баллистическая ракета Р-2

Обладающая более чем вдвое увеличенной по сравнению с Р-1 дальностью ракета (600 против 270 км), хотя и создавалась почти параллельно Р-1, но была заметно более совершенной конструктивно и заметно больше по всем размерам и массам. Кроме того, ракета получила новую систему радиокоррекции, улучшающую её точностные характеристики, улучшенный двигатель, новую конструкцию бака горючего, новую пусковую установку и т. д. Несмотря на значительное использование в ракете технологий Р-1, проект, по-видимому, является крупным, так как радиотехнические системы в то время были очень дороги, да и испытания этой значительно более крупной ракеты должны были быть заметно более дорогостоящими, чем для Р-1. Ракета поступила на вооружение бригад особого назначения Резерва верховного главного командования 27 ноября 1951 года.

Государственный центральный полигон Министерства вооружённых сил СССР

В 1946 году было начато строительство полигона для испытания новой ракетной техники, в первую очередь, конечно, созданной на базе трофейных документов ракеты Р-1. Для этого был построен полигон фактически в голой степи, где не было ничего, кроме железной дороги — даже воды и какого-либо жилья — семьи офицеров изначально пришлось расселять по деревням и хуторам на расстоянии до 60 км. Многие тысячи военных строителей и ракетчиков уже в 1947 году частично ввели полигон в строй, с некоторой задержкой был построен и город ракетчиков — Капустин Яр-1, ныне закрытый город Знаменск, Астраханская область. Полигон вместе с городом и в дальнейшем в эти годы активно развивался. Ныне полигон также известен как космодром «Капустин Яр».

Крупнейшие корабли и суда

В это время отечественный военно-морской флот пополнился первыми с царских времён океанскими кораблями, которыми стали лёгкие крейсера новых проектов.

Крейсер проекта 68-бис «Александр Невский»

Крейсера проекта 68-бис

Крейсера, строившиеся по усовершенствованному по сравнению с крейсерами довоенной закладки типа 68-К проекту отличались, прежде всего, цельносварным корпусом, что уменьшило их стоимость. После списания линейных кораблей типа «Севастополь» составили основу военно-морского флота СССР, став самыми мощными его кораблями. В этот период было введено в строй пять кораблей:

Строительство крейсеров этого проекта активно продолжалось и в дальнейшем.

Крейсер проекта 68-К «Комсомолец» (бывший «Валерий Чкалов»)

Крейсера (лёгкие крейсера) проекта 68-К (типа «Чапаев»)

Разработка проекта новых лёгких крейсеров проекта 68 проводилась в конце 1930-х гг. Крейсера отличались усиленным по сравнению с предшествующим проектом бронированием, новыми артиллерийскими установками, а также увеличенными дальностью и автономностью, что было обусловлено переходом к воссозданию океанского флота, отсутствовавшего в стране с царских времён.

Из планировавшихся 26 единиц к началу войны успели заложить 7, а достроено было по изменённому проекту 68-К только 5 из них. Все пять крейсеров были введены в строй в 1950 г.:

Боеприпасы и средства поражения

Взрыв ядерной бомбы на Семипалатинском полигоне

РДС-1 — советская ядерная бомба

Проект, расшифровывающийся как «реактивный двигатель специальный» представлял собой авиационную ядерную бомбу массой 4,6 т. и мощностью 22 килотонны (то есть 22 тыс. тонн) в тротиловом эквиваленте. Первое испытание успешно проведено 29 августа 1949 года.

Считается, что при создании изделия была использована разведывательная информация, полученная из США, однако в любом случае львиную долю стоимости и интеллекта при её создании, очевидно, пришлось затратить на промышленность для получения необходимых делящихся материалов.[1]

Позднее в этот же период были созданы несколько более совершенных конструкций, а уже летом 1953 года испытана первая в мире реально транспортабельная и первая советская термоядерная бомба.

Крупнейшие порты

Находкинский морской торговый порт — первая очередь

В это время в 1947 году был введён в строй создававшийся ещё с довоенных времён крупный торговый порт, призванный убрать иностранные суда из Владивостока — в то время единственной полноценной военно-морской базы Тихоокеанского флота. В составе первой очереди были построены первые четыре причала — с шестого по девятый, а также вся прочая инфраструктура.[2]

Полностью порт был достроен уже позднее.

Нефтяная гавань Махачкалы

В это время построенный ещё при Александре II порт Махачкалы на Каспийском море был существенно расширен за счёт ввода в строй в 1952 году новой искусственной гавани, получившей название Нефтяная.[3]

Железные дороги

1946

Линия Комсомольск — Советская Гавань Дальневосточной ж.д.

Примыкающая к Тихому океану часть будущей Байкало-Амурской магистрали длиной по разным данным 442; 464 и 475 километров строилась однопутной по облегчённым нормам с 15 октября 1943 года, рабочее движение открыто в июле 1945 года[4], введена в строй в к концу лета 1946 года[5] (по другим сведениям — в 1947 году). Линия соединила Комсомольск-на-Амуре с портами в районе Советской Гавани, где в дальнейшем была организована паромная переправа на Сахалин. В рамках проекта была устроена паромная переправа через Амур и построено три морских причала в бухте Ванино. Дорога строилась в основном в военное время в горных условиях, что, по свидетельствам современников, удорожало её до 10 раз по сравнению со стройками на равнинах в европейской части страны[6].

Мост через Амур на линии был построен гораздо позднее в 1975 году. В дальнейшем значение и портов Советской Гавани, и самой дороги резко возросло с 2000-х гг. с ростом экспорта через порты Советской Гавани, в связи с чем для увеличения пропускной способности на этой дороге был построен новый Кузнецовский тоннель и на начало 2014 года её дальнейшая реконструкция продолжается.

1947

Линия Ижевск — Кильмезь

Линия длиной 148 км была введена в строй в 1947 году.

Линия Сосьва — Алапаевск

Линия длиной 158 км была введена в строй в 1947 году.

1948

Электрификация линии Златоуст — Бердяуш — Кропачево Южно-Уральской железной дороги

Линия, являющаяся продолжением ранее электрифицированного участка Челябинск — Златоуст, была электрифицирована постоянным напряжением 3 кВ в два этапа в 1947—1948 годах. В 1947 году был электрифицирован 51 км от Златоуста до Бердяуша, а в 1948 году — оставшиеся 108 км от Бердяуша до Кропачево.

1949

Станция Кая на линии Иркутск — Слюдянка, 2010

Линия Иркутск — Слюдянка Восточно-Сибирской ж.д.

Двухпутная электрифицированная дорога длиной 122 км, ставшая частью основного хода Транссибирской магистрали, была введена в строй в 1949 году. Линия, проходящая большей частью в условиях гористой местности, строилась как наиболее опасному участку Кругобайкальсой железной дороги, проходящему вдоль западного берегу озера Байкал. Этот участок не только характеризовался периодическими камнепадами, но и был уязвим к возможным бомбовым ударам. Непосредственным же поводом к началу строительства, по-видимому, послужили планы создания Иркутской ГЭС, водохранилище которой впоследствии затопило часть железнодорожных путей вдоль Ангары от Иркутска до Байкала.

1950

Магистраль Печора — Воркута Печорской ж.д.

Линия длиной 460 км, построенная в условиях Крайнего Севера, обеспечивала доступ к месторождениям северо-востока европейской части страны. Регулярное движение на линии открыто в 1950 году. Линия была продолжением введённой в строй во время войны магистрали Верхняя Синега — Котлас Узловой — Печора.

1951

Линия Известковая — Чегдомын Дальневосточной ж.д.

Линия длиной 374 км, которую принято считать частью проекта достроенной гораздо позднее Байкало-Амурской магистрали (БАМ), была открыта в 1951 году для связи с шахтами Чегдомына и дальнейшего строительства БАМа.[7]

Электрификация линии Карпинск (Богословск) — Серов (Надеждинск) — Гороблагодатская Свердловской ж. д.

Линия общей длиной 240 км была электрифицирована постоянным напряжением 3 кВ в 1950—1951 годах. В 1950 году была ввведена в строй электрификация участка Карпинск (Богословск) — Серов (Надеждинск) длиной 45,3 км, а в 1951 году — участок Серов (Надеждинск) — Гороблагодатская (г. Кушва) длиной 195 км, где линия примыкает к бывшей Горнозаводской железной дороге.

Электрификация линии Инская — Чулымская Томской железной дороги

Линия, являющийся частью Транссибирской магистрали, включая часть грузового обхода Новосибирска общей длиной 142,2 км, была электрифицирована постоянным напряжением 3 кВ в 1951 году. Уже в следующем году проект был завершён электрификацией короткой ветки Инская (ныне в черте Новосибирска) — Новосибирск длиной 34 км.

1952

Линия Чарджоу — Ургенч Ашхабадской железной дороги

Линия длиной 400 км, являвшаяся первой очередью линии Чарджоу — Кунград Ашхабадской железной дороги, строилась с 25 августа 1947 года и была введена в строй в 1952 году (по другим данным в марте 1954 года)[8].

Линия Новокузнецк — Барнаул

Линия длиной 204 км, пересекающая по горной местности хребет Салаирский кряж была введена в строй в 1952 году.

Электрификация линии Долгинцево (Кривой Рог) — Запорожье Сталинской железной дороги

Проект, связывавший воедино электрифицированной линией с постоянным напряжением 3 кВ места добычи железной и марганцевой руды с металлургическими заводами Запорожья вводился в строй поэтапно в это время:

  • Участок Долгинцево — Никополь длиной 98 км был введён в строй в 1948 году.
  • Участок Никополь — Марганец длиной 20 км был введён в строй в 1949 году.
  • Участок Марганец — Канцеровка длиной 37,3 км был введён в строй в 1950 году.
  • Участок Канцеровка — Запорожье длиной 47 км был введён в строй в 1952 году.

Электрификация линии Инская — Чулымская с ветвью на Новосибирск Томской железной дороги

В это время был завершён проект электрификации части Транссибирской магистрали, включающий введённую в строй годом ранее линию Инская — Чулымская длиной 142,2 км, которая была электрифицирована постоянным напряжением 3 кВ. В 1952 году, по-видимому, в рамках одного проекта, линия была дополнена электрификацией короткой линии Инская (станция на грузовом обходе Новосибирска, ныне в черте города) — Новосибирск длиной 34 км. Проект является первой частью проекта электрификации Транссибирской магистрали, вскоре продолженного в западном направлении.

Автомобильные дороги

Автодорога Киев — Харьков — Ростов-на-Дону (маршрут № 13)

Дорога с твёрдым покрытием длиной 950 км была построена в 1946—1952 годах[2].

Позднее, после развала СССР, украинская часть дороги получила обозначение М-03. В 2010-х, в ходе попыток подавления Восстания Донбасса дорога многократно оказывалась в эпицентре боевых действий, в частности, во время обороны Славянска, боёв на юге ЛНР и при боях под Дебальцево.

Автодорога Москва — Харьков — Симферополь — коренная реконструкция

Дорога длиной 1399 км, также известная в то время как маршрут номер 4, была полностью реконструирована ударными темпами в 1946—1950 годах[3][9] При этом в состав магистрали вошли начальный участок бывшего Московско-Варшавского шоссе (от Москвы до Подольска), бывшее Подольско-Харьковское шоссе и другие ранее существовавшие дороги разного класса.

Черноморское шоссе (Новороссийск — Батуми) — восстановление

Построенное ещё до революций шоссе длиной 750 км, выделенное, возможно несколько позднее, как маршрут № 19, было восстановлено после тяжёлых боёв под Новороссийском и, по всей видимости, приведено в соответствие с требованиями автомобильного движения в 1946—1950 годах[4].

Линии метрополитена

Станция Комсомольская Кольцевой линии Московского метро, 2015

Строительство Московского метрополитена

После войны в активно развивавшемся и ранее Московском метрополитене началось строительство его очередной, четвёртой, очереди. До конца этого периода с небольшим промежутком были введены в строй два общей длиной 13,36 км с десятью новыми станциями глубокого заложения:

  • Парк Культуры им. Горького — Курская Кольцевой линии — первый участок новой линии с шестью станциями принял пассажиров 1 января 1950 года;
  • Курская — Белорусская Кольцевой линии — участок с четырьмя новыми станциями был открыт 30 января 1952 года.

Шикарно оформленные станции этого периода неизменно привлекают внимание посещающих город туристов. Интересно, что в строительстве Московского метрополитена в это время косвенно принял участие давно почивший академик М. В. Ломоносов. Произошло это потому, что выполнявший в это время мозаики для московского метро художник П. Д. Корин затребовал и получил для их изготовления последние запасы смальты (специального цветного стекла), которое было изготовлено ещё в XVIII веке под руководством известного учёного. Требования Корина при этом объяснялись просто: к тому моменту за прошедшие двести лет технология изготовления качественной смальты, впервые со времён падения Византии возрождённая Ломоносовым, была снова частично утрачена и, в результате, современные аналоги имели значительно худшее качество в плане удобства откалывания нужных для мозаики кусков.

Полностью объекты четвёртой очереди и, в частности, Кольцевая линия были достроены позднее.

Крупнейшие мосты

Железнодорожный мост через Ангару в Братске

Железнодорожный мост длиной около километра на части будущей Байкало-Амурской магистрали, являвшийся частью железной дороги Тайшет - Усть-Кут был открыт для движения в 1951 году. Вследствие удалённости, а также того факта, что планировавшийся около 70 лет спустя, видимо, двухпутный аналог далеко превосходит по стоимости порог крупного проекта даже по гораздо более поздним временам, проект однозначно относится к крупным.

Позднее, при строительстве Братской ГЭС мост был демонтирован, при этом 7 из 9 его основных пролётов были вновь использованы при строительстве моста через Чулым на железной дороге под Томском.[10][11]

Дарницкий железнодорожный мост через Днепр в Киеве

Двухпутный железнодорожный мост через Днепр длиной более километра был построен рядом с разрушенным немецкими войсками в 1943 году мостом Струве для его замены. Строительство моста, роль которого одно время выполняли временные деревянные мосты, было завершено в 1949 году.

Судя по стоимости аналогов, проект однозначно относится к крупным.

Крюковский мост через Днепр в Кременчуге — восстановление

Крюковский железнодорожный мост через Днепр в Кременчуге был частично разрушен во время Великой Отечественной войны. С началом восстановления 1947 году мост был доразобран, за исключением опор, а затем восстановлен в виде совмещенного автомобильного и железнодорожного моста с разводным пролётом и новыми длинными пандусами - автомобильными путепроводами над железной дорогой на подходах к мосту. Введение в строй нового моста было приурочено ко Дню рождения Сталина 21 декабря 1949 года. Длина собственно моста над Днепром составляет 920 м, а общая длина мостового перехода - 1,7 км.

Судя по стоимости аналогов, учитывая работы по разборке старого моста, наличие разводного пролёта и вновь построенные пандусы, проект однозначно относится к крупным даже несмотря на использование уже имевшихся опор.

Мост Преображенского через Старый Днепр, 2016

Мосты Преображенского через Днепр в Запорожье

После соответствующего обследования слишком основательно разрушенные при отступлении немецких войск стальные мосты Стрелецкого через Старый и Новый Днепр в Запорожье было решено не восстанавливать, а заменить новыми мостами из более дешёвого железобетона. Совмещённые мосты по проекту инженера Б. Н. Преображенского, имя которого они и получили, строились с 1949 года и были введены в строй 31 декабря 1952 года.

Судя по стоимости аналогов, проект однозначно относится к крупным.

Трубопроводы

Нефтепровод Оха — Комсомольск-на-Амуре — завершение строительства

В это время был полностью введен в строй построенный ранее до Софийска нефтепровод, что позволило организовать круглогодичную работу Комсомольского нефтеперерабатывающего завода в Комсомольске-на-Амуре, который ранее работал только в тёплый период года, когда нефть могла доставляться баржами из Софийска.[12]

Гидроэнергетика

Верхнесвирская ГЭС

Верхне-Cвирская ГЭС

Строившаяся с 1932 года в части подготовительных работ гидроэлектростанция мощностью 160 МВт на реке Свирь в Ленинградской области к началу войны не была достроена и впоследствии оказалась на временно оккупированной территории. Строительство было возобновлено в 1947 году, все четыре гидроагрегата станции были введены в строй в 1951…1952 гг. и в 1952 году станция была принята в промышленную эксплуатацию.[13]

ДнепроГЭС, 1947

Днепровская ГЭС имени В. И. Ленина — восстановление

Крупнейшая на тот момент гидроэлектростанция страны мощностью 560 МВт достроенная в 1939 году, во время Великой Отечественной войны вначале была частично разрушена отступавшей Красной Армией, затем восстановлена немцами, а вскоре снова разрушена ими. Несмотря на то, что глобальных разрушений плотины благодаря героизму разведчиков удалось избежать, её оборудование было практически полностью уничтожено.

Восстановление ГЭС началось в 1944 году с её разминирования. Новые гидроагрегаты повышенной мощности для неё были изготовлены в США в 1946 году и вводились в эксплуатацию с марта 1947 года по май 1950 года. После окончания восстановления мощность ГЭС составила 650 МВт. Позднее была построена вторая очередь этой ГЭС.

Маткожненская ГЭС

В 1940 году началась достройка Маткожненского гидроузла Беломорско-Балтийского канала на реке Нижний Выг с целью превращения его в гидроэлектростанцию. Строительство было прервано с началом Великой Отечественной войны и возобновилось по утверждённому в 1948 году доработанному проекту только в 1949 году. Общая мощность ГЭС с тремя однотипными гидроагрегатами по 21 МВт составляет 63 МВт. В январе 1953 года первый из них был введён в строй. Сметная стоимость строительства в ценах 1961 года составила 24,8 млн рублей, а ещё в 23,4 млн рублей оценивалась энергетическая часть проекта. [14][15]

Полностью электростанция была достроена позднее.

Нива ГЭС-1

Верхняя ступень каскада ГЭС на реке Нива в Мурманской области обладала двумя гидроагрегатами по 13 МВт с общей мощностью 26 МВт, но достигла размеров крупного проекта из-за дорогостоящей деривационной конструкции станции. ГЭС строилась с 1950 года, её второй гидроагрегат был запущен в 1952 году, а первый — в 1953 году, возможно и в этот период. Стоимость строительства составила 145 млн рублей в ценах 1950 года. Полностью ГЭС была принята в промышленную эксплуатацию позднее. [16][17]

Отработавшее 56 лет рабочее колесо Нива ГЭС-3

Нива ГЭС-3

Нижняя ступень каскада ГЭС на реке Нива в Мурманской области стала самой крупной среди них гидроэлектростанцией мощностью 155,5 МВт. Особенностью станции является то, что её машинный зал расположен в недрах скалы на глубине 74 метра. ГЭС строилась с 1937 года, её первый агрегат был запущен 21 декабря 1949 года, фактически строительство было завершено в 1950 году, а полностью ГЭС была принята в промышленную эксплуатацию 6 июля 1951 года. Стоимость проекта составила 42,8 млн рублей в ценах 1961 года.[18][19]

Рыбинская ГЭС — продолжение строительства

В это время на Рыбинской ГЭС в 1947 году достигнут проектный уровень воды в водохранилище и в дополнение к трём гидроагрегатам, построенным ранее, в 1948…1950 гг были введены в строй оставшиеся три гидроагрегата, в результате чего электростанция практически вошла в строй. Однако, в постоянную эксплуатацию ГЭС была введена уже позднее.[20]

Фактически строительство гидроэлектростанции также являлось проектом по улучшению Мариинской водной системы, в состав которой вошло не наполненное ещё полностью в это время Рыбинское водохранилище, образованное этой гидроэлектростанцией.

Самгорский каскад

Комплекс из 4 малых гидроэлектростанций в Грузинской ССР общей мощностью 40,4 МВт, введенный в строй в 1952 году как часть проекта Самгорского канала, построенного для ирригации Самгорской степи в окрестностях Тбилиси.

Севанская ГЭС

Верхняя ступень Севано-Разданского каскада ГЭС в Армянской ССР, также известная как Озёрная ГЭС, строилась с 1939 года и была запущена в 1949 году. Электростанция отличалась размещением здания ГЭС на глубине 100 м под землёй и наличием 5,5 км отводящего тоннеля. Установленная мощность ГЭС (проектная при планировавшемся изначально уровне воды в озере) составила 34,24 МВт.

Сухумская ГЭС

Деривационная ГЭС мощностью на тот момент 19,245 МВт строилась с 1934 года и была введена в строй в 1948 году. Несмотря на относительно малую мощность, вследствие длительного строительства и наличия дорогостоящих сооружений, включающих, помимо прочего, напорный водовод длиной 2,5 км, проект наверняка является достаточно крупным.

ГЭС, расположенная в Абхазии, существенно пострадала во время грузино-абхазского конфликта и с 1992 года не действовала. Была восстановлена в 2018 году с мощностью 19,6 МВт.

Усть-Каменногорская ГЭС

На строившейся с 1939 года с перерывом на войну гидроэлектростанции на реке Иртыш в административном центре Восточно-Казахстанской области в декабре 1952 года был введён в строй первый гидроагрегат установленной мощностью 82,8 МВт. Строительство электростанции продолжалось и позднее.

Фархадская ГЭС, 2006

Фархадская ГЭС

Гидроэлектростанция мощностью в то время, по-видимому, 120 МВт (с 1959 года — 126 МВт) строилась с 1942 года на реке Сырдарья в Узбекской ССР на территории специально выменянной в связи с этим строительством у Таджикской ССР. Запущена станция была 18 февраля 1948 года, а полностью строительство было завершено в 1949 году.

Храм ГЭС-1 им. С. Орджоникидзе

Гидроэлектростанция на юге Грузинской ССР мощностью 112,8 МВт дала первый ток в 1947 году и была полностью введена в строй в 1949 году. Известна в русскоязычной литературе также под грузинским названием Храми ГЭС-1.[21]

Цимлянская ГЭС

Гидроэлектростанция на реке Дон мощностью 204 МВт являлась, по сути, частью проекта и одной из ступеней Волго-Донского судоходного канала. Электростанция строилась с 1949 года и была введена в эксплуатацию в июле 1952 года.

Также водохранилище электростанции используется для орошения засушливых земель Приазовья.

Цимлянская ГЭС, 2009

Энсо ГЭС

Гидроэлектростанция мощностью 100 МВт на реке Вуокса в Ленинградской области, также известная, в то время как ГЭС-11, а с 1949 года переименованная в Светогорскую ГЭС, город Энсо при этом тоже был переименован в Светогорск. Станция изначально строилась с 1930-х финскими инженерами на основе перестройки ранее существовавшей на этом месте небольшой Энсо ГЭС, переделанной из заводской плотины, которую пытались начать строить ещё в 1906 году. До 1940 года строящаяся электростанция находилась на территории Финляндии. После присоединения Карельского перешейка к СССР работы продолжились по скорректированному проекту. Во время финской оккупации во время войны достройка также продолжалась, её в 1944 году даже на месяц запустили с одним гидроагрегатом, но затем всё оборудование было эвакуировано. Снова первый гидроагрегат ГЭС был запущен 19 июня 1945 года, а последний из четырёх гидроагрегатов был запущен в ноябре 1947 года. В 1949 году станция была переименована в Светогорскую ГЭС и 5 августа 1949 года объединена с построенной финнами ранее Лесогорской ГЭС в Каскад № 1 Ленэнерго.[22][23]

Позднее в 2009—2012 гг. электростанция была модернизирована с увеличением мощности до 122 МВт.

Тепловая энергетика

ТЭЦ-15 Мосэнерго (Алексинская ТЭЦ) — реконструкция

Строившаяся в городе Алексин с 1935 года и введëнная в строй в 1941 и, повторно, в 1942 годах относительно небольшая Алексинская ТЭЦ с изначальной мощностью 50 МВт в это время однозначно достигла размеров крупного проекта, поскольку к 1949 году[5] её мощность была увеличена до 150 МВт.

С 2012 года на ней строился, но из-за проблем с санкциями на импортное оборудование был достроен только в 2019 году новый энергоблок с парогазовой установкой мощностью 115 МВт, стоимость создания которого оценивалась в 10 млрд рублей, что лишь ненамного ниже порога крупного проекта того времени.

ГЭС-8 им. С. И. Кирова Ленэнерго — частичные восстановление и реконструкция

Серьёзно пострадавшую во время войны[24] крупную по тем временам торфяную ГЭС-8 им. С. М. Кирова (Дубровскую ГЭС) стали восстанавливать с июня 1944 года. Первые котёл и турбина были запущены в 1946 году, и, судя по всему, в это же время она достигла размеров крупного проекта, но полностью реконструкция станции, значительно превзошедшей, в итоге, довоенную мощность, была завершена позднее.[25][26][27]

Зуевская ГРЭС — восстановление

В июне 1946 года с запуском турбогенератора мощностью 100 МВт было в целом завершено восстановление достроенной незадолго до войны одной из крупнейших тепловых электростанций страны того времени мощностью 350 МВт, частично эвакуированной, а затем пострадавшей во время оккупации.

Позднее электростанция была ещё немного доделана, достигнув мощности 380 МВт и проработала до середины 1970-х годов, когда была перепрофилирована в теплоэлектроцентраль, оснащённую экспериментальным оборудованием. В 2030-х годах она носит название Зуевская экспериментальная ТЭЦ и имеет электрическую мощность 12 МВт. Для её замены в качестве электростанции неподалёку в 1982 году была запущена новая Зуевская ГРЭС-2 (ныне Зуевская ТЭС).

Кузнецкая ТЭЦ

Электростанция, находившаяся до 1954 года в составе Кузнецкого алюминиевого завода, была введена в строй в 1944 году — в рамках первой очереди на ней работал один котлоагрегат и один турбогенератор мощностью 24 МВт. Однако размера крупного проекта угольная ТЭЦ достигла именно в это время, поскольку до 1952 (по другим данным 1954) года были введены в строй ещё три очереди оборудования с 16 котлоагрегатами и 11 турбогенераторами общей мощностью 241 МВт.[28][29]

Кураховская ГРЭС

Строившаяся с 1939 года на Донбассе угольная электростанция была частично введена в строй 6 июля 1941 года (на мощности 50 МВт из, по меньшей мере, 100 установленных), но вскоре её оборудование было эвакуировано, а затем она попала в зону вражеской оккупации. В 1943 году окрестности станции были освобождены и тогда же было принято решение о её восстановлении и достройке. Всего с 1946 по 1952 годы на электростанции были введены в строй 8 турбоагрегатов общей мощностью 400 МВт.[30][31]

Позднее, в 1969—1975 годах электростанция была радикально реконструирована.

Новосибирская ТЭЦ-3

Строившаяся с 1939 и введённая в строй в сентябре 1942 года ТЭЦ достигла размеров крупного проекта именно в этот период, когда в 1948 году её мощность достигла 100 МВт. К 1953 году мощность теплоэлектроцентрали составила 181,5 МВт. ТЭЦ расширялась и позднее.[32]

Фрунзенская ТЭЦ (ТЭЦ-12 Мосэнерго)

Изначально первый 25-мегаваттный энергоблок ТЭЦ, расположенной неподалёку от Киевского вокзала г. Москвы, был введён в строй за несколько дней до начала Великой Отечественной войны 14 июня 1941 года. Однако с началом войны работа станции была прекращена, а в её помещениях были организованы мастерские. Из доступных источников известно, что ТЭЦ достигла мощности 110 МВт после реконструкции в первые послевоенные годы, а ещё через пять лет её мощность была увеличена вдвое до 220 МВт. При этом по крайней мере первый этап её послевоенного развития относится к этому периоду.

ТЭЦ-12 модернизировалась и позднее.

Штеровская ГРЭС имени Ф. Э. Дзержинского — восстановление и модернизация

На частично эвакуированной, а частично взорванной при отступлении в начале Великой Отечественной войны построенной ещё по плану ГОЭЛРО Штеровской ГРЭС на Донбассе восстановительные работы начались почти сразу после её освобождения в 1943 году и были завершены, плавно перейдя в модернизацию, в 1948 году. На тот момент была достигнута мощность только 64 МВт, более, чем вдвое уступавшая довоенной. Начавшаяся же модернизация увеличила установленную мощность электростанции до 200 МВт к концу 1952 года, хотя последний её объект - новая конвейерная система подачи угля - был завершил уже в 1953 году. Судя по аналогам, проект однозначно относится к крупным.

Впоследствии электростанция проработала до 1983 года, когда, в связи с полной выработкой ресурса была закрыта и перепрофилирована в энергоремонтное предприятие.

Щёкинская ГРЭС

В это время была введена в строй первая очередь крупной электростанции в Тульской области общей мощностью 210 МВт, предназначенной для работы на углях Подмосковного бассейна. Все шесть котлоагрегатов и шесть турбоагрегатов первой очереди мощностью по 35 МВт каждый были введены в строй в 1950—1951 годах.[33] Судя по аналогам, проект однозначно относится к крупным.

При этом уже в 1952 году с двух турбогенераторов по 100 МВт каждый начался ввод в строй и последующих очередей следующего этапа развития этой электростанции, завершённого уже позднее.

Южно-Кузбасская ГРЭС

Планировавшуюся ещё с 1939 года ГРЭС стали строить с 1949 года и в 1951—1952 годах в её составе были введены в строй три турбогенератора по 50 МВт каждый общей мощностью 150 МВт, а в течение 1953 года, неизвестно точно в какие месяцы, были приняты в эксплуатацию ещё два турбогенератора мощностью 50 МВт каждый и один турбогенератор мощностью 100 МВт.[34]

Строительство электростанции интенсивно продолжалось и позднее.

Сельское хозяйство и пищевая промышленность

Сталин и карта формируемых в Поволжье лесополос. Плакат 1949 г.

Сталинский план преобразования природы

В 1948 г. была инициирована не имеющая аналогов в мире по масштабу программа по улучшению условий сельского хозяйства в южных степных регионах. Её начало связано с постановлением «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоёмов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части Советского Союза». Впоследствии эта программа получила известность как «Сталинский план преобразования природы».

Ещё в начале XX века в России часто происходили мощнейшие пылевые бури. Так, например, в 1928 году ветер поднял в воздух более 15 млн тонн чернозёма на Украине. Последствия пылевых бурь для плодородных почв и для жителей окрестностей были ужасающими. Решение проблемы в конце XIX-начале XX века предложил создатель почвоведения Василий Докучаев — часть степного ландшафта подлежала облесению, то есть высаживанию лесополос. К 1930-м гг. метод Докучаева был доведен до совершенства в НИИ с/х чернозёмной зоны его имени — оказалось достаточным покрывать лесом до 10-15 % территории степных участков.

С 1948 г. СССР начал создавать защитные лесонасаждения — в местах зарождения пылевых бурь высаживали полоски леса в виде огромной сетки. Согласно плану планировалось высадить более 4 млн га леса, создать государственные полезащитные полосы длиной свыше 5300 км для защиты от ветров-суховеев и значительные площади местных лесополос для закрепления почв и борьбы с оврагами. Для восстановления урожайности почв вводилась травопольная система земледелия, в рамках которой часть пашни в севооборотах засевалась многолетними бобовыми и мятликовыми травами.

Уже к 1952 г. план был в целом реализован и к середине 1950-х годах проблема бурь сошла на нет. Также по плану было создано около 4000 водохранилищ общим объёмом 1200 км3 — они дали широкие возможности по орошению почв, позволили зарегулировать сток рек и развить рыбное хозяйство, а также использовались для получения электроэнергии. Согласно некоторым оценкам, данные мероприятия привели к росту урожайности зерновых на 25-30 %, овощей — на 50-75 %, трав — на 100—200 %. [35]

Промышленность строительных материалов

Пикалёвский цементный завод

В это время в Ленинградской области был, наконец, достроен строившийся аж с 1936 года по приказу № 300 Народного Комиссара тяжелой промышленности СССР от 15 октября 1934 года Пикалёвский цементный завод (впоследствии переименованный в Пикалёвский цемент), вместе с которым был построен и рабочий посёлок (ныне город) Пикалёво, железнодорожная ветка и прочая необходимая инфраструктура[36]. Первая очередь завода производственной мощностью 90 тысяч тонн цемента в год была принята правительственной комиссией в конце декабря 1949 года. Вторая и третья технологические линии были введены в строй в 1950 и 1951 годах соответственно, после чего производственная мощность завода достигла проектной величины в 280 тысяч тонн цемента в год.[37] Завод строился с перерывом на Великую Отечественную войну, когда его частично уже находящееся на месте оборудование было отправлено в эвакуацию, что не могло не привести к существенному удорожанию строительства и, учитывая аналоги, и годы, в которые он был построен, практически однозначно говорит о крупности проекта. Позднее, при строительстве Пикалёвского глиноземного завода, оборудование цементного завода было реконструировано с переводом на использование сырья с глинозёмного завода, что позволило увеличить производственную мощность предприятия до 600 тысяч тонн цемента в год.

А в начале 1960-х была построена вторая очередь завода.

Металлургическая и коксохимическая промышленность

Азовсталь — развитие предприятия

В это время в 1948 году на предприятии были введены в строй блюминг и рельсобалочный цех. [38]

Развитие Ашинского металлургического завода

В это время построенный ещё при Николае II Ашинский металлургический завод начал активно развиваться. В 1948 году на заводе был запущен литейный цех, а в 1952 году — листопрокатный цех № 1, который первоначально был оборудован двумя методическими нагревательными печами, рабочей клетью «2850» и вспомогательным оборудованием участка листоотделки. В цеху стал производиться лист рядовой углеродистой стали толщиной 10-30 мм, а производительность стана составила 260 тыс. тонн в год.[39][40]

Завод продолжал активно развиваться и позднее.

Запорожсталь имени Серго Орджоникидзе — восстановление

В это время в 1949 году было завершено восстановление после эвакуации 1941 года и оккупации 1941—1943 годов одного из крупнейших металлургических предприятий страны — металлургического комбината Запорожсталь имени Серго Орджоникидзе. Первый холоднокатаный лист завод выдал 27 сентября 1947 года, однако полностью он был восстановлен только в 1949 году, а уже на следующий год производство превысило довоенные показатели. Кроме того, в 1951 году на предприятии был открыт цех по производству белой жести в рулонах.

Завод продолжал развиваться и позднее.

Казахский передельный металлургический завод

Завод по производству стали и проката из чугуна строился у посёлка Самаркандский (с 1 октября 1945 года — города Тимертау) в районе города Караганда Казахской ССР, рядом с Карагандинской ГРЭС с марта 1943 года. Первая плавка металла в мартеновской печи № 1 состоялась в полдень 31 декабря 1944 года. Затем виюне 1946 года был введён в строй первый прокатный стан 400. Крупного же размера проект однозначно достиг в августе 1947 года, когда были введены в эксплуатацию мартеновская печь № 2 и тонколистовой прокатный стан.[41]

Завод в дальнейшем развивался относительно медленнее, получив ещё две мартеновские печи (четвёртая — в 1962 году), поскольку было отдано предпочтение строительству неподалёку нового металлургического завода полного цикла, в состав которого при реорганизации в комбинат в 1970 году как «Сортопрокатное производство» вошёл и описываемый завод.[42]

Сталинградский завод качественных сталей «Красный Октябрь» — завершение восстановления

В это время в 1948 году завершилось частично выполненное ранее восстановление разрушенного в ходе Сталинградской битвы завода «Красный Октябрь», а в 1949 году на заводе начинает действовать новый для него цех электрометаллургии, построенный на месте бывшего производства по штамповке снарядов, а с 1951 года вводится техпроцесс полунепрерывной разливки стали.[43]

Следующая коренная модернизация завода началась уже в конце 1960-х годов.

Криворожский коксохимический завод — восстановление

В это время на эвакуированном и разрушенном в годы Великой Отечественной войны Криворожском коксохимическом заводе было восстановлено основное производство. В 1949—1951 годах были введены в эксплуатацию первые четыре печи общей производительностью 1,7 млн тонн кокса в год, что, судя по аналогам, является крупным для того времени проектом. Восстановление было, очевидно, синхронизировано с выполненным в то же время проектом восстановления завода «Криворожсталь».

Завод развивался и в дальнейшем, однако впоследствии новые мощности завода вводились постепенно с большими перерывами, что затрудняет выделение среди них по-настоящему крупных проектов.

Криворожский металлургический завод — восстановление

В 1949—1951 годах был восстановлен эвакуированный и разрушенный во время Великой Отечественной войны завод «Криворожсталь».[44] В часности, в это время были запущены три доменные печи завода. Одновременно с ним был восстановлен и Криворожский коксохимический завод.

Завод «Криворожсталь» продолжал развиваться и позднее.

Руставский металлургический завод

В это время на территории Грузинской ССР был введён в строй новый металлургический завод полного цикла, относительно небольшой для этой отрасли, но, тем не менее, наверняка превысивший размеры крупного проекта.

Завод начали было строить ещё до войны на окраине Тбилиси, но в 1944 году возобновили строительство уже в городе Рустави, что неподалёку от Тбилиси. Первую продукцию завод выдал в 1947 году, а производство стали на нём началось в 1950 году.

Машиностроение

Здание управления завода № 402, 2010

Завод № 402 (ныне «Севмаш»), г. Молотовск (ныне Северодвинск) — завершение первой очереди

Крупный судостроительный завод, фактически введённый в строй ещё до войны был официально сдан в объёме первой очереди только в начале 1950-х[45], по-видимому, в это время.

Позднее завод был значительно расширен.

Завод № 831 (ныне Судостроительный завод «Море»), пгт. Приморский г. Феодосия Крымской области

Основная статья: Судостроительный завод «Море»

Завод, изначально предназначенный для производства торпед, строившийся в окрестностях города Феодосия вместе с рабочим посёлком (изначально Южная Точка, с 1952 года — Приморский) и 7-километровой железнодорожной ветвью ещё до войны, однако вступить в строй тогда он не успел. Оборудование был эвакуировано, а практически всё построенное за время боёв было разрушено с оценочным ущербом 31 млн 703 тыс. рублей в ценах 1940 года. Строительство завода возобновилось в 1944 году, в 1945 году им была выпущена первая продукция — слесарные тиски, а в 1947 году строившееся предприятие было перепрофилировано на производство торпедных катеров из лёгких сплавов и с 1951 года наладило их крупносерийное производство. Тогда же, в начале 1950-х, оно, по-видимому, и было достроено, включая посёлок,железную дорогу и очень дорогую, хоть и небольшую, искусственную гавань со слипом.

Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность

Комсомольский нефтеперерабатывающий завод — достройка

В это время введённый в строй ранее завод активно расширял производство, в том числе за счёт достройки в 1952 году фактически входившего в состав его проекта нефтепровода Оха — Комсомольск-на-Амуре. Но ещё до этого в 1948 году объём переработки нефти был увеличен по сравнению с 1943 годом вдвое, а в 1950 году — более, чем втрое. В том же году завод начал перерабатывать сернистую нефть Туймазинского месторождения, для чего потребовалось строительство новых технологических сооружений.[46]

Позднее завод подвергся коренной реконструкции.

Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод — первые очереди

Завод производственной мощностью проектировался с 1946 года. Первая очередь завода была в основном построена в мае 1951 года. К октябрю все установки первой очереди, кроме термокрекинга № 1 были освоены и вышли на полную мощность, а к концу года были запущены установки термического крекинга № 2; 3 и 4.[47]

Полностью завод был достроен уже позднее.

Сызранский нефтеперерабатывающий завод

Окончательное решение о строительстве Сызранского нефтеперерабатывающего завода производительностью 1 млн тонн нефти в год было принято в 1939 году, хотя полностью технический проект завода был утверждён 3 марта 1940 года, а строительство началось наоборот в 1938 году. Планировавшийся на 4-й квартал того же года ввод завода в строй впоследствии неоднократно переносился. К началу войны строительство находилось начальной стадии. В результате, завод вступил в строй в конце июля 1942 года, когда на его территории было установлено оборудование эвакуированных Херсонского и, отчасти, Одесского и Туапсинского[6] крекинг-заводов. Фактическая производительность завода с единственной установкой термокрекинга ТК-1 в это время составляла чуть менее 400 тыс. тонн сырья[7] в год и едва ли тогда проект достиг размеров крупного, даже когда в конце 1946 года была введена в строй обессоливающая установка «Петрико», значительно улучшившая условия работы основного оборудования.

В 1949 году началась реконструкция оборудования завода. В 1951 году начали строить и в декабре 1952 года ввели в строй вторую установку термического крекинга ТК-2. Одновременно с нею была введена в строй установка электрообессоливания ЭЛОУ-3, в результате чего завод, по-видимому, таки достиг размера крупного проекта.

Химическая промышленность

Лисичанский химический комбинат

Лисичанский химический комбинат (на 2022 год — Северодонецкое объединение «Азот», г. Северодонецк) строился с 1933 года с перерывом на Великую Отечественную войну. Помимо собственно азотно-тукового завода, который после войны стали достраивать сразу как крупный химический комбинат, строились несколько вспомогательных производств и заводской посёлок, позднее ставший городом Северодонецк. В связи с этим к моменту ввода в строй первых мощностей по производству аммиачной селитры и слабой азотной кислоты в 1951 году проект, по всей видимости, уже стал крупным. Помимо этого, в данный период были введены в строй первые мощности строившейся фактически как часть комбината Северодонецкой ТЭЦ (1952 год), цех крепкой азотной кислоты (1952 год) и начато производство аммиака (февраль 1953 года).[48][49]

Предприятие продолжало развиваться и позднее.

Завод № 817 (комбинат «Маяк»)

Первый в стране комбинат по наработке и производству оружейного плутония, также известный в то время как База 10 и Южно-Уральская контора Главгорстроя, в не упоминавшемся в открытой печати г. Озёрске (он же в открытой переписке Челябинск-40 и Челябинск-65) был призван в кратчайшие сроки обеспечить страну основным материалом для мегапроекта создания отечественного ядерного оружия. Район его строительства было выбрано, очевидно, как самый удаленный от аэродромов базирования американских стратегических бомбардировщиков, которые в то время не достаточной дальности долететь только до Южного Урала. Основной технологический комплекс комбината — первый в Европе и Восточном полушарии атомный реактор с охлаждением «А-1», на базе которого функционировал завод «А», строился с августа 1946 года и был запущен 18 июня 1948 года[50]. Одновременно строились введённый в строй 22 декабря 1948 года радиохимический завод «Б», где выделяли наработанный концентрат плутония, и химико-металлургический завод «В», в котором плутоний доводили до состояния высокочистого металла, введённый в строй 26 февраля 1949 года. В 1947 году на строительстве завода были заняты в общей сложности 52 тысячи человек.[51]

Несколько позднее для обеспечения нужд комбината была построена крупная Аргаяшская ТЭЦ.

Спортивные, туристические объекты и особые экономические зоны туристско-рекреационного типа

Стадион имени С. М. Кирова, 2003

Стадион имени С. М. Кирова

Основная статья: Санкт-Петербург (стадион)

Крупнейший на тот момент в СССР и Европе стадион строился в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) с 1932 года с перерывом на Великую Отечественную войну. Введён в строй 30 июля 1950 года. Вместимость многофункционального стадиона изначально составляла 100 тыс. зрителей, а с временными деревянными трибунами в 1959 году достигала 110 тыс. зрителей. С технической точки зрения стадион представлял собой большей частью крупный амфитеатр без особых архитектурных изысков с бетонными трибунами на поверхности кольцевого земляного вала, под которым были устроены технологические выезды на его арену. Также в рамках проекта была облагорожена и вся прилегающая территория западной части Крестовского острова, что, наряду с огромными размерами стадиона и затянутостью строительства, неизбежно сказавшейся на стоимости, и позволяет отнести проект к крупным.

К Олимпиаде 1980 года стадион был реконструирован с уменьшением количества зрителей до 72 тыс., с установкой сидений и искусственного освещения.

Стадион, признанный одно время объектом культурного наследия, тем не менее был снесён в 2006 году в связи с полным моральным устареванием — приспособить его к новым требованиям безопасности без коренной перестройки, по всей видимости, не представлялось возможным. После этого на том же месте был построен новый стадион «Санкт-Петербург».

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы

Жилой дом на Котельнической набережной на панораме Москвы (С. Л. Кожин, 2004)

Жилой дом на Котельнической набережной, г. Москва

Сталинская жилая высотка, строившаяся с перерывом на войну в 1938…1940 и 1948…1952 гг. стала самым высоким в то время зданием в Европе, превзойдя на 15 метров достроенный ещё в 1890-м году Ульмский собор в Германии. Здание имеет в центральной части 32 этажа, 6 из которых — технические и достигает высоты 176 м.

Также здание являлось самым высоким отдельно стоящим сооружением в России, превзойдя Шуховскую башню, и, до 1964 года, самым высоким жилым зданием в мире. Большая часть его рекордов, из тех, которые не относились именно к жилым зданиям, была побита уже в 1953 году с вводом в строй Главного здания МГУ.

Административно-жилое здание на площади Красных ворот

Уникальный небоскрёб — одна из семи сталинских высоток Москвы — строился с 1947 по 1952 годы. Здание не имеет аналогов мире по технологии возведения — из-за ограничения по срокам строительства метрополитена одновременно со зданием, небоскрёб пришлось строить в наклонном положении(!) на замороженном грунте в расчёте на то, что впоследствии оно выровняется при осадке. В целом план удался — хотя здание стоит всё же не идеально ровно, но в пределах допустимых отклонений. Высота здания со шпилем составляет 138 метров.

Здание Главного командования Сухопутных войск в Москве

Украшенное не хуже сталинских высоток огромное административное здание на Фрунзенской набережной начали строить ещё в 1940 году, однако основные работы развернулись уже после войны, в результате чего оно было завершено только в 1951 году. Также было известно как 3-й дом Министерства обороны.

3-й дом Министерства обороны, 2008

Позднее, в 2010-х здание было расширено для размещения в нём Национального центра управления обороной.

Здание Министерства иностранных дел СССР, г. Москва

Здание строилось с 1948 по 1953 год, однако было практически завершено уже в 1951 году, что и отмечено в декоре его фасада. Изначально здание не имело шпиля, однако он был добавлен по личному распоряжению Сталина. Высота здания составляет 172 метра, общая площадь 65 тыс. кв. м. Также здание характеризуется довольно таки богатой внутренней отделкой.

Гидротехнические сооружения

Беломорско-Балтийский канал имени Сталина — восстановление

Канал, построенный в начале 1930-х, во время Великой Отечественной войны в южной своей части был в значительной степени разрушен вместе со всей инфраструктурой, поскольку подвергался бомбардировкам и длительное время являлся линией фронта. Регулярное сквозное судоходство по каналу было восстановлено 28 июля 1946 года, а полностью канал был принят в эксплуатацию весной 1947 года. Стоимость восстановления, включая разминирование и тому подобные работы, при этом оценивалась в 1944 году в 92 миллиона 650 тысяч 210 рублей. При этом впоследствии хотя часть закупок выполнена в это время, по всей видимости, не была, были понесены дополнительные расходы, связанные с художественным оформлением канала и затратами связанными с затягиванием сроков строительства, что в целом говорит о крупности проекта.[52]

Несколько позже в этот же период был продолжен начатый было в 1940 году, но прерванный с началом войны проект создания Выгского каскада гидроэлектростанций на базе гидроузлов северной части канала, фактически совмещённый с его новой реконструкцией.

Беломорско-Балтийский канал имени Сталина — реконструкция

Совет Министров РСФСР 2 февраля 1950 года принял постановление о капитальном ремонте и реконструкции гидротехнических сооружений Беломорско-Балтийского канала прежде всего в отношении северной его части (северного склона канала), которая в наименьшей степени пострадала во время войны и потому почти не ремонтировалась при выполнении проекта послевоенного восстановления канала. Фактически в это же время и в том же месте с 1949 года началась достройка начатого было до войны каскада Выгских ГЭС, частично использующих объекты уже сооружëнных к тому времени гидроузлов северной части канала, что позволяет считать эти два формально, видимо, различных проекта одним большим проектом. В это время была частично введена в строй Маткожненская ГЭС, хотя основные работы по реконструкции канала, по всей видимости, были проведены позднее.[53]

Шлюзы Волго-Донского канала, 2009

Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина

Канал через высокую гряду, разделяющую Дон и Волгу в районе Сталинграда (ныне Волгограда) строился с февраля 1948 года. Из-за очень пересечённой по меркам строительства каналов местности проект получился очень дорогим — на строительстве, несмотря на применение механизации, были задействованы сотни тысяч рабочих. Движение судов по каналу началось 1 июня 1952 года, а несколько позже — 27 июля 1952 года — каналу было присвоено имя В. И. Ленина.

Частью проекта являлось также строительство крупной Цимлянской ГЭС.

Самгорский канал

Оросительная система, позволившая организовать полив 70 тыс. гектаров Самгорской степи близ Тбилиси, включала, помимо прочего, два магистральных канала (и), Сионское водохранилище на реке Иори, водоподъемную плотину ниже него, Верхне-Самгорский магистральный канал, Тбилисское водохранилище, Нижне-Самгорский магистральный канал и достаточно крупную систему из четырех малых гидроэлектростанций, построенных на базе Сионского водохранилища и Верхне-Самгорского канала. Источником орошения здесь служит река Иори и ее Сионское водохранилище для аккумулирования летних паводков; ниже водохранилища построена водоподъемная плотина, от которой отходит Верхне-Самгорский магистральный канал с тремя действующими гидроэлектростанциями. Объект, судя по неполным данным различных источников, в основном был введён в строй в 1951—1952 годах, а наполнение Тбилисского водохранилища было полностью завершено в 1953 году.[54][55]

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Восстановление разрушенных городов после Великой Отечественной войны

В ходе войны в СССР было разрушено более 70 тысяч населенных пунктов, в том числе 1710 городов. Многие города были уничтожены практически полностью — от Минска, например, осталось не более 70 целых построек. [56] При отступлении, как правило, немцы взрывали всю наиболее ценную инфраструктуру — мосты, вокзалы, лечебные учреждения и т. д. Уцелевшим горожанам приходилось жить в подвалах и землянках, среди руин и минных полей.

Однако восстановление началось практически сразу и шло очень быстрыми темпами. Уже в 1943 году стал возрождаться из руин Сталинград, на 90 % разрушенный в ходе Сталинградской битвы. 1 ноября 1945 года вышло постановление Совнаркома СССР № 2722 «О мероприятиях по восстановлению разрушенных немецкими захватчиками городов РСФСР…» — предполагалось восстановить в первую очередь 15 наиболее пострадавших крупных городов. В Украинской ССР, Белорусской ССР и Молдавской ССР основные усилия были брошены на восстановление столиц этих республик. Таким образом, общий список советских городов, первоочередных к восстановлению, выглядел так:

Восстановление каждого из этих городов было очень крупным проектом. Вновь запускались заводы и транспорт, активно строились новые здания вокзалов, почты и телефонной связи, медицинских и учебных учреждений — при этом важнейшие здания старались сделать максимально красивыми и триумфальными.

Центральные улицы крупнейших разрушенных городов были практически полностью застроены заново в стиле сталинского неоклассицизма (ампира). Именно этот стиль и именно послевоенная застройка до сих пор определяют облик центра Киева, Минска, Волгограда, Севастополя, Мурманска. В этих городах были сформированы прекрасные новые архитектурные ансамбли, ставшие вершиной развития советской архитектуры.

Постепенно возрождались из руин и важнейшие архитектурные памятники. Реставрация старинных дворцов и храмов стала исключительно важным поворотом в отношении к историческому наследию в СССР, где до этого культурные памятники намеренно уничтожались. Некоторые крупнейшие объекты, разрушенные в войну, продолжают восстанавливаться до сих пор — наиболее известны в этом отношении дворцово-парковые ансамбли в пригородах Петербурга-Ленинграда: Петергоф (Петродворец), Царское село (Пушкин), Павловск, Стрельна и Гатчина.

Празднование 800-летия Москвы и начало строительства московских сталинских высоток

Празднование 800-летия Москвы в 1947 году проводилось с большим размахом. Помимо обновления городской инфраструктуры, украшения столицы и большого числа праздничных мероприятий к юбилею по числу веков с момента первого упоминания города было заложено восемь высотных зданий. Это были первые в мире небоскрёбы, построенные не на скальных грунтах и многие из них сами по себе были крупными проектами. Впоследствии достроено из них было семь:

Что же касается восьмого здания, которое строилось рядом с Кремлём в Зарядье, то его строительство успешно саботировалось виднейшими архитекторами страны, не согласными с его местоположением вплоть до самой смерти Сталина, после чего на его готовом стилобате уже при Хрущёве и Брежневе была построена крупнейшая в мире гостиница «Россия».

Преобразование природы лесостепной и степной зоны

См. раздел Сельское хозяйство.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
  2. См. статью «Автомобильная дорога» 3 издания БСЭ)
  3. См. статью «Автомобильная дорога» 3 издания БСЭ.
  4. См. статью «Автомобильная дорога» 3 издания БСЭ.
  5. Встречающиеся в некоторых источниках более поздние даты, например 1956 год, ошибочны, так как не согласуются с временем запуска конкретных агрегатов ТЭЦ.
  6. Туапсинский крекинг-завод был эвакуирован большей частью в Красноводск.
  7. Первоначально завод перерабатывал мазут, затем нефть.