Российские мегапроекты: различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 198: | Строка 198: | ||
TrainStation.jpeg|'''1885 — 1892 гг.''' <br> [[Крупные_российские_проекты_(Александр_III,_1881-1894)#.D0.A1.D0.B0.D0.BC.D0.B0.D1.80.D0.BE-.D0.97.D0.BB.D0.B0.D1.82.D0.BE.D1.83.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.B6.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.B7.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B4.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B3.D0.B0_.28.D1.83.D1.87.D0.B0.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.BA_.D0.A3.D1.84.D0.B0.C2.A0.E2.80.94_.D0.97.D0.BB.D0.B0.D1.82.D0.BE.D1.83.D1.81.D1.82.29|Самаро-Златоустовская железная дорога <br> (Самара — Челябинск)]] | TrainStation.jpeg|'''1885 — 1892 гг.''' <br> [[Крупные_российские_проекты_(Александр_III,_1881-1894)#.D0.A1.D0.B0.D0.BC.D0.B0.D1.80.D0.BE-.D0.97.D0.BB.D0.B0.D1.82.D0.BE.D1.83.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.B6.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.B7.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B4.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B3.D0.B0_.28.D1.83.D1.87.D0.B0.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.BA_.D0.A3.D1.84.D0.B0.C2.A0.E2.80.94_.D0.97.D0.BB.D0.B0.D1.82.D0.BE.D1.83.D1.81.D1.82.29|Самаро-Златоустовская железная дорога <br> (Самара — Челябинск)]] | ||
Pralevka 1892.jpg|'''1891 — 1892 гг.''' <br> | |||
Velikiy_Sibirskiy_Put.jpg|'''1891 — 1905 гг.''' <br> [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)#.D0.92.D0.B5.D0.BB.D0.B8.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D1.81.D0.B8.D0.B1.D0.B8.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.BF.D1.83.D1.82.D1.8C_.28.D0.A2.D1.80.D0.B0.D0.BD.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B1.D0.B8.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.BC.D0.B0.D0.B3.D0.B8.D1.81.D1.82.D1.80.D0.B0.D0.BB.D1.8C.29|Великий сибирский путь (Транссибирская магистраль)]] | Velikiy_Sibirskiy_Put.jpg|'''1891 — 1905 гг.''' <br> [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)#.D0.92.D0.B5.D0.BB.D0.B8.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D1.81.D0.B8.D0.B1.D0.B8.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.BF.D1.83.D1.82.D1.8C_.28.D0.A2.D1.80.D0.B0.D0.BD.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B1.D0.B8.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.BC.D0.B0.D0.B3.D0.B8.D1.81.D1.82.D1.80.D0.B0.D0.BB.D1.8C.29|Великий сибирский путь (Транссибирская магистраль)]] |
Версия от 02:49, 2 апреля 2023
Российские мегапроекты – крупнейшие из самых Крупных российских проектов, которые во многом определяли жизнь страны в те исторические периоды, когда над этими проектами шла работа. Ниже приведён неполный перечень, включая непубличные (секретные) проекты, а также незавершённые, либо не проявившие себя по разным причинам.
В перечисленные стройки, предприятия, реформы и т.д. направлялись основные усилия России за последние тысячу с лишним лет.
Древняя Русь
987 — 990 гг.
Крещение Руси, распространение грамотности и начало школьного образования989 — 996 гг.
Город Владимира в Киеве, включая Успенский собор, новые укрепления993 — 1008 гг.
Посульская и Стугнинская оборонительные линии на границе со степью1032 — 1036 гг.
Поросская оборонительная линия1037 — 1047(1050) гг.
Город Ярослава в Киеве, включая Софийский собор и Золотые ворота1044 — 1050(1052) гг.
Новгородский детинец, включая Софийский собор в Новгороде1152 — 1157 гг.
Массовое строительство храмов и городов в Залесье, в том числе Переяславля и Москвы1158 — 1165 гг.
Белокаменный город Боголюбово, в том числе Храм Покрова на Нерли1194 — 1197 гг.
Каменный Владимирский детинец, в том числе Дмитриевскиий собор и великокняжеский дворец1239 — 1246 гг.
Восстановление северо-восточной Руси после Батыева нашествия
Московская Русь
1325 — 1333 гг.
Первые каменные соборы Московского кремля1339 — 1340 гг.
Дубовый Московский кремль1353 — 1359 гг.
Устранение последствий «Чёрной смерти», включая перенос городов1366 — 1368 гг.
Восстановление Москвы после Великого пожара, построен белокаменный Московский кремль1472(1474) — 1479 гг.
Успенский собор Московского кремля1484 — 1499 гг.
Стены и башни Новгородского детинца1485 — 1495 гг.
Стены и башни Московского кремля1507 — 1515(1533) гг.
Три Успенских собора в благодарность о победе над Литвой и Крымским ханством1507 — 1509 гг.
Огромная дубовая крепость Тула1508(1500) — 1515 гг.
Каменная крепость Нижний Новгород — Нижегородский кремль1514 — 1520(1521) гг.
Тульский кремль1525 — 1533 гг.
Каменная крепость Коломна — Коломенский кремль1521 — 1566(1590) гг.
Государева заповедь (Большая засечная черта)1529 — 1532(1534) гг.
Серия каменных храмов в благодарность за рождение наследника1535 — 1538 гг.
Китайгородская стена в Москве
Русское Царство
1559 — 1585 гг.
Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры- Вид Архангельска около 1600 г.jpeg
1583 — 1584 гг.
Порт Архангельск 1584—1594 гг.
Укрепления Соловецкого монастыря1585—1591 гг.
Царёв город (стены Белого города Москвы)1592—1593 гг.
Деревянный город (стены Земляного города Москвы) с 34(!) башнями1595 — 1602 гг.
Крепость Смоленск1619 — 1644 гг.
Государственная инфраструктура в Сибири от Енисея до Колымы1635 — 1646 гг.
Белгородская черта1648 — 1654 гг.
Синбирская (Симбирская) черта1652 — 1656 гг.
Закамская черта1679 — 1680 гг.
Изюмская черта1682 — 1706 гг.
Ново-Иерусалимский монастырь достроен1696 — 1710 гг.
Военно-морской флот
на Азовском море1699 — 1725 гг.
Демидовские заводы на Урале1703 — 1740 гг.
Новая столица России
в Санкт-Петербурге и окрестностях1703 — 1721 гг.
Балтийский флот, в том числе порт Кронштадт1712 — 1746 гг.
Столичный тракт (дерево-земляная дорога Петербург — Москва)1718 — 1722(1732) гг.
Царицынская сторожевая линия1719 — 1730 гг.
Ладожский канал Петра I1718 — 1726(1768)
Военный порт Рогервик
(построен в минимальном объёме, фактически отложен, затем отменён[1])
Российская Империя
1723 — 1727 гг.
Линейный корабль «Пётр I и II»1723 — 1747 гг.
Морская крепость Кронштадт1730 — 1740 гг.
Императорские конюшни (племенное коневодство и конная гвардия)1733 — 1741 гг.
Сибирский тракт1733 — 1743 гг.
Великая северная экспедиция1752 — 1764 гг.
Зимний дворец
в Санкт-Петербурге1778 — 1787 гг.
Черноморский флот1791 — 1798 гг.
Суворовская система обороны границы со Швецией1794 — 1804(1850) гг.
Порт Одесса1799 — 1810 гг.
Мариинская водная система1801 — 1814 гг.
Военно-Грузинская дорога1810(1812) — 1833 гг.
Крепость Динабург1813 — 1817 гг.
Восстановление Москвы после пожара 1812 года1817 — 1822 гг.
Макарьевская (Нижегородская) ярмарка- Мост Московского шоссе в Любани 1830.png
1817 — 1834 гг.
Московское шоссе — дорога Петербург-Москва с твёрдым покрытием 1818 — 1858 гг.
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге- Крепость Кронштадт 1я Северная полубашня.jpg
1830 — 1831 гг.
Борьба с пандемией холеры- Novogeorgievsk 1884 1.jpg
1832 — 1841 гг.
Крепость Новогеоргиевск 1833 — 1842 гг.
Брестская крепость1834 — 1855 гг.
Коренная реконструкция морской крепости Севастополь1837 — 1883 гг.
Храм Христа Спасителя в Москве1839 — 1848 гг.
Варшаво-Венская железная дорога- Московско-Варшавское шоссе в Подольске.jpeg
1840 — 1849 гг.
Московско-Варшавское шоссе 1843 — 1851 гг.
Санкт-Петербурго-Московская железная дорога1852(1851) — 1862 гг.
Санкт-Петербурго-Варшавская железная дорога1858 — 1862 гг.
Московско-Нижегородская железная дорога1861 — 1864 гг.
Отмена крепостного права1862 — 1874 гг.
Военная реформа Александра II- Судебная реформа Александра II.jpg
1864 — 1899 гг.
Судебная реформа 1865 — 1871 гг.
Железная дорога Москва — Варшава1865 — 1872 гг.
Поти-Тифлисская железная дорога1872 — 1876 гг.
Лозово-Севастопольская железная дорога1874 — 1880 гг.
Оренбургская железная дорога, включая Александровский мост- TranscaspianRailway.jpg
1880 — 1883 гг.
Вторая очередь Закавказских железных дорог (Баку — Батум)- Вокзал Екатеринославе.jpg
1881 — 1884 гг.
Екатерининская железная дорога (Кривой Рог — Донбасс) 1885 — 1892 гг.
Самаро-Златоустовская железная дорога
(Самара — Челябинск)- Velikiy Sibirskiy Put.jpg
1891 — 1905 гг.
Великий сибирский путь (Транссибирская магистраль) 1891 — 1903 гг.
Перевооружение армии на трёхлинейную винтовку образца 1891 года- Poltava Type Battleships.jpg
1895 — 1905 гг.
Тихоокеанский флот[2] 1898 — 1904 г.
Международный порт Дальний и южная ветвь КВЖД (достались Японии из-за Революции 1905 г.)1899 — 1906 гг.
Ташкентская железная дорога между Средней Азией и остальной Россией1902 — 1907 гг.
Бологое-Седлецкая стратегическая железная дорога1907 — 1916 гг.
Амурская железная дорога, включая крупнейший в полушарии Алексеевский мост1909 — 1917(1935) гг.
Дредноутный флот на Балтийском море[3]1911 — 1917 гг.
Дредноутный Черноморский флот1912 — 1917 гг.
Морская крепость Императора Петра Великого1915 — 1916 гг.
Мурманская железнодорожная магистраль1916 — 1917 гг.
Массовый автопром (все 6 заводов не достроены из-за революций)[1]
СССР
1927(1912) — 1931 гг.
Туркестано-Сибирская магистраль1927 — 1941
Днепровский комбинат, включая ДнепроГЭС1928 — 1941
Цепи укрепрайонов вдоль границ страны, в т.ч. «Линия Сталина»1929 — 1934
Магнитогорский металлургический комбинат1929 — 1939
Березниковский химический комбинат1931 — 1933
Беломорско-Балтийский канал имени Сталина1931(1933) — 1935
Первая очередь Московского метрополитена1931 — 1941 (1957)
Дворец Советов
(отложен, затем отменён[4])1932 — 1937
Канал Москва — Волга1932 — 1942
Комсомольск-на-Амуре1938 — 1941(1947)
Большой флот
(отложен[5])весна 1941
Ленинградский метрополитен (отложен из-за начала ВОВ)1941 — 1942
Эвакуация на восток1942 — 1944
Волжская рокада1942 — 1949
Отечественное ядерное оружие1946 — 1955
Ленинградский метрополитен1947 — 1953
Трансполярная магистраль (строительство брошено после смерти Сталина)1947 — 1957
Семь сталинских высоток в Москве1948 — 1953
Преобразование природы (реализация свёрнута после смерти Сталина)1948 — 1952
Волго-Донской судоходный канал с Цимлянской ГЭС1950 — 1957(1958)
Зенитно-ракетная система ПВО Москвы С-25 «Беркут»1950 — 1957(1959)
Куйбышевская ГЭС (с 1958 г. — Волжская ГЭС имени Ленина)1950 — 1979
Каховская ГЭС, Каховский и Северо-крымский каналы1952 — 1961
Крупнейшая в мире Сталинградская ГЭС (с 1961 г. — Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС)1953 — 1960
Освоение целины1954 — 1988
Каракумский канал имени В. И. Ленина1954 — 1967
Братская ГЭС1954 — 1957(1961)
Межконтинентальная баллистическая ракета и полёт человека в космос1956 — 1972
Красноярская ГЭС1958 — 1964
Нефтепровод «Дружба»1960(1956) — 1976
Реконструкция Большого кольца Московской железной дороги1963 — 1967(1977)
Центральное телевидение1963 — 2000
Саяно-Шушенская ГЭС1964 — 1974
Лунная пилотируемая программа (закрыта из-за потери актуальности)1965 — 1976
Самотлорское нефтяное месторождение1973 — 1980
XXII Олимпийские игры в Москве1974(1938) — 2003
Байкало-Амурская магистраль1976 — 1988
Космическая программа «Энергия-Буран»1979 — 1996(2001)
Орбитальная станция «Мир»1981 — 1984
Газопровод из Сибири в Западную Европу
Российская Федерация
1994 — 2010
Международная космическая станция1998(1992) — н. в.
Московский международный деловой центр «Москва-Сити»2000(1967) — 2010
Трасса «Амур» Чита — Хабаровск2005(1979) — 2011
Петербургская дамба2005(1986) — 2018
Заполярное Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение с железной дорогой и трубопроводами2006(2010) — н. в. (план 2025)
Международный экспериментальный термоядерный реактор2007 — 2012
Реконструкция Владивостока к саммиту АТЭС-20122007 — 2014
Зимние Олимпийские игры в Сочи2010(2006) — 2012
Морской газопровод Северный поток2010 — 2018
Чемпионат мира по футболу — 20182011(2008) — 2016
Модернизация нефтепереработки под экологически чистое топливо2012 — 2018
Ямал-СПГ, включая заполярные глубоководный порт и международный аэропорт Сабетта2012 — 2023
Резкое расширение Московского метрополитена2012 — 2019...(окончательно план 2025)
Газопровод «Сила Сибири», включая Амурский газоперерабатывающий завод и Чаяндинское месторождение2014 — 2020
Развитие Крыма, включая Крымский мост2014 — 2021
Центральная кольцевая автомобильная дорога2015 — 2020
Комбинат по выпуску полимеров «ЗапСибНефтеХим»2016 — 2021
Морской газопровод Северный поток-22018 — н. в. (план 2025)
Проект по добыче, ожижению и отгрузке природного газа Арктик СПГ 22020 — 2022
Борьба с пандемией коронавируса COVID-192020 — н. в. (план 2024)
Амурский газохимический комплекс2020 — н. в. (план 2024)
Скоростная автомобильная дорога М12 «Москва — Казань»2021 — н. в. (план 2024)
Комплекс по переработке газа и производству СПГ в Усть-Луге2021 — н. в. (план 2030)
Спутниковая система «Сфера»2022 — н. в.
Восстановление инфраструктуры Донбасса
Примечания
- ↑ Единственную глубоководную бухту на южном берегу Финского залива неоднократно предполагалось превратить в грандиозный и удобнейший военный порт, для чего надо было построить, в частности, глубоководный мол, но сначала технологические трудности и смерть Петра I, а затем соображения экономии и текущего момента привели к тому, что проект так и не был выполнен в полном объёме, хотя к нему впоследствии возвращались неоднократно и в XVIII, и в XIX, и в XX веках.
- ↑ Проект создания Тихоокеанского флота со стороны промышленности был выполнен практически полностью, однако вновь построенные корабли и наземная инфраструктура оказались большей частью потеряны в ходе Русско-японской войны 1904 — 1905 гг.
- ↑ Проект был реализован в объёме первой очереди, а затем прерван революцией 1917 года.
- ↑ В начале Великой Отечественной войны построенная часть каркаса разобрана на балки, после войны в приоритете оказалось здание МГУ на Воробьёвых горах, а в 1957 году проект заменён куда более скромным Дворцом Съездов в Кремле.
- ↑ Вследствие революций судостроение пришло в упадок и оказалось не в состоянии выполнить предвоенный план строительства крупных кораблей, а затем начавшаяся Великая Отечественная война окончательно вынудила отложить возрождение океанского флота.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|