Крымский мост: различия между версиями
мНет описания правки |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 9 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 3: | Строка 3: | ||
{{#ev:youtubeimg|i0dYPHq9lCc|250|right|Крымский мост: 4 года строительства железнодорожной части в одном ролике}} | {{#ev:youtubeimg|i0dYPHq9lCc|250|right|Крымский мост: 4 года строительства железнодорожной части в одном ролике}} | ||
'''Крымский мост''' ('''Керченский мост''') — совмещённый (автомобильный и железнодорожный) мост через Керченский пролив, который соединяет полуостров [[Крым]] в районе города [[Керчь]] с Таманским полуостровом в [[Краснодарский край|Краснодарском крае]] | '''Крымский мост''' ('''Керченский мост''') — совмещённый (автомобильный и железнодорожный) мост через Керченский пролив, который соединяет полуостров [[Крым]] в районе города [[Керчь]] с Таманским полуостровом в [[Краснодарский край|Краснодарском крае]]. Самый протяжённый мостовой переход в России и Европе (19 км).[http://iz.ru/743224/ignat-orbeliani/poverzhennye-giganty] | ||
Крымский мост стал [[национальные символы России|символом России]] ещё до того, как в илистое дно вбили первую сваю. Без всяких сомнений, это очередной [[Российские мегапроекты|российский мегапроект]], который будет формировать лицо новой России — как по сложности самого проекта, так и по резонансу, вызываемому им в российском обществе. Большинство журналистов называли его Керченским, [http://most.life/ официальный сайт] — Крымским, последнее название и выиграло голосование. | Крымский мост стал [[национальные символы России|символом России]] ещё до того, как в илистое дно вбили первую сваю. Без всяких сомнений, это очередной [[Российские мегапроекты|российский мегапроект]], который будет формировать лицо новой России — как по сложности самого проекта, так и по резонансу, вызываемому им в российском обществе. Большинство журналистов называли его Керченским, [http://most.life/ официальный сайт] — Крымским, последнее название и выиграло голосование. | ||
Строка 282: | Строка 282: | ||
=== История эксплуатации моста === | === История эксплуатации моста === | ||
'''Февраль 2021 года''' — Главгосэкспертизой одобрен проект электрификации на переменном токе железнодорожной части моста с прилегающими к нему участками железной дороги.[https://rg.ru/2021/02/09/reg-ufo/odobren-proekt-elektrifikacii-zheleznoj-dorogi-krymskogo-mosta.html] | |||
'''9 мая 2021 года''' — к празднованию 76-летия Победы автомобильные и железнодорожные арочные пролёты получили подсветку в виде [[Флаг России|российского триколора]]. [http://sdelanounas.ru/blogs/141268/] | '''9 мая 2021 года''' — к празднованию 76-летия Победы автомобильные и железнодорожные арочные пролёты получили подсветку в виде [[Флаг России|российского триколора]]. [http://sdelanounas.ru/blogs/141268/] | ||
Строка 291: | Строка 293: | ||
'''5 мая 2023 года''' — досрочно открыто движение по повреждённой стороне железнодорожной части моста, где также были заменены оба относительно немного пострадавших пролёта. | '''5 мая 2023 года''' — досрочно открыто движение по повреждённой стороне железнодорожной части моста, где также были заменены оба относительно немного пострадавших пролёта. | ||
'''17 июля 2023 года''' — на мосту снова произошёл теракт — в результате взрыва, по-видимому, в воде под мостом один из автодорожных пролётов получил существенные повреждения, соседний на другой проезжей части был сдвинут в сторону, а ближайший железнодорожный также получил незначительные повреждения. | |||
'''14 сентября 2023 года''' — открыто сквозное автомобильное движение по ранее наиболее поврежденной ветви моста. | |||
'''14 октября 2023 года''' — мост полностью восстановлен, движение открыто по всем полосам. | |||
== Видеоматериалы о строительстве моста == | == Видеоматериалы о строительстве моста == | ||
Строка 345: | Строка 353: | ||
{{Крупные российские проекты}} | {{Крупные российские проекты}} | ||
[[Категория:Крупные российские проекты]] | |||
[[Категория:Краснодарский край]] | [[Категория:Краснодарский край]] | ||
[[Категория:Республика Крым]] | [[Категория:Республика Крым]] | ||
[[Категория:Керчь]] | [[Категория:Керчь]] | ||
[[Категория:Транспорт России]] | |||
[[Категория:Избранные статьи]] | [[Категория:Избранные статьи]] |
Текущая версия от 16:22, 15 октября 2023
Крымский мост (Керченский мост) — совмещённый (автомобильный и железнодорожный) мост через Керченский пролив, который соединяет полуостров Крым в районе города Керчь с Таманским полуостровом в Краснодарском крае. Самый протяжённый мостовой переход в России и Европе (19 км).[1]
Крымский мост стал символом России ещё до того, как в илистое дно вбили первую сваю. Без всяких сомнений, это очередной российский мегапроект, который будет формировать лицо новой России — как по сложности самого проекта, так и по резонансу, вызываемому им в российском обществе. Большинство журналистов называли его Керченским, официальный сайт — Крымским, последнее название и выиграло голосование.
15 мая 2018 года Президент РФ Владимир Путин принял участие в церемонии открытия автомобильной части Крымского моста. На следующий день открылось полноценное автомобильное движение, а железнодорожное движение — в декабре 2019 года. [2][3]
Технические параметры моста
Общая длина мостового перехода: 19 км. Ширина судоходного пролёта: 227 м. Высота судоходного пролёта: 35 м.
Автодорожная и железнодорожная части моста выполнены фактически в виде двух установленных рядом мостов, что связано, вероятно, прежде всего с возможностью сэкономить на высоте опор автомобильной части моста, которая, в отличие от железнодорожной, может иметь заметные перепады высоты, и гораздо резче понижаться вдали от высотного судоходного пролёта.
По автодорожной части моста:
- Количество полос движения: 4 полосы.
- Расчётная скорость движения транспорта: до 120 км/ч.
- Пропускная способность: до 40 тыс. автомобилей в сутки.
По железнодорожной части моста:
- Количество путей: 2 пути широкой колеи.
- Электрификация: не электрифицирован, но предусмотрен задел под неё.
- Пропускная способность: до 47 пар поездов в сутки.
- Расчётная скорость движения пассажирских поездов: 120 км/ч.
- То же грузовых поездов: 80 км/ч.
В связи с тяжёлыми геологическими (до нескольких десятков метров ила) и сейсмическими (9 баллов, тектонический разлом) условиями в Керченском проливе опоры моста сооружены на кустах наклонных свай различной конструкции глубиной до нескольких десятков метров. Всего мост имеет 594 опоры.
Мост оборудован автоматизированной системой управления дорожным движением (АСУДД) — она включает детекторы движения, метеостанции и информационные табло.
Технология строительства
В связи с часто неблагоприятными погодными условиями в Керченском проливе (частые сильные ветры и шторма, а также напор ледовых полей зимой) условиями вдоль трассы моста предварительно были построены три технологических моста, с которых осуществлялась доставка оборудования и материалов к месту работ, а также само строительство. От таманского берега до косы Тузла и от косы Тузла и крымского берега до обеих сторон будущего судоходного пролёта.
Утверждается, что даже временные технологические мосты были сделаны с тем же запасом прочности, что старый послевоенный мост — а сам мост намного прочнее. Возможно, часть конструкций и дорожное покрытие после сильного землетрясения выйдут из строя, но опоры и пролёты останутся на месте, и после восстановительного ремонта мост будет готов принять движение.
Вообще мостов над разломами, подобных Крымскому, в мире построено уже немало, например, мост Рион — Андирион в Греции или Акаси-Кайкё в Японии. И они благополучно переживали крайне сильные землетрясения с подвижками разломов благодаря тому, что в их конструкции изначально предусматривается возможность смещения опор землетрясением, при том что полотно моста достаточно гибкое, чтобы выровняться по их новой линии. В связи с этим спекуляции на тему невозможности строительства моста были и являются полностью несостоятельными.
Предприятия, участвующие в строительстве
Главный подрядчик:
- ООО «СГМ-Мост», г. Москва — специально созданная дочерняя компания фирмы «Стройгазмонтаж» («СГМ») г. Москва, выполняющая функции главного подрядчика проектирования и строительства моста.
Государственный заказчик:
- Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань», г. Анапа, Краснодарский край — специально созданное управление Росавтодора, осуществлявшее функции заказчика проектирования и строительства моста.[4]
Помимо прочих, в строительстве моста и подходов к нему также принимали участие следующие предприятия:
- Борисовский завод мостовых металлоконструкций имени В. А. Скляренко, п. Борисовка, Белгородская область — изготавливает более 15 тыс. тонн металлоконструкций[5], возможно больше. Мощности предприятия были расширены под этот заказ.[6]
- АО «ВАД», г. Санкт-Петербург — автомобильный подход к мосту со стороны Керчи.
- Воронежстальмост, г. Воронеж — пролётные строения, арки, 20 тыс. тонн металлоконструкций.[7]
- ЦКБ «Коралл», г. Севастополь — выполнило проектирование плавучих опор для установки судоходных пролётов.
- Крыловский государственный научный центр, г. Санкт-Петербург — аэро- и гидродинамические исследования, необходимые для строительства моста.
- Крымская первая страховая компания, г. Симферополь, Республика Крым — страхование строительства.[8]
- ЗАО «Ленстрой», г. Санкт-Петербург — контроль качества строительства со стороны заказчика.[9]
- Монтажник, г. Иваново — малое предприятие, изготовило 500 тонн нестандартных металлоконструкций для строительства моста.[10]
- Севастопольский морской завод, г. Севастополь — изготовил плавучие опоры для установки судоходных полётов.[11]
- СЗСМ (бывший Славянский завод «Стройматериалы»), г. Славянск-на-Кубани, Краснодарский край — мостовые и дорожные плиты[12].
- Судостроительный завод «Залив», г. Керчь — 500 тонн металлоконструкций пролётных строений автодорожной части Крымского моста.[13].
История моста
Предыстория строительства
960-е годы либо 988 год — окрестности Керченского пролива входят в состав Древнерусского государства как Тмутараканское Княжество.
1068 год — князь Глеб Тмутараканский провёл первые известные гидрографические работы в стране, измерив по льду ширину Керченского пролива от Тмутаракани на таманском берегу до Корчева (ныне Керчи). Отчёт о результатах работ был найден в XVIII веке высеченным на Тмутараканском камне.
1771 год — на крымском берегу в районе будущего строительства моста устроена российская батарея береговой обороны для контроля входа в пролив.
1783 год — Крым присоединён к России.
1857—1872 годы — на крымском берегу в районе будущего строительства моста построена Керченская крепость, впоследствии повлиявшая на его трассировку.
1874—1877 годы — на дне довольно-таки мелкого пролива выкопан Керчь-Еникальский канал, система искусственных фарватеров, повышающая осадку судов, способных войти в Азовское море, до 5 метров (ныне углублён до 8 метров, в самые плохие годы Украины заиливался до 6 м).
1903 год — строительство моста впервые попадает в официальные планы, утверждённые Императором Николаем II.
1903—1906 годы — проведены первые геологические изыскания на предполагавшемся месте строительства моста.[14]
1910 год — полностью разработан первый проект моста, включая сметную документацию. Строительство тогда так и не началось из-за разразившейся в 1914 году Первой мировой войны, а затем революций 1917 г. и вызванной ими Гражданской войны.
29 ноября 1925 года — во время шторма в косе Тузла образовался 300-метровый промыв (что бывало и ранее), в результате чего часть косы стала временным островом. Впоследствии к началу XXI века промыв значительно расширился.
1931 год — начало работ над новым проектом моста с подходами к нему.
7 января 1941 года — островная часть косы Тузла передана в состав Крымской АССР.
вторая половина 1941 года — начало Великой Отечественной войны, Керчь к концу года оккупирована германскими войсками и снова освобождена русскими. К этому моменту приступить к строительству моста по второму проекту так и не удалось.
май 1942 года — Керчь повторно захватили германские войска.
весна 1943 года — германские войска начинают строить канатную дорогу через Керченский пролив. Тогда же Гитлер лично даёт указание о начале строительства постоянного моста. Получив сведения о начале строительства, Сталин лично запрещает бомбить и обстреливать стройплощадку.
14 июня 1943 года — германскими войсками введена в строй канатная дорога через Керченский пролив.
9 октября 1943 года — советские войска занимают восточный берег Керченского пролива. Канатная дорога при этом была частично демонтирована и частично разрушена немцами при отступлении.
апрель 1944 года — с использованием оставленного немцами материала началось строительство железнодорожного моста через Керченский пролив. Строительство началось ещё до освобождения Керчи и велось по временным нормам, без ледорезов, которые планировалось доделать уже после запуска движения по мосту.[15]
1944 год — канатная дорога восстановлена советскими войсками и использовалась для снабжения войск в Крыму. Позднее в том же году она была демонтирована и переброшена в Карпаты.
11 апреля 1944 года — освобождён г. Керчь.
3 ноября 1944 года — железнодорожный мост через Керченский пролив (Керченский железнодорожный мост) введён в строй в объёме первого пускового комплекса. Достройка моста при этом продолжалась, однако завершить строительство вовремя помешали многочисленные в тот год зимние шторма.
18 февраля 1945 года — принесёнными ветром из Азовского моря толстыми льдами снесены 32 опоры моста, поскольку к этому моменту на 115 опорах моста были готовы только 5 ледорезов. К 20 февраля рухнули ещё 10 опор. После обследования моста специальная комиссия рекомендовала его не восстанавливать, а разобрать и построить новый.
31 июля 1945 года — после проведённых исследований разработано проектное задание на строительство постоянного моста через Керченский пролив, для чего был выбран вариант неразводного моста на высоком уровне с однопутным железнодорожным и двухпутным автогужевым движением над ним в створе Еникале — коса Чушка. Однако окончательно проектная документация утверждена так и не была — в Госплане к ней выдвинули ряд противоречивых претензий, главным из которых стала недостаточная изученность сложных геологических условий в проливе, в результате чего в последующие несколько лет все работы по строительству постоянного моста свелись к разборке остатков старого моста для освобождения пролива, а также изысканиям и строительству опытной опоры.
1950 год — вялотекущие подготовительные работы к строительству постоянного моста через Керченский пролив свёрнуты с переориентированием работ на строительство паромной переправы. В последующие 69 лет строительства моста постоянно обсуждались, но только на ранних этапах.
Начало 1954 года — Крымская область передана из состава РСФСР в состав УССР. Решение о передаче было принято с нарушениями Конституции СССР. Это привело сначала к длительному вялотекущему, а затем и острому конфликту.
22 сентября 1954 года — для замены моста открыта Керченская паромная переправа. После этого проекты строительства моста обсуждались в среднем каждые пять лет, но только в виде намерений.
Конец 2003 года — для защиты от размывания берегов Таманского полуострова российские власти восстановили значительную часть косы Тузла, что вызвало пограничный конфликт с Украиной, контролировавшей на спорных основаниях её островную часть. В результате промыв был значительно сокращён, но не ликвидирован полностью. Восстановленная в виде дамбы часть косы впоследствии весьма пригодилась во время строительства моста.
16 марта 2014 года — на общекрымском референдуме народ Крыма и Севастополя выразил явное желание (97 % и 96 % принявших участие соответственно) воссоединиться с Россией.
18 марта 2014 года — Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации.
Подготовка к строительству
11 июня 2014 года — утверждён вариант строительства моста в створе косы Тузла.
5 сентября 2014 года — появились первые сообщения о производстве земляных работ на подходах к мосту, а также о разминировании снарядов, оставшихся в Керчи со времён Великой Отечественной войны.
2 октября 2015 года — началось строительство автодорожного подхода к мосту со стороны Таманского полуострова, который должен будет служить подходом также и к строящемуся порту Тамань.[16]
15 апреля 2015 года — начато строительство первого из трёх временных технологических мостов через Керченский пролив.
Февраль 2016 года — утверждена сметная стоимость строительства в размере 211,9 миллиарда рублей в ценах четвертого квартала 2015 года.
Основной этап строительства
10 марта 2016 года — официально объявлено [17] о начале строительства свайных фундаментов опор моста через Керченский пролив, знаменующего собой начало собственно проекта строительства моста.
18 марта 2016 года — строительство моста посетил Президент России Владимир Путин.[18]
24 марта 2016 года — турецкий сухогруз «Лира» повредил опору одного из временных мостов у судоходного канала. [19]
12 апреля 2016 года — введена в строй первая из 593 опор моста — опора № 173, относящаяся к автомобильной части моста на косе Тузла.[20]
17 мая 2016 года — появились сообщения о начале строительства опор моста на морских участках.[21][22]
19 мая 2016 года — на строительство моста предприятием «Воронежстальмост» отправлены первые четыре балки пролётных строений его автомобильной части.[23]
25 мая 2016 года — владелец врезавшегося ранее в опору временного моста турецкого сухогруза «Лира» выплатил компенсацию, после чего дело было закрыто.[24]
30 мая 2016 года — стало известно, что на строительстве была установлена 1000-я свая моста.[25]
2 июня 2016 года — завершено строительство стапелей под сборку арочных судоходных пролётов моста, расположенных на технологической площадке на крымской стороне пролива.[26]
9 июня 2016 года — начат монтаж пролётов моста. Первые пролёты монтируются на береговой части автомобильного моста со стороны Тамани.[27]
8 июля 2016 года — стало известно, что итоговая стоимость работ составит 227,92 миллиарда рублей, что на 380 миллионов рублей меньше, чем предельная стоимость проекта, утверждённая распоряжением правительства России от 30 января 2015 года.[28]
1 августа 2016 года — началось строительство опор судоходного пролёта моста. К этому моменту было готово уже более 70 опор моста, ещё более 100 находились в работе, всего же при строительстве на этот момент было погружено почти 1800 свай различных типов.[29][30]
9 августа 2016 года — на Таманском полуострове полностью введена в строй технологическая дорога с твёрдым покрытием длиной около 50 км, обеспечивающая подъезд к стройке от трассы А-290 без задействования местных дорог. Предполагается, что дорога, предназначенная исключительно для грузового движения, будет использоваться только на время строительства моста и подходов к нему.[31]
11 августа 2016 года — на YouTube опубликована в виде ролика первая песня о строительстве этого моста — «Я забиваю сваю» (автор и исполнитель Константин Хоменко — один из проектировщиков моста).
24 августа 2016 года — строители приступили к монтажу судоходных арок. Планируется, что данная работа будет завершена в течение 12 месяцев.[32]
1 сентября 2016 года — построены первые 100 из 594 запланированных опор моста.[33]
13 сентября 2016 года — завершены основные работы по строительству вспомогательной инфраструктуры. Было построено три рабочих моста, временные причалы, 30 километров временных дорог, склады и промышленные площадки, городки строителей.[34]
15 сентября 2016 года — строительство моста посетили Президент России Владимир Путин и председатель Правительства России Дмитрий Медведев.
20 сентября 2016 года — завершена установка первой морской опоры, которых будет установлено 173, в их числе 86 — автомобильных и 87 — железнодорожных.[35]
29 сентября 2016 года — Росархив запустил портал [kerch.rusarchives.ru] «Мост через Керченский пролив», где представил коллекцию документов, большей частью ранее не публиковавшихся, о предыстории строительства моста начиная с 1911 года.
24 октября 2016 года — началось строительство плит проезжей части автомобильного моста.[36]
19 декабря 2016 года — возведено 200 из 594 запланированных опор моста.[37]
5 января 2017 года — на строительстве моста установлено 50 % проектного числа свай — «почти 3540 из более, чем 7000».[38]
2 февраля 2017 года — стало известно о начале строительства полотна моста на первом из морских участков. Автодорожная часть моста на участке длиной более 2 км от острова Тузла до судоходной арки строится методом надвижки готовых пролётов в сторону моря по мере сборки секций на берегу.[39]
2 февраля 2017 года — официально началось строительство четрырёхполосного автомобильного подхода к мосту со стороны Керчи, фактически начатое несколько ранее. Длина подхода составит 8,6 км при стоимости 7,1 млрд рублей. Фактически подход станет частью строящейся федеральной трассы «Таврида» (Керчь — Севастополь) стоимостью 139 млрд рублей и строится тем же подрядчиком — АО «ВАД», Санкт-Петербург.[40][41]
18 марта 2017 года — завершено строительство новых жилых домов для жителей Керчи, отселяемых из санитарно-защитной зоны моста.[42]
4 мая 2017 года — стало известно, что к маю 2017 года строителями было завершено создание более чем половины опор моста (298 из 595), в том числе всех сухопутных опор его автомобильной части. Также было установлено почти 70 пролётов и выполнено 20 % работ на участках с железобетонной плитой проезжей части. Также на морском участке готовы 25 из 170 предусмотренных проектом опор и завершено погружение всех 95 трубосвай в фундаменты каждой из двух наиболее крупных фарватерных опор.[43]
6 мая 2017 года — строители моста помогли поднять обнаруженный неподалёку под водой советский истребитель американского производства P-40 «Киттихок» времён Великой Отечественной войны, по-видимому совершивший вынужденную посадку на воду после получения боевых повреждений в 1943 году.[44]
16 июня 2017 года — завершена укрупнительная сборка арки железнодорожной части моста.[45]
10 июля 2017 года — на автодорожной части моста началась укладка нижнего слоя асфальтобетона.[46]
31 июля 2017 года — строители завершили сборку арки судоходного пролёта автодорожной части моста через Керченский пролив и полностью подготовили к установке железнодорожный судоходный пролёт.[47]
16 августа 2017 года — погружена последняя свая в основании автодорожной части моста.[48]
29 августа 2017 года — закончен подъём ж/д арки моста.[49] Движение кораблей по фарватеру, перекрытое для установки арки на трое суток (с 27.08), было открыто с опережением графика на 6 часов. [50] [51]
6 сентября 2017 года — с большой помпой отпраздновали проход десантного корабля «Азов» под железнодорожной аркой. Около двух десятков мостостроителей подняли на арку, всю команду корабля из 87 человек построили на палубе.[52]
8 сентября 2017 года — под мостом прошло первое украинское судно, теплоход «Копан», гружённый чугуном. Что интересно: чтобы вписаться в габарит моста, на судне укоротили мачту.[53]
19 сентября 2017 года — автодорожная арка судоходного пролёта моста снята со стапеля и находится в процессе передвижки на 140 метров к пирсам.[54]
2 октября 2017 года — на автодорожной части моста уложены первые 600 метров верхнего слоя асфальтобетонного покрытия.[55]
13 октября 2017 года — досрочно завершена установка автодорожной арки над судоходным пролётом моста.[56]
21 ноября 2017 года — завершён монтаж пролётов автодорожной части на участке от кубанского берега до острова Тузла. [57]
29 ноября 2017 года — в Керчи для строителей моста состоялся концерт посетившего стройку накануне певца и композитора Олега Газманова.[58]
4 декабря 2017 года — завершено строительство опор автодорожной части моста, готовность опор его железнодорожной части составила к этому моменту 50 %.[59]
17 декабря 2017 года — подведены итоги народного голосования в интернете за лучший вариант названия моста. С большим отрывом победило название «Крымский мост».[60]
20 декабря 2017 года — завершена сборка пролётов автодорожной части моста, составивших сплошное полотно от берега до берега.[61] [62]. Теперь с Таманского полуострова в Крым можно пройти пешком — пока только строителям.
5 февраля 2018 года — началось строительство морских пролётов железнодорожной части моста над Керченским проливом методом продольной надвижки.[63]
14 марта 2018 года — строительную площадку моста с очередным рабочим визитом посетил Президент России Владимир Путин.
5 апреля 2018 года — завершён монтаж аэродинамических обтекателей автодорожной арки моста.[64]
11 апреля 2018 года — начались работы по асфальтированию автодорожной арки моста.[65]
13 апреля 2018 года — на автодорожной части моста начались работы по нанесению дорожной разметки.[66]
16 апреля 2018 года — начаты пусконаладочные работы автоматизированной системы управления дорожным движением на автодорожной части моста.[67]
26 апреля 2018 года — завершены укладка асфальта на автодорожной части моста и приёмочные испытания автодорожной части моста. При этом отдельные работы, необходимые перед запуском автодорожной части моста, но не относящиеся собственно к его строительству, такие как установка дорожных знаков, выполнены ещё не были.[68][69]
28 апреля 2018 года — подписан акт приёмки автодорожной части моста заказчиком.[70]
15 мая 2018 года — официально введена в строй автомобильная часть моста.
16 мая 2018 года — 5:30 утра по местному времени открыто общедоступное движение легковых автомобилей и автобусов по автомобильной части моста. Грузовики на мост временно допускаться не будут из-за неготовности дорог Крыма к принятию большегрузного транспорта и, в частности, из-за того, что на подходах к мосту ещё не был уложен верхний слой асфальта. Впоследствии за первые сутки работы автомобильной части поста по нему проехало около 10 700 транспортных средств в сторону Крыма и около 10 000 транспортных средств в сторону Тамани.[71]
4 июня 2018 года — строители забили последнюю сваю железнодорожной части моста.[72]
25 июля 2018 года — стало известно о начале укладки рельсов на железнодорожной части моста. Укладка началась со стороны Тамани и будет проводиться последовательно до крымской стороны моста по мере готовности пролётов.[73]
1 октября 2018 года — открытие движения грузовых автомобилей по автомобильной части моста. При этом перевозка опасных грузов не была разрешена.
9 октября 2018 года — туристический поток в Крым в 2018 году установил рекорд за постсоветский период — с начала года полуостров посетили 6 миллионов 164 тысячи туристов. Это на 29 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.[74]
10 ноября 2018 года — полотно первого из двух параллельных путей железнодорожной части моста достигло арки над судоходным пролётом с керченской стороны.[75]
12 ноября 2018 года — завершено строительство всех опор железнодорожной части моста.[76]
27 декабря 2018 года — закончены палы (сваи, оборудованные отбойниками), защищающие мост от аварийного навала судов, проходящих Керчь-Еникальский канал. Поскольку они не несут большой нагрузки, их устройство проще, чем остальных свай: составленная из металлического шпунта труба, заполненная камнями.
18 января 2019 года — закончена проходка 1-километрового железнодорожного тоннеля на крымской стороне.
14 марта 2019 года — на железнодорожной части моста уложена половина из требуемых 38 километров рельсов.[77]
24 марта 2019 года — полностью замкнуты пролёты железнодорожной части моста, хотя их опускание на опорные части в проектное положение и устройство деформационных швов всё ещё продолжаются.[78]
11 июня 2019 года — торжественно состыкован первый из двух железнодорожных путей моста.[79]
24 сентября 2019 года — тестовый поезд проехал по железнодорожной части моста.[80]
23 декабря 2019 года — ввод в строй железнодорожной части моста.[81]
30 июня 2020 года — по железнодорожной части моста запущено грузовое движение.[82]
История эксплуатации моста
Февраль 2021 года — Главгосэкспертизой одобрен проект электрификации на переменном токе железнодорожной части моста с прилегающими к нему участками железной дороги.[83]
9 мая 2021 года — к празднованию 76-летия Победы автомобильные и железнодорожные арочные пролёты получили подсветку в виде российского триколора. [84]
8 октября 2022 года — на мосту произошёл теракт — на автодорожной части моста по направлению в Крым был взорван грузовик с замаскированной под рулоны с плёнкой взрывчаткой, в результате чего была разрушена часть пролетных строений одной из двух проезжих частей автомобильного моста. Соседние части моста — вторая автодорожная проезжая часть и один из двух железнодорожных путей получили незначительные повреждения, однако впоследствии также были заменены.[85]
5 декабря 2022 года — введён в строй ранее разрушенный участок проезжей части моста, при этом устранение относительно небольших повреждений других частей моста, включая замену слабо повреждённых пролётов другой ветви автомобильной части моста продолжалось и позднее.[86]
23 февраля 2023 года — на 39 дней раньше срока открыто движение по второй, менее повреждённой автодорожной части моста, где также были заменены все пострадавшие пролёты.
5 мая 2023 года — досрочно открыто движение по повреждённой стороне железнодорожной части моста, где также были заменены оба относительно немного пострадавших пролёта.
17 июля 2023 года — на мосту снова произошёл теракт — в результате взрыва, по-видимому, в воде под мостом один из автодорожных пролётов получил существенные повреждения, соседний на другой проезжей части был сдвинут в сторону, а ближайший железнодорожный также получил незначительные повреждения.
14 сентября 2023 года — открыто сквозное автомобильное движение по ранее наиболее поврежденной ветви моста.
14 октября 2023 года — мост полностью восстановлен, движение открыто по всем полосам.
Видеоматериалы о строительстве моста
|
|
|
|
|
|
|
|
См. также
Ссылки
- http://most.life/ — официальный сайт строительства моста.
- «Мост через Керченский пролив» — публикация коллекции документов Росархива об истории строительства моста начиная с 1911 года и включая период немецкой оккупации
- Презентации о строительстве моста
- Неофициальный сайт строительства моста
- Крымский мост. Ответы на неудобные вопросы
- Официальный аккаунт кота Моста в Инстаграме
- Официальный аккаунт Крымского моста в Инстаграме
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|