Крупные российские проекты (Екатерина II, 1772-1783): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 35 промежуточных версий 4 участников)
Строка 1: Строка 1:
гораздо дольше — по крайней мере до 1774 года, а отдельные работы в крепостях были завершены только к 1782 году. Линия по проекту состояла из семи земляных крепостей, три из которельная линия использовала полученную после окончания очередной русушкина, но изготовленный на са-1146)|1139-1146]], [[Крупные российские пния, хотя и должна была быть готова в общих чертах уже в 1771 году, однако жери Иване VI, 1740-1741)|1740-1741]], [[Крупные российские проекты (Елизавета да доклада князя Потёельную роль в её восшествии на престол. Строительство было ду 1 мая 1773 года.
[[Файл:Dmitry Levitsky - Екатерина II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия - Google Art Project.jpg|240px|thumb|Екатерина II Великая]]
* «Азия» — заложен 19 августа 1772 года 772]], [[Крупные российские проекты (Екатерина II, 1772-1783)|1772-1783]], [[Крупнт-Петербург00-1711]], [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1711-1721)|1711-1721]], [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1721-1725)|1721-1725]], [[Крупные российские проекты (Екатерина I, 1725-1727)|1725-1727]], [[Крупные российские проекты (Пётр II, 1727-1730)|1727-1730]],ика» — заложен 19 августа 1772 года в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 20 сентября 1773 года.
Здесь приведены [[Крупные российские проекты|крупные российские проекты]], чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года<ref>Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.</ref>, введённые в строй с 5 (16) августа 1772 года по 7 апреля 1783 года.
* «Слава России» — за российские проекты (Василий I, 1389-1425)|1389-1425]], [[Крупные российские проекты (Василий II, 1425-1462)|1425-1462]], [[Крупные российские проекты (Иван III, 1462-1505)|1462-1505]], [[Крупные российские проекты (Василий III, 1505-1533)|1505-1533]], [[Крупные российские проекты (Регенты при Иване IV, 1533-1545)|1533-0.D1.85.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81узница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 13 мая 1774 года.
* «Благополучие» — заложен 20 сентября 1773 года в [[Судоремонте проекты (Ярослав Тверской, 1263-1272)|1263-1272]], [[Крупные российские проекты (Василий Кь Азово-Моздокской оборонительной линии]]


=== Азово-Моздокская линия ===
Границы периода обусловлены присоединением к государству обширных земель в ходе первого раздела Речи Посполитой, окончательное соглашение о котором подписано 5 августа 1772 года и присоединением к России [[Крым]]а, Тамани и Кубани 8 апреля 1783 года.
Сооружённая после утверждения Екатериной II 24 ап.B0.D1.8FD._.D0.94.D0.B7.D0.B5.D1.80.D0.B6.D0.B8.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.28.D0.B1.D1.8B.D0.B2.D1.88.D0.B5.D0.B3.D0.BE_.D0.98.D0.BC.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.82.D0роекты (Изяслав II и Юрий I, 1146-1157)|1146-1157]], [[Крупные российские проекты (Ростисыдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье [[Крупные российские проекты]].
 
{{Крупные российские проекты (список периодов)}}


== Символы нации ==
== Символы нации ==
[[Файл:Bronze Horseman.jpg|thumb|150px|left|Медный всадник, 201польский_край)]
[[Файл:Bronze Horseman.jpg|thumb|250px|left|Медный всадник, 2012]]
 
=== Памятник Петру I в Санкт-Петербурге (Медный всадник) ===
Памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге, получивший своё современное название благодаря одноимённой поэме А. С. Пушкина, но изготовленный на самом деле из бронзы, создавался с 1766 года, когда над памятником началась работа команды скульпторов во главе с Этьеном Фальконе.
 
Памятник с намекающей надписью «ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая. Лета 1782» был торжественно открыт 7 августа (18 августа) 1782 года.
[[Файл:Thunder Stone.jpg|thumb|250px|Транспортировка Гром-камня, около 1770]]


== Примечания ==
Основанием монумента служит Гром-камень массой 2400 тонн, который является самым большим монолитным камнем, когда либо перемещённым человеком, причём как в необработанном, так и в обработанном виде. Из-за этого его перемещение по суше и воде является даже по современным меркам грандиозной транспортной операцией, что привлекло внимание всей Европы к ходу её выполнения.
{{примечания}}
 
<br />
[[Файл:Ораниенбаум 2006 06 01.jpg|thumb|250px|left|Павильон «Катальная горка» в Ораниенбауме, 2006]]


{{Крупные российские проекты}}
=== Катальная горка в Ораниенбауме и Собственная дача Екатерины II ===
Самые большие для XVIII века и самые пышно оформленные за все времена «американские горки» были построены на Собственной даче Императрицы в Ораниенбауме в 1762…1774 гг. Собственно, этот вид аттракционов во всём мире, кроме стран бывшего СССР, не зря зовётся «русскими горками», поскольку мода на них пошла именно из России, где народную забаву в виде ледяных гор к середине XVIII века творчески переработали для круглогодичного использования. И, хотя первые каменные горки для круглогодичного катания с механическим приводом для подъёма тележек появились в Царском селе в 1757 году и оттуда начали победоносное шествие по миру, когда в 1780 году их модель была передана для Австрийского императора[http://www.tsarselo.ru/content/0/read124.html#.Uwk96Uomt-Y], венцом развития таких аттракционов в это время стала именно горка для летнего катания в Ораниенбауме, павильон которой сохранился до наших дней. Сама трасса горки, имевшая примерно 20-метровый перепад высот и 502-метровой длины колоннады-галереи, до нашего времени не сохранилась.


[[[Крупные российские проекты_(Владимир_Ульянов_(Ленин),_1917-1924)|1917-1924]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1924-1934)|1924-1934]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1934-1941)|1934-но 17 таких кораблей:
Помимо грандиозных горок в состав комплекса Собственной дачи входил небольшой летний Китайский дворец (в то время — одноэтажный «домик», надстроенный и слегка расширенный в XIX веке), оформленный с применением настоящих китайских и японских предметов искусства, и Верхний парк. Дворец был построен в 1762—1768 годах, но своё название получил в 1774 году, по-видимому, в связи с соответствующим оформлением. Является единственным сохранившимся в России архитектурным памятником стиля рококо и знаменит своим сохранившимся аутентичным внутренним убранством 1760-х гг., в частности уникальным Стеклярусным кабинетом, отделочные материалы для которого изготавливались под руководством М. В. Ломоносова.[http://ru.wikipedia.org/wiki/Ораниенбаум_%28дворцово-парковый_ансамбль%29#.D0.90.D0.BD.D1.81.D0.B0.D0.BC.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.D0.A1.D0.BE.D0.B1.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D0.B4.D0.B0.D1.87.D0.B8]
* «Ингерманландия» — заложен 1 ноября 1771 года в [[Судорщиеся)|сейчас]], [[Крупные российские проекты (планируемые)|вскоре]], [[Крупные российские проекты (перспективные)перспективе]].
{{#ev:youtube|nhOtShXUdPI|250|right|Реконструкция внешнего вида и поездки на Катальной горке в Ораниенбауме}}


Выставка самых в_.D0.BE.D1.87.D0.B5.D1.8.B8.D0.B5_.D0.9E.D1.80.D0.BB.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.авершены к 1781 году, когда были завершены 6 больших и 19 малых сушильн российские проекты (Ярополк I, 972-978)|972-906 01.jpg|thumb|150px|left|Павильон «Катальная горка» в Ораниенбауме, 2006]]
Позднее дворцовые катания прервались в связи с технической аварией на Царскосельской катальной горке, при которой Императрицу от гибели спасла только гигантская физическая сила графа Орлова, заменившего отвалившееся колесо своей сильно пострадавшей в результате ногой, поэтому больше аттракционов подобного размера в российских императорских резиденциях не строилось.[http://www.tsarselo.ru/content/0/read124.html#.Uwk96Uomt-Y]
{{й в XIX веке), оформленный с применением настоящих китайских и японских предмеьском адмиралтействе]], спущен на воду 13 мая 1774 года.
* «Святой Николай» — заложен 12 ноября 1773 года в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском аI, 1741-1753)|1741-1753]], [[Крупные мкина «Об учреждении линии от Моздока до Азова» оборонит1545]], [[Крупные россий,_1762-1772)#.D0.98.D0.BC.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.82.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA российские проекты (Александр Невский, 1246-1263)|1246-1263]], [[Крупные российскимплекса Собственной дачи входил небольшой летний Китайский дворец (в то время — одноэтажный «домик», надстроенный и слегка расширенны5.D0.B9.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.BE_.28.D0.A1.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.BC.D0я, представляющие собой цеха для сушки в вертикальном положении огромногий дворец и парк (мыза Гатчино) ===
Дворец с великолепным пейзажным парком в пригороде Санкт-Петербурга — в то время — мыза (усадьба) Гатчино — изначально строился как гибрид загородной усаязи с соответствуюБорис Ельцин, 1991-1996)|1991-1996]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1996-1999)|1996-1999]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)|2000-2004]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008)|2004-2008]], [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)|2008-2012]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)|2012-2018]], [[Крупные российские проекты (строяСметанку граф заплатил, по-видимому без учёта стоимости двухгодичного перег)-1761(1762))|1753(1754)-1761(1762)]], [[Крупные российские проекты (Пёт0.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F_. импедмиралтействе]], спущен на воду 21 мая 1775 года.
* «Храбрый» — заложен 12 ноября 1773 года в [[Судоремонтный завод «Красали для круглогодичного использования. И, хотя первые каменные горки для0.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.BA.D0.BE.D0.BC.D0.BF.D0.BB.D0.авод был перестроен в камнеа под усиленной охраной, 60 тысяч рублей, что примерно соответствовало двум с половиной годовым бюджетам всего государственного конезаводства того времени.


Граф столь активно вложился в конезавод желая создать очень востребованную в то время породу лошадей с устойчивой резвой рысью, чего, однако, удалось достичь с использованием потомства Сметанки только [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1815-1825)#.D0.A0.D0валившееся колесо своей сильно пострадавшей в резуых отсеков вдоль наберые российские проекты (Екатерина II, 1783-1796)|1783-1796]], [[Крупные рр III, 1761(1762)-1762)|1761(1762)-1762]], [[Крупные российские проекты (Екатерина II, 1762-1772)|176риода обусловлены присоединением к государству обширных земель в ходе Первого раздела Речи Попные российские проекты (Александр II, 1861-1870)|1861-1870]], [[Крупные росс [[Крупные российские проекты (Георгий Маленков, 1953-1955)|1953-1955]], [[Крупные российские проекты (Никита Хрущёв, 1955-1959)|1955-1959]], [[Крупныеложен 20 сентября 1773 года в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 21 мая 1775 года.
== Крупнейшие корабли и суда ==
* «Спиридон» — заложен 24 апреля 1770 года й реконструкции. На территории предприятия, видимо, большей частью в замен приходящих в негодность старых деревянных строений были построены новые эллинги, угольные склады, кузницы и другие здания, частью каменные.[http://krasnaya-kuznitca.ru/history/дмиралтействе]], спущен на воду 18 мая 1774 года.
* «Твёрдый» — заложен 20 сентября 1773 года в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангел[[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1815-1825)#.D0.A0.Dтельный_дом._1820-е_годы.jpg|150px|thumb|left|Императорский воспитательный дом, 1820-е]]
[[Файл:Wiki Moscow Orphanage, Moskvoretskaya Embankment.jpg|150px|thumb|right|Военная академия РВСН им. Петра Великого (здание бывшего Императорского воспитательного дома)]]


== Здравоохранение и социальная защита ==
=== 78-пушечный линейный корабль «Иезекииль» ===
Крупный линейный корабль для командира отдельного отряда. Заложен 5 декабря 1772 года  в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]], спущен на воду 22 августа 1773 года. Назван в честь победы русской армии, произошедшей в день памяти святого пророка Иезекииля 21 июля 1770 года у реки Кагул.


===льку мода на них пошлаПравосудия - Google Art Project.jpg|200px|thumb|Екатерина II Великая]]
=== 74-пушечные линейные корабли типа «Царь Константин» ===
Здесь  именно из России, где народную забаву в виде ледяных гор к середине XVIII века творчески переработ Императорский воспитательный дом в Москве ===
Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов. В это время в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]] были построены первые два корабля этого типа:
Благотворительное учреждение для воспитания брошенных мия в Ораниенбауприведены [[Крупные российские проекты|крупные российские проекты]] чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)<ref>Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к 1941]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1941-1946)|1941-1946Категория:Крупные российские проекты |**1772]]
* «Царь Константин» — заложен 24 апреля 1770 года, спущен на воду 24 июня 1779 года.
[[Категория:Российская Империя]]
* «Победослав» — заложен 26 января 1777 года, спущен на воду 26 июня 1782 года.
[[Категория:История России]]
Ещё два корабля этого типа были введены в строй [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1783-1796)#74-пушечные_корабли_Балтийского_флота_типа_«Царь_Константин»|позднее]].
[[Категория:1770-е годы]]
[[Категория:1780-е годы]]
[[Категория:XVIII век]0|позднее]].


[[Файл:Gatchina Palace. Facades. 1781.jpg|thumb|150px|left|Чертежи фасадов Гатчинского дврупные россме, павильон которой сохранился до наших дней. Сама трасса горки, имевшая примерно 20-метровый перепад высот и 502-метровой длины колоннады-галереи, до нашего врема воду 17 сентября 1772 года.
=== 74-пушечные линейные корабли типа «Исидор» ===
* «Святой великомученик Пантелеймон» — заложен 20 сентября 1769 рограмме М. В. Ломоносова ===
Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов. В это время в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]] были построены оба корабля этого типа:
В 1768—1774 гг. по ранее выдвинутой инициативе М. В. Ломоносова, к тому моменту уже скончавшегося, пятьюкие проекты (Игорь I, 912-945)|912-945]], [[Крупные российские проекводуени не сохранилась.
* «Святой великомученик Исидор» — заложен 28 сентября 1769 года, спущен на воду 17 сентября 1772 года.
* «Святой великомученик Пантелеймон» — заложен 20 сентября 1769 года, спущен на воду 17 сентября 1772 года.


Помимо грандиозных горок в состав кораторских резиденциях не строилось.[http://www.tsarselo.ru/content/0/read124.html#.Uwk96Uomt-Y]
=== 66-пушечные линейные корабли типа «Азия» ===
Основную силу флотов великих держав того времени составляли двухдечные линейные корабли среднего размера. В это время в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]] были построены первые 13 таких кораблей типа «Азия»:
* «Азия» — заложен 19 августа 1772 года, спущен на воду 20 сентября 1773 года.
* «Америка» — заложен 19 августа 1772 года, спущен на воду 20 сентября 1773 года.
* «Слава России» — заложен 20 сентября 1773 года, спущен на воду 13 мая 1774 года.
* «Благополучие» — заложен 20 сентября 1773 года, спущен на воду 18 мая 1774 года.
* «Твёрдый» — заложен 20 сентября 1773 года, спущен на воду 13 мая 1774 года.
* «Святой Николай» — заложен 12 ноября 1773 года, спущен на воду 21 мая 1775 года.
* «Храбрый» — заложен 12 ноября 1773 года, спущен на воду 21 мая 1775 года.
* «Не тронь меня» — заложен 1 декабря 1776 года, спущен на воду 12 мая 1780 года.
* «Иануарий» — заложен 1 декабря 1776 года, спущен на воду 12 мая 1780 года.
* «Святослав» — заложен 1 декабря 1776 года, спущен на воду 22 мая 1781 года.
* «Три святителя» — заложен 28 августа 1778 года, спущен на воду 22 мая 1781 года.
* «Вышеслав» — заложен 27 августа 1778 года, спущен на воду 21 мая 1781 года.
* «Родислав» — заложен 5 октября 1778 года, спущен на воду 21 мая 1782 года.
Ещё тринадцать кораблей этого типа были построены [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1783-1796)#66-пушечные_корабли_типа_«Азия»_Балтийского_флота|позднее]].


== Крупнейшие корабли и суда ==
=== 66-пушечный линейный корабль «Победоносец» ===
Корабль, отличавшийся постройкой из обожжённого леса, пропитанного жидкой смолой с серой, в результате получился очень долговечным — даже при осмотре через 7 лет после спуска на воду на нём не было найдено никаких повреждений. Заложен 9 июля 1778 года на Кронштадской верфи, спущен на воду 16 сентября 1780 года. Участвовал в «Вооружённом нейтралитете», в войне со Швецией 1788—1790 годов, во время которой взял в плен шведский линейный корабль «Финланд», также участвовал в войне с Францией 1792—1797 годов и, в качестве плавучей батареи, стоял на дежурстве в системе обороны ронштадта в период обострения отношений (войны) с Англией в 1801 году. Разобран в Кронштадте в 1807 году.


=== 78-пушечный линейный корабль «Иезекииль» ===
=== 66-пушечный линейный корабль «Давид Солунский» ===
Крупный линейный корабль для командирD0.90.D1.80.D1.85.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.B0.D0.B4BD.D0.B5.D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D0.B0_.D0.B8_.D1.81.D0.BE.D0.B7.D0.B4.D0.B0.D0.BD.D0иностроение ==
Заложен по индивидуальному проекту 9 октября 1770 года в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]], из-за ветхости стапеля разобран и перезаложен на другом стапеле 15 ноября 1773 года, спущен на воду 24 июня 1779 года.


=== Архангельское адмиралтейство — реконструкция ===
=== 66-пушечные линейные корабли типа «Слава России» ===
{{main|Судоремонтный завод «Красная Кузница»}}
Корабли самой крупной в отечественном флоте серии из 58 парусных линейных кораблей, 56 из которых [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1762-1772)#66-пушечные_линейные_корабли_типа_«Слава_России»|были введены в строй ранее]]. В это время были построены последние два корабля этого типа:
* «Ингерманландия» — заложен 1 ноября 1771 года в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 1 мая 1773 года.
* «Спиридон» — заложен 24 апреля 1770 года в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]], спущен на воду 24 июня 1779 года.


В это время в 1773-1774 гг. [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1753(1754)-1761(адмиралтействе, из-за ветхости стапеля разобран и перезаложен на другом стапеле 15 ноября 1773 года, спущен на воду 24 июня 1779 года.
== Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность ==
* «Не тронь меня» — заложен 1 декабря 1776 года в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на в13-1125)|1113-1125]], [[Крупные российские проекты (Мстислав I, 1125-1132)|1125-1132]], [[Крупные российские проекты (Ярополк II, 1132-1139)|1132-1139]], [[Крупные российские проекты (Всеволод II, 1139.B1.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.B2.D0.B5.D1.80.D1.84.D1.8C.29.C2.A0.E2.80.9ежной Мойки; 8 больших и 18 малых отсеков по вдоль набережной Крюкова канала, а также знаменитый сейчас портал в виде арки над каналом на Мойке. По надписью «ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая. Лета 1782» был торжественно открыттов искусства, и Верхний парк. Дворец был построен воссии Крыма, Тамани и Кубани 8 апреля 1783 года.
[[Файл:ArkaNovojGollandii 29663.jpg|thumb|250px|left|Арка Новой Голландии в Санкт-Петербурге, 2006]]


Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: [[Крупные российские проекты (незапамятные времена)|до 862]], [[Крупные российские прИван I, 1328-1340)|1328-1340]ведены обширные географические и этнографические исследования в беспрецедентния роли младших флагманов, то есть головных отрядами во главе с известными технологичными — в них впервые были выполнены технологические решения, позволявши], [[Крупные российские проекты (Симеон I, 1340-1353)|1340-1353]], [[Кдмиралтействе, спущен на воду 22 августа 1773 года. Назван в честь победы русской армии, произошедшей в день памяти святого пророка Иезекииля 21 июля 1770 года у реки Кагул.
=== Лесные сараи на острове Новая Голландия, Санкт-Петербург ===
Грандиозные каменные сооружения, представляющие собой цеха для сушки в вертикальном положении огромного количества целых стволов деревьев для нужд петербургского кораблестроения, являлись по тем временам сверхвысокотехнологичными — в них впервые были применены технологические решения, позволявшие сушить лес для постройки кораблей в вертикальном состоянии. Достаточно богато отделанные снаружи здания строились с 1765 года и были в основном завершены к 1781 году, когда были закончены 6 больших и 19 малых сушильных отсеков вдоль набережной Мойки; 8 больших и 18 малых отсеков вдоль набережной Крюкова канала, а также знаменитый сейчас портал в виде арки над каналом на Мойке. Позднее небольшие доделки продолжались до 1788…1789 гг., когда военные расходы потребовали прервать дальнейшее строительство.


=== 74-пушечные линейные корабли ===
== Сельское хозяйство ==
Крупные линкоры, предназначенные для исполнен реально строилась ]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1946-1953)|1946-1953]],густа 1778 года в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 21 мая 1781 года.
[[Файл:Orlov Trotter Smetanka.jpg|thumb|250px|right|Жеребец Сметанка, картина конца XVIII века]]
* «Родислав» — заложен 5 октября 1778 года в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 21 мая 1782 года.


[[Файл:ArkaNovojGollandii 29663.jpg|thumb|150px|left|Арка Новой Голландии в Санкт-Петербурге, 2006]]
=== Хреновской конезавод ===
Крупнейшее по тем временам коневодческое предприятие основал 24 октября 1776 года под Воронежем граф А. Г. Орлов-Чесменский. Основная часть расходов на создание конезавода пошла на приобретение за границей породистых лошадей, хотя часть из них была получена от турецкого султана в качестве выкупа. При этом только за одного уникального жеребца арабской породы — Сметанку граф заплатил, по-видимому, без учёта стоимости двухгодичного перегона под усиленной охраной, 60 тысяч рублей, что примерно соответствовало двум с половиной годовым бюджетам всего государственного конезаводства того времени.


== Лесная, деревообрабатытчинский дворец был выкуплен у наследников Екатериной II. Уже вскоре подаренный Павлу I дворец [[Крупные_российские_проекты_(Павел_I,_1796-1801)#.D0.Aбыли проD1.86.D0.B8.D1.8F|Архангельское адмиралтейство]] подверглось очередной крупноом для мировой науки XVIII века объёме.
Граф столь активно вложился в конезавод, желая создать очень востребованную в то время породу лошадей с устойчивой резвой рысью, чего, однако, удалось достичь с использованием потомства Сметанки только [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1815-1825)#Реконструкция_Хреновского_конезавода_и_создание_Орловского_рысака|позднее при Александре I, тогда же завод был перестроен в камне]].


[[Файл:Воспита2]]
== Машиностроение ==
[[Файл:Thunder Stone.jpg|thumb|150px|Транспортировка Гром-камня, о54689)|1682-1689]], [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1689-1700)|1689-1700]], [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1700-1711)|17в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 24 июня 1779 года.
B5.D0.BA.D1.81.D0.B0|подвергся серьёзной реконструкции]] под вкусы нов(Олег I, 879-912)|879-912]], [[Крупные российсреля 1777 го 7 августа (18 августа) 1782 года.


[[Файл:Ораниенбаум 2006 D1.8C_.D0.A1.D0.BE.D0.B1.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D0.B4.D0.B0.D1.87.D0.B8]
=== Архангельское адмиралтейство — реконструкция ===
{{main|Судоремонтный завод «Красная Кузница»}}


Позднее дворц [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)|1894-1906]], [[Крупные российские проекты (Николай II, 1906-1917)|1906-1917]], [[Крупные_российские_проекты_(Временное_правительство,_мо оформленные за все времена «американские горки» были построены на Собственной даче Императрицы в Ораниенбауме в 1762…1774 гг. Собственно, этот вид аттракционов во всём мире, кроме стран бывшего СССР, не зря зовётся «русскими горками», поскоо количества целых стволов деревьев для нужд петербургского кораблестроения, являлись по тем временам сверхвысокоых были бат4_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D1.80.D0.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.оремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на екты (Фёдор III, 1676-1682)|1676-1682]], [[Крупные российские проекты (Софья Алексеевна, 1682-1ские проекты (Иван IV, 1545-1560)|1545-1560]], [[Круппроекты (Всеволод I, 1078-1093)|1078-1093]], [[Крупные российские проекты (Святополк II, 1093-1113)|1093-1113]], [[Крупные российские проекты (Владимир II, 11* «Давид Солунский» — заложен 9 октября 1770 года в Санкт-Петербургском ссийские проекты (Леонид Брежнев, 1964-1971)|1964-1971]], [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1971-1976)|1971-1976]], [[Крупные российские проекты (Леонреплений, было предусмотрено строительство более 30 новых укреплений, в том числе 10 земляных крепостей, б[[Файл:Dmitry Levitsky - Екатерина II в виде Законодательницы в храме богини  Лесные сараи на острове Новая Голландия, Санкт-Петербург ===
В это время в 1773—1774 гг. [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1753(1754)-1761(1762))#Архангельское_адмиралтейство_(Соломбальская_верфь) —_коренная_реконструкция|Архангельское адмиралтейство]] подверглось очередной крупной реконструкции. На территории предприятия, видимо, большей частью взамен приходящих в негодность старых деревянных строений были построены новые эллинги, угольные склады, кузницы и другие здания, частью каменные.[http://krasnaya-kuznitca.ru/history/]
Грандиозные каменные сооружениестествоиспытателями в сочти по всей стране (кроме Дальнего Востока) в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 20 сентября 1773 года.
* «Амер российские проекты (Никита Хрущёв, 1959-1964)|1959-1964]], [[Крупные ро [[Крупные российские проекты (Анна I, 1730-1740)|1730-1740]], [[Крупные российские проекты (Регенты пд руководством М. В. Ломоносова.[http://ru.wikipedia.org/wiki/Ораниенбаум_%28дворцово-парковый_ансамбль%29#.D0.90.D0.BD.D1.81.D0.B0.D0.BC.D0.B1.D0.BB.дьбы с охотничьим замком для фаворита Екатерины II графа Г. Г. Орлова, сыгравшего значитальонными, а остальные четыре — двуротными. Кроме того, в качестве усилеD1.80.D1.8B.D1.81.D0.B0.D0.BA.D0.B0|позднее при Александре I, тогда же з0.D0.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F_.D0.93.D0.B0.D1.82.D1.87.D0.B8.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.BE.ью здание (его западное крыло) [[Крупные_российские_проекты_(Леонид_Брежнев,_1964-1971)#.D0.97.D0.B4.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D0.92.D0.BE.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D0.B8.D0.BD.D0.B6.D0.B5.D0.BD.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D0.B0.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D0.B5.D0.BC.D0.B8.D0.B8_.D0.B8.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D0.B8_.D0.A4._.D0.Aмом деле из бронзы, создавался с 1766 года, когда над памятником началась работа команды скульпторов.


Основанием монумента служиа отдельного отряда. Заложен 5 декабря 1772 года в Санкт-Петербургском ароссийские проекты (Елизавета I, 1753(17ов, 1982-1984)|1982-1984]], [[Крупные российские проекты (Константин Черненко, 1984-1985)|1984-1985]], [[Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985-1991)|1985-1991]], [[Крупные российские проекты (овые катания прервались в связи с технической авариеоссийские проекты (Павел I, 1796-1801)|1796-1801]], [[Крупные российские проекты (Александр I, 1801-1815)|1801-1остромской, 1272-1276)|1272-1276]], [[Крупные российские проекты (Дмитрий Переяславский, 1276-1293)|1276-1293]],орца, 1781]]
Предприятие развивалось и [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1815-1825)#Реконструкция_Архангельского_адмиралтейства|позднее]].


== Крупнейшие администрщим оформлением. Является единственным сохранившимся в России архитектурным памятником стиля рококо и знаменит своим сохранившимся аутентичным внутренним убранством 1760-х гг., в частности уникальным Стеклярусным кабинетом, отделочные материалы для которого изготавливались поез два года после окончания строительства Орлов умер, а Большой Га.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.B2.D0.BE.D1.81.D0.BF.D0.B8.D1.82.D0.B0.D1.82.D0сполитой, окончательное соглашение о котором подписано 5 августа 1772 года и присоединением к Ркрупнейшего здания дореволюционной Москвы (за исключением крепостных стен) было заморожено и полностколо 1770]]
== Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы ==
[[Файл:Gatchina Palace. Facades. 1781.jpg|thumb|250px|left|Чертежи фасадов Гатчинского дворца, 1781]]


=== Медный всадник ===
=== Большой Гатчинский дворец и парк (мыза Гатчино) ===
Памятник Петру Великому в Санк#ev:yo.B5.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.B4.D0.BE.D0.BC.D0.B0.29_.D0.B2_.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.B2.D0.B5|было достроено только в 1960-х]].
Дворец с великолепным пейзажным парком в пригороде Санкт-Петербурга — в то время — мыза (усадьба) Гатчино — изначально строился как гибрид загородной усадьбы с охотничьим замком для фаворита Екатерины II графа Г. Г. Орлова, сыгравшего значительную роль в её восшествии на престол. Строительство было начато в 1766 году, но продвигалось не быстро, и отделка была завершена только в 1781 году.


Позднее в составе Императорского воспитательного дома было основано [[Крупные_российские_проекты_(Николай_I,_1843-1855)#.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B5_.D1.80.D0.B5.D0.BC.D0.B5.D1.81.D0.BB.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.BE.D0.B5_.D1.83.D1.87.D0.B5.D0.B1.D0.BD.D0.BE.Dийские проекты (Александр II, 1870-1881)|1870-1881]], [[Крупные российские проекты (Александр III, 1881-1894)|1881-1894]],жен 26 января 1777 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 26 июня 1782 года.
Всего через два года после окончания строительства Орлов умер, а Большой Гатчинский дворец был выкуплен у наследников Екатериной II. Уже вскоре подаренный Павлу I дворец [[Крупные_российские_проекты_(Павел_I,_1796-1801)#Реконструкция_Гатчинского_дворца_и_парка|подвергся серьёзной реконструкции]] под вкусы нового Императора.


=== 66-пушечные линейные корабли ===
== Наука и образование ==
Основную0.A5.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.BA.D0.BE.D0.потребовали прервать дальнейшее строительство.


[[Файл:Orlov Trotter Smetanka.jpg|thumb|150px|right|Жеребец Сметанка, картина того времени]]
=== Академические экспедиции по программе М. В. Ломоносова ===
В 1768—1774 гг. по ранее выдвинутой инициативе М. В. Ломоносова, к тому моменту уже скончавшегося, пятью отрядами во главе с известными естествоиспытателями в сочти по всей стране (кроме Дальнего Востока) были проведены обширные географические и этнографические исследования в беспрецедентном для мировой науки XVIII века объёме.


== Сельское хозяйство ==
<!--[[Файл:Воспитательный_дом._1820-е_годы.jpg|250px|thumb|left|Императорский воспитательный дом, 1820-е]]-->
[[Файл:Wiki Moscow Orphanage, Moskvoretskaya Embankment.jpg|250px|thumb|right|Военная академия РВСН им. Петра Великого (здание бывшего Императорского воспитательного дома)]]


=== Хреновской конезавод ===
== Здравоохранение и социальная защита ==
Крупнейшее по тем временам коневодческое предприятие основал 24 октября 1776 года под Воронежем граф А. Г. Орлов-Чесменский. Основная часть расходов на создание конезавода пошла на приобретение за границей породистых лошадей, хотя часть из них была получена от турецкого султана в качестве выкупа. При этом только за вающая и целлюлозно-бумажная промышленность ==


===е название: морская батальонная крепость Святого Петра) на берегу Днепра и Азовского моря соответственно.[http://gorod-online.net/nuwspoln.php?nuws=232&number=113]
=== Императорский воспитательный дом в Москве ===
Благотворительное учреждение для воспитания брошенных младенцев, часть которого была [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1762-1772)#Императорский_воспитательный_дом_в_Москве —_первая_очередь|введёна в строй ранее]] в это время пополнилось центральным корпусом, построенным также на пожертвования в 1771—1781 гг. На этом дальнейшее строительство основного здания Дома — крупнейшего здания дореволюционной Москвы (за исключением крепостных стен) было заморожено и полностью здание (его западное крыло) [[Крупные_российские_проекты_(Леонид_Брежнев,_1964-1971)#Здание_Военной_инженерной_академии_имени_Ф.._Дзержинского_(бывшего_Императорского_воспитательного_дома)_в_Москве|было достроено только в 1960-х гг]].


Вокруг Александровской крепости впоследствии возник город Ае, получивший своё современное название благодаря одноимённой поэме А. С. Парт-ноябрь_1917)|март-ноябрь 1917]], [[Крупные_российские_проutube|nhOtShXUdPI|200|right|Реконструкция внешнего вида и поездки на Катальной горке в Ораниенбауме}}
Позднее в составе Императорского воспитательного дома было основано [[Крупные_российские_проекты_(Николай_I,_1843-1855)#Московское_ремесленное_учебное_заведение|Московское ремесленное учебное заведение]] (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана).


=== Катальная горка в Ораниенбауме и Собственная дача Екатерины II ===
== Гидротехнические сооружения ==
Самая большие для XVIII века и самые пышн 12 мая 1780 года.
* «Победоносец» — заложен 9 июля 1778 года на Кронштадской верфи, спущен на воду 16 сентября 1780 года.
* «Святослав» — заложен 1 декабря 1776 года в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 22 мая 1781 года.
* «Три святителя» — заложен 28 августа 1778 года в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 22 мая 1781 года.
* «Вышеслав» — заложен 27 авгода в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 17 сентября 1772 гоид Брежнев, 1976-1982)|1976-1982]], [[Крупные российские проекты (Юрий Андропный завод «Красная Кузница»|Архангельском аладенцев, часть которого была [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_IIй на Царскосельской катальной горке, при которой Императрицу от гибели спасла только гигантская физическая сила гD0.B3.D0.BE_.D0.B4.D0.B2.D0.BE.D1.80.D1.86.D0.BE.D0.B2.D0.BE-.D0.BF.D0.B0.D1.8 [[Крупные российские проекты (Андрей Городецкий, 1293-1304)|1293-1304]], [[Крупные российские проекты (Михаил Тверской, 1304-1318)|1304-1318]], [[Крупные российские проекты (Даниловичи и Михайловичи, 1318-1328)|1318-1328]], [[Крупные российские проекты (кого моря по указу от 10 мая 1770 года лиоттуда начали победоносное шествие по миру, когда в 1780 году их модель была передана для Австрийского императора[http://www.tsarselo.ru/content/0/read124.html#.Uwk96Uomt-Y], венцом разв].D0.BC.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B5.D0.B9.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.Bития таких аттракционов в это время стала именно горка для летнего катан1762))#.D0.90.D1.8ссийские проекты (Алексей I, 1667-1676)|1667-1676]], [одного уникального жеребца арабской породы — рафа Орлова, заменившего от.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F_.D круглогодичного катания с механическим приводом для подъёма тележек появились в Царском селе в 1757 году и репости.JPG|thumb|150px|Вал Петровской крепости Днепровской линии в наши дни]]


=== Днепровская линия ===
=== Гранитная набережная Невы от Литейного дома до Галерной гавани в Санкт Петербурге — продолжение работ ===
Строившаяся вдоль новой границы с Крымским ханством от Днепра до Азовсная Кого Императора.
В это время медленно, из-за урезания финансирования в следствие русско-турецких войн и освоения Новороссии, продолжалось уже в значительной степени завершённое ранее строительство гранитной набережной Невы от Литейного дома до Галерной гавани в Санкт Петербурге. В это время медленно строилась четвёртая дистанция строительства набережной от Адмиралтейства до Галерной гавани, а также в 1772—1773 годах были выполнены очень крупные работы по полной перестройке с отступом в сторону реки изначально не очень удачной гранитной набережной на участке у Зимнего дворца.[http://www.russianlaw.net/files/art/kochedamov/nab_nevy_web.pdf]


== Наука и образование ==
== Фортификационные сооружения ==
[[Файл:Петровская_крепость.jpg|thumb|250px|left|Петровская крепость Днепровской линии на карте XVIII века]]


=== Академические экспедиции по пначато в 1766 году, но продвигалось не быстро, и отделка была завершена только в 1781 году.
=== Днепровская линия ===
Строившаяся вдоль новой границы с Крымским ханством от Днепра до Азовского моря по указу от 10 мая 1770 года линия, хотя и должна была быть готова в общих чертах уже в 1771 году, однако же реально строилась гораздо дольше — по крайней мере до 1774 года, а отдельные работы в крепостях были завершены только к 1782 году.  


Всего чераложен 28 сентября 1769 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен н0.D0.B5.D0.B4.D1.8C|введёна в строй ранее]] в это время пополнилось центральным корпусом, построенным также на пожертвования в 1771—1781 гг. На этом дальнейшее строительство основного здания Дома — оду 12 мая 1780 года.
Линия по проекту состояла из семи земляных крепостей, три из которых были батальонными, а остальные четыре — двуротными. Кроме того, в качестве усиления обороны предполагалось устроить водохранилища на реках, вдоль которых проходила линия.
* «Иавуарий» — заложен 1 декабря 1776 года в [[Суде сушить лес для постройки кораблей в вертикальном состоянии. Достаточно богато отделанные снаружи здания строились с 1765 года и были в основном зоекты (Рюрик I, 862-879)|862-879]], [[Крупные российские проекты ты (Ольмировому ВВП оставалось постоянным.</ref> , введённые в строй с 5 (16) августа 1772 года по 7 апреля 1783 года.
[[Файл:Вал Петровской крепости.JPG|thumb|250px|right|Вал Петровской крепости Днепровской линии в наши дни]]


Границы пеемонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на во]].
Днепровская линия сохраняла своё значение вплоть до 1783 года, когда граница была в очередной раз передвинута, после чего действующими вплоть до 1800 года оставались только её крайние крепости — Александровская и Петровская (официальное название: морская батальонная крепость Святого Петра) на берегу Днепра и Азовского моря соответственно.[http://gorod-online.net/nuwspoln.php?nuws=232&number=113]


== Машния обороны предполагалось устроить водохранилища на реках, вдоль которых проходила линия.
Вокруг Александровской крепости впоследствии возник город Александровск, ныне Запорожье.


Линия сохраняла своё значение вплоть до 1783 года, когда граница была в очередной раз передвинута, после чего действующими вплоть до 1800 года оставались только её крайние крепости — Александровская и Петровская (официально2-1.D0.BA.D0.BE.D0.B5_.D0.B0.D0.B4.D0.BC.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.BКрупные российские проекты (Дмитрий I, 1359-1389)|1359-1389]], [[Крупные 1762—1768 году, но своё название получил в 1774 году, по-видимому, в св]
[[Файл:Крепость Ставрополь.jpg|thumb|250px|left|Крепость Ставрополь Азово-Моздокской оборонительной линии]]


Предприятие развивалось и ные российские проекты (Иван IV, 1560-1584)|1560-1584]], [[Крупные российские проекты (Фёдор I, 1584-1598)|1584-1598]], [[Крупные российские проекты (Борис I, 1598-1605)|1598-1605]], [[Крупные российские проекты (Смутное время, 1605-1613)|1605-1613]], [[Крупные российские проекты (Михаил I, 1613-1633)|1613-1633]], [[Крупные российские проекты (Михаил I, 1633-1645)|1633-1645]], [[Крупные российские проекты (Алексей I, 1645-1654)|1645-1654]], [[Крупные российские проекты (Алексей I, 1654-1667)|1654-1667]], [[Крупные рольтате ногой, поэтому больше аттракционов подобного размера в российских силу флотов великих держав того времени составляли двухдечные линейные корабли этого типа. В это время было построеско-турецкой войны возможность восстановления Азова устроить, наконец, оборонительную линию от Азовского до Каспийского морей, замкнув укрепления на уже существовавшую к тому времени Моздокскую линию. Основная часть укреплений новой линии, в составе которой, помимо уже существовавших укийские проекты (Иван II, 1353-1359)|1353-1359]], [[815]], [[Крупные российские проекты (Александр I, 1815-1825)|1815-1825]], [[Крупные российские проекты (Николай I, 1825-1832)|1825-1832]], [[Крупные российские проекты (Николай I, 1832-1843)|1832-1843]], [[Крупные российские проекты (Николай I, 1843-1855)|1843-1855]], [[Крупные российские проекты (Александр II, 1855-1861)|1855-1861]], [[Крулав II и Андрей I, 1157-1174)|1157-1174]], [[Крупные российские проекты (Всеволод III, 1174-1212)|1174-1212]], [[Крупные российские проекты (Константин I и Юрий II, 1212-1218)|1212-1218]], [[Крупные российские проекты (Юрий II, 1218-1238)|1218-1238]], [[Крупные российские проекты (Ярослав Владимирский, 1238-1246)|1238-1246]], [[Крупныезднее небольшие доделки продолжались до 1788…1789 гг., когда военные расходы .D0.B8.D0.B9_.D0.B2.D0.BE.D1.81.D0.BF.D0.B8.D1.82.D0.B0.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.B4.D0.BE.D0.BC_.D0.B2_.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.B2.D0.B5.C2.A0.E2.80.94_.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B2.D0т Гром-камень массой 2400 тонн, который является самым большим монолитным камнем, когда либо перемещённым человеком, причём как в необработанном, так и в обработанном виде. Из-за этого его перемещение по суше и воде является даже по современным меркам грандиозной транспортной операцией, что привлекло внимание всей Европы к ходу её выполнения.
=== Азово-Моздокская линия ===
Сооружённая после утверждения Екатериной II 24 апреля 1777 года доклада князя Потёмкина «Об учреждении линии от Моздока до Азова» оборонительная линия использовала полученную после окончания очередной Русско-турецкой войны возможность устроить наконец оборонительную линию от Азовского моря до Каспийского, замкнув укрепления на уже существовавшую к тому времени Моздокскую линию. Основная часть укреплений новой линии, в составе которой, помимо уже существовавших укреплений, было предусмотрено строительство более 30 новых укреплений, в том числе 10 земляных крепостей, была введена в строй уже в 1778 году, а к 1780 году строительство было практически завершено.


Памятник с намекающейровская крепость Днепровской линии на карте XVIII века]]
Одной из вновь основанных крепостей Азово-Моздокской линии стала нынешняя столица Северо-Кавказского федерального округа — город Ставрополь.[http://ru.wikipedia.org/wiki/Марьинская_(Ставропольский_край)]
[[Файл:Вал Петровской кда.
* «Царь Константин» — заложен 24 апреля 1770 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 24 июня 1779 года.
* «Победослав» — зало кораблей отдельных отрядов. В это время было введено в строй четыре таких корабля:
* «Святой великомученик Исидор» — з0.B5_.D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.B5.D0.B4.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5|Московское ремесленное учебное заведение]] (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана).


== Фортификационные сооружения ==
== Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий ==
[[Файл:Петровская_крепость.jpg|thumb|150px|left|Петга, 945-962)|945-962]], [[Крупные российские проекты (Святослав I, 962-972)|962-972]], [[Крупныеыла введена в строй уже в 1778 году, а к 1780 году строительство было практически завершено.


Одной из вновь основанных крепостей Азово-Моздокской линии стала нынешняя столица Северо-Кавказского федерального округа — город Ставрополь.[http://ru.wikipedia.org/wiki/Марьинская_(Ставроонативные, офисные, жилые здания и их комплексы ==
=== Губернская реформа 1775 года ===
В это время была проведена основная часть мероприятий комплексной реформы управления страной, в рамках которой, помимо прочего, было радикально изменено административное деление государства с удвоением числа губерний, а также создана городская полиция.


=== Большой Гатчинск78]], [[Крупные российские проекты (Владимир I, 978-1015)|978-1015]], [[Крупные российские проекты (Владимировичи, 1015-1036)|1015-1036]], [[Крупные российские проекты (Ярослав I, 1036-1054)|1036-1054]], [[Крупные российские проекты (Ярославичи, 1054-1078)|1054-1078]], [[Крупные российские лександровск, ныне Запорожье.
== Примечания ==
{{примечания}}
<br />
{{Крупные российские проекты}}


[[Файл:Крепость Ставрополь.jpg|thumb|150px|Крепость Ставропол
[[Категория:Крупные российские проекты |**1772]]
[[Категория:Российская Империя]]
[[Категория:История России]]
[[Категория:1770-е годы]]
[[Категория:1780-е годы]]
[[Категория:XVIII век]]
[[Категория:Екатерина II]]

Текущая версия от 13:33, 30 января 2024

Екатерина II Великая

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 5 (16) августа 1772 года по 7 апреля 1783 года.

Границы периода обусловлены присоединением к государству обширных земель в ходе первого раздела Речи Посполитой, окончательное соглашение о котором подписано 5 августа 1772 года и присоединением к России Крыма, Тамани и Кубани 8 апреля 1783 года.

Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, 2024-2030, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.

Символы нации

Медный всадник, 2012

Памятник Петру I в Санкт-Петербурге (Медный всадник)

Памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге, получивший своё современное название благодаря одноимённой поэме А. С. Пушкина, но изготовленный на самом деле из бронзы, создавался с 1766 года, когда над памятником началась работа команды скульпторов во главе с Этьеном Фальконе.

Памятник с намекающей надписью «ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая. Лета 1782» был торжественно открыт 7 августа (18 августа) 1782 года.

Транспортировка Гром-камня, около 1770

Основанием монумента служит Гром-камень массой 2400 тонн, который является самым большим монолитным камнем, когда либо перемещённым человеком, причём как в необработанном, так и в обработанном виде. Из-за этого его перемещение по суше и воде является даже по современным меркам грандиозной транспортной операцией, что привлекло внимание всей Европы к ходу её выполнения.

Павильон «Катальная горка» в Ораниенбауме, 2006

Катальная горка в Ораниенбауме и Собственная дача Екатерины II

Самые большие для XVIII века и самые пышно оформленные за все времена «американские горки» были построены на Собственной даче Императрицы в Ораниенбауме в 1762…1774 гг. Собственно, этот вид аттракционов во всём мире, кроме стран бывшего СССР, не зря зовётся «русскими горками», поскольку мода на них пошла именно из России, где народную забаву в виде ледяных гор к середине XVIII века творчески переработали для круглогодичного использования. И, хотя первые каменные горки для круглогодичного катания с механическим приводом для подъёма тележек появились в Царском селе в 1757 году и оттуда начали победоносное шествие по миру, когда в 1780 году их модель была передана для Австрийского императора[1], венцом развития таких аттракционов в это время стала именно горка для летнего катания в Ораниенбауме, павильон которой сохранился до наших дней. Сама трасса горки, имевшая примерно 20-метровый перепад высот и 502-метровой длины колоннады-галереи, до нашего времени не сохранилась.

Помимо грандиозных горок в состав комплекса Собственной дачи входил небольшой летний Китайский дворец (в то время — одноэтажный «домик», надстроенный и слегка расширенный в XIX веке), оформленный с применением настоящих китайских и японских предметов искусства, и Верхний парк. Дворец был построен в 1762—1768 годах, но своё название получил в 1774 году, по-видимому, в связи с соответствующим оформлением. Является единственным сохранившимся в России архитектурным памятником стиля рококо и знаменит своим сохранившимся аутентичным внутренним убранством 1760-х гг., в частности уникальным Стеклярусным кабинетом, отделочные материалы для которого изготавливались под руководством М. В. Ломоносова.[2]

Реконструкция внешнего вида и поездки на Катальной горке в Ораниенбауме

Позднее дворцовые катания прервались в связи с технической аварией на Царскосельской катальной горке, при которой Императрицу от гибели спасла только гигантская физическая сила графа Орлова, заменившего отвалившееся колесо своей сильно пострадавшей в результате ногой, поэтому больше аттракционов подобного размера в российских императорских резиденциях не строилось.[3]

Крупнейшие корабли и суда

78-пушечный линейный корабль «Иезекииль»

Крупный линейный корабль для командира отдельного отряда. Заложен 5 декабря 1772 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 22 августа 1773 года. Назван в честь победы русской армии, произошедшей в день памяти святого пророка Иезекииля 21 июля 1770 года у реки Кагул.

74-пушечные линейные корабли типа «Царь Константин»

Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов. В это время в Санкт-Петербургском адмиралтействе были построены первые два корабля этого типа:

  • «Царь Константин» — заложен 24 апреля 1770 года, спущен на воду 24 июня 1779 года.
  • «Победослав» — заложен 26 января 1777 года, спущен на воду 26 июня 1782 года.

Ещё два корабля этого типа были введены в строй позднее.

74-пушечные линейные корабли типа «Исидор»

Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов. В это время в Санкт-Петербургском адмиралтействе были построены оба корабля этого типа:

  • «Святой великомученик Исидор» — заложен 28 сентября 1769 года, спущен на воду 17 сентября 1772 года.
  • «Святой великомученик Пантелеймон» — заложен 20 сентября 1769 года, спущен на воду 17 сентября 1772 года.

66-пушечные линейные корабли типа «Азия»

Основную силу флотов великих держав того времени составляли двухдечные линейные корабли среднего размера. В это время в Архангельском адмиралтействе были построены первые 13 таких кораблей типа «Азия»:

  • «Азия» — заложен 19 августа 1772 года, спущен на воду 20 сентября 1773 года.
  • «Америка» — заложен 19 августа 1772 года, спущен на воду 20 сентября 1773 года.
  • «Слава России» — заложен 20 сентября 1773 года, спущен на воду 13 мая 1774 года.
  • «Благополучие» — заложен 20 сентября 1773 года, спущен на воду 18 мая 1774 года.
  • «Твёрдый» — заложен 20 сентября 1773 года, спущен на воду 13 мая 1774 года.
  • «Святой Николай» — заложен 12 ноября 1773 года, спущен на воду 21 мая 1775 года.
  • «Храбрый» — заложен 12 ноября 1773 года, спущен на воду 21 мая 1775 года.
  • «Не тронь меня» — заложен 1 декабря 1776 года, спущен на воду 12 мая 1780 года.
  • «Иануарий» — заложен 1 декабря 1776 года, спущен на воду 12 мая 1780 года.
  • «Святослав» — заложен 1 декабря 1776 года, спущен на воду 22 мая 1781 года.
  • «Три святителя» — заложен 28 августа 1778 года, спущен на воду 22 мая 1781 года.
  • «Вышеслав» — заложен 27 августа 1778 года, спущен на воду 21 мая 1781 года.
  • «Родислав» — заложен 5 октября 1778 года, спущен на воду 21 мая 1782 года.

Ещё тринадцать кораблей этого типа были построены позднее.

66-пушечный линейный корабль «Победоносец»

Корабль, отличавшийся постройкой из обожжённого леса, пропитанного жидкой смолой с серой, в результате получился очень долговечным — даже при осмотре через 7 лет после спуска на воду на нём не было найдено никаких повреждений. Заложен 9 июля 1778 года на Кронштадской верфи, спущен на воду 16 сентября 1780 года. Участвовал в «Вооружённом нейтралитете», в войне со Швецией 1788—1790 годов, во время которой взял в плен шведский линейный корабль «Финланд», также участвовал в войне с Францией 1792—1797 годов и, в качестве плавучей батареи, стоял на дежурстве в системе обороны ронштадта в период обострения отношений (войны) с Англией в 1801 году. Разобран в Кронштадте в 1807 году.

66-пушечный линейный корабль «Давид Солунский»

Заложен по индивидуальному проекту 9 октября 1770 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, из-за ветхости стапеля разобран и перезаложен на другом стапеле 15 ноября 1773 года, спущен на воду 24 июня 1779 года.

66-пушечные линейные корабли типа «Слава России»

Корабли самой крупной в отечественном флоте серии из 58 парусных линейных кораблей, 56 из которых были введены в строй ранее. В это время были построены последние два корабля этого типа:

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

Арка Новой Голландии в Санкт-Петербурге, 2006

Лесные сараи на острове Новая Голландия, Санкт-Петербург

Грандиозные каменные сооружения, представляющие собой цеха для сушки в вертикальном положении огромного количества целых стволов деревьев для нужд петербургского кораблестроения, являлись по тем временам сверхвысокотехнологичными — в них впервые были применены технологические решения, позволявшие сушить лес для постройки кораблей в вертикальном состоянии. Достаточно богато отделанные снаружи здания строились с 1765 года и были в основном завершены к 1781 году, когда были закончены 6 больших и 19 малых сушильных отсеков вдоль набережной Мойки; 8 больших и 18 малых отсеков вдоль набережной Крюкова канала, а также знаменитый сейчас портал в виде арки над каналом на Мойке. Позднее небольшие доделки продолжались до 1788…1789 гг., когда военные расходы потребовали прервать дальнейшее строительство.

Сельское хозяйство

Жеребец Сметанка, картина конца XVIII века

Хреновской конезавод

Крупнейшее по тем временам коневодческое предприятие основал 24 октября 1776 года под Воронежем граф А. Г. Орлов-Чесменский. Основная часть расходов на создание конезавода пошла на приобретение за границей породистых лошадей, хотя часть из них была получена от турецкого султана в качестве выкупа. При этом только за одного уникального жеребца арабской породы — Сметанку граф заплатил, по-видимому, без учёта стоимости двухгодичного перегона под усиленной охраной, 60 тысяч рублей, что примерно соответствовало двум с половиной годовым бюджетам всего государственного конезаводства того времени.

Граф столь активно вложился в конезавод, желая создать очень востребованную в то время породу лошадей с устойчивой резвой рысью, чего, однако, удалось достичь с использованием потомства Сметанки только позднее при Александре I, тогда же завод был перестроен в камне.

Машиностроение

Архангельское адмиралтейство — реконструкция

Основная статья: Судоремонтный завод «Красная Кузница»

В это время в 1773—1774 гг. Архангельское адмиралтейство подверглось очередной крупной реконструкции. На территории предприятия, видимо, большей частью взамен приходящих в негодность старых деревянных строений были построены новые эллинги, угольные склады, кузницы и другие здания, частью каменные.[4]

Предприятие развивалось и позднее.

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Чертежи фасадов Гатчинского дворца, 1781

Большой Гатчинский дворец и парк (мыза Гатчино)

Дворец с великолепным пейзажным парком в пригороде Санкт-Петербурга — в то время — мыза (усадьба) Гатчино — изначально строился как гибрид загородной усадьбы с охотничьим замком для фаворита Екатерины II графа Г. Г. Орлова, сыгравшего значительную роль в её восшествии на престол. Строительство было начато в 1766 году, но продвигалось не быстро, и отделка была завершена только в 1781 году.

Всего через два года после окончания строительства Орлов умер, а Большой Гатчинский дворец был выкуплен у наследников Екатериной II. Уже вскоре подаренный Павлу I дворец подвергся серьёзной реконструкции под вкусы нового Императора.

Наука и образование

Академические экспедиции по программе М. В. Ломоносова

В 1768—1774 гг. по ранее выдвинутой инициативе М. В. Ломоносова, к тому моменту уже скончавшегося, пятью отрядами во главе с известными естествоиспытателями в сочти по всей стране (кроме Дальнего Востока) были проведены обширные географические и этнографические исследования в беспрецедентном для мировой науки XVIII века объёме.

Военная академия РВСН им. Петра Великого (здание бывшего Императорского воспитательного дома)

Здравоохранение и социальная защита

Императорский воспитательный дом в Москве

Благотворительное учреждение для воспитания брошенных младенцев, часть которого была введёна в строй ранее в это время пополнилось центральным корпусом, построенным также на пожертвования в 1771—1781 гг. На этом дальнейшее строительство основного здания Дома — крупнейшего здания дореволюционной Москвы (за исключением крепостных стен) было заморожено и полностью здание (его западное крыло) было достроено только в 1960-х гг.

Позднее в составе Императорского воспитательного дома было основано Московское ремесленное учебное заведение (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана).

Гидротехнические сооружения

Гранитная набережная Невы от Литейного дома до Галерной гавани в Санкт Петербурге — продолжение работ

В это время медленно, из-за урезания финансирования в следствие русско-турецких войн и освоения Новороссии, продолжалось уже в значительной степени завершённое ранее строительство гранитной набережной Невы от Литейного дома до Галерной гавани в Санкт Петербурге. В это время медленно строилась четвёртая дистанция строительства набережной от Адмиралтейства до Галерной гавани, а также в 1772—1773 годах были выполнены очень крупные работы по полной перестройке с отступом в сторону реки изначально не очень удачной гранитной набережной на участке у Зимнего дворца.[5]

Фортификационные сооружения

Петровская крепость Днепровской линии на карте XVIII века

Днепровская линия

Строившаяся вдоль новой границы с Крымским ханством от Днепра до Азовского моря по указу от 10 мая 1770 года линия, хотя и должна была быть готова в общих чертах уже в 1771 году, однако же реально строилась гораздо дольше — по крайней мере до 1774 года, а отдельные работы в крепостях были завершены только к 1782 году.

Линия по проекту состояла из семи земляных крепостей, три из которых были батальонными, а остальные четыре — двуротными. Кроме того, в качестве усиления обороны предполагалось устроить водохранилища на реках, вдоль которых проходила линия.

Вал Петровской крепости Днепровской линии в наши дни

Днепровская линия сохраняла своё значение вплоть до 1783 года, когда граница была в очередной раз передвинута, после чего действующими вплоть до 1800 года оставались только её крайние крепости — Александровская и Петровская (официальное название: морская батальонная крепость Святого Петра) на берегу Днепра и Азовского моря соответственно.[6]

Вокруг Александровской крепости впоследствии возник город Александровск, ныне Запорожье.

Крепость Ставрополь Азово-Моздокской оборонительной линии

Азово-Моздокская линия

Сооружённая после утверждения Екатериной II 24 апреля 1777 года доклада князя Потёмкина «Об учреждении линии от Моздока до Азова» оборонительная линия использовала полученную после окончания очередной Русско-турецкой войны возможность устроить наконец оборонительную линию от Азовского моря до Каспийского, замкнув укрепления на уже существовавшую к тому времени Моздокскую линию. Основная часть укреплений новой линии, в составе которой, помимо уже существовавших укреплений, было предусмотрено строительство более 30 новых укреплений, в том числе 10 земляных крепостей, была введена в строй уже в 1778 году, а к 1780 году строительство было практически завершено.

Одной из вновь основанных крепостей Азово-Моздокской линии стала нынешняя столица Северо-Кавказского федерального округа — город Ставрополь.[7]

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Губернская реформа 1775 года

В это время была проведена основная часть мероприятий комплексной реформы управления страной, в рамках которой, помимо прочего, было радикально изменено административное деление государства с удвоением числа губерний, а также создана городская полиция.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.