Судостроительный завод «Океан»: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показано 19 промежуточных версий этого же участника)
Строка 11: Строка 11:
'''9 июля 1946 года''' — принято Постановление Совета Министров СССР, согласно которому ленинградским 2-м Государственным специальным проектным институтом (ГСПИ-2) началось проектирование завода.[http://proza.ru/2010/01/25/141]
'''9 июля 1946 года''' — принято Постановление Совета Министров СССР, согласно которому ленинградским 2-м Государственным специальным проектным институтом (ГСПИ-2) началось проектирование завода.[http://proza.ru/2010/01/25/141]


'''1951 год — ввод в строй предприятия в то время названного «Завод № 872».'''
'''1951 год — ввод в строй предприятия в то время названного «Завод № 872».'''


'''1951—1957(?) годы''' — завод серийно строит несамоходные сухогрузные баржи различных модификаций (в том числе с 1954 года — рефрижераторные) проекта 411 водоизмещением 560 тонн.
'''1951—1957(?) годы''' — завод серийно строит несамоходные сухогрузные баржи различных модификаций (в том числе с 1954 года — рефрижераторные) проекта 411 водоизмещением 560 тонн.
'''1955 год''' — полностью введена в строй первая технологическая линия предприятия, оснащённая боковым передаточно-спусковым устройством (слипом).
'''1957(?) год''' — заводом построена грунтоотвозная шаланда «Невская-1» проекта 449 типа «Севастопольская».


'''1958 год''' — начало специализации завода на строительстве рыбоморозильных, промысловых и рефрижераторных судов.
'''1958 год''' — начало специализации завода на строительстве рыбоморозильных, промысловых и рефрижераторных судов.
'''1957—1959 годы''' — на заводе построено 7 танкодесантных судов (с 1963 года классифицировались как средние десантные корабли, ещё позже — как средние морские сухогрузные транспорты) проекта 572 «Бурея», некоторые из которых продолжали служить в [[Российский военно-морской флот|отечественном военно-морском флоте]] и в 2020-х годах.


'''1958—1968 годы''' — предприятием построено 46 рефрижераторных судов типа «Таврия» водоизмещением 5400 тонн с дизель-электрической силовой установкой, в том числе три судна — на экспорт.
'''1958—1968 годы''' — предприятием построено 46 рефрижераторных судов типа «Таврия» водоизмещением 5400 тонн с дизель-электрической силовой установкой, в том числе три судна — на экспорт.


'''1966(?)год — как и множество других заводов, предприятие получило индивидуальное название Судостроительный завод «Океан»'''.
'''1963 год''' — заводом построены два(?[http://fleetphoto.ru/projects/1288/]) лесовоза проекта 450 типа «Малоярославец».
 
'''1964—1967 годы''' — на заводе построена серия из 12 лесовозов проекта 450Б типа «Сибирьлес». Параллельно строительство аналогичных судов велось на предприятии Судостроительный завод «Ока» (ныне [[Окская судоверфь]]), а позднее — по доработанному проекту — в Галаце ([[Румыния]]).
 
'''1966(?) год — как и множество других заводов, предприятие получило индивидуальное название Судостроительный завод «Океан»'''.
 
'''1968—1971 годы''' — на предприятии построена серия из 8 лесовозов проекта 1574 «Селигер» типа «Советский воин». Суда этого типа строились также предприятием [[Выборгский судостроительный завод]].


'''1968—1975 годы''' — заводом построена серия из 31 морозильного супертраулера проекта 1376 типа «Алтай» водоизмещением 6470 тонн каждый.
'''1968—1975 годы''' — заводом построена серия из 31 морозильного супертраулера проекта 1376 типа «Алтай» водоизмещением 6470 тонн каждый.


'''1969—1972 годы''' — на предприятии построен крупный сухой док, способный обеспечить строительство судов водоизмещением до 300 тысяч тонн, при этом первая очередь дока, позволившая начать в нём строительство судов, была введена в строй 14 октября 1971 года. Примерно в это же время шли и другие стройки, связанные с проектом радикального расширения завода: строительство достроечной набережной, блоков корпусных цехов производственной мощностью по обрабатываемому металлу до 90 тысяч тонн в год, обеспечивавших сборку корпусных секций массой до 200 тонн. В результате этой реконструкции, ставшей [[Крупные_российские_проекты_(Леонид_Брежнев,_1971-1976)#.D0.A1.D1.83.D0.B4.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4_.C2.AB.D0.9E.D0.BA.D0.B5.D0.B0.D0.BD.C2.BB_.28.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D1.80.D0.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F.29.2C_.D0.B3._.D0.9D.D0.B8.D0.BA.D0.BE.D0.BB.D0.B0.D0.B5.D0.B2|одним из крупных проектов эпохи]], завод превратился из предприятия среднего размера в одну из важнейших верфей страны.
'''1969—1972 годы''' — на предприятии построен крупный сухой док, способный обеспечить строительство судов водоизмещением до 300 тысяч тонн, при этом первая очередь дока, позволившая начать в нём строительство судов, была введена в строй 14 октября 1971 года. Примерно в это же время шли и другие стройки, связанные с проектом радикального расширения завода: строительство достроечной набережной, блоков корпусных цехов производственной мощностью по обрабатываемому металлу до 90 тысяч тонн в год, обеспечивавших сборку корпусных секций массой до 200 тонн. В результате этой реконструкции, ставшей [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1971-1976)#.D0.A1.D1.83.D0.B4.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4 .C2.AB.D0.9E.D0.BA.D0.B5.D0.B0.D0.BD.C2.BB .28.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.B0.D1.8F .D1.80.D0.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F.29.2C .D0.B3. .D0.9D.D0.B8.D0.BA.D0.BE.D0.BB.D0.B0.D0.B5.D0.B2|одним из крупных проектов эпохи]], завод превратился из предприятия среднего размера в одну из важнейших верфей страны.
 
'''1970 год''' — введено в строй построенное на заводе научно-исследовательское судно «Изумруд» проекта 1534.
 
'''1971—1978 годы''' — на предприятии с помощью нового сухого дока построена серия из 8 (в том числе 2 было поставлено на экспорт в [[Болгария|Болгарию]]) крупных рудовозов проекта 1594 «Черноморье» типа «Зоя Космодемьянская» водоизмещением 63000 тонн.


'''1971—1978 годы''' — на предприятии с помощью нового сухого дока построена серия из 8 (в том числе 2 было поставлено на экспорт в Болгарию) крупных рудовозов проекта 1594 «Черноморье» типа «Зоя Космодемьянская» водоизмещением 63000 тонн.
'''1972 год''' — силами завода на базе забракованной из-за дополнительных требований, потребовавших ее полной переделки, надстройки судна «Изумруд» построена несамоходная плавучая база отдыха «Лиман», отшвартованная в Скадовске и использовавшаяся впоследствии для отдыха сотрудников завода.
 
'''1973—1984 годы''' — заводом построена серия из 18 больших автономных траулеров проекта 1386 типа «Горизонт».
 
'''1974—1977 годы''' — предприятием построены три морских буксира (спасательных судна) проекта 1454 типа «Напористый». Суда этого типа в больших количествах строились и на других отечественных заводах.


'''1976—1978 годы''' — на заводе построена серия из 4 очень крупных (водоизмещение 130 тысяч тонн) нефтерудовозов проекта 1593 «Октябрьск» типа «Борис Бутома».
'''1976—1978 годы''' — на заводе построена серия из 4 очень крупных (водоизмещение 130 тысяч тонн) нефтерудовозов проекта 1593 «Октябрьск» типа «Борис Бутома».
'''1979—1981 годы''' — предприятием построены 6 барж-площадок проекта 16800, производившихся и на многих других заводах.


'''1981—1991 годы''' — заводом строится продолженная и впоследствии серия крупных углерудовозов проекта 15941 типа «Харитон Греку» — улучшенной версии ранее строившихся судов типа «Зоя Космодемьянская». В это время были, по всей видимости, достроены первые 17 судов этой серии.
'''1981—1991 годы''' — заводом строится продолженная и впоследствии серия крупных углерудовозов проекта 15941 типа «Харитон Греку» — улучшенной версии ранее строившихся судов типа «Зоя Космодемьянская». В это время были, по всей видимости, достроены первые 17 судов этой серии.
'''1982—1985 годы''' — на предприятии построены 11 барж-площадок проекта 16801, производившихся и на многих других заводах.


'''1983—1988 годы''' — предприятием построена серия из 7 морозильных рыболовно-крилевых супертраулеров (крилеловов) проекта 16080 типа «Антарктида».
'''1983—1988 годы''' — предприятием построена серия из 7 морозильных рыболовно-крилевых супертраулеров (крилеловов) проекта 16080 типа «Антарктида».
Строка 35: Строка 59:
'''1985—1991 годы''' — на предприятии построены два крупных (водоизмещение 10000 тонн) научно-исследовательских судна проектов 19241 и 19242. Аналогичное третье заложенное в это время судно позднее было достроено в 1996 году в Генуе ([[Италия]]).
'''1985—1991 годы''' — на предприятии построены два крупных (водоизмещение 10000 тонн) научно-исследовательских судна проектов 19241 и 19242. Аналогичное третье заложенное в это время судно позднее было достроено в 1996 году в Генуе ([[Италия]]).


'''1988 год''' — заводу было предоставлено право самостоятельно заключать контракты на экспорт судов, которым он воспользовался, в частности, для продажи углерудовозов проекта 15941 в Норвегию (2 единицы) и в Грецию (6 единиц), достроенных, по всей видимости, уже позднее[http://proza.ru/2010/01/25/141].
'''1988 год''' — заводу было предоставлено право самостоятельно заключать контракты на экспорт судов, которым он воспользовался, в частности, для продажи углерудовозов проекта 15941 в [[Норвегия|Норвегию]] (2 единицы) и в [[Греция|Грецию]] (6 единиц), достроенных, по всей видимости, уже позднее[http://proza.ru/2010/01/25/141].


'''1988(?)—1991 годы''' — на предприятии начато строительство серии и достроены первые две малых рыбообрабатывающих плавбазы проекта 13490 типа «Камчатский Шельф» (обе введены в строй в 1990 году).
'''1988(?)—1991 годы''' — на предприятии начато строительство серии и достроены первые две малых рыбообрабатывающих плавбазы проекта 13490 типа «Камчатский Шельф» (обе введены в строй в 1990 году).
Строка 42: Строка 66:
'''1991—1995 годы''' — завод завершает достройку серии крупных углерудовозов проекта 15941 типа «Харитон Греку». В это время были, по всей видимости, достроены последние 8 судов этой серии.
'''1991—1995 годы''' — завод завершает достройку серии крупных углерудовозов проекта 15941 типа «Харитон Греку». В это время были, по всей видимости, достроены последние 8 судов этой серии.


'''Октябрь 2000 года''' — '''предприятие переименовано в «Дамен Шипярдс Океан»'''.
'''Октябрь 2000 года''' — '''предприятие переименовано в «Дамен Шипярдс Океан»''' в связи с приватизацией.


'''Август 2006 года''' — '''предприятие переименовано в «Акер Ярдс Океан»'''.
'''Август 2006 года''' — '''предприятие переименовано в «Акер Ярдс Океан»''' в связи с перепродажей.


'''Сентябрь 2008 года''' — '''предприятие переименовано в «Вадан Ярдс Океан»'''.
'''Сентябрь 2008 года''' — '''предприятие переименовано в «Вадан Ярдс Океан»''' в связи с перепродажей. С этого момента начался период упадка завода.


'''2009—2010 годы''' — заводом построена серия из 24 несамоходных сухогрузных барж проекта NBL-90.
'''2009—2010 годы''' — заводом построена серия из 24 несамоходных сухогрузных барж проекта NBL-90.


'''18 марта 2011 года''' — '''предприятие переименовано в <nowiki>«Николаевский судостроительный завод «Океан»</nowiki>'''.
'''18 марта 2011 года''' — '''предприятие переименовано в <nowiki>«Николаевский судостроительный завод «Океан»</nowiki>'''.
'''2013 год''' — начало процедуры банкротства предприятия.
'''2018 год''' — на ликвидационных торгах предприятие выкуплено новым местным инвестором.


'''2019 год''' — '''предприятие переименовано в <nowiki>«Судостроительный завод «Океан»</nowiki>'''.
'''2019 год''' — '''предприятие переименовано в <nowiki>«Судостроительный завод «Океан»</nowiki>'''.
'''Июнь 2022 года''' — во время российской Специальной военной операции на Украине в цехах завода было размещено значительное количество военнослужащих, вооружения и военной техники 59-й механизированной бригады вооруженных сил Украины, которые были поражены ударом российского ракетного оружия, вследствие чего завод претерпел некоторые разрушения.


== См. также ==
== См. также ==
Строка 64: Строка 94:
{{Крупные российские проекты}}
{{Крупные российские проекты}}


[[Категория:Николаев]]
[[Категория:Николаевская область]]
[[Категория:Судостроение Украины]]
[[Категория:Судостроение Украины]]
[[Категория:Промышленность Украины]]
[[Категория:Предприятия Украины]]
[[Категория:Украина]]
[[Категория:Предприятия Николаевской области]]
[[Категория:Судостроение Новороссии]]
[[Категория:Промышленность Новороссии]]
[[Категория:Новороссия]]
[[Категория:Новороссия]]
[[Категория:Судостроение Русского мира]]
[[Категория:Николаев]]
[[Категория:Промышленность Русского мира]]

Текущая версия от 11:19, 24 октября 2024

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Судостроительный завод «Океан» — крупное судостроительное предприятие в г. Николаев, ныне находящемся на юге Украины (в исторической Новороссии). Основано в 1951 году как «Завод № 872».

Основным преимуществом завода является наличие очень крупного сухого дока, позволяющего строить суда водоизмещением до 300 тысяч тонн.

В советском прошлом завод являлся одним из основных производителей крупных промысловых и грузовых судов.

История предприятия

Советская Россия

9 июля 1946 года — принято Постановление Совета Министров СССР, согласно которому ленинградским 2-м Государственным специальным проектным институтом (ГСПИ-2) началось проектирование завода.[1]

1951 год — ввод в строй предприятия в то время названного «Завод № 872».

1951—1957(?) годы — завод серийно строит несамоходные сухогрузные баржи различных модификаций (в том числе с 1954 года — рефрижераторные) проекта 411 водоизмещением 560 тонн.

1955 год — полностью введена в строй первая технологическая линия предприятия, оснащённая боковым передаточно-спусковым устройством (слипом).

1957(?) год — заводом построена грунтоотвозная шаланда «Невская-1» проекта 449 типа «Севастопольская».

1958 год — начало специализации завода на строительстве рыбоморозильных, промысловых и рефрижераторных судов.

1957—1959 годы — на заводе построено 7 танкодесантных судов (с 1963 года классифицировались как средние десантные корабли, ещё позже — как средние морские сухогрузные транспорты) проекта 572 «Бурея», некоторые из которых продолжали служить в отечественном военно-морском флоте и в 2020-х годах.

1958—1968 годы — предприятием построено 46 рефрижераторных судов типа «Таврия» водоизмещением 5400 тонн с дизель-электрической силовой установкой, в том числе три судна — на экспорт.

1963 год — заводом построены два(?[2]) лесовоза проекта 450 типа «Малоярославец».

1964—1967 годы — на заводе построена серия из 12 лесовозов проекта 450Б типа «Сибирьлес». Параллельно строительство аналогичных судов велось на предприятии Судостроительный завод «Ока» (ныне Окская судоверфь), а позднее — по доработанному проекту — в Галаце (Румыния).

1966(?) год — как и множество других заводов, предприятие получило индивидуальное название Судостроительный завод «Океан».

1968—1971 годы — на предприятии построена серия из 8 лесовозов проекта 1574 «Селигер» типа «Советский воин». Суда этого типа строились также предприятием Выборгский судостроительный завод.

1968—1975 годы — заводом построена серия из 31 морозильного супертраулера проекта 1376 типа «Алтай» водоизмещением 6470 тонн каждый.

1969—1972 годы — на предприятии построен крупный сухой док, способный обеспечить строительство судов водоизмещением до 300 тысяч тонн, при этом первая очередь дока, позволившая начать в нём строительство судов, была введена в строй 14 октября 1971 года. Примерно в это же время шли и другие стройки, связанные с проектом радикального расширения завода: строительство достроечной набережной, блоков корпусных цехов производственной мощностью по обрабатываемому металлу до 90 тысяч тонн в год, обеспечивавших сборку корпусных секций массой до 200 тонн. В результате этой реконструкции, ставшей одним из крупных проектов эпохи, завод превратился из предприятия среднего размера в одну из важнейших верфей страны.

1970 год — введено в строй построенное на заводе научно-исследовательское судно «Изумруд» проекта 1534.

1971—1978 годы — на предприятии с помощью нового сухого дока построена серия из 8 (в том числе 2 было поставлено на экспорт в Болгарию) крупных рудовозов проекта 1594 «Черноморье» типа «Зоя Космодемьянская» водоизмещением 63000 тонн.

1972 год — силами завода на базе забракованной из-за дополнительных требований, потребовавших ее полной переделки, надстройки судна «Изумруд» построена несамоходная плавучая база отдыха «Лиман», отшвартованная в Скадовске и использовавшаяся впоследствии для отдыха сотрудников завода.

1973—1984 годы — заводом построена серия из 18 больших автономных траулеров проекта 1386 типа «Горизонт».

1974—1977 годы — предприятием построены три морских буксира (спасательных судна) проекта 1454 типа «Напористый». Суда этого типа в больших количествах строились и на других отечественных заводах.

1976—1978 годы — на заводе построена серия из 4 очень крупных (водоизмещение 130 тысяч тонн) нефтерудовозов проекта 1593 «Октябрьск» типа «Борис Бутома».

1979—1981 годы — предприятием построены 6 барж-площадок проекта 16800, производившихся и на многих других заводах.

1981—1991 годы — заводом строится продолженная и впоследствии серия крупных углерудовозов проекта 15941 типа «Харитон Греку» — улучшенной версии ранее строившихся судов типа «Зоя Космодемьянская». В это время были, по всей видимости, достроены первые 17 судов этой серии.

1982—1985 годы — на предприятии построены 11 барж-площадок проекта 16801, производившихся и на многих других заводах.

1983—1988 годы — предприятием построена серия из 7 морозильных рыболовно-крилевых супертраулеров (крилеловов) проекта 16080 типа «Антарктида».

1985—1991 годы — на предприятии построены два крупных (водоизмещение 10000 тонн) научно-исследовательских судна проектов 19241 и 19242. Аналогичное третье заложенное в это время судно позднее было достроено в 1996 году в Генуе (Италия).

1988 год — заводу было предоставлено право самостоятельно заключать контракты на экспорт судов, которым он воспользовался, в частности, для продажи углерудовозов проекта 15941 в Норвегию (2 единицы) и в Грецию (6 единиц), достроенных, по всей видимости, уже позднее[3].

1988(?)—1991 годы — на предприятии начато строительство серии и достроены первые две малых рыбообрабатывающих плавбазы проекта 13490 типа «Камчатский Шельф» (обе введены в строй в 1990 году).

Украина

1991—1995 годы — завод завершает достройку серии крупных углерудовозов проекта 15941 типа «Харитон Греку». В это время были, по всей видимости, достроены последние 8 судов этой серии.

Октябрь 2000 года — предприятие переименовано в «Дамен Шипярдс Океан» в связи с приватизацией.

Август 2006 года — предприятие переименовано в «Акер Ярдс Океан» в связи с перепродажей.

Сентябрь 2008 года — предприятие переименовано в «Вадан Ярдс Океан» в связи с перепродажей. С этого момента начался период упадка завода.

2009—2010 годы — заводом построена серия из 24 несамоходных сухогрузных барж проекта NBL-90.

18 марта 2011 года — предприятие переименовано в «Николаевский судостроительный завод «Океан».

2013 год — начало процедуры банкротства предприятия.

2018 год — на ликвидационных торгах предприятие выкуплено новым местным инвестором.

2019 год — предприятие переименовано в «Судостроительный завод «Океан».

Июнь 2022 года — во время российской Специальной военной операции на Украине в цехах завода было размещено значительное количество военнослужащих, вооружения и военной техники 59-й механизированной бригады вооруженных сил Украины, которые были поражены ударом российского ракетного оружия, вследствие чего завод претерпел некоторые разрушения.

См. также

Примечания