Судостроительный завод «Океан»: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 94: Строка 94:
{{Крупные российские проекты}}
{{Крупные российские проекты}}


[[Категория:Николаев]]
[[Категория:Николаевская область]]
[[Категория:Судостроение Украины]]
[[Категория:Судостроение Украины]]
[[Категория:Промышленность Украины]]
[[Категория:Предприятия Украины]]
[[Категория:Украина]]
[[Категория:Предприятия Николаевской области]]
[[Категория:Судостроение Новороссии]]
[[Категория:Промышленность Новороссии]]
[[Категория:Новороссия]]
[[Категория:Новороссия]]
[[Категория:Николаев]]

Текущая версия от 11:19, 24 октября 2024

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Судостроительный завод «Океан» — крупное судостроительное предприятие в г. Николаев, ныне находящемся на юге Украины (в исторической Новороссии). Основано в 1951 году как «Завод № 872».

Основным преимуществом завода является наличие очень крупного сухого дока, позволяющего строить суда водоизмещением до 300 тысяч тонн.

В советском прошлом завод являлся одним из основных производителей крупных промысловых и грузовых судов.

История предприятия

Советская Россия

9 июля 1946 года — принято Постановление Совета Министров СССР, согласно которому ленинградским 2-м Государственным специальным проектным институтом (ГСПИ-2) началось проектирование завода.[1]

1951 год — ввод в строй предприятия в то время названного «Завод № 872».

1951—1957(?) годы — завод серийно строит несамоходные сухогрузные баржи различных модификаций (в том числе с 1954 года — рефрижераторные) проекта 411 водоизмещением 560 тонн.

1955 год — полностью введена в строй первая технологическая линия предприятия, оснащённая боковым передаточно-спусковым устройством (слипом).

1957(?) год — заводом построена грунтоотвозная шаланда «Невская-1» проекта 449 типа «Севастопольская».

1958 год — начало специализации завода на строительстве рыбоморозильных, промысловых и рефрижераторных судов.

1957—1959 годы — на заводе построено 7 танкодесантных судов (с 1963 года классифицировались как средние десантные корабли, ещё позже — как средние морские сухогрузные транспорты) проекта 572 «Бурея», некоторые из которых продолжали служить в отечественном военно-морском флоте и в 2020-х годах.

1958—1968 годы — предприятием построено 46 рефрижераторных судов типа «Таврия» водоизмещением 5400 тонн с дизель-электрической силовой установкой, в том числе три судна — на экспорт.

1963 год — заводом построены два(?[2]) лесовоза проекта 450 типа «Малоярославец».

1964—1967 годы — на заводе построена серия из 12 лесовозов проекта 450Б типа «Сибирьлес». Параллельно строительство аналогичных судов велось на предприятии Судостроительный завод «Ока» (ныне Окская судоверфь), а позднее — по доработанному проекту — в Галаце (Румыния).

1966(?) год — как и множество других заводов, предприятие получило индивидуальное название Судостроительный завод «Океан».

1968—1971 годы — на предприятии построена серия из 8 лесовозов проекта 1574 «Селигер» типа «Советский воин». Суда этого типа строились также предприятием Выборгский судостроительный завод.

1968—1975 годы — заводом построена серия из 31 морозильного супертраулера проекта 1376 типа «Алтай» водоизмещением 6470 тонн каждый.

1969—1972 годы — на предприятии построен крупный сухой док, способный обеспечить строительство судов водоизмещением до 300 тысяч тонн, при этом первая очередь дока, позволившая начать в нём строительство судов, была введена в строй 14 октября 1971 года. Примерно в это же время шли и другие стройки, связанные с проектом радикального расширения завода: строительство достроечной набережной, блоков корпусных цехов производственной мощностью по обрабатываемому металлу до 90 тысяч тонн в год, обеспечивавших сборку корпусных секций массой до 200 тонн. В результате этой реконструкции, ставшей одним из крупных проектов эпохи, завод превратился из предприятия среднего размера в одну из важнейших верфей страны.

1970 год — введено в строй построенное на заводе научно-исследовательское судно «Изумруд» проекта 1534.

1971—1978 годы — на предприятии с помощью нового сухого дока построена серия из 8 (в том числе 2 было поставлено на экспорт в Болгарию) крупных рудовозов проекта 1594 «Черноморье» типа «Зоя Космодемьянская» водоизмещением 63000 тонн.

1972 год — силами завода на базе забракованной из-за дополнительных требований, потребовавших ее полной переделки, надстройки судна «Изумруд» построена несамоходная плавучая база отдыха «Лиман», отшвартованная в Скадовске и использовавшаяся впоследствии для отдыха сотрудников завода.

1973—1984 годы — заводом построена серия из 18 больших автономных траулеров проекта 1386 типа «Горизонт».

1974—1977 годы — предприятием построены три морских буксира (спасательных судна) проекта 1454 типа «Напористый». Суда этого типа в больших количествах строились и на других отечественных заводах.

1976—1978 годы — на заводе построена серия из 4 очень крупных (водоизмещение 130 тысяч тонн) нефтерудовозов проекта 1593 «Октябрьск» типа «Борис Бутома».

1979—1981 годы — предприятием построены 6 барж-площадок проекта 16800, производившихся и на многих других заводах.

1981—1991 годы — заводом строится продолженная и впоследствии серия крупных углерудовозов проекта 15941 типа «Харитон Греку» — улучшенной версии ранее строившихся судов типа «Зоя Космодемьянская». В это время были, по всей видимости, достроены первые 17 судов этой серии.

1982—1985 годы — на предприятии построены 11 барж-площадок проекта 16801, производившихся и на многих других заводах.

1983—1988 годы — предприятием построена серия из 7 морозильных рыболовно-крилевых супертраулеров (крилеловов) проекта 16080 типа «Антарктида».

1985—1991 годы — на предприятии построены два крупных (водоизмещение 10000 тонн) научно-исследовательских судна проектов 19241 и 19242. Аналогичное третье заложенное в это время судно позднее было достроено в 1996 году в Генуе (Италия).

1988 год — заводу было предоставлено право самостоятельно заключать контракты на экспорт судов, которым он воспользовался, в частности, для продажи углерудовозов проекта 15941 в Норвегию (2 единицы) и в Грецию (6 единиц), достроенных, по всей видимости, уже позднее[3].

1988(?)—1991 годы — на предприятии начато строительство серии и достроены первые две малых рыбообрабатывающих плавбазы проекта 13490 типа «Камчатский Шельф» (обе введены в строй в 1990 году).

Украина

1991—1995 годы — завод завершает достройку серии крупных углерудовозов проекта 15941 типа «Харитон Греку». В это время были, по всей видимости, достроены последние 8 судов этой серии.

Октябрь 2000 года — предприятие переименовано в «Дамен Шипярдс Океан» в связи с приватизацией.

Август 2006 года — предприятие переименовано в «Акер Ярдс Океан» в связи с перепродажей.

Сентябрь 2008 года — предприятие переименовано в «Вадан Ярдс Океан» в связи с перепродажей. С этого момента начался период упадка завода.

2009—2010 годы — заводом построена серия из 24 несамоходных сухогрузных барж проекта NBL-90.

18 марта 2011 года — предприятие переименовано в «Николаевский судостроительный завод «Океан».

2013 год — начало процедуры банкротства предприятия.

2018 год — на ликвидационных торгах предприятие выкуплено новым местным инвестором.

2019 год — предприятие переименовано в «Судостроительный завод «Океан».

Июнь 2022 года — во время российской Специальной военной операции на Украине в цехах завода было размещено значительное количество военнослужащих, вооружения и военной техники 59-й механизированной бригады вооруженных сил Украины, которые были поражены ударом российского ракетного оружия, вследствие чего завод претерпел некоторые разрушения.

См. также

Примечания