Крупные российские проекты (Екатерина II, 1772-1783): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 36 промежуточных версий 5 участников)
Строка 1: Строка 1:
ния, хотя и должна была быть готова в общих чертах уже в 1771 году, однако жери Иване VI, 1740-1741)|1740-1741]], [[Крупные российские проекты (Елизавета да доклада князя Потёмкина «Об учреждении линии от Моздока до Азова» оборонит1545]], [[Крупные российские проекты (Иван IV, 1545-1560)|1545-1560]], [[Круппроекты (Всеволод I, 1078-1093)|1078-1093]], [[Крупные российские проекты (Святополк II, 1093-1113)|1093-1113]], [[Крупные российские проекты (Владимир II, 1113-1125)|1113-1125]], [[Крупные российские проекты (Мстислав I, 1125-1132)|1125-1132]], [[Крупные российские проекты (Ярополк II, 1132-1139)|1132-1139]], [[Крупные российские проекты (Всеволод II, 1139.B1.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.B2.D0.B5.D1.80.D1.84.D1.8C.29.C2.A0.E2.80.94_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D1.80.D0.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.оремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на екты (Фёдор III, 1676-1682)|1676-1682]], [[Крупные российские проекты (Софья Алексеевна, 1682-1689)|1682-1689]], [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1689-1700)|1689-1700]], [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1700-1711)|17в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 24 июня 1779 года.
[[Файл:Dmitry Levitsky - Екатерина II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия - Google Art Project.jpg|240px|thumb|Екатерина II Великая]]
* «Давид Солунский» — заложен 9 октября 1770 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, из-за ветхости стапеля разобран и перезаложен на другом стапеле 15 ноября 1773 года, спущен на воду 24 июня 1779 года.
Здесь приведены [[Крупные российские проекты|крупные российские проекты]], чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года<ref>Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.</ref>, введённые в строй с 5 (16) августа 1772 года по 7 апреля 1783 года.
* «Не тронь меня» — заложен 1 декабря 1776 года в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 12 мая 1780 года.
* «Иавуарий» — заложен 1 декабря 1776 года в [[Суде сушить лес для постройки кораблей в вертикальном состоянии. Достаточно богато отделанные снаружи здания строились с 1765 года и были в основном завершены к 1781 году, когда были завершены 6 больших и 19 малых сушильн российские проекты (Ярополк I, 972-978)|972-978]], [[Крупные российские проекты (Владимир I, 978-1015)|978-1015]], [[Крупные российские проекты (Владимировичи, 1015-1036)|1015-1036]], [[Крупные российские проекты (Ярослав I, 1036-1054)|1036-1054]], [[Крупные российские проекты (Ярославичи, 1054-1078)|1054-1078]], [[Крупные российские лександровск, ныне Запорожье.


[[Файл:Крепость Ставрополь.jpg|thumb|150px|Крепость Ставрополь Азово-Моздокской оборонительной линии]]
Границы периода обусловлены присоединением к государству обширных земель в ходе первого раздела Речи Посполитой, окончательное соглашение о котором подписано 5 августа 1772 года и присоединением к России [[Крым]]а, Тамани и Кубани 8 апреля 1783 года.


=== Азово-Моздокская линия ===
{{Крупные российские проекты (список периодов)}}
Сооружённая после утверждения Екатериной II 24 апреля 1777 го 7 августа (18 августа) 1782 года.
 
== Символы нации ==
[[Файл:Bronze Horseman.jpg|thumb|250px|left|Медный всадник, 2012]]
 
=== Памятник Петру I в Санкт-Петербурге (Медный всадник) ===
Памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге, получивший своё современное название благодаря одноимённой поэме А. С. Пушкина, но изготовленный на самом деле из бронзы, создавался с 1766 года, когда над памятником началась работа команды скульпторов во главе с Этьеном Фальконе.


[[Файл:Ораниенбаум 2006 06 01.jpg|thumb|150px|left|Павильон «Катальная горка» в Ораниенбауме, 2006]]
Памятник с намекающей надписью «ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая. Лета 1782» был торжественно открыт 7 августа (18 августа) 1782 года.
{{#ev:yo.B5.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.B4.D0.BE.D0.BC.D0.B0.29_.D0.B2_.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.B2.D0.B5|было достроено только в 1960-х]].
[[Файл:Thunder Stone.jpg|thumb|250px|Транспортировка Гром-камня, около 1770]]


Позднее в составе Императорского воспитательного дома было основано [[Крупные_российские_проекты_(Николай_I,_1843-1855)#.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B5_.D1.80.D0.B5.D0.BC.D0.B5.D1.81.D0.BB.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.BE.D0.B5_.D1.83.D1.87.D0.B5.D0.B1.D0.BD.D0.BE.Dийские проекты (Александр II, 1870-1881)|1870-1881]], [[Крупные российские проекты (Александр III, 1881-1894)|1881-1894]],узница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 13 мая 1774 года.
Основанием монумента служит Гром-камень массой 2400 тонн, который является самым большим монолитным камнем, когда либо перемещённым человеком, причём как в необработанном, так и в обработанном виде. Из-за этого его перемещение по суше и воде является даже по современным меркам грандиозной транспортной операцией, что привлекло внимание всей Европы к ходу её выполнения.
* «Благополучие» — заложен 20 сентября 1773 года в [[Судоремонте проекты (Ярослав Тверской, 1263-1272)|1263-1272]], [[Крупные российские проекты (Василий Костромской, 1272-1276)|1272-1276]], [[Крупные российские проекты (Дмитрий Переяславский, 1276-1293)|1276-1293]], [[Крупные российские проекты (Андрей Городецкий, 1293-1304)|1293-1304]], [[Крупные российские проекты (Михаил Тверской, 1304-1318)|1304-1318]], [[Крупные российские проекты (Даниловичи и Михайловичи, 1318-1328)|1318-1328]], [[Крупные российские проекты (Иван I, 1328-1340)|1328-1340]ведены обширные географические и этнографические исследования в беспрецедентния роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов. В это время было введено в строй четыре таких корабля:
* «Святой великомученик Исидор» — з0.B5_.D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.B5.D0.B4.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5|Московское ремесленное учебное заведение]] (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана).


== Фортификационные сооружения ==
[[Файл:Ораниенбаум 2006 06 01.jpg|thumb|250px|left|Павильон «Катальная горка» в Ораниенбауме, 2006]]
[[Файл:Петровская_крепость.jpg|thumb|150px|left|Петровская крепость Днепровской линии на карте XVIII века]]
[[Файл:Вал Петровской кда.
* «Царь Константин» — заложен 24 апреля 1770 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 24 июня 1779 года.
* «Победослав» — заложен 26 января 1777 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 26 июня 1782 года.


=== 66-пушечные линейные корабли ===
=== Катальная горка в Ораниенбауме и Собственная дача Екатерины II ===
Основную силу флотов великих держав того времени составляли двухдечные линейные корабли этого типа. В это время было построено 17 таких кораблей:
Самые большие для XVIII века и самые пышно оформленные за все времена «американские горки» были построены на Собственной даче Императрицы в Ораниенбауме в 1762…1774 гг. Собственно, этот вид аттракционов во всём мире, кроме стран бывшего СССР, не зря зовётся «русскими горками», поскольку мода на них пошла именно из России, где народную забаву в виде ледяных гор к середине XVIII века творчески переработали для круглогодичного использования. И, хотя первые каменные горки для круглогодичного катания с механическим приводом для подъёма тележек появились в Царском селе в 1757 году и оттуда начали победоносное шествие по миру, когда в 1780 году их модель была передана для Австрийского императора[http://www.tsarselo.ru/content/0/read124.html#.Uwk96Uomt-Y], венцом развития таких аттракционов в это время стала именно горка для летнего катания в Ораниенбауме, павильон которой сохранился до наших дней. Сама трасса горки, имевшая примерно 20-метровый перепад высот и 502-метровой длины колоннады-галереи, до нашего времени не сохранилась.
* «Ингерманландия» — заложен 1 ноября 1771 года в [[Судорщиеся)|сейчас]], [[Крупные российские проекты (планируемые)|вскоре]], [[Крупные российские проекты (перспективные)|в перспективе]].


Выставка самых в_.D0.BE.D1.87.D0.B5.D1.80.D0.B5.D0.B4.D1.8C|введёна в строй ранее]] в это время пополнилось центральным корпусом, построенным также на пожертвования в 1771—1781 гг. На этом дальнейшее строительство основного здания Дома — крупнейшего здания дореволюционной Москвы (за исключением крепостных стен) было заморожено и полностколо 1770]]
Помимо грандиозных горок в состав комплекса Собственной дачи входил небольшой летний Китайский дворец (в то время — одноэтажный «домик», надстроенный и слегка расширенный в XIX веке), оформленный с применением настоящих китайских и японских предметов искусства, и Верхний парк. Дворец был построен в 1762—1768 годах, но своё название получил в 1774 году, по-видимому, в связи с соответствующим оформлением. Является единственным сохранившимся в России архитектурным памятником стиля рококо и знаменит своим сохранившимся аутентичным внутренним убранством 1760-х гг., в частности уникальным Стеклярусным кабинетом, отделочные материалы для которого изготавливались под руководством М. В. Ломоносова.[http://ru.wikipedia.org/wiki/Ораниенбаум_%28дворцово-парковый_ансамбль%29#.D0.90.D0.BD.D1.81.D0.B0.D0.BC.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.D0.A1.D0.BE.D0.B1.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D0.B4.D0.B0.D1.87.D0.B8]
{{#ev:youtube|nhOtShXUdPI|250|right|Реконструкция внешнего вида и поездки на Катальной горке в Ораниенбауме}}


=== Медный всадник ===
Позднее дворцовые катания прервались в связи с технической аварией на Царскосельской катальной горке, при которой Императрицу от гибели спасла только гигантская физическая сила графа Орлова, заменившего отвалившееся колесо своей сильно пострадавшей в результате ногой, поэтому больше аттракционов подобного размера в российских императорских резиденциях не строилось.[http://www.tsarselo.ru/content/0/read124.html#.Uwk96Uomt-Y]
Памятник Петру Великому в Санкт-Петербург00-1711]], [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1711-1721)|1711-1721]], [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1721-1725)|1721-1725]], [[Крупные российские проекты (Екатерина I, 1725-1727)|1725-1727]], [[Крупные российские проекты (Пётр II, 1727-1730)|1727-1730]], [[Крупные российские проекты (Анна I, 1730-1740)|1730-1740]], [[Крупные российские проекты (Регенты пд руководством М. В. Ломоносова.[http://ru.wikipedia.org/wiki/Ораниенбаум_%28дворцово-парковый_ансамбль%29#.D0.90.D0.BD.D1.81.D0.B0.D0.BC.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.D0.A1.D0.BE.D0.B1.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D0.B4.D0.B0.D1.87.D0.B8]


Позднее дворц [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)|1894-1906]], [[Крупные российские проекты (Николай II, 1906-1917)|1906-1917]], [[Крупные_российские_проекты_(Временное_правительство,_март-ноябрь_1917)|март-ноябрь 1917]], [[Крупные_российские_проutube|nhOtShXUdPI|200|right|Реконструкция внешнего вида и поездки на Катальной горке в Ораниенбауме}}
== Крупнейшие корабли и суда ==


=== Катальная горка в Ораниенбауме и Собственная дача Екатерины II ===
=== 78-пушечный линейный корабль «Иезекииль» ===
Самая большие для XVIII века и самые пышно оформленные за все времена «американские горки» были построены на Собственной даче Императрицы в Ораниенбауме в 1762…1774 гг. Собственно, этот вид аттракционов во всём мире, кроме стран бывшего СССР, не зря зовётся «русскими горками», поскольку мода на них пошлаПравосудия - Google Art Project.jpg|200px|thumb|Екатерина II Великая]]
Крупный линейный корабль для командира отдельного отряда. Заложен 5 декабря 1772 года  в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]], спущен на воду 22 августа 1773 года. Назван в честь победы русской армии, произошедшей в день памяти святого пророка Иезекииля 21 июля 1770 года у реки Кагул.
Здесь  именно из России, где народную забаву в виде ледяных гор к середине XVIII века творчески переработали для круглогодичного использования. И, хотя первые каменные горки для круглогодичного катания с механическим приводом для подъёма тележек появились в Царском селе в 1757 году и репости.JPG|thumb|150px|Вал Петровской крепости Днепровской линии в наши дни]]


=== Днепровская линия ===
=== 74-пушечные линейные корабли типа «Царь Константин» ===
Строившаяся вдоль новой границы с Крымским ханством от Днепра до Азовского моря по указу от 10 мая 1770 года лиоттуда начали победоносное шествие по миру, когда в 1780 году их модель была передана для Австрийского императора[http://www.tsarselo.ru/content/0/read124.html#.Uwk96Uomt-Y], венцом развития таких аттракционов в это время стала именно горка для летнего катания в Ораниенбауприведены [[Крупные российские проекты|крупные российские проекты]] чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)<ref>Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.</ref> , введённые в строй с 5 (16) августа 1772 года по 7 апреля 1783 года.
Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов. В это время в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]] были построены первые два корабля этого типа:
* «Царь Константин» — заложен 24 апреля 1770 года, спущен на воду 24 июня 1779 года.
* «Победослав» — заложен 26 января 1777 года, спущен на воду 26 июня 1782 года.
Ещё два корабля этого типа были введены в строй [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1783-1796)#74-пушечные_корабли_Балтийского_флота_типа_«Царь_Константин»|позднее]].


Границы пеемонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на во]].
=== 74-пушечные линейные корабли типа «Исидор» ===
Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов. В это время в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]] были построены оба корабля этого типа:
* «Святой великомученик Исидор» — заложен 28 сентября 1769 года, спущен на воду 17 сентября 1772 года.
* «Святой великомученик Пантелеймон» — заложен 20 сентября 1769 года, спущен на воду 17 сентября 1772 года.


== Машиностроение ==
=== 66-пушечные линейные корабли типа «Азия» ===
Основную силу флотов великих держав того времени составляли двухдечные линейные корабли среднего размера. В это время в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]] были построены первые 13 таких кораблей типа «Азия»:
* «Азия» — заложен 19 августа 1772 года, спущен на воду 20 сентября 1773 года.
* «Америка» — заложен 19 августа 1772 года, спущен на воду 20 сентября 1773 года.
* «Слава России» — заложен 20 сентября 1773 года, спущен на воду 13 мая 1774 года.
* «Благополучие» — заложен 20 сентября 1773 года, спущен на воду 18 мая 1774 года.
* «Твёрдый» — заложен 20 сентября 1773 года, спущен на воду 13 мая 1774 года.
* «Святой Николай» — заложен 12 ноября 1773 года, спущен на воду 21 мая 1775 года.
* «Храбрый» — заложен 12 ноября 1773 года, спущен на воду 21 мая 1775 года.
* «Не тронь меня» — заложен 1 декабря 1776 года, спущен на воду 12 мая 1780 года.
* «Иануарий» — заложен 1 декабря 1776 года, спущен на воду 12 мая 1780 года.
* «Святослав» — заложен 1 декабря 1776 года, спущен на воду 22 мая 1781 года.
* «Три святителя» — заложен 28 августа 1778 года, спущен на воду 22 мая 1781 года.
* «Вышеслав» — заложен 27 августа 1778 года, спущен на воду 21 мая 1781 года.
* «Родислав» — заложен 5 октября 1778 года, спущен на воду 21 мая 1782 года.
Ещё тринадцать кораблей этого типа были построены [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1783-1796)#66-пушечные_корабли_типа_«Азия»_Балтийского_флота|позднее]].


=== Архангельское адмиралтейство — реконструкция ===
=== 66-пушечный линейный корабль «Победоносец» ===
{{main|Судоремонтный завод «Красная Кузница»}}
Корабль, отличавшийся постройкой из обожжённого леса, пропитанного жидкой смолой с серой, в результате получился очень долговечным — даже при осмотре через 7 лет после спуска на воду на нём не было найдено никаких повреждений. Заложен 9 июля 1778 года на Кронштадской верфи, спущен на воду 16 сентября 1780 года. Участвовал в «Вооружённом нейтралитете», в войне со Швецией 1788—1790 годов, во время которой взял в плен шведский линейный корабль «Финланд», также участвовал в войне с Францией 1792—1797 годов и, в качестве плавучей батареи, стоял на дежурстве в системе обороны ронштадта в период обострения отношений (войны) с Англией в 1801 году. Разобран в Кронштадте в 1807 году.


В это время в 1773-1774 гг. [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1753(1754)-1761(1762))#.D0.90.D1.8ссийские проекты (Алексей I, 1667-1676)|1667-1676]], [[Крупные российские проекты_(Владимир_Ульянов_(Ленин),_1917-1924)|1917-1924]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1924-1934)|1924-1934]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1934-1941)|1934-1941]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1941-1946)|1941-1946]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1946-1953)|1946-1953]],густа 1778 года в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 21 мая 1781 года.
=== 66-пушечный линейный корабль «Давид Солунский» ===
* «Родислав» — заложен 5 октября 1778 года в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 21 мая 1782 года.
Заложен по индивидуальному проекту 9 октября 1770 года в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]], из-за ветхости стапеля разобран и перезаложен на другом стапеле 15 ноября 1773 года, спущен на воду 24 июня 1779 года.


[[Файл:ArkaNovojGollandii 29663.jpg|thumb|150px|left|Арка Новой Голландии в Санкт-Петербурге, 2006]]
=== 66-пушечные линейные корабли типа «Слава России» ===
Корабли самой крупной в отечественном флоте серии из 58 парусных линейных кораблей, 56 из которых [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1762-1772)#66-пушечные_линейные_корабли_типа_«Слава_России»|были введены в строй ранее]]. В это время были построены последние два корабля этого типа:
* «Ингерманландия» — заложен 1 ноября 1771 года в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 1 мая 1773 года.
* «Спиридон» — заложен 24 апреля 1770 года в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]], спущен на воду 24 июня 1779 года.


== Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность ==
== Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность ==
[[Файл:ArkaNovojGollandii 29663.jpg|thumb|250px|left|Арка Новой Голландии в Санкт-Петербурге, 2006]]


===е название: морская батальонная крепость Святого Петра) на берегу Днепра и Азовского моря соответственно.[http://gorod-online.net/nuwspoln.php?nuws=232&number=113]
=== Лесные сараи на острове Новая Голландия, Санкт-Петербург ===
Грандиозные каменные сооружения, представляющие собой цеха для сушки в вертикальном положении огромного количества целых стволов деревьев для нужд петербургского кораблестроения, являлись по тем временам сверхвысокотехнологичными — в них впервые были применены технологические решения, позволявшие сушить лес для постройки кораблей в вертикальном состоянии. Достаточно богато отделанные снаружи здания строились с 1765 года и были в основном завершены к 1781 году, когда были закончены 6 больших и 19 малых сушильных отсеков вдоль набережной Мойки; 8 больших и 18 малых отсеков вдоль набережной Крюкова канала, а также знаменитый сейчас портал в виде арки над каналом на Мойке. Позднее небольшие доделки продолжались до 1788…1789 гг., когда военные расходы потребовали прервать дальнейшее строительство.


Вокруг Александровской крепости впоследствии возник город Ае, получивший своё современное название благодаря одноимённой поэме А. С. Пушкина, но изготовленный на са-1146)|1139-1146]], [[Крупные российские проекты (Изяслав II и Юрий I, 1146-1157)|1146-1157]], [[Крупные российские проекты (Ростисыдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье [[Крупные российские проекты]].
== Сельское хозяйство ==
[[Файл:Orlov Trotter Smetanka.jpg|thumb|250px|right|Жеребец Сметанка, картина конца XVIII века]]


== Символы нации ==
=== Хреновской конезавод ===
[[Файл:Bronze Horseman.jpg|thumb|150px|left|Медный всадник, 2012]]
Крупнейшее по тем временам коневодческое предприятие основал 24 октября 1776 года под Воронежем граф А. Г. Орлов-Чесменский. Основная часть расходов на создание конезавода пошла на приобретение за границей породистых лошадей, хотя часть из них была получена от турецкого султана в качестве выкупа. При этом только за одного уникального жеребца арабской породы — Сметанку граф заплатил, по-видимому, без учёта стоимости двухгодичного перегона под усиленной охраной, 60 тысяч рублей, что примерно соответствовало двум с половиной годовым бюджетам всего государственного конезаводства того времени.
[[Файл:Thunder Stone.jpg|thumb|150px|Транспортировка Гром-камня, о54)-1761(1762))|1753(1754)-1761(1762)]], [[Крупные российские проекты (Пётр III, 1761(1762)-1762)|1761(1762)-1762]], [[Крупные российские проекты (Екатерина II, 1762-1772)|176риода обусловлены присоединением к государству обширных земель в ходе Первого раздела Речи Попные российские проекты (Александр II, 1861-1870)|1861-1870]], [[Крупные росс [[Крупные российские проекты (Георгий Маленков, 1953-1955)|1953-1955]], [[Крупные российские проекты (Никита Хрущёв, 1955-1959)|1955-1959]], [[Крупные российские проекты (Никита Хрущёв, 1959-1964)|1959-1964]], [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1964-1971)|1964-1971]], [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1971-1976)|1971-1976]], [[Крупные российские проекты (Леонреплений, было предусмотрено строительство более 30 новых укреплений, в том числе 10 земляных крепостей, б[[Файл:Dmitry Levitsky - Екатерина II в виде Законодательницы в храме богини  Лесные сараи на острове Новая Голландия, Санкт-Петербург ===
Грандиозные каменные сооружениестествоиспытателями в сочти по всей стране (кроме Дальнего Востока) были проD1.86.D0.B8.D1.8F|Архангельское адмиралтейство]] подверглось очередной крупноом для мировой науки XVIII века объёме.


[[Файл:Воспитательный_дом._1820-е_годы.jpg|150px|thumb|left|Императорский воспитательный дом, 1820-е]]
Граф столь активно вложился в конезавод, желая создать очень востребованную в то время породу лошадей с устойчивой резвой рысью, чего, однако, удалось достичь с использованием потомства Сметанки только [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1815-1825)#Реконструкция_Хреновского_конезавода_и_создание_Орловского_рысака|позднее при Александре I, тогда же завод был перестроен в камне]].
[[Файл:Wiki Moscow Orphanage, Moskvoretskaya Embankment.jpg|150px|thumb|right|Военная академия РВСН им. Петра Великого (здание бывшего Императорского воспитательного дома)]]


== Здравоохранение и социальная защита ==
== Машиностроение ==


=== Императорский воспитательный дом в Москве ===
=== Архангельское адмиралтейство — реконструкция ===
Благотворительное учреждение для воспитания брошенных младенцев, часть которого была [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1762-1772)#.D0.98.D0.BC.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.82.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA российские проекты (Александр Невский, 1246-1263)|1246-1263]], [[Крупные российскимплекса Собственной дачи входил небольшой летний Китайский дворец (в то время — одноэтажный «домик», надстроенный и слегка расширенный в XIX веке), оформленный с применением настоящих китайских и японских предмеьском адмиралтействе]], спущен на воду 13 мая 1774 года.
{{main|Судоремонтный завод «Красная Кузница»}}
* «Святой Николай» — заложен 12 ноября 1773 года в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском аI, 1741-1753)|1741-1753]], [[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1753(17ов, 1982-1984)|1982-1984]], [[Крупные российские проекты (Константин Черненко, 1984-1985)|1984-1985]], [[Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985-1991)|1985-1991]], [[Крупные российские проекты (овые катания прервались в связи с технической аварией на Царскосельской катальной горке, при которой Императрицу от гибели спасла только гигантская физическая сила гD0.B3.D0.BE_.D0.B4.D0.B2.D0.BE.D1.80.D1.86.D0.BE.D0.B2.D0.BE-.D0.BF.D0.B0.D1.80.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.BA.D0.BE.D0.BC.D0.BF.D0.BB.D0.B5.D0.BA.D1.81.D0.B0|подвергся серьёзной реконструкции]] под вкусы нов(Олег I, 879-912)|879-912]], [[Крупные российские проекты (Игорь I, 912-945)|912-945]], [[Крупные российские проекводу 12 мая 1780 года.
* «Победоносец» — заложен 9 июля 1778 года на Кронштадской верфи, спущен на воду 16 сентября 1780 года.
* «Святослав» — заложен 1 декабря 1776 года в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 22 мая 1781 года.
* «Три святителя» — заложен 28 августа 1778 года в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 22 мая 1781 года.
* «Вышеслав» — заложен 27 авгода в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 17 сентября 1772 гоид Брежнев, 1976-1982)|1976-1982]], [[Крупные российские проекты (Юрий Андропный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 18 мая 1774 года.
* «Твёрдый» — заложен 20 сентября 1773 года в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангел[[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1815-1825)#.D0.A0.D0.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F_.D0.90.D1.80.D1.85.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.B0.D0.B4BD.D0.B5.D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D0.B0_.D0.B8_.D1.81.D0.BE.D0.B7.D0.B4.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D0.9E.D1.80.D0.BB.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.80.D1.8B.D1.81.D0.B0.D0.BA.D0.B0|позднее при Александре I, тогда же завод был перестроен в камнеа под усиленной охраной, 60 тысяч рублей, что примерно соответствовало двум с половиной годовым бюджетам всего государственного конезаводства того времени.
 
Граф столь активно вложился в конезавод желая создать очень востребованную в то время породу лошадей с устойчивой резвой рысью, чего, однако, удалось достичь с использованием потомства Сметанки только [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1815-1825)#.D0.A0.D0.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F_.D0.A5.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.BA.D0.BE.D0.потребовали прервать дальнейшее строительство.


[[Файл:Orlov Trotter Smetanka.jpg|thumb|150px|right|Жеребец Сметанка, картина того времени]]
В это время в 1773—1774 гг. [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1753(1754)-1761(1762))#Архангельское_адмиралтейство_(Соломбальская_верфь) —_коренная_реконструкция|Архангельское адмиралтейство]] подверглось очередной крупной реконструкции. На территории предприятия, видимо, большей частью взамен приходящих в негодность старых деревянных строений были построены новые эллинги, угольные склады, кузницы и другие здания, частью каменные.[http://krasnaya-kuznitca.ru/history/]


== Сельское хозяйство ==
Предприятие развивалось и [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1815-1825)#Реконструкция_Архангельского_адмиралтейства|позднее]].


=== Хреновской конезавод ===
== Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы ==
Крупнейшее по тем временам коневодческое предприятие основал 24 октября 1776 года под Воронежем граф А. Г. Орлов-Чесменский. Основная часть расходов на создание конезавода пошла на приобретение за границей породистых лошадей, хотя часть из них была получена от турецкого султана в качестве выкупа. При этом только за одного уникального жеребца арабской породы — рафа Орлова, заменившего отвалившееся колесо своей сильно пострадавшей в резуых отсеков вдоль набережной Мойки; 8 больших и 18 малых отсеков по вдоль набережной Крюкова канала, а также знаменитый сейчас портал в виде арки над каналом на Мойке. По надписью «ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая. Лета 1782» был торжественно открыттов искусства, и Верхний парк. Дворец был построен в 1762—1768 году, но своё название получил в 1774 году, по-видимому, в связи с соответствуюБорис Ельцин, 1991-1996)|1991-1996]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1996-1999)|1996-1999]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)|2000-2004]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008)|2004-2008]], [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)|2008-2012]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)|2012-2018]], [[Крупные российские проекты (строяСметанку граф заплатил, по-видимому без учёта стоимости двухгодичного перегонативные, офисные, жилые здания и их комплексы ==
[[Файл:Gatchina Palace. Facades. 1781.jpg|thumb|250px|left|Чертежи фасадов Гатчинского дворца, 1781]]


=== Большой Гатчинский дворец и парк (мыза Гатчино) ===
=== Большой Гатчинский дворец и парк (мыза Гатчино) ===
Дворец с великолепным пейзажным парком в пригороде Санкт-Петербурга — в то время — мыза (усадьба) Гатчино — изначально строился как гибрид загородной усадьбы с охотничьим замком для фаворита Екатерины II графа Г. Г. Орлова, сыгравшего значительную роль в её восшествии на престол. Строительство было ду 1 мая 1773 года.
Дворец с великолепным пейзажным парком в пригороде Санкт-Петербурга — в то время — мыза (усадьба) Гатчино — изначально строился как гибрид загородной усадьбы с охотничьим замком для фаворита Екатерины II графа Г. Г. Орлова, сыгравшего значительную роль в её восшествии на престол. Строительство было начато в 1766 году, но продвигалось не быстро, и отделка была завершена только в 1781 году.
* «Азия» — заложен 19 августа 1772 года в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 20 сентября 1773 года.
* «Америка» — заложен 19 августа 1772 года в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 20 сентября 1773 года.
* «Слава России» — заложен 20 сентября 1773 года в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 21 мая 1775 года.
* «Спиридон» — заложен 24 апреля 1770 года й реконструкции. На территории предприятия, видимо, большей частью в замен приходящих в негодность старых деревянных строений были построены новые эллинги, угольные склады, кузницы и другие здания, частью каменные.[http://krasnaya-kuznitca.ru/history/]


Предприятие развивалось и ные российские проекты (Иван IV, 1560-1584)|1560-1584]], [[Крупные российские проекты (Фёдор I, 1584-1598)|1584-1598]], [[Крупные российские проекты (Борис I, 1598-1605)|1598-1605]], [[Крупные российские проекты (Смутное время, 1605-1613)|1605-1613]], [[Крупные российские проекты (Михаил I, 1613-1633)|1613-1633]], [[Крупные российские проекты (Михаил I, 1633-1645)|1633-1645]], [[Крупные российские проекты (Алексей I, 1645-1654)|1645-1654]], [[Крупные российские проекты (Алексей I, 1654-1667)|1654-1667]], [[Крупные рольтате ногой, поэтому больше аттракционов подобного размера в российских импедмиралтействе]], спущен на воду 21 мая 1775 года.
Всего через два года после окончания строительства Орлов умер, а Большой Гатчинский дворец был выкуплен у наследников Екатериной II. Уже вскоре подаренный Павлу I дворец [[Крупные_российские_проекты_(Павел_I,_1796-1801)#Реконструкция_Гатчинского_дворца_и_парка|подвергся серьёзной реконструкции]] под вкусы нового Императора.
* «Храбрый» — заложен 12 ноября 1773 года в [[Судоремонтный завод «Красная Кого Императора.


== Наука и образование ==
== Наука и образование ==


=== Академические экспедиции по пначато в 1766 году, но продвигалось не быстро, и отделка была завершена только в 1781 году.
=== Академические экспедиции по программе М. В. Ломоносова ===
В 1768—1774 гг. по ранее выдвинутой инициативе М. В. Ломоносова, к тому моменту уже скончавшегося, пятью отрядами во главе с известными естествоиспытателями в сочти по всей стране (кроме Дальнего Востока) были проведены обширные географические и этнографические исследования в беспрецедентном для мировой науки XVIII века объёме.
 
<!--[[Файл:Воспитательный_дом._1820-е_годы.jpg|250px|thumb|left|Императорский воспитательный дом, 1820-е]]-->
[[Файл:Wiki Moscow Orphanage, Moskvoretskaya Embankment.jpg|250px|thumb|right|Военная академия РВСН им. Петра Великого (здание бывшего Императорского воспитательного дома)]]
 
== Здравоохранение и социальная защита ==
 
=== Императорский воспитательный дом в Москве ===
Благотворительное учреждение для воспитания брошенных младенцев, часть которого была [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1762-1772)#Императорский_воспитательный_дом_в_Москве —_первая_очередь|введёна в строй ранее]] в это время пополнилось центральным корпусом, построенным также на пожертвования в 1771—1781 гг. На этом дальнейшее строительство основного здания Дома — крупнейшего здания дореволюционной Москвы (за исключением крепостных стен) было заморожено и полностью здание (его западное крыло) [[Крупные_российские_проекты_(Леонид_Брежнев,_1964-1971)#Здание_Военной_инженерной_академии_имени_Ф._Э._Дзержинского_(бывшего_Императорского_воспитательного_дома)_в_Москве|было достроено только в 1960-х гг]].
 
Позднее в составе Императорского воспитательного дома было основано [[Крупные_российские_проекты_(Николай_I,_1843-1855)#Московское_ремесленное_учебное_заведение|Московское ремесленное учебное заведение]] (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана).
 
== Гидротехнические сооружения ==


Всего чераложен 28 сентября 1769 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 17 сентября 1772 года.
=== Гранитная набережная Невы от Литейного дома до Галерной гавани в Санкт Петербурге — продолжение работ ===
* «Святой великомученик Пантелеймон» — заложен 20 сентября 1769 рограмме М. В. Ломоносова ===
В это время медленно, из-за урезания финансирования в следствие русско-турецких войн и освоения Новороссии, продолжалось уже в значительной степени завершённое ранее строительство гранитной набережной Невы от Литейного дома до Галерной гавани в Санкт Петербурге. В это время медленно строилась четвёртая дистанция строительства набережной от Адмиралтейства до Галерной гавани, а также в 1772—1773 годах были выполнены очень крупные работы по полной перестройке с отступом в сторону реки изначально не очень удачной гранитной набережной на участке у Зимнего дворца.[http://www.russianlaw.net/files/art/kochedamov/nab_nevy_web.pdf]
В 1768—1774 гг. по ранее выдвинутой инициативе М. В. Ломоносова, к тому моменту уже скончавшегося, пятью отрядами во главе с известными технологичными — в них впервые были выполнены технологические решения, позволявши], [[Крупные российские проекты (Симеон I, 1340-1353)|1340-1353]], [[Крупные россме, павильон которой сохранился до наших дней. Сама трасса горки, имевшая примерно 20-метровый перепад высот и 502-метровой длины колоннады-галереи, до нашего времени не сохранилась.


Помимо грандиозных горок в состав кораторских резиденциях не строилось.[http://www.tsarselo.ru/content/0/read124.html#.Uwk96Uomt-Y]
== Фортификационные сооружения ==
[[Файл:Петровская_крепость.jpg|thumb|250px|left|Петровская крепость Днепровской линии на карте XVIII века]]


== Крупнейшие корабли и суда ==
=== Днепровская линия ===
Строившаяся вдоль новой границы с Крымским ханством от Днепра до Азовского моря по указу от 10 мая 1770 года линия, хотя и должна была быть готова в общих чертах уже в 1771 году, однако же реально строилась гораздо дольше — по крайней мере до 1774 года, а отдельные работы в крепостях были завершены только к 1782 году.
 
Линия по проекту состояла из семи земляных крепостей, три из которых были батальонными, а остальные четыре — двуротными. Кроме того, в качестве усиления обороны предполагалось устроить водохранилища на реках, вдоль которых проходила линия.
[[Файл:Вал Петровской крепости.JPG|thumb|250px|right|Вал Петровской крепости Днепровской линии в наши дни]]


=== 78-пушечный линейный корабль «Иезекииль» ===
Днепровская линия сохраняла своё значение вплоть до 1783 года, когда граница была в очередной раз передвинута, после чего действующими вплоть до 1800 года оставались только её крайние крепости — Александровская и Петровская (официальное название: морская батальонная крепость Святого Петра) на берегу Днепра и Азовского моря соответственно.[http://gorod-online.net/nuwspoln.php?nuws=232&number=113]
Крупный линейный корабль для командира отдельного отряда. Заложен 5 декабря 1772 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 22 августа 1773 года. Назван в честь победы русской армии, произошедшей в день памяти святого пророка Иезекииля 21 июля 1770 года у реки Кагул.


=== 74-пушечные линейные корабли ===
Вокруг Александровской крепости впоследствии возник город Александровск, ныне Запорожье.
Крупные линкоры, предназначенные для исполнен реально строилась гораздо дольше — по крайней мере до 1774 года, а отдельные работы в крепостях были завершены только к 1782 году. Линия по проекту состояла из семи земляных крепостей, три из которельная линия использовала полученную после окончания очередной русско-турецкой войны возможность восстановления Азова устроить, наконец, оборонительную линию от Азовского до Каспийского морей, замкнув укрепления на уже существовавшую к тому времени Моздокскую линию. Основная часть укреплений новой линии, в составе которой, помимо уже существовавших укийские проекты (Иван II, 1353-1359)|1353-1359]], [[Крупные российские проекты (Дмитрий I, 1359-1389)|1359-1389]], [[Крупные российские проекты (Василий I, 1389-1425)|1389-1425]], [[Крупные российские проекты (Василий II, 1425-1462)|1425-1462]], [[Крупные российские проекты (Иван III, 1462-1505)|1462-1505]], [[Крупные российские проекты (Василий III, 1505-1533)|1505-1533]], [[Крупные российские проекты (Регенты при Иване IV, 1533-1545)|1533-0.D1.85.D0.B0.D0.BD.D0.B3.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B5_.D0.B0.D0.B4.D0.BC.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B5.D0.B9.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.BE_.28.D0.A1.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.BC.D0я, представляющие собой цеха для сушки в вертикальном положении огромного количества целых стволов деревьев для нужд петербургского кораблестроения, являлись по тем временам сверхвысокоых были батальонными, а остальные четыре — двуротными. Кроме того, в качестве усиления обороны предполагалось устроить водохранилища на реках, вдоль которых проходила линия.


Линия сохраняла своё значение вплоть до 1783 года, когда граница была в очередной раз передвинута, после чего действующими вплоть до 1800 года оставались только её крайние крепости — Александровская и Петровская (официально2-1772]], [[Крупные российские проекты (Екатерина II, 1772-1783)|1772-1783]], [[Крупные российские проекты (Екатерина II, 1783-1796)|1783-1796]], [[Крупные российские проекты (Павел I, 1796-1801)|1796-1801]], [[Крупные российские проекты (Александр I, 1801-1815)|1801-1815]], [[Крупные российские проекты (Александр I, 1815-1825)|1815-1825]], [[Крупные российские проекты (Николай I, 1825-1832)|1825-1832]], [[Крупные российские проекты (Николай I, 1832-1843)|1832-1843]], [[Крупные российские проекты (Николай I, 1843-1855)|1843-1855]], [[Крупные российские проекты (Александр II, 1855-1861)|1855-1861]], [[Крулав II и Андрей I, 1157-1174)|1157-1174]], [[Крупные российские проекты (Всеволод III, 1174-1212)|1174-1212]], [[Крупные российские проекты (Константин I и Юрий II, 1212-1218)|1212-1218]], [[Крупные российские проекты (Юрий II, 1218-1238)|1218-1238]], [[Крупные российские проекты (Ярослав Владимирский, 1238-1246)|1238-1246]], [[Крупныезднее небольшие доделки продолжались до 1788…1789 гг., когда военные расходы .D0.B8.D0.B9_.D0.B2.D0.BE.D1.81.D0.BF.D0.B8.D1.82.D0.B0.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.B4.D0.BE.D0.BC_.D0.B2_.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.B2.D0.B5.C2.A0.E2.80.94_.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B2.D0.B0.D1.8FD._.D0.94.D0.B7.D0.B5.D1.80.D0.B6.D0.B8.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.28.D0.B1.D1.8B.D0.B2.D1.88.D0.B5.D0.B3.D0.BE_.D0.98.D0.BC.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.82.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.B2.D0.BE.D1.81.D0.BF.D0.B8.D1.82.D0.B0.D1.82.D0сполитой, окончательное соглашение о котором подписано 5 августа 1772 года и присоединением к России Крыма, Тамани и Кубани 8 апреля 1783 года.
[[Файл:Крепость Ставрополь.jpg|thumb|250px|left|Крепость Ставрополь Азово-Моздокской оборонительной линии]]


Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: [[Крупные российские проекты (незапамятные времена)|до 862]], [[Крупные российские проекты (Рюрик I, 862-879)|862-879]], [[Крупные российские проекты ты (Ольга, 945-962)|945-962]], [[Крупные российские проекты (Святослав I, 962-972)|962-972]], [[Крупныеыла введена в строй уже в 1778 году, а к 1780 году строительство было практически завершено.
=== Азово-Моздокская линия ===
Сооружённая после утверждения Екатериной II 24 апреля 1777 года доклада князя Потёмкина «Об учреждении линии от Моздока до Азова» оборонительная линия использовала полученную после окончания очередной Русско-турецкой войны возможность устроить наконец оборонительную линию от Азовского моря до Каспийского, замкнув укрепления на уже существовавшую к тому времени Моздокскую линию. Основная часть укреплений новой линии, в составе которой, помимо уже существовавших укреплений, было предусмотрено строительство более 30 новых укреплений, в том числе 10 земляных крепостей, была введена в строй уже в 1778 году, а к 1780 году строительство было практически завершено.


Одной из вновь основанных крепостей Азово-Моздокской линии стала нынешняя столица Северо-Кавказского федерального округа — город Ставрополь.[http://ru.wikipedia.org/wiki/Марьинская_(Ставропольский_край)]
Одной из вновь основанных крепостей Азово-Моздокской линии стала нынешняя столица Северо-Кавказского федерального округа — город Ставрополь.[http://ru.wikipedia.org/wiki/Марьинская_(Ставропольский_край)]
== Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий ==
=== Губернская реформа 1775 года ===
В это время была проведена основная часть мероприятий комплексной реформы управления страной, в рамках которой, помимо прочего, было радикально изменено административное деление государства с удвоением числа губерний, а также создана городская полиция.


== Примечания ==
== Примечания ==
{{примечания}}
{{примечания}}
<br />
<br />
{{Крупные российские проекты}}
{{Крупные российские проекты}}


Строка 131: Строка 157:
[[Категория:1770-е годы]]
[[Категория:1770-е годы]]
[[Категория:1780-е годы]]
[[Категория:1780-е годы]]
[[Категория:XVIII век]].D0.BC.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B5.D0.B9.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B0|позднее]].
[[Категория:XVIII век]]
 
[[Категория:Екатерина II]]
[[Файл:Gatchina Palace. Facades. 1781.jpg|thumb|150px|left|Чертежи фасадов Гатчинского дворца, 1781]]
 
== Крупнейшие администрщим оформлением. Является единственным сохранившимся в России архитектурным памятником стиля рококо и знаменит своим сохранившимся аутентичным внутренним убранством 1760-х гг., в частности уникальным Стеклярусным кабинетом, отделочные материалы для которого изготавливались поез два года после окончания строительства Орлов умер, а Большой Гатчинский дворец был выкуплен у наследников Екатериной II. Уже вскоре подаренный Павлу I дворец [[Крупные_российские_проекты_(Павел_I,_1796-1801)#.D0.A0.D0.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F_.D0.93.D0.B0.D1.82.D1.87.D0.B8.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.BE.ью здание (его западное крыло) [[Крупные_российские_проекты_(Леонид_Брежнев,_1964-1971)#.D0.97.D0.B4.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D0.92.D0.BE.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D0.B8.D0.BD.D0.B6.D0.B5.D0.BD.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D0.B0.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D0.B5.D0.BC.D0.B8.D0.B8_.D0.B8.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D0.B8_.D0.A4._.D0.Aмом деле из бронзы, создавался с 1766 года, когда над памятником началась работа команды скульпторов.
 
Основанием монумента служит Гром-камень массой 2400 тонн, который является самым большим монолитным камнем, когда либо перемещённым человеком, причём как в необработанном, так и в обработанном виде. Из-за этого его перемещение по суше и воде является даже по современным меркам грандиозной транспортной операцией, что привлекло внимание всей Европы к ходу её выполнения.
 
Памятник с намекающей

Текущая версия от 13:33, 30 января 2024

Екатерина II Великая

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 5 (16) августа 1772 года по 7 апреля 1783 года.

Границы периода обусловлены присоединением к государству обширных земель в ходе первого раздела Речи Посполитой, окончательное соглашение о котором подписано 5 августа 1772 года и присоединением к России Крыма, Тамани и Кубани 8 апреля 1783 года.

Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, 2024-2030, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.

Символы нации

Медный всадник, 2012

Памятник Петру I в Санкт-Петербурге (Медный всадник)

Памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге, получивший своё современное название благодаря одноимённой поэме А. С. Пушкина, но изготовленный на самом деле из бронзы, создавался с 1766 года, когда над памятником началась работа команды скульпторов во главе с Этьеном Фальконе.

Памятник с намекающей надписью «ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая. Лета 1782» был торжественно открыт 7 августа (18 августа) 1782 года.

Транспортировка Гром-камня, около 1770

Основанием монумента служит Гром-камень массой 2400 тонн, который является самым большим монолитным камнем, когда либо перемещённым человеком, причём как в необработанном, так и в обработанном виде. Из-за этого его перемещение по суше и воде является даже по современным меркам грандиозной транспортной операцией, что привлекло внимание всей Европы к ходу её выполнения.

Павильон «Катальная горка» в Ораниенбауме, 2006

Катальная горка в Ораниенбауме и Собственная дача Екатерины II

Самые большие для XVIII века и самые пышно оформленные за все времена «американские горки» были построены на Собственной даче Императрицы в Ораниенбауме в 1762…1774 гг. Собственно, этот вид аттракционов во всём мире, кроме стран бывшего СССР, не зря зовётся «русскими горками», поскольку мода на них пошла именно из России, где народную забаву в виде ледяных гор к середине XVIII века творчески переработали для круглогодичного использования. И, хотя первые каменные горки для круглогодичного катания с механическим приводом для подъёма тележек появились в Царском селе в 1757 году и оттуда начали победоносное шествие по миру, когда в 1780 году их модель была передана для Австрийского императора[1], венцом развития таких аттракционов в это время стала именно горка для летнего катания в Ораниенбауме, павильон которой сохранился до наших дней. Сама трасса горки, имевшая примерно 20-метровый перепад высот и 502-метровой длины колоннады-галереи, до нашего времени не сохранилась.

Помимо грандиозных горок в состав комплекса Собственной дачи входил небольшой летний Китайский дворец (в то время — одноэтажный «домик», надстроенный и слегка расширенный в XIX веке), оформленный с применением настоящих китайских и японских предметов искусства, и Верхний парк. Дворец был построен в 1762—1768 годах, но своё название получил в 1774 году, по-видимому, в связи с соответствующим оформлением. Является единственным сохранившимся в России архитектурным памятником стиля рококо и знаменит своим сохранившимся аутентичным внутренним убранством 1760-х гг., в частности уникальным Стеклярусным кабинетом, отделочные материалы для которого изготавливались под руководством М. В. Ломоносова.[2]

Реконструкция внешнего вида и поездки на Катальной горке в Ораниенбауме

Позднее дворцовые катания прервались в связи с технической аварией на Царскосельской катальной горке, при которой Императрицу от гибели спасла только гигантская физическая сила графа Орлова, заменившего отвалившееся колесо своей сильно пострадавшей в результате ногой, поэтому больше аттракционов подобного размера в российских императорских резиденциях не строилось.[3]

Крупнейшие корабли и суда

78-пушечный линейный корабль «Иезекииль»

Крупный линейный корабль для командира отдельного отряда. Заложен 5 декабря 1772 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 22 августа 1773 года. Назван в честь победы русской армии, произошедшей в день памяти святого пророка Иезекииля 21 июля 1770 года у реки Кагул.

74-пушечные линейные корабли типа «Царь Константин»

Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов. В это время в Санкт-Петербургском адмиралтействе были построены первые два корабля этого типа:

  • «Царь Константин» — заложен 24 апреля 1770 года, спущен на воду 24 июня 1779 года.
  • «Победослав» — заложен 26 января 1777 года, спущен на воду 26 июня 1782 года.

Ещё два корабля этого типа были введены в строй позднее.

74-пушечные линейные корабли типа «Исидор»

Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов. В это время в Санкт-Петербургском адмиралтействе были построены оба корабля этого типа:

  • «Святой великомученик Исидор» — заложен 28 сентября 1769 года, спущен на воду 17 сентября 1772 года.
  • «Святой великомученик Пантелеймон» — заложен 20 сентября 1769 года, спущен на воду 17 сентября 1772 года.

66-пушечные линейные корабли типа «Азия»

Основную силу флотов великих держав того времени составляли двухдечные линейные корабли среднего размера. В это время в Архангельском адмиралтействе были построены первые 13 таких кораблей типа «Азия»:

  • «Азия» — заложен 19 августа 1772 года, спущен на воду 20 сентября 1773 года.
  • «Америка» — заложен 19 августа 1772 года, спущен на воду 20 сентября 1773 года.
  • «Слава России» — заложен 20 сентября 1773 года, спущен на воду 13 мая 1774 года.
  • «Благополучие» — заложен 20 сентября 1773 года, спущен на воду 18 мая 1774 года.
  • «Твёрдый» — заложен 20 сентября 1773 года, спущен на воду 13 мая 1774 года.
  • «Святой Николай» — заложен 12 ноября 1773 года, спущен на воду 21 мая 1775 года.
  • «Храбрый» — заложен 12 ноября 1773 года, спущен на воду 21 мая 1775 года.
  • «Не тронь меня» — заложен 1 декабря 1776 года, спущен на воду 12 мая 1780 года.
  • «Иануарий» — заложен 1 декабря 1776 года, спущен на воду 12 мая 1780 года.
  • «Святослав» — заложен 1 декабря 1776 года, спущен на воду 22 мая 1781 года.
  • «Три святителя» — заложен 28 августа 1778 года, спущен на воду 22 мая 1781 года.
  • «Вышеслав» — заложен 27 августа 1778 года, спущен на воду 21 мая 1781 года.
  • «Родислав» — заложен 5 октября 1778 года, спущен на воду 21 мая 1782 года.

Ещё тринадцать кораблей этого типа были построены позднее.

66-пушечный линейный корабль «Победоносец»

Корабль, отличавшийся постройкой из обожжённого леса, пропитанного жидкой смолой с серой, в результате получился очень долговечным — даже при осмотре через 7 лет после спуска на воду на нём не было найдено никаких повреждений. Заложен 9 июля 1778 года на Кронштадской верфи, спущен на воду 16 сентября 1780 года. Участвовал в «Вооружённом нейтралитете», в войне со Швецией 1788—1790 годов, во время которой взял в плен шведский линейный корабль «Финланд», также участвовал в войне с Францией 1792—1797 годов и, в качестве плавучей батареи, стоял на дежурстве в системе обороны ронштадта в период обострения отношений (войны) с Англией в 1801 году. Разобран в Кронштадте в 1807 году.

66-пушечный линейный корабль «Давид Солунский»

Заложен по индивидуальному проекту 9 октября 1770 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, из-за ветхости стапеля разобран и перезаложен на другом стапеле 15 ноября 1773 года, спущен на воду 24 июня 1779 года.

66-пушечные линейные корабли типа «Слава России»

Корабли самой крупной в отечественном флоте серии из 58 парусных линейных кораблей, 56 из которых были введены в строй ранее. В это время были построены последние два корабля этого типа:

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

Арка Новой Голландии в Санкт-Петербурге, 2006

Лесные сараи на острове Новая Голландия, Санкт-Петербург

Грандиозные каменные сооружения, представляющие собой цеха для сушки в вертикальном положении огромного количества целых стволов деревьев для нужд петербургского кораблестроения, являлись по тем временам сверхвысокотехнологичными — в них впервые были применены технологические решения, позволявшие сушить лес для постройки кораблей в вертикальном состоянии. Достаточно богато отделанные снаружи здания строились с 1765 года и были в основном завершены к 1781 году, когда были закончены 6 больших и 19 малых сушильных отсеков вдоль набережной Мойки; 8 больших и 18 малых отсеков вдоль набережной Крюкова канала, а также знаменитый сейчас портал в виде арки над каналом на Мойке. Позднее небольшие доделки продолжались до 1788…1789 гг., когда военные расходы потребовали прервать дальнейшее строительство.

Сельское хозяйство

Жеребец Сметанка, картина конца XVIII века

Хреновской конезавод

Крупнейшее по тем временам коневодческое предприятие основал 24 октября 1776 года под Воронежем граф А. Г. Орлов-Чесменский. Основная часть расходов на создание конезавода пошла на приобретение за границей породистых лошадей, хотя часть из них была получена от турецкого султана в качестве выкупа. При этом только за одного уникального жеребца арабской породы — Сметанку граф заплатил, по-видимому, без учёта стоимости двухгодичного перегона под усиленной охраной, 60 тысяч рублей, что примерно соответствовало двум с половиной годовым бюджетам всего государственного конезаводства того времени.

Граф столь активно вложился в конезавод, желая создать очень востребованную в то время породу лошадей с устойчивой резвой рысью, чего, однако, удалось достичь с использованием потомства Сметанки только позднее при Александре I, тогда же завод был перестроен в камне.

Машиностроение

Архангельское адмиралтейство — реконструкция

Основная статья: Судоремонтный завод «Красная Кузница»

В это время в 1773—1774 гг. Архангельское адмиралтейство подверглось очередной крупной реконструкции. На территории предприятия, видимо, большей частью взамен приходящих в негодность старых деревянных строений были построены новые эллинги, угольные склады, кузницы и другие здания, частью каменные.[4]

Предприятие развивалось и позднее.

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Чертежи фасадов Гатчинского дворца, 1781

Большой Гатчинский дворец и парк (мыза Гатчино)

Дворец с великолепным пейзажным парком в пригороде Санкт-Петербурга — в то время — мыза (усадьба) Гатчино — изначально строился как гибрид загородной усадьбы с охотничьим замком для фаворита Екатерины II графа Г. Г. Орлова, сыгравшего значительную роль в её восшествии на престол. Строительство было начато в 1766 году, но продвигалось не быстро, и отделка была завершена только в 1781 году.

Всего через два года после окончания строительства Орлов умер, а Большой Гатчинский дворец был выкуплен у наследников Екатериной II. Уже вскоре подаренный Павлу I дворец подвергся серьёзной реконструкции под вкусы нового Императора.

Наука и образование

Академические экспедиции по программе М. В. Ломоносова

В 1768—1774 гг. по ранее выдвинутой инициативе М. В. Ломоносова, к тому моменту уже скончавшегося, пятью отрядами во главе с известными естествоиспытателями в сочти по всей стране (кроме Дальнего Востока) были проведены обширные географические и этнографические исследования в беспрецедентном для мировой науки XVIII века объёме.

Военная академия РВСН им. Петра Великого (здание бывшего Императорского воспитательного дома)

Здравоохранение и социальная защита

Императорский воспитательный дом в Москве

Благотворительное учреждение для воспитания брошенных младенцев, часть которого была введёна в строй ранее в это время пополнилось центральным корпусом, построенным также на пожертвования в 1771—1781 гг. На этом дальнейшее строительство основного здания Дома — крупнейшего здания дореволюционной Москвы (за исключением крепостных стен) было заморожено и полностью здание (его западное крыло) было достроено только в 1960-х гг.

Позднее в составе Императорского воспитательного дома было основано Московское ремесленное учебное заведение (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана).

Гидротехнические сооружения

Гранитная набережная Невы от Литейного дома до Галерной гавани в Санкт Петербурге — продолжение работ

В это время медленно, из-за урезания финансирования в следствие русско-турецких войн и освоения Новороссии, продолжалось уже в значительной степени завершённое ранее строительство гранитной набережной Невы от Литейного дома до Галерной гавани в Санкт Петербурге. В это время медленно строилась четвёртая дистанция строительства набережной от Адмиралтейства до Галерной гавани, а также в 1772—1773 годах были выполнены очень крупные работы по полной перестройке с отступом в сторону реки изначально не очень удачной гранитной набережной на участке у Зимнего дворца.[5]

Фортификационные сооружения

Петровская крепость Днепровской линии на карте XVIII века

Днепровская линия

Строившаяся вдоль новой границы с Крымским ханством от Днепра до Азовского моря по указу от 10 мая 1770 года линия, хотя и должна была быть готова в общих чертах уже в 1771 году, однако же реально строилась гораздо дольше — по крайней мере до 1774 года, а отдельные работы в крепостях были завершены только к 1782 году.

Линия по проекту состояла из семи земляных крепостей, три из которых были батальонными, а остальные четыре — двуротными. Кроме того, в качестве усиления обороны предполагалось устроить водохранилища на реках, вдоль которых проходила линия.

Вал Петровской крепости Днепровской линии в наши дни

Днепровская линия сохраняла своё значение вплоть до 1783 года, когда граница была в очередной раз передвинута, после чего действующими вплоть до 1800 года оставались только её крайние крепости — Александровская и Петровская (официальное название: морская батальонная крепость Святого Петра) на берегу Днепра и Азовского моря соответственно.[6]

Вокруг Александровской крепости впоследствии возник город Александровск, ныне Запорожье.

Крепость Ставрополь Азово-Моздокской оборонительной линии

Азово-Моздокская линия

Сооружённая после утверждения Екатериной II 24 апреля 1777 года доклада князя Потёмкина «Об учреждении линии от Моздока до Азова» оборонительная линия использовала полученную после окончания очередной Русско-турецкой войны возможность устроить наконец оборонительную линию от Азовского моря до Каспийского, замкнув укрепления на уже существовавшую к тому времени Моздокскую линию. Основная часть укреплений новой линии, в составе которой, помимо уже существовавших укреплений, было предусмотрено строительство более 30 новых укреплений, в том числе 10 земляных крепостей, была введена в строй уже в 1778 году, а к 1780 году строительство было практически завершено.

Одной из вновь основанных крепостей Азово-Моздокской линии стала нынешняя столица Северо-Кавказского федерального округа — город Ставрополь.[7]

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Губернская реформа 1775 года

В это время была проведена основная часть мероприятий комплексной реформы управления страной, в рамках которой, помимо прочего, было радикально изменено административное деление государства с удвоением числа губерний, а также создана городская полиция.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.