Николаевский судостроительный завод: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 47 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Судостроительный завод имени 61 коммунара''' — крупное судостроительное предприятие в г. [[Николаев]], ныне находящемся на юге [[Украина|Украины]] (в исторической [[Новороссия|Новороссии]]). Основано в 1788 году как «Николаевское адмиралтейство». | '''Судостроительный завод имени 61 коммунара''' — крупное судостроительное предприятие в г. [[Николаев]], ныне находящемся на юге [[Украина|Украины]] (в исторической [[Новороссия|Новороссии]]). Основано в 1788 году как «Николаевское адмиралтейство». | ||
Строка 11: | Строка 10: | ||
'''29 апреля 1790 года''' — от Потёмкина начальнику Адмиралтейства поступает отдельное указание, «чтобы все мастерские в Николаеве построены были замком и составит Адмиралтейство» в результате чего «получится хорошая крепость». | '''29 апреля 1790 года''' — от Потёмкина начальнику Адмиралтейства поступает отдельное указание, «чтобы все мастерские в Николаеве построены были замком и составит Адмиралтейство» в результате чего «получится хорошая крепость». | ||
''' | '''1790 год''' — на предприятии построен 44-пушечный фрегат реально с 44/46/50 орудиями «Святой Николай», числившийся до 1793 года кораблём. | ||
'''1790—1791 год''' — на предприятии построен 60-пушечный фрегат «Григорий Великия Армении». | |||
'''1791—1794 годы''' — на предприятии по индивидуальному проекту построен [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1783-1796)#80-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0|80-пушечный линейный корабль «Святой Павел»]]. | |||
'''1809—1811 годы''' — построен 44-пушечный фрегат «Минерва». | |||
'''1816—1818 годы''' — построен 44-пушечный фрегат «Флора». | |||
'''1817—1820 годы''' — на предприятии по индивидуальному проекту построен [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1815-1825)#.D0.9F.D0.B0.D1.80.D1.83.D1.81.D0.BD.D1.8B.D0.B5_74-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D0.B8.D0.BD.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.B8.D0.B4.D1.83.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D1.85_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.BE.D0.B2|74-пушечный линейный корабль «Норд-Адлер»]]. | |||
'''1820—1821 годы''' — построен 44-пушечный фрегат «Поспешный». | |||
'''1822—1823 годы''' — на предприятии по индивидуальному проекту построен [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1815-1825)#.D0.9F.D0.B0.D1.80.D1.83.D1.81.D0.BD.D1.8B.D0.B5_74-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.D0.B8.D0.BD.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.B8.D0.B4.D1.83.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D1.85_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.BE.D0.B2|74-пушечный линейный корабль «Пармен»]]. | |||
'''1823—1824 годы''' — на предприятии по индивидуальному проекту построен [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1815-1825)#80-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0_.C2.AB.D0.9F.D0.B0.D0.BD.D1.82.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.B9.D0.BC.D0.BE.D0.BD.C2.BB|80-пушечный линейный корабль «Пантелеймон»]]. | |||
'''1823—1826 годы''' — на предприятии по индивидуальному проекту построен [[Крупные_российские_проекты_(Николай_I,_1825-1832)#.D0.9F.D0.B0.D1.80.D1.83.D1.81.D0.BD.D1.8B.D0.B5_110-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.C2.AB.D0.94.D0.B5.D1.80.D0.B1.D0.B5.D0.BD.D1.82.C2.BB_.28.C2.AB.D0.9F.D0.B0.D1.80.D0.B8.D0.B6.C2.BB.29_.D0.A7.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.84.D0.BB.D0.BE.D1.82.D0.B0|110-пушечный линейный корабль «Дербент» («Париж»)]]. | |||
'''1830—1840-е годы''' — адмиралтейство проходит коренную реконструкцию. Строятся три новых крытых эллинга, все старые эллинги тоже перестраиваются в крытые. Строятся каменные литейный и канатный заводы, кузницы, артиллерийская шлюпочная и мачтовая мастерские. В рамках реконструкции также были построены три 3-х этажные казармы на 3,6 тыс. человек, ворота и каменный забор вокруг предприятия. | |||
'''1837—1839 годы''' — построен 44-пушечный фрегат «Флора». | |||
'''1840—1843 годы''' — построен 44-пушечный фрегат «Кагул». | |||
[[Файл:Спуск на воду ЭБР Князь Потёмкин-Таврический 1900 год.jpg|thumb|150px|Спуск на воду ЭБР «Князь Потёмкин-Таврический» из эллинга № 7 23 сентября 1900 года]] | |||
'''1911 год''' — правобережные судоремонтные и машиностроительные мощности Николаевского адмиралтейства выделяются в самостоятельные предприятия в виде заводов «Ремсуд» (Ремонт судов) и «Тэмвод» («Трубочный и электромеханический завод»), а основные судостроительные мощности передаются Акционерному обществу «Русское судостроительное общество», которое создаёт на их базе судостроительный '''«Завод русского судостроительного общества»[http://bazar.nikolaev.ua/sites/default/files/img/img_3/flot_russud_vorota.jpg] («Руссуд»)'''<ref>Иногда его в литературе упоминают как «Россуд».</ref>, фактически в значительной степени строящийся заново на новом техническом уровне. | '''1911 год''' — правобережные судоремонтные и машиностроительные мощности Николаевского адмиралтейства выделяются в самостоятельные предприятия в виде заводов «Ремсуд» (Ремонт судов) и «Тэмвод» («Трубочный и электромеханический завод»), а основные судостроительные мощности передаются Акционерному обществу «Русское судостроительное общество», которое создаёт на их базе судостроительный '''«Завод русского судостроительного общества»[http://bazar.nikolaev.ua/sites/default/files/img/img_3/flot_russud_vorota.jpg] («Руссуд»)'''<ref>Иногда его в литературе упоминают как «Россуд».</ref>, фактически в значительной степени строящийся заново на новом техническом уровне. | ||
'''1911—1917 годы''' — на заводе строятся два из трёх линейных кораблей типа «Императрица Мария»: [[Крупные_российские_проекты_(Николай_II,_1906-1917)#.D0.9B.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.98.D0.BC.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.82.D1.80.D0.B8.D1.86.D0.B0_.D0.9C.D0.B0.D1.80.D0.B8.D1.8F.C2.BB|«Императрица Мария»]] и [[Крупные российские проекты (Временное правительство, март-ноябрь 1917)#.D0.9B.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.C2.AB.D0.92.D0.BE.D0.BB.D1.8F.C2.BB_.28.D0.B1.D1.8B.D0.B2.D1.88.D0.B8.D0.B9_.C2.AB.D0.98.D0.BC.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.82.D0.BE.D1.80_.D0.90.D0.BB.D0.B5.D0.BA.D1.81.D0.B0.D0.BD.D0.B4.D1.80_III.C2.BB.29_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.98.D0.BC.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.82.D1.80.D0.B8.D1.86.D0.B0_.D0.9C.D0.B0.D1.80.D0.B8.D1.8F.C2.BB|«Император Александр III» (с 1917 года «Воля»)]]. | |||
=== Советская Россия === | === Советская Россия === | ||
'''1932—1934 годы''' — на предприятии построены 10 подводных лодок типа «М» («Малая») серии VI, отправленные для окончательной сборки на [[Центр судоремонта «Дальзавод»|Дальзавод (№ 202)]] во [[Владивосток]]е. | |||
'''1934—1936 годы''' — на заводе построены 4 подводные лодки типа «Щ» («Щука») серии V-бис 2, первая из которых (Щ-204 «Минога») изначально была заложена на [[Балтийский завод|Балтийском заводе]] в [[Ленинград]]е и перевезена на предприятие по секциям. Все четыре корабля участвовали в Великой Отечественной войне, причём Щ-205 «Нерпа» впоследствии стала гвардейской. В это же время на предприятии были построены 3 подводные лодки типа «М» («Малая») серии VI-бис. | |||
'''1934—1939 годы''' — на заводе построены восемь подводных лодок типа «Щ» («Щука») серии X. | |||
'''1936—1939 годы''' — на заводе строится серия из трёх эскадренных миноносцев проекта 7, два из которых были введены в состав Черноморского флота, а один отправлен по секциям на Дальний Восток, где был достроен на Дальзаводе № 202 во [[Владивосток]]е и вошёл в состав Тихоокеанского флота. Ещё четыре аналогичных корабля были разобраны на стапеле.[http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:Эскадренные_миноносцы_типа_«Гневный»_проекта_7] | |||
'''1939—1941 годы''' — на заводе построена подводная лодка Щ-216 типа «Щ» («Щука») серии X-бис. | |||
'''14 августа 1941 года''' — в рамках эвакуации г. Николаева недостроенный крейсер «Куйбышев» отбуксирован в г. Поти. | '''14 августа 1941 года''' — в рамках эвакуации г. Николаева недостроенный крейсер «Куйбышев» отбуксирован в г. Поти. | ||
'''15—17 августа 1941 года''' — Николаев оккупирован немецкими войсками. | |||
'''28 марта 1944 года''' — Николаев освобождён советскими войсками. | |||
'''1951—1956 годы''' — на заводе построены 20 сторожевых кораблей проекта 50 (тип «Горностай»).[http://bastion-opk.ru/50-gornostai/] | '''1951—1956 годы''' — на заводе построены 20 сторожевых кораблей проекта 50 (тип «Горностай»).[http://bastion-opk.ru/50-gornostai/] | ||
Строка 25: | Строка 65: | ||
'''1959—1973 годы''' — на заводе крупной серией строятся [[Крупные_российские_проекты_(Никита_Хрущёв,_1959-1964)#.D0.A1.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B6.D0.B5.D0.B2.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_61|сторожевые корабли (с 1966 года большие противолодочные корабли) проекта 61]] — первые в мире крупные боевые корабли с газотурбинным двигателем. На заводе строилось 15 кораблей этого проекта, последний из которых — [[Крупные_российские_проекты_(Леонид_Брежнев,_1971-1976)#.D0.91.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.88.D0.BE.D0.B9_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.C2.AB.D0.A1.D0.B4.D0.B5.D1.80.D0.B6.D0.B0.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B9.C2.BB_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_61-.D0.9C|большой противолодочный корабль «Сдержанный»]] — был достроен уже по проекту 61-М, превратившему его практически в многоцелевой корабль дальней морской зоны (по современной терминологии — фрегат). Параллельно ещё 5 кораблей этого проекта были построены на [[ССЗ им. А. А. Жданова]] в [[Ленинград]]е в 1962—1966 годах. | '''1959—1973 годы''' — на заводе крупной серией строятся [[Крупные_российские_проекты_(Никита_Хрущёв,_1959-1964)#.D0.A1.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B6.D0.B5.D0.B2.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_61|сторожевые корабли (с 1966 года большие противолодочные корабли) проекта 61]] — первые в мире крупные боевые корабли с газотурбинным двигателем. На заводе строилось 15 кораблей этого проекта, последний из которых — [[Крупные_российские_проекты_(Леонид_Брежнев,_1971-1976)#.D0.91.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.88.D0.BE.D0.B9_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C_.C2.AB.D0.A1.D0.B4.D0.B5.D1.80.D0.B6.D0.B0.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B9.C2.BB_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_61-.D0.9C|большой противолодочный корабль «Сдержанный»]] — был достроен уже по проекту 61-М, превратившему его практически в многоцелевой корабль дальней морской зоны (по современной терминологии — фрегат). Параллельно ещё 5 кораблей этого проекта были построены на [[ССЗ им. А. А. Жданова]] в [[Ленинград]]е в 1962—1966 годах. | ||
[[Файл:Project 1134B Kerch 2012 G1.jpg|thumb|150px|Большой противолодочный корабль «Керчь» проекта 1134-Б, 2012]] | |||
'''1968—1979 годы''' — на заводе строится [[Крупные_российские_проекты_(Леонид_Брежнев,_1971-1976)#.D0.91.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.88.D0.B8.D0.B5_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_1134-.D0.91|серия из семи больших противолодочных кораблей проекта 1134-Б]]. | |||
'''1976—1991 годы''' — на заводе построена серия из трёх ракетных крейсеров проекта 1164 «Атлант»: [[Крупные_российские_проекты_(Юрий_Андропов,_1982-1984)#.D0.A0.D0.B0.D0.BA.D0.B5.D1.82.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_1164_.C2.AB.D0.A1.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D0.B0.C2.BB_.28.C2.AB.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.B2.D0.B0.C2.BB.29|«Слава» (с 1995 года «Москва»)]], [[Крупные_российские_проекты_(Михаил_Горбачёв,_1985-1991)#.D0.A0.D0.B0.D0.BA.D0.B5.D1.82.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80.D0.B0_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_1164_.C2.AB.D0.90.D1.82.D0.BB.D0.B0.D0.BD.D1.82.C2.BB|«Маршал Устинов» при закладке («Адмирал Флота Лобов») и «Червона Украина» (с 1996 года «Варяг»)]], а также в 1984 году заложен четвёртый крейсер проекта «Адмирал Флота Лобов», получивший после 1993 года, когда он был передан в 75 % готовности [[Украина|Украине]], название «Украина», но, в результате, так и не достроенный вплоть до настоящего времени (2016 год). | |||
=== Украина === | === Украина === | ||
'''1991—1993 годы''' — на заводе медленно достраивается ракетный крейсер «Адмирал Флота Лобов» проекта 1164 «Атлант» военно-морского флота России, переданный в 1993 году [[Украина|Украине]] в 75 % готовности и вскоре получивший имя «Украина». | |||
'''1993—настоящее время (2016)''' — ракетный крейсер «Украина» (бывший «Адмирал Флота Лобов») проекта 1164 «Атлант» фактически находится в отстое в ожидании строительства (достройка велась кратковременными периодами, тогда же, трижды, в частности, в 1993 году к президентским выборам 1994 года, в 1998 году к выборам 1999 года и т. д. был сформирован экипаж крейсера и трижды он был расформирован. | |||
'''2017 год''' — '''предприятие переименовано в «Николаевский судостроительный завод»'''. | |||
== Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии == | == Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии == | ||
На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить: | На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить: | ||
* '''Линейный корабль «Императрица Мария»''' — первый линкор-дредноут на Чёрном море, а также первый отечественный линкор-дредноут с необлегчённым бронированием. Впоследствии получил широкую известность в основном из-за до некоторой степени таинственной гибели от пожара и последовавшего взрыва порохового погреба прямо в Севастополе в 1916 году. Впоследствии был поднят и введён в док прямо в перевёрнутом положении, однако до начала революций и их последствий корабль отремонтировать не успели и впоследствии разделали на металл. | [[Файл:Ганзен Императрица Мария.jpg|thumb|150px|right|84-пушечный корабль «Императрица Мария»]] | ||
* '''84-пушечный корабль «Императрица Мария»''' (построен в 1849—1853 годах) — флагманский корабль русской эскадры в Синопском сражении 1853 года, где отличился под непосредственным командованием вице-адмирала П. С. Нахимова. В 1855 году затоплен на Севастопольском рейде при оставлении гарнизоном южной части города. Впоследствии был поднят по частям при расчистке Севастопольской бухты в 1861 году. | |||
* '''[[Крупные_российские_проекты_(Николай_II,_1906-1917)#.D0.9B.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.98.D0.BC.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.82.D1.80.D0.B8.D1.86.D0.B0_.D0.9C.D0.B0.D1.80.D0.B8.D1.8F.C2.BB|Линейный корабль «Императрица Мария»]]''' (построен в 1911—1915 годах) — первый линкор-дредноут на Чёрном море, а также первый отечественный линкор-дредноут с необлегчённым бронированием. Впоследствии получил широкую известность в основном из-за до некоторой степени таинственной гибели от пожара и последовавшего взрыва порохового погреба прямо в [[Севастополь|Севастополе]] в 1916 году. Впоследствии был поднят и введён в док прямо в перевёрнутом положении, однако до начала революций и их последствий корабль отремонтировать не успели и впоследствии разделали на металл. | |||
* '''[[Крупные_российские_проекты_(Никита_Хрущёв,_1955-1959)#.D0.AD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BC.D0.B8.D0.BD.D0.BE.D0.BD.D0.BE.D1.81.D0.B5.D1.86_.C2.AB.D0.91.D0.B5.D0.B4.D0.BE.D0.B2.D1.8B.D0.B9.C2.BB_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_56-.D0.AD.D0.9C|Эскадренный миноносец «Бедовый» проекта 56-ЭМ]]''' (построен в 1953—1958 годах) — первый в мире корабль, оснащённый противокорабельными ракетами. Нёс две пусковые установки первого в мире противокорабельного ракетного комплекса корабельного базирования П-1 «Стрела», более известного как «КСЩ» (корабельный снаряд «Щука»), который проходил испытания на его борту. Позднее был модернизирован по проекту 56-У с заменой ракетного комплекса на значительно более технически совершенный П-15 Термит. | * '''[[Крупные_российские_проекты_(Никита_Хрущёв,_1955-1959)#.D0.AD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BC.D0.B8.D0.BD.D0.BE.D0.BD.D0.BE.D1.81.D0.B5.D1.86_.C2.AB.D0.91.D0.B5.D0.B4.D0.BE.D0.B2.D1.8B.D0.B9.C2.BB_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_56-.D0.AD.D0.9C|Эскадренный миноносец «Бедовый» проекта 56-ЭМ]]''' (построен в 1953—1958 годах) — первый в мире корабль, оснащённый противокорабельными ракетами. Нёс две пусковые установки первого в мире противокорабельного ракетного комплекса корабельного базирования П-1 «Стрела», более известного как «КСЩ» (корабельный снаряд «Щука»), который проходил испытания на его борту. Позднее был модернизирован по проекту 56-У с заменой ракетного комплекса на значительно более технически совершенный П-15 Термит. | ||
Строка 43: | Строка 96: | ||
{{Крупные российские проекты}} | {{Крупные российские проекты}} | ||
[[Категория:Судостроение Украины]] | [[Категория:Судостроение Украины]] | ||
[[Категория: | [[Категория:Предприятия Украины]] | ||
[[Категория: | [[Категория:Предприятия Николаевской области]] | ||
[[Категория:Новороссия]] | [[Категория:Новороссия]] | ||
[[Категория: | [[Категория:Николаев]] | ||
Текущая версия от 11:20, 24 октября 2024
Судостроительный завод имени 61 коммунара — крупное судостроительное предприятие в г. Николаев, ныне находящемся на юге Украины (в исторической Новороссии). Основано в 1788 году как «Николаевское адмиралтейство».
В российском и советском прошлом завод являлся одним из основных производителей крупных надводных кораблей. После развала СССР находится фактически в постоянном кризисе.
История предприятия
Российская Империя
21 июля 1788 года — в устье реки Ингул по приказу Екатеринославского генерал-губернатора Г. А. Потемкина заложена казенная верфь — Николаевское адмиралтейство.
29 апреля 1790 года — от Потёмкина начальнику Адмиралтейства поступает отдельное указание, «чтобы все мастерские в Николаеве построены были замком и составит Адмиралтейство» в результате чего «получится хорошая крепость».
1790 год — на предприятии построен 44-пушечный фрегат реально с 44/46/50 орудиями «Святой Николай», числившийся до 1793 года кораблём.
1790—1791 год — на предприятии построен 60-пушечный фрегат «Григорий Великия Армении».
1791—1794 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 80-пушечный линейный корабль «Святой Павел».
1809—1811 годы — построен 44-пушечный фрегат «Минерва».
1816—1818 годы — построен 44-пушечный фрегат «Флора».
1817—1820 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 74-пушечный линейный корабль «Норд-Адлер».
1820—1821 годы — построен 44-пушечный фрегат «Поспешный».
1822—1823 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 74-пушечный линейный корабль «Пармен».
1823—1824 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 80-пушечный линейный корабль «Пантелеймон».
1823—1826 годы — на предприятии по индивидуальному проекту построен 110-пушечный линейный корабль «Дербент» («Париж»).
1830—1840-е годы — адмиралтейство проходит коренную реконструкцию. Строятся три новых крытых эллинга, все старые эллинги тоже перестраиваются в крытые. Строятся каменные литейный и канатный заводы, кузницы, артиллерийская шлюпочная и мачтовая мастерские. В рамках реконструкции также были построены три 3-х этажные казармы на 3,6 тыс. человек, ворота и каменный забор вокруг предприятия.
1837—1839 годы — построен 44-пушечный фрегат «Флора».
1840—1843 годы — построен 44-пушечный фрегат «Кагул».
1911 год — правобережные судоремонтные и машиностроительные мощности Николаевского адмиралтейства выделяются в самостоятельные предприятия в виде заводов «Ремсуд» (Ремонт судов) и «Тэмвод» («Трубочный и электромеханический завод»), а основные судостроительные мощности передаются Акционерному обществу «Русское судостроительное общество», которое создаёт на их базе судостроительный «Завод русского судостроительного общества»[1] («Руссуд»)[1], фактически в значительной степени строящийся заново на новом техническом уровне.
1911—1917 годы — на заводе строятся два из трёх линейных кораблей типа «Императрица Мария»: «Императрица Мария» и «Император Александр III» (с 1917 года «Воля»).
Советская Россия
1932—1934 годы — на предприятии построены 10 подводных лодок типа «М» («Малая») серии VI, отправленные для окончательной сборки на Дальзавод (№ 202) во Владивостоке.
1934—1936 годы — на заводе построены 4 подводные лодки типа «Щ» («Щука») серии V-бис 2, первая из которых (Щ-204 «Минога») изначально была заложена на Балтийском заводе в Ленинграде и перевезена на предприятие по секциям. Все четыре корабля участвовали в Великой Отечественной войне, причём Щ-205 «Нерпа» впоследствии стала гвардейской. В это же время на предприятии были построены 3 подводные лодки типа «М» («Малая») серии VI-бис.
1934—1939 годы — на заводе построены восемь подводных лодок типа «Щ» («Щука») серии X.
1936—1939 годы — на заводе строится серия из трёх эскадренных миноносцев проекта 7, два из которых были введены в состав Черноморского флота, а один отправлен по секциям на Дальний Восток, где был достроен на Дальзаводе № 202 во Владивостоке и вошёл в состав Тихоокеанского флота. Ещё четыре аналогичных корабля были разобраны на стапеле.[2]
1939—1941 годы — на заводе построена подводная лодка Щ-216 типа «Щ» («Щука») серии X-бис.
14 августа 1941 года — в рамках эвакуации г. Николаева недостроенный крейсер «Куйбышев» отбуксирован в г. Поти.
15—17 августа 1941 года — Николаев оккупирован немецкими войсками.
28 марта 1944 года — Николаев освобождён советскими войсками.
1951—1956 годы — на заводе построены 20 сторожевых кораблей проекта 50 (тип «Горностай»).[3]
1953—1958 годы — на предприятии построен эскадренный миноносец «Бедовый» проекта 56-ЭМ — первый в мире корабль, вооружённый противокорабельными ракетами.
1956—1958 годы — на предприятии по несколько упрощённому по сравнению с «Бедовым» проекту[2] построен эскадренный миноносец «Прозорливый» проекта 56-М. Эсминцы этого типа стали первыми серийными кораблями с противокорабельными ракетами на борту.
1959—1973 годы — на заводе крупной серией строятся сторожевые корабли (с 1966 года большие противолодочные корабли) проекта 61 — первые в мире крупные боевые корабли с газотурбинным двигателем. На заводе строилось 15 кораблей этого проекта, последний из которых — большой противолодочный корабль «Сдержанный» — был достроен уже по проекту 61-М, превратившему его практически в многоцелевой корабль дальней морской зоны (по современной терминологии — фрегат). Параллельно ещё 5 кораблей этого проекта были построены на ССЗ им. А. А. Жданова в Ленинграде в 1962—1966 годах.
1968—1979 годы — на заводе строится серия из семи больших противолодочных кораблей проекта 1134-Б.
1976—1991 годы — на заводе построена серия из трёх ракетных крейсеров проекта 1164 «Атлант»: «Слава» (с 1995 года «Москва»), «Маршал Устинов» при закладке («Адмирал Флота Лобов») и «Червона Украина» (с 1996 года «Варяг»), а также в 1984 году заложен четвёртый крейсер проекта «Адмирал Флота Лобов», получивший после 1993 года, когда он был передан в 75 % готовности Украине, название «Украина», но, в результате, так и не достроенный вплоть до настоящего времени (2016 год).
Украина
1991—1993 годы — на заводе медленно достраивается ракетный крейсер «Адмирал Флота Лобов» проекта 1164 «Атлант» военно-морского флота России, переданный в 1993 году Украине в 75 % готовности и вскоре получивший имя «Украина».
1993—настоящее время (2016) — ракетный крейсер «Украина» (бывший «Адмирал Флота Лобов») проекта 1164 «Атлант» фактически находится в отстое в ожидании строительства (достройка велась кратковременными периодами, тогда же, трижды, в частности, в 1993 году к президентским выборам 1994 года, в 1998 году к выборам 1999 года и т. д. был сформирован экипаж крейсера и трижды он был расформирован.
2017 год — предприятие переименовано в «Николаевский судостроительный завод».
Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии
На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:
- 84-пушечный корабль «Императрица Мария» (построен в 1849—1853 годах) — флагманский корабль русской эскадры в Синопском сражении 1853 года, где отличился под непосредственным командованием вице-адмирала П. С. Нахимова. В 1855 году затоплен на Севастопольском рейде при оставлении гарнизоном южной части города. Впоследствии был поднят по частям при расчистке Севастопольской бухты в 1861 году.
- Линейный корабль «Императрица Мария» (построен в 1911—1915 годах) — первый линкор-дредноут на Чёрном море, а также первый отечественный линкор-дредноут с необлегчённым бронированием. Впоследствии получил широкую известность в основном из-за до некоторой степени таинственной гибели от пожара и последовавшего взрыва порохового погреба прямо в Севастополе в 1916 году. Впоследствии был поднят и введён в док прямо в перевёрнутом положении, однако до начала революций и их последствий корабль отремонтировать не успели и впоследствии разделали на металл.
- Эскадренный миноносец «Бедовый» проекта 56-ЭМ (построен в 1953—1958 годах) — первый в мире корабль, оснащённый противокорабельными ракетами. Нёс две пусковые установки первого в мире противокорабельного ракетного комплекса корабельного базирования П-1 «Стрела», более известного как «КСЩ» (корабельный снаряд «Щука»), который проходил испытания на его борту. Позднее был модернизирован по проекту 56-У с заменой ракетного комплекса на значительно более технически совершенный П-15 Термит.
См. также
Примечания
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|