Крупные российские проекты (Владимир Ульянов (Ленин), 1917-1924): различия между версиями
POLIGON (обсуждение | вклад) м (Откат правок 213.79.8.28 (обсуждение) к версии Бульдозер) |
IgorSPb (обсуждение | вклад) мНет описания правки |
||
(не показаны 54 промежуточные версии 9 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл: | [[Файл:Ленин перед Смольным. Худ. Исаак Бродский.jpg|thumb|250px|[[Правители России#Владимир Ильич Ленин, 1917—1924|Владимир Ильич Ульянов (Ленин)]]<br><small>«Ленин перед Смольным». Худ. Исаак Бродский</small>]]<!--Владимир Ленин в 1921 году (фото).jpg Владимир Ленин (портрет по фото). Худ. Артём Пронин.jpg --> | ||
Здесь приведены [[Крупные российские проекты|крупные российские проекты]] чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года | Здесь приведены [[Крупные российские проекты|крупные российские проекты]] чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года<ref>Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.</ref>, введённые в строй в 1917—1924 годах. | ||
Границы периода обусловлены Октябрьской революцией и приходом большевиков к власти во главе с В. И. Лениным 25 октября (7 ноября) 1917 года (начало) и смертью [[Владимир Ленин |Вождя]] 21 января 1924 года (окончание периода). Следует отметить, что большую часть периода (1917—1922) в стране шла гражданская война, во время которой на местах существовали правительства, альтернативные советскому, в частности правительства под руководством лидеров Белого движения. | |||
{{Крупные российские проекты (список периодов)}} | |||
==Символы нации== | |||
[[Файл:Переезд Совнаркома из Петрограда в Москву. Отправление поезда со станции Цветочная. Художник К. Светлицкий.jpg|thumb|300px|left|Переезд Совнаркома из Петрограда в Москву 10 марта 1918 года. Отправление поезда со станции Цветочная. Художник К. Светлицкий]] | |||
===Столица РСФСР в Москве=== | |||
Москва в позднее Средневековье и раннее Новое время была столицей России на протяжении почти четырёх столетий (в 1318—1322 и 1331—1712 годах, с короткими перерывами).<ref>Одним из названий России в допетровский период было [[rwp:Московское государство|Московское царство]], которое употреблялось как название одной из частей страны (бывшее Московское княжество, ныне Подмосковье), так и для обозначения страны в целом.</ref> Однако в 1712 году Пётр I [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1711-1721)#Столица России в Санкт-Петербурге|перенёс столицу в Санкт-Петербург]], основанный им незадолго до этого (в 1703). В 1728—1730 годах, при Петре II, за которым стояли консервативные круги дворянства, столица была временно возвращена обратно в Москву, но с начала 1730-х почти на два века разместилась в Петербурге (с 1914 года, после начала Первой Мировой войны с Германией и Австро-Венгрией, город был переименован «с немецкого на русский лад» — в Петроград). | |||
После победы Октябрьской революции 25 октября (7 ноября) 1917 года руководство страны первоначально осталось на старом месте: в Петрограде находились все рычаги управления, здесь располагались все центральные министерства и ведомства, сюда сходились все почтовые, телеграфные и телефонные линии, от которых зависело управление Россией.<sup>[http://histrf.ru/read/articles/putieshiestviie-stolitsy-iz-pietroghrada-v-moskvu]</sup> | |||
Необходимость переноса столицы в Москву возникла из-за обстановки на фронтах Гражданской войны — Петроград находился практически на самой границе Советской России, причём возле этой границы, — на линии фронта у Пскова и Нарвы, — к началу 1918 года были сосредоточены крупные силы немецких войск.<sup>[http://histrf.ru/read/articles/putieshiestviie-stolitsy-iz-pietroghrada-v-moskvu]</sup> | |||
[[Файл:Сообщение о переносе столицы в Москву («Известия»).jpg|250px|thumb|right|Сообщение о переносе столицы из Петрограда в Москву в газете «Известия» (12 марта 1918).]] | |||
Переезд был осуществлён в обстановке полной секретности в ночь с 10 на 11 марта 1918 года — сначала переехали Совет народных комиссаров (Совнарком) и Центральный комитет Российской коммунистической партии большевиков (ЦК РКП(б)). Разумеется, сама по себе перевозка в Москву главных лиц советского правительства и партии была не особенно дорогостоящим мероприятием, однако если учесть, что в последующие месяцы и годы в Москву были перевезены (или впервые там созданы) остальные органы советской власти, для чего пришлось готовить множество помещений, создавать органы безопасности и охраны, перевозить архивы и проводить телекоммуникационные линии, то в целом перенос столицы, безусловно, был достаточно крупным проектом (как и предыдущие переносы столиц в истории России). | |||
В июле того же 1918 года созванный в Москве Пятый Всероссийский съезд Советов принял [[rws:Конституция РСФСР (1918)|первую советскую конституцию]]. Все последующие съезды проходили также в Москве. В годы Гражданской войны Москва стала центром, откуда большевики во главе с Владимиром Лениным руководили борьбой против Белого движения, а также различных анархистов, националистов и интервентов.<sup>[http://gufo.me/dict/bse/Москва]</sup> | |||
== Железные дороги == | == Железные дороги == | ||
[[Файл:Станция Шихраны (1925).jpg|300px|thumb|left|Станция в поселке Шихраны (ныне Канаш)]] | |||
=== Магистраль Люберцы — Шихраны Московско-Казанской ж.д. === | === Магистраль Люберцы — Шихраны Московско-Казанской ж.д. === | ||
Магистраль представляла собой спрямление изрядно изогнутой при строительстве основной линии железной дороги Москва — Казань. Новая линия шла напрямик по болотам малонаселённой Мещёрской низменности восточнее Москвы и строилась в два этапа: | Магистраль представляла собой спрямление изрядно изогнутой при строительстве основной линии железной дороги Москва — Казань. Новая линия шла напрямик по болотам малонаселённой Мещёрской низменности восточнее Москвы и строилась в два этапа: | ||
* [[Крупные_российские_проекты_(Николай_II,_1906-1917)# | * Линия [[Крупные_российские_проекты_(Николай_II,_1906-1917)#Линия Люберцы — Арзамас Московско-Казанской ж.д.|Люберцы — Арзамас]] – введена в строй в 1912 году; | ||
* [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_Ульянов_(Ленин),_1917-1924)# | * Линия [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_Ульянов_(Ленин),_1917-1924)#Линия Арзамас — Шихраны Московско-Казанской ж.д.|Арзамас — Шихраны]] – введена в строй в 1918–1919 годах. | ||
Общая стоимость проекта составила не менее 39,31 млн золотых рублей в текущих ценах (50 млрд рублей в ценах | Общая стоимость проекта составила не менее 39,31 млн золотых рублей в текущих ценах (50 млрд рублей в ценах 2012 года). | ||
=== Линия Арзамас — Шихраны Московско-Казанской ж.д. === | === Линия Арзамас — Шихраны Московско-Казанской ж.д. === | ||
Второй и последний участок [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_Ульянов_(Ленин),_1917-1924)# | Второй и последний участок [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_Ульянов_(Ленин),_1917-1924)#Магистраль Люберцы — Шихраны Московско-Казанской ж.д.|магистрали Люберцы — Шихраны]], радикально спрямляющий Московско-Казанскую железную дорогу, проходил от Арзамаса до станции Шихраны (ныне Канаш). Строился с 1913 года, после завершения [[Крупные_российские_проекты_(Николай_II,_1906-1917)#Линия Люберцы — Арзамас Московско-Казанской ж.д.|линии Люберцы — Арзамас]] и был полностью введён в строй, по данным разных источников, в 1918–1919 годах.<sup>[http://www.canash.ru/history.htm]</sup> Длина участка составляла 259 км (243 версты). Даже не учитывая магистральный характер линии и принимая стоимость дороги с военными упрощениями в минимальные 50 тыс. рублей за версту, стоимость проекта можно оценить в 12,15 млн золотых рублей (15 млрд рублей в ценах 2012 года). | ||
=== Линия Унеча — | [[Файл:Вокзал станции Кричев (1922).jpg|250px|thumb|right|Вокзал г. Кричев на линии Унеча — Орша, 1922]] | ||
=== Линия Унеча — Орша === | |||
Линия вводилась в действие в два этапа: | |||
* Участок Унеча — Коммунары длиной 77 км (72 вёрсты) – введена в строй в 1919 года; | |||
* Участок Коммунары — Орша длиной 174 км (163 вёрсты) – введена в строй в 1923 года. | |||
Даже принимая стоимость дороги в минимальные 50 тысяч рублей за версту, стоимость проекта можно оценить в 11,75 млн золотых рублей (порядка 14,5 млрд рублей в ценах 2012 годах). | |||
=== Линия Оренбург — Орск Ташкентской ж.д. === | === Линия Оренбург — Орск Ташкентской ж.д. === | ||
Завершение почти оконченного при Царе, но заброшенного в | Завершение почти оконченного при Царе, но заброшенного в 1917 году и сильно пострадавшего в Гражданскую войну проекта проводилось с 1919/1920 году и было в основном завершено в 1923 году. Не построенным остался только постоянный мост через р. Урал в Орске, который был введён в строй позднее, в 1929 году, в связи с окончанием строительства [[Крупные_российские_проекты_(Иосиф_Сталин,_1924-1934)#Линия Золотая Сопка — Орск|линии Золотая Сопка — Орск]]. В 1920–1923 годах введены в строй ещё 67 км (63 версты) дороги (участок Сара-Орск) в дополнение к 261 км [[Крупные_российские_проекты_(Николай_II,_1906-1917)#Участок Оренбург — Сара Троицкой ж.д.|уже построенным ранее на участке Оренбург-Сара]]. Таким образом, общая длина дороги составила 328 км (307,5 вёрст). Поэтому при фактически минимально возможной для железной дороги нормальной колеи стоимости в 50 тыс. рублей за версту в ценах 1913 г. вновь построенный участок можно грубо оценить в 3,15 млн золотых рублей (3,8 млрд рублей в ценах 2012 года). Соответственно стоимость всей дороги Оренбург-Орск, с учётом ранее построенного участка, составила 15,4 млн золотых рублей в текущих ценах (19 млрд рублей в ценах 2012 года). | ||
Позднее на линии [[Крупные_российские_проекты_(Никита_Хрущёв,_1955-1959)#Строительство вторых путей на линии Орск — Оренбург Южно-Уральской железной дороги|были проложены]] вторые пути. | |||
== Гидротехнические сооружения == | |||
[[Файл:Северодвинский канал.jpg|250px|thumb|left|Северо-Двинский канал в Кириллове, 2005]] | |||
=== Реконструкция Северо-Двинского канала === | |||
В связи с блокадой морских перевозок с началом Первой мировой войны было решено ускорить ранее запланированную реконструкцию [[Крупные_российские_проекты_(Александр_III,_1881-1894)#Реконструкция Канала герцога Александра Вюртембергского|канала герцога Александра Вюртембергского]], соединявшего Северную Двину и порт в Архангельске с основными реками центра страны, с уменьшением сроков работ за счёт увеличения их стоимости. Широкомасштабное строительство развернулось в 1916 году и к концу 1917 год работы были выполнены уже на 85 %. Далее реконструкция канала медленно продолжалась и была в целом завершена только в 1921 году, в результате чего допустимая грузоподъёмность проходящих по каналу судов возросла до 1000 тонн, при этом сам канал был переименован в Северо-Двинский. | |||
Канал, также известный как Северо-Двинская водная система, а ранее — как Система Вюртембергского, позднее неоднократно подвергался незначительным реконструкциям, особенно во время Великой Отечественной войны, и продолжает использоваться до настоящего времени. | |||
== | == Мероприятия по перевооружению армии и флота == | ||
[[Файл:Марка СССР «10-летие Красной армии и Советского флота».jpg|thumb|200px|Краноармеец в Будёновке на Красной площади. Марка СССР «10-летие Красной армии и Советского флота», 1928]] | |||
=== Рабоче-крестьянская Красная армия === | |||
В первые месяцы после Октябрьской революции вооруженные силы советского государства состояли из Красной Гвардии и революционных солдат и матросов. В начале 1918 года в условиях Гражданской войны и внешней интервенции этих сил оказалось недостаточно для сохранения советского государства и возникла нужда в регулярной армии. 15(28) января 1918 Совнарком принял [[rws:Декрет об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии|декрет]] о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), а 29 января (11 февраля) – декрет о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ) на добровольных началах.<sup>[http://gufo.me/dict/bse/СССР_Вооружённые_Силы_СССР]</sup> | |||
Первый массовый набор в новую армию начался 23 февраля 1918 года, на следующий день после перехода войск Германии в наступление и озвученного в связи с этим обращением В.И. Ленина «[[rws:Социалистическое отечество в опасности!|Социалистическое отечество в опасности!]]». В феврале 1918 года красноармейские отряды оказали решительное сопротивление германским войскам под Псковом и Нарвой. В честь этих событий 23 февраля ежегодно стал отмечаться День Красной (Советской) армии и Военно-Морского флота (позднее День защитника Отечества).<sup>[http://histrf.ru/read/articles/sozdaniie-rieghuliarnoi-krasnoi-armii-event]</sup> | |||
В годы Гражданской войны 1918–1920 годах формирование и организация РККА и РККФ велось в исключительно трудных условиях (подорванная экономика, нехватка вооружения и обмундирования, дезорганизация ж/д транспорта и, соответственно, нерегулярное снабжение армии). Проблемой был и сам набор в армию, в особенности это касалось офицерских кадров – значительная часть офицеров старой царской армии перешла на сторону Белого движения. Крестьянство, разорённое Первой мировой и Гражданской войной, также не склонно было идти добровольно в армию. В период добровольного комплектования армии (январь-май 1918) в Красную армию удалось набрать лишь 196 тысяч человек.<sup>[http://gufo.me/dict/bse/СССР_Вооружённые_Силы_СССР]</sup> | |||
[[Файл:Выпускники курсов командиров Красной Армии (фото, 1919).jpg|200px|thumb|left|Выпускники курсов командиров Красной Армии. Фото П.А. Оцупа, 1919]] | |||
В условиях продолжавшейся Гражданской войны ВЦИК РСФСР принимает декрет «О принудительном наборе в РККА» от 29 мая 1918 года.<sup>[http://old.bigenc.ru/military_science/text/3488058]</sup> По декрету было предписано в недельный срок разработать план осуществления принудительного набора для Москвы, Петрограда, Донской и Кубанской областей – в то время не только наиболее угрожаемых областей, но и главных центров рабочего движения.<sup>[http://histrf.ru/read/articles/sozdaniie-rieghuliarnoi-krasnoi-armii-event]</sup> Набирали в РККА прежде всего городскую рабочую молодёжь и бедных крестьян. Проблему нехватки офицеров удалось частично решить за счёт привлечения старых кадров в качестве полевых командиров и преподавателей на командирских курсах, при этом зачастую семьи царских офицеров, так называемых «военспецов», брали в заложники для обеспечения их лояльности. К концу 1919 численность Красной Армии достигла 3 млн человек, к осени 1920 – 5,5 млн человек, было подготовлено 40 тысяч офицеров.<sup>[http://gufo.me/dict/bse/СССР_Вооружённые_Силы_СССР]</sup> | |||
За годы Гражданской Войны были сформированы основы военного руководства (Всероглавштаб, Реввоенсовет Республики, Полевой Штаб и т.д.) и подготовки офицеров (Всевобуч и институт военных комиссаров) в советской армии. Чрезвычайные меры по налаживанию военной промышленности и беспримерный героизм рабочего класса позволили перейти к организованному снабжению Красной Армии оружием, боеприпасами и обмундированием советского производства. | |||
Одновременно с основанием новой регулярной сухопутной армии был реорганизован и флот. На флоте позиции большевиков были весьма сильны, так называемые «революционные матросы» стали в 1917 году одной из движущих сил революции в Петрограде. После основания РККА в 1918 году российский флот, называвшийся при временном правительстве «Морские силы Республики», был переименован в «Морские силы РККА». Флот, однако практически не получил материального развития в первые годы и даже десятилетия советской власти, так как содержание и строительство больших кораблей требовало огромных расходов, которых у государства в состоянии послереволюционной разрухи не было. Флот Российской Империи частично достался отколовшимся от неё государствам (Польше, Финляндии, странам Прибалтики), частично был затоплен во время Гражданской войны, частично пришёл в негодность и списан в 1920-е и 1930-е годы. Деградация флота стала одной из причин Кронштадтского восстания балтийских моряков в 1921 году, которое вынудило Советское правительство приостановить явно провалившийся эксперимент по ускоренному внедрению «военного коммунизма» и вернуть экономику на частично капиталистические рельсы: в 1921 году была объявлена Новая экономическая политика (НЭП), действовавшая до конца 1920-х. А [[Крупные_российские_проекты_(Иосиф_Сталин,_1934-1941)#Крупнейшие_корабли_и_суда|первые крупные боевые корабли советской постройки]] были заложены только в середине 1930-х годов (и спущены на воду в 1938–1941 годах). | |||
==Связь, телекоммуникации и обработка данных== | |||
[[Файл:Шуховская башня в Москве изнутри.jpg|thumb|200px|Шуховская башня в Москве изнутри]] | |||
===Начало массового регулярного радиовещания в России === | |||
Радиосвязь существовала в России и до революции. В 1895 году русский учёный Александр Попов представил на публики изобретённый им радиоприёмник. В 1914 году в Москве была основана первая мощная Ходынская радиостанция, имевшая военное назначение (она обеспечивала связь с союзниками по Первой мировой войне). | |||
Советское правительство оценило радио не только как способ военной и гражданской связи, но и как важнейшее на тот период средство массовой пропаганды (до появления массового телевидения в 1950-е и 1960-е годы). В связи с этим Владимир Ленин ближе к концу своего правления настоял на первоочередном развитии радиофикации в стране. | |||
27 января 1921 года Совет народных комиссаров РСФСР принял Декрет «О радиотелефонном строительстве», которым предусматривалось строительство сети радиостанций: ''«…Поручить Народному Комиссариату почт и телеграфов оборудовать в Москве и наиболее важных пунктах Республики радиоустановки».'' | |||
В этом же году впервые начали проводиться широковещательные радиотелефонные передачи, обращённые к массовой аудитории. Самые первые из них можно было прослушать через рупоры-громкоговорители в Казани (1 мая 1921) и Москве (28 мая 1921). Постепенно радиорупоры и прочие радиоточки начали появляться по всем советским городам, а затем и вообще по всем электрифицированным населённым пунктам страны (процесс этот занял весьма длительное время и продолжался ещё долго после смерти Ленина, в 1920-е – 1930-е годы). В этот же период началось и массовое производство радиоприёмников, а также прочей радиоаппаратуры. | |||
[[ | Наиболее ярким зримым воплощением радиофикации стали радиобашни. Самыми известными из них были «шуховские» гиперболоидные башни, конструкция которых впервые в мире была разработана знаменитым инженером Владимиром Шуховым ещё в конце XIX века, ко [[Крупные_российские_проекты_(Николай_II,_1894-1906)#XVI_Всероссийская_промышленная_и_художественная_выставка_в_Нижнем_Новгороде|Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде]]. А самой известной из шуховских башен стала башня в Москве на Шаболовке, построенная в 1919-1922 годах и имеющая высоту 160 метров. Почти 40 лет, до строительства сталинских высоток в начале 1950-х годов, Шуховская башня была самым высоким сооружением Москвы и всей страны. Позднее отсюда также осуществлялись первые в СССР телевизионные трансляции, и башня была символом советского телевидения до строительства Останкинской башни в 1967 году. | ||
== Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий == | == Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий == | ||
[[Файл:Предвыборные плакаты на выборах в Учредительное Собрание.jpg|300px|thumb|left|Предвыборные плакаты в Петрограде, 1917]] | |||
=== Выборы во Всероссийское учредительное собрание === | |||
Подготовленные Временным правительством выборы во Всероссийское учредительное собрание, которое должно было установить новые формы управления государством, долгое время откладывались в связи с желанием провести Всероссийское учредительное собрание на фоне победы в Первой мировой войне, которая, как было понятно всем разбирающимся в вопросе, была уже не за горами. | |||
В конце концов выборы были назначены на 12 (25) ноября 1917 года и проведены, таким образом, уже после захвата власти большевиками, которые не получили на этих выборах большинства. На выборах победила партия эсэров (социалистов-революционеров), опиравшаяся в первую очередь не на городских рабочих, солдат и матросов, как большевики, а на обширные слои крестьянства. Достичь компромисса между большевиками и эсэрами не удалось, в связи с чем после первого же заседания, прошедшего днём 5 января и ночью 6 января 1918 года, Учредительное собрание было распущено решением советской власти (фактически силой разогнано подконтрольной большевикам Красной гвардией). Мирная демонстрация в поддержку Учредительного собрания, прошедшая в тот же день, 5 января, была расстреляна, при этом погибло 50 и было ранено более 200 человек (эти события получили известность как «Кровавая пятница»). С этого момента власть большевиков во главе с Лениным фактически полностью прервала всякую легитимную преемственность со Временным правительством и дореволюционной властью. | |||
Несмотря на то, что выборы Учредительного собрания растянулись на несколько месяцев и были проведены не повсеместно, они, как показывает опыт проведения последующих мероприятий такого рода, при отсутствии отлаженной системы выборов и учитывая не только государственные, но и партийные расходы, однозначно тянули по стоимости на крупный проект. | |||
[[Файл:Материалы переписи 1917 года (обложка).jpg|200px|thumb|right|Обложка поуездных итогов переписи 1917 года (том 5, книга 2-я)]] | |||
=== Всероссийская Сельско-Хозяйственная и Поземельная перепись 1917 года === | |||
Перепись, выполнявшаяся при Временном правительстве с мая по октябрь 1917 года фактически в значительной степени дублировала проведённую всего годом ранее [[Крупные_российские_проекты_(Временное_правительство,_март-ноябрь_1917)#Всероссийская Сельско-Хозяйственная перепись 1916 года|Всероссийскую Сельскохозяйственную перепись 1916 года]]. | |||
Причины проведения переписи, по-видимому, надо искать, с одной стороны, в идеологии Февральской революции, стремившейся начать жизнь как бы с нуля, что в дальнейшем не раз повторялось, а с другой стороны — в экономических проблемах Временного правительства, которое стремительно теряло управление страной. В силу возраставшего хаоса в обществе, длительных сроков проведения и массовых отказов от участия в переписи её результаты получились не очень качественными, однако они были получены в достаточно большом объёме. Обработка же результатов переписи и их публикация проводились уже при советской власти до 1923 года. | |||
=== | === Перенос столицы из Петрограда в Москву === | ||
См. [[#Столица РСФСР в Москве|Столица РСФСР в Москве]]. | |||
=== | [[Файл:Материалы переписи 1920 года (обложка).jpg|300px|thumb|left|Материалы переписи 1920 года]] | ||
=== Всероссийская перепись населения и сельскохозяйственная перепись 1920 года === | |||
Две переписи, выполнявшиеся по факту в виде единого мероприятия, по состоянию на 28 августа 1920 года в сентябре-октябре того же года не являлись всеобщими, так как не охватывали регионы, в которых ещё не была прочно установлена советская власть (Крым, Дальний Восток, горные районы Северного Кавказа, Средняя Азия). | |||
Сельскохозяйственная перепись по форме была аналогична переписям 1916 и 1917 годов (преследуя, очевидно цель выявить изменения в связи с ещё одной революцией). | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | {{примечания}} | ||
<br /> | <br /> | ||
{{Крупные российские проекты}} | {{Крупные российские проекты}} | ||
Строка 59: | Строка 119: | ||
[[Категория:1910-е годы]] | [[Категория:1910-е годы]] | ||
[[Категория:1920-е годы]] | [[Категория:1920-е годы]] | ||
[[Категория: | [[Категория:Первая мировая война]] | ||
[[Категория: | [[Категория:Владимир Ленин]] |
Текущая версия от 17:11, 19 марта 2024
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй в 1917—1924 годах.
Границы периода обусловлены Октябрьской революцией и приходом большевиков к власти во главе с В. И. Лениным 25 октября (7 ноября) 1917 года (начало) и смертью Вождя 21 января 1924 года (окончание периода). Следует отметить, что большую часть периода (1917—1922) в стране шла гражданская война, во время которой на местах существовали правительства, альтернативные советскому, в частности правительства под руководством лидеров Белого движения.
Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, 2024-2030, сейчас, вскоре, в перспективе.
Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.
Символы нации
Столица РСФСР в Москве
Москва в позднее Средневековье и раннее Новое время была столицей России на протяжении почти четырёх столетий (в 1318—1322 и 1331—1712 годах, с короткими перерывами).[2] Однако в 1712 году Пётр I перенёс столицу в Санкт-Петербург, основанный им незадолго до этого (в 1703). В 1728—1730 годах, при Петре II, за которым стояли консервативные круги дворянства, столица была временно возвращена обратно в Москву, но с начала 1730-х почти на два века разместилась в Петербурге (с 1914 года, после начала Первой Мировой войны с Германией и Австро-Венгрией, город был переименован «с немецкого на русский лад» — в Петроград).
После победы Октябрьской революции 25 октября (7 ноября) 1917 года руководство страны первоначально осталось на старом месте: в Петрограде находились все рычаги управления, здесь располагались все центральные министерства и ведомства, сюда сходились все почтовые, телеграфные и телефонные линии, от которых зависело управление Россией.[1]
Необходимость переноса столицы в Москву возникла из-за обстановки на фронтах Гражданской войны — Петроград находился практически на самой границе Советской России, причём возле этой границы, — на линии фронта у Пскова и Нарвы, — к началу 1918 года были сосредоточены крупные силы немецких войск.[2]
Переезд был осуществлён в обстановке полной секретности в ночь с 10 на 11 марта 1918 года — сначала переехали Совет народных комиссаров (Совнарком) и Центральный комитет Российской коммунистической партии большевиков (ЦК РКП(б)). Разумеется, сама по себе перевозка в Москву главных лиц советского правительства и партии была не особенно дорогостоящим мероприятием, однако если учесть, что в последующие месяцы и годы в Москву были перевезены (или впервые там созданы) остальные органы советской власти, для чего пришлось готовить множество помещений, создавать органы безопасности и охраны, перевозить архивы и проводить телекоммуникационные линии, то в целом перенос столицы, безусловно, был достаточно крупным проектом (как и предыдущие переносы столиц в истории России).
В июле того же 1918 года созванный в Москве Пятый Всероссийский съезд Советов принял первую советскую конституцию. Все последующие съезды проходили также в Москве. В годы Гражданской войны Москва стала центром, откуда большевики во главе с Владимиром Лениным руководили борьбой против Белого движения, а также различных анархистов, националистов и интервентов.[3]
Железные дороги
Магистраль Люберцы — Шихраны Московско-Казанской ж.д.
Магистраль представляла собой спрямление изрядно изогнутой при строительстве основной линии железной дороги Москва — Казань. Новая линия шла напрямик по болотам малонаселённой Мещёрской низменности восточнее Москвы и строилась в два этапа:
- Линия Люберцы — Арзамас – введена в строй в 1912 году;
- Линия Арзамас — Шихраны – введена в строй в 1918–1919 годах.
Общая стоимость проекта составила не менее 39,31 млн золотых рублей в текущих ценах (50 млрд рублей в ценах 2012 года).
Линия Арзамас — Шихраны Московско-Казанской ж.д.
Второй и последний участок магистрали Люберцы — Шихраны, радикально спрямляющий Московско-Казанскую железную дорогу, проходил от Арзамаса до станции Шихраны (ныне Канаш). Строился с 1913 года, после завершения линии Люберцы — Арзамас и был полностью введён в строй, по данным разных источников, в 1918–1919 годах.[4] Длина участка составляла 259 км (243 версты). Даже не учитывая магистральный характер линии и принимая стоимость дороги с военными упрощениями в минимальные 50 тыс. рублей за версту, стоимость проекта можно оценить в 12,15 млн золотых рублей (15 млрд рублей в ценах 2012 года).
Линия Унеча — Орша
Линия вводилась в действие в два этапа:
- Участок Унеча — Коммунары длиной 77 км (72 вёрсты) – введена в строй в 1919 года;
- Участок Коммунары — Орша длиной 174 км (163 вёрсты) – введена в строй в 1923 года.
Даже принимая стоимость дороги в минимальные 50 тысяч рублей за версту, стоимость проекта можно оценить в 11,75 млн золотых рублей (порядка 14,5 млрд рублей в ценах 2012 годах).
Линия Оренбург — Орск Ташкентской ж.д.
Завершение почти оконченного при Царе, но заброшенного в 1917 году и сильно пострадавшего в Гражданскую войну проекта проводилось с 1919/1920 году и было в основном завершено в 1923 году. Не построенным остался только постоянный мост через р. Урал в Орске, который был введён в строй позднее, в 1929 году, в связи с окончанием строительства линии Золотая Сопка — Орск. В 1920–1923 годах введены в строй ещё 67 км (63 версты) дороги (участок Сара-Орск) в дополнение к 261 км уже построенным ранее на участке Оренбург-Сара. Таким образом, общая длина дороги составила 328 км (307,5 вёрст). Поэтому при фактически минимально возможной для железной дороги нормальной колеи стоимости в 50 тыс. рублей за версту в ценах 1913 г. вновь построенный участок можно грубо оценить в 3,15 млн золотых рублей (3,8 млрд рублей в ценах 2012 года). Соответственно стоимость всей дороги Оренбург-Орск, с учётом ранее построенного участка, составила 15,4 млн золотых рублей в текущих ценах (19 млрд рублей в ценах 2012 года).
Позднее на линии были проложены вторые пути.
Гидротехнические сооружения
Реконструкция Северо-Двинского канала
В связи с блокадой морских перевозок с началом Первой мировой войны было решено ускорить ранее запланированную реконструкцию канала герцога Александра Вюртембергского, соединявшего Северную Двину и порт в Архангельске с основными реками центра страны, с уменьшением сроков работ за счёт увеличения их стоимости. Широкомасштабное строительство развернулось в 1916 году и к концу 1917 год работы были выполнены уже на 85 %. Далее реконструкция канала медленно продолжалась и была в целом завершена только в 1921 году, в результате чего допустимая грузоподъёмность проходящих по каналу судов возросла до 1000 тонн, при этом сам канал был переименован в Северо-Двинский.
Канал, также известный как Северо-Двинская водная система, а ранее — как Система Вюртембергского, позднее неоднократно подвергался незначительным реконструкциям, особенно во время Великой Отечественной войны, и продолжает использоваться до настоящего времени.
Мероприятия по перевооружению армии и флота
Рабоче-крестьянская Красная армия
В первые месяцы после Октябрьской революции вооруженные силы советского государства состояли из Красной Гвардии и революционных солдат и матросов. В начале 1918 года в условиях Гражданской войны и внешней интервенции этих сил оказалось недостаточно для сохранения советского государства и возникла нужда в регулярной армии. 15(28) января 1918 Совнарком принял декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), а 29 января (11 февраля) – декрет о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ) на добровольных началах.[5]
Первый массовый набор в новую армию начался 23 февраля 1918 года, на следующий день после перехода войск Германии в наступление и озвученного в связи с этим обращением В.И. Ленина «Социалистическое отечество в опасности!». В феврале 1918 года красноармейские отряды оказали решительное сопротивление германским войскам под Псковом и Нарвой. В честь этих событий 23 февраля ежегодно стал отмечаться День Красной (Советской) армии и Военно-Морского флота (позднее День защитника Отечества).[6]
В годы Гражданской войны 1918–1920 годах формирование и организация РККА и РККФ велось в исключительно трудных условиях (подорванная экономика, нехватка вооружения и обмундирования, дезорганизация ж/д транспорта и, соответственно, нерегулярное снабжение армии). Проблемой был и сам набор в армию, в особенности это касалось офицерских кадров – значительная часть офицеров старой царской армии перешла на сторону Белого движения. Крестьянство, разорённое Первой мировой и Гражданской войной, также не склонно было идти добровольно в армию. В период добровольного комплектования армии (январь-май 1918) в Красную армию удалось набрать лишь 196 тысяч человек.[7]
В условиях продолжавшейся Гражданской войны ВЦИК РСФСР принимает декрет «О принудительном наборе в РККА» от 29 мая 1918 года.[8] По декрету было предписано в недельный срок разработать план осуществления принудительного набора для Москвы, Петрограда, Донской и Кубанской областей – в то время не только наиболее угрожаемых областей, но и главных центров рабочего движения.[9] Набирали в РККА прежде всего городскую рабочую молодёжь и бедных крестьян. Проблему нехватки офицеров удалось частично решить за счёт привлечения старых кадров в качестве полевых командиров и преподавателей на командирских курсах, при этом зачастую семьи царских офицеров, так называемых «военспецов», брали в заложники для обеспечения их лояльности. К концу 1919 численность Красной Армии достигла 3 млн человек, к осени 1920 – 5,5 млн человек, было подготовлено 40 тысяч офицеров.[10]
За годы Гражданской Войны были сформированы основы военного руководства (Всероглавштаб, Реввоенсовет Республики, Полевой Штаб и т.д.) и подготовки офицеров (Всевобуч и институт военных комиссаров) в советской армии. Чрезвычайные меры по налаживанию военной промышленности и беспримерный героизм рабочего класса позволили перейти к организованному снабжению Красной Армии оружием, боеприпасами и обмундированием советского производства.
Одновременно с основанием новой регулярной сухопутной армии был реорганизован и флот. На флоте позиции большевиков были весьма сильны, так называемые «революционные матросы» стали в 1917 году одной из движущих сил революции в Петрограде. После основания РККА в 1918 году российский флот, называвшийся при временном правительстве «Морские силы Республики», был переименован в «Морские силы РККА». Флот, однако практически не получил материального развития в первые годы и даже десятилетия советской власти, так как содержание и строительство больших кораблей требовало огромных расходов, которых у государства в состоянии послереволюционной разрухи не было. Флот Российской Империи частично достался отколовшимся от неё государствам (Польше, Финляндии, странам Прибалтики), частично был затоплен во время Гражданской войны, частично пришёл в негодность и списан в 1920-е и 1930-е годы. Деградация флота стала одной из причин Кронштадтского восстания балтийских моряков в 1921 году, которое вынудило Советское правительство приостановить явно провалившийся эксперимент по ускоренному внедрению «военного коммунизма» и вернуть экономику на частично капиталистические рельсы: в 1921 году была объявлена Новая экономическая политика (НЭП), действовавшая до конца 1920-х. А первые крупные боевые корабли советской постройки были заложены только в середине 1930-х годов (и спущены на воду в 1938–1941 годах).
Связь, телекоммуникации и обработка данных
Начало массового регулярного радиовещания в России
Радиосвязь существовала в России и до революции. В 1895 году русский учёный Александр Попов представил на публики изобретённый им радиоприёмник. В 1914 году в Москве была основана первая мощная Ходынская радиостанция, имевшая военное назначение (она обеспечивала связь с союзниками по Первой мировой войне).
Советское правительство оценило радио не только как способ военной и гражданской связи, но и как важнейшее на тот период средство массовой пропаганды (до появления массового телевидения в 1950-е и 1960-е годы). В связи с этим Владимир Ленин ближе к концу своего правления настоял на первоочередном развитии радиофикации в стране.
27 января 1921 года Совет народных комиссаров РСФСР принял Декрет «О радиотелефонном строительстве», которым предусматривалось строительство сети радиостанций: «…Поручить Народному Комиссариату почт и телеграфов оборудовать в Москве и наиболее важных пунктах Республики радиоустановки».
В этом же году впервые начали проводиться широковещательные радиотелефонные передачи, обращённые к массовой аудитории. Самые первые из них можно было прослушать через рупоры-громкоговорители в Казани (1 мая 1921) и Москве (28 мая 1921). Постепенно радиорупоры и прочие радиоточки начали появляться по всем советским городам, а затем и вообще по всем электрифицированным населённым пунктам страны (процесс этот занял весьма длительное время и продолжался ещё долго после смерти Ленина, в 1920-е – 1930-е годы). В этот же период началось и массовое производство радиоприёмников, а также прочей радиоаппаратуры.
Наиболее ярким зримым воплощением радиофикации стали радиобашни. Самыми известными из них были «шуховские» гиперболоидные башни, конструкция которых впервые в мире была разработана знаменитым инженером Владимиром Шуховым ещё в конце XIX века, ко Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. А самой известной из шуховских башен стала башня в Москве на Шаболовке, построенная в 1919-1922 годах и имеющая высоту 160 метров. Почти 40 лет, до строительства сталинских высоток в начале 1950-х годов, Шуховская башня была самым высоким сооружением Москвы и всей страны. Позднее отсюда также осуществлялись первые в СССР телевизионные трансляции, и башня была символом советского телевидения до строительства Останкинской башни в 1967 году.
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Выборы во Всероссийское учредительное собрание
Подготовленные Временным правительством выборы во Всероссийское учредительное собрание, которое должно было установить новые формы управления государством, долгое время откладывались в связи с желанием провести Всероссийское учредительное собрание на фоне победы в Первой мировой войне, которая, как было понятно всем разбирающимся в вопросе, была уже не за горами.
В конце концов выборы были назначены на 12 (25) ноября 1917 года и проведены, таким образом, уже после захвата власти большевиками, которые не получили на этих выборах большинства. На выборах победила партия эсэров (социалистов-революционеров), опиравшаяся в первую очередь не на городских рабочих, солдат и матросов, как большевики, а на обширные слои крестьянства. Достичь компромисса между большевиками и эсэрами не удалось, в связи с чем после первого же заседания, прошедшего днём 5 января и ночью 6 января 1918 года, Учредительное собрание было распущено решением советской власти (фактически силой разогнано подконтрольной большевикам Красной гвардией). Мирная демонстрация в поддержку Учредительного собрания, прошедшая в тот же день, 5 января, была расстреляна, при этом погибло 50 и было ранено более 200 человек (эти события получили известность как «Кровавая пятница»). С этого момента власть большевиков во главе с Лениным фактически полностью прервала всякую легитимную преемственность со Временным правительством и дореволюционной властью.
Несмотря на то, что выборы Учредительного собрания растянулись на несколько месяцев и были проведены не повсеместно, они, как показывает опыт проведения последующих мероприятий такого рода, при отсутствии отлаженной системы выборов и учитывая не только государственные, но и партийные расходы, однозначно тянули по стоимости на крупный проект.
Всероссийская Сельско-Хозяйственная и Поземельная перепись 1917 года
Перепись, выполнявшаяся при Временном правительстве с мая по октябрь 1917 года фактически в значительной степени дублировала проведённую всего годом ранее Всероссийскую Сельскохозяйственную перепись 1916 года.
Причины проведения переписи, по-видимому, надо искать, с одной стороны, в идеологии Февральской революции, стремившейся начать жизнь как бы с нуля, что в дальнейшем не раз повторялось, а с другой стороны — в экономических проблемах Временного правительства, которое стремительно теряло управление страной. В силу возраставшего хаоса в обществе, длительных сроков проведения и массовых отказов от участия в переписи её результаты получились не очень качественными, однако они были получены в достаточно большом объёме. Обработка же результатов переписи и их публикация проводились уже при советской власти до 1923 года.
Перенос столицы из Петрограда в Москву
Всероссийская перепись населения и сельскохозяйственная перепись 1920 года
Две переписи, выполнявшиеся по факту в виде единого мероприятия, по состоянию на 28 августа 1920 года в сентябре-октябре того же года не являлись всеобщими, так как не охватывали регионы, в которых ещё не была прочно установлена советская власть (Крым, Дальний Восток, горные районы Северного Кавказа, Средняя Азия).
Сельскохозяйственная перепись по форме была аналогична переписям 1916 и 1917 годов (преследуя, очевидно цель выявить изменения в связи с ещё одной революцией).
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
- ↑ Одним из названий России в допетровский период было Московское царство, которое употреблялось как название одной из частей страны (бывшее Московское княжество, ныне Подмосковье), так и для обозначения страны в целом.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|