Крупные российские проекты (Пётр II, 1727-1730): различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) (→Наука и образование: + картинка) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
(не показаны 74 промежуточные версии 6 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:Peter II by unknown.jpg|240px|thumb|Пётр II]] | {{Избранная статья}} | ||
Здесь приведены [[ | [[Файл:Peter II by unknown.jpg|240px|thumb|'''Пётр II'''<br><small>Предшественник: [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_I,_1725-1727)|Екатерина I]]<br>Преемник: [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)|Анна I]]</small>]] | ||
Здесь приведены [[крупные российские проекты]], чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года<ref>Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.</ref>, введённые в строй с 7 (18) мая 1727 г. по 19 (30) января 1730 года. | |||
Реальная власть во время правления малолетнего Императора (Петр II умер в 14 лет от оспы) принадлежала Верховному тайному совету, в котором ведущую роль играл сначала | Реальная власть во время правления малолетнего Императора (Петр II умер в 14 лет от оспы) принадлежала Верховному тайному совету, в котором ведущую роль играл сначала Александр Данилович Меншиков, а затем — Долгоруковы. | ||
{{Крупные российские проекты (список периодов)}} | |||
==Фортификационные сооружения== | |||
===Город-крепость Кяхта=== | |||
См. [[#Кяхтинская торговля с Китаем|Кяхтинская торговля с Китаем]]. | |||
== Крупнейшие корабли и суда == | == Крупнейшие корабли и суда == | ||
К крупным проектам в это время относились все линейные корабли | К крупным проектам в это время относились все линейные<ref name="Линейный">По терминологии того времени такой корабль для боя в основной линии эскадры называли просто «корабль», термин «линейный корабль» стали применять только в XX веке, когда просто слово «корабль» стало означать вообще любые самоходные вооружённые суда, включая подводные лодки и экранопланы.</ref> корабли и крупные фрегаты. Все они, в свою очередь, делились во многих флотах по рангам или в зависимости от количества орудий на борту. При этом, как правило, стоимость и боевая мощь корабля очень сильно возрастали с увеличением числа пушек. Это было связано с тем, что сами пушки на более крупных кораблях ставились гораздо более крупные, а также с тем, что строительство больших кораблей осуществлялось из более качественной древесины с богатой отделкой. В частности, 100-пушечные корабли строились целиком из дуба с обильной отделкой позолоченной резьбой и несли на нижней палубе сверхмощные по тем временам 30-фунтовые осадные орудия, слишком тяжёлые для любых других кораблей. Для сравнения, 54-пушечные линейные корабли в это время несли не более, чем 18-фунтовые орудия. | ||
[[Файл:Линейный_корабль_"Пётр_I_и_II".jpg| | [[Файл:Линейный_корабль_"Пётр_I_и_II".jpg|250px|left|thumb|Линейный корабль «Пётр Первый и Второй»]] | ||
=== 100-пушечный линейный корабль «Пётр Первый и Второй» === | === 100-пушечный линейный корабль «Пётр Первый и Второй» === | ||
Первый | Один из крупнейших в мире кораблей своего времени. Первый 100-пушечный трёхпалубный линейный корабль [[Российский_военно-морской_флот#Петровская_эпоха|российского флота]]. Строился в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]] с 1723 по 1727 год для Балтийского флота по проекту и под руководством лично [[Пётр I|Петра I]], в честь которого и Петра II он и был назван. | ||
Только на транспортировку леса для строительства корабля было затрачено 40 тыс. рублей, что составляло подушную подать с | Только на транспортировку леса для строительства корабля было затрачено 40 тыс. рублей, что составляло подушную подать с 57 000 крестьян (с женщинами 114 тыс. человек) и было сопоставимо со стоимостью небольшого линкора. Стоимость всего корабля можно оценить по экспортной цене трёхдечника, которую российские власти установили в 92 тыс. рублей.[http://www.krugozormagazine.com/show/Linkori.550.html] Судя по тому, что во всех флотах того времени такого типа кораблей было не больше, чем сейчас авианосцев или во время Первой мировой войны дредноутов, а родоначальник класса буквально разорил Англию и, как считают некоторые, в буквальном смысле стоил Карлу I головы, стоимость корабля можно оценить не менее чем в 50 млрд рублей в ценах 2012 года. | ||
=== 66-пушечный линейный корабль «Святая Наталья» === | === 66-пушечный линейный корабль «Святая Наталья» === | ||
Двухдечный 66-ти пушечный линейный корабль Балтийского флота. | Двухдечный 66-ти пушечный линейный корабль Балтийского флота. Заложен в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]] 17 мая 1719 года, спущен на воду в 17 сентября 1727 года. | ||
=== 54-пушечные линейные корабли === | === 54-пушечные линейные корабли типа «Пётр Второй» === | ||
В это время в состав Балтийского флота | В это время в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]] были построены и вошли в состав Балтийского флота первые два корабля серии, достигшей впоследствии 19 единиц: | ||
* | * «Пётр Второй» — заложен 10 марта 1724 года, спущен на воду 22 мая 1728 года. Впоследствии участвовал в осаде Данцига в 1734 году. | ||
* «Рига» | * «Выборг» — заложен 24 октября 1725 года, спущен на воду 19 октября 1729 года. Впоследствии участвовал в осаде Данцига в 1734 году. | ||
Позднее были построены [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#54-пушечные_линейные_корабли_типа_«Пётр_Второй»|ещё 17 кораблей этого типа]]. | |||
=== 54-пушечный линейный корабль «Рига» типа «Санкт-Михаил» === | |||
В это время в дополнение к [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_I,_1725-1727)#54-пушечный_линейный_корабль_«Не_тронь_меня»_типа_«Санкт-Михаил»|трём, построенным ранее]], в состав Балтийского флота вошёл последний корабль серии — «Рига». Корабль был заложен в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]] 3 февраля 1724 года и спущен на воду 6 июля 1729 года, участвовал в осаде Данцига в 1734 году, а позднее, в 1746 году, был перестроен в госпитальное судно. | |||
== Крупнейшие морские порты == | |||
[[Файл:Galernaya.jpg|thumb|left|250px|Бассейн Галерной гавани, 2013 г.]] | |||
=== Галерная гавань Гребного порта === | |||
Строительство огромного искусственного бассейна Галерной гавани (500 × 200 м) и ведущего к ней Шкиперского канала (400 × 12 м) началось в 1721 г. по указу Петра I. Гавань и канал расположились в западной части Васильевского острова (там, где Нева переходит в Финский залив) и были основными сооружениями [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1721-1725)#Гребной_порт_Санкт-Петербурга|Гребного порта]], начавшего функционировать уже в 1723 г. после постройки Шкиперского канала. | |||
[[Файл:Галерная гавань Гребного порта. Фрагмент плана Санкт-Петербурга 1753 года.jpg|200px|right|thumb|Галерная гавань Гребного порта. Фрагмент плана Петербурга 1753 г.]] | |||
Порт служил укрытием для Балтийского гребного флота, сыгравшего огромную роль в Северной войне и после победы в ней нуждавшегося в надёжной стоянке. | |||
Строительство бассейна Галерной гавани было завершено к концу 1720-х гг. — это, по всей видимости, был крупнейший искусственный бассейн Петербурга и России в XVIII веке. В 1728 г. были построены крытые эллинги для галер. Всем строительством руководил главный архитектор Петербурга Доменико Трезини. Ещё в 1721—1723 гг. по его проекту были сооружены две башни-кроншпица, служившие флагштоками и маяками, а в 1729 г. вокруг гавани был построен деревянный палисад. | |||
Завершено строительство [[Крупные российские проекты (Анна I, 1730-1740)#Укрепления_Галерной_гавани|гаванской «фортеции»]] было уже при Анне Иоанновне в 1736 г., а отдельные работы по достройке и расширению сооружений велись до 1740 г. наследником Трезини архитектором Иваном Коробовым. | |||
При Елизавете Петровне в 1753—1754 гг. была произведена [[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1753(1754)-1761(1762))#Реконструкция_Галерной_гавани|реконструкция сооружений гавани]], включая облицовку Шкиперского канала в камень и постройку каменных кроншпицев. Во второй половине XIX в., с концом эпохи парусного флота, Галерная гавань была приспособлена под проведение испытаний новой корабельной техники.[http://ru.wikipedia.org/wiki/Галерная_гавань][http://walkspb.ru/ulpl/shkiperskiy_pr.html][http://spp.lfond.spb.ru/russia/memorials/019] | |||
== Наука и образование == | == Наука и образование == | ||
[[ | [[Файл:1st Kamchatka Expedition Bergh.jpg|350px|left|thumb|Плавания Первой Камчатской экспедиции]] | ||
=== Первая | |||
Первая крупная российская морская научная экспедиция должна была | === Первая Камчатская экспедиция === | ||
Первая крупная российская морская научная экспедиция должна была подтвердить наличие открытого ранее Семёном Дежневым пролива между Азией и Америкой, а также исследовать северо-восточное побережье страны. Подготовка экспедиции под руководством Витуса Беринга и его заместителя Алексея Чирикова началась в декабре 1724 г. по указу Петра I. | |||
В ходе экспедиции учёные на лошадях, лодках и собачьих упряжках добрались от Санкт-Петербурга до Тихого океана, где построили бот «Святой Гавриил», на котором прошли по морю в Чукотское море. Экспедиция была успешно завершена в 1729 г., в результате было подтверждено наличие Берингова пролива и нанесено на карту 3500 км морского побережья. | |||
[[Файл:Святой Гавриил.jpg| | [[Файл:Святой Гавриил.jpg|200px|right|thumb|Бот «Святой Гавриил», на котором была открыта Аляска]] | ||
Позднее, в | |||
Позднее, в 1732 г., было принято решение о проведении [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#Великая_северная_экспедиция_(основная_часть_работ_в_Сибири)|Великой Северной экспедиции]], которая окончательно нанесла на карту всё побережье северо-восточной Азии. Но ещё прежде чем эта новая масштабная экспедиция началась, построенный Берингом для Первой Камчатской экспедиции бот «Святой Гавриил» под командованием геодезиста М. С. Гвоздева и подштурмана И. Фёдорова стал первым русским судном, подошедшим к берегу Северной Америки, и первым европейским судном, достигшим Аляски (21 августа 1732 года). | |||
== Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы == | == Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы == | ||
[[Файл: | [[Файл:Oranienbaum Rostovtsev.jpeg|250px|left|thumb|Ораниенбаумский дворец и сад, 1717 г.]] | ||
=== Большой Меншиковский дворец и Ораниенбаумский парк === | === Большой Меншиковский дворец и Ораниенбаумский парк === | ||
В результате Северной войны к России были присоединены берега Финского залива и приневские земли. Одиннадцатая часть этих земель была отдана Александру Даниловичу | В результате Северной войны к России были присоединены берега Финского залива и приневские земли. Одиннадцатая часть этих земель была отдана Александру Даниловичу Меншикову — сподвижнику Петра I и талантливому полководцу Северной войны, ставшему первым губернатором Санкт-Петербурга. На двух участках Меншиков создал дворцовые резиденции — городскую на Васильевском острове и загородную в Ораниенбауме. | ||
Вместе с Нижним садом, Картинным домом, морским каналом и Нижними домами, дворец Меншикова в Ораниенбауме образует крупнейший архитектурный ансамбль в стиле «петровского барокко», сохранивший до наших дней своё композиционное единство и стилистическую целостность. Огромный Ораниенбаумский парк занимает значительную территорию на юг от главного здания дворца. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Большой_Меншиковский_дворец] | |||
Как и Меншиковский дворец на набережной Невы в Петербурге, дворец в Ораниенбауме строился сначала архитектором Джованни Мария Фонтана в 1711—1713 гг., а затем архитектором Готфридом Иоганном Шеделем. Отделка дворца продолжалась вплоть до опалы Меншикова и конфискации его имущества в 1727 году. При Императрице Елизавете Петровне использование Ораниенбаума в качестве резиденции возобновилось — здесь разместился «молодой двор» престолонаследника Петра Фёдоровича и его супруги Екатерины Алексеевны (будущей Екатерины II Великой). В этот период был построен восточный служебный флигель дворца, симметричный западному, благодаря чему дворец в планировке стал представлять собой букву «П». | |||
Величина дворца и дворцового парка, а также богатство внутренней отделки позволяют отнести этот проект к категории крупных. Только на проводимую в настоящее время реставрацию дворца расходы составили 3 млрд рублей (2013 год). [http://ria.ru/culture/20130130/920578519.html] | |||
[[Файл:Grand_Menshikov_Palace_in_Oranienbaum.jpg|thumb|500px|center|Большой Ораниенбаумский дворец, 2012 г.]] | |||
== Гидротехническое строительство == | |||
=== Бассейн Галерной гавани === | |||
См. [[#Галерная гавань Гребного порта|Галерная гавань Гребного порта]]. | |||
== Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий == | |||
[[Файл:Китайские ярмарочные ряды.jpg|thumb|300px|left|Китайские ярмарочные ряды на Нижегородской ярмарке, XIX в.]] | |||
=== Кяхтинская торговля с Китаем === | |||
[[Отношения Китая и России|Торговля России с Китаем]] началась после заключения Нерчинского договора в 1689 г. Первоначально торговые операции велись через русские приграничные города Нерчинск и Селенгинск, однако в силу имеющихся инфраструктурных ограничений и несовершенства таможенного законодательства торговля не имела желательного размаха. Первые шаги по улучшению ситуации предпринял ещё Петр I, разрешивший в 1714 г. частную торговлю (ранее действовала государственная монополия). | |||
Решительные действия по организации масштабной русско-китайской торговли были предприняты в царствования Екатерины I и Петра II. В 1727—1728 гг. были заключены Буринский и Кяхтинский договоры об уточнении границ, причём последний договор разрешил беспошлинную торговлю между странами и юридически оформил существование Русской Духовной миссии в Пекине (возникшей там ещё в начале XVIII в., а после заключения договора превратившейся в церковное и политическое представительство России). | |||
[[Файл:План Троицкой крепости и Первой торговой слободы при Кяхте (1720-1730).jpeg|thumb|200px|right|План Троицкой крепости и торговой слободы в Кяхте, 1720-е гг.]] | |||
На российской стороне границы в 1727 году дипломатом С. Л. Владиславичем-Рагузинским в целях обеспечения торговли и таможни был основан город Троицкосавск, с китайской стороны границы был построен торговый город Маймачен. Рядом с Троицкосавской крепостью была построена торговая слобода Кяхта (оба поселения слились в 1934 г. в город Кяхта). На строительстве крепости и торговой слободы работало до 500 человек, в основном солдат. | |||
В итоге уже через пару лет Кяхта стала центром стремительно растущей в объёмах международной торговли — к середине XVIII века через Кяхту проходило 67 % товарооборота России не только с Китаем, но и с другими азиатскими странами, товары которых шли в Россию через Китай. | |||
Росту торгового оборота также способствовало активное строительство [[Крупные российские проекты (Регенты при Иване VI, 1740-1741)#Сибирский_(Московский)_тракт|самой длинной в мире дороги — Сибирского тракта]], шедшего от Москвы до Иркутска, откуда шло ответвление на Кяхту. Строительство Сибирского тракта было начато в 1733 г. на основе Кяхтинского договора, и в целом дорога была построена к началу 1740-х гг. отчасти на основе существовавших ранее дорог. Сибирский тракт в позднейшей историографии получил название «Великий чайный путь» (по аналогии с Великим шёлковым путём древности). | |||
Из Китая в Россию везли шёлковые и хлопчатобумажные ткани, фарфор, чай, сахар-леденец, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни. Особенно ценились чай и фарфор — как в России, так и в Европе (куда россияне реэкспортировали значительную часть китайских товаров). Впрочем, своё собственное производство фарфора в России заработало уже в 1744 г. (Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге), а вот единственным источником чая ещё долгое время оставался Китай (производство чая в Российской Империи было организовано на Кавказе во второй половине XIX в.). | |||
Россия поставляла в Китай скот, шкуры и выделанную кожу (так называемую «русскую кожу» или юфть), а самым ценным и желаемым в Китае русским товаром была пушнина. | |||
Караванная русско-китайская торговля продолжала наращивать обороты вплоть до строительства Транссибирской железной дороги и КВЖД в конце XIX века, и не испытала снижения даже после строительства Суэцкого канала в 1869 г., существенно снизившего время и стоимость морского сообщения Европы с Китаем.[http://ru.wikipedia.org/wiki/Кяхта][http://ru.wikipedia.org/wiki/История_кяхтинской_торговли][http://pribaikal.ru/project-item/article/12508.html] | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | {{примечания}} | ||
<br> | |||
{{Крупные российские проекты}} | |||
[[Категория: Крупные российские проекты |**1727]] | [[Категория:Крупные российские проекты |**1727]] | ||
[[Категория: История России]] | [[Категория:Российская Империя]] | ||
[[Категория:История России]] | |||
[[Категория:1720-е годы]] | |||
[[Категория:1730-е годы]] | |||
[[Категория:XVIII век]] |
Текущая версия от 13:29, 30 января 2024
Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 7 (18) мая 1727 г. по 19 (30) января 1730 года.
Реальная власть во время правления малолетнего Императора (Петр II умер в 14 лет от оспы) принадлежала Верховному тайному совету, в котором ведущую роль играл сначала Александр Данилович Меншиков, а затем — Долгоруковы.
Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, 2024-2030, сейчас, вскоре, в перспективе.
Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.
Фортификационные сооружения
Город-крепость Кяхта
См. Кяхтинская торговля с Китаем.
Крупнейшие корабли и суда
К крупным проектам в это время относились все линейные[2] корабли и крупные фрегаты. Все они, в свою очередь, делились во многих флотах по рангам или в зависимости от количества орудий на борту. При этом, как правило, стоимость и боевая мощь корабля очень сильно возрастали с увеличением числа пушек. Это было связано с тем, что сами пушки на более крупных кораблях ставились гораздо более крупные, а также с тем, что строительство больших кораблей осуществлялось из более качественной древесины с богатой отделкой. В частности, 100-пушечные корабли строились целиком из дуба с обильной отделкой позолоченной резьбой и несли на нижней палубе сверхмощные по тем временам 30-фунтовые осадные орудия, слишком тяжёлые для любых других кораблей. Для сравнения, 54-пушечные линейные корабли в это время несли не более, чем 18-фунтовые орудия.
100-пушечный линейный корабль «Пётр Первый и Второй»
Один из крупнейших в мире кораблей своего времени. Первый 100-пушечный трёхпалубный линейный корабль российского флота. Строился в Санкт-Петербургском адмиралтействе с 1723 по 1727 год для Балтийского флота по проекту и под руководством лично Петра I, в честь которого и Петра II он и был назван.
Только на транспортировку леса для строительства корабля было затрачено 40 тыс. рублей, что составляло подушную подать с 57 000 крестьян (с женщинами 114 тыс. человек) и было сопоставимо со стоимостью небольшого линкора. Стоимость всего корабля можно оценить по экспортной цене трёхдечника, которую российские власти установили в 92 тыс. рублей.[1] Судя по тому, что во всех флотах того времени такого типа кораблей было не больше, чем сейчас авианосцев или во время Первой мировой войны дредноутов, а родоначальник класса буквально разорил Англию и, как считают некоторые, в буквальном смысле стоил Карлу I головы, стоимость корабля можно оценить не менее чем в 50 млрд рублей в ценах 2012 года.
66-пушечный линейный корабль «Святая Наталья»
Двухдечный 66-ти пушечный линейный корабль Балтийского флота. Заложен в Санкт-Петербургском адмиралтействе 17 мая 1719 года, спущен на воду в 17 сентября 1727 года.
54-пушечные линейные корабли типа «Пётр Второй»
В это время в Санкт-Петербургском адмиралтействе были построены и вошли в состав Балтийского флота первые два корабля серии, достигшей впоследствии 19 единиц:
- «Пётр Второй» — заложен 10 марта 1724 года, спущен на воду 22 мая 1728 года. Впоследствии участвовал в осаде Данцига в 1734 году.
- «Выборг» — заложен 24 октября 1725 года, спущен на воду 19 октября 1729 года. Впоследствии участвовал в осаде Данцига в 1734 году.
Позднее были построены ещё 17 кораблей этого типа.
54-пушечный линейный корабль «Рига» типа «Санкт-Михаил»
В это время в дополнение к трём, построенным ранее, в состав Балтийского флота вошёл последний корабль серии — «Рига». Корабль был заложен в Санкт-Петербургском адмиралтействе 3 февраля 1724 года и спущен на воду 6 июля 1729 года, участвовал в осаде Данцига в 1734 году, а позднее, в 1746 году, был перестроен в госпитальное судно.
Крупнейшие морские порты
Галерная гавань Гребного порта
Строительство огромного искусственного бассейна Галерной гавани (500 × 200 м) и ведущего к ней Шкиперского канала (400 × 12 м) началось в 1721 г. по указу Петра I. Гавань и канал расположились в западной части Васильевского острова (там, где Нева переходит в Финский залив) и были основными сооружениями Гребного порта, начавшего функционировать уже в 1723 г. после постройки Шкиперского канала.
Порт служил укрытием для Балтийского гребного флота, сыгравшего огромную роль в Северной войне и после победы в ней нуждавшегося в надёжной стоянке.
Строительство бассейна Галерной гавани было завершено к концу 1720-х гг. — это, по всей видимости, был крупнейший искусственный бассейн Петербурга и России в XVIII веке. В 1728 г. были построены крытые эллинги для галер. Всем строительством руководил главный архитектор Петербурга Доменико Трезини. Ещё в 1721—1723 гг. по его проекту были сооружены две башни-кроншпица, служившие флагштоками и маяками, а в 1729 г. вокруг гавани был построен деревянный палисад.
Завершено строительство гаванской «фортеции» было уже при Анне Иоанновне в 1736 г., а отдельные работы по достройке и расширению сооружений велись до 1740 г. наследником Трезини архитектором Иваном Коробовым.
При Елизавете Петровне в 1753—1754 гг. была произведена реконструкция сооружений гавани, включая облицовку Шкиперского канала в камень и постройку каменных кроншпицев. Во второй половине XIX в., с концом эпохи парусного флота, Галерная гавань была приспособлена под проведение испытаний новой корабельной техники.[2][3][4]
Наука и образование
Первая Камчатская экспедиция
Первая крупная российская морская научная экспедиция должна была подтвердить наличие открытого ранее Семёном Дежневым пролива между Азией и Америкой, а также исследовать северо-восточное побережье страны. Подготовка экспедиции под руководством Витуса Беринга и его заместителя Алексея Чирикова началась в декабре 1724 г. по указу Петра I.
В ходе экспедиции учёные на лошадях, лодках и собачьих упряжках добрались от Санкт-Петербурга до Тихого океана, где построили бот «Святой Гавриил», на котором прошли по морю в Чукотское море. Экспедиция была успешно завершена в 1729 г., в результате было подтверждено наличие Берингова пролива и нанесено на карту 3500 км морского побережья.
Позднее, в 1732 г., было принято решение о проведении Великой Северной экспедиции, которая окончательно нанесла на карту всё побережье северо-восточной Азии. Но ещё прежде чем эта новая масштабная экспедиция началась, построенный Берингом для Первой Камчатской экспедиции бот «Святой Гавриил» под командованием геодезиста М. С. Гвоздева и подштурмана И. Фёдорова стал первым русским судном, подошедшим к берегу Северной Америки, и первым европейским судном, достигшим Аляски (21 августа 1732 года).
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы
Большой Меншиковский дворец и Ораниенбаумский парк
В результате Северной войны к России были присоединены берега Финского залива и приневские земли. Одиннадцатая часть этих земель была отдана Александру Даниловичу Меншикову — сподвижнику Петра I и талантливому полководцу Северной войны, ставшему первым губернатором Санкт-Петербурга. На двух участках Меншиков создал дворцовые резиденции — городскую на Васильевском острове и загородную в Ораниенбауме.
Вместе с Нижним садом, Картинным домом, морским каналом и Нижними домами, дворец Меншикова в Ораниенбауме образует крупнейший архитектурный ансамбль в стиле «петровского барокко», сохранивший до наших дней своё композиционное единство и стилистическую целостность. Огромный Ораниенбаумский парк занимает значительную территорию на юг от главного здания дворца. [5]
Как и Меншиковский дворец на набережной Невы в Петербурге, дворец в Ораниенбауме строился сначала архитектором Джованни Мария Фонтана в 1711—1713 гг., а затем архитектором Готфридом Иоганном Шеделем. Отделка дворца продолжалась вплоть до опалы Меншикова и конфискации его имущества в 1727 году. При Императрице Елизавете Петровне использование Ораниенбаума в качестве резиденции возобновилось — здесь разместился «молодой двор» престолонаследника Петра Фёдоровича и его супруги Екатерины Алексеевны (будущей Екатерины II Великой). В этот период был построен восточный служебный флигель дворца, симметричный западному, благодаря чему дворец в планировке стал представлять собой букву «П».
Величина дворца и дворцового парка, а также богатство внутренней отделки позволяют отнести этот проект к категории крупных. Только на проводимую в настоящее время реставрацию дворца расходы составили 3 млрд рублей (2013 год). [6]
Гидротехническое строительство
Бассейн Галерной гавани
См. Галерная гавань Гребного порта.
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Кяхтинская торговля с Китаем
Торговля России с Китаем началась после заключения Нерчинского договора в 1689 г. Первоначально торговые операции велись через русские приграничные города Нерчинск и Селенгинск, однако в силу имеющихся инфраструктурных ограничений и несовершенства таможенного законодательства торговля не имела желательного размаха. Первые шаги по улучшению ситуации предпринял ещё Петр I, разрешивший в 1714 г. частную торговлю (ранее действовала государственная монополия).
Решительные действия по организации масштабной русско-китайской торговли были предприняты в царствования Екатерины I и Петра II. В 1727—1728 гг. были заключены Буринский и Кяхтинский договоры об уточнении границ, причём последний договор разрешил беспошлинную торговлю между странами и юридически оформил существование Русской Духовной миссии в Пекине (возникшей там ещё в начале XVIII в., а после заключения договора превратившейся в церковное и политическое представительство России).
На российской стороне границы в 1727 году дипломатом С. Л. Владиславичем-Рагузинским в целях обеспечения торговли и таможни был основан город Троицкосавск, с китайской стороны границы был построен торговый город Маймачен. Рядом с Троицкосавской крепостью была построена торговая слобода Кяхта (оба поселения слились в 1934 г. в город Кяхта). На строительстве крепости и торговой слободы работало до 500 человек, в основном солдат.
В итоге уже через пару лет Кяхта стала центром стремительно растущей в объёмах международной торговли — к середине XVIII века через Кяхту проходило 67 % товарооборота России не только с Китаем, но и с другими азиатскими странами, товары которых шли в Россию через Китай.
Росту торгового оборота также способствовало активное строительство самой длинной в мире дороги — Сибирского тракта, шедшего от Москвы до Иркутска, откуда шло ответвление на Кяхту. Строительство Сибирского тракта было начато в 1733 г. на основе Кяхтинского договора, и в целом дорога была построена к началу 1740-х гг. отчасти на основе существовавших ранее дорог. Сибирский тракт в позднейшей историографии получил название «Великий чайный путь» (по аналогии с Великим шёлковым путём древности).
Из Китая в Россию везли шёлковые и хлопчатобумажные ткани, фарфор, чай, сахар-леденец, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни. Особенно ценились чай и фарфор — как в России, так и в Европе (куда россияне реэкспортировали значительную часть китайских товаров). Впрочем, своё собственное производство фарфора в России заработало уже в 1744 г. (Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге), а вот единственным источником чая ещё долгое время оставался Китай (производство чая в Российской Империи было организовано на Кавказе во второй половине XIX в.).
Россия поставляла в Китай скот, шкуры и выделанную кожу (так называемую «русскую кожу» или юфть), а самым ценным и желаемым в Китае русским товаром была пушнина.
Караванная русско-китайская торговля продолжала наращивать обороты вплоть до строительства Транссибирской железной дороги и КВЖД в конце XIX века, и не испытала снижения даже после строительства Суэцкого канала в 1869 г., существенно снизившего время и стоимость морского сообщения Европы с Китаем.[7][8][9]
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
- ↑ По терминологии того времени такой корабль для боя в основной линии эскадры называли просто «корабль», термин «линейный корабль» стали применять только в XX веке, когда просто слово «корабль» стало означать вообще любые самоходные вооружённые суда, включая подводные лодки и экранопланы.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|