Крупные российские проекты (Елизавета I, 1741-1753): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показано 97 промежуточных версий 7 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Elizabeth of Russia by V.Eriksen.jpg|200px|thumb|Елизавета Петровна]]
[[Файл:Elizabeth of Russia by V.Eriksen.jpg|240px|thumb|Елизавета Петровна]]
Здесь приведены [[Крупные российские проекты|крупные российские проекты]] чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года или около 0,000017 % мирового ВВП для более раннего времени, введенные в строй с 25 ноября (6 декабря) 1741 г. по 25 декабря 1761 г. (5 января 1762 г.).
Здесь приведены [[Крупные российские проекты|крупные российские проекты]], чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года<ref>Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.</ref>, введённые в строй с 25 ноября (6 декабря) 1741 года по 20 (31) декабря 1753 года.


Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: [[Крупные российские проекты (Владимир I, 978-1015)|978-1015]], [[Крупные российские проекты (Иван III, 1462-1505)|1462-1505]], [[Крупные российские проекты (Екатерина I, 1725-1727)|1725-1727]], [[Крупные российские проекты (Петр II, 1727-1730)|1727-1730]], [[Крупные российские проекты (Анна I, 1730-1740)|1730-1740]], [[Крупные российские проекты (Регенты при Иване VI, 1740-1741)|1740-1741]], [[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1741-1761(1762))|1741-1761(1762)]], [[Крупные российские проекты (Петр III, 1761(1762)-1762)|1761(1762)-1762]], [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)|1894-1906]], [[Крупные российские проекты (Николай II, 1906-1917)|1906-1917]], [[Крупные_российские_проекты_(Временное_правительство,_март-ноябрь_1917)|март-ноябрь 1917]], [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_Ульянов_(Ленин),_1917-1924)|1917-1924]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1924-1934)|1924-1934]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1934-1941)|1934-1941]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996)|1991-1996]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1996-1999)|1996-1999]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)|2000-2004]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008)|2004-2008]], [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)|2008-2012]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)|2012-2018]].
{{Крупные российские проекты (список периодов)}}


Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье [[Крупные российские проекты (строящиеся)]].
== Символы нации ==
[[Файл:Alexandr Nevskiy's memorial (1890).jpg|thumb|250px|right|Рака святого Алексадра Невского, 1890]]
 
=== Рака святого благоверного Великого Князя Алексадра Невского ===
Уникальное в своём роде монументальное произведение искусства в стиле елизаветинского барокко из 1,5 тонн тонн чистопробного серебра было создано в 1746—1751 годах. Надгробие легендарного князя для Алексадро-Невской лавры обошлось казне в гигантскую по тем временам сумму 80244 рубля 62 копейки, сразу же став одним из символов [[Санкт-Петербург]]а. Ныне рака находится в Государственном Эрмитаже.
 
=== Екатерининский дворец в Царском Селе (коренная реконструкция) ===
Заложенный ещё в 1717 г. для Екатерины I, изначально совсем не большой дворец дважды перестраивался её дочерью Елизаветой, и первая перестройка имела место в 1741—1751 гг. В это время обширный косогор перед дворцом был превращён в абсолютно ровную площадку, несмотря на оказавшийся скальным грунт, а также построены флигеля, циркумференции, галереи и висячие сады, расположенные на их крышах.
 
По-видимому, как раз из-за висячих садов, гидроизоляцию галерей под которыми не удалось сделать достаточно надёжной, практически полностью завершённый к 1751 году дворец уже с 1752 года [[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1753(1754)-1761(1762))#Екатерининский дворец в Царском Селе (коренная реконструкция)|снова подвергся глобальной реконструкции]].
 
[[Файл:Summer Palace St Petersburg.jpeg|thumb|300px|left|Летний дворец Елизаветы Петровны, 1756]]
 
=== Летний дворец в Санкт-Петербурге ===
Новый летний дворец с каменными подвалами и деревянной верхней частью в Санкт-Петербурге начали строить ещё по указанию регента при Иоанне VI Анны Леопольдовны 24 июня 1741 года. Однако завершён этот крупный дворец архитектора Растрелли был только в 1744 году, уже при правлении Елизаветы Петровны. Также был реконструирован парк с аттракционами вокруг дворца, в 1748—1749 гг. для улучшения водоснабжения дворцовых фонтанов построены новые, украшенные с дворцовым великолепием водонапорная башня и акведук через Фонтанку.
 
Дворец был снесён в 1796 году по приказу Павла I, при котором на его месте выстроили Михайловский замок.


== Крупнейшие корабли и суда ==
== Крупнейшие корабли и суда ==


=== 100-пушечные линейные корабли ===
=== 100-пушечный линейный корабль «Захарий и Елисавет» ===
Тяжелые трехдечные флагманские линейные корабли, с особопрочным корпусом и мощной, фактически осадной, артиллерией на нижней палубе. Из-за их баснословной стоимости, примерно соответствующей авианосцу в современных ценах, в составе Балтийского флота одновременно входил только один такой корабль, несущий функции флагмана и возглавляющий в бою линию главных сил. По той же причине и общее количество 100- и 110-пушечных линейных кораблей во всех флотах мира того времени можно было пересчитать по пальцам. В это время в Санкт-Петербургском адмиралтействе было построено два таких корабля:
Тяжёлые трёхдечные 100- и более -пушечные линейные корабли, с особо прочным корпусом и мощной, фактически осадной, артиллерией на нижней палубе в это время имелись только в ведущих флотах мира. Из-за их баснословной стоимости, примерно соответствующей атомному авианосцу в современных ценах, в состав Балтийского флота одновременно входил только один такой корабль, несущий функции флагмана и возглавляющий в бою линию главных сил. По той же причине и общее количество 100- и 110-пушечных линейных кораблей во всех флотах мира того времени можно было пересчитать по пальцам. В это время в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]] был построен линейный корабль «Захарий и Елисавет», который был заложен 25 мая 1745 года и спущен на воду 1 октября 1748 года.
* «Захарий и Елисавета» - заложен 25 мая 1745 г., спущен на воду 1 октября 1747 г.
* «Святой Дмитрий Ростовский» - заложен 11 апреля 1756 г., спущен на воду 12 июля 1758 г.


=== 80-пушечные линейные корабли ===
=== 80-пушечные линейные корабли типа «Святой Павел» ===
Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, т.е. головных кораблей отдельных отрядов. В это время было введено в строй шесть таких кораблей, построенных в Санкт-Петербургском адмиралтействе:
Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов. В это время были введены в строй первые два корабля этого типа, построенные в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]]:
* «Святой Павел» — заложен 2 сентября 1741 г., спущен на воду 17 апреля 1743 г.
* «Святой Павел» — заложен 2 сентября 1741 года, спущен на воду 17 апреля 1743 года.
* «Святой Иоанн Златоуст Первый» — заложен 18 мая 1749 г., спущен на воду 8 сентября 1751 г.
* «Святой Иоанн Златоуст Первый» — заложен 18 мая 1749 года, спущен на воду 8 сентября 1751 года. участвовал в торжественном открытии Канала Петра Великого в Кронштадте. Участвовал в Семилетней войне 1756—1763 годов.
* «Святой Николай» — заложен 18 июня 1752 г., спущен на воду 12 сентября 1754 г.
Ещё восемь однотипных кораблей были построены [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1753(1754)-1761(1762))#80-пушечные_линейные_корабли_типа_«Святой_Павел»|позднее]].
* «Святой Павел» — заложен 2 июня 1753 г., спущен на воду 10 июля 1755 г.
* «Святой Андрей Первозванный» — заложен 1 августа 1756 г., спущен на воду 20 мая 1758 г.
* «Святой Климент Папа Римский» — заложен 20 июля 1756 г., спущен на воду 28 сентября 1758 г.


=== 66-пушечные линейные корабли ===
=== 66-пушечные линейные корабли типа «Слава России» ===
Основную силу флотов великих держав того времени составляли двухдечные линейные корабли этого типа. В это время было построено 22 таких корабля:
Основную силу российского императорского флота того времени составляли двухдечные линейные корабли этого типа, строившихся рекордной для России серией в 58 кораблей. В это время в дополнение к [[Крупные_российские_проекты_(Регенты_при_Иване_VI,_1740-1741)#66-пушечные_линейные_корабли_типа_«Слава_России»|девяти, введённым в строй ранее]] было построено ещё 13 таких кораблей:
* «Екатерина» — заложен 1 июля 1741 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 16 июня 1742 г.
* «Екатерина» — заложен 1 июля 1741 г. в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]], спущен на воду 16 июня 1742 г.
* «Фридемакер» — заложен 7 июля 1741 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 3 июля 1742 г. (название означает на голландском «Миротворец»)
* «Фридемакер» — заложен 7 июля 1741 г. в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 3 июля 1742 г. (название означает на голландском «Миротворец»)
* «Лесное» — заложен 31 июля 1741 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 5 мая 1743 г.
* «Лесное» — заложен 31 июля 1741 г. в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 5 мая 1743 г.
* «Полтава» — заложен 5 августа 1741 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 15 мая 1743 г.
* «Полтава» — заложен 5 августа 1741 г. в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 15 мая 1743 г.
* «Архангел Рафаил» — заложен 4 июня 1744 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 5 мая 1745 г.
* «Архангел Рафаил» — заложен 4 июня 1744 г. в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 5 мая 1745 г.
* «Святая великомученица Варвара» — заложен 3 мая 1743 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 26 мая 1745 г.
* «Святая великомученица Варвара» — заложен 3 мая 1743 г. в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]], спущен на воду 26 мая 1745 г.
* «Святой Сергий» — заложен 21 августа 1746 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 августа 1747 г.
* «Святой Сергий» — заложен 21 августа 1746 г. в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 26 августа 1747 г.
* «Святой Александр Невский» — заложен 1 октября 1747 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 18 мая 1749 г.
* «Святой Александр Невский» — заложен 1 октября 1747 г. в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]], спущен на воду 18 мая 1749 г.
* «Святой Иоанн Златоуст» — заложен 1 октября 1747 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 18 мая 1749 г.
* «Святой Иоанн Златоуст» — заложен 1 октября 1747 г. в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]], спущен на воду 18 мая 1749 г.
* «Гавриил» — заложен 23 августа 1748 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 13 июля 1749 г.
* «Гавриил» — заложен 23 августа 1748 г. в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 13 июля 1749 г.
* «Уриил» — заложен 28 августа 1748 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 августа 1749 г.
* «Уриил» — заложен 28 августа 1748 г. в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 21 августа 1749 г.
* «Москва» — заложен 24 августа 1749 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 19 апреля 1750 г.
* «Москва» — заложен 24 августа 1749 г. в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 19 апреля 1750 г.
* «Ингерманланд» — заложен 4 июня 1751 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 30 апреля 1752 г.
* «Ингерманланд» — заложен 4 июня 1751 г. в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]], спущен на воду 30 апреля 1752 г.
* «Наталья» — заложен 15 апреля 1753 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 апреля 1754 г.
Позднее были построены [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1753(1754)-1761(1762))#66-пушечные_линейные_корабли_типа_«Слава_России»|ещё 36 кораблей этого типа]].
* «Полтава» — заложен 15 апреля 1753 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 апреля 1754 г.
* «Астрахань» — заложен 26 апреля 1755 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 12 мая 1756 г.
* «Ревель» — заложен 26 апреля 1755 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 12 мая 1756 г.
* «Рафаил» — заложен 29 апреля 1757 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1758 г.
* Без названия — заложен 29 апреля 1757 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1758 г., осенью 1758 г. сел на мель и погиб при перегоне после постройки из Архангельска в Кронштадт у берегов Норвегии.
* «Москва» — заложен 25 сентября 1758 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 25 мая 1760 г.
* «Святой Пётр» — заложен 25 сентября 1758 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 25 мая 1760 г.
* «Святой Иаков» — заложен 25 мая 1760 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 17 мая 1761 г.


=== 54-пушечные линейные корабли ===
=== 54-пушечные линейные корабли типа «Пётр Второй» ===
В это время было построено шесть легких линкоров этого типа:
В это время в дополнение к [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#54-пушечные_линейные_корабли_типа_«Пётр_Второй»|двенадцати, введённым в строй ранее]] в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]] было построено четыре лёгких линкора этого типа:
* «Святой Николай» — заложен 16 июля 1747 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 8 мая 1748 г. (с 1754 г. с вступлением в строй 80-ти пушечного одноименного линейного корабля значился в списках как «Святой Николай Второй»)
* «Святой Николай» — заложен 16 июля 1747 г., спущен на воду 8 мая 1748 г. (с 1754 г. с вступлением в строй 80-ти пушечного одноименного линейного корабля значился в списках как «Святой Николай Второй»).
* «Варахаил» — заложен 27 апреля 1748 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 15 мая 1749 г.
* «Варахаил» — заложен 27 апреля 1748 г., спущен на воду 15 мая 1749 г.
* «Шлиссельбург» — заложен 24 августа 1749 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 28 апреля 1751 г.
* «Шлиссельбург» — заложен 24 августа 1749 г., спущен на воду 28 апреля 1751 г.
* «Варахаил» — заложен 4 апреля 1751 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 30 апреля 1752 г.
* «Варахаил» — заложен 4 апреля 1751 г., спущен на воду 30 апреля 1752 г.
* «Нептунус» — заложен 29 апреля 1757 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1758 г.
Ещё три корабля этого проекта были построены [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1753(1754)-1761(1762))#54-пушечные_линейные_корабли_типа_«Пётр_Второй»|позднее]].
* «Город Архангельск» — заложен 25 мая 1760 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 29 мая 1761 г.


== Гужевые (автомобильные) дороги ==
== Гужевые (автомобильные) дороги ==
[[Файл:Столичный тракт.jpg|thumb|150px|Столичный тракт на Генеральной карте Российской Империи, 1745]]
 
=== Столичный тракт ===
=== Столичный тракт ===
Дорога, соединившая две столицы и ныне известная как М-10 «Россия», как и большинство в то время, частенько называлась по пункту своего назначения в зависимости от направления езды, поэтому называлась также Петербуржский или Московский тракт. Длина дороги, строившейся по указу Петра I с 1712 г. по 1746 г. составляла 770 верст (821 км) и, не смотря на то, что не имела твердого покрытия была лучшей внегородской магистралью в стране. Строилась она по фашинной технологии - на месте дороги делался котлован глубиной 1-2 метра, который заполнялся слоями фашин (связок прутьев) разделенных слоями грунта, на которые поперек укладывался слой бревен покрытый сверху тонким слоем песка. Такая технология делала дорогу куда более надежной, по сравнению с обычной грунтовкой.[http://rusplt.ru/society/istoria_dorog.html] Первоначальная трасса дороги, по задумке Петра I, соединяла столицы по идеальной прямой, однако в дальнейшем сохранить ее таковой не удалось из-за проблем с эксплуатацией участков, проложенных по болотам, а также необходимости увеличения экономической эффективности магистрали. Однако заброшенные участки петровской дороги были использованы в XIX веке при строительстве железной дороги Санкт-Петербург - Москва, а сам тракт был радикально переделан при строительстве Московского шоссе в начале XIX века.
[[Файл:Столичный тракт.jpg|thumb|250px|left|Столичный тракт на Генеральной карте Российской Империи, 1745]]
Дорога, соединившая две столицы и ныне известная как М-10 «Россия», как и большинство в то время, частенько называлась по пункту своего назначения в зависимости от направления езды, поэтому называлась также Петербуржский или Московский тракт. Создавался как сухопутный дублёр [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1721-1725)#Вышневолоцкая водная система|Вышневолоцкой водной системы]]. Длина дороги, строившейся по указу Петра I с 1712 г. по 1746 г. составляла 770 вёрст (821 км) и, несмотря на то, что не имела твёрдого покрытия была лучшей внегородской магистралью в стране. [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1711-1721)#Столичный_тракт_(первая_очередь)|На участке от Новгорода до Санкт-Петербурга, где ранее никакой дороги не было вообще, дорога была построена в первую очередь]] уже к 1718 г.[http://senat.org/Finland/RegFIN-8.html]
 
Строился Столичный тракт по фашинной технологии — на месте дороги делался котлован глубиной 1-2 метра, который заполнялся слоями фашин (связок прутьев) разделённых слоями грунта, на которые поперёк укладывался слой брёвен покрытый сверху тонким слоем песка. Такая технология делала дорогу куда более надёжной, по сравнению с обычной грунтовкой.[http://rusplt.ru/society/istoria_dorog.html]
 
Первоначальная трасса дороги, по задумке Петра I, соединяла столицы по идеальной прямой, однако в дальнейшем сохранить её таковой не удалось из-за проблем с эксплуатацией участков, проложенных по болотам, а также необходимости увеличения экономической эффективности магистрали. Однако заброшенные участки петровской дороги были использованы в XIX веке при строительстве железной дороги Санкт-Петербург — Москва, а сам тракт был радикально переделан при строительстве Московского шоссе в начале XIX века.
[[Файл:Stolichniy trakt 1767.png|thumb|250px|Столичный тракт в 1767 году]]


Грандиозная трудоемкость проекта однозначно позволяет отнести его к крупным и оценить не менее, чем в сотни миллиардов рублей в ценах 2012 г.
Благодаря созданию дороги, путь от Петербурга до Москвы составлял от 4 суток на санях зимою до 2-3 недель летом. Вдоль дороги были расположены ямы — селения, жители которых содержали сменных лошадей и предоставляли их проезжающим (смена лошадей в пути существенно ускоряла путешествие).


[[Файл:Petrovsky dock in winter.JPG|thumb|150px|left|Петровский док в Кронштадте, 2009]]
Только на завершение строительства и на починку ранее построенных участков с 1740 по 1764 годы была потрачена колоссальная по тем временам сумма — 1 млн руб. Грандиозная трудоёмкость проекта однозначно позволяет отнести его к крупным и оценить не менее чем в сотни миллиардов рублей в ценах 2012 г.[http://rosavtodor.ru/doc/history/moscow.htm]
== Гидротехнические сооружения ==
 
Позднее, в начале XIX века по трассе дороги было построено [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1815-1825)#Первая_очередь_Московского_шоссе_(Новгородское_шоссе)|Московское шоссе]] — первая крупная дорога с твёрдым покрытием в Центральной России.
 
== Машиностроение ==


=== Петровский док ===
=== Петровский док ===
Док и канал с каменными стенами был первым в мире доком, позволявшим быстро его осушить для ремонта и обслуживания судов. С этой целью Пётр I изобрёл специальную систему, использующую дополнительный бассейн, куда сливалась вода из дока. Заграничные же аналоги в это время использовали ветряные мельницы для постепенного осушения доков, что приводило к тому, что вода из них могла уходить месяцами. Док и подходной канал к нему строились с 1719 г. Торжественное открытие состоялось 30 июля 1752 года в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны, которая лично запустила механизмы шлюзов.[http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=10247][http://www.kronstadt.ru/history_dock.htm]
См. раздел [[#Петровский_док|Гидротехнические сооружения]].
 
== Фортификационные сооружения ==
 
[[Файл:Оренбургская крепость.jpg|thumb|250px|left|Оренбургская крепость]]
 
=== Крепость Оренбург ===
Трижды закладывавшаяся крупная крепость, построенная по просьбе добровольно присоединившихся к России казахов Младшего Жуза, была основана и в основном завершена на месте небольшой Бердской крепости<ref>Сама Бердская крепость была основана в 1736 году.</ref> в 1743 году. Крепость была в основном земляной, только обложенной снаружи вала плитняком, но очень крупной — её рвы и валы протянулись на 5 вёрст 192 сажени (5739,4 м). На месте первых двух попыток строительства крепости также были построены крепости меньшего размера — Орская (ныне г. Орск) и Красногорская крепости. Строительство же различных гарнизонных зданий внутри крепости продолжалось и позднее.[https://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%F0%E5%ED%E1%F3%F0%E3%F1%EA%E0%FF_%EA%F0%E5%EF%EE%F1%F2%FC]
 
В настоящее время город Оренбург является центром Оренбургской области, от Оренбургской же крепости осталось несколько зданий, а также фрагменты валов и ворот.
 
[[Файл:Крепость Кронштадт XVIII век.jpg|thumb|250px|right|Кронштадтская крепость и рейд, XVIII век.]]
 
=== Кронштадтская крепость ===
Центральная (главная) крепость, окружающая Кронштадт — главную морскую базу русского флота — была заложена Петром I [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1721-1725)#Город Кронштадт|при основании города]] в 1723 г. В целом крепость была для того времени крупной, хотя среди фортификационных сооружений преобладали земляные конструкции.
 
К 1747 г. строительство земляных и каменных укреплений крепости было завершено. Город-порт, гавани которого ещё до этого были надёжно защищены морскими фортами и береговыми батареями, стал совершенно неприступным.[http://ru.wikipedia.org/wiki/Кронштадт]
 
[[Файл:План застройки Кронштадта 1723 года.jpg|thumb|left|250px|План города и крепости Кронштадт, 1723 г.]]
 
В дальнейшем крепость [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1801-1815)#Реконструкция_крепости_Кронштадт|была реконструирована в конце 1800-х гг.]].


== Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы ==
== Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы ==
[[File:Catherine Palace in Tsarskoe Selo.jpg|thumb|150px|left|Екатерининский дворец в Царском Селе, 2012 г.]]
[[Файл:Екатерининский дворец в 1761 г.jpg|thumb|300px|right|Вид Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны парадного двора и циркумференций. М.И. Махаев, 1761 г.]]
=== Екатерининский дворец в Царском Селе (коренная реконструкция) ===
Заложенный еще в 1717 г. для Екатерины I дворец дважды перестраивался её дочерью Елизаветой: с 1741 г. и в 1752—1756 гг. Во время второй перестройки дворец был значительной расширен достигнув длины 325 м, после чего к Екатеринискому дворцу часто стали применять неофициальный эпитет «Большой». Также в едином стиле были реконструированы парк и второстепенные здания дворцового ансамбля, включая достаточно крупные павильоны в парке. Впервые в мире в отделке фасада дворца была широко использована позолота, что произвело неизгладимое впечатление на все ведущие державы того времени, что было важно так как престиж играл немалую роль в международной политике.


Судя по объему работ, проект однозначно относится к крупным, хотя точную стоимость найти не удалось, но, по-видимому, с учетом сравнения с аналогичным проектом Зимнего дворца, не имевшим парка и столь дорогостоящей отделки, речь может идти о сумме порядка двух миллионов тогдашних рублей или нескольких десятков миллиардов рублей в ценах 2012 г.
=== Екатерининский дворец в Царском Селе ===
См. раздел [[#Символы Нации|Символы Нации]].
 
== Гидротехнические сооружения ==
[[Файл:Petrovsky dock in winter.JPG|thumb|250px|right|Петровский док в Кронштадте, 2009]]
 
=== Петровский док ===
Док и канал с каменными стенами был первым в мире доком, позволявшим быстро его осушить для ремонта и обслуживания судов. С этой целью Пётр I изобрёл специальную систему, использующую дополнительный бассейн, куда сливалась вода из дока. Заграничные же аналоги в это время использовали ветряные мельницы для постепенного осушения доков, что приводило к тому, что вода из них могла уходить месяцами. Док и подходной канал к нему строились с 1719 г. Торжественное открытие состоялось 30 июля 1752 года в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны, которая лично запустила механизмы шлюзов.[http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=10247][http://www.kronstadt.ru/history_dock.htm]


== Наука и образование ==
== Наука и образование ==
[[Файл:Карта России 1745 года.png|thumb|350px|left|Карта Российской империи 1745 г. Именно в это время Россия приобрела знакомые нам очертания на картах.]]


=== Великая северная экспедиция (окончание работ) ===
=== Великая северная экспедиция (окончание работ) ===
[[Файл:An engraving of Petropavlovsk-Kamchatsky, 18th century.jpg|thumb|150px|Петропавловск-Камчатский, XVIII век.]]
<!--[[Файл:An engraving of Petropavlovsk-Kamchatsky, 18th century.jpg|thumb|250px|Петропавловск-Камчатский, XVIII век.]]-->
Первое крупное предприятие [[Крупные российские проекты (Екатерина I, 1725-1727)#Академия Наук и Художеств|недавно на то время образованной Российской Академии Наук]]. Экспедицию, в ходе которой было намечено нанести на карту все северо-восточное побережье Евразии от Печоры до Чукотки и исследовать дальневосточные моря, часто называют крупнейшей или, по крайней мере, одной из крупнейших в истории географии. Путешествия отдельных отрядов экспедиции происходили в 1733—1743 годах, после чего в течение многих лет шла обработка научных результатов.
Первое крупное предприятие [[Крупные российские проекты (Екатерина I, 1725-1727)#Академия Наук и Художеств|недавно на то время образованной Российской Академии Наук]]. Экспедицию, в ходе которой было намечено нанести на карту все северо-восточное побережье Евразии от Печоры до Чукотки и исследовать дальневосточные моря, часто называют крупнейшей или, по крайней мере, одной из крупнейших в истории географии. Путешествия отдельных отрядов экспедиции происходили в 1733—1743 годах, после чего в течение многих лет шла обработка научных результатов.


На верфях Архангельска, Тобольска, Якутска и Охотска для экспедиции было построено несколько специальных судов, в том числе корабли «Святой Петр» и «Святой Павел», которые дали название Петропавловску-Камчатскому и на которых было осуществлено открытие Алеутских и Командорских островов и северо-западного берега Северной Америки. В интересах экспедиции под Якутском был построен Тамгинский железоделательный завод (для обеспечения кораблей и сухопутных отрядов железными изделиями), была модернизирована Охотская верфь, основана камчатская база русского флота — Петропавловск-Камчатский.
На верфях Архангельска, Тобольска, Якутска и Охотска для экспедиции было построено несколько специальных судов, в том числе корабли «Святой Петр» и «Святой Павел», которые дали название Петропавловску-Камчатскому и на которых было осуществлено открытие Алеутских и Командорских островов и северо-западного берега Северной Америки. В интересах экспедиции под Якутском был построен Тамгинский железоделательный завод (для обеспечения кораблей и сухопутных отрядов железными изделиями), была модернизирована Охотская верфь, основана камчатская база русского флота — Петропавловск-Камчатский.


Организацией экспедиции, задуманной еще Петром I, руководили Витус Беринг и его первый помощник Алексей Чириков — они же осуществили открытие Алеутов, Командор и северо-запада Северной Америки. Виднейшие руководители северных отрядов экспедиции, картографировавших побережье Ледовитого океана, с запада на восток: Степан Малыгин (Двинско-Обский отряд), Дмитрий Овцын, Фёдор Минин (Обско-Енисейский отряд), Василий Прончищев, Харитон Лаптев, Семен Челюскин (Ленско-Енисейский отряд), Дмитрий Лаптев (Ленско-Колымский отряд). Также действовали Южный отряд под руководством Мартина Шпанберга (опись берегов Охотского моря и нахождение пути в Японию) и Академический отряд под руководством историка Фёдора Миллера.
Организацией экспедиции, задуманной ещё Петром I, руководили Витус Беринг и его первый помощник Алексей Чириков — они же осуществили открытие Алеутов, Командор и северо-запада Северной Америки. Виднейшие руководители северных отрядов экспедиции, картографировавших побережье Ледовитого океана, с запада на восток: Степан Малыгин (Двинско-Обский отряд), Дмитрий Овцын, Фёдор Минин (Обско-Енисейский отряд), Василий Прончищев, Харитон Лаптев, Семён Челюскин (Ленско-Енисейский отряд), Дмитрий Лаптев (Ленско-Колымский отряд). Также действовали Южный отряд под руководством Мартина Шпанберга (опись берегов Охотского моря и нахождение пути в Японию) и Академический отряд под руководством историка Фёдора Миллера.
 
* открыт северный путь в Японию;[[Файл:Jefferys - The Russian Discoveries.jpg|thumb|350px|«Русские открытия» — английская карта 1754 г.]]


[[Файл:Карта России 1745 года.png|thumb|150px|Карта Российской империи 1745 г. Именно в это время Россия приобрела знакомые нам очертания на картах.]]
Общие результаты [[rwp:Великая северная экспедиция|Великой северной экспедиции]]:
Общие результаты [[rwp:Великая северная экспедиция|Великой северной экспедиции]]:
* положено на карту 13 тыс. км побережья Северного Ледовитого океана от устья Печоры до мыса Большой Баранов к востоку от устья Колымы (данная цифра не имеет соперников в истории);
* положено на карту 13 тыс. км побережья Северного Ледовитого океана от устья Печоры до мыса Большой Баранов к востоку от устья Колымы (данная цифра не имеет соперников в истории);
Строка 95: Строка 131:
* собраны многочисленные данные о ледовом режиме морей и рек, выявлены опасные мели и скалы, определены судоходные фарватеры;
* собраны многочисленные данные о ледовом режиме морей и рек, выявлены опасные мели и скалы, определены судоходные фарватеры;
* достигнута северная точка Евразии — мыс Челюскин;
* достигнута северная точка Евразии — мыс Челюскин;
* открыт северный путь в Японию;
* произведена первая инструментальная съёмка побережья Охотского моря и восточного берега Сахалина (всего около 2000 км побережья);
* произведена первая инструментальная съемка побережья Охотского моря и восточного берега Сахалина (всего около 2000 км побережья);
* открыты Алеутские и Командорские острова;
* открыты Алеутские и Командорские острова;
* открыто северо-западное побережье Северной Америки;[[Файл:Jefferys - The Russian Discoveries.jpg|thumb|150px|«Русские открытия» — английская карта 1754 г.]]
* открыто северо-западное побережье Северной Америки;
* начато академическое исследование Сибири и Аляски — их географии, истории, этнографии, геологии, зоологии и ботаники, открыто множество исторических документов в сибирских архивах (историк Фёдор Миллер), множество видов растений и животных (Георг Штеллер, Иван Гмелин, Степан Крашенинников), по итогам экспедиции написаны 5-томная «Флора Сибири» Гмелина и «Описание Земли Камчатки» Крашенинникова («монументальный труд, лучшее в мировой литературе XVIII века страноведческое описание малоизвестной земли»).<ref>И. П. Магидович, В. И. Магидович «Очерки по истории географических открытий», том 3.</ref>
* начато академическое исследование Сибири и Аляски — их географии, истории, этнографии, геологии, зоологии и ботаники, открыто множество исторических документов в сибирских архивах (историк Фёдор Миллер), множество видов растений и животных (Георг Штеллер, Иван Гмелин, Степан Крашенинников), по итогам экспедиции написаны 5-томная «Флора Сибири» Гмелина и «Описание Земли Камчатки» Крашенинникова («монументальный труд, лучшее в мировой литературе XVIII века страноведческое описание малоизвестной земли»).<ref>И. П. Магидович, В. И. Магидович «Очерки по истории географических открытий», том 3.</ref>


Стоимость экспедиции составляла более 360 тыс. рублей (по данным немецких исследователей общая стоимость составила 1,5 миллиона рублей — 1/6 часть всего государственного дохода за 1724 год), [http://de.wikipedia.org/wiki/Zweite_Kamtschatkaexpedition] в научной работе непосредственно принимало участие 550 человек, а всего на экспедицию работали несколько тысяч человек (более 3000 по данным немцев [http://de.wikipedia.org/wiki/Zweite_Kamtschatkaexpedition]). В современных ценах стоимость экспедиции можно определить в диапазоне от одного до нескольких десятков миллиардов рублей.
Стоимость экспедиции составляла более 360 тыс. рублей (по данным немецких исследователей, общая стоимость составила 1,5 миллиона рублей — 1/6 часть всего государственного дохода за 1724 год), [http://de.wikipedia.org/wiki/Zweite_Kamtschatkaexpedition] в научной работе непосредственно принимало участие 550 человек, а всего на экспедицию работали несколько тысяч человек (более 3000, по данным немцев [http://de.wikipedia.org/wiki/Zweite_Kamtschatkaexpedition]). В современных ценах стоимость экспедиции можно определить в диапазоне от нескольких десятков до нескольких сотен миллиардов рублей.


==Ссылки==
== Ссылки ==
{{Примечания}}
{{Примечания}}
<br />
{{Крупные российские проекты}}


[[Категория: Крупные российские проекты |**1741]]
[[Категория:Крупные российские проекты |**1741]]
[[Категория: История России]]
[[Категория:Российская Империя]]
[[Категория:История России]]
[[Категория:1740-е годы]]
[[Категория:1750-е годы]]
[[Категория:XVIII век]]
[[Категория:Елизавета I]]

Текущая версия от 13:30, 30 января 2024

Елизавета Петровна

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 25 ноября (6 декабря) 1741 года по 20 (31) декабря 1753 года.

Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, 2024-2030, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.

Символы нации

Рака святого Алексадра Невского, 1890

Рака святого благоверного Великого Князя Алексадра Невского

Уникальное в своём роде монументальное произведение искусства в стиле елизаветинского барокко из 1,5 тонн тонн чистопробного серебра было создано в 1746—1751 годах. Надгробие легендарного князя для Алексадро-Невской лавры обошлось казне в гигантскую по тем временам сумму 80244 рубля 62 копейки, сразу же став одним из символов Санкт-Петербурга. Ныне рака находится в Государственном Эрмитаже.

Екатерининский дворец в Царском Селе (коренная реконструкция)

Заложенный ещё в 1717 г. для Екатерины I, изначально совсем не большой дворец дважды перестраивался её дочерью Елизаветой, и первая перестройка имела место в 1741—1751 гг. В это время обширный косогор перед дворцом был превращён в абсолютно ровную площадку, несмотря на оказавшийся скальным грунт, а также построены флигеля, циркумференции, галереи и висячие сады, расположенные на их крышах.

По-видимому, как раз из-за висячих садов, гидроизоляцию галерей под которыми не удалось сделать достаточно надёжной, практически полностью завершённый к 1751 году дворец уже с 1752 года снова подвергся глобальной реконструкции.

Летний дворец Елизаветы Петровны, 1756

Летний дворец в Санкт-Петербурге

Новый летний дворец с каменными подвалами и деревянной верхней частью в Санкт-Петербурге начали строить ещё по указанию регента при Иоанне VI Анны Леопольдовны 24 июня 1741 года. Однако завершён этот крупный дворец архитектора Растрелли был только в 1744 году, уже при правлении Елизаветы Петровны. Также был реконструирован парк с аттракционами вокруг дворца, в 1748—1749 гг. для улучшения водоснабжения дворцовых фонтанов построены новые, украшенные с дворцовым великолепием водонапорная башня и акведук через Фонтанку.

Дворец был снесён в 1796 году по приказу Павла I, при котором на его месте выстроили Михайловский замок.

Крупнейшие корабли и суда

100-пушечный линейный корабль «Захарий и Елисавет»

Тяжёлые трёхдечные 100- и более -пушечные линейные корабли, с особо прочным корпусом и мощной, фактически осадной, артиллерией на нижней палубе в это время имелись только в ведущих флотах мира. Из-за их баснословной стоимости, примерно соответствующей атомному авианосцу в современных ценах, в состав Балтийского флота одновременно входил только один такой корабль, несущий функции флагмана и возглавляющий в бою линию главных сил. По той же причине и общее количество 100- и 110-пушечных линейных кораблей во всех флотах мира того времени можно было пересчитать по пальцам. В это время в Санкт-Петербургском адмиралтействе был построен линейный корабль «Захарий и Елисавет», который был заложен 25 мая 1745 года и спущен на воду 1 октября 1748 года.

80-пушечные линейные корабли типа «Святой Павел»

Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов. В это время были введены в строй первые два корабля этого типа, построенные в Санкт-Петербургском адмиралтействе:

  • «Святой Павел» — заложен 2 сентября 1741 года, спущен на воду 17 апреля 1743 года.
  • «Святой Иоанн Златоуст Первый» — заложен 18 мая 1749 года, спущен на воду 8 сентября 1751 года. участвовал в торжественном открытии Канала Петра Великого в Кронштадте. Участвовал в Семилетней войне 1756—1763 годов.

Ещё восемь однотипных кораблей были построены позднее.

66-пушечные линейные корабли типа «Слава России»

Основную силу российского императорского флота того времени составляли двухдечные линейные корабли этого типа, строившихся рекордной для России серией в 58 кораблей. В это время в дополнение к девяти, введённым в строй ранее было построено ещё 13 таких кораблей:

Позднее были построены ещё 36 кораблей этого типа.

54-пушечные линейные корабли типа «Пётр Второй»

В это время в дополнение к двенадцати, введённым в строй ранее в Архангельском адмиралтействе было построено четыре лёгких линкора этого типа:

  • «Святой Николай» — заложен 16 июля 1747 г., спущен на воду 8 мая 1748 г. (с 1754 г. с вступлением в строй 80-ти пушечного одноименного линейного корабля значился в списках как «Святой Николай Второй»).
  • «Варахаил» — заложен 27 апреля 1748 г., спущен на воду 15 мая 1749 г.
  • «Шлиссельбург» — заложен 24 августа 1749 г., спущен на воду 28 апреля 1751 г.
  • «Варахаил» — заложен 4 апреля 1751 г., спущен на воду 30 апреля 1752 г.

Ещё три корабля этого проекта были построены позднее.

Гужевые (автомобильные) дороги

Столичный тракт

Столичный тракт на Генеральной карте Российской Империи, 1745

Дорога, соединившая две столицы и ныне известная как М-10 «Россия», как и большинство в то время, частенько называлась по пункту своего назначения в зависимости от направления езды, поэтому называлась также Петербуржский или Московский тракт. Создавался как сухопутный дублёр Вышневолоцкой водной системы. Длина дороги, строившейся по указу Петра I с 1712 г. по 1746 г. составляла 770 вёрст (821 км) и, несмотря на то, что не имела твёрдого покрытия была лучшей внегородской магистралью в стране. На участке от Новгорода до Санкт-Петербурга, где ранее никакой дороги не было вообще, дорога была построена в первую очередь уже к 1718 г.[1]

Строился Столичный тракт по фашинной технологии — на месте дороги делался котлован глубиной 1-2 метра, который заполнялся слоями фашин (связок прутьев) разделённых слоями грунта, на которые поперёк укладывался слой брёвен покрытый сверху тонким слоем песка. Такая технология делала дорогу куда более надёжной, по сравнению с обычной грунтовкой.[2]

Первоначальная трасса дороги, по задумке Петра I, соединяла столицы по идеальной прямой, однако в дальнейшем сохранить её таковой не удалось из-за проблем с эксплуатацией участков, проложенных по болотам, а также необходимости увеличения экономической эффективности магистрали. Однако заброшенные участки петровской дороги были использованы в XIX веке при строительстве железной дороги Санкт-Петербург — Москва, а сам тракт был радикально переделан при строительстве Московского шоссе в начале XIX века.

Столичный тракт в 1767 году

Благодаря созданию дороги, путь от Петербурга до Москвы составлял от 4 суток на санях зимою до 2-3 недель летом. Вдоль дороги были расположены ямы — селения, жители которых содержали сменных лошадей и предоставляли их проезжающим (смена лошадей в пути существенно ускоряла путешествие).

Только на завершение строительства и на починку ранее построенных участков с 1740 по 1764 годы была потрачена колоссальная по тем временам сумма — 1 млн руб. Грандиозная трудоёмкость проекта однозначно позволяет отнести его к крупным и оценить не менее чем в сотни миллиардов рублей в ценах 2012 г.[3]

Позднее, в начале XIX века по трассе дороги было построено Московское шоссе — первая крупная дорога с твёрдым покрытием в Центральной России.

Машиностроение

Петровский док

См. раздел Гидротехнические сооружения.

Фортификационные сооружения

Оренбургская крепость

Крепость Оренбург

Трижды закладывавшаяся крупная крепость, построенная по просьбе добровольно присоединившихся к России казахов Младшего Жуза, была основана и в основном завершена на месте небольшой Бердской крепости[2] в 1743 году. Крепость была в основном земляной, только обложенной снаружи вала плитняком, но очень крупной — её рвы и валы протянулись на 5 вёрст 192 сажени (5739,4 м). На месте первых двух попыток строительства крепости также были построены крепости меньшего размера — Орская (ныне г. Орск) и Красногорская крепости. Строительство же различных гарнизонных зданий внутри крепости продолжалось и позднее.[4]

В настоящее время город Оренбург является центром Оренбургской области, от Оренбургской же крепости осталось несколько зданий, а также фрагменты валов и ворот.

Кронштадтская крепость и рейд, XVIII век.

Кронштадтская крепость

Центральная (главная) крепость, окружающая Кронштадт — главную морскую базу русского флота — была заложена Петром I при основании города в 1723 г. В целом крепость была для того времени крупной, хотя среди фортификационных сооружений преобладали земляные конструкции.

К 1747 г. строительство земляных и каменных укреплений крепости было завершено. Город-порт, гавани которого ещё до этого были надёжно защищены морскими фортами и береговыми батареями, стал совершенно неприступным.[5]

План города и крепости Кронштадт, 1723 г.

В дальнейшем крепость была реконструирована в конце 1800-х гг..

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Екатерининский дворец в Царском Селе

См. раздел Символы Нации.

Гидротехнические сооружения

Петровский док в Кронштадте, 2009

Петровский док

Док и канал с каменными стенами был первым в мире доком, позволявшим быстро его осушить для ремонта и обслуживания судов. С этой целью Пётр I изобрёл специальную систему, использующую дополнительный бассейн, куда сливалась вода из дока. Заграничные же аналоги в это время использовали ветряные мельницы для постепенного осушения доков, что приводило к тому, что вода из них могла уходить месяцами. Док и подходной канал к нему строились с 1719 г. Торжественное открытие состоялось 30 июля 1752 года в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны, которая лично запустила механизмы шлюзов.[6][7]

Наука и образование

Карта Российской империи 1745 г. Именно в это время Россия приобрела знакомые нам очертания на картах.

Великая северная экспедиция (окончание работ)

Первое крупное предприятие недавно на то время образованной Российской Академии Наук. Экспедицию, в ходе которой было намечено нанести на карту все северо-восточное побережье Евразии от Печоры до Чукотки и исследовать дальневосточные моря, часто называют крупнейшей или, по крайней мере, одной из крупнейших в истории географии. Путешествия отдельных отрядов экспедиции происходили в 1733—1743 годах, после чего в течение многих лет шла обработка научных результатов.

На верфях Архангельска, Тобольска, Якутска и Охотска для экспедиции было построено несколько специальных судов, в том числе корабли «Святой Петр» и «Святой Павел», которые дали название Петропавловску-Камчатскому и на которых было осуществлено открытие Алеутских и Командорских островов и северо-западного берега Северной Америки. В интересах экспедиции под Якутском был построен Тамгинский железоделательный завод (для обеспечения кораблей и сухопутных отрядов железными изделиями), была модернизирована Охотская верфь, основана камчатская база русского флота — Петропавловск-Камчатский.

Организацией экспедиции, задуманной ещё Петром I, руководили Витус Беринг и его первый помощник Алексей Чириков — они же осуществили открытие Алеутов, Командор и северо-запада Северной Америки. Виднейшие руководители северных отрядов экспедиции, картографировавших побережье Ледовитого океана, с запада на восток: Степан Малыгин (Двинско-Обский отряд), Дмитрий Овцын, Фёдор Минин (Обско-Енисейский отряд), Василий Прончищев, Харитон Лаптев, Семён Челюскин (Ленско-Енисейский отряд), Дмитрий Лаптев (Ленско-Колымский отряд). Также действовали Южный отряд под руководством Мартина Шпанберга (опись берегов Охотского моря и нахождение пути в Японию) и Академический отряд под руководством историка Фёдора Миллера.

  • открыт северный путь в Японию;
    «Русские открытия» — английская карта 1754 г.

Общие результаты Великой северной экспедиции:

  • положено на карту 13 тыс. км побережья Северного Ледовитого океана от устья Печоры до мыса Большой Баранов к востоку от устья Колымы (данная цифра не имеет соперников в истории);
  • установлены очертания Таймырского, Ямальского, Гыданского и Тазовского полуостровов;
  • описаны большие участки нижнего и иногда среднего течения всех крупных рек бассейна Ледовитого океана от Печоры до Колымы включительно;
  • впервые сравнительно точно нанесены на карту Байдарацкая, Обская и Тазовская губы, Енисейский и Пясинский заливы (Карское море), Хатангский и Оленекский заливы, губа Буор-Хая и Янский залив (море Лаптевых);
  • собраны многочисленные данные о ледовом режиме морей и рек, выявлены опасные мели и скалы, определены судоходные фарватеры;
  • достигнута северная точка Евразии — мыс Челюскин;
  • произведена первая инструментальная съёмка побережья Охотского моря и восточного берега Сахалина (всего около 2000 км побережья);
  • открыты Алеутские и Командорские острова;
  • открыто северо-западное побережье Северной Америки;
  • начато академическое исследование Сибири и Аляски — их географии, истории, этнографии, геологии, зоологии и ботаники, открыто множество исторических документов в сибирских архивах (историк Фёдор Миллер), множество видов растений и животных (Георг Штеллер, Иван Гмелин, Степан Крашенинников), по итогам экспедиции написаны 5-томная «Флора Сибири» Гмелина и «Описание Земли Камчатки» Крашенинникова («монументальный труд, лучшее в мировой литературе XVIII века страноведческое описание малоизвестной земли»).[3]

Стоимость экспедиции составляла более 360 тыс. рублей (по данным немецких исследователей, общая стоимость составила 1,5 миллиона рублей — 1/6 часть всего государственного дохода за 1724 год), [8] в научной работе непосредственно принимало участие 550 человек, а всего на экспедицию работали несколько тысяч человек (более 3000, по данным немцев [9]). В современных ценах стоимость экспедиции можно определить в диапазоне от нескольких десятков до нескольких сотен миллиардов рублей.

Ссылки

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
  2. Сама Бердская крепость была основана в 1736 году.
  3. И. П. Магидович, В. И. Магидович «Очерки по истории географических открытий», том 3.