Крупные российские проекты (Елизавета I, 1753(1754)-1761(1762)): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 86 промежуточных версий 12 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Elizabeth of Russia by V.Eriksen.jpg|200px|thumb|Елизавета Петровна]]
[[Файл:Carle Vanloo, Portrait de l’impératrice Élisabeth Petrovna (1760).jpg|240px|thumb|Елизавета Петровна]]
Здесь приведены [[Крупные российские проекты|крупные российские проекты]] чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года или около 0,000017 % мирового ВВП для более раннего времени, введенные в строй с 21 декабря 1753 года (1 января 1754 года) по 25 декабря 1761 года (5 января 1762 года).
Здесь приведены [[Крупные российские проекты|крупные российские проекты]], чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года<ref>Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.</ref>, введённые в строй с 21 декабря 1753 года (1 января 1754 года) по 25 декабря 1761 года (5 января 1762 года).


Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: [[Крупные российские проекты (Владимир I, 978-1015)|978-1015]], [[Крупные российские проекты (Иван III, 1462-1505)|1462-1505]], [[Крупные российские проекты (Екатерина I, 1725-1727)|1725-1727]], [[Крупные российские проекты (Петр II, 1727-1730)|1727-1730]], [[Крупные российские проекты (Анна I, 1730-1740)|1730-1740]], [[Крупные российские проекты (Регенты при Иване VI, 1740-1741)|1740-1741]], [[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1741-1761(1762))|1741-1761(1762)]], [[Крупные российские проекты (Петр III, 1761(1762)-1762)|1761(1762)-1762]], [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)|1894-1906]], [[Крупные российские проекты (Николай II, 1906-1917)|1906-1917]], [[Крупные_российские_проекты_(Временное_правительство,_март-ноябрь_1917)|март-ноябрь 1917]], [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_Ульянов_(Ленин),_1917-1924)|1917-1924]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1924-1934)|1924-1934]], [[Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1934-1941)|1934-1941]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996)|1991-1996]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1996-1999)|1996-1999]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)|2000-2004]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008)|2004-2008]], [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)|2008-2012]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)|2012-2018]].
{{Крупные российские проекты (список периодов)}}


Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье [[Крупные российские проекты (строящиеся)]].
== Символы нации ==
[[Файл:Catherine Palace in Tsarskoe Selo.jpg|thumb|250px|left|Екатерининский дворец в Царском Селе, 2012 г.]]


==Символы Нации==
[[File:Catherine Palace in Tsarskoe Selo.jpg|thumb|150px|left|Екатерининский дворец в Царском Селе, 2012 г.]]
[[Файл:Екатерининский дворец в 1761 г.jpg|thumb|300px|right|Вид Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны парадного двора и циркумференций. М.И. Махаев, 1761 г.]]
=== Екатерининский дворец в Царском Селе (коренная реконструкция) ===
=== Екатерининский дворец в Царском Селе (коренная реконструкция) ===
Заложенный еще в 1717 г. для Екатерины I дворец дважды перестраивался её дочерью Елизаветой: с 1741 г. и в 1752—1756 гг. Во время второй перестройки дворец был значительной расширен достигнув длины 325 м, после чего к Екатеринискому дворцу часто стали применять неофициальный эпитет «Большой». Также в едином стиле были реконструированы парк и второстепенные здания дворцового ансамбля, включая достаточно крупные павильоны в парке. Впервые в мире в отделке фасада дворца была широко использована позолота, что произвело неизгладимое впечатление на все ведущие державы того времени, что было важно так как престиж играл немалую роль в международной политике.
Только что [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1741-1753)#Екатерининский_дворец_в_Царском_Селе_(коренная_реконструкция)|перестроенный Елизаветой в 1741–1751 годах]] дворец, названный в честь её матери Екатерины I, в 1752–1756 годах снова подвергся серьёзной реконструкции под руководством архитектора Франческо Бартоломео (Варфоломея Варфоломеевича) Растрелли.


Судя по объему работ, проект однозначно относится к крупным, хотя точную стоимость найти не удалось, но, по-видимому, с учетом сравнения с аналогичным проектом Зимнего дворца, не имевшим парка и столь дорогостоящей отделки, речь может идти о сумме порядка двух миллионов тогдашних рублей или нескольких десятков миллиардов рублей в ценах 2012 г.
Во время второй перестройки дворец был значительно расширен, достигнув длины 325 м, после чего к Екатерининскому дворцу часто стали применять неофициальный эпитет «Большой».
 
Также в едином стиле были реконструированы парк и второстепенные здания дворцового ансамбля, включая достаточно крупные павильоны в парке.
 
Впервые в мире в отделке фасада дворца была широко использована позолота, что произвело неизгладимое впечатление на все ведущие державы того времени, что было важно, так как престиж играл немалую роль в международной политике.
 
Судя по объёму работ, проект однозначно относится к крупным, хотя точную стоимость найти не удалось, но, по-видимому, с учётом сравнения с аналогичным проектом Зимнего дворца, не имевшим парка и столь дорогостоящей отделки, речь может идти о сумме порядка двух миллионов тогдашних рублей или нескольких десятков миллиардов рублей в ценах 2012 г.
 
[[Файл:Екатерининский дворец в 1761 г.jpg|thumb|500px|center|Вид Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны парадного двора и циркумференций, 1761 г.]]
 
[[Файл:Фасад со стороны Верхнего сада.JPG|thumb|250px|right|Большой дворец Петергофа]]
 
=== Большой Петергофский дворец ===
Первоначально главный дворец [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1721-1725)#Петергоф|построенного в 1714…1725 гг. Петергофа]] был относительно небольшим зданием. Однако в 1745…1755 гг. и этот дворец был серьёзно реконструирован и расширен под руководством В. В. Растрелли, в результате чего длина обращённого к морю фасада достигла 268 м.


== Крупнейшие корабли и суда ==
== Крупнейшие корабли и суда ==


=== 100-пушечные линейные корабли ===
=== 100-пушечный линейный корабль «Святой Дмитрий Ростовский»  ===
Тяжелые трехдечные флагманские линейные корабли, с особопрочным корпусом и мощной, фактически осадной, артиллерией на нижней палубе. Из-за их баснословной стоимости, примерно соответствующей авианосцу в современных ценах, в составе Балтийского флота одновременно входил только один такой корабль, несущий функции флагмана и возглавляющий в бою линию главных сил. По той же причине и общее количество 100- и 110-пушечных линейных кораблей во всех флотах мира того времени можно было пересчитать по пальцам. В это время в Санкт-Петербургском адмиралтействе было построено два таких корабля:
Тяжёлые трёхдечные флагманские линейные корабли, с особо прочным корпусом и мощной, фактически осадной, артиллерией на нижней палубе. Из-за их баснословной стоимости, примерно соответствующей авианосцу в современных ценах, в состав Балтийского флота одновременно входил только один такой корабль, несущий функции флагмана и возглавляющий в бою линию главных сил. По той же причине и общее количество 100- и 110-пушечных линейных кораблей во всех флотах мира того времени можно было пересчитать по пальцам. В этот период в Санкт-Петербургском Адмиралтействе был построен только один такой корабль, а именно «Святой Дмитрий Ростовский», который был заложен 11 апреля 1756 г., а спущен на воду 12 июля 1758 г. Ранее при Елизавете I был построен ещё один подобный [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1741-1753)#100-пушечный_линейный_корабль_«Захарий_и_Елисавета»|повелитель морей]].
* «Святой Дмитрий Ростовский» - заложен 11 апреля 1756 г., спущен на воду 12 июля 1758 г.


=== 80-пушечные линейные корабли ===
=== 80-пушечные линейные корабли типа «Святой Павел» ===
Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, т.е. головных кораблей отдельных отрядов. В это время было введено в строй шесть таких кораблей, построенных в Санкт-Петербургском адмиралтействе:
Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов. В это время было в дополнение, к [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1741-1753)#80-пушечные_линейные_корабли_типа_«Святой_Павел»|двум, введённым в строй ранее]], были построены ещё четыре таких корабля:
* «Святой Павел» — заложен 2 сентября 1741 г., спущен на воду 17 апреля 1743 г.
* «Святой Николай» — заложен в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]] 18 июня 1752 году, спущен на воду 12 сентября 1754 году. Участвовал в Семилетней войне 1756—1763 годов.
* «Святой Иоанн Златоуст Первый» — заложен 18 мая 1749 г., спущен на воду 8 сентября 1751 г.
* «Святой Павел» — заложен на Кронштадтской верфи 2 июня 1753 году, спущен на воду 10 июля 1755 году. Участвовал в Семилетней войне 1756—1763 годов.
* «Святой Николай» — заложен 18 июня 1752 г., спущен на воду 12 сентября 1754 г.
* «Святой Андрей Первозванный» — заложен в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]] 1 августа 1756 году, спущен на воду 20 мая 1758 году. Участвовал в Семилетней войне 1756—1763 годов.
* «Святой Павел» — заложен 2 июня 1753 г., спущен на воду 10 июля 1755 г.
* «Святой Климент Папа Римский» — заложен в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]] 20 июля 1756 году, спущен на воду 28 сентября 1758 году. Участвовал в Семилетней войне 1756—1763 годов.
* «Святой Андрей Первозванный» — заложен 1 августа 1756 г., спущен на воду 20 мая 1758 г.
Позднее были построены [[Крупные_российские_проекты_(Пётр_III,_1761(1762)-1762)#80-пушечные_линейные_корабли_типа_«Святой_Павел»|ещё четыре корабля этого проекта]].
* «Святой Климент Папа Римский» — заложен 20 июля 1756 г., спущен на воду 28 сентября 1758 г.


=== 66-пушечные линейные корабли ===
=== 66-пушечные линейные корабли типа «Слава России» ===
Основную силу флотов великих держав того времени составляли двухдечные линейные корабли этого типа. В это время было построено 22 таких корабля:
Основную силу российского императорского флота того времени составляли двухдечные линейные корабли этого типа, выпускавшиеся самой крупной для отечественного флота серией в 58 кораблей. В это время в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]] в дополнение к [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1741-1753)#66-пушечные_линейные_корабли_типа_«Слава_России»|22-м, введённым в строй ранее]] было построено девять таких кораблей:
* «Екатерина» — заложен 1 июля 1741 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 16 июня 1742 г.
* «Наталья» — заложен 15 апреля 1753 г., спущен на воду 26 апреля 1754 г.
* «Фридемакер» — заложен 7 июля 1741 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 3 июля 1742 г. (название означает на голландском «Миротворец»)
* «Полтава» — заложен 15 апреля 1753 г., спущен на воду 26 апреля 1754 г.
* «Лесное» — заложен 31 июля 1741 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 5 мая 1743 г.
* «Астрахань» — заложен 26 апреля 1755 г., спущен на воду 12 мая 1756 г.
* «Полтава» — заложен 5 августа 1741 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 15 мая 1743 г.
* «Ревель» — заложен 26 апреля 1755 г., спущен на воду 12 мая 1756 г.
* «Архангел Рафаил» — заложен 4 июня 1744 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 5 мая 1745 г.
* «Рафаил» — заложен 29 апреля 1757 г., спущен на воду 20 мая 1758 г.
* «Святая великомученица Варвара» — заложен 3 мая 1743 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 26 мая 1745 г.
* Без названия — заложен 29 апреля 1757 г., спущен на воду 20 мая 1758 г., осенью 1758 г. сел на мель и погиб при перегоне после постройки из Архангельска в Кронштадт у берегов Норвегии.
* «Святой Сергий» — заложен 21 августа 1746 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 августа 1747 г.
* «Москва» — заложен 25 сентября 1758 г., спущен на воду 25 мая 1760 г.
* «Святой Александр Невский» — заложен 1 октября 1747 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 18 мая 1749 г.
* «Святой Пётр» — заложен 25 сентября 1758 г., спущен на воду 25 мая 1760 г.
* «Святой Иоанн Златоуст» — заложен 1 октября 1747 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 18 мая 1749 г.
* «Святой Иаков» — заложен 25 мая 1760 г., спущен на воду 17 мая 1761 г.
* «Гавриил» — заложен 23 августа 1748 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 13 июля 1749 г.
Ещё 27 кораблей этого типа были введены в строй [[Крупные_российские_проекты_(Пётр_III,_1761(1762)-1762)#66-пушечный_линейный_корабль_«Святой_Александр_Невский»_типа_«Слава_России»|позднее]].
* «Уриил» — заложен 28 августа 1748 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 августа 1749 г.
* «Москва» — заложен 24 августа 1749 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 19 апреля 1750 г.
* «Ингерманланд» — заложен 4 июня 1751 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 30 апреля 1752 г.
* «Наталья» — заложен 15 апреля 1753 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 апреля 1754 г.
* «Полтава» — заложен 15 апреля 1753 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 апреля 1754 г.
* «Астрахань» — заложен 26 апреля 1755 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 12 мая 1756 г.
* «Ревель» — заложен 26 апреля 1755 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 12 мая 1756 г.
* «Рафаил» — заложен 29 апреля 1757 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1758 г.
* Без названия — заложен 29 апреля 1757 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1758 г., осенью 1758 г. сел на мель и погиб при перегоне после постройки из Архангельска в Кронштадт у берегов Норвегии.
* «Москва» — заложен 25 сентября 1758 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 25 мая 1760 г.
* «Святой Пётр» — заложен 25 сентября 1758 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 25 мая 1760 г.
* «Святой Иаков» — заложен 25 мая 1760 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 17 мая 1761 г.


=== 54-пушечные линейные корабли ===
=== 54-пушечные линейные корабли типа «Пётр Второй» ===
В это время было построено шесть легких линкоров этого типа:
В это время в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]] было построено два лёгких линкора этого типа:
* «Святой Николай» — заложен 16 июля 1747 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 8 мая 1748 г. (с 1754 г. с вступлением в строй 80-ти пушечного одноименного линейного корабля значился в списках как «Святой Николай Второй»)
* «Нептунус» — заложен 29 апреля 1757 г., спущен на воду 20 мая 1758 г.
* «Варахаил» — заложен 27 апреля 1748 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 15 мая 1749 г.
* «Город Архангельск» — заложен 25 мая 1760 г., спущен на воду 29 мая 1761 г.
* «Шлиссельбург» — заложен 24 августа 1749 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 28 апреля 1751 г.
 
* «Варахаил» — заложен 4 апреля 1751 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 30 апреля 1752 г.
Ещё один корабль этого типа был построен [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1762-1772)#54-пушечный_линейный_корабль_«Азия»_типа_«Пётр_Второй»|позднее]].
* «Нептунус» — заложен 29 апреля 1757 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1758 г.
* «Город Архангельск» — заложен 25 мая 1760 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 29 мая 1761 г.


== Крупнейшие морские порты ==
== Крупнейшие морские порты ==
[[Файл:Галерная гавань. План XIX века.jpg|thumb|150px|Галерная гавань, план XIX в.]]
[[Файл:Галерная гавань. План XIX века.jpg|thumb|300px|left|Галерная гавань, план XIX в.]]
===Реконструкция Галерной гавани ===
При Елизавете Петровне было произведена реконструкция сооружений [[Крупные российские проекты (Петр I, 1721-1725)#.D0.93.D1.80.D0.B5.D0.B1.D0.BD.D0.BE.D0.B9_.D0.BF.D0.BE.D1.80.D1.82_.D0.A1.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D1.82-.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3.D0.B0|Санкт-Петербургского Гребного порта, основанного еще при Петре I]] и [[Крупные российские проекты (Петр II, 1727-1730)#.D0.93.D0.B0.D0.BB.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B3.D0.B0.D0.B2.D0.B0.D0.BD.D1.8C_.D0.93.D1.80.D0.B5.D0.B1.D0.BD.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.BF.D0.BE.D1.80.D1.82.D0.B0|в основном достроенного при Петре II]] (гавань порта включала крупнейший в России XVIII в. искусственный бассейн 500 х 200 м).


В 1740-х гг. в Гребной порт была переведена Галерная верфь, располагавшаяся ранее в устье реки Мойки. Для размещения верфи сооружения гавани начали реконструироваться под руководством архитектора С. Чевакинского. С 1753 г. реконструкция гавани ускорилась, что было связано, по-видимому. с наметившимся политическм курсом императрицы Елизаветы на войну с Пруссией, что предполагало возможность боевых столкновений на Балтийском море с флотами Пруссии и её союзников. Гребной галерный флот, базировавшийся в Галерной гавани и нуждавшийся в ремонте, имел огромное боевое значение судя по опыту Великой Северной войны 1700-1721 гг., в которой основные морские сражения со шведами были выиграны с помощью гребных судов.
=== Реконструкция Галерной гавани ===
При Елизавете Петровне была произведена реконструкция сооружений [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1721-1725)#Гребной_порт_Санкт-Петербурга|Санкт-Петербургского Гребного порта, основанного ещё при Петре I]] и [[Крупные российские проекты (Пётр II, 1727-1730)#Галерная_гавань_Гребного_порта|в основном достроенного при Петре II]] (гавань порта включала крупнейший в России XVIII в. искусственный бассейн 500 × 200 м) и [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#Укрепления_Галерной_гавани|обнесённого укреплениями]] при Анне Иоанновне.


В 1753-1754 гг. были перестроены внутренние портовые сооружения, включая огромные "галерные сараи" (крытые эллинги, в которых содержались и чинились галеры). Тогда же были перестроены в камне две башни-кроншпица, служившие флагштоками и маяками и возведенные еще в 1721-1723 гг. по проекту Доменико Трезини. Шкиперский канал длиною 400 м, также построенный еще Трезини, был облицован камнем в 1750-1754 гг.[http://walkspb.ru/ulpl/shkiperskiy_pr.html][http://spp.lfond.spb.ru/russia/memorials/019]
В 1740-х гг. в Гребной порт была переведена Галерная верфь, располагавшаяся ранее в устье реки Мойки. Под руководством архитектора С. Чевакинского сооружения гавани начали реконструироваться для размещения верфи. С 1753 г. реконструкция гавани ускорилась, что было связано, по-видимому, с наметившимся политическим курсом императрицы Елизаветы на войну с Пруссией, что предполагало возможность боевых столкновений на Балтийском море с флотами Пруссии и её союзников. Гребной галерный флот, базировавшийся в Галерной гавани и нуждавшийся в ремонте, имел огромное боевое значение, судя по опыту Великой Северной войны 1700—1721 гг., в которой основные морские сражения со шведами были выиграны с помощью гребных судов.


==Машиностроение==
В 1753—1754 гг. были перестроены внутренние портовые сооружения, включая огромные «галерные сараи» (крытые эллинги, в которых содержались и чинились галеры). Тогда же были перестроены в камне две башни-кроншпица, служившие флагштоками и маяками и возведённые ещё в 1721—1723 гг. по проекту Доменико Трезини. Шкиперский канал длиною 400 м, также построенный ещё Трезини, был облицован камнем в 1750—1754 гг.[http://walkspb.ru/ulpl/shkiperskiy_pr.html][http://spp.lfond.spb.ru/russia/memorials/019]
===Галерная верфь в Гребном порту===
 
См. [[#Реконструкция Галерной гавани|Реконструкция Галерной гавани]].
== Машиностроение ==


[[Файл:Petrovsky dock in winter.JPG|thumb|150px|left|Петровский док в Кронштадте, 2009]]
=== Архангельское адмиралтейство (Соломбальская верфь) — коренная реконструкция ===
{{main|Судоремонтный завод «Красная Кузница»}}


== Гидротехнические сооружения ==
В 1760 году восстановленная четвертью века ранее [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#Архангельское_адмиралтейство_(Соломбальская_верфь)_и_Архангельский_военный_порт —_восстановление|Архангельское адмиралтейство,]] включавшее Соломбальскую верфь и несколько более мелких производственных площадок, подверглось коренной реконструкции. Существующие здания были капитально отремонтированы (что для деревянных строений в большинстве случаев означало перестройку заново), а сама верфь была расширена. В частности, на ней в это время были построены две новых линии казарм для рабочих-судостроителей.


=== Петровский док ===
Верфь продолжала развиваться и [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1772-1783)#Архангельское_адмиралтейство —_реконструкция|позднее]].
Док и канал с каменными стенами был первым в мире доком, позволявшим быстро его осушить для ремонта и обслуживания судов. С этой целью Пётр I изобрёл специальную систему, использующую дополнительный бассейн, куда сливалась вода из дока. Заграничные же аналоги в это время использовали ветряные мельницы для постепенного осушения доков, что приводило к тому, что вода из них могла уходить месяцами. Док и подходной канал к нему строились с 1719 г. Торжественное открытие состоялось 30 июля 1752 года в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны, которая лично запустила механизмы шлюзов.[http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=10247][http://www.kronstadt.ru/history_dock.htm]
 
=== Галерная верфь в Гребном порту ===
См. [[#Реконструкция Галерной гавани|Реконструкция Галерной гавани]].


== Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы ==
== Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы ==
===Екатерининский дворец в Царском Селе===
 
=== Екатерининский дворец в Царском Селе ===
См. раздел [[#Символы Нации|Символы Нации]].
См. раздел [[#Символы Нации|Символы Нации]].


[[Файл:План застройки Кронштадта 1723 года.jpg|thumb|left|150px|План города и крепости Кронштадт, 1723 г.]]
=== Большой дворец в Петергофе ===
[[Файл:Крепость Кронштадт XVIII век.jpg|thumb|150px|Кронштадтская крепость и рейд, XVIII век.]]
См. раздел [[#Символы Нации|Символы Нации]].
 
[[Файл:Гармати і вали Фортеці Святої Єлисавети в Кіровограді.jpg|thumb|250px|right|Пушки крепости Святой Елизаветы у её валов, 2009]]


== Фортификационные сооружения ==
== Фортификационные сооружения ==


=== Крепость Святой Елизаветы ===
=== Крепость Святой Елизаветы ===
Крупная дерево-земляная крепость заложенная в чистом поле у турецкой границы 18 июня 1754 года была практически завершена уже в 1764 году.[http://uk.wikipedia.org/wiki/Фортеця_святої_Єлисавети][http://narodna.pravda.com.ua/rus/history/4de4e6b8dedd8/][http://obrs.ru/?p=16647]
Крупная дерево-земляная крепость, заложенная в чистом поле у турецкой границы 18 июня 1754 года была практически завершена уже в 1764 году.[http://uk.wikipedia.org/wiki/Фортеця_святої_Єлисавети][http://narodna.pravda.com.ua/rus/history/4de4e6b8dedd8/][http://obrs.ru/?p=16647]
 
Крепость с успехом выполнила свою функцию, отбив в 1769 году в ходе русско-турецкой войны 1768—1774 гг. нападение крымских татар на окрестные селения. После войны граница отодвинулась далеко на юго-запад, и крепость оказалась в относительно глубоком тылу. Позднее поселение, возникшее вокруг крепости стало городом Елизаветград (ныне Кировоград, Украина).
 
До нашего времени сохранились земляные валы крепости.
 
[[Файл:План выборгских укреплений.JPG|thumb|300px|left|План Выборга в конце XVIII века, Анненские укрепления слева]]
<!--[[Файл:Вид на Аннинские укрепления со стороны Батальонной улицы 2.JPG|thumb|250px|right|Сооружения второй очереди Анненских укреплений]]-->
 
=== Вторая очередь Анненских укреплений в Выборге ===
В связи с началом очередной войны со Швецией в 1741 году были начаты работы по усилению [[Крупные_российские_проекты_(Анна_I,_1730-1740)#Анненские_укрепления,_Выборг|только что построенных Анненских укреплений]]. В рамках проекта перед бастионным фронтом были возведены каменные (с гранитной одеждой) контргард и три редута, значительно усилившие стойкость укреплений к длительной осаде. Также велось обширное строительство различных зданий внутри крепости. Окончанием работ, по-видимому, следует считать 1756 год, когда крепость была «переведена на общее содержание», то есть сдана в эксплуатацию.[http://autotravel.ru/otklik.php/810]
 
Сами укрепления и многие здания внутри них хорошо сохранились до наших дней. Позднее, в конце 1780-х, сухопутный фронт укреплений был дополнительно ещё немного усилен люнетами, при этом также было серьёзно увеличено артиллерийское вооружение крепости.


Крепость с успехом выполнила свою функцию, отбив в 1769 году в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг нападение крымских татар на окрестные селения. После войны граница отодвинулась далеко на юго-запад и крепость оказалась в относительно глубоком тылу. Позднее поселение, возникшее вокруг крепости стало городом Елизаветград (ныне Кировоград, Украина).
=== Новоишимская линия ===
В 1752—1755 годах в междуречье Тобола и Иртыша, южнее уже существовавших укреплений фактически по направлению строго на запад от [[Омск]]а была построена новая оборонительная линия, содержавшая 10 небольших крепостей и 15 редутов.[http://zaimka.ru/wp-content/uploads/2013/08/zaimka-ru_rasskazov-sw4.jpg]


==Ссылки==
== Ссылки ==
{{Примечания}}
{{Примечания}}
<br />
{{Крупные российские проекты}}


[[Категория: Крупные российские проекты |**1753]]
[[Категория:Крупные российские проекты |**1753]]
[[Категория: История России]]
[[Категория:Российская Империя]]
[[Категория:История России]]
[[Категория:1750-е годы]]
[[Категория:1760-е годы]]
[[Категория:XVIII век]]
[[Категория:Елизавета I]]

Текущая версия от 13:31, 30 января 2024

Елизавета Петровна

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 21 декабря 1753 года (1 января 1754 года) по 25 декабря 1761 года (5 января 1762 года).

Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, 2024-2030, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.

Символы нации

Екатерининский дворец в Царском Селе, 2012 г.

Екатерининский дворец в Царском Селе (коренная реконструкция)

Только что перестроенный Елизаветой в 1741–1751 годах дворец, названный в честь её матери Екатерины I, в 1752–1756 годах снова подвергся серьёзной реконструкции под руководством архитектора Франческо Бартоломео (Варфоломея Варфоломеевича) Растрелли.

Во время второй перестройки дворец был значительно расширен, достигнув длины 325 м, после чего к Екатерининскому дворцу часто стали применять неофициальный эпитет «Большой».

Также в едином стиле были реконструированы парк и второстепенные здания дворцового ансамбля, включая достаточно крупные павильоны в парке.

Впервые в мире в отделке фасада дворца была широко использована позолота, что произвело неизгладимое впечатление на все ведущие державы того времени, что было важно, так как престиж играл немалую роль в международной политике.

Судя по объёму работ, проект однозначно относится к крупным, хотя точную стоимость найти не удалось, но, по-видимому, с учётом сравнения с аналогичным проектом Зимнего дворца, не имевшим парка и столь дорогостоящей отделки, речь может идти о сумме порядка двух миллионов тогдашних рублей или нескольких десятков миллиардов рублей в ценах 2012 г.

Вид Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны парадного двора и циркумференций, 1761 г.
Большой дворец Петергофа

Большой Петергофский дворец

Первоначально главный дворец построенного в 1714…1725 гг. Петергофа был относительно небольшим зданием. Однако в 1745…1755 гг. и этот дворец был серьёзно реконструирован и расширен под руководством В. В. Растрелли, в результате чего длина обращённого к морю фасада достигла 268 м.

Крупнейшие корабли и суда

100-пушечный линейный корабль «Святой Дмитрий Ростовский»

Тяжёлые трёхдечные флагманские линейные корабли, с особо прочным корпусом и мощной, фактически осадной, артиллерией на нижней палубе. Из-за их баснословной стоимости, примерно соответствующей авианосцу в современных ценах, в состав Балтийского флота одновременно входил только один такой корабль, несущий функции флагмана и возглавляющий в бою линию главных сил. По той же причине и общее количество 100- и 110-пушечных линейных кораблей во всех флотах мира того времени можно было пересчитать по пальцам. В этот период в Санкт-Петербургском Адмиралтействе был построен только один такой корабль, а именно «Святой Дмитрий Ростовский», который был заложен 11 апреля 1756 г., а спущен на воду 12 июля 1758 г. Ранее при Елизавете I был построен ещё один подобный повелитель морей.

80-пушечные линейные корабли типа «Святой Павел»

Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов. В это время было в дополнение, к двум, введённым в строй ранее, были построены ещё четыре таких корабля:

  • «Святой Николай» — заложен в Санкт-Петербургском адмиралтействе 18 июня 1752 году, спущен на воду 12 сентября 1754 году. Участвовал в Семилетней войне 1756—1763 годов.
  • «Святой Павел» — заложен на Кронштадтской верфи 2 июня 1753 году, спущен на воду 10 июля 1755 году. Участвовал в Семилетней войне 1756—1763 годов.
  • «Святой Андрей Первозванный» — заложен в Санкт-Петербургском адмиралтействе 1 августа 1756 году, спущен на воду 20 мая 1758 году. Участвовал в Семилетней войне 1756—1763 годов.
  • «Святой Климент Папа Римский» — заложен в Санкт-Петербургском адмиралтействе 20 июля 1756 году, спущен на воду 28 сентября 1758 году. Участвовал в Семилетней войне 1756—1763 годов.

Позднее были построены ещё четыре корабля этого проекта.

66-пушечные линейные корабли типа «Слава России»

Основную силу российского императорского флота того времени составляли двухдечные линейные корабли этого типа, выпускавшиеся самой крупной для отечественного флота серией в 58 кораблей. В это время в Архангельском адмиралтействе в дополнение к 22-м, введённым в строй ранее было построено девять таких кораблей:

  • «Наталья» — заложен 15 апреля 1753 г., спущен на воду 26 апреля 1754 г.
  • «Полтава» — заложен 15 апреля 1753 г., спущен на воду 26 апреля 1754 г.
  • «Астрахань» — заложен 26 апреля 1755 г., спущен на воду 12 мая 1756 г.
  • «Ревель» — заложен 26 апреля 1755 г., спущен на воду 12 мая 1756 г.
  • «Рафаил» — заложен 29 апреля 1757 г., спущен на воду 20 мая 1758 г.
  • Без названия — заложен 29 апреля 1757 г., спущен на воду 20 мая 1758 г., осенью 1758 г. сел на мель и погиб при перегоне после постройки из Архангельска в Кронштадт у берегов Норвегии.
  • «Москва» — заложен 25 сентября 1758 г., спущен на воду 25 мая 1760 г.
  • «Святой Пётр» — заложен 25 сентября 1758 г., спущен на воду 25 мая 1760 г.
  • «Святой Иаков» — заложен 25 мая 1760 г., спущен на воду 17 мая 1761 г.

Ещё 27 кораблей этого типа были введены в строй позднее.

54-пушечные линейные корабли типа «Пётр Второй»

В это время в Архангельском адмиралтействе было построено два лёгких линкора этого типа:

  • «Нептунус» — заложен 29 апреля 1757 г., спущен на воду 20 мая 1758 г.
  • «Город Архангельск» — заложен 25 мая 1760 г., спущен на воду 29 мая 1761 г.

Ещё один корабль этого типа был построен позднее.

Крупнейшие морские порты

Галерная гавань, план XIX в.

Реконструкция Галерной гавани

При Елизавете Петровне была произведена реконструкция сооружений Санкт-Петербургского Гребного порта, основанного ещё при Петре I и в основном достроенного при Петре II (гавань порта включала крупнейший в России XVIII в. искусственный бассейн 500 × 200 м) и обнесённого укреплениями при Анне Иоанновне.

В 1740-х гг. в Гребной порт была переведена Галерная верфь, располагавшаяся ранее в устье реки Мойки. Под руководством архитектора С. Чевакинского сооружения гавани начали реконструироваться для размещения верфи. С 1753 г. реконструкция гавани ускорилась, что было связано, по-видимому, с наметившимся политическим курсом императрицы Елизаветы на войну с Пруссией, что предполагало возможность боевых столкновений на Балтийском море с флотами Пруссии и её союзников. Гребной галерный флот, базировавшийся в Галерной гавани и нуждавшийся в ремонте, имел огромное боевое значение, судя по опыту Великой Северной войны 1700—1721 гг., в которой основные морские сражения со шведами были выиграны с помощью гребных судов.

В 1753—1754 гг. были перестроены внутренние портовые сооружения, включая огромные «галерные сараи» (крытые эллинги, в которых содержались и чинились галеры). Тогда же были перестроены в камне две башни-кроншпица, служившие флагштоками и маяками и возведённые ещё в 1721—1723 гг. по проекту Доменико Трезини. Шкиперский канал длиною 400 м, также построенный ещё Трезини, был облицован камнем в 1750—1754 гг.[1][2]

Машиностроение

Архангельское адмиралтейство (Соломбальская верфь) — коренная реконструкция

Основная статья: Судоремонтный завод «Красная Кузница»

В 1760 году восстановленная четвертью века ранее Архангельское адмиралтейство, включавшее Соломбальскую верфь и несколько более мелких производственных площадок, подверглось коренной реконструкции. Существующие здания были капитально отремонтированы (что для деревянных строений в большинстве случаев означало перестройку заново), а сама верфь была расширена. В частности, на ней в это время были построены две новых линии казарм для рабочих-судостроителей.

Верфь продолжала развиваться и позднее.

Галерная верфь в Гребном порту

См. Реконструкция Галерной гавани.

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Екатерининский дворец в Царском Селе

См. раздел Символы Нации.

Большой дворец в Петергофе

См. раздел Символы Нации.

Пушки крепости Святой Елизаветы у её валов, 2009

Фортификационные сооружения

Крепость Святой Елизаветы

Крупная дерево-земляная крепость, заложенная в чистом поле у турецкой границы 18 июня 1754 года была практически завершена уже в 1764 году.[3][4][5]

Крепость с успехом выполнила свою функцию, отбив в 1769 году в ходе русско-турецкой войны 1768—1774 гг. нападение крымских татар на окрестные селения. После войны граница отодвинулась далеко на юго-запад, и крепость оказалась в относительно глубоком тылу. Позднее поселение, возникшее вокруг крепости стало городом Елизаветград (ныне Кировоград, Украина).

До нашего времени сохранились земляные валы крепости.

План Выборга в конце XVIII века, Анненские укрепления слева

Вторая очередь Анненских укреплений в Выборге

В связи с началом очередной войны со Швецией в 1741 году были начаты работы по усилению только что построенных Анненских укреплений. В рамках проекта перед бастионным фронтом были возведены каменные (с гранитной одеждой) контргард и три редута, значительно усилившие стойкость укреплений к длительной осаде. Также велось обширное строительство различных зданий внутри крепости. Окончанием работ, по-видимому, следует считать 1756 год, когда крепость была «переведена на общее содержание», то есть сдана в эксплуатацию.[6]

Сами укрепления и многие здания внутри них хорошо сохранились до наших дней. Позднее, в конце 1780-х, сухопутный фронт укреплений был дополнительно ещё немного усилен люнетами, при этом также было серьёзно увеличено артиллерийское вооружение крепости.

Новоишимская линия

В 1752—1755 годах в междуречье Тобола и Иртыша, южнее уже существовавших укреплений фактически по направлению строго на запад от Омска была построена новая оборонительная линия, содержавшая 10 небольших крепостей и 15 редутов.[7]

Ссылки

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.