Крупные российские проекты (Анна I, 1730-1740): различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
(не показаны 2 промежуточные версии 1 участника) | |||
Строка 35: | Строка 35: | ||
</center> | </center> | ||
[[Файл:Peter and Paul Cathedral.jpg|200px|thumb|right|Петропавловский собор — высочайшее здание Российской Империи]]<!--Fortezza di pietro e paolo, cattedrale dei santi pietro e paolo 01.JPG--> | [[Файл:Peter and Paul Cathedral.jpg|200px|thumb|right|Петропавловский собор — высочайшее здание Российской Империи (122,5 м)]]<!--Fortezza di pietro e paolo, cattedrale dei santi pietro e paolo 01.JPG--> | ||
=== Петропавловский собор === | === Петропавловский собор === | ||
Строка 50: | Строка 50: | ||
=== Перестройка Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости в камне === | === Перестройка Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости в камне === | ||
К этому времени первоначально [[Крупные_российские_проекты_(Пётр_I,_1700-1711)# | К этому времени первоначально [[Крупные_российские_проекты_(Пётр_I,_1700-1711)#Санкт-Петербургская_(Петропавловская)_крепость_(дерево-земляная)|дерево-земляная Санкт-Петербургская (ныне Петропавловская) крепость]] подверглась серьёзной доработке, в результате чего стала, по мнению современников, «весьма неприступной».[http://walkspb.ru/zd/petrop_kr.html] При этом вследствие своего положения в центре большого города крепость со временем всё в большей степени играла роль скорее государственного символа, чем военного объекта. | ||
Реконструкцией крепости руководил военный инженер Х. Миних. К крепости были пристроены Иоанновский и Алексеевский равелины, отделённые от неё рвами с регулируемым уровнем воды. Со стороны реки оборудованы Невские ворота с пристанью. | Реконструкцией крепости руководил военный инженер Х. Миних. К крепости были пристроены Иоанновский и Алексеевский равелины, отделённые от неё рвами с регулируемым уровнем воды. Со стороны реки оборудованы Невские ворота с пристанью. | ||
Строка 71: | Строка 71: | ||
=== Успенский собор в Смоленске === | === Успенский собор в Смоленске === | ||
В это время освящением 13 августа 1740 года[http://visit-smolensk.ru/dostoprimechatelnosti/svyato-uspenskij-kafedralnyij-sobor] было завершено долгое строительство собора Успения Пресвятой Богородицы, начатое ещё в 1674 году с разборки [[Крупные_российские_проекты_(Изяслав_II_и_Юрий_I,_1146-1157)# | В это время освящением 13 августа 1740 года[http://visit-smolensk.ru/dostoprimechatelnosti/svyato-uspenskij-kafedralnyij-sobor] было завершено долгое строительство собора Успения Пресвятой Богородицы, начатое ещё в 1674 году с разборки [[Крупные_российские_проекты_(Изяслав_II_и_Юрий_I,_1146-1157)#Успенский_собор_в_Смоленске —_реконструкция|старого собора времён Владимира Мономаха, последний раз перестраивавшегося ещё в XII веке]]. | ||
Разборка старого собора, сильно пострадавшего во время взятия Смоленска польскими войсками в 1611 году, началась 7 мая 1674 года и была завершена 13 июля 1675 года. При этом из земли были выломаны даже старые фундаменты. Собственно строительство нового собора, размерами значительно превосходящего старый, началось в 1677 году, однако отступление архитектора от проекта привело к возникновению трещин и строительство было отложено, возобновившись лишь в 1712 году. | Разборка старого собора, сильно пострадавшего во время взятия Смоленска польскими войсками в 1611 году, началась 7 мая 1674 года и была завершена 13 июля 1675 года. При этом из земли были выломаны даже старые фундаменты. Собственно строительство нового собора, размерами значительно превосходящего старый, началось в 1677 году, однако отступление архитектора от проекта привело к возникновению трещин и строительство было отложено, возобновившись лишь в 1712 году. | ||
Строка 102: | Строка 102: | ||
* «Леферм» — заложен в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]] 24 мая 1737 года, спущен на воду 10 мая 1739 года. | * «Леферм» — заложен в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]] 24 мая 1737 года, спущен на воду 10 мая 1739 года. | ||
Позднее были построены [[Крупные_российские_проекты_(Регенты_при_Иване_VI,_1740-1741)#66- | Позднее были построены [[Крупные_российские_проекты_(Регенты_при_Иване_VI,_1740-1741)#66-пушечные_линейные_корабли_типа_«Слава_России»|ещё 52 корабля этого типа]]. | ||
=== 54-пушечные линейные корабли типа «Пётр Второй» === | === 54-пушечные линейные корабли типа «Пётр Второй» === | ||
В это время в дополнение к [[Крупные_российские_проекты_(Пётр_II,_1727-1730)#54- | В это время в дополнение к [[Крупные_российские_проекты_(Пётр_II,_1727-1730)#54-пушечные_линейные_корабли_типа_«Пётр_Второй»|двум, построенным ранее]], в состав Балтийского флота вошли ещё деcять таких кораблей: | ||
* «Новая Надежда» — спущен на воду в 1730 г. в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]]. | * «Новая Надежда» — спущен на воду в 1730 г. в [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургском адмиралтействе]]. | ||
* «Город Архангельск» — спущен на воду в 1735 г. в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]]. | * «Город Архангельск» — спущен на воду в 1735 г. в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]]. | ||
Строка 116: | Строка 116: | ||
* «Святой Пантелеймон» — спущен на воду в 1740 г. в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]]. | * «Святой Пантелеймон» — спущен на воду в 1740 г. в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]]. | ||
* «Святой Исаакий» — спущен на воду в 1740 г. в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]]. | * «Святой Исаакий» — спущен на воду в 1740 г. в [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельском адмиралтействе]]. | ||
Позднее были построены [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1741-1753)#54- | Позднее были построены [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1741-1753)#54-пушечные_линейные_корабли_типа_«Пётр_Второй»|ещё семь кораблей этого типа]]. | ||
== Крупнейшие морские порты == | == Крупнейшие морские порты == | ||
=== Петербургский порт на стрелке Васильевского острова === | === Петербургский порт на стрелке Васильевского острова === | ||
С 1733 г. началось строительство причалов и зданий нового Санкт-Петербургского порта на стрелке Васильевского острова. Изначальный [[Крупные российские проекты (Петр I, 1700-1711)# | С 1733 г. началось строительство причалов и зданий нового Санкт-Петербургского порта на стрелке Васильевского острова. Изначальный [[Крупные российские проекты (Петр I, 1700-1711)#Петербургский_порт|первый Петербургский порт]] находился на Петербургском (Петроградском) острове, там же, где и [[Крупные российские проекты (Петр I, 1700-1711)#Город_Санкт-Петербург|первый центр города]], построенный под прикрытием [[Крупные российские проекты (Петр I, 1700-1711)#Санкт-Петербургская_(Петропавловская)_крепость_(дерево-земляная)|Петропавловской крепости]] в 1700-х гг. Однако расположение старого порта оказалось неудобным, и уже в петровское время был запланирован его перенос на Васильевский остров, где предполагалось создать новый городской центр (согласно первым генеральным планам города, составленным после [[Крупные российские проекты (Петр I, 1711-1721)#Столица_России_в_Санкт-Петербурге|переноса столицы в Петербург]]). | ||
В XVIII—XIX вв. Петербургский порт был крупнейшим портом России и обрабатывал более половины всех внешнеторговых грузов страны. При Александре I в начале XIX в. произошла масштабная реконструкция порта — был возведён грандиозный неоклассический ансамбль стрелки Васильевского острова. В общей сложности на Васильевском острове порт располагался более века, вплоть до [[Крупные российские проекты (Александр III, 1881-1894)# | В XVIII—XIX вв. Петербургский порт был крупнейшим портом России и обрабатывал более половины всех внешнеторговых грузов страны. При Александре I в начале XIX в. произошла масштабная реконструкция порта — был возведён грандиозный неоклассический ансамбль стрелки Васильевского острова. В общей сложности на Васильевском острове порт располагался более века, вплоть до [[Крупные российские проекты (Александр III, 1881-1894)#Морской_порт_Санкт-Петербурга_на_Гутуевском_острове|строительства нынешнего Петербургского порта на Гутуевском острове]] с [[Крупные российские проекты (Александр III, 1881-1894)#Санкт-Петербургский_морской_канал|Морским каналом от порта до Кронштадта]]. [http://www.spb-business.ru/show.php?directory=578][http://www.seaport.spb.ru/article/3/] | ||
== Сельское хозяйство == | == Сельское хозяйство == | ||
Строка 150: | Строка 150: | ||
=== Архангельское адмиралтейство (Соломбальская верфь) и Архангельский военный порт — восстановление === | === Архангельское адмиралтейство (Соломбальская верфь) и Архангельский военный порт — восстановление === | ||
В 1732 году после обследования корабельных лесов страны и специальных исследований качества архангельской лиственницы было принято решение о возобновлении кораблестроения в Архангельске. К этому времени [[Крупные_российские_проекты_(Пётр_I,_1711-1721)# | В 1732 году после обследования корабельных лесов страны и специальных исследований качества архангельской лиственницы было принято решение о возобновлении кораблестроения в Архангельске. К этому времени [[Крупные_российские_проекты_(Пётр_I,_1711-1721)#Архангельское_адмиралтейство_(Соломбальская_верфь) —_расширение_производства|Архангельское адмиралтейство (Соломбальская верфь)]] уже несколько лет не функционировала и рассматривался даже вариант национализации коммерческой Быховской верфи, однако дело закончилось восстановлением Соломбальской верфи, на которой предполагалось строить для Балтийского флота среднего размера парусные корабли, прежде всего самые лёгкие 54-пушечные линейные корабли, а также фрегаты. Отдельные работы на Соломбальской верфи начались уже в середине 1732 года (по другим источникам в 1733 году), в октябре 1733 года в Архангельск прибыл вновь назначенный начальник контр-адмирал Бредаль, однако основная часть строительных работ была выполнена, по-видимому, после накопления и просушки необходимого количества древесины в 1734 году, когда специально посланные с Балтийского флота команды моряков отстроили Соломбальскую верфь. В частности, были построены новые амбары (склады), смольня, такелажные мастерские, кузницы, сухой док, канатный завод и морской госпиталь. К 1741 году на верфи действовало уже четыре эллинга и один сухой док, построенные, по-видимому, в это время. В 1734 году, на восстановленной верфи были заложены три 54—пушечных линейных корабля, в 1737 году на верфи началось производство 66-пушечных линейных кораблей, составлявших основу отечественного корабельного флота, а в 1741 году — и 80-пушечных, крупнейших «штатных»<ref>Помимо четырёх штатных 80-пушечных флагманских линкоров в то время было принято решение постоянно иметь в составе флота один 100-пушечный корабль, что в результате привело после старения 100-пушечного линейного корабля «Пётр I и II» к строительству 110-пушечной «Императрицы Анны».</ref> кораблей отечественного флота того времени. | ||
В дальнейшем, особенно с воцарением Елизаветы Петровны, нагрузка на верфь постепенно возрастала. Однако деревянные здания и сооружения верфи постепенно приходили в негодность вследствие чего в 1760 году она подверглась [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1753(1754)-1761(1762))# | В дальнейшем, особенно с воцарением Елизаветы Петровны, нагрузка на верфь постепенно возрастала. Однако деревянные здания и сооружения верфи постепенно приходили в негодность вследствие чего в 1760 году она подверглась [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1753(1754)-1761(1762))#Архангельское_адмиралтейство_(Соломбальская_верфь) —_коренная_реконструкция|очередной крупной реконструкции]]. | ||
== Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы == | == Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы == | ||
Строка 163: | Строка 163: | ||
=== Великая северная экспедиция (основная часть работ в Сибири) === | === Великая северная экспедиция (основная часть работ в Сибири) === | ||
Экспедицию, в ходе которой было намечено нанести на карту всё северо-восточное побережье Евразии от Печоры до Чукотки и исследовать дальневосточные моря, часто называют крупнейшей или, по крайней мере, одной из крупнейших в истории географии. Это было первое крупное предприятие [[Крупные российские проекты (Екатерина I, 1725-1727)#Академия Наук и Художеств|недавно на то время образованной Российской Академии Наук]], известное также под именами «Вторая Камчатская экспедиция», «Сибирско-Тихоокеанская экспедиция» и «Сибирская экспедиция». Решение о её проведении было принято в 1732 г. по предложению Витуса Беринга, незадолго до того благополучно вернувшегося с многочисленными открытиями из [[Крупные_российские_проекты_(Пётр_II,_1727-1730)# | Экспедицию, в ходе которой было намечено нанести на карту всё северо-восточное побережье Евразии от Печоры до Чукотки и исследовать дальневосточные моря, часто называют крупнейшей или, по крайней мере, одной из крупнейших в истории географии. Это было первое крупное предприятие [[Крупные российские проекты (Екатерина I, 1725-1727)#Академия Наук и Художеств|недавно на то время образованной Российской Академии Наук]], известное также под именами «Вторая Камчатская экспедиция», «Сибирско-Тихоокеанская экспедиция» и «Сибирская экспедиция». Решение о её проведении было принято в 1732 г. по предложению Витуса Беринга, незадолго до того благополучно вернувшегося с многочисленными открытиями из [[Крупные_российские_проекты_(Пётр_II,_1727-1730)#Первая_Камчатская_экспедиция|Первой Камчатской экспедиции]]. | ||
На верфях Архангельска, Тобольска, Якутска и Охотска для экспедиции было построено несколько специальных судов, в том числе корабли «Святой Пётр» и «Святой Павел», которые дали название Петропавловску-Камчатскому и на которых было осуществлено открытие Алеутских и Командорских островов и северо-западного берега Северной Америки. В интересах экспедиции под Якутском был построен Тамгинский железоделательный завод (для обеспечения кораблей и сухопутных отрядов железными изделиями), была модернизирована Охотская верфь. | На верфях Архангельска, Тобольска, Якутска и Охотска для экспедиции было построено несколько специальных судов, в том числе корабли «Святой Пётр» и «Святой Павел», которые дали название Петропавловску-Камчатскому и на которых было осуществлено открытие Алеутских и Командорских островов и северо-западного берега Северной Америки. В интересах экспедиции под Якутском был построен Тамгинский железоделательный завод (для обеспечения кораблей и сухопутных отрядов железными изделиями), была модернизирована Охотская верфь. | ||
Строка 197: | Строка 197: | ||
[[Файл:Gorskii 04417u.jpg|250px|thumb|right|Староладожский канал в 1909 г.]] | [[Файл:Gorskii 04417u.jpg|250px|thumb|right|Староладожский канал в 1909 г.]] | ||
В дальнейшем канал неоднократно подвергался усовершенствованиям, а в 1866 г. параллельно ему был построен более широкий и глубокий [[Крупные_российские_проекты_(Александр_II,_1861-1870)# | В дальнейшем канал неоднократно подвергался усовершенствованиям, а в 1866 г. параллельно ему был построен более широкий и глубокий [[Крупные_российские_проекты_(Александр_II,_1861-1870)#Гидротехническое_строительство|Новоладожский канал]]. При этом старый канал долго использовался в качестве вспомогательного и был снят с баланса эксплуатирующих организаций только в 1962 г., после чего постепенно зарастает. | ||
Стоимость проекта можно оценить не менее, чем в несколько десятков миллиардов рублей в ценах 2012 г. | Стоимость проекта можно оценить не менее, чем в несколько десятков миллиардов рублей в ценах 2012 г. | ||
Строка 222: | Строка 222: | ||
=== Крепость святой Анны === | === Крепость святой Анны === | ||
Достаточно крупная по тем временам земляная крепость строилась с мая 1730 года для замены расположенной неподалёку Транжаментной крепостцы, которая регулярно затапливалась во время разливов Дона. Строительство было завершено к концу 1737 года. В дальнейшем крепость понемногу достраивалась и играла определённую роль во всех войнах с Турцией вплоть до упразднения в 1760 году в связи с вводом в строй расположенной неподалёку [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1762-1772)# | Достаточно крупная по тем временам земляная крепость строилась с мая 1730 года для замены расположенной неподалёку Транжаментной крепостцы, которая регулярно затапливалась во время разливов Дона. Строительство было завершено к концу 1737 года. В дальнейшем крепость понемногу достраивалась и играла определённую роль во всех войнах с Турцией вплоть до упразднения в 1760 году в связи с вводом в строй расположенной неподалёку [[Крупные_российские_проекты_(Екатерина_II,_1762-1772)#Крепость_святого_Дмитрия_Ростовского|крепости святого Дмитрия Ростовского]] (будущего Ростова-на-Дону).[http://donnica.ucoz.ru/publ/kreposti_dona/krepost_rostova/krepost_anny/19-1-0-5][http://slovari.yandex.ru/~книги/Военная%20энциклопедия/Анны%20Святой%20Крепость/] | ||
Земляные сооружения крепости хорошо сохранились до настоящего времени. | Земляные сооружения крепости хорошо сохранились до настоящего времени. | ||
Строка 229: | Строка 229: | ||
=== Укрепления Галерной гавани === | === Укрепления Галерной гавани === | ||
В 1736 г. при Анне Иоанновне было завершено строительство укреплений [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1721-1725)# | В 1736 г. при Анне Иоанновне было завершено строительство укреплений [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1721-1725)#Гребной_порт_Санкт-Петербурга|Санкт-Петербургского Гребного порта, основанного ещё при Петре I]] и [[Крупные российские проекты (Пётр II, 1727-1730)#Галерная_гавань_Гребного_порта|в основном достроенного при Петре II]] (гавань включала крупнейший в России XVIII в. искусственный бассейн 500 × 200 м). | ||
Ещё в 1721—1723 гг. по проекту строившего Галерную гавань архитектора Доменико Трезини были сооружены две башни-кроншпица, служившие флагштоками и маяками, а в 1729 г. вокруг гавани был построен деревянный палисад. При Анне Иоанновне вокруг гавани была построена земляная крепость и выкопан ров, а также осуществлена достройка некоторых внутренних сооружений. | Ещё в 1721—1723 гг. по проекту строившего Галерную гавань архитектора Доменико Трезини были сооружены две башни-кроншпица, служившие флагштоками и маяками, а в 1729 г. вокруг гавани был построен деревянный палисад. При Анне Иоанновне вокруг гавани была построена земляная крепость и выкопан ров, а также осуществлена достройка некоторых внутренних сооружений. | ||
При Елизавете Петровне в 1753—1754 гг. была произведена [[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1753(1754)-1761(1762))# | При Елизавете Петровне в 1753—1754 гг. была произведена [[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1753(1754)-1761(1762))#Реконструкция_Галерной_гавани|реконструкция сооружений гавани]], включая облицовку Шкиперского канала в камень и постройку каменных кроншпицев.[http://walkspb.ru/ulpl/shkiperskiy_pr.html][http://spp.lfond.spb.ru/russia/memorials/019] | ||
=== Каменная Петропавловская крепость === | === Каменная Петропавловская крепость === | ||
Строка 243: | Строка 243: | ||
Когда Выборг достался по результатам Северной войны Петру I, его цитадель — средневековый замок — располагался на острове в узком месте Выборгского залива, а сам город, обнесённый стенами, был расположен с юго-восточной, петербургской стороны залива. Такое его расположение делало цитадель уязвимой для шведов, поскольку их нападение ожидалось с противоположной, северо-западной стороны, где неподалёку от замка располагается крупный остров Твердыш. Для предотвращения такого развития событий в 1731 году на острове Твердыш началось строительство мощного каменного укрепления в форме дуги с тремя бастионами и одним полубастионом, опирающейся концами на берега острова и охраняющего замок от непосредственного нападения. Со стороны залива укрепление было защищено стеной с реданом и небольшим кронверком, перекрывающим косу острова.[http://vlponomarev.narod.ru/Vyborg/MainVyborg.htm] | Когда Выборг достался по результатам Северной войны Петру I, его цитадель — средневековый замок — располагался на острове в узком месте Выборгского залива, а сам город, обнесённый стенами, был расположен с юго-восточной, петербургской стороны залива. Такое его расположение делало цитадель уязвимой для шведов, поскольку их нападение ожидалось с противоположной, северо-западной стороны, где неподалёку от замка располагается крупный остров Твердыш. Для предотвращения такого развития событий в 1731 году на острове Твердыш началось строительство мощного каменного укрепления в форме дуги с тремя бастионами и одним полубастионом, опирающейся концами на берега острова и охраняющего замок от непосредственного нападения. Со стороны залива укрепление было защищено стеной с реданом и небольшим кронверком, перекрывающим косу острова.[http://vlponomarev.narod.ru/Vyborg/MainVyborg.htm] | ||
Укрепление по форме напоминало корону, поэтому получило название Аннинские укрепления или Корона Святой Анны или Анненкрон (от немецкого Анненская Корона). Встречающийся перевод «Кронверк Святой Анны» является неверным, поскольку укрепление не является кронверком — типовым укреплением, имевшим в то время устоявшееся начертание с одним бастионом и двумя полубастионами. Проект был практически завершён в 1740 году. Позднее, с началом войны со Швецией в 1741 году началось [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1753(1754)-1761(1762))# | Укрепление по форме напоминало корону, поэтому получило название Аннинские укрепления или Корона Святой Анны или Анненкрон (от немецкого Анненская Корона). Встречающийся перевод «Кронверк Святой Анны» является неверным, поскольку укрепление не является кронверком — типовым укреплением, имевшим в то время устоявшееся начертание с одним бастионом и двумя полубастионами. Проект был практически завершён в 1740 году. Позднее, с началом войны со Швецией в 1741 году началось [[Крупные_российские_проекты_(Елизавета_I,_1753(1754)-1761(1762))#Вторая_очередь_Анненских_укреплений_в_Выборге|строительство второй очереди этих укреплений]]. | ||
== Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота == | == Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота == | ||
Строка 259: | Строка 259: | ||
== Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий == | == Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий == | ||
=== | === Перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург === | ||
См. [[#Столица России в Санкт-Петербурге|Столица России в Санкт-Петербурге]]. | См. [[#Столица России в Санкт-Петербурге|Столица России в Санкт-Петербурге]]. | ||
Текущая версия от 13:29, 30 января 2024
Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 15 (26) февраля 1730 г. по 17 (28) октября 1740 г.
Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, 2024-2030, сейчас, вскоре, в перспективе.
Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.
Символы нации
Столица России в Санкт-Петербурге
В 1730 году Анна I Иоанновна подтвердила столичный статус Петербурга, а в 1732 году переехала туда со своим двором, тем самым де-факто вернув столицу обратно из Москвы в Петербург (ранее её предшественник Петр II в 1728 году перенёс императорский двор из Петербурга в Москву, под влиянием своего консервативного окружения, желавшего, как считается, притормозить и частично развернуть реформы Петра I).
Таким образом, с аннинских времён Петербург окончательно стал столицей России на ближайшие два века. Именно императрица Анна, по сути завершила петровский проект по созданию новой столицы Империи.
При Анне происходила достройка многих незавершённых проектов петровского времени. Те части города и те здания, которые ныне принято называть «петровским Петербургом», в большинстве своём приобрели знакомый нам вид именно при Анне. При Петре I городские здания и сооружения в основном строили из дерева и земли, по мазанковой технологии. Каменное же строительство широко развернулось в 1730-е годы.
В частности, в это время были реализованы до конца следующие крупные петровские проекты:
- Петропавловский собор (1733) — высочайшее здание России в течение двух веков;
- Здание Двенадцати коллегий — резиденция российского правительства (1733 — год начала переселения туда российских министерств-коллегий); [2]
- Кунсткамера (1734) — здание первого российского музея и Российской Академии наук;
- Фонтан «Самсон» в Петергофе (1735) — крупнейший фонтан России в течение двух веков;
- Большой Каскад Петергофа — завершение работ в целом (1738); [3]
- Перестройка Адмиралтейства в камне (1738). [4]
- Перестройка Петропавловской крепости в камне (1740);
Общие затраты на завершение создания новой столицы Российской Империи можно оценить в десятки и сотни миллиардов современных рублей. К концу правления Анны Иоанновны Петербург превратился в один из красивейших городов мира и занял достойное место среди мировых столиц.
Петропавловский собор
Петропавловский собор был построен архитектором Д. Трезини в 1712—1733 гг. в центре Петропавловской крепости, на месте одноименной деревянной церкви 1703—1704 гг.
Собор является высочайшим православным собором России и мира (по высоте колокольни — 122,5 м). В течение 219 лет, до постройки Котельнической высотки в Москве в 1952 г., собор являлся высочайшим зданием Российской Империи и затем СССР (фактически он стал высочайшим зданием России уже во время постройки в 1720-х гг.). До 2012 года собор был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга (не считая Петербургской телебашни), а ныне он является третьим по высоте зданием в городе.
Храм был кафедральным собором Петербурга (и фактически главным храмом России) начиная с учреждения в 1742 году Санкт-Петербургской епархии до строительства Исаакиевского собора в 1858 году. В соборе находится усыпальница русских императоров, само здание является выдающимся памятником архитектуры «петровского барокко», а ангел на шпиле собора является одним из символов Санкт-Петербурга.
Рекордная высота и техническая сложность строительства, а также богатство внутреннего барочного убранства собора (включающего огромный позолоченный резной иконостас и обширные площади лепнины и позолоты) позволяют оценить строительство собора в крайне значительную по тем временам сумму и отнести его к крупным проектам.[5][6]
Перестройка Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости в камне
К этому времени первоначально дерево-земляная Санкт-Петербургская (ныне Петропавловская) крепость подверглась серьёзной доработке, в результате чего стала, по мнению современников, «весьма неприступной».[7] При этом вследствие своего положения в центре большого города крепость со временем всё в большей степени играла роль скорее государственного символа, чем военного объекта.
Реконструкцией крепости руководил военный инженер Х. Миних. К крепости были пристроены Иоанновский и Алексеевский равелины, отделённые от неё рвами с регулируемым уровнем воды. Со стороны реки оборудованы Невские ворота с пристанью.
К этому же времени заканчивается начатое ещё при Петре I строительство каменных, точнее кирпичных, бастионов взамен земляных. Сами бастионы в то время ещё не выглядели гранитными — облицовку видимых из Зимнего дворца частей Петропавловской крепости гранитом сделали позднее, при Екатерине II. Последний, Нарышкин бастион, был достроен в камне в 1731 г., однако работы продолжались и позднее.
Внутри же крепости в 1733 году был достроен Петропавловский собор — высочайшее здание России в течение двух веков.
Сохранившаяся надпись на Иоанновских воротах свидетельствует, что строительство крепости официально завершилось в 1740 г. Земляным до середины XVIII в. оставалось лишь выносное внешнее укрепление крепости — Кронверк, который был реконструирован инженером А. П. Ганнибалом в 1752 г., а затем на его каменном основании по проекту архитектора П. И. Томанского было возведено каменное здание Петербургского Арсенала, где в 1872 открылся Артиллерийский музей. [8][9]
Цейхгауз (Арсенал) Московского кремля
Цейхгауз, ныне известный как Арсенал — эпических для того времени размеров склад оружия, военных припасов, а также музей военных трофеев — оружия и воинских знаков (знамён и т. п.) — строился с 1701 на месте сгоревших в том же году Житных дворов.[2] В связи с тяжёлой Северной войной и строительством Санкт-Петербурга с 1706 по 1722 год проект был заморожен, и полностью завершить его удалось лишь в 1736 году.[10]
Двухэтажное каменное здание сохранилось до наших дней, но в пожаре 1737 года сгорела деревянная кровля. После войны 1812 года вдоль его фасада было расставлено 875 трофейных пушек, находящихся там и поныне. Также в 1960 году к зданию были перевезены древние русские орудия (кроме Царь-пушки), ранее стоявшие у старого здания Оружейной палаты. Различить их даже издалека достаточно просто — в настоящий момент русские орудия размещены на декоративных лафетах, а трофеи — без.
Успенский собор в Смоленске
В это время освящением 13 августа 1740 года[11] было завершено долгое строительство собора Успения Пресвятой Богородицы, начатое ещё в 1674 году с разборки старого собора времён Владимира Мономаха, последний раз перестраивавшегося ещё в XII веке.
Разборка старого собора, сильно пострадавшего во время взятия Смоленска польскими войсками в 1611 году, началась 7 мая 1674 года и была завершена 13 июля 1675 года. При этом из земли были выломаны даже старые фундаменты. Собственно строительство нового собора, размерами значительно превосходящего старый, началось в 1677 году, однако отступление архитектора от проекта привело к возникновению трещин и строительство было отложено, возобновившись лишь в 1712 году.
Впоследствии, в 1761 году, рухнули центральная и западная главы собора, после чего в 1767—1772 годах его верхняя часть была перестроена.
Дворец Анненгоф в Немецкой Слободе
В пригороде Москвы Немецкой Слободе[3] в 1731 году в рекордные сроки - менее, чем за четыре месяца - на месте бывших дворца и сада Головина был построен большой деревянный летний дворец на каменном фундаменте с шикарнейшей отделкой и даже выполненной под заказ мебелью. Дворец, помимо грандиозного Большого зала имел более 400 комнат и две богато украшенных парадных лестницы. В важнейших помещениях широко применялись скульптура, позолота и расписные плафоны, то есть, говоря современным языком, натяжные потолки с широкоформатными картинами ручной работы от не самых худших художников. Также за это время был устроен парк с террасой из тёсанного камня, который впоследствии неоднократно расширялся и украшался вплоть до смерти Императрицы. Для достижения таких результатов только непосредственно на строительстве 1731 года одновременно работало 8000 человек.
Сама Императрица отмечала, что «Сии есть новопостроенные преславные палаты в преждебывшем Головинском саду при Яузе в Немецкой слободе, которые так изрядный проспект имеют, что оные другим, имеющимся в Европе таким же увеселительным дворам, ни в чём не уступят», при этом у неё было с чем сравнивать - ведь уже существовали, хоть и не в сегодняшнем виде, Петергоф и Версаль. Позднее Анненгоф - зимний дворец, первоначально устроенный в Московском кремле - также был перенесён к летнему Анненгофу.
Дворец сгорел вскоре после смерти Анны Иоанновны, но позднее на его месте строились и новые дворцы.
Крупнейшие корабли и суда
110-пушечный линейный корабль «Императрица Анна»
Первый русский 110-пушечный линейный[4] корабль, впоследствии нёс на борту до 130 орудий. Один из сильнейших кораблей своего времени — на момент спуска на воду сравнимые по мощи корабли всех флотов мира можно было пересчитать по пальцам (1 такой был в испанском флоте, 1 во французском и 1 в шведском, в английском и голландском подобных не было, но возможно ещё какое-то небольшое число было у Османской империи). Заложен в Санкт-Петербургском адмиралтействе 9 мая 1732 года, спущен на воду 13 июня 1737 года.
66-пушечные линейные корабли типа «Слава России»
В это время для Балтийского флота были построены первые шесть из 58-ми(!) кораблей самой крупной в истории отечественного флота серии парусных линкоров:
- «Слава России» — заложен в Санкт-Петербургском адмиралтействе 28 января 1731 года, спущен на воду 30 апреля 1733 года.
- «Северный Орёл» — заложен в Санкт-Петербургском адмиралтействе 4 октября 1733 года, спущен на воду 1 июня 1735 года.
- «Ревель» — заложен в Санкт-Петербургском адмиралтействе 12 февраля 1732 года, спущен на воду 28 июня 1735 года.
- «Ингерманланд» — заложен в Санкт-Петербургском адмиралтействе 14 июля 1733 года, спущен на воду 17 августа 1735 года.
- «Основание благополучия» — заложен в Санкт-Петербургском адмиралтействе 1 июля 1735 года, спущен на воду 29 мая 1736 года.
- «Леферм» — заложен в Архангельском адмиралтействе 24 мая 1737 года, спущен на воду 10 мая 1739 года.
Позднее были построены ещё 52 корабля этого типа.
54-пушечные линейные корабли типа «Пётр Второй»
В это время в дополнение к двум, построенным ранее, в состав Балтийского флота вошли ещё деcять таких кораблей:
- «Новая Надежда» — спущен на воду в 1730 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе.
- «Город Архангельск» — спущен на воду в 1735 г. в Архангельском адмиралтействе.
- «Северная звезда» — спущен на воду в 1735 г. в Архангельском адмиралтействе.
- «Нептунус» — спущен на воду в 1736 г. в Архангельском адмиралтействе.
- «Азов» — спущен на воду в 1736 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе.
- «Астрахань» — спущен на воду в 1736 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе.
- «Святой Андрей» — спущен на воду в 1737 г. в Архангельском адмиралтействе.
- «Кронштадт» — спущен на воду в 1738 г. в Архангельском адмиралтействе.
- «Святой Пантелеймон» — спущен на воду в 1740 г. в Архангельском адмиралтействе.
- «Святой Исаакий» — спущен на воду в 1740 г. в Архангельском адмиралтействе.
Позднее были построены ещё семь кораблей этого типа.
Крупнейшие морские порты
Петербургский порт на стрелке Васильевского острова
С 1733 г. началось строительство причалов и зданий нового Санкт-Петербургского порта на стрелке Васильевского острова. Изначальный первый Петербургский порт находился на Петербургском (Петроградском) острове, там же, где и первый центр города, построенный под прикрытием Петропавловской крепости в 1700-х гг. Однако расположение старого порта оказалось неудобным, и уже в петровское время был запланирован его перенос на Васильевский остров, где предполагалось создать новый городской центр (согласно первым генеральным планам города, составленным после переноса столицы в Петербург).
В XVIII—XIX вв. Петербургский порт был крупнейшим портом России и обрабатывал более половины всех внешнеторговых грузов страны. При Александре I в начале XIX в. произошла масштабная реконструкция порта — был возведён грандиозный неоклассический ансамбль стрелки Васильевского острова. В общей сложности на Васильевском острове порт располагался более века, вплоть до строительства нынешнего Петербургского порта на Гутуевском острове с Морским каналом от порта до Кронштадта. [12][13]
Сельское хозяйство
Императорские конюшни (создание российского племенного коневодства и конной гвардии)
В те времена коневодство являлось стратегической оборонной отраслью, поскольку от качества её работы напрямую зависели тактико-технические данные кавалерии, являвшейся одним из основных родов войск. Также от достижений коневодства серьёзно зависели военные связисты (посыльные) и конная артиллерия. Однако только в этот период отечественное коневодство было создано практически с нуля и достигло мирового уровня благодаря в основном усилиям Эрнста Бирона, который организовал его финансирование по линии Императорских конюшен.
Только в 1739 г. было открыто 10 конезаводов, на которых к 1740-у г. находилось около 4,5 тыс. племенных лошадей основных заграничных пород. Фактически племенное конезаводство для нужд армейской кавалерии развито в стране именно в это время.
Также в это же время, в декабре 1730 г., было положено начало гвардейской коннице — на базе существовавшего с 1725 г. лейб-регимента сформирован Конный лейб-гвардии полк, для оснащения которого в первую очередь и стали работать новые конные заводы.
Только за 1734 год на Императорские конюшни в бюджете выделялось 100 тыс. рублей. Это позволяет оценить общие расходы на проект в 600 тыс. рублей в ценах тех лет (порядка 12 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Машиностроение
Реконструкция и модернизация Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге
В годы правления Петра II, когда столица страны временно была перенесена обратно в Москву, произошло некоторое падение темпов строительства кораблей в построенном при Петре I Санкт-Петербургском Адмиралтействе. Адмиралтейство тогда состояло из огромного мазанкового здания в форме буквы «П» с верфью внутри и земляной крепостью снаружи. При Анне Иоанновне, с возвращением столицы в Петербург и возобновлением экономической жизни города, произошла реконструкция и модернизация Адмиралтейства.
В 1732—1738 гг. архитектором И. К. Коробовым было построено каменное здание Адмиралтейства, сохранившее прежнюю конфигурацию, но гораздо более монументальное. В то же время происходило наращивание темпов выпуска кораблей и внедрение многих технических новинок в кораблестроении, в связи с чем особенно замечательна деятельность кораблестроителя и изобретателя Ричарда Броуна, построившего, в частности, крупнейший руccкий линейный корабль XVIII века — 110-пушечную «Императрицу Анну».
Адмиралтейство в XVIII—XIX вв. было самым большим зданием Петербурга (за исключением стен Петропавловской крепости), и перестройка его в камень была крайне значительным проектом. Нынешний же облик здания сформировался в результате ещё одной реконструкции Адмиралтейства при Александре I в 1806—1823 гг., выполненной в грандиозных формах неоклассического стиля.[14]
Архангельское адмиралтейство (Соломбальская верфь) и Архангельский военный порт — восстановление
В 1732 году после обследования корабельных лесов страны и специальных исследований качества архангельской лиственницы было принято решение о возобновлении кораблестроения в Архангельске. К этому времени Архангельское адмиралтейство (Соломбальская верфь) уже несколько лет не функционировала и рассматривался даже вариант национализации коммерческой Быховской верфи, однако дело закончилось восстановлением Соломбальской верфи, на которой предполагалось строить для Балтийского флота среднего размера парусные корабли, прежде всего самые лёгкие 54-пушечные линейные корабли, а также фрегаты. Отдельные работы на Соломбальской верфи начались уже в середине 1732 года (по другим источникам в 1733 году), в октябре 1733 года в Архангельск прибыл вновь назначенный начальник контр-адмирал Бредаль, однако основная часть строительных работ была выполнена, по-видимому, после накопления и просушки необходимого количества древесины в 1734 году, когда специально посланные с Балтийского флота команды моряков отстроили Соломбальскую верфь. В частности, были построены новые амбары (склады), смольня, такелажные мастерские, кузницы, сухой док, канатный завод и морской госпиталь. К 1741 году на верфи действовало уже четыре эллинга и один сухой док, построенные, по-видимому, в это время. В 1734 году, на восстановленной верфи были заложены три 54—пушечных линейных корабля, в 1737 году на верфи началось производство 66-пушечных линейных кораблей, составлявших основу отечественного корабельного флота, а в 1741 году — и 80-пушечных, крупнейших «штатных»[5] кораблей отечественного флота того времени.
В дальнейшем, особенно с воцарением Елизаветы Петровны, нагрузка на верфь постепенно возрастала. Однако деревянные здания и сооружения верфи постепенно приходили в негодность вследствие чего в 1760 году она подверглась очередной крупной реконструкции.
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы
Перестройка Главного Адмиралтейства в камне
См. раздел Машиностроение.
Наука и образование
Великая северная экспедиция (основная часть работ в Сибири)
Экспедицию, в ходе которой было намечено нанести на карту всё северо-восточное побережье Евразии от Печоры до Чукотки и исследовать дальневосточные моря, часто называют крупнейшей или, по крайней мере, одной из крупнейших в истории географии. Это было первое крупное предприятие недавно на то время образованной Российской Академии Наук, известное также под именами «Вторая Камчатская экспедиция», «Сибирско-Тихоокеанская экспедиция» и «Сибирская экспедиция». Решение о её проведении было принято в 1732 г. по предложению Витуса Беринга, незадолго до того благополучно вернувшегося с многочисленными открытиями из Первой Камчатской экспедиции.
На верфях Архангельска, Тобольска, Якутска и Охотска для экспедиции было построено несколько специальных судов, в том числе корабли «Святой Пётр» и «Святой Павел», которые дали название Петропавловску-Камчатскому и на которых было осуществлено открытие Алеутских и Командорских островов и северо-западного берега Северной Америки. В интересах экспедиции под Якутском был построен Тамгинский железоделательный завод (для обеспечения кораблей и сухопутных отрядов железными изделиями), была модернизирована Охотская верфь.
Организацией экспедиции, задуманной ещё Петром I, руководили Витус Беринг и его первый помощник Алексей Чириков — они же осуществили открытие Алеутов, Командор и северо-запада Северной Америки.
Виднейшие руководители северных отрядов экспедиции, картографировавших побережье Ледовитого океана, с запада на восток: Степан Малыгин (Двинско-Обский отряд), Дмитрий Овцын, Фёдор Минин (Обско-Енисейский отряд), Василий Прончищев, Харитон Лаптев, Семён Челюскин (Ленско-Енисейский отряд), Дмитрий Лаптев (Ленско-Колымский отряд). Также действовали Южный отряд под руководством Мартина Шпанберга (опись берегов Охотского моря и нахождение пути в Японию) и Академический отряд под руководством историка Фёдора Миллера.
К концу 1740 года были проведены основные работы северных отрядов экспедиции и часть работ её южного отряда:
- положено на карту 13 тыс. км побережья Северного Ледовитого океана от устья Печоры до устья Колымы (данная цифра не имеет соперников в истории);
- установлены очертания Таймырского, Ямальского, Гыданского и Тазовского полуостровов;
- описаны большие участки нижнего и иногда среднего течения всех крупных рек бассейна Ледовитого океана от Печоры до Колымы включительно;
- впервые сравнительно точно нанесены на карту Байдарацкая, Обская и Тазовская губы, Енисейский и Пясинский заливы (Карское море), Хатангский и Оленекский заливы, губа Буор-Хая и Янский залив (море Лаптевых);
- собраны многочисленные данные о ледовом режиме морей и рек, выявлены опасные мели и скалы, определены судоходные фарватеры;
- открыт северный путь в Японию;
- начато академическое исследование Сибири — её географии, истории, этнографии, геологии, зоологии и ботаники, открыто множество исторических документов в сибирских архивах (историк Фёдор Миллер), множество видов растений и животных (Иван Гмелин, Степан Крашенинников).[6]
17 октября 1740 года, в самом конце царствования Анны Иоанновны, лидерами экспедиции Витусом Берингом и Алексеем Чириковым был основан Петропавловск-Камчатский, ставший базой русского флота на Тихом океане и отправной точкой для морского плавания, в ходе которого были открыты северо-западные берега Америки, Алеутские и Командорские острова — произошло это уже в правление Анны Леопольдовны.
Стоимость экспедиции составляла более 360 тыс. рублей (по данным немецких исследователей общая стоимость составила 1,5 миллиона рублей — 1/6 часть всего государственного дохода за 1724 год), [15] в научной работе непосредственно принимало участие 550 человек, а всего на экспедицию работали несколько тысяч человек (более 3000 по данным немцев [16]). В современных ценах стоимость экспедиции можно определить в диапазоне от одного до нескольких десятков миллиардов рублей.
Гидротехническое строительство
Ладожский канал (канал Петра I)
Крупнейшее гидротехническое сооружение Европы того времени. Канал длиной 104 версты (111 км) строился для обеспечения безопасности и надёжности плавания речных судов между реками Невой и Волховом, поскольку на Ладожском озере часто случались опасные для них шторма и, к тому же, уровень озера очень существенно колебался год от года. Строительство началось ещё при Петре I в 1719 г., фактически завершилось 22 октября 1730 г., а торжественно открыт канал был весной 1731 г., когда Императрица Анна Иоанновна лично разрыла лопатой последнюю перемычку у Шлиссельбурга.[17][18]
В дальнейшем канал неоднократно подвергался усовершенствованиям, а в 1866 г. параллельно ему был построен более широкий и глубокий Новоладожский канал. При этом старый канал долго использовался в качестве вспомогательного и был снят с баланса эксплуатирующих организаций только в 1962 г., после чего постепенно зарастает.
Стоимость проекта можно оценить не менее, чем в несколько десятков миллиардов рублей в ценах 2012 г.
Фортификационные сооружения
Ново-Закамская оборонительная линия
Построенная в 1732—1736 гг. укреплённая линия длиной 230 км (2/3 длины которой составлял земляной вал с реданами). В состав линии также входили встроенные в неё крепости. Строительство линии, которая должна была заменить неоднократно прорывавшуюся набегами старую Закамскую оборонительную линию, построенную ещё в 1650-х гг. и увеличить контролируемую территорию, было задумано еще при Петре I, но проведено было только в этот период.
Всего в строительстве участвовало 15000 крестьян, причём уже в первый год строительства 3000 строителей должны были работать на линии за государственный счёт. Это позволяет однозначно отнести проект к крупным, поскольку 0,000017 % от мирового ВВП можно интерпретировать и по трудоёмкости. Для начала XVIII века соответствующая трудоёмкость составит около 4900 человеко-лет, так что по этому показателю проект, с учётом практики посменной работы строителей в то время, можно оценить более, чем в 10 млрд рублей в ценах 2012 г.
Украинская линия (первая очередь)
Новую оборонительную линию против Крымского ханства в 1730 г. было задумано построить в 100—150 км южнее старой Белгородской черты. Линия активно строилась — уже в 1731 г. были введены в строй 120 вёрст укреплений, включавшие 10 крепостей, 24 редута и 408 реданов.
Дополнительный импульс строительству придала близость войны с Османской империей, благодаря чему в 1734 г. работы шли особенно интенсивно. Позднее, после войны 1736 г. линия продолжала достраиваться до 1742 г.
Только в плане 1731 г. количество работавших на линии достигало 15000 человек, что позволяет однозначно утверждать, что её стоимость превзошла 10 млрд рублей в ценах 2012 г.
Крепость святой Анны
Достаточно крупная по тем временам земляная крепость строилась с мая 1730 года для замены расположенной неподалёку Транжаментной крепостцы, которая регулярно затапливалась во время разливов Дона. Строительство было завершено к концу 1737 года. В дальнейшем крепость понемногу достраивалась и играла определённую роль во всех войнах с Турцией вплоть до упразднения в 1760 году в связи с вводом в строй расположенной неподалёку крепости святого Дмитрия Ростовского (будущего Ростова-на-Дону).[19][20]
Земляные сооружения крепости хорошо сохранились до настоящего времени.
Укрепления Галерной гавани
В 1736 г. при Анне Иоанновне было завершено строительство укреплений Санкт-Петербургского Гребного порта, основанного ещё при Петре I и в основном достроенного при Петре II (гавань включала крупнейший в России XVIII в. искусственный бассейн 500 × 200 м).
Ещё в 1721—1723 гг. по проекту строившего Галерную гавань архитектора Доменико Трезини были сооружены две башни-кроншпица, служившие флагштоками и маяками, а в 1729 г. вокруг гавани был построен деревянный палисад. При Анне Иоанновне вокруг гавани была построена земляная крепость и выкопан ров, а также осуществлена достройка некоторых внутренних сооружений.
При Елизавете Петровне в 1753—1754 гг. была произведена реконструкция сооружений гавани, включая облицовку Шкиперского канала в камень и постройку каменных кроншпицев.[21][22]
Каменная Петропавловская крепость
См. раздел Символы Нации.
Анненские укрепления, Выборг
Когда Выборг достался по результатам Северной войны Петру I, его цитадель — средневековый замок — располагался на острове в узком месте Выборгского залива, а сам город, обнесённый стенами, был расположен с юго-восточной, петербургской стороны залива. Такое его расположение делало цитадель уязвимой для шведов, поскольку их нападение ожидалось с противоположной, северо-западной стороны, где неподалёку от замка располагается крупный остров Твердыш. Для предотвращения такого развития событий в 1731 году на острове Твердыш началось строительство мощного каменного укрепления в форме дуги с тремя бастионами и одним полубастионом, опирающейся концами на берега острова и охраняющего замок от непосредственного нападения. Со стороны залива укрепление было защищено стеной с реданом и небольшим кронверком, перекрывающим косу острова.[23]
Укрепление по форме напоминало корону, поэтому получило название Аннинские укрепления или Корона Святой Анны или Анненкрон (от немецкого Анненская Корона). Встречающийся перевод «Кронверк Святой Анны» является неверным, поскольку укрепление не является кронверком — типовым укреплением, имевшим в то время устоявшееся начертание с одним бастионом и двумя полубастионами. Проект был практически завершён в 1740 году. Позднее, с началом войны со Швецией в 1741 году началось строительство второй очереди этих укреплений.
Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота
Конная гвардия
Днепровская флотилия
В 1736—1739 годах в связи с последовавшей в 1735—1739 годах очередной русско-турецкой войной военное кораблестроение в Санкт-Петербурге и Архангельске было радикально сокращено в пользу создания флотилий небольших кораблей непосредственно в районе боевых действий — на Днепре и на Дону. Для строительства Днепровской флотилии в Брянск были направлены 4650 рабочих-судостроителей, матросов и солдат. Весной 1737 года Днепровская флотилия состояла уже из 355 различных судов, в основном дубель-шлюпок вместимостью 100 человек с вооружением 6 небольшими пушками. К концу войны в Днепровской флотилии имелось уже 657 судов.
Донская (Азовская) флотилия
Воссоздание фактически переставшей существовать после Прутского похода Петра I флотилии в бассейне реки Дон началось в рамках подготовки к возможной войне с Турцией по указу Сената от 7 сентября 1733 года. В результате, в мае 1736 года в успешной осаде крепости Азов участвовали девять 44-пушечных и шесть 8-пушечных прамов, 39 галер и 29 малых судов, имевшие команды общей численностью 2215 человек. В том же году для флотилии было построено более 500 лодок. В последующие годы войны корабли и суда флотилии участвовали в действиях в Азовском море[7].
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург
См. Столица России в Санкт-Петербурге.
Ссылки
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
- ↑ Пожар в тот год, уничтоживший и Оружейную палату и ещё пол-Москвы, бушевал так, что, по словам летописи, «сырая земля горѣла на ладонь толщиною». [1]
- ↑ Ныне московский район Лефортово.
- ↑ По терминологии того времени такой корабль для боя в основной линии эскадры называли просто «корабль», термин «линейный корабль» стали применять только в XX веке, когда просто слово «корабль» стало означать вообще любые самоходные вооружённые суда, включая подводные лодки и экранопланы.
- ↑ Помимо четырёх штатных 80-пушечных флагманских линкоров в то время было принято решение постоянно иметь в составе флота один 100-пушечный корабль, что в результате привело после старения 100-пушечного линейного корабля «Пётр I и II» к строительству 110-пушечной «Императрицы Анны».
- ↑ И. П. Магидович, В. И. Магидович «Очерки по истории географических открытий», том 3.
- ↑ См. книгу Карпов А. Н., Коган В. Г Азовский флот и флотилии.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|