Севмаш: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) (Перенаправление на ПО «Севмаш») |
Бульдозер (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Незавершённая статья}} | |||
{||- bgcolor="white" style="float:right; border:1px solid white;" | |||
|- | |||
|<div> | |||
<table border=0 align="center"><tr> | |||
<td>[[Файл:Order of Lenin third type.jpg|50x50px|alt=]]</td> | |||
<td>[[Файл:Order of Lenin third type.jpg|50x50px|alt=]]</td> | |||
<td>[[Файл:Order of Lenin third type.jpg|50x50px|alt=]]</td> | |||
<td>[[Файл:OrderOctoberRevolution.gif|50x50px|alt=]]</td> | |||
<td>[[Файл:Order of Red Banner of Labor thumb.png|50x50px|alt=]]</td> | |||
</tr> | |||
</table> | |||
</div> | |||
|} | |||
[[Файл:Sevmash.jpg|thumb|225px|right|Здание заводоуправления АО <nowiki>«ПО «Севмаш»</nowiki>]] | |||
'''Акционерное общество <nowiki>«Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие»</nowiki>''' (официальное сокращённое название '''ОАО <nowiki>«ПО «Севмаш»</nowiki>''') — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе [[Северодвинск]]е [[Архангельская область|Архангельской области]]. Введено в состав действующих предприятий 21 декабря 1939 года как «Судостроительный завод № 402». | |||
История наименований предприятия: | |||
* 1939—1959 годы — '''Судостроительный завод № 402'''. | |||
* 1959—1985 годы — '''Северное машиностроительное предприятие'''. | |||
* 1985—1998 годы — '''Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие»'''. | |||
* 1998—2001 годы — '''Государственное унитарное предприятие <nowiki>«Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие»</nowiki>'''. | |||
* 2001—2008 годы — '''Федеральное государственное унитарное предприятие <nowiki>«Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие»</nowiki>'''. | |||
* 2008—2015 годы — '''Открытое акционерное общество <nowiki>«Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие»</nowiki>'''. | |||
* 2008—2015 годы — '''Акционерное общество <nowiki>«Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие»</nowiki>'''. | |||
Входит в состав Объединённой судостроительной корпорации. | |||
В настоящий момент предприятие специализируется в основном на серийном строительстве атомных подводных лодок, морских платформ и мегаяхт, а также на ремонте и модернизации крупных надводных кораблей. | |||
== История предприятия == | |||
=== Предыстория создания завода === | |||
'''Конец XIV — самое начало XV века''' — предположительно основан просветителем корелов преподобным Евфимием Николо-Корельский монастырь, частично на месте которого на Никольском (ранее Корельском) устье Северной Двины при его впадении в Белое море располагается предприятие. | |||
'''1419 год''' — Николо-Корельский монастырь впервые упоминается в летописи. Монастырь был сожжён норвежцами. | |||
'''1420 год''' — монастырь снова пострадал от пожара и далее пребывал в запустении. | |||
'''1471 год''' — при неизвестных обстоятельствах в Белом море утонули два сына Марфы Посадницы — Антон и Феликс Борецкие. Стараниями Марфы Николо-Корельский монастырь, в котором они были похоронены, был заново отстроен и получил в собственность различные угодья и промыслы. В это время монастырь фактически являлся важнейшим морским портом северного побережья страны. | |||
'''1555 год''' — на острове Ягры напротив монастыря оборудована якорная стоянка, получившая известность за рубежом как «Рейд Святого Николая». | |||
'''1584 год''' — основан город Новохолмогоры (с 1613 года Архангельск), перенявший у монастыря роль главного порта на Белом море. | |||
'''декабрь 1613 года''' — Николо-Корельский монастырь в числе других небольших населённых пунктов в окрестностях был разорён одним из отрядов польско-литовских интервентов. Судя по летописным данным[http://www.arhcity.ru/?page=448/21], «служки и крестьяне» монастырские организовали активное партизанское движение. | |||
'''1620 год''' — в монастыре начинает действовать монастырская тюрьма, использовавшаяся, как минимум, до середины XVIII века. | |||
'''1664—1667 годы''' — в монастыре построена каменная Успенская церковь. | |||
'''1670—1674 годы''' — на территории монастыря возведён собор Святителя Николая | |||
'''1691—1692 годы''' — построена деревянная стена монастыря с семью деревянными башнями. Западная башня со Святыми воротами сохранилась и ныне находится в [[Москва|Москве]], на территории музея Коломенское. | |||
'''1700 год''' — построена каменная колокольня монастыря. | |||
'''1731 год''' — в обозе Николо-Корельского монастыря пошёл учиться в Москву местный уроженец и будущий всемирно известный учёный Михайло Ломоносов. | |||
'''1764 год''' — монастырь получил статус необщежительного монастыря 3-го класса. | |||
'''1808—1809 годы''' — в районе монастыря возводятся укрепления для береговой обороны от возможного нападения английского флота. | |||
'''1921 год''' — едва существовавший к тому времени монастырь закрыт советскими властями. | |||
'''1920-е годы''' - на территории бывшего монастыря размещена колония для малолетних преступников «Коммунар». | |||
'''1929 год''' - на территории бывшего монастыря создана сельхозкоммуна «Искра». | |||
'''Март 1936 года''' — в Архангельск для выбора места возведения нового кораблестроительного завода прибывает специальная правительственная комиссия во главе с начальником «Союзпроектверфи» Т. В. Сафроновым, выбравшая территорию возле бывшего Николо-Корельского монастыря. | |||
'''31 мая 1936 года''' - на основании выводов комиссии принято Постановление № 0-137сс Политбюро ЦК ВКП(б) и Совета Труда и Обороны СССР о строительстве судостроительного завода в в выбранном районе. | |||
'''1936 год''' — в том же году началось строительство завода и посёлка Судострой при нём. | |||
'''1 апреля 1937 года''' — по Постановлению ВЦИК Судострой получил официальный статус населённого пункта как рабочий посёлок. | |||
'''1938 год''' — посёлок Судострой получил статус города и был переименован в Молотовск в честь советского партийного деятеля той эпохи. | |||
=== Советская Россия === | |||
'''21 декабря 1939 года''' — завод официально был ведён в строй в день закладки в северном доке эллинга предприятия первого корабля, которым стал линейный корабль С-101 «Советская Белоруссия»[http://old.vdvsn.ru/papers/ks/2003/08/25/15934/] по проекта 23 (тип «Советский союз») водоизмещением 65 тыс. тонн<ref>Линейные корабли проекта 23 далеко превосходили по размерам и мощи все известные на тот момент мировые аналоги, однако, как и большинство других такого рода «суперлинкоров» они так и не были достроены, в данном случае из-за фактической неготовности отрасли и последующего начала Великой Отечественной войны, что, учитывая, помимо прочего, закупку главных турбозубчатых агрегатов этих кораблей в Швейцарии, делало достройку невозможной. Единственными их аналогами, когда-либо вступившими в строй являются японские линкоры типа «Ямато», ставшие крупнейшими и сильнейшими кораблями этого класса в истории.</ref>. | |||
'''22 июня 1940 года''' — в южном доке предприятия заложен аналогичный линкор С-102 «Советская Россия».[http://old.vdvsn.ru/papers/ks/2003/08/25/15934/] | |||
'''октябрь 1940 года''' — строительство линейного корабля «Советская Белоруссия» отменено при готовности 2,7 % из-за обнаруженного массового брака заклёпочных соединений, выполненных полученными из-за не до конца организованной работы строящегося завода неподходящими заклёпками. Конструкции частично использованы для строительства линкора С-102 «Советская Россия».[http://old.vdvsn.ru/papers/ks/2003/08/25/15934/] | |||
'''январь 1941 года''' — северный док очищен от конструкций недостроенного линкора и на его месте заложено четыре эскадренных миноносца проекта 30.[http://old.vdvsn.ru/papers/ks/2003/08/25/15934/] | |||
=== Российская Федерация === | |||
'''13 октября 2015 года''' — собранием акционеров предприятия его название изменено на '''Акционерное общество <nowiki>«Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие»</nowiki>'''.[http://flotprom.ru/2015/Севмаш27/] | |||
=== Ожидаемые события === | |||
== Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии == | |||
На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить: | |||
* '''Атомный подводный крейсер К-278 «Комсомолец»''' (построен в 1978—1983 годах) — уникальная многоцелевая атомная подводная лодка, установившая 4 августа 1985 года не побитый и в 2010-х рекорд погружения для подводных лодок, достигнув глубины 1027 м. Позднее корабль погиб от пожара и затонул на большой глубине в Норвежском море в 1989 году, где пребывает и поныне. | |||
== См. также == | |||
* [[Российская оборонная промышленность]] | |||
* [[Российский военно-морской флот]] | |||
== Ссылки == | |||
* [http://www.sevmash.ru Официальный сайт предприятия www.sevmash.ru] | |||
== Примечания == | |||
{{Примечания}} | |||
<br /> | |||
{{Предприятия}} | |||
{{Крупные российские проекты}} | |||
[[Категория:Экономика России]] | |||
[[Категория:Технологии России]] | |||
[[Категория:Российское судостроение]] | |||
[[Категория:Предприятия России]] | |||
[[Категория:Архангельская область]] | |||
[[Категория:Северодвинск]] |
Версия от 12:20, 6 мая 2016
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Акционерное общество «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (официальное сокращённое название ОАО «ПО «Севмаш») — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе Северодвинске Архангельской области. Введено в состав действующих предприятий 21 декабря 1939 года как «Судостроительный завод № 402».
История наименований предприятия:
- 1939—1959 годы — Судостроительный завод № 402.
- 1959—1985 годы — Северное машиностроительное предприятие.
- 1985—1998 годы — Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».
- 1998—2001 годы — Государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».
- 2001—2008 годы — Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».
- 2008—2015 годы — Открытое акционерное общество «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».
- 2008—2015 годы — Акционерное общество «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».
Входит в состав Объединённой судостроительной корпорации.
В настоящий момент предприятие специализируется в основном на серийном строительстве атомных подводных лодок, морских платформ и мегаяхт, а также на ремонте и модернизации крупных надводных кораблей.
История предприятия
Предыстория создания завода
Конец XIV — самое начало XV века — предположительно основан просветителем корелов преподобным Евфимием Николо-Корельский монастырь, частично на месте которого на Никольском (ранее Корельском) устье Северной Двины при его впадении в Белое море располагается предприятие.
1419 год — Николо-Корельский монастырь впервые упоминается в летописи. Монастырь был сожжён норвежцами.
1420 год — монастырь снова пострадал от пожара и далее пребывал в запустении.
1471 год — при неизвестных обстоятельствах в Белом море утонули два сына Марфы Посадницы — Антон и Феликс Борецкие. Стараниями Марфы Николо-Корельский монастырь, в котором они были похоронены, был заново отстроен и получил в собственность различные угодья и промыслы. В это время монастырь фактически являлся важнейшим морским портом северного побережья страны.
1555 год — на острове Ягры напротив монастыря оборудована якорная стоянка, получившая известность за рубежом как «Рейд Святого Николая».
1584 год — основан город Новохолмогоры (с 1613 года Архангельск), перенявший у монастыря роль главного порта на Белом море.
декабрь 1613 года — Николо-Корельский монастырь в числе других небольших населённых пунктов в окрестностях был разорён одним из отрядов польско-литовских интервентов. Судя по летописным данным[1], «служки и крестьяне» монастырские организовали активное партизанское движение.
1620 год — в монастыре начинает действовать монастырская тюрьма, использовавшаяся, как минимум, до середины XVIII века.
1664—1667 годы — в монастыре построена каменная Успенская церковь.
1670—1674 годы — на территории монастыря возведён собор Святителя Николая
1691—1692 годы — построена деревянная стена монастыря с семью деревянными башнями. Западная башня со Святыми воротами сохранилась и ныне находится в Москве, на территории музея Коломенское.
1700 год — построена каменная колокольня монастыря.
1731 год — в обозе Николо-Корельского монастыря пошёл учиться в Москву местный уроженец и будущий всемирно известный учёный Михайло Ломоносов.
1764 год — монастырь получил статус необщежительного монастыря 3-го класса.
1808—1809 годы — в районе монастыря возводятся укрепления для береговой обороны от возможного нападения английского флота.
1921 год — едва существовавший к тому времени монастырь закрыт советскими властями.
1920-е годы - на территории бывшего монастыря размещена колония для малолетних преступников «Коммунар».
1929 год - на территории бывшего монастыря создана сельхозкоммуна «Искра».
Март 1936 года — в Архангельск для выбора места возведения нового кораблестроительного завода прибывает специальная правительственная комиссия во главе с начальником «Союзпроектверфи» Т. В. Сафроновым, выбравшая территорию возле бывшего Николо-Корельского монастыря.
31 мая 1936 года - на основании выводов комиссии принято Постановление № 0-137сс Политбюро ЦК ВКП(б) и Совета Труда и Обороны СССР о строительстве судостроительного завода в в выбранном районе.
1936 год — в том же году началось строительство завода и посёлка Судострой при нём.
1 апреля 1937 года — по Постановлению ВЦИК Судострой получил официальный статус населённого пункта как рабочий посёлок.
1938 год — посёлок Судострой получил статус города и был переименован в Молотовск в честь советского партийного деятеля той эпохи.
Советская Россия
21 декабря 1939 года — завод официально был ведён в строй в день закладки в северном доке эллинга предприятия первого корабля, которым стал линейный корабль С-101 «Советская Белоруссия»[2] по проекта 23 (тип «Советский союз») водоизмещением 65 тыс. тонн[1].
22 июня 1940 года — в южном доке предприятия заложен аналогичный линкор С-102 «Советская Россия».[3]
октябрь 1940 года — строительство линейного корабля «Советская Белоруссия» отменено при готовности 2,7 % из-за обнаруженного массового брака заклёпочных соединений, выполненных полученными из-за не до конца организованной работы строящегося завода неподходящими заклёпками. Конструкции частично использованы для строительства линкора С-102 «Советская Россия».[4]
январь 1941 года — северный док очищен от конструкций недостроенного линкора и на его месте заложено четыре эскадренных миноносца проекта 30.[5]
Российская Федерация
13 октября 2015 года — собранием акционеров предприятия его название изменено на Акционерное общество «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».[6]
Ожидаемые события
Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии
На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:
- Атомный подводный крейсер К-278 «Комсомолец» (построен в 1978—1983 годах) — уникальная многоцелевая атомная подводная лодка, установившая 4 августа 1985 года не побитый и в 2010-х рекорд погружения для подводных лодок, достигнув глубины 1027 м. Позднее корабль погиб от пожара и затонул на большой глубине в Норвежском море в 1989 году, где пребывает и поныне.
См. также
Ссылки
Примечания
- ↑ Линейные корабли проекта 23 далеко превосходили по размерам и мощи все известные на тот момент мировые аналоги, однако, как и большинство других такого рода «суперлинкоров» они так и не были достроены, в данном случае из-за фактической неготовности отрасли и последующего начала Великой Отечественной войны, что, учитывая, помимо прочего, закупку главных турбозубчатых агрегатов этих кораблей в Швейцарии, делало достройку невозможной. Единственными их аналогами, когда-либо вступившими в строй являются японские линкоры типа «Ямато», ставшие крупнейшими и сильнейшими кораблями этого класса в истории.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|