Севмаш: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 87: Строка 87:


'''январь 1941 года''' — северный док очищен от конструкций недостроенного линкора и на его месте заложено четыре эскадренных миноносца проекта 30.[http://old.vdvsn.ru/papers/ks/2003/08/25/15934/]
'''январь 1941 года''' — северный док очищен от конструкций недостроенного линкора и на его месте заложено четыре эскадренных миноносца проекта 30.[http://old.vdvsn.ru/papers/ks/2003/08/25/15934/]
'''1973 — 1975 годы''' — на заводе построены все четыре [[Крупные_российские_проекты_(Леонид_Брежнев,_1971-1976)#.D0.A0.D0.B0.D0.BA.D0.B5.D1.82.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BF.D0.BE.D0.B4.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80.D0.B0_.D1.81.D1.82.D1.80.D0.B0.D1.82.D0.B5.D0.B3.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.BD.D0.B0.D0.B7.D0.BD.D0.B0.D1.87.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_667.D0.91.D0.94_.C2.AB.D0.9C.D1.83.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.B0-.D0.9C.C2.BB|ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667БД «Мурена-М»]].


=== Российская Федерация ===
=== Российская Федерация ===

Версия от 12:12, 7 мая 2016

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Здание заводоуправления АО «ПО «Севмаш»

Акционерное общество «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (официальное сокращённое название ОАО «ПО «Севмаш») — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе Северодвинске Архангельской области. Введено в состав действующих предприятий 21 декабря 1939 года как «Судостроительный завод № 402».

История наименований предприятия:

  • 1939—1959 годы — Судостроительный завод № 402.
  • 1959—1985 годы — Северное машиностроительное предприятие.
  • 1985—1998 годы — Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».
  • 1998—2001 годы — Государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».
  • 2001—2008 годы — Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».
  • 2008—2015 годы — Открытое акционерное общество «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».
  • 2008—2015 годы — Акционерное общество «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».

Входит в состав Объединённой судостроительной корпорации.

В настоящий момент предприятие специализируется в основном на серийном строительстве атомных подводных лодок, морских платформ и мегаяхт, а также на ремонте и модернизации крупных надводных кораблей.

История предприятия

Предыстория создания завода

Конец XIV — самое начало XV века — предположительно основан просветителем корелов преподобным Евфимием Николо-Корельский монастырь, частично на месте которого на Никольском (ранее Корельском) устье Северной Двины при его впадении в Белое море располагается предприятие.

1419 год — Николо-Корельский монастырь впервые упоминается в летописи. Монастырь был сожжён норвежцами.

1420 год — монастырь снова пострадал от пожара и далее пребывал в запустении.

1471 год — при неизвестных обстоятельствах в Белом море утонули два сына Марфы Посадницы — Антон и Феликс Борецкие. Стараниями Марфы Николо-Корельский монастырь, в котором они были похоронены, был заново отстроен и получил в собственность различные угодья и промыслы. В это время монастырь фактически являлся важнейшим морским портом северного побережья страны.

1555 год — на острове Ягры напротив монастыря оборудована якорная стоянка, получившая известность за рубежом как «Рейд Святого Николая».

1584 год — основан город Новохолмогоры (с 1613 года Архангельск), перенявший у монастыря роль главного порта на Белом море.

декабрь 1613 года — Николо-Корельский монастырь в числе других небольших населённых пунктов в окрестностях был разорён одним из отрядов польско-литовских интервентов. Судя по летописным данным[1], «служки и крестьяне» монастырские организовали активное партизанское движение.

1620 год — в монастыре начинает действовать монастырская тюрьма, использовавшаяся, как минимум, до середины XVIII века.

1664—1667 годы — в монастыре построена каменная Успенская церковь.

1670—1674 годы — на территории монастыря возведён собор Святителя Николая

1691—1692 годы — построена деревянная стена монастыря с семью деревянными башнями. Западная башня со Святыми воротами сохранилась и ныне находится в Москве, на территории музея Коломенское.

1700 год — построена каменная колокольня монастыря.

1731 год — в обозе Николо-Корельского монастыря пошёл учиться в Москву местный уроженец и будущий всемирно известный учёный Михайло Ломоносов.

1764 год — монастырь получил статус необщежительного монастыря 3-го класса.

1808—1809 годы — в районе монастыря возводятся укрепления для береговой обороны от возможного нападения английского флота.

1921 год — едва существовавший к тому времени монастырь закрыт советскими властями.

1920-е годы - на территории бывшего монастыря размещена колония для малолетних преступников «Коммунар».

1929 год - на территории бывшего монастыря создана сельхозкоммуна «Искра».

Март 1936 года — в Архангельск для выбора места возведения нового кораблестроительного завода прибывает специальная правительственная комиссия во главе с начальником «Союзпроектверфи» Т. В. Сафроновым, выбравшая территорию возле бывшего Николо-Корельского монастыря.

31 мая 1936 года - на основании выводов комиссии принято Постановление № 0-137сс Политбюро ЦК ВКП(б) и Совета Труда и Обороны СССР о строительстве судостроительного завода в в выбранном районе.

1936 год — в том же году началось строительство завода и посёлка Судострой при нём.

1 апреля 1937 года — по Постановлению ВЦИК Судострой получил официальный статус населённого пункта как рабочий посёлок.

1938 год — посёлок Судострой получил статус города и был переименован в Молотовск в честь советского партийного деятеля той эпохи.

Советская Россия

21 декабря 1939 года — завод официально был ведён в строй в день закладки в северном доке эллинга предприятия первого корабля, которым стал линейный корабль С-101 «Советская Белоруссия»[2] по проекта 23 (тип «Советский союз») водоизмещением 65 тыс. тонн[1].

22 июня 1940 года — в южном доке предприятия заложен аналогичный линкор С-102 «Советская Россия».[3]

октябрь 1940 года — строительство линейного корабля «Советская Белоруссия» отменено при готовности 2,7 % из-за обнаруженного массового брака заклёпочных соединений, выполненных полученными из-за не до конца организованной работы строящегося завода неподходящими заклёпками. Конструкции частично использованы для строительства линкора С-102 «Советская Россия».[4]

январь 1941 года — северный док очищен от конструкций недостроенного линкора и на его месте заложено четыре эскадренных миноносца проекта 30.[5]

1973 — 1975 годы — на заводе построены все четыре ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667БД «Мурена-М».

Российская Федерация

13 октября 2015 года — собранием акционеров предприятия его название изменено на Акционерное общество «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».[6]

Ожидаемые события

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

  • Атомный подводный крейсер К-278 «Комсомолец» (построен в 1978—1983 годах) — уникальная многоцелевая атомная подводная лодка, установившая 4 августа 1985 года не побитый и в 2010-х рекорд погружения для подводных лодок, достигнув глубины 1027 м. Позднее корабль погиб от пожара и затонул на большой глубине в Норвежском море в 1989 году, где пребывает и поныне.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Линейные корабли проекта 23 далеко превосходили по размерам и мощи все известные на тот момент мировые аналоги, однако, как и большинство других такого рода «суперлинкоров» они так и не были достроены, в данном случае из-за фактической неготовности отрасли и последующего начала Великой Отечественной войны, что, учитывая, помимо прочего, закупку главных турбозубчатых агрегатов этих кораблей в Швейцарии, делало достройку невозможной. Единственными их аналогами, когда-либо вступившими в строй являются японские линкоры типа «Ямато», ставшие крупнейшими и сильнейшими кораблями этого класса в истории.