Крупные российские проекты (Николай I, 1825-1832): различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 69: | Строка 69: | ||
=== 66-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Эммануил» === | === 66-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Эммануил» === | ||
Лёгкий линейный корабль первоначально был заложен 24 февраля 1822 года | Лёгкий линейный корабль первоначально был заложен 24 февраля 1822 года в [[Охтенское адмиралтейство|Охтенском адмиралтействе]] в [[Санкт-Петербург]]е как фрегат и спущен на воду 19 июля 1824 года. В связи с большими потерями линейных кораблей при наводнении 1824 года в 1826 году переклассифицирован в линейные корабли, для чего было изменено вооружение (66-пушечных фрегатов в русском флоте не было), а также, вероятно, и корпус для размещения дополнительных орудий. В связи с вышеизложенным корабль фактически вступил в строй, по-видимому только в 1826 году. | ||
[[Файл:Санные гонки на Петербургском шоссе.jpg|150px|thumb|left|Санные гонки на Петербургском шоссе, 1848]] | [[Файл:Санные гонки на Петербургском шоссе.jpg|150px|thumb|left|Санные гонки на Петербургском шоссе, 1848]] |
Версия от 15:53, 17 мая 2016
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введённые в строй с 20 ноября (2 декабря) 1825 года по 20 ноября (2 декабря) 1832 года.
Границы периода обусловлены вступлением Николая I на престол (начало) и изменением правового положения Царства Польского в рамках Российской Империи (окончание периода).
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.
Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.
Символы нации
Здание Главного штаба в Санкт-Петербурге
Здание, которое являлось частью ансамбля главной в то время Дворцовой площади страны, строилось с 1819 года, когда состоялась его официальная закладка. Центральная часть здания представляет собой дугу длиной 580 метров, состоящую из двух частей, соединённых богато декорированной с помощью бронзовых скульптур триумфальной аркой в честь победы над Наполеоном. В громадном здании, помимо собственно Главного штаба, разместились Военное министерство, Министерство иностранных дел и Министерство финансов. Полностью здание было введено в строй с завершением его отделки 24 октября 1828 года.
Главный штаб и его арка с колесницей вошли в число основных архитектурных символов Санкт-Петербурга и России. Здание имеет самый длинный классический фасад в мире, 580 м. [2]
На 2014 год здание Главного штаба частично используется по назначению Министерством Обороны России, а восточное крыло после проведённой в 2008-2013 гг. реконструкции стало музеем в составе Эрмитажа (крупнейший музейный проект современной России).
Крупнейшие корабли и суда
Даже во времена парусного флота постройка крупных военных кораблей была чрезвычайно затратным делом — у англичан даже в своё время ходила шутка о том, что строительство флагманского линейного корабля стоило Карлу I головы, поскольку повышение налогов, идущих на строительство флота, спровоцировало английскую революцию. Тем не менее, описанный здесь флот, хоть и потребовал от страны огромных ресурсов (см. ниже), но оказался недостаточен для отстаивания её интересов перед лицом англо-французской коалиции в Крымской войне. Это, в конечном счёте, привело к поражению и резкому замедлению роста российской экономики и, особенно, промышленности, подавленной кабальными условиями торговых договоров. Последние, почти обнулявшие ввозные пошлины, по всей видимости, были навязаны державами-победительницами, но расхлёбывать эту кашу пришлось уже при следующем Императоре.
Парусные 110-пушечные линейные корабли Балтийского флота
Трёхполосные (трёхдечные) линейные корабли. В официальных документах часто назывались «120-пушечными» вне зависимости от реального количества орудий на борту.
- «Император Александр I» — заложен 8 мая 1826 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 13 октября 1827 г.
- «Император Пётр I» — заложен 5 декабря 1827 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 2 мая 1829 г. Реально нёс 118 пушек.
- «Святой Георгий Победоносец» — заложен 5 декабря 1828 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 15 октября 1829 г. Реально нёс 118 пушек.
Парусные 110-пушечный линейный корабль «Дербент» («Париж») Черноморского флота
Трёхполосный (трёхдечный) линейный корабль. В феврале 1827 г. переименован в «Париж». Заложен 17 октября 1823 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен 23 сентября 1826 г. Реально нёс 112 пушек.
Парусные 94-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Эмгейтен»
Назван по имени трофейного линейного корабля, взятого в плен у шведов 22 июня 1790 года в Выборгском сражении (предыдущий линейный корабль, носивший это имя, спущенный на воду в 1822 г., с 1829 г. был переименован в «Кронштадт»). Заложен 25 ноября 1827 г. в Новом адмиралтействе г. Санкт-Петербург, спущен на воду 29 сентября 1828 г.
Парусные 84-пушечные линейные корабли Балтийского флота
Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Большинство из них, вне зависимости от реального количества орудий на борту, назывались 84-пушечными.
- «Императрица Александра» — заложен 8 мая 1826 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 19 октября 1827 г. Реально нёс 96 пушек.
- «Полтава» — заложен 5 декабря 1828 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 12 октября 1829 г. Реально нёс 90 пушек.
Парусные 84-пушечные линейные корабли Черноморского флота
Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-пушечными.
- «Императрица Мария» — заложен 23 сентября 1826 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 17 октября 1827 г. Реально нёс 96 пушек.
- «Чесма» — заложен 22 декабря 1826 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 24 июня 1828 г. Реально нёс 91 пушку.
- «Анапа» — заложен 22 июля 1828 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 7 сентября 1829 г. Реально нёс 108 пушек.
- «Память Евстафия» — заложен 11 мая 1829 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 24 августа 1830 г. Реально нёс 108 пушек.
- «Адрианополь» — заложен 27 августа 1829 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 11 ноября 1830 г. Реально нёс 108 пушек.
- «Императрица Екатерина II» — заложен 27 августа 1829 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 31 июля 1831 г. Реально нёс 96 пушек.
Парусные 74-пушечные линейные корабли Балтийского флота типа «Иезекиль»
Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 74-пушечными.
- «Иезекиль» — заложен 10 октября 1825 г. в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 26 мая 1826 г. Реально нёс 80 пушек.
- «Азов» — заложен 10 октября 1825 г. в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 26 мая 1826 г. Реально нёс 80 пушек. Один из самых прославленных кораблей российского флота, сильно отличившийся в Наваринском сражении. Строился при участии его командира — прославленного мореплавателя М. П. Лазарева, в результате получился настолько технически удачным, что его чертежи были изготовлены на бронзе и использовались для строительства — небывалый в те времена случай — серии из 15 одинаковых кораблей. Во время Наваринского сражения на корабле одновременно проходили службу будущие адмиралы Лазарев, Нахимов, Корнилов, Истомин и Путятин.
- «Александр Невский» — заложен 24 сентября 1825 г. на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 7 октября 1826 г.
- «Великий князь Михаил» — заложен 15 ноября 1826 г. на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 15 октября 1827 г. Реально нёс 86 пушек.
- «Кацбах» — заложен 5 сентября 1827 г.в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 25 мая 1828 г. Реально нёс 80 пушек.
- «Кульм» — заложен 5 сентября 1827 г. в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 25 мая 1828 г. Реально нёс 90 пушек.
- «Арсис» — заложен 30 ноября 1827 г. в Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 29 сентября 1828 г. Реально нёс 86 пушек.
- «Лесное» — заложен 24 августа 1828 г. в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 21 мая 1829 г. Реально нёс 80 пушек.
- «Нарва» — заложен 24 августа 1828 г. в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 21 мая 1829 г. Реально нёс 80 пушек.
- «Бриен» — заложен 29 ноября 1828 г. на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 10 сентября 1829 г. Реально нёс 80 пушек.
- «Красный»[2] — заложен 16 августа 1829 г. в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 23 мая 1830 г. Реально нес 80 пушек.
- «Бородино» — заложен 16 августа 1829 г. в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 23 мая 1830 г. Реально нес 80 пушек.
- «Березина»[3] — заложен 21 ноября 1829 г. на Охтенской верфи в Санкт-Петербурге, спущен на воду 25 августа 1830 г. Реально нёс 80 пушек.
- «Смоленск» — заложен 21 ноября 1829 г. в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 25 августа 1830 г. Реально нёс 80 пушек.
- «Память Азова» — заложен 27 сентября 1830 г. в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 21 мая 1831 г. Реально нёс 86 пушек.
66-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Эммануил»
Лёгкий линейный корабль первоначально был заложен 24 февраля 1822 года в Охтенском адмиралтействе в Санкт-Петербурге как фрегат и спущен на воду 19 июля 1824 года. В связи с большими потерями линейных кораблей при наводнении 1824 года в 1826 году переклассифицирован в линейные корабли, для чего было изменено вооружение (66-пушечных фрегатов в русском флоте не было), а также, вероятно, и корпус для размещения дополнительных орудий. В связи с вышеизложенным корабль фактически вступил в строй, по-видимому только в 1826 году.
Гужевые (будущие автомобильные) дороги
Симферопольско-Алуштинское шоссе
Шоссе, в то время традиционно называвшееся Алуштинским в Симферополе и Симферопольским в Алуште было построено в 1824—1826 годах. Хотя дорога с твёрдым покрытием была не очень длинной - около 45 вёрст, но пересекала крымские горы, в связи с чем наверняка тянула по стоимости на крупный проект.[3][4]
Позднее шоссе было продлено до Ялты.
Рудные месторождения
Начало золотодобычи в Сибири
Крупномасштабная добыча и производство драгоценных металлов в Сибири развернулась еще в конце XVII — начале XVIII вв., однако добывалось тогда лишь серебро. Золотодобыча в России началась в середине XVIII века на восточных склонах Урала (Берёзовские рудники). На «основной» же территории Сибири массовая добыча золота началась в 1828—1829 гг. в районе реки Сухой Берикуль в Томской губернии (ныне Тисульский район Кемеровская область). Ранее золото в этих местах добывал Егор Лесной (по одним сведениям, старообрядец-крестьянин, по другим — ссыльный). О том, что он нашел на Берикуле золотые месторождения, узнали богатые виноторговцы, купцы Андрей Яковлевич Попов и его племянник Феодот Иванович Попов. Поповы вложили огромные деньги в разведку золота (более 2 млн рублей). В 1829 г. прииск «1-я Берикульская площадь» дал 1 пуд 20 фунтов золота, в 1830 году — более 4,5 пудов, а к 1835 году добыча золота на приисках купцов Поповы выросла до 16 с лишним пудов. Уже в 1829 году в Сибири началась «золотая лихорадка» и рядом с приисками Поповых начали добычу золота и другие купцы.
География сибирской золотодобычи быстро расширялась. В 1830 году Поповыми было открыто золото в Салаирском кряже, в Коктекбинском, Красноярском и Минусинском округах Енисейской губернии, в 1832 году — в Ачинском уезде по рекам Урюпе, Абакане, Июсе и Казыре. В 1831 году Поповы владели уже более чем 120 приисками, на протяжении 1830-х гг. к добыче золота подключились около 200 предпринимателей, а разведкой занимались сотни поисковых партий. Впоследствии золотые месторождения были открыты не только в Средней, но и в Западной и Восточной Сибири. В итоге добыча золота стала одним из основных отраслей сибирской экономики и весьма поспособствовала росту населения Сибири в XIX веке.[5][6]
Машиностроение
Реконструкция завода Берда в Санкт-Петербурге
В это время, получая постоянные крупные заказы на строительстве Исаакиевского собора и пароходов, активно расширялся крупнейший в стране частный машиностроительный завод Берда в Санкт-Петербурге.[7]
Наука и образование
Санкт-Петербургский практический технологический институт
Высшее учебное заведение, предназначенное для подготовки «людей, имеющих достаточные теоретические и практические познания для управления фабриками и или частями оных» — ныне Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) — основано 28 ноября 1828 года по старому стилю, когда Николаем I было утверждено соответствующее Положение. Торжественное открытие кампуса института, в том числе трёхэтажного главного корпуса, и начало занятий состоялись 11 октября 1831 года.[8]
Проект, видимо, является крупным как в силу достаточно большого объёма строительства, так и в силу весьма высоких цен на необходимые промышленное оборудование, литературу и учебные пособия.
Гидротехнические сооружения
Канал герцога Александра Вюртембергского
Канал, соединявший Мариинскую водную систему (ныне Волго-Балтийский водный путь) с бассейном Северной Двины и при проектировании и строительстве называвшийся Кирилловским, а с 1920-х носящий название Северо-Двинского, проектировался ещё с начала XIX века. Однако в то время предпочтение было отдано Северо-Екатерининскому каналу, дублировавшему его через Каму. Однако после ввода в строй последнего в 1818 году стала окончательно ясна его неудобность, в связи с чем в 1823—1824 году были проведены повторные изыскания и доработан проект канала, утверждённый в том же году Императором Николаем I. Стартовавшее после этого строительство (земляные работы были начаты в 1825 году) было завершено уже в мае 1828 года, а 23 августа того де года канал был назван в честь организовавшего его строительство главы российского Ведомства путей сообщения Александра, герцога Вюртембергского.[9]
Проект предусматривал обустройство для прохода судов грузоподъёмностью до 160 тонн в общей сложности 67 вёрст (71 км) водных путей со строительством 17 км каналов с устройством 13 шлюзов.
Позднее, в 1834 году на канале была построена плотина «Знаменитая», в 1861-1862 годах были удлиннены шлюзы, а в 1880-х канал был серьёзно реконструирован.
Фортификационные сооружения
Крепость Динабург — продолжение строительства
В это время в фактически вступившей в строй ранее крепости продолжались активные строительные работы, значительно её усилившие. В частности, были основаны форштадты (внешние поселения вокруг крепости), большое количество каменных оборонительных сооружений, облицованных гранитом[4], а также множество сооружений внутри крепости, в частности три трёхэтажные казармы на 500 человек, комендантский дом с путевым дворцом Императора, три дома для офицеров, госпиталь на 500 коек, острог на 400 арестантов и провиантский склад вместимостью 1256 тонн продовольствия.[10] Кроме того, в 1827 году было завершено строительство главного вала крепости длиной 5154 метра с гранитной облицовкой.
Крепость продолжали строить и позднее.
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Полное собрание законов Российской империи и Свод законов Российской империи
В самом начале своего царствования Николай I поручил Второму отделению Собственной Его Императорского Величества канцелярии провести кодификацию законодательства Российской империи, то есть составить свод всех действующих законов. Для составления свода действующих законов также надо было собрать вообще все принятые к тому времени законы, что было весьма непросто — последний раз в более менее полном объёме российское законодательство было упорядочено более полутора веков назад (см. Соборное уложение Царя Алексея Михайловича 1649 г.). Отсутствие единого свода законов на протяжении многих десятков лет осложняло судопроизводство и ведение государственных дел.
Грандиозная работа по составлению и изданию Полного собрания законов была проведена c 25 апреля [7 мая] 1826 г. по 1 [13] апреля 1830 г. под руководством Михаила Михайловича Сперанского (ранее известного государственного деятеля в царствование Александра I).[5]
В 1830 г. было издано первое «Полное собрание законов Российской империи» в количестве 45 томов (за период с 1649 г. по 12 декабря 1825 г. — от Соборного уложения Алексея I до конца царствования Александра I). В это издание вошли 30 920 актов, подробные хронологические и предметные указатели. В 1832 г. на основе Полного собрания законов было издано собрание всех действующих законов — «Свод законов Российской империи» в составе 15 томов. Эти два издания стали важнейшими справочниками в области российского законодательства, их сила и действие распространялись на все устройство государственной и общественной жизни Российской империи. По сей день Полное собрание и Свод законов остаются важнейшими и масштабнейшими памятниками русского права.
После первого издания вплоть до 1916 г. каждый отдельный год публиковалось дополнение к Полному собранию законов. Свод законов полностью переиздавался в 1842 и 1857 гг., а впоследствии переиздавался частично (в 1885 г. был добавлен 16 том), при этом печатались ежегодные и сводные (раз в несколько лет) продолжения Свода законов с указанием на упразднённые и изменённые статьи.[11][12]
Борьба с пандемией холеры и устранение её последствий
Прокатившаяся в 1829—1834(1854) годах почти по всей планете холера не обошла стороной и Россию, пройдя по ней в 1830—1831 годах. Были затрачены огромные средства на карантинные мероприятия, уход за больными и подавление холерных бунтов, захлестнувших в то время не только Россию, но и другие европейские страны. Кроме того, были и другие затраты — в частности, в Москве для успокоения общественности во время эпидемии издавалась бесплатная газета «Ведомость о состоянии города Москвы». Переболел холерой и Император Николай I, лично участвовавший в борьбе с нею в Москве. Позднее 22 июня 1831 года он также лично усмирял холерный бунт в Санкт-Петербурге, куда инфекция таки сумела добраться позднее.
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
- ↑ Распространённое в интернете и источниках наименование «Красной», по-видимому, ошибочное и получилось из обратного перевода с латиницы, где нет буквы «ы», так как корабль, по всей видимости, назван в честь сражения времён войны 1812 г. у города Красный. Правда кривость написания может происходить ещё из тех времён, поскольку за филологическими тонкостями в документах тех лет обычно не следили и окончания названий кораблей могли меняться почти произвольно. Например «Три Иерарха» и «Трёх Иерархов».
- ↑ Распространенное в интернете наименование «Березино», по-видимому, ошибочное, так как корабль назван в честь сражения времен войны 1812 г. у реки Березина. Такого рода путаница, впрочем, характерна для документов тех лет — названия склонялись как писавшему нравилось.
- ↑ В то время стены из крупных хорошо подогнанных гранитных блоков были почти неуязвимы для артиллерии того времени. В крепости Динабург применялась очень дорогая, но самая прочная из возможных кладка стен из шестигранных гранитных призм, конструкция и качество изготовления которой при инспекции крепости генералом Опперманом в 1825 году описывалось так: «кладка каменных стен и сводов настолько хороша, что лучшей и требовать нельзя» и «способы построек эскарпов усовершенствовались до того, что дальнейшего усовершенствования и не требуется».
- ↑ В царствование Николая I под руководством Сперанского также была осуществлена кодификация ряда специальных и местных законодательств, в том числе были составлены свод военных постановлений в 12 томах, свод законов остзейских и западных губерний, свод законов Великого княжества Финляндского.[1]
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|