Балтийский завод: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 39: Строка 39:
'''1931—1932 годы''' — недостроенный линейный крейсе «Измаил» из-за сохранившейся нехватки средств разобран на метал трестом «Металлолом».
'''1931—1932 годы''' — недостроенный линейный крейсе «Измаил» из-за сохранившейся нехватки средств разобран на метал трестом «Металлолом».


'''1939 год''' — на заводе первыми в стране заложены два лёгких крейсера проекта 68 («Чапаев» и «Чкалов»), достроенный впоследствии уже после войны по улучшенному проекту 68-К.
'''1939 год''' — на заводе первыми в стране заложены два лёгких крейсера проекта 68 («Чапаев» и «Чкалов»), достроенных впоследствии уже после войны по улучшенному проекту 68-К.


'''1941 год''' — в связи с началом Великой Отечественной войны принято решение отменить планировавшейся на конец года закладку второй для завода пары лёгких крейсеров проекта 68 («Ленин» и «Дзержинский»).
'''1941 год''' — в связи с началом Великой Отечественной войны принято решение отменить планировавшейся на конец года закладку второй для завода пары лёгких крейсеров проекта 68 («Ленин» и «Дзержинский»).

Версия от 12:40, 25 мая 2016

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Общество с ограниченной ответственностью «Балтийский завод — Судостроение» (официальное сокращённое название ООО «Балтийский завод — Судостроение») — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе Санкт-Петербурге. Образовано 26 мая 1856 года как «Балтийский литейный, механический, и строительный завод Карра и Макферсона».

История наименований предприятия:

  • 1856—… гг. — Балтийский литейный, механический, и строительный завод Карра и Макферсона

  • с 2011 года по настоящее время — ООО «Балтийский завод — Судостроение».

Входит в состав Объединённой судостроительной корпорации.

В настоящий момент предприятие специализируется на строительстве самых крупных надводных кораблей для военно-морского флота, является единственным в мире производителем атомных ледоколов и плавучих атомных энергоблоков. Строит также обычные ледоколы и суда ледового класса, а также крупногабаритные агрегаты судовой энергетики и машиностроения, являясь в некоторых областях, например в производстве крупных гребных винтов массой до 70 тонн, единственным производителем такого рода техники в России.

История предприятия

Российская Империя

26 мая (13 мая по старому стилю) 1856 года — петербургским купцом 1-й гильдии М. Е. Карром и подданным Великобритании инженером-механиком императорской яхты «Невка» М. Л. Макферсоном, ранее имевшим в Санкт-Петербурге мастерскую, основан «Балтийский литейный, механический, и строительный завод Карра и Макферсона».

осень 1857 года — завод достиг значительных по тем временам размеров, имея 400—500 рабочих и будучи полнстью укомплектован технологическим оборудованием.

1861 год — за отличную продукцию для нужд Морского флота заводу присуждена золотую медаль Промышленной выставки в Санкт-Петербурге.

1861—1862 годы — на заводе построена броненосная канонерская лодка «Опыт» — первый отечественный корабль с металлическим корпусом.

середина 1860 годов — оформилось сохранявшееся последующие полвека разделение завода на корабельную и механическую стороны. Корабельная часть, занимавшаяся строительством корпусов судов располагалась между Невой и Кожевенной линией, а механическая часть за Кожевенной линией производила паровые котлы и машины.

1866 год — на заводе построена подводная лодка Александровского — опытный корабль, имевший выдающиеся по тем временам характеристики.

1872 год — предприятие объявило о банкротстве.

май 1874 года — предприятие было продано английскому акционерному обществу и сменило название на «Балтийское железоделательного и механическое общество».

1876 год — после скупки акций Морским ведомством Российской Империи предприятие преобразовано в «Русское акционерное Балтийское железоделательное, судостроительное и механическое общество».

1912—1917 годы — на предприятии строятся два линейных крейсера типа «Измаил» («Измаил» и «Кинбурн»), фактически — быстроходные линкоры-сверхдредноуты, классифицировавшиеся как линейные крейсера в основном по причине устаревшей классификации в Законе о флоте, по которому осуществлялось финансирование их строительства. В 1917 году строительство замедлилось, а после Октябрьской революции и вовсе остановилось. Оба корабля, достраивавшиеся этому времени уже на плаву, были переданы на хранение Санкт-Петербургскому порту.

Советская Россия

1923 год — недостроенный линейный крейсер «Кинбурн» типа «Измаил» продан на металл в Германию.

1931—1932 годы — недостроенный линейный крейсе «Измаил» из-за сохранившейся нехватки средств разобран на метал трестом «Металлолом».

1939 год — на заводе первыми в стране заложены два лёгких крейсера проекта 68 («Чапаев» и «Чкалов»), достроенных впоследствии уже после войны по улучшенному проекту 68-К.

1941 год — в связи с началом Великой Отечественной войны принято решение отменить планировавшейся на конец года закладку второй для завода пары лёгких крейсеров проекта 68 («Ленин» и «Дзержинский»).

1971—1975 годы — на заводе построен второй в мире и крупнейший на то время атомный ледокол «Арктика» проекта 10520, ставший вскоре первым в мире судном, достигшим Северного полюса в надводном плавании. Позднее на заводе были постепенно построены ещё пять ледоколов этого проекта.

1973—1980 годы — на заводе построен головной в серии сильнейших навианесущих надводных кораблей в истории — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров» (с 1992 года по 2004 год — «Адмирал Ушаков») проекта 1144 «Орлан».

1974—1977 годы — на заводе построен второй атомный ледокол проекта 10520 — «Сибирь».

1978—1984 годы — на заводе по улучшенному проекту построен второй в серии сильнейших навианесущих надводных кораблей в истории — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» (с 1992 года «Адмирал Лазарев») проекта 1144.2 «Орлан».

1981—1985 годы — на заводе построен третий атомный ледокол проекта 10520 — «Россия».

1983—1988 годы — заводе построен третий в серии сильнейших навианесущих надводных кораблей в истории — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин» (с 1992 года «Адмирал Нахиммов») проекта 1144 «Орлан».

1983—1989 годы — на заводе построен четвёртый атомный ледокол проекта 10520 — «Советский Союз».

1986—1991 годы — на заводе строился достроенный позднее пятый атомный ледокол проекта 10520 — «Ямал».

1986—1991 годы — заводе строился и был спущен на воду достроенный позднее четвёртый в серии сильнейших навианесущих надводных кораблей в истории — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Куйбышев» (позднее «Юрий Андропов», с 1992 года «Пётр Великий») проекта 1144 «Орлан».

1989—1991 годы — на заводе строился достроенный позднее атомный ледокол улучшенного проекта 10521 — «50 лет Победы» (при закладке «Урал»).

Современная Россия

1991—1993 годы — на заводе достроен пятый атомный ледокол проекта 10520 — «Ямал».

1991—1993 годы — на заводе достраивался до спуска на воду атомный ледокол улучшенного проекта 10521 — «50 лет Победы» (при закладке «Урал»), после чего из-за отсутствия средств последовал перерыв в его строительстве до 2003 года.

1991—1998 годы — заводе достраивался четвёртый в серии сильнейших навианесущих надводных кораблей в истории — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» (ранее «Куйбышев»и «Юрий Андропов») проекта 1144 «Орлан».

2003—2007 годы — на заводе достроен спущенный на воду ещё в 1993 году и находившийся на консервации атомный ледокол «50 лет Победы» (при закладке «Урал») улучшенного проекта 10521, получивший более совершенный ложкообразный нос и ставший крупнейшим когда-либо построенным атомным ледоколом.

Ожидаемые события

Начало строительства атомного ледокола-лидера, способного обеспечивать круглогодичню навигацию по всему Северному морскому пути.

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

  • Броненосная канонерская лодка «Опыт» (с 1883 года «Мина») (построена в 1861—1862 годах) — первый отечественный корабль с металлическим корпусом. Участвовал в Первой мировой войне в качестве судна навигационного обеспечения. Продан на металл в 1922 году.
  • Подводная лодка Александровского
  • Подводная лодка «Дельфин» («Миноносец № 113», «Миноносец № 150»)
  • Броненосец «Князь Суворов» типа «Бородино» — флагманский корабль Второй тихоокеанской эскадры, героически погибший в Цусимском сражении с превосходящим японским флотом 14 (27) мая 1905 года. Действия команды броненосца, продолжавшей вести бой и выполнять приказ даже тогда, когда из полусотни его разноразмерных орудий в строю осталось лишь одна 76-миллиметровка, впоследствии было использовано даже японской пропагандой как пример, достойный всяческого подражания.
  • Линейный корабль (эскадренный броненосец) «Слава» типа «Бородино» — последний из серии эскадренных броненосцев типа «Бородино», позднее переклассифицированный в линейный корабль, прославился во время Первой мировой войны, когда ему в одиночестве долгое время удавалось вести успешные бои с на порядок более мощными германскими дредноутами, обороняя минные заграждения на входе в Рижский залив.
Линкор «Севастополь» на почтовой марке
  • Краснознамённый линейный корабль «Севастополь» («Парижская коммуна») (построен в 1909—1914 годах) — первый отечественный линкор-дредноут. В ходе Великой Отечественной войны являлся флагманом Черноморского флота и активно участвовал в обороне Севастополя и Керченского пролива, за что впоследствии был награждён орденом Боевого Красного Знамени.
  • Гвардейский лёгкий крейсер «Красный Крым» («Светлана», «Профинтерн») (строился на заводе Руссо-Балт в Ревеле, а после его эвакуации на Адмиралтейском и Балтийском заводах)
  • Гвардейская краснознамённая подводная лодка Д-3 «Комсомолец» типа «Декабрист» (построена в 1927—1930 годах) — первая подводная лодка в истории Человечества, выполнившая подлёдное плавание под арктическими льдами и первая отечественная подводная лодка, побывавшая в Западном полушарии Земли. В ходе военных действий в Баренцевом море во время Великой Отечественной войны стала первым одновремённо и гвардейским, и краснознамённым кораблём отечественного флота. Корабль пропал без вести в боевом походе в июне 1942 года.
  • Атомный ледокол «Арктика» — судно, первым достигшее Северного Полюса Земли в активном плавании.
  • Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий»
  • Плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» — строящаяся плавучая атомная электростанция является первой в мире.

См. также

Ссылки

Примечания