Амурский судостроительный завод: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 15: Строка 15:


История наименований предприятия:
История наименований предприятия:
* …  
* …
* ? - 2015 годы - '''Открытое акционерное общество «Амурский судостроительный завод»''' (сокращённое название '''ОАО «АСЗ»''')
* ? — 2015 годы — '''Открытое акционерное общество «Амурский судостроительный завод»''' (сокращённое название '''ОАО «АСЗ»''')
* 2015 — настоящее время - '''Публичное акционерное общество «Амурский судостроительный завод»''' (сокращённое название '''ПАО «АСЗ»''').
* 2015 — настоящее время — '''Публичное акционерное общество «Амурский судостроительный завод»''' (сокращённое название '''ПАО «АСЗ»''').


Завод входит в состав Объединённой судостроительной корпорации.
Завод входит в состав Объединённой судостроительной корпорации.

Версия от 10:48, 2 июня 2016

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Публичное акционерное общество «Амурский судостроительный завод» (сокращённое название ПАО «АСЗ») — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края. Образовано 30 июня 1936 года как «Судостроительный завод № 199 имени Ленинского Комсомола».

История наименований предприятия:

  • ? — 2015 годы — Открытое акционерное общество «Амурский судостроительный завод» (сокращённое название ОАО «АСЗ»)
  • 2015 — настоящее время — Публичное акционерное общество «Амурский судостроительный завод» (сокращённое название ПАО «АСЗ»).

Завод входит в состав Объединённой судостроительной корпорации.

В настоящий момент предприятие специализируется в основном на строительстве корветов проекта 20380, судов снабжения для нефтедобычи на шельфе и судоремонте, в том числе подводных лодок всех классов. Ранее в советское время завод производил в основном подводные лодки, в том числе атомные, а также, до 1960 года, надводные корабли. В 1990-х и 2000-х годах занимался судоремонтом и строительством небольших и средних судов в ограниченных количествах.

История предприятия

Предыстория создания завода

1929 год — создана особая правительственная комиссия по обороне Дальнего Востока. Комиссия пришла к выводу о необходимости создания в регионе крупного судостроительного завода. Завод, по расчётам комиссии, должен был ежегодно выпускать: один крейсер, 3 эскадренных миноносца, 6 подводных лодок, 4 краболовных судна грузоподъемностью до 10000 тонн, 8 рефрижераторных судов грузоподъемностью до 5000 тонн, 12 транспортных судов, а также глиссеры, литейную и общемашиностроительную продукцию. Кроме того, завод должен был проводить специальный судоремонт.[1]

13 ноября 1932 года — принято правительственное постановление о строительстве завода.

10 мая 1932 года — первые строители высадились на берег Амура у села Пермского. Завод строился в расчёте на применение применённой впервые в мире технологии строительства кораблей на горизонтальных стапелях в наливных доках, размещённых в отапливаемых эллингах с мостовыми и козловыми кранами. Всего строилось 9 доков разного размера.

12 июня 1933 года — торжественно заложен корпусообрабатывающий цех — первый промышленный объект будущего судостроительного завода.

25 мая 1935 года — на временных стапелях завода заложена подводная лодка (подводный минный заградитель) Л-11 «Свердловец» серии XI (II-бис), хотя завод на тот момент еще не вступил официально в число действующих предприятий страны. Подводная лодка собиралась из секций, поступавших в относительно готовом виде с завода № 198 в Николаеве.

12 июня 1935 года — заложена подводная лодка Л-12 «Молотовец» серии XI (II-бис), также собиравшаяся из доставляемых с завода № 198 в Николаеве готовых секций.

16 июня 1936 года — подводная лодка Л-11 спущена на воду.

10 марта 1936 года — в доке № 3 эллинга А перезаложен строившийся ранее на судостроительном заводе № 198 в Николаеве лидер эсминцев проекта 38 «Киев», называвшийся до перезакладки «Баку», после спуска на воду «Орджоникидзе», затем «Серго Орджоникидзе» и, наконец, с 25 сентября 1940 года — снова «Баку». Впоследствии корабль перешёл во время Великой Отечественной войны Северным морским путём на Северный флот, где был награждён орденом Красного Знамени.

Советская Россия

30 июня 1936 года — завод включён в число действующих предприятий страны как «Судостроительный завод № 199 имени Ленинского Комсомола».

Лёгкий крейсер «Каганович»

1938—1944 годы — на заводе построены два лёгких крейсера проекта 26-бис, «Калинин» был введён в строй в 1942 году, а «Каганович» был отбуксирован во Владивосток для достройки и в том же году принят условно, хотя полностью был введён в строй в 1947 году и в войне с Японией 1945 года не участвовал.

4 декабря 1939 года — на заводе заложены два сторожевых корабля проекта 29 (тип «Ястреб») — «Альбатрос» и «Буревестник».

16 октября 1940 года — на заводе заложены три эскадренных миноносца проекта 30.

22 сентября 1941 года — на заводе заложены ещё два эскадренных миноносца проекта 30, впоследствии снятых со строительства и разобранных на металл.

1941 год — на завод эвакуирована часть заводов № 103 (ныне ОАО «Компрессор», г. Санкт-Петербург), № 189, № 194 и № 638 (г. Астрахань) Наркомата судостроительной промышленности.[2]

Order of Red Banner of Labor thumb.png

10 апреля 1945 года — за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны и проявленную техническую инициативу по освоению новых кораблей завод награжден орденом Трудового Красного Знамени.

1945—1947 годы — введены в строй достроенные по улучшенному проекту 29-К сторожевые корабли «Альбатрос» и «Буревестник».

1947—1948 годы — введены в строй достроенные по улучшенному проекту 30-К эсминцы, заложенные по проекту 30 в 1939 году.

1948—1953 годы — на заводе построены 18 эскадренных миноносцев проекта 30-бис.

1952—1954 годы — на заводе построены семь сторожевых кораблей проекта 50 (тип «Горностай»).[3]

1953—1958 годы — построено семь эскадренных миноносцев проекта 56.

1954—1957 годы — на заводе построено 11 средних подводных лодок проекта 613.

1957—1958 годы — на предприятии построен эскадренный миноносец «Неудержимый» проекта 56-М, ещё один корабль снят со строительства вскоре после закладки с передачей механизмов на строящийся эсминец проекта 57-бис. Эсминцы этого типа стали первыми серийными кораблями с противокорабельными ракетами на борту.

1957—1962 годы — на предприятии построены семь дизель-электрических подводных лодок с баллистическими ракетами проекта 629.

1958—1963 годы — на заводе построены все пять атомных подводных крейсеров с крылатыми ракетами первого поколения проекта 659, вооружённых крылатыми ракетами П-5 с надводным стартом, предназначенными для ударов только по береговым целям.

1959—1961 годы — на предприятии построен эскадренный миноносец «Гордый» проекта 57-бис, ещё один корабль, по-видимому, в связи с устареванием ракетного вооружения был снят со строительства в 1963 году уже после спуска на воду и впоследствии в 1969 году переформирован в энергетическое судно.

1962—1968 годы — на заводе, параллельно с Производственным объединением «Севмаш» в Северодвинске, строится серия более совершенных атомных подводных крейсеров с крылатыми ракетами первого поколения проекта 675, отличавшихся увеличенным количеством ракет и, что радикально повысило возможности флота в войне на море, возможностью использования противокорабельных ракет. Всего на заводе было построено 13 из 29 кораблей этого проекта.

Order of Lenin third type.jpg

апрель 1963 года — за освоение новой техники завод награждён высшим в то время орденом Ленина.

1966—1970 годы — на предприятии построены все четыре уникальные в своём роде средние дизель-электрические подводные лодки проекта 690. Лодки, специально предназначенные для отыгрывания роли вражеских атомных субмарин во время учений, имели предельно сокращённый состав вооружения, но зато развивали скорость столь же высокую, что и атомоходы, а также имели специальную конструкцию корпуса, позволявшую безопасно выдерживать удары торпед и глубинных бомб с учебными (невзрывающимися) боевыми частями.

Подводный крейсер неразличимых внешне проектов 667А или 667АУ, 1977

1967—1972 годы — на заводе, параллельно с Производственным объединением «Севмаш» в Северодвинске, строится серия первых отечественных атомных подводных ракетоносцев стратегического назначения второго поколения проекта 667А «Навага», отличавшихся радикально увеличенным запасом баллистических ракет средней дальности (16 ракет вместо трёх ранее) и, соответственно, водоизмещением, а также значительным улучшением других тактико-технических данных. Всего на заводе было построено 6 из 28-ми кораблей этого проекта.

OrderOctoberRevolution.gif

январь 1971 года — завод награждён орденом Октябрьской Революции.

1971—1974 годы — последние четыре заложенные на заводе подводные крейсера проекта 667А достраиваются уже как корабли усовершенствованного проекта 667АУ «Налим».

1973—1977 годы — на заводе, практически после завершения выпуска соответствующей серии Производственным объединением «Севмаш» в Северодвинске, строится серия атомных подводных ракетоносцев стратегического назначения проекта 667Б «Мурена», отличавшихся применением межконтинентальных баллистических ракет, что позволяло использовать их практически от причальной стенки, пусть и в уменьшенном до 12 штук количестве. Всего на заводе было построено 8 из 18-ти кораблей этого проекта.

1974—1979 годы — на заводе построены две большие специальные дизель-электрические спасательные подводные лодки проекта 940 «Ленок», которые из-за оснащения двумя спасательными подводными аппаратами и другим необходимым водолазным оборудованием стали, по-видимому, крупнейшими неатомными подводными лодками отечественного флота.

1976—1984 годы — на заводе крупной серией в 13 кораблей строятся промежуточные между вторым (корпус) и третьим (оборудование) поколением атомных подводных лодок торпедные подводные крейсера проекта 671РТМ «Щука». Ещё один корабль этого проекта — К-315 — был в 1983 году снят со строительства в связи с прекращением производства кораблей этого типа на предприятии, в то время как в Ленинградском адмиралтейском объединении их строительство продолжалось, в том числе впоследствии и по модифицированному проекту с ракетным вооружением.

1980—1991 годы — на заводе построено 12 больших дизель-электрических подводных лодок проекта 877 «Палтус», ещё три аналогичные лодки были достроены позднее, уже после развала СССР. Завод являлся первым производителем подводных лодок этого проекта.

1983—1991 годы — на предприятии построены пять многоцелевых атомных подводных лодок проекта 971М «Щука-Б», в том числе головной корабль проекта — ракетный подводный крейсер К-284 («Акула»), а также заложена ещё одна аналогичная подводная лодка, введённая в строй уже после развала СССР.

Российская Федерация

1991—1994 годы — на заводе, в дополнение к 12 выпущенным при советской власти, построены последние для него три подводные лодки проекта 877 «Палтус», при этом одна из которых вступила в строй через несколько дней после развала СССР, а две другие были заложены уже позднее в 1992 и 1993 годах соответственно.

1991—1995 годы — на заводе построены две многоцелевые атомные подводные лодки проекта 971М «Щука-Б», одна из которых была заложена ещё в советское время, а вторая — построена с нуля. В это же время были заложены ещё две аналогичные подводные лодки, строительство которых было вскоре заморожено. Через десятилетие одну из них достроили специально для сдачи в аренду Индии.

1992 год — предприятие акционировано.

2001 год — предприятие реорганизовано путём присоединения к нему АООТ «Парус» — недостроенного машиностроительного оборонного завода в Комсомольске-на-Амуре.

INS Chakra (К-152 «Нерпа») в составе ВМС Индии

2004—2009 годы — специально для контракта с Индией достроена по проекту 971И ранее законсервированная многоцелевая атомная подводная лодка К-335 «Нерпа» проекта 971М «Щука-Б», сданная с 23 января 2012 года в аренду ВМС Индии под именем S72 «Chakra» на 10 лет примерно за 1 млрд долл.

2015 год — форма собственности предприятия изменена, с этого момента оно зарегистрировано как Публичное акционерное общество «Амурский судостроительный завод» (ПАО «АСЗ»).[4]

2006 год — настоящее время — на заводе серийно строятся корветы проекта 20380. На середину 2016 года один корабль вступил в строй, два строятся и ещё один планируется к закладке.

Ожидаемые события

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

  • Краснознамённый лидер эсминцев «Баку» проекта 38

См. также

Ссылки

Примечания