Севастопольский морской завод: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 37: Строка 37:
'''3 (14) июня 1783 года''' — под руководством контр-адмирала Фомы Фомича Мекензи были заложены первые четыре каменные постройки Севастополя: часовня, дом командующего эскадрой, часовня, кузница в Адмиралтействе и пристань, впоследствии известная как Графская. Этот день считается днём основания города [[Севастополь]], в то время носившего название Ахтиар, и Севастопольского морского завода (в то время '''Ахтиарского адмиралтейства''').
'''3 (14) июня 1783 года''' — под руководством контр-адмирала Фомы Фомича Мекензи были заложены первые четыре каменные постройки Севастополя: часовня, дом командующего эскадрой, часовня, кузница в Адмиралтействе и пристань, впоследствии известная как Графская. Этот день считается днём основания города [[Севастополь]], в то время носившего название Ахтиар, и Севастопольского морского завода (в то время '''Ахтиарского адмиралтейства''').


'''1819—1820 годы''' — на заводе построен бриг «Меркурий» — небольшой парусно-гребной корабль (по терминологии того времени — судно, кораблями тогда называли только линкоры), впоследствии ставший одним из самых прославленных кораблей отечественного флота - одним из двух получивших до 1917 года кормовой георгиевский флаг за одну из самых выдающихся в мировой истории побед, одержанную 14 (26) мая 1829 года в бою с двумя в десятки раз более сильными и более быстроходными турецкими линейными кораблями.
'''1819—1820 годы''' — на заводе построен [[Национальные_символы_России#.D0.91.D1.80.D0.B8.D0.B3_.C2.AB.D0.9C.D0.B5.D1.80.D0.BA.D1.83.D1.80.D0.B8.D0.B9.C2.BB|Бриг «Меркурий»]] — небольшой парусно-гребной корабль (по терминологии того времени — судно, кораблями тогда называли только линкоры), впоследствии ставший одним из самых прославленных кораблей отечественного флота - одним из двух получивших до 1917 года кормовой георгиевский флаг за одну из самых выдающихся в мировой истории побед, одержанную 14 (26) мая 1829 года в бою с двумя в десятки раз более сильными и более быстроходными турецкими линейными кораблями.


'''27 августа (8 сентября) 1855 года''' — южная сторона Севастополя, разрушенная к этому времени, по мнению очевидцев<ref>В данном случае имеется в виду описание Марк Твена, побывавшего в Севастополе в 1867 году.</ref>, сильнее, чем [[rwp:Помпеи|Помпеи]], оставлена российскими войсками.
'''27 августа (8 сентября) 1855 года''' — южная сторона Севастополя, разрушенная к этому времени, по мнению очевидцев<ref>В данном случае имеется в виду описание Марк Твена, побывавшего в Севастополе в 1867 году.</ref>, сильнее, чем [[rwp:Помпеи|Помпеи]], оставлена российскими войсками.

Версия от 00:47, 15 июня 2016

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Севастопольский морской завод — крупное судоремонтное и, отчасти, судостроительное предприятие в городе Севастополь, основанное в 3 (14) июня 1783 года как Ахтиарское адмиралтейство. На 2016 год заводом владеет ГУП «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе» города Севастополь, однако фактически деятельность на его площадях на правах долгосрочной аренды осуществляет Филиал АО «ЦС «Звездочка» в г. Севастополь.

История наименований предприятия:

  • 1783—1784 годы — Ахтиарское адмиралтейство.
  • 1784—1797 годы — Севастопольское адмиралтейство.
  • 1797—1826 годы — Ахтиарское адмиралтейство.
  • 1826—1851 годы — Севастопольское адмиралтейство (в том числе Старое и Новое).
  • 1851—1855 годы — Лазаревское адмиралтейство.
  • 1858—1897 годы — Севастопольское адмиралтейство Русского общества пароходства и торговли (Севастопольское адмиралтейство РОПиТ)
  • 1897-... Лазаревское адмиралтейство Севастопольского порта

Как часть АО «ЦС «Звёздочка» завод входит в состав ОАО «Объединённая судостроительная корпорация».

В настоящее время предприятие специализируется на ремонте кораблей и судов, в том числе очень крупных, а также производстве крупных плавучих кранов.

История предприятия

Предыстория создания завода

8 апреля 1783 года — Императрицей Екатериной II принят манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу».

апрель 1783 года — Севастопольская (тогда Атиарская) бухта, в числе прочих осмотрена капитаном II ранга Иваном Берсеневым, специально отправленным распоряжением Императрицы для выбора места для военного порта на юго-западном побережье Крыма и признана им наиболее для этого подходящей.

Российская Империя

3 (14) июня 1783 года — под руководством контр-адмирала Фомы Фомича Мекензи были заложены первые четыре каменные постройки Севастополя: часовня, дом командующего эскадрой, часовня, кузница в Адмиралтействе и пристань, впоследствии известная как Графская. Этот день считается днём основания города Севастополь, в то время носившего название Ахтиар, и Севастопольского морского завода (в то время Ахтиарского адмиралтейства).

1819—1820 годы — на заводе построен Бриг «Меркурий» — небольшой парусно-гребной корабль (по терминологии того времени — судно, кораблями тогда называли только линкоры), впоследствии ставший одним из самых прославленных кораблей отечественного флота - одним из двух получивших до 1917 года кормовой георгиевский флаг за одну из самых выдающихся в мировой истории побед, одержанную 14 (26) мая 1829 года в бою с двумя в десятки раз более сильными и более быстроходными турецкими линейными кораблями.

27 августа (8 сентября) 1855 года — южная сторона Севастополя, разрушенная к этому времени, по мнению очевидцев[1], сильнее, чем Помпеи, оставлена российскими войсками.

1856 год — основные сооружения адмиралтейства взорваны англичанами.

1858 год — в связи с условиями Парижского мира завод возрождается как коммерческое предприятие — Севастопольское адмиралтейство РОПиТ.

1869 год — на заводе построено первое для него стальное паровое судно «Первенец».

1883—1889 годы — на предприятии одновременно построены первые два серийных барбетных эскадренных броненосца типа «Екатерина II» — «Синоп» и «Чесма». Последний отличался от «Синопа» и головного корабля серии применением заметно более мощных орудий главного калибра.

1889—1893 годы — построен эскадренный броненосец «Георгий Победоносец» — третий и последний серийный корабль типа «Екатерина II», отличавшийся наличием башенноподобных прикрытий барбетов орудий главного калибра, хоть и относительно тонких.

16 августа 1897 года — подписан акт о передаче Морскому ведомству Севастопольского адмиралтейства РОПиТ Морскому ведомству. Предприятие, оценённое в 1,9 млн рублей, стало называться Лазаревским адмиралтейством Севастопольского порта. 1901—1907 годы — на предприятии построен бронепалубный крейсер «Кагул» («Очаков»). Строительство сильно затянулось, поскольку в 1905 году экипаж уже проходившего испытания крейсера поддержал мятеж, в ходе подавления которого корабль получил серьёзные повреждения и был возвращён на завод для ремонта.

1902—1905 годы — на заводе достраивается на плаву собранный в Николаевском адмиралтействе эскадренный броненосец «Князь Потёмкин-Таврический».

Советская Россия

1918 год — согласно условиям подписанного лично Владимиром Лениным Брестского мира Севастополь оккупирован немецкими войсками. Ценное оборудование и материалы, обнаруженные оккупантами в порту и, в том числе, на заводе при этом были вывезены в Германию.[1]

1919 год — белогвардейскими властями завод был выделен из состава военного порта с подчинением Морскому ведомству, и получил название Севастопольский судостроительный, машиностроительный и электромеханический завод.

1923 год — за досрочное завершение ремонта крейсера «Коминтерн» (ранее он же «Память Меркурия», «Кагул») Севастопольский морской завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

1966 год — завод награждён орденом Ленина за заслуги в создании новой техники.

1976 год — спущен на воду крупный плавкран «Витязь» грузоподъемностью 1600 тонн.

1983 год — завод награждён орденом Октябрьской революции за достигнутые успехи в выполнении плановых заданий и в связи с 200-летием со дня основания.

Украина

1992 год — фактически прекращён ремонт кораблей и судов Черноморского флота. На этот момент на предприятии работало 12 тыс. человек.

1996 год — Севастопольский морской завод им. С. Орджоникидзе акционирован с изменением названия на Открытое акционерное общество «Севастопольский морской завод», при этом 26 % акций было закреплено за Фондом госимущества Украины, а 74 % акций распределено среди трудового коллектива[2].

1996-1997 годы — 50,5 % акций завода cкуплены Инвестиционным фондом UGF (США).[3]

1999 год — на базе производственных мощностей ОАО «Севморзавод», где к этому времени работали 3 тыс. человек, для выполнения военных заказов было создано ООО «Севастопольский судоремонтный завод «Лазаревское Адмиралтейство», 43 % которого принадлежали ОАО «Севморзавод», а 57 % — Инвестиционной группе IGVK (г. Москва, Россия), которое вскоре стало флагманом севастопольской промышленности, получив заказы на ремонт от прежде всего от Российского военно-морского флота, а также и от Военно-морских сил Украины. Вообще в 2000-х на мощностях завода работало, по меньшей мере, до 34(!) набольших дочерних фирм одновременно, которые и осуществляли подавляющую часть производственной деятельности, в основном по мелким заказам и побочным производствам, что вообще крайне характерно для судостроения Украины.

14 марта 2006 года — городской совет Севастополя принял обращение к Президенту Украины, Верховной Раде и СНБО Украины о неправомерности отчуждения Северной промплощадки ОАО «Севморзавод», недопустимости продажи государственного пакета акций 26 % L.I.T.A.T Group и перепрофилирования ОАО «Севморзавод».[4]

16 января 2014 года — решением Хозяйственного суда Севастополя предприятие ООО СРУП "Севастопольский судоремонтный завод «Лазаревское Адмиралтейство» признано банкротом. Сотрудники предприятия выдвинули ликвидационной комиссии свои требования.[5]

10 февраля 2014 года — сотрудники предприятия "Севастопольский судоремонтный завод «Лазаревское адмиралтейство» провели пикет против банкротства завода.[6]

Республика Крым

Российская Федерация

28 февраля 2015 года — постановлением Правительства Севастополя завод национализирован в пользу города.

3 апреля 2015 года — завод переименован в Государственное унитарное предприятие «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе».

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями

На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

  • Бриг «Меркурий» — один из самых прославленных кораблей отечественного военно-морского флота, одержавший одну из самых удивительных морских побед в истории Человечества. Находясь в патрулировании у вражеских берегов 4 (26) мая 1829 года этот небольшой парусно-гребной корабль был обнаружен двумя турецкими линейными кораблями, заметно превосходящими его по скорости. Боевая мощь противников при этом отличалась примерно в 100 раз в пользу турецких кораблей. Однако экипаж бригга, решив не в коем случае не сдаваться, приготовил корабль к тарану и взрыву, а затем принял артиллерийским бой, в ходе которого, умело маневрируя, сумел серьёзно повредить паруса обоих турецких кораблей и затем уйти от погони.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. В данном случае имеется в виду описание Марк Твена, побывавшего в Севастополе в 1867 году.