Завод «Красное Сормово»: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 14: Строка 14:
</div>
</div>
|}
|}
'''Акционерное общество <nowiki>«Завод «Красное Сормово»</nowiki>''' (официальное сокращённое название '''АО <nowiki>«Завод «Красное Сормово»</nowiki>''') — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе Нижнем Новгороде. Образовано 21 июля<ref>По новому стилю.</ref> 1849 года как «Нижегородская машинная фабрика» (в некоторых источниках фигурирует название «Сормовская машинная фабрика»).
'''Акционерное общество <nowiki>«Завод «Красное Сормово»</nowiki>''' (официальное сокращённое название '''АО <nowiki>«Завод «Красное Сормово»</nowiki>''') — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе Нижнем Новгороде. Образовано 21 июля 1849 года как «Нижегородская машинная фабрика» (в некоторых источниках фигурирует название «Сормовская машинная фабрика»).


История наименований предприятия:
История наименований предприятия:
Строка 26: Строка 26:


=== Предыстория создания завода ===
=== Предыстория создания завода ===
'''8 марта 1849 года''' — тайный советник князь Лев Викторович Кочубей, полковник князь Владимир Александрович Меньшиков и отставной гвардии поручик Дмитрий Егорович Бенардаки создают в Санкт-Петербурге компанию Нижегородской машинной фабрики и Волжского буксирного и завозного пароходства, поставившую целью производство и эксплуатацию пароходов на Волге, для чего было решено построить завод по производству пароходов, на что было выделено 500 тыс. рулей серебром.
'''30 июня 1849 года''' — компания купила у вдовствующей помещицы Крюковой участок земли под строительство предприятия между деревнями Соромово и Мышьяковка «начиная от межи государственных крестьян Козинской волости, деревни Соромовой, вниз по течению реки Волги, вдоль правого ее берега».


=== Российская Империя ===
=== Российская Империя ===
'''21 июля 1849 года''' - Балахнинский уездный суд утвердил купчую на землю, купленную под предприятие. Этот день считается датой его рождения.
'''21 июля 1849 года''' — Балахнинский уездный суд утвердил купчую на землю, купленную под предприятие. Этот день считается датой его рождения.
 
'''24 июля 1849 года''' — расчищена площадка под строительство корпусов предприятия.
 
'''ноябрь 1849 года''' — предприятие в основном построено и приступило к производственной деятельности. Завод, построенный по проекту отставного майора Алексея Ивановича
Узатиса, представлял собой три здания: среднее (оно же главное) – двухэтажное, с нижним каменным и верхним деревянным этажами, где располагались, помимо прочих, токарное и слесарное отделения, и два боковых здания, в одном из которых были размещены чугунолитейное и кузнечное производство, а в другом - котельная мастерская. Также были построены верфь для сборки судов, пять жилых флигелей и склады<ref>По терминологии того времени - запасные сараи<ref>. Оборудование мастерских, закупленное в Бельгии и смонтированное осенью 1849 года имело привод с помощью трансмиссий от двух стационарных паровых машин мощностью 5 и 25 л. с.


'''1870 год''' — на предприятии построена первая в стране мартеновская печь для выплавки стали.
'''1870 год''' — на предприятии построена первая в стране мартеновская печь для выплавки стали.
Строка 39: Строка 47:
'''1922 год''' — '''завод переименован в «Красное Сормово».'''
'''1922 год''' — '''завод переименован в «Красное Сормово».'''


'''1930—1931 годы''' — на заводе частично построена подводная лодка Щ-304 («Комсомолец», «Язь», «Ударник», «Баржа № 550»), достроенная после доставки в транспортном доке на [[Балтийский завод|Балтийском заводе]] в [[Ленинград]]е в 1931-1934 годах. Подводная лодка, ставшая первой построенной на заводе, впоследствии участвовала в Великой Отечественной войне.
'''1930—1931 годы''' — на заводе частично построена подводная лодка Щ-304 («Комсомолец», «Язь», «Ударник», «Баржа № 550»), достроенная после доставки в транспортном доке на [[Балтийский завод|Балтийском заводе]] в [[Ленинград]]е в 1931—1934 годах. Подводная лодка, ставшая первой построенной на заводе, впоследствии участвовала в Великой Отечественной войне.


'''1953 год''' — на предприятии начала работать первая в мире установка непрерывной разливки стали.
'''1953 год''' — на предприятии начала работать первая в мире установка непрерывной разливки стали.
Строка 71: Строка 79:
{{Примечания}}
{{Примечания}}


<br />
<br>
{{Предприятия}}
{{Предприятия}}
{{Крупные российские проекты}}
{{Крупные российские проекты}}

Версия от 23:48, 17 августа 2016

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Акционерное общество «Завод «Красное Сормово» (официальное сокращённое название АО «Завод «Красное Сормово») — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе Нижнем Новгороде. Образовано 21 июля 1849 года как «Нижегородская машинная фабрика» (в некоторых источниках фигурирует название «Сормовская машинная фабрика»).

История наименований предприятия:


Входит в состав Объединённой судостроительной корпорации.

В настоящий момент предприятие специализируется в основном на строительстве коммерческих судов среднего водоизмещения класса «река-море». В советское время завод производил также подводные лодки, в том числе атомные.

История предприятия

Предыстория создания завода

8 марта 1849 года — тайный советник князь Лев Викторович Кочубей, полковник князь Владимир Александрович Меньшиков и отставной гвардии поручик Дмитрий Егорович Бенардаки создают в Санкт-Петербурге компанию Нижегородской машинной фабрики и Волжского буксирного и завозного пароходства, поставившую целью производство и эксплуатацию пароходов на Волге, для чего было решено построить завод по производству пароходов, на что было выделено 500 тыс. рулей серебром.

30 июня 1849 года — компания купила у вдовствующей помещицы Крюковой участок земли под строительство предприятия между деревнями Соромово и Мышьяковка «начиная от межи государственных крестьян Козинской волости, деревни Соромовой, вниз по течению реки Волги, вдоль правого ее берега».

Российская Империя

21 июля 1849 года — Балахнинский уездный суд утвердил купчую на землю, купленную под предприятие. Этот день считается датой его рождения.

24 июля 1849 года — расчищена площадка под строительство корпусов предприятия.

ноябрь 1849 года — предприятие в основном построено и приступило к производственной деятельности. Завод, построенный по проекту отставного майора Алексея Ивановича Узатиса, представлял собой три здания: среднее (оно же главное) – двухэтажное, с нижним каменным и верхним деревянным этажами, где располагались, помимо прочих, токарное и слесарное отделения, и два боковых здания, в одном из которых были размещены чугунолитейное и кузнечное производство, а в другом - котельная мастерская. Также были построены верфь для сборки судов, пять жилых флигелей и склады<ref>По терминологии того времени - запасные сараи<ref>. Оборудование мастерских, закупленное в Бельгии и смонтированное осенью 1849 года имело привод с помощью трансмиссий от двух стационарных паровых машин мощностью 5 и 25 л. с.

1870 год — на предприятии построена первая в стране мартеновская печь для выплавки стали.

Советская Россия

1918 год — завод национализирован.

1920 год — на заводе собран первый отечественный танк современного типа «Борец за свободу тов. Ленин».

1922 год — завод переименован в «Красное Сормово».

1930—1931 годы — на заводе частично построена подводная лодка Щ-304 («Комсомолец», «Язь», «Ударник», «Баржа № 550»), достроенная после доставки в транспортном доке на Балтийском заводе в Ленинграде в 1931—1934 годах. Подводная лодка, ставшая первой построенной на заводе, впоследствии участвовала в Великой Отечественной войне.

1953 год — на предприятии начала работать первая в мире установка непрерывной разливки стали.

1982—1991 годы — на заводе построено 14 больших дизель-электрических подводных лодок проекта 877 «Палтус» и его модификаций, пять из которых пошли на экспорт (два корабля закупил Алжир и по одной подлодке получили Польша, Румыния и Индия), ещё три аналогичные лодки были достроены позднее, уже после развала СССР в начале 1990-х, а последняя — 18-я — и вовсе уже при Путине.

1988—1998 годы — на предприятии строилась, но не была доделана опытовая подводная лодка Б-90 «Саров», достроенная уже позднее на заводе «Севмаш» в Северодвинске. Рубка подлодки в 1998 году была установлена на территории завода в качестве памятника к его 150-летию.

Российская Федерация

1991—1994 годы — на заводе, в дополнение к 14 выпущенным при советской власти, были достроены заложенные ранее три подводные лодки проекта 877 «Палтус» различных модификаций, при этом два из трёх кораблей были построены на экспорт в Китай. В это же время была заложена, но в 1994 году временно снята со строительства аналогичная подводная лодка Б-340, достроенная впоследствии по улучшенному проекту уже позднее при Путине.

лето 2003 года — недостроенная опытовая подводная лодка Б-90 «Саров» была перевезена для достройки на завод «Севмаш» в Северодвинске.

2003—2006 годы — на заводе достроена подводная лодка 373 Yuan Zhend 73 Hao проекта 636М «Варшавянка» для военно-морского флота Китая, строительство которой под названием «Б-340» по более раннему проекту было прервано в 1994 году.

Ожидаемые события

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

Краснознамённая подводная лодка С-13 на российской марке, 1996

На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

  • Краснознамённая подводная лодка С-13 (построена в 1938—1939 годах) — подводная лодка серии IX-бис (тип «С» в названии означает «Средняя» или «Сталинец»). Подводная лодка, как считается, провела самую успешную в плане далеко идущих последствий торпедную атаку в истории Человечества, утопив 30 января 1945 года немецкое судно (вооружённый лайнер-трансатлантик) «Вильгельм Густлофф» водоизмещением 25,5 тыс. тонн, на борту которого, помимо прочего, находились 918 военнослужащих 2-й учебной дивизии подводных сил, что полностью сорвало ввод в строй последней крупной и весьма совершенной серии германских подводных лодок, оставшихся без экипажей. Также подводная лодка потопила крупный вооружённый войсковой транспорт «Генерал Штойбен» водоизмещением 14,6 тыс. тонн и ещё четыре парохода поменьше. В результате, подводная лодка стала наиболее результативной в отечественном военно-морском флоте по суммарному тоннажу потопленных судов, достигшему 44,1 тыс. тонн, а две наиболее результативные атаки, выполненные без каких-либо нарушений законов и обычаев войны, тем не менее входят в число крупнейiих морских катастроф (на 2016 год 5 и 16 строки списка соответственно). Лодка была награждена орденом Красного Знамени 20 апреля 1945 года. В 1957 году подводная лодка была списана и затем разобрана. Флаг корабля находится в экспозиции Центрального музея Вооруженных Сил в Москве, а копия рубки установлена на территории Нижегородского Кремля.

См. также

Ссылки

Примечания