|
|
Строка 16: |
Строка 16: |
|
| |
|
| == История предприятия == | | == История предприятия == |
| <!--=== Предыстория предприятия ===
| | История предприятия, за исключением отдельных моментов, достаточно хорошо отражена в соответствующем разделе официального сайта[http://moreship.ru/history], однако часть информации ниже там отсутствует и взята из других источников. |
| '''Начало 1934 года''' — специально организованной по указанию Совнаркома комиссией для будущего завода, который требовалось разместить в Керчи, выбрана бухта Керченского пролива, защищённая от восточных ветров.
| |
|
| |
|
| '''Май 1934 года''' — подписан приказ о начале строительства Камыш-Бурунского судоремонтного завода Наркомата водного транспорта. | | === Предыстория предприятия === |
| | '''5 октября 1938 года''' — Постановлением № 242СС Комитета обороны при Совете народных коммисаров СССР «О месте строительства торпедно-пристрелочной станции Народного коммисариата обороны на Чёрном море» утверждено решение о строительстве торпедного завода в районе деревни Дальние Камыши под Феодосией. |
|
| |
|
| === Советская Россия ===
| | '''1939 год''' — началось строительство завода, посёлка Южная Точка и обслуживавшей их транспортной инфраструктуры. |
| '''1938 год''' — '''Камыш-Бурунский судоремонтный и судостроительный завод введён в строй действующих предприятий'''. В том же году последовал первый крупный судоремонтный заказ завода — ремонт парохода «Чапаев» водоизмещением 7,3 тыс. тонн. | |
|
| |
|
| '''14 июня 1938 года''' — на заводе стала издаваться заводская многотиражная газета «Сталинский путь». | | '''Лето — осень 1941 года''' — в связи с началом Великой Отечественной войны строительство завода было прервано. При этом установленное оборудование было демонтировано и эвакуировано на восток, а основная часть строителей направлена на сооружение укреплений под Вязьмой. К этому моменту были построены корпуса восемь жилых домов, железнодорожная ветка, дизельная электростанция, склады готовой продукции, здания механического и сборочного цехов, а также другие объекты. По причинённому в результате последующего разрушения во время войны стоимость этих объектов можно оценить не менее, чем в 31 млн 703 тыс. рублей в ценах 1940 года. |
|
| |
|
| [[Файл:Lancha G-5.svg|thumb|150px|Торпедный катер Г-5]]
| | '''Ноябрь 1941 года''' — город Феодосия занят немецкими войсками. |
| '''1939 год''' — в связи с разделением Наркомата водного транспорта завод передан во вновь образованный Наркомат морского флота СССР, также на заводе был открыт Спецкомбинат № 1 (цех № 1), в котором предполагалось выпускать военные катера. | |
|
| |
|
| [[Файл:Kirov&TKA-G-5-1940.jpg|thumb|150px|Торпедный катер Г-5 на фоне крейсера «Киров», 1940]]
| | '''26—30 декабря 1941 года''' — Феодосия отбита советским десантом с моря. |
| '''22 июня 1941 года''' — в день начала войны введён в строй первый построенный на заводе торпедный катер Г-5 водоизмещением 14,5 т. Всего до эвакуации на заводе было построено 12 таких катеров.[http://military.sevstudio.com/tralshiki-kamysh-burunskogo-zavoda/] | |
|
| |
|
| '''Август 1941 года''' — включён в число заводов Наркомата судостроительной промышленности как '''Судостроительный завод № 532'''. | | '''18 января 1942 года''' — Феодосия повторно оккупирована германскими войсками. |
|
| |
|
| '''Ноябрь 1941 года''' — завод эвакуирован в Тюмень и Пермь. 19 ноября Керчь была оккупирована немецкими войсками и 30 декабря освобождена русскими. | | '''12 — 13 апреля 1944 года''' — Феодосия окончательно очищена от гитлеровских войск. В ходе войны почти весь город был разрушен, включая и завод с посёлком в пригороде. |
|
| |
|
| '''Май 1942 года''' — Керчь повторно захватили германские войска. | | '''23 апреля 1944 года''' — начались восстановление и достройка завода. |
|
| |
|
| '''11 апреля 1944 года''' — советскими войсками освобождён город Керчь. К этому моменту завод был почти полностью разрушен[http://military.sevstudio.com/tralshiki-kamysh-burunskogo-zavoda/], но сразу же стал постепенно восстанавливаться.
| | === Советская Россия === |
| | | '''1945 год''' — заводом выпущена первая продукция — слесарные тиски. |
| '''26 мая 1946 года''' — утверждён проект реконструкции завода под серийное производство тральщиков проекта 254.
| |
| | |
| '''1947 год''' — завод получил первый послевоенный судостроительный заказ на сухогрузные несамоходные баржи водоизмещением 250 т. | |
| | |
| [[Файл:Albanian Minesweeper M-111.JPG|thumb|150px|Тральщик проекта 254<ref>Одной из модификаций проекта 254.</ref> в албанском флоте, 2007]]
| |
| | |
| '''1950 год''' — введён в строй первый построенный на заводе базовый тральщик проекта 254 водоизмещением 500 тонн. Всего в начале 1950-х завод построил 26 таких тральщиков.[http://military.sevstudio.com/tralshiki-kamysh-burunskogo-zavoda/]
| |
| | |
| '''1952—1956 годы''' — завод строит серию из 35 морских тральщиков проекта 254-К.[http://military.sevstudio.com/tralshiki-kamysh-burunskogo-zavoda/]
| |
| | |
| '''1955 год''' — для обеспечения завода кадрами в Керчи открыт судомеханический техникум.
| |
| | |
| '''1955—1958 годы''' — на заводе строится серия из 18 гидроакустических контрольных судов проекта 513, близких по конструкции к тральщикам проекта 254 и переклассифицированных в 1994 году в суда контроля физических полей.[http://military.sevstudio.com/tralshiki-kamysh-burunskogo-zavoda/]
| |
| | |
| '''30 марта 1964 года''' — введён в строй первый в истории завода нефтеналивной танкер «Баскунчак» водоизмещением 2850 тонн.
| |
| | |
| '''1965 год''' — начало коренной реконструкции и масштабного расширения производственных мощностей завода.
| |
| | |
| '''1966 год''' — '''завод переименован в <nowiki>«Керченский судостроительный завод «Залив»</nowiki>.'''
| |
| | |
| '''1968 год''' — начато строительство одного из крупнейших в Европе сухих доков. Также было начато строительство танкера «Керчь» водоизмещением 22 тыс. тонн, при этом, поскольку танкер не помещался на существующих стапелях завода, его строили в виде двух половин, стыкуемых впоследствии на плаву.
| |
| | |
| [[Файл:Project 1135 Ladny 2012 G1.jpg|thumb|150px|Сторожевой корабль «Ладный» проекта 1135, 2012]]
| |
| '''1969—1981 годы''' — на заводе построены [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1971-1976)#.D0.91.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.88.D0.B8.D0.B5 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 1135|семь серийных больших противолодочных кораблей проекта 1135 «Буревестник»]] с 1977 года переклассифицированных в сторожевые корабли.
| |
| | |
| '''1971 год''' — с окончанием [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1971-1976)#.D0.9A.D0.B5.D1.80.D1.87.D0.B5.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9 .D1.81.D1.83.D0.B4.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4 .C2.AB.D0.97.D0.B0.D0.BB.D0.B8.D0.B2.C2.BB.2C .D0.B3. .D0.9A.D0.B5.D1.80.D1.87.D1.8C .D0.9A.D1.80.D1.8B.D0.BC.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9 .D0.BE.D0.B1.D0.BB.|проекта масштабной модернизации предприятия]] введён в эксплуатацию уникальный для СССР сухой док с преддоковой площадкой, а также двумя 320-тонными козловыми и шестью 30-тонными подъёмно-транспортными кранами.
| |
| | |
| '''1971—1980 годы''' — в новом доке завода строится серия из шести [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1971-1976)#.D0.9A.D1.80.D1.83.D0.BF.D0.BD.D0.BE.D1.82.D0.BE.D0.BD.D0.BD.D0.B0.D0.B6.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D1.82.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D0.B5.D1.80.D1.8B .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 1151 .D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0 .C2.AB.D0.9A.D1.80.D1.8B.D0.BC.C2.BB|крупнотоннажных танкеров проекта 1151 типа «Крым»]] водоизмещением 182 тыс. тонн и дейдвейтом<ref>Дейдвейт — это максимальная масса переменных грузов судна, при котором его эксплуатация остаётся безопасной, то есть фактически его грузоподъёмность, но в эту массу, помимо коммерческого груза, входят топливо, запасы и т. д.</ref> более 150 тыс. тонн. каждый — крупнейших судов, когда-либо построенных в нашей стране и на 2010-е годы. В то время такие суда неофициально относились к супертанкерам.
| |
| | |
| '''1976 год''' — '''заводу присвоено имя Н. Е. Бутомы''' — бывшего министра судостроительной промышленности СССР.[http://pantikapei.ru/ministr-sudostroitelnoj-promyshlennosti-boris-evstafevich-butoma.html]
| |
| | |
| '''1980(1979?)—1996 годы''' — на заводе строится серия из 16 танкеров типа «Победа» класса «панамакс», отличавшихся двойным дном и прочими экологическими новшествами. Водоизмещение танкеров составляло 84,5 тыс. тонн, дедвейт — 67 980 тонн.
| |
| | |
| [[Файл:Imeni 70-letiya VCheKa-KGB 1.jpg|thumb|150px|Пограничный сторожевой корабль «Имени 70-летия ВЧК-КГБ» проекта 11351, 1988]]
| |
|
| |
|
| '''1981—1993 годы''' — на предприятии строится [[Крупные российские проекты (Юрий Андропов, 1982-1984)#.D0.9F.D0.BE.D0.B3.D1.80.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B6.D0.B5.D0.B2.D0.BE.D0.B9 .D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C .C2.AB.D0.9C.D0.B5.D0.BD.D0.B6.D0.B8.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9.C2.BB .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 11351 .C2.AB.D0.9D.D0.B5.D1.80.D0.B5.D0.B9.C2.BB|серия пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 «Нерей»]] — самых мощных в пограничном флоте СССР. Завод являлся единственным производителем кораблей этого типа. Всего до развала СССР было построено семь кораблей этого типа и один был достроен уже после 1991 года. | | '''1946—1947 годы''' — предприятие выпускает рулевые машины и брашпили. |
|
| |
|
| '''1984—1988 годы''' — на заводе построен уникальный [[Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985-1991)#.D0.90.D1.82.D0.BE.D0.BC.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D0.BB.D0.B5.D0.B4.D0.BE.D0.BA.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D0.BB.D0.B8.D1.85.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.BE.D0.B2.D0.BE.D0.B7 .C2.AB.D0.A1.D0.B5.D0.B2.D0.BC.D0.BE.D1.80.D0.BF.D1.83.D1.82.D1.8C.C2.BB|атомный ледокольный лихтеровоз «Севморпуть»]].
| | 1 сентября 1947 года — Постановлением Совета министров СССР № 3092 завод перепрофилирован на производство торпедных катеров из лёгких сплавов. |
|
| |
|
| === Украина === | | <!--=== Украина === |
| [[Файл:Ukrainian frigate Hetman Sahaydachniy (U130) in September 2014.JPG|thumb|150px|Фрегат (ПСКР) «Гетман Сагайдачный» («Киров») проекта 11351, 2014]] | | [[Файл:Ukrainian frigate Hetman Sahaydachniy (U130) in September 2014.JPG|thumb|150px|Фрегат (ПСКР) «Гетман Сагайдачный» («Киров») проекта 11351, 2014]] |
|
| |
|
Строка 119: |
Строка 82: |
| '''26 июля 2016 года''' — на заводе открыта после восстановления с новым оборудованием станция по производству кислорода, в том числе для медицинских целей, а также жидкого азота. Станция (цех № 36) уже существовала на заводе до 2005 года, когда была закрыта из-за нерентабельности. На настоящий момент она является единственной на Крымском полуострове и будет обеспечивать кислородом и азотом всех потребителей Крыма и Севастополя.[http://sdelanounas.ru/blogs/80853/] | | '''26 июля 2016 года''' — на заводе открыта после восстановления с новым оборудованием станция по производству кислорода, в том числе для медицинских целей, а также жидкого азота. Станция (цех № 36) уже существовала на заводе до 2005 года, когда была закрыта из-за нерентабельности. На настоящий момент она является единственной на Крымском полуострове и будет обеспечивать кислородом и азотом всех потребителей Крыма и Севастополя.[http://sdelanounas.ru/blogs/80853/] |
|
| |
|
| '''18 ноября 2016 года''' — на заводе заложено малое гидрографическое судно проекта 19910 для Министерства обороны России.[http://sdelanounas.ru/blogs/86383/] | | '''2016 год — н.в.''' — на заводе ведётся строительство серии из трёх малых ракетных кораблей проекта 22800. |
|
| |
|
| === Ожидаемые события === | | === Ожидаемые события === |
| Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Федеральное государственное унитарное предприятие «Судостроительный завод «Море» (официальное сокращённое название ФГУП «Судостроительный завод «Море») — судостроительное предприятие, расположенное в городе Феодосия (Республика Крым). Решение о строительстве предприятия было принято в 1938 года, но вступило в строй оно, по всей видимости, в 1945—1946 годах как относительно небольшой «Завод № 831». С 1947 года было ориентировано на выпуск военных катеров из лёгких сплавов, а с 1959 года — судов на подводных крыльях и, с 1970-х, — судов на воздушной подушке.
История наименований предприятия:
- 1938(?)—1966 гг. — Завод № 831
- 1966—1974 гг. — Феодосийский завод «Море»
- 1974 г. — Феодосийское производственное объединение
- 1974—1981 гг. — Феодосийское производственное объединение «Море»
- 1981—1991 гг. — Феодосийское производственное объединение имени XXVI-го съезда КПСС
- 1991—2001 гг. — Феодосийское производственное объединение «Море»
- 2001—2014 гг. — Открытое акционерное общество «Феодосийская судостроительная кампания «Море»
- 2014—2015 гг. — Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Судостроительный завод «Море»
- с 2015 года по настоящее время — Федеральное государственное унитарное предприятие «Судостроительный завод «Залив» При этом с конца 2016 года до 31 декабря 2020 года завод был фактически целиком передан в аренду до 31 декабря 2020 года близкому по профилю процветающему предприятию ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» из г. Отрадное, Ленинградская область.
В настоящий момент (на 2017 год) предприятие специализируется на строительстве относительно небольших кораблей и судов, в том числе на подводных крыльях и воздушной подушке. В области производства судов на воздушной подушке является одним из двух, наряду с Хабаровским судостроительным заводом, отечественных предприятий, способных производить крупнейшие в мире корабли и суда этого типа.
История предприятия
История предприятия, за исключением отдельных моментов, достаточно хорошо отражена в соответствующем разделе официального сайта[1], однако часть информации ниже там отсутствует и взята из других источников.
Предыстория предприятия
5 октября 1938 года — Постановлением № 242СС Комитета обороны при Совете народных коммисаров СССР «О месте строительства торпедно-пристрелочной станции Народного коммисариата обороны на Чёрном море» утверждено решение о строительстве торпедного завода в районе деревни Дальние Камыши под Феодосией.
1939 год — началось строительство завода, посёлка Южная Точка и обслуживавшей их транспортной инфраструктуры.
Лето — осень 1941 года — в связи с началом Великой Отечественной войны строительство завода было прервано. При этом установленное оборудование было демонтировано и эвакуировано на восток, а основная часть строителей направлена на сооружение укреплений под Вязьмой. К этому моменту были построены корпуса восемь жилых домов, железнодорожная ветка, дизельная электростанция, склады готовой продукции, здания механического и сборочного цехов, а также другие объекты. По причинённому в результате последующего разрушения во время войны стоимость этих объектов можно оценить не менее, чем в 31 млн 703 тыс. рублей в ценах 1940 года.
Ноябрь 1941 года — город Феодосия занят немецкими войсками.
26—30 декабря 1941 года — Феодосия отбита советским десантом с моря.
18 января 1942 года — Феодосия повторно оккупирована германскими войсками.
12 — 13 апреля 1944 года — Феодосия окончательно очищена от гитлеровских войск. В ходе войны почти весь город был разрушен, включая и завод с посёлком в пригороде.
23 апреля 1944 года — начались восстановление и достройка завода.
Советская Россия
1945 год — заводом выпущена первая продукция — слесарные тиски.
1946—1947 годы — предприятие выпускает рулевые машины и брашпили.
1 сентября 1947 года — Постановлением Совета министров СССР № 3092 завод перепрофилирован на производство торпедных катеров из лёгких сплавов.
См. также
Ссылки
Примечания
|
Крупные российские проекты и мегапроекты
|
Древняя Русь |
Ранее 862 • Рюрик I: 862-879 • Олег I: 879-912 • Игорь I: 912-945 • Ольга: 945-962 • Святослав I: 962-972 • Ярополк I: 972-978 • Владимир I: 978-1015 • Ярослав I: 1015-1054 • Ярославичи: 1054-1078 • Всеволод I: 1078-1093 • Святополк II: 1093-1113 • Владимир II: 1113-1125 • Мстислав I: 1125-1132 • Ярополк II: 1132-1139 • Всеволод II: 1139-1146 • Изяслав II и Юрий I: 1146-1157 |
Владимирская Русь |
Ростислав I и Андрей I: 1157-1174 • Всеволод III: 1174-1212 • Юрий II: 1212-1238 • Ярослав Владимирский: 1238-1246 • Александр Невский: 1246-1263 • Ярослав Тверской: 1263-1272 • Василий Костромской: 1272-1276 • Дмитрий Переяславский: 1276-1293 • Андрей Городецкий: 1293-1304 • Михаил Тверской: 1304-1318 • Даниловичи и Михайловичи: 1318-1328 |
Московская Русь |
Иван I: 1328-1340 • Симеон I: 1340-1353 • Иван II: 1353-1359 • Дмитрий I: 1359-1389 • Василий I: 1389-1425 • Василий II: 1425-1462 • Иван III: 1462-1505 • Василий III: 1505-1533 • Регенты при Иване IV: 1533-1545 • Иван IV: 1545-1560, 1560-1584 • Фёдор I: 1584-1598 • Борис I: 1598-1605 • Смутное время: 1605-1613 • Михаил I: 1613-1633, 1633-1645 • Алексей I: 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676 • Фёдор III: 1676-1682 • Софья: 1682-1689 • Пётр I: 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721 |
Российская Империя |
Пётр I: 1721-1725 • Екатерина I: 1725-1727 • Пётр II: 1727-1730 • Анна I: 1730-1740 • Регенты при Иване VI: 1740-1741 • Елизавета I: 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762) • Пётр III: 1761(1762)-1762 • Екатерина II: 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796 • Павел I: 1796-1801 • Александр I: 1801-1815, 1815-1825 • Николай I: 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855 • Александр II: 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881 • Александр III: 1881-1894 • Николай II: 1894-1906, 1906-1917 • Временное правительство: март-ноябрь 1917 |
Советская Россия |
Ленин: 1917-1924 • Сталин: 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953 • Маленков: 1953-1955 • Хрущёв: 1955-1959, 1959-1964 • Брежнев: 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982 • Андропов: 1982-1984 • Черненко: 1984-1985 • Горбачёв: 1985-1991 |
Современная Россия |
Ельцин: 1991-1996, 1996-1999 • Путин: 2000-2004, 2004-2008 • Медведев: 2008-2012 (в том числе Сухой Суперджет) • Путин: 2012-2018 (в том числе: Универсиада 2013; Олимпиада 2014; 70-летие Победы), 2018-2024 (в том числе Крымский мост • Сила Сибири • Турецкий поток • Чемпионат мира по футболу 2018) • Строящиеся проекты (в том числе Восстановление Мариуполя) • Планируемые проекты • Перспективные проекты (в том числе Трансполярная магистраль • Новый шёлковый путь) |
|