Судостроительный завод «Море»: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 53: Строка 53:
[[Файл:Raketa 234.jpg|thumb|150px|right|Судно на подводных крыльях «Ракета-234»]]
[[Файл:Raketa 234.jpg|thumb|150px|right|Судно на подводных крыльях «Ракета-234»]]


'''1959—1976 годы''' — завод строит серию из 389 судов на подводных крыльях «Ракета». Речные пароходы этого типа стали в то время культовыми, а их название — именем нарицательным для всех пассажирских судов на подводных крыльях. Предприятие являлось единственным их производителем, кроме самого первого судна собранного на заводе «[[Красное Сормово]]» в [[Нижний Новгород|Горьком (ныне Нижнем Новгороде)]], причем 32 «Ракеты» были произведены на экспорт.
'''1959—1976 годы''' — завод строит серию из 389 судов на подводных крыльях «Ракета», причем 32 «Ракеты» были произведены на экспорт. Речные пароходы этого типа стали в то время культовыми, а их название — именем нарицательным для всех пассажирских судов на подводных крыльях. Предприятие являлось основным их производителем, кроме самого первого судна собранного на заводе «[[Красное Сормово]]» в [[Нижний Новгород|Горьком (ныне Нижнем Новгороде)]], хотяпо некоторым данным там построили 10 таких судов.


'''1960 год''' — предприятием построены два торпедных катера на подводных крыльях проекта 125.
'''1960 год''' — предприятием построены два торпедных катера на подводных крыльях проекта 125.
Строка 61: Строка 61:
'''1965—1980 годы''' — на заводе серийно производятся морские суда на подводных крыльях «Комета».
'''1965—1980 годы''' — на заводе серийно производятся морские суда на подводных крыльях «Комета».


'''1987 год''' - введён в строй новый корпусной цех №10, значительно превышающий по размерам более ранние здания завода.
'''1975—1991 годы''' — предприятие построило первые 10 пограничных сторожевых катеров на подводных крыльях проекта 133 «Антарес», также известных как малые противолодочные корабли проекта 133 и тип «Муравей».


<!--=== Украина ===
'''1987 год''' — введён в строй новый корпусной цех № 10, значительно превышающий по размерам более ранние здания завода.
[[Файл:Ukrainian frigate Hetman Sahaydachniy (U130) in September 2014.JPG|thumb|150px|Фрегат (ПСКР) «Гетман Сагайдачный» («Киров») проекта 11351, 2014]]


'''1993 год''' — вводится в строй фрегат «Гетман Сагайдачный» — последний пограничный сторожевой корабль проекта 11351, заложенный в 1990 году как «Киров» и переданный Украине в недостроенном состоянии на воде в 1992 году. Единственный относительно крупный корабль, построенный (точнее, достроенный) на Украине после развала СССР вплоть до 2010-х годов включительно и ставший впоследствии флагманом и вообще единственным уцелевшим от списания кораблём Военно-морских сил Украины крупнее третьего ранга. Был формально переклассифицирован в фрегаты, несмотря на отсутствие противокорабельного ракетного оружия на борту. Ещё один начатый при СССР корабль этого проекта («Красный вымпел») не достраивался и был разобран на металл в 1995 году.
=== Украина ===
 
'''1991—1994 годы''' — предприятие достроило последние 2 пограничных сторожевых катера на подводных крыльях проекта 133 «Антарес», первый из которых был передан пограничникам России в 1992 году, а второй — пограничникам Украины в 1994 году.
'''1994 год''' — '''завод приватизирован с многочисленными очевидными<ref>По этому поводу было судебное разбирательство ещё в 2013 году, поскольку приватизация была осуществлена по распоряжению не имевшего соответствующих полномочий руководства г. Керчь, да и регистрация нового юридического лица была проведена с нарушениями. Тогда суд, по сути, отказался рассматривать дело по существу.</ref> нарушениями законодательства Украины с изменением названия на Открытие акционерное общество <nowiki>«Судостроительный завод «Залив»</nowiki>'''.[http://kerch.fm/2013/04/29/kerchanin-pytalsya-v-sude-otmenit-privatizaciyu-zavoda-zaliv.html]
 
'''1996 год''' — достроен на экспорт последний танкер типа «Победа». С этого момента предприятие почти на 20 лет (вплоть до [[Воссоединение Крыма с Россией|Воссоединения Крыма с Россией]]) прекращает судостроение полного цикла, выполняя впоследствии только судоремонтные работы, а также строя корпуса «без начинки» по заказу западноевропейских верфей.
 
'''Январь 2006 года''' — контрольный пакет акций завода получен финансово-промышленной группой «Финансы и кредит», контролируемой украинским олигархом Константином Жеваго. Позднее она же, по сути, изменила название и стала называться холдинговой компанией «АвтоКрАЗ».


'''22 февраля 2014 года''' — на Украине произошёл государственный переворот, не поддержанный Республикой Крым.
'''22 февраля 2014 года''' — на Украине произошёл государственный переворот, не поддержанный Республикой Крым.
Строка 82: Строка 76:
'''18 марта 2014 года''' — Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации.
'''18 марта 2014 года''' — Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации.


'''25 августа 2014 года''' — '''с молчаливого согласия властей Крыма, крайне недовольных почти полным простоем и продолжающимся развалом работы предприятия, произошла смена руководства завода, с этого момента получившего название <nowiki>«Общество с ограниченной ответственностью «Судостроительный завод «Залив»</nowiki>.'''
<!--
 
'''5 сентября 2014 года''' — на заводе впервые после более чем двадцатилетнего перерыва состоялась торжественная церемония закладки двух полностью строящихся на нём судов — пассажирских судов «Симферополь» и «Керчь» проекта СПМ-150.
 
'''Сентябрь 2014 года''' — начата масштабная реконструкция производственных мощностей предприятия.
 
'''26 декабря 2014 года''' — заложены два универсальных морских танкера проекта 23131 дейдвейтом 12 тыс. тонн.[http://sdelanounas.ru/blogs/56798/]
 
'''28 июля 2015 года''' — на заводе торжественно заложено поисково-спасательное судно по проекта А163. Мероприятие прошло в присутствии Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Рогозина, замминистра промышленности и торговли Российской Федерации Александра Потапова, члена военно-промышленной комиссии при Правительстве России Владимира Поспелова, министра промышленной политики Крыма Андрея Скрынника и руководства города Керчь.
 
'''18 августа 2015 года''' — завод посетил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.
 
'''9 декабря 2015 года''' — на заводе заложено ещё одно поисково-спасательное судно по проекта А163.
 
'''Январь 2016 года''' — в связи с энергоблокадой Крыма со стороны Украины производственные подразделения завода переведены на ночной режим работы.[http://zalivkerch.com/index.php/novosti/104-zavod-zaliv-pereshel-na-rabotu-v-nochnoe-vremya][http://zalivkerch.com/index.php/novosti/106-dlya-nochnoj-smeny-organizovano-besplatnoe-pitanie]
 
'''26 апреля 2016 года''' — открыт после реконструкции Блок корпусных цехов № 1, не работавший с 2011 года.[http://sdelanounas.ru/blogs/77040/]
 
{{#ev:youtube|51yakcfwrg4|200|right|Открытие кислородной станции}}
'''26 июля 2016 года''' — на заводе открыта после восстановления с новым оборудованием станция по производству кислорода, в том числе для медицинских целей, а также жидкого азота. Станция (цех № 36) уже существовала на заводе до 2005 года, когда была закрыта из-за нерентабельности. На настоящий момент она является единственной на Крымском полуострове и будет обеспечивать кислородом и азотом всех потребителей Крыма и Севастополя.[http://sdelanounas.ru/blogs/80853/]
 
'''2016 год — н.в.''' — на заводе ведётся строительство серии из трёх малых ракетных кораблей проекта 22800.


=== Ожидаемые события ===
=== Ожидаемые события ===

Версия от 15:02, 24 марта 2017

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Судостроительный завод «Море» (официальное сокращённое название ФГУП «Судостроительный завод «Море») — судостроительное предприятие, расположенное в городе Феодосия (Республика Крым). Решение о строительстве предприятия было принято в 1938 года, но вступило в строй оно, по всей видимости, в 1945—1946 годах как относительно небольшой «Завод № 831». С 1947 года было ориентировано на выпуск военных катеров из лёгких сплавов, а с 1959 года — судов на подводных крыльях и, с 1970-х, — судов на воздушной подушке. Ранее являлось единственным предприятием, серийно выпускавший культовые в своё время пассажирские суда на подводных крыльях серии «Ракета».

История наименований предприятия:

  • 1938(?)—1966 гг. — Завод № 831 (неофициально, по первоначальному названию рабочего посёлка, — «Южная Точка»)
  • 1966—1974 гг. — Феодосийский завод «Море»
  • 1974 г. — Феодосийское производственное объединение
  • 1974—1981 гг. — Феодосийское производственное объединение «Море»
  • 1981—1991 гг. — Феодосийское производственное объединение имени XXVI-го съезда КПСС
  • 1991—2001 гг. — Феодосийское производственное объединение «Море»
  • 2001—2014 гг. — Открытое акционерное общество «Феодосийская судостроительная кампания «Море»
  • 2014—2015 гг. — Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Судостроительный завод «Море»
  • с 2015 года по настоящее время — Федеральное государственное унитарное предприятие «Судостроительный завод «Залив» При этом с конца 2016 года до 31 декабря 2020 года завод был фактически целиком передан в аренду до 31 декабря 2020 года близкому по профилю процветающему предприятию ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» из г. Отрадное, Ленинградская область.

В настоящий момент (на 2017 год) предприятие специализируется на строительстве относительно небольших кораблей и судов, в том числе на подводных крыльях и воздушной подушке. В области производства судов на воздушной подушке является одним из двух, наряду с Хабаровским судостроительным заводом, отечественных предприятий, способных производить крупнейшие в мире корабли и суда этого типа.

История предприятия

История предприятия, за исключением отдельных моментов, достаточно хорошо отражена в соответствующем разделе официального сайта[1], однако часть информации ниже там отсутствует и взята из других источников.

Предыстория предприятия

5 октября 1938 года — Постановлением № 242СС Комитета обороны при Совете народных коммисаров СССР «О месте строительства торпедно-пристрелочной станции Народного коммисариата обороны на Чёрном море» утверждено решение о строительстве торпедного завода в районе деревни Дальние Камыши под Феодосией.

1939 год — началось строительство завода, посёлка Южная Точка и обслуживавшей их транспортной инфраструктуры.

Лето — осень 1941 года — в связи с началом Великой Отечественной войны строительство завода было прервано. При этом установленное оборудование было демонтировано и эвакуировано на восток, а основная часть строителей направлена на сооружение укреплений под Вязьмой. К этому моменту были построены корпуса восемь жилых домов, железнодорожная ветка, дизельная электростанция, склады готовой продукции, здания механического и сборочного цехов, а также другие объекты. По причинённому в результате последующего разрушения во время войны стоимость этих объектов можно оценить не менее, чем в 31 млн 703 тыс. рублей в ценах 1940 года.

Ноябрь 1941 года — город Феодосия занят немецкими войсками.

26—30 декабря 1941 года — Феодосия отбита советским десантом с моря.

18 января 1942 года — Феодосия повторно оккупирована германскими войсками.

12 — 13 апреля 1944 года — Феодосия окончательно очищена от гитлеровских войск. В ходе войны почти весь город был разрушен, включая и завод с посёлком в пригороде.

23 апреля 1944 года — начались восстановление и достройка завода.

Советская Россия

1945 год — заводом выпущена первая продукция — слесарные тиски.

Торпедный катер проекта 123К «Комсомолец»

1946—1947 годы — предприятие выпускает рулевые машины и брашпили.

1 сентября 1947 года — Постановлением Совета министров СССР № 3092 завод перепрофилирован на производство торпедных катеров из лёгких сплавов.

1949—1951 годы — на предприятии достроены 25 торпедных катеров проекта М-123бис «Комсомолец», доставленные с Завода № 639 в городе Тюмень.

1951 год — на предприятии внедрено прогрессивный метод строительства катеров поточно-позиционным методом.

1951—1955 годы — строится серия из 215[1] торпедных катеров проекта М-123К «Комсомолец», 90 из которых поставлены на экспорт в Египет, Китай и Сирию.

1956 год — на заводе построен первый в стране и один из первых в мире торпедных катеров на подводных крыльях проекта 184.

Судно на подводных крыльях «Ракета-234»

1959—1976 годы — завод строит серию из 389 судов на подводных крыльях «Ракета», причем 32 «Ракеты» были произведены на экспорт. Речные пароходы этого типа стали в то время культовыми, а их название — именем нарицательным для всех пассажирских судов на подводных крыльях. Предприятие являлось основным их производителем, кроме самого первого судна собранного на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижнем Новгороде), хотяпо некоторым данным там построили 10 таких судов.

1960 год — предприятием построены два торпедных катера на подводных крыльях проекта 125.

1963—1966 годы — серийно строятся быстроходные пограничные сторожевые катера на подводных крыльях проекта​ 125А.

1965—1980 годы — на заводе серийно производятся морские суда на подводных крыльях «Комета».

1975—1991 годы — предприятие построило первые 10 пограничных сторожевых катеров на подводных крыльях проекта 133 «Антарес», также известных как малые противолодочные корабли проекта 133 и тип «Муравей».

1987 год — введён в строй новый корпусной цех № 10, значительно превышающий по размерам более ранние здания завода.

Украина

1991—1994 годы — предприятие достроило последние 2 пограничных сторожевых катера на подводных крыльях проекта 133 «Антарес», первый из которых был передан пограничникам России в 1992 году, а второй — пограничникам Украины в 1994 году.

22 февраля 2014 года — на Украине произошёл государственный переворот, не поддержанный Республикой Крым.

Республика Крым

16 марта 2014 года — на Общекрымском референдуме народ Крыма и Севастополя выразил явное желание (97 % и 96 % принявших участие соответственно) воссоединиться с Россией.

Современная Россия

18 марта 2014 года — Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации.


См. также

Ссылки

Примечания

  1. Информация с официального сайта, в других местах Интернета встречаются несколько другие данные по количеству и модификациям.