Севмаш: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
IgorSPb (обсуждение | вклад) мНет описания правки |
||
Строка 204: | Строка 204: | ||
'''Начало 1980-х годов''' — завершена [[Крупные_российские_проекты_(Леонид_Брежнев,_1976-1982)#Северное_машиностроительное_предприятие_(Севмаш)_—_завершение_коренной_реконструкции|коренная реконструкция предприятия]]. | '''Начало 1980-х годов''' — завершена [[Крупные_российские_проекты_(Леонид_Брежнев,_1976-1982)#Северное_машиностроительное_предприятие_(Севмаш)_—_завершение_коренной_реконструкции|коренная реконструкция предприятия]]. | ||
[[Файл: | [[Файл:Подлодка К-18 «Карелия».jpg|thumb|150px|right|Подводный крейсер проекта 667БДРМ]] | ||
'''1981—1990 годы''' — на заводе построены все семь [[Крупные_российские_проекты_(Константин_Черненко,_1984-1985)#.D0.A0.D0.B0.D0.BA.D0.B5.D1.82.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BF.D0.BE.D0.B4.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80_.D1.81.D1.82.D1.80.D0.B0.D1.82.D0.B5.D0.B3.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.BD.D0.B0.D0.B7.D0.BD.D0.B0.D1.87.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F_.D0.9A-51_.28.C2.AB.D0.98.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D0.B8_XXVI_.D1.81.D1.8A.D0.B5.D0.B7.D0.B4.D0.B0_.D0.9A.D0.9F.D0.A1.D0.A1.C2.BB.2C_.C2.AB.D0.92.D0.B5.D1.80.D1.85.D0.BE.D1.82.D1.83.D1.80.D1.8C.D0.B5.C2.BB.29_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_667.D0.91.D0.94.D0.A0.D0.9C_.C2.AB.D0.94.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.84.D0.B8.D0.BD.C2.BB|ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин»]], отличавшихся от кораблей проекта 667БДР, не только установкой заметно более крупных и современных ракет, но и общей достаточно глубокой модернизацией проекта, что позволяет относить эти подводные крейсера уже к следующему — третьему — поколению атомных подводных лодок. | '''1981—1990 годы''' — на заводе построены все семь [[Крупные_российские_проекты_(Константин_Черненко,_1984-1985)#.D0.A0.D0.B0.D0.BA.D0.B5.D1.82.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BF.D0.BE.D0.B4.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80_.D1.81.D1.82.D1.80.D0.B0.D1.82.D0.B5.D0.B3.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.BD.D0.B0.D0.B7.D0.BD.D0.B0.D1.87.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F_.D0.9A-51_.28.C2.AB.D0.98.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D0.B8_XXVI_.D1.81.D1.8A.D0.B5.D0.B7.D0.B4.D0.B0_.D0.9A.D0.9F.D0.A1.D0.A1.C2.BB.2C_.C2.AB.D0.92.D0.B5.D1.80.D1.85.D0.BE.D1.82.D1.83.D1.80.D1.8C.D0.B5.C2.BB.29_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_667.D0.91.D0.94.D0.A0.D0.9C_.C2.AB.D0.94.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.84.D0.B8.D0.BD.C2.BB|ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин»]], отличавшихся от кораблей проекта 667БДР, не только установкой заметно более крупных и современных ракет, но и общей достаточно глубокой модернизацией проекта, что позволяет относить эти подводные крейсера уже к следующему — третьему — поколению атомных подводных лодок. | ||
Версия от 10:52, 26 февраля 2024
Акционерное общество «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (официальное сокращённое название АО «ПО «Севмаш») — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе Северодвинске Архангельской области. Введено в состав действующих предприятий 21 декабря 1939 года как «Судостроительный завод № 402».
История наименований предприятия:
- 1939—1959 годы — Судостроительный завод № 402.
- 1959—1985 годы — Северное машиностроительное предприятие.
- 1985—1998 годы — Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».
- 1998—2001 годы — Государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».
- 2001—2008 годы — Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».
- 2008—2015 годы — Открытое акционерное общество «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».
- 2015—н.в. — Акционерное общество «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».
Входит в состав холдинга Объединённая судостроительная корпорация. В непосредственной близости от предприятия — через реку — находится другой гигант отрасли — Центр судоремонта «Звёздочка».
В настоящий момент предприятие специализируется в основном на строительстве атомных подводных лодок, а также на капитальном ремонте и модернизации крупных надводных кораблей. Кроме того является производителем первой в мире ледостойкой морской платформы для Арктики.
История предприятия
Предыстория создания завода
Конец XIV — самое начало XV века — предположительно основан просветителем корелов преподобным Евфимием Николо-Корельский монастырь, частично на месте которого на Никольском (ранее Корельском) устье Северной Двины при его впадении в Белое море располагается предприятие.
1419 год — Николо-Корельский монастырь впервые упоминается в летописи. Монастырь был сожжён норвежцами.
1420 год — монастырь снова пострадал от пожара и далее пребывал в запустении.
1471 год — при неизвестных обстоятельствах в Белом море утонули два сына Марфы Посадницы — Антон и Феликс Борецкие. Стараниями Марфы Николо-Корельский монастырь, в котором они были похоронены, был заново отстроен и получил в собственность различные угодья и промыслы. В это время монастырь фактически являлся важнейшим морским портом северного побережья страны.
1555 год — на острове Ягры напротив монастыря оборудована якорная стоянка, получившая известность за рубежом как «Рейд Святого Николая».
1584 год — основан город Новохолмогоры (с 1613 года Архангельск), перенявший у монастыря роль главного порта на Белом море.
Декабрь 1613 года — Николо-Корельский монастырь в числе других небольших населённых пунктов в окрестностях был разорён одним из отрядов польско-литовских интервентов. Судя по летописным данным[2], «служки и крестьяне» монастырские организовали активное партизанское движение.
1620 год — в монастыре начинает действовать монастырская тюрьма, использовавшаяся, как минимум, до середины XVIII века.
1664—1667 годы — в монастыре построена каменная Успенская церковь.
1670—1674 годы — на территории монастыря возведён собор Святителя Николая
1691—1692 годы — построена деревянная стена монастыря с семью деревянными башнями. Западная башня со Святыми воротами сохранилась и ныне находится в Москве, на территории музея Коломенское.
1700 год — построена каменная колокольня монастыря.
1731 год — в обозе Николо-Корельского монастыря пошёл учиться в Москву местный уроженец и будущий всемирно известный учёный Михайло Ломоносов.
1764 год — монастырь получил статус необщежительного монастыря 3-го класса.
1808—1809 годы — в районе монастыря возводятся укрепления для береговой обороны от возможного нападения английского флота.
1921 год — едва существовавший к тому времени монастырь закрыт советскими властями.
1920-е годы — на территории бывшего монастыря размещена колония для малолетних преступников «Коммунар».
1929 год — на территории бывшего монастыря создана сельхозкоммуна «Искра».
1933 год — от пожара, возможно вызванного молнией, сгорели купола Никольского собора.
Март 1936 года — в Архангельск для выбора места возведения нового кораблестроительного завода прибывает специальная правительственная комиссия во главе с начальником «Союзпроектверфи» Т. В. Сафроновым, выбравшая территорию возле бывшего Николо-Корельского монастыря.
31 мая 1936 года — на основании выводов комиссии принято Постановление № 0-137сс Политбюро ЦК ВКП(б) и Совета Труда и Обороны СССР о строительстве судостроительного завода в в выбранном районе.
1936 год — в том же году началось строительство завода и посёлка Судострой при нём, тогда же были разобраны барабаны куполов Никольского собора.
1 апреля 1937 года — по Постановлению ВЦИК Судострой получил официальный статус населённого пункта как рабочий посёлок.
1938 год — посёлок Судострой получил статус города и был переименован в Молотовск в честь советского партийного деятеля той эпохи.
2 декабря 1938 года — создано Управление директора строящегося завода № 402.
Советская Россия
21 декабря 1939 года — завод официально был ведён в строй в день закладки в северном доке эллинга предприятия первого корабля, которым стал линейный корабль С-101 «Советская Белоруссия»[3] по проекта 23 (тип «Советский союз») водоизмещением 65 тыс. тонн[1].
22 июня 1940 года — в южном доке предприятия заложен аналогичный линкор С-102 «Советская Россия».[4]
Октябрь 1940 года — строительство линейного корабля «Советская Белоруссия» отменено при готовности 2,7 % из-за обнаруженного массового брака заклёпочных соединений, выполненных полученными из-за не до конца организованной работы строящегося завода неподходящими заклёпками. Конструкции частично использованы для строительства линкора С-102 «Советская Россия».[5]
1940 год — на заводе заложены первые два эсминца проекта 30: «Осмотрительный» и «Охотник».
Январь 1941 года — северный док очищен от конструкций недостроенного линкора и на его месте заложено ещё четыре эскадренных миноносца проекта 30, впоследствии так и не достроенных.[6]
1941—1947 годы — на предприятии строится серия из 23 больших морских охотника (за подводными лодками) проекта 122-А.
1943—1944 годы — на предприятие переведены для достройки с перепрофилированного на танки завода Завода № 112 в Горьком шесть подводных лодок типа М («Малютка») серии XV (проекта 96), вскоре законсервированные на стадии готовности корпуса к гидравлическим испытаниям.
15 мая 1944 года — подписан акт сдачи флоту большого морского охотника «Штурман» проекта 122-А — первого корабля, полностью построенного на предприятии.
Лето 1944 года — на заводе переоборудована по проекту 604 (МЗ-XII) подводная лодка М-171 типа «М» серии XII, ставшая самым маленьким подводным минным заградителем отечественного флота.
24 августа 1944 года — спущен на воду эсминец «Осмотрительный».
1946 год — четыре из шести недостроенных подводных лодок типа М («Малютка») серии XV (проекта 96), хранившиеся на предприятии переданы для достройки на Адмиралтейские верфи|Завод № 196 в Ленинграде, а ещё одна снята со строительства и превращена в плавучее нефтехранилище.
1946—1948 годы — на предприятии достроена хранившаяся на нём подводная лодка М-214 типа М («Малютка») серии XV (проекта 96).
1 декабря 1946 года — строящийся эсминец «Охотник» проекта 30 переименован в «Сталин».
28 января 1947 года — вышло Постановление Совета министров СССР о достройке 10 недостроенных эсминцев проекта 30, в том числе двух на заводе № 402, по улучшенному проекту 30-К.
1947—1948 годы — достроены и введены в строй эсминцы «Осмотрительный» и «Сталин» проекта 30-К.
1948—1953 годы — на заводе построены 18 эскадренных миноносцев проекта 30-бис.
Начало 1950-х годов — полностью завешено строительство первой очереди предприятия.
1952—1955 годы — на заводе строятся лёгкие крейсера проекта 68-бис «Молотовск» («Октябрьская Революция») и «Мурманск».
Осень 1953 года — на предприятие с Завода № 194 в Ленинграде для достройки отбуксированы на понтонах ещё два недостроенных лёгких крейсера проекта 68-бис: «Козьма Минин» и «Дмитрий Донской» (25 сентября 1953 года переименованы в «Архангельск» и «Владивосток» соответственно). Корабли достраивались по усовершенствованному проекту 68-бис-ЗиФ, но впоследствии завершены не были.
1953—1958 годы — на заводе построены 17 больших дизель-электрических подводных лодок проекта 611, четыре из которых были достроены по проекту АВ611, получив по две небольшие баллистические ракеты с надводным стартом.
1955—1958 годы — предприятием строится первая в России и третья в мире атомная подводная лодка К-3 («Ленинский Комсомол») проекта 627.
1956—1964 годы — на заводе по улучшенному проекту атомной подводной лодки К-3 строится серия из 12 торпедных атомных подводных лодок проекта 627А.
1957—1961 годы — на заводе строится серия из 15 первых отечественных дизель-электрических подводных лодок с баллистическими ракетами специальной постройки проекта 629, несшими по три ракеты в ограждении рубки. Ещё восемь подводных лодок этого проекта, в том числе одна на экспорт в Китай были построена на Заводе имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре.
1958—1963 годы — на заводе построена опытно-боевая атомная подводная лодка К-27 проекта 645 — демонстратор технологий с жидкометаллическим теплоносителем реактора и многочисленными другими новшествами.
1958—1962 годы — на заводе строится серия из восьми первых отечественных атомных подводных лодок с баллистическими ракетами проекта 658, несшими по три ракеты в ограждении рубки.
2 сентября 1959 года — вместе с ещё пятью находившимися на разных заводах крейсерами проекта 68-бис-ЗиФ сняты со строительства лёгкие крейсера «Архангельск» и «Владивосток», находившиеся в технической готовности 68,1 % и 28,8 % соответственно.
9 сентября 1959 года — Приказом министра судостроительной промышленности СССР № 0353 завод переименован в Северное машиностроительное предприятие (Севмаш).
1961 год — на заводе строится дизель-электрическая подводная лодка с баллистическими ракетами К-142 проекта 629Б, первой получившая две баллистические ракеты Р-21 с подводным стартом.
1961—1966 годы — на заводе, параллельно с Заводом имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, строится серия атомных подводных лодок с крылатыми ракетами проекта 675, отличавшихся увеличенным запасом крылатых ракет и, соответственно, водоизмещением, а также возможностью использования противокорабельных ракет, что резко увеличило ударную мощь отечественного флота по отношению к авианосным соединениям вероятного противника. Всего на заводе было построено 16 из 29 кораблей этого проекта.
1963—1969 годы — на предприятии построен атомный подводный крейсер с противокорабельными ракетами К-162 (с 1972 года К-222) проекта 661 «Анчар» — самая быстроходная подводная лодка в истории, развившая на испытаниях подводную скорость 44,7 узла (83 км/ч). Также корабль являлся первой в мире подводной лодкой с титановым корпусом. Кроме того, при проектировании лодки запретили использовать уже освоенные системы, поэтому корабль являлся демонстратором технологий. Основное вооружение подводного крейсера составляли разработанные под него противокорабельные ракеты П-70 «Аметист» с подводным стартом.
1966—1972 годы — на заводе, параллельно с Заводом имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, строится серия первых отечественных атомных подводных ракетоносцев стратегического назначения второго поколения проекта 667А «Навага», отличавшихся радикально увеличенным запасом баллистических ракет средней дальности (16 ракет вместо трёх ранее) и, соответственно, водоизмещением, а также значительным улучшением других тактико-технических данных. Всего на заводе было построено 22 из 28-ми кораблей этого проекта.
1967—1981 годы — строятся три подводных крейсера проекта 705К «Лира» — на ряду со строившимися в Ленинградским адмиралтейским объединением чуть менее совершенными подводными крейсерами проекта 705 — самые быстроходные серийные подводные лодки в истории Человечества.
1969 год — принято решение о начале коренной реконструкции предприятия под строительство атомных подводных лодок третьего поколения.
1970—1972 годы — последние два заложенные на заводе подводные крейсера проекта 667А достраиваются уже как корабли усовершенствованного проекта 667АУ «Налим».
1970—1974 годы — строится серия из десяти атомных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667Б «Мурена», получивших вместо 16 баллистических ракет средней дальности 12 более крупных и дальнобойных межконтинентальных баллистических ракет Р-29. В дальнейшем их строительство ещё некоторое время продолжалось на Заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре.
1973—1975 годы — на заводе построены все четыре ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667БД «Мурена-М», отличавшихся от кораблей проекта 667Б дополнительно врезанным отсеком с ещё четырьмя ракетами, запускавшимися отдельным залпом.
1973[3])—1981 годы — на заводе построены все 14 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667БДР «Кальмар», отличавшихся от кораблей проекта 667БД, помимо прочих улучшений, новым ракетным с разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением и возможностью запуска всех 16 баллистических ракет крейсера одним залпом.
1974 год — завершена первая очередь коренной реконструкции предприятия. Введён в строй Цех № 55 — одно из крупнейших промышленных зданий в мире.
1975—1983 годы — строятся два подводных крейсера с крылатыми ракетами проекта 949 «Гранит» — первые подводные лодки третьего поколения с крылатыми ракетами.
1976—1989 годы — на заводе построены все шесть тяжёлых ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 941 «Акула» — крупнейших подводных лодок в истории Человечества. Седьмой корабль был разобран на стапеле в 1990 году ещё до официальной закладки.
1978—1983 годы — на предприятии построен уникальный атомный подводный крейсер К-278 «Комсомолец» — подводная лодка, установившая 4 августа 1985 года не побитый и в 2010-х рекорд погружения для подводных лодок, достигнув глубины 1027 м.
1980 год — предприятием в рамках реконструкции введён в строй построенный самим предприятием[7] плавучий док для вывода подводных лодок из эллинга «Сухона» проекта 2121.[8]
Начало 1980-х годов — завершена коренная реконструкция предприятия.
1981—1990 годы — на заводе построены все семь ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин», отличавшихся от кораблей проекта 667БДР, не только установкой заметно более крупных и современных ракет, но и общей достаточно глубокой модернизацией проекта, что позволяет относить эти подводные крейсера уже к следующему — третьему — поколению атомных подводных лодок.
1982—1991 годы — строятся первые шесть и заложены ещё пять подводных крейсеров с крылатыми ракетами проекта 949А «Антей» — вершины развития класса специализированных «убийц авианосцев».
1985—1991 годы — построено два и заложено ещё пять заложенных ранее многоцелевых атомных подводных крейсеров проекта 971 «Щука-Б», хотя лодки этого типа строились в основном на Заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре.
26 июля 1985 года — Северное машиностроительное предприятие преобразовано в Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».
Российская Федерация
1991—1996 годы — достраиваются пять заложенных ранее атомных подводных крейсеров с крылатыми ракетами проекта 949А «Антей». Ещё одна подводная лодка проекта, заложенная в 1992 году, позднее так не была достроена по первоначальному проекту. Конструкции по данным открытых источников использованы для перезакладки в 2012 году исследовательской подводной лодки проекта 09852.
1991—2001 годы — достраиваются пять заложенных ранее многоцелевых атомных подводных крейсеров проекта 971М «Щука-Б». Ещё две аналогичные подводные лодки, заложенные на заводе в это время в начале 1990-х, позднее были использованы в качестве задела для строительства подводных крейсеров К-535 «Юрий Долгорукий» проекта 955 и К-560 «Северодвинск» проекта 885.
1992 год — предприятие начинает строить корпусные конструкции буксиров для голландской компании Damen Shipyards. Позднее такого рода контракты с этой фирмой с постепенным переходом к строительству почти укомплектованных судов продолжались, по меньшей мере, более 10 лет.
1993—2013 годы — на предприятии медленно строится атомный подводный ракетный крейсер К-560 «Северодвинск» проекта 885 «Ясень» — первая отечественная многоцелевая подводная лодка четвёртого поколения.
1995—2013 годы — «Севмаш» строит в качестве главного подрядчика морскую ледостойкую стационарную платформу «Приразломная» — первую в мире нефтедобывающую платформу, предназначенную для постоянной эксплуатации в условиях арктических морей. Отдельные модули платформы (как минимум, энергораспределительный и жилой) изготавливал в рамках кооперации Выборгский судостроительный завод. При этом в 2010—2011 годах платформа достраивалась на 35 судоремонтном заводе в Мурманске, а в 2011—2013 готовилась к передаче заказчику уже в Печорском море, где она была установлена в 60 км от берега на глубине около 20 метров.
1996—2013 годы — на предприятии медленно строится при заметной поддержке в кризисные годы мэрии Москвы головной ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-535 «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей» — первая в мире атомная подводная лодка с баллистическими ракетами, относящаяся к четвёртому поколению атомных подводных лодок.
23 июня 1998 года — Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» переименовано в Государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (ГУП «ПО «Севмашпредприятие»).
2001 год — для фирмы Sea Wing Inc. (США) построен рыборазводный завод проекта 90778.
21 февраля 2001 года — ГУП «ПО «Севмашпредприятие» переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (ФГУП «ПО «Севмаш»).
2003—2005 годы — на заводе построены две дизель-электрические подводные лодки проекта 636М «Варшавянка» для военно-морского флота Китая.
2003—2008 годы — на предприятии достраивалась по новому проекту перевезённая с завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, где она строилась в 1988—1998 годах опытовая подводная лодка Б-90 «Саров», представляющая собой плавучий испытательный стенд.
2004 год — подписан крупнейший для отечественного гражданского судостроения контракт с норвежской фирмой Odfjell на 500 млн евро на строительство серии из 8-12 полнокомплектных крупнотоннажных танкеров-химовозов дедвейтом[4] 45000 тонн. Недостаточно хорошая проработка контракта впоследствии создала предприятию заметные проблемы.
2004—2013 годы — по заказу ВМС Индии на Производственном объединении «Севмаш» путём коренной переделки тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» построен авианосец «Викрамадитья». В процессе постройки трудоёмкость, цена и сроки реализации проекта значительно возросли из-за изначально слишком оптимистичной оценки объёма работ.
2004—2014 годы — на предприятии построены оба серийных ракетных подводных крейсера стратегического назначения проекта 955.
2005 год — возобновлены богослужения в Никольском соборе бывшего Николо-Корельского монастыря на территории предприятия. Также был заложен первый танкер-химовоз по контракту с норвежцами.
2005—2009 годы — на предприятии по проекту А-1331 построены первые две мегаяхты.
2006 год — заложен второй танкер-химовоз проекта Р668 по контракту с норвежцами.
27 марта 2008 года — ФГУП «ПО «Севмаш» преобразовано в Открытое акционерное общество «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (ОАО «ПО «Севмаш»).
2009 — настоящее время (2024 год) — на предприятии строится серия многоцелевых ракетных подводных крейсеров проекта 8851 «Ясень-М».
22 августа 2009 года — в Никольском соборе совершил богослужение Патриарх московский и всея Руси Кирилл.
декабрь 2009 года — на Никольском соборе силами предприятия на средства прихожан восстановлены купола и кресты.
2009—2011 годы — норвежская Odfjell разорвала контракт с «Севмашем» на постройку танкеров-химовозов проекта Р688 и, по результату судебных разбирательств, отсудила у предприятия неустойку в размере 43,76 млн долларов (около 1/6 изначальных требований). «Севмаш» при этом доказал свою добросовестность в суде, но исполнять контракт в убыток не имел возможности.
2012 — настоящее время (2024 год) — на предприятии строится серия ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955А.
2012—2022 годы — на предприятии построена исследовательская атомная подводная лодка «Белгород» проекта 09852, по слухам из открытых источников строящаяся на основе задела недостроенной подводной лодки проекта 949А.
2014 год — корпуса обоих недостроенных танкеров-химовозов проекта Р668 проданы Viterlef Management Limited.
2014 — настоящее время (2024 год) — на предприятии проводится глубокая модернизация тяжёлого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов».
2014 — настоящее время (2021 год) — на предприятии строится атомная подводная лодка «Хабаровск», по слухам из открытых источников проекта 09851.
13 октября 2015 года — собранием акционеров предприятия его название изменено на Акционерное общество «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».[9]
2019 — ? — на предприятии строится доковый комплекс ДК-4382, состоящий из малого дока и энергетической станции. Комплекс предназначен для обслуживания и ремонта глубоководных технических средств.[10]
2023 — настоящее время (2024 год) — предприятием строится новый плавучий док для вывода подводных лодок из эллинга на замену эксплуатируемому более 40 лет плавучему доку «Сухона» проекта 2121.[11]
Ожидаемые события
Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии
На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:
- Подводная лодка М-104 «Ярославский комсомолец» XII серии типа М («Малютка») (построена в 1940—1941 годах) — заложена на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижнем Новгороде), достраивалась на Заводе № 402 в Молотовске (ныне Северодвинске), окончательно доделывалась и проходила испытания на Судоремонтном заводе Главного управления Севморпути в посёлке Роста в Мурманске. Участвовала в Великой Отечественной войне на Северном флоте, где выполнила шесть боевых походов, после чего в 1944 году была переведена на Черноморский флот. Выведена из боевого состава флота 17 августа 1953 года, после чего служила в качестве кабинета боевой подготовки КБП-27. Летом 1955 года переведена на Каспийское море, где 27 декабря 1956 года переформирована в учебно-тренировочную станцию УТС-32. В 1958 году затонула в Бакинском военном порту, но была поднята. Исключена 19 сентября 1960 года и впоследствии разобрана на металл. В Ярославле кораблю установлен памятник в виде копии рубки с частью корпуса. Кроме того, отдельные небольшие элементы подводной лодки были переданы в ярославский Музей боевой славы, где экспонируются до сих пор.
- Атомный подводный крейсер К-3 «Ленинский комсомол» проекта 627 (построен в 1955—1958 годах) — первая отечественная и третья в мире атомная подводная лодка. Выведена из состава флота в 1991 году. В 2021 году находится в процессе переоборудования в музей.
- Атомный подводный крейсер с противокорабельными ракетами К-162 (К-222) проекта 661 «Анчар» (построен в 1963—1969 годах) — самая быстроходная подводная лодка в истории, развила на испытаниях подводную скорость 44,7 узла (83 км/ч). Также корабль являлся первой в мире подводной лодкой с титановым корпусом. При проектировании лодки запретили использовать уже освоенные системы, поэтому корабль разрабатывался долго и являлся демонстратором технологий. Основное вооружение подводного крейсера составляли разработанные под него противокорабельные ракеты П-70 «Аметист» с подводным стартом. В целом из-за огромного количества технических новшеств корабль получился эпически дорогим, за что получил неофициальное прозвище «Золотая рыбка». В 1978 году наименование корабля было изменено на К-222. Выведен из действующего состава флота в 1989 году. Разобран в 2008—2010 годах. Рубка подводного крейсера сохранена для установки в качестве памятника в Северодвинске.
- Атомный подводный крейсер К-278 «Комсомолец» (построен в 1978—1983 годах) — уникальная многоцелевая атомная подводная лодка, установившая 4 августа 1985 года не побитый и в 2010-х рекорд погружения для подводных лодок, достигнув глубины 1027 м. Позднее корабль погиб от пожара и затонул на большой глубине в Норвежском море в 1989 году, где пребывает и поныне.
- Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий» проекта 955 (построен в 1995—2013 годах) — первая в мире атомная подводная лодка с баллистическими ракетами четвёртого поколения и первая отечественная атомная подводная лодка, полностью построенная в современной России.
- Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная» (построена в 1995—2013 годах) — первая в мире стационарная нефтедобывающая платформа, предназначенная для постоянной эксплуатации в условиях арктических морей. Отдельные модули верхнего строения платформы (как минимум, энергораспределительный и жилой) были по кооперации построены Выборгским судостроительным заводом. При этом в 2010—2011 годах платформа достраивалась на 35 судоремонтном заводе в Мурманске, а в 2011—2013 готовилась к передаче заказчику уже в Печорском море, где она была установлена в 60 км от берега на глубине около 20 метров.
См. также
Ссылки
Примечания
- ↑ Линейные корабли проекта 23 далеко превосходили по размерам и мощи все известные на тот момент мировые аналоги, однако, как и большинство других такого рода «суперлинкоров» они так и не были достроены, в данном случае из-за фактической неготовности отрасли и последующего начала Великой Отечественной войны, что, учитывая, помимо прочего, закупку главных турбозубчатых агрегатов этих кораблей в Швейцарии, делало достройку невозможной. Единственными их аналогами, когда-либо вступившими в строй являются японские линкоры типа «Ямато», ставшие крупнейшими и сильнейшими кораблями этого класса в истории.
- ↑ Модификации 122-А и 122-бис отличались только двигателем и внешне неразличимы.
- ↑ Закладка первого корабля серии была произведена 30 января 1974 года, что позволяет практически однозначно утверждать о начале работ над его производством ещё в 1973 году.
- ↑ Дедвейт судна равен сумме масс груза, экипажа, топлива и прочих запасов, необходимых для его эксплуатации.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|