Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
{{Эпиграф|Качество, проверенное морем|Девиз завода}}
{{Эпиграф|Качество, проверенное морем|Девиз завода}}
[[Файл:Судостроительный завод Янтарь.JPG|thumb|225px|right|Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», 2008]]
[[Файл:Судостроительный завод Янтарь.JPG|thumb|225px|right|Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», 2008]]
'''Акционерное общество «Прибалтийский судостроительный завод „Янтарь“»''' (официальное сокращённое наименование '''АО «ПСЗ „Янтарь“»''') — крупное судостроительное предприятие в г. Калининград Калининградской области, имеющее большое значение в масштабах всей страны. Образовано 2 августа 1945 года как «Судостроительный завод {{nobr|№ 820}}» на базе имущества верфи {{nobr|«Ф. Шихау»}} в Калининграде и впоследствии [[Крупные_российские_проекты_(Леонид_Брежнев,_1971-1976)#.D0.A1.D1.83.D0.B4.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D0.BC.D0.BF.D0.BB.D0.B5.D0.BA.D1.81_.C2.AB.D0.AF.D0.BD.D1.82.D0.B0.D1.80.D1.8C.C2.BB_.D0.9F.D1.80.D0.B8.D0.B1.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.81.D1.83.D0.B4.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D0.B0_.C2.AB.D0.AF.D0.BD.D1.82.D0.B0.D1.80.D1.8C.C2.BB.2C_.D0.B3._.D0.9A.D0.B0.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B8.D0.BD.D0.B3.D1.80.D0.B0.D0.B4|серьёзно расширено в начале 1970-х годов]]. Важной особенностью завода является расположение на берегу незамерзающей части Балтийского моря, позволяющее круглогодично проводить спуск кораблей и их ходовые испытания.
'''Акционерное общество <nowiki>«Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»</nowiki>''' (официальное сокращённое наименование '''АО <nowiki>«ПСЗ «Янтарь»</nowiki>''') — крупное судостроительное предприятие в г. Калининград Калининградской области, имеющее большое значение в масштабах всей страны. Образовано 2 августа 1945 года как «Судостроительный завод {{nobr|№ 820}}» на базе имущества верфи {{nobr|«Ф. Шихау»}} в Калининграде и впоследствии [[Крупные_российские_проекты_(Леонид_Брежнев,_1971-1976)#.D0.A1.D1.83.D0.B4.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D0.BC.D0.BF.D0.BB.D0.B5.D0.BA.D1.81_.C2.AB.D0.AF.D0.BD.D1.82.D0.B0.D1.80.D1.8C.C2.BB_.D0.9F.D1.80.D0.B8.D0.B1.D0.B0.D0.BB.D1.82.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.81.D1.83.D0.B4.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D0.B0_.C2.AB.D0.AF.D0.BD.D1.82.D0.B0.D1.80.D1.8C.C2.BB.2C_.D0.B3._.D0.9A.D0.B0.D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B8.D0.BD.D0.B3.D1.80.D0.B0.D0.B4|серьёзно расширено в начале 1970-х годов]]. Важной особенностью завода является расположение на берегу незамерзающей части Балтийского моря, позволяющее круглогодично проводить спуск кораблей и их ходовые испытания.


История наименований предприятия:
История наименований предприятия:
* 1945–1966 гг. — '''«Судостроительный завод {{nobr|№ 820}}»'''.
* 1945–1966 гг. — '''«Судостроительный завод {{nobr|№ 820}}»'''.
* с 1966 года по настоящее время — '''«Прибалтийский судостроительный завод „Янтарь“»''' (в 1992 году завод был преобразован из государственного предприятия в акционерное общество).
* с 1966 года по настоящее время — '''<nowiki>«Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»</nowiki>''' (в 1992 году завод был преобразован из государственного предприятия в акционерное общество).


Входит в состав Западного центра судостроения Объединённой судостроительной корпорации.
Входит в состав Западного центра судостроения Объединённой судостроительной корпорации.
Строка 40: Строка 40:
[[Файл:Order of the Red Banner of Labour OBVERSE.jpg|35px|left]] '''1966 год''' — за успешную трудовую деятельность завод награждён орденом Трудового Красного Знамени.
[[Файл:Order of the Red Banner of Labour OBVERSE.jpg|35px|left]] '''1966 год''' — за успешную трудовую деятельность завод награждён орденом Трудового Красного Знамени.


'''31 января 1966 года''' — '''завод № 820 переименован в Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»'''.
'''31 января 1966 года''' — '''завод № 820 переименован в <nowiki>«Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»</nowiki>'''.


[[Файл:Druzhnyy1985.jpg|thumb|150px|{{abbr|БПК|Большой противолодочный корабль|0}}<ref>На момент снимка — сторожевой корабль.</ref> «Дружный» проекта 1135, 1985]]
[[Файл:Druzhnyy1985.jpg|thumb|150px|{{abbr|БПК|Большой противолодочный корабль|0}}<ref>На момент снимка — сторожевой корабль.</ref> «Дружный» проекта 1135, 1985]]

Версия от 21:33, 29 апреля 2016

 
Leftquotes.pngКачество, проверенное моремRightquotes.png
Девиз завода
Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», 2008

Акционерное общество «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (официальное сокращённое наименование АО «ПСЗ «Янтарь») — крупное судостроительное предприятие в г. Калининград Калининградской области, имеющее большое значение в масштабах всей страны. Образовано 2 августа 1945 года как «Судостроительный завод № 820» на базе имущества верфи «Ф. Шихау» в Калининграде и впоследствии серьёзно расширено в начале 1970-х годов. Важной особенностью завода является расположение на берегу незамерзающей части Балтийского моря, позволяющее круглогодично проводить спуск кораблей и их ходовые испытания.

История наименований предприятия:

  • 1945–1966 гг. — «Судостроительный завод № 820».
  • с 1966 года по настоящее время — «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (в 1992 году завод был преобразован из государственного предприятия в акционерное общество).

Входит в состав Западного центра судостроения Объединённой судостроительной корпорации.

В настоящее время завод специализируется в основном на военном судостроении в области крупных надводных кораблей, исключая самые крупные.

История предприятия

Предыстория создания завода

1 мая 1826 года — в городе Кёнигсберге, находившемся в то время на территории Королевства Пруссия, три горожанина решили открыть предприятие «Унион Гизерай», специализировавшееся на изготовлении различных металлоконструкций. Позднее предприятие стало развиваться и как машиностроительное, в том числе с производством оборудования для пищевой промышленности, паровых машин, паровозов и судов различных классов.[1]

1907 год — для расширения производства предприятие купило новую территорию с выходом к воде в городском районе Континен[1].

1912 год — предприятие переехало на нынешнюю территорию завода «Янтарь».

1929 год — на фоне мирового экономического кризиса фирма «Унион Гизерай» обанкротилась и была закрыта.

1930 год — мощности завода выкуплены у кредиторов судостроительной фирмой «Ф. Шихау»[2]. Вскоре была проведена обширная модернизация производства, прежде всего под военное кораблестроение.

9 апреля 1945 года — Кёнигсберг взят штурмом советскими войсками, при этом верфь существенно не пострадала, так как русские её специально не бомбили, а немцы не озаботились её уничтожением.

8 июля 1945 года — вышло Постановление № 9467-С Государственного Комитета Обороны СССР, предусматривающее создание на базе бывшего завода «Ф. Шихау» в Кёнигсберге отечественного судостроительного предприятия.

Советская Россия

2 августа 1945 года — организован Судостроительный завод № 820 (ныне АО «ПСЗ „Янтарь“»). Предприятие было создано на базе сохранившегося имущества верфи «Ф. Шихау», переданного Народному Комиссариату судостроительной промышленности СССР.

осень 1945 года — предприятие начало деятельность по частичному ремонту небольших кораблей и судов.

БДК проекта 1171 «Николай Фильченков»

1964–1975 годы — завод строит крупной серией в 14 единиц большие десантные корабли проекта 1171.

Order of the Red Banner of Labour OBVERSE.jpg

1966 год — за успешную трудовую деятельность завод награждён орденом Трудового Красного Знамени.

31 января 1966 года — завод № 820 переименован в «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь».

БПК[3] «Дружный» проекта 1135, 1985

21 июля 1968 года — на заводе заложен большой противолодочный корабль «Бдительный» — головной корабль огромной впоследствии серии достаточно крупных кораблей второго ранга проекта 1135, выпускавшихся в разных модификациях до 2010-х годов включительно. С 1977 года они были переклассифицированы в сторожевые корабли, а на экспорт продавались как фрегаты. Сам же «Бдительный» был спущен на воду и введён в строй в 1970 году.

1969–1975 годы — на заводе построены семь серийных больших противолодочных кораблей проекта 1135.

1972–1992 годы — построены десять морских железнодорожных паромов-ледоколов серии «Сахалин» проекта 1809 для паромной переправы Ванино — Холмск.

1972 год — введён в строй судостроительный комплекс «Янтарь» с крытым эллингом, позволяющий производить суда спусковым весом до 12 000 тонн, ставший основной производственной площадкой завода.

10 декабря 1973 года — на заводе заложен большой противолодочный корабль «Резвый» — головной корабль проекта 1135М, являющегося улучшенной версией проекта 1135. Корабль был спущен на воду и введён в строй в 1975 году.

1973–1990 годы — на заводе медленно[4] строится серия из трёх больших десантных кораблей проекта 1174.

БПК «Удалой» проекта 1155, 1983

1974–1981 годы — на заводе построены все десять серийных больших противолодочных кораблей (с 1977 года — сторожевых кораблей) проекта 1135М.

23 июля 1977 года — заложен большой противолодочный корабль «Удалой» — головной корабль проекта 1155, спущенный на воду и введённый в строй в 1980 году. Корабли этого типа отличались наличием практически самого мощного противолодочного вооружения, какое только можно было создать в то время.

1979–1987 годы — строится серия из четырёх больших разведывательных кораблей проекта 1826 «Рубидий».

1981–1991 годы — на заводе построены семь серийных больших противолодочных кораблей проекта 1155.

СКР «Неустрашимый» проекта 11540

25 марта 1987 года — на заводе заложен сторожевой корабль «Неустрашимый» проекта 11540 — головной в планировавшейся крупной серии, призванной прийти на смену сторожевикам проекта 1135. Корабль был спущен на воду в 1988 году и введён в строй в 1990 году.

27 мая 1988 года — заложен первый серийный сторожевой корабль проекта 11540 «Неукротимый». Корабль, спущенный на воду в 1990 году, был достроен только в 2009 году под именем «Ярослав Мудрый».

28 февраля 1989 года — на заводе заложен большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» — первый корабль проекта 1155.1, вступивший в строй гораздо позднее в связи с развалом СССР и последующим экономическим коллапсом.

1991 год — начато строительство серийных больших противолодочных кораблей проекта 1155.1. Однако в связи с последовавшим развалом СССР производство этих кораблей вскоре было отменено[5].

БПК «Адмирал Чабаненко» проекта 1155.1

Российская Федерация

1992 год — завод преобразован из государственного предприятия в акционерное общество.

1993 год — заложен второй серийный сторожевой корабль проекта 11540 «Туман», впоследствии так и не достроенный.

28 января 1999 года — введён в строй большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко», заложенный ещё в 1989 году и спущенный на воду в 1992 году. Корабль стал первым и единственным представителем проекта 1155.1.

Фрегат ВМС Индии «Триканд» проекта 11356

23 декабря 2004 года — начато строительство большого десантного корабля «Иван Грен» — головного корабля проекта 11711. Корабль был спущен на воду в 2012 году и должен войти в строй в 2016 году.

2007–2013 годы — на заводе построена серия из трёх фрегатов проекта 11356 для военно-морских сил Индии.

Июль 2009 года — введён в строй сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» — первый и последний серийный сторожевик проекта 11540, заложенный ещё в 1988 году и спущенный на воду в 1990 году под именем «Неприступный».

2010–н.в. — на заводе строится серия из шести сторожевых кораблей (фрегатов) проекта 11356 типа «Адмирал Григорович» для Черноморского флота России. Строительство серии встретилось с трудностями вследствие начавшегося в 2014 году Украинского кризиса, поскольку Украина отказалась поставлять закупленные Россией двигатели для последних трёх кораблей серии.

11 июня 2015 года — на заводе заложен первый серийный большой десантный корабль проекта 11711 «Пётр Моргунов».

См. также

Ссылки

Примечания

  1. В это время город Кёнигсберг находился на территории Германской Империи.
  2. Фирма «Фердинанд Шихау» в то время имела несколько крупных верфей по всей Германии, в том числе в Эльбинге и Данциге, где строились корабли и суда всех классов вплоть до линкоров-сверхдредноутов.
  3. На момент снимка — сторожевой корабль.
  4. Основные закупки больших десантных кораблей военно-морской флот СССР в это время делал на польской верфи «Stocznia Polnocna» в Гданьске, производившей корабли проекта 775.
  5. Единственный заложенный в тот год корабль проекта 1155.1 — «Адмирал Басистый» — впоследствии был разобран на стапеле, а заказ на ещё один — «Адмирал Кучеров» — аннулирован.