Балтийский завод: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 39: | Строка 39: | ||
'''1924—1928 годы''' — завод достраивает лёгкий крейсер «Светлана» (с 1925 года «Профинтерн», позднее гвардейский лёгкий крейсер «Красный Крым»). Изначально крейсер строился заводом Руссо-Балт в Ревеле (ныне Таллин), после эвакуации в ходе Первой мировой войны осеню 1917 года корабль достраивался [[Адмиралтейские верфи|Адмиралтейским заводом]] в [[Петроград]]е, а затем с 1918 года находился там же на хранении. | '''1924—1928 годы''' — завод достраивает лёгкий крейсер «Светлана» (с 1925 года «Профинтерн», позднее гвардейский лёгкий крейсер «Красный Крым»). Изначально крейсер строился заводом Руссо-Балт в Ревеле (ныне Таллин), после эвакуации в ходе Первой мировой войны осеню 1917 года корабль достраивался [[Адмиралтейские верфи|Адмиралтейским заводом]] в [[Петроград]]е, а затем с 1918 года находился там же на хранении. | ||
'''1925 год''' | '''1925 год''' — на предприятии построен первый отечественный тепловоз системы профессора Геккеля. | ||
'''1931—1932 годы''' — недостроенный линейный крейсер «Измаил» из-за сохранившейся нехватки средств разобран на метал трестом «Металлолом». | '''1931—1932 годы''' — недостроенный линейный крейсер «Измаил» из-за сохранившейся нехватки средств разобран на метал трестом «Металлолом». | ||
Строка 97: | Строка 97: | ||
'''1985 год''' — завод награжден орденом Ленина за большие заслуги в создании и производстве новой техники. | '''1985 год''' — завод награжден орденом Ленина за большие заслуги в создании и производстве новой техники. | ||
'''1986—1991 годы''' | '''1986—1991 годы''' —на заводе строился достроенный позднее [[Крупные_российские_проекты_(Борис_Ельцин,_1991-1996)#.D0.90.D1.82.D0.BE.D0.BC.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BB.D0.B5.D0.B4.D0.BE.D0.BA.D0.BE.D0.BB_.C2.AB.D0.AF.D0.BC.D0.B0.D0.BB.C2.BB_.D1.82.D0.B8.D0.BF.D0.B0_.C2.AB.D0.90.D1.80.D0.BA.D1.82.D0.B8.D0.BA.D0.B0.C2.BB|пятый атомный ледокол проекта 10520 — «Ямал»]]. | ||
'''1986—1991 годы''' — заводе строился и был спущен на воду достроенный позднее четвёртый в серии сильнейших навианесущих надводных кораблей в истории — [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1996-1999)#.D0.A2.D1.8F.D0.B6.D0.B5.D0.BB.D1.8B.D0.B9_.D0.B0.D1.82.D0.BE.D0.BC.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D1.80.D0.B0.D0.BA.D0.B5.D1.82.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80_.C2.AB.D0.9F.D0.B5.D1.82.D1.80_.D0.92.D0.B5.D0.BB.D0.B8.D0.BA.D0.B8.D0.B9.C2.BB|тяжёлый атомный ракетный крейсер «Куйбышев» (позднее «Юрий Андропов», с 1992 года «Пётр Великий») проекта 1144 «Орлан»]]. | '''1986—1991 годы''' — заводе строился и был спущен на воду достроенный позднее четвёртый в серии сильнейших навианесущих надводных кораблей в истории — [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1996-1999)#.D0.A2.D1.8F.D0.B6.D0.B5.D0.BB.D1.8B.D0.B9_.D0.B0.D1.82.D0.BE.D0.BC.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D1.80.D0.B0.D0.BA.D0.B5.D1.82.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80_.C2.AB.D0.9F.D0.B5.D1.82.D1.80_.D0.92.D0.B5.D0.BB.D0.B8.D0.BA.D0.B8.D0.B9.C2.BB|тяжёлый атомный ракетный крейсер «Куйбышев» (позднее «Юрий Андропов», с 1992 года «Пётр Великий») проекта 1144 «Орлан»]]. |
Версия от 14:37, 26 мая 2016
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Общество с ограниченной ответственностью «Балтийский завод — Судостроение» (официальное сокращённое название ООО «Балтийский завод — Судостроение») — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе Санкт-Петербурге. Образовано 26 мая 1856 года как «Балтийский литейный, механический, и строительный завод Карра и Макферсона».
История наименований предприятия:
- 1856—… гг. — Балтийский литейный, механический, и строительный завод Карра и Макферсона
…
- с 2011 года по настоящее время — ООО «Балтийский завод — Судостроение».
Входит в состав Объединённой судостроительной корпорации.
В настоящий момент предприятие специализируется на строительстве самых крупных надводных кораблей для военно-морского флота, является единственным в мире производителем атомных ледоколов и плавучих атомных энергоблоков. Строит также обычные ледоколы и суда ледового класса, а также крупногабаритные агрегаты судовой энергетики и машиностроения, являясь в некоторых областях, например в производстве крупных гребных винтов массой до 70 тонн, единственным производителем такого рода техники в России.
История предприятия
Российская Империя
26 мая (13 мая по старому стилю) 1856 года — петербургским купцом 1-й гильдии М. Е. Карром и подданным Великобритании инженером-механиком императорской яхты «Невка» М. Л. Макферсоном, ранее имевшим в Санкт-Петербурге мастерскую, основан «Балтийский литейный, механический, и строительный завод Карра и Макферсона».
осень 1857 года — завод достиг значительных по тем временам размеров, имея 400—500 рабочих и будучи полнстью укомплектован технологическим оборудованием.
1861 год — за отличную продукцию для нужд Морского флота заводу присуждена золотую медаль Промышленной выставки в Санкт-Петербурге.
1861—1862 годы — на заводе построена броненосная канонерская лодка «Опыт» — первый отечественный корабль с металлическим корпусом.
середина 1860 годов — оформилось сохранявшееся последующие полвека разделение завода на корабельную и механическую стороны. Корабельная часть, занимавшаяся строительством корпусов судов располагалась между Невой и Кожевенной линией, а механическая часть за Кожевенной линией производила паровые котлы и машины.
1866 год — на заводе построена подводная лодка Александровского — опытный корабль, имевший выдающиеся по тем временам характеристики.
1872 год — предприятие объявило о банкротстве.
май 1874 года — предприятие было продано английскому акционерному обществу и сменило название на «Балтийское железоделательного и механическое общество».
1876 год — после скупки акций Морским ведомством Российской Империи предприятие преобразовано в «Русское акционерное Балтийское железоделательное, судостроительное и механическое общество».
1912—1917 годы — на предприятии строятся два линейных крейсера типа «Измаил» («Измаил» и «Кинбурн»), фактически — быстроходные линкоры-сверхдредноуты, классифицировавшиеся как линейные крейсера в основном по причине устаревшей классификации в Законе о флоте, по которому осуществлялось финансирование их строительства. В 1917 году строительство замедлилось, а после Октябрьской революции и вовсе остановилось. Оба корабля, достраивавшиеся этому времени уже на плаву, были переданы на хранение Санкт-Петербургскому порту.
Советская Россия
1923 год — недостроенный линейный крейсер «Кинбурн» типа «Измаил» продан на металл в Германию.
1924—1928 годы — завод достраивает лёгкий крейсер «Светлана» (с 1925 года «Профинтерн», позднее гвардейский лёгкий крейсер «Красный Крым»). Изначально крейсер строился заводом Руссо-Балт в Ревеле (ныне Таллин), после эвакуации в ходе Первой мировой войны осеню 1917 года корабль достраивался Адмиралтейским заводом в Петрограде, а затем с 1918 года находился там же на хранении.
1925 год — на предприятии построен первый отечественный тепловоз системы профессора Геккеля.
1931—1932 годы — недостроенный линейный крейсер «Измаил» из-за сохранившейся нехватки средств разобран на метал трестом «Металлолом».
1935—1938 годы — на заводе построен первый отечественный крупный корабль, заложенный после Революций 1917 года — лёгкий крейсер «Киров» проекта 26, впоследствии краснознамённый.
1936—1940 годы — на заводе построен лёгкий крейсер «Максим Горький» — головной корабль проекта 26-бис.
15 июля 1938 года — на заводе заложен линейный корабль «Советский Союз» — головной в серии недостроенных линкоров проекта 23.
1939 год — на заводе заложены два лёгких крейсера проекта 68 («Чапаев» и «Чкалов» (с 1958 года «Комсомолец»)) с плановым сроком сдачи в 1942 году, достроенных впоследствии уже после войны по улучшенному проекту 68-К.
1940 год — завод награжден орденом Ленина за заслуги в деле укрепления обороноспособности СССР.
28 апреля 1941 года — спущен на воду лёгкий крейсер «Чапаев» проекта 68.
10 июля 1941 года — в связи с началом Великой Отечественной войны заморожено строительство линкора «Советский Союз» проекта 23.
10 сентября 1941 года — в связи с началом Великой Отечественной войны заморожено строительство лёгких крейсеров «Чапаев» и «Чкалов» проекта 68, примерно тогда же отменили планировавшуюся на конец года закладку второй для завода пары аналогичных крейсеров «Ленин» и «Дзержинский». Тем же приказом недостроенные линкоры проекта 23, включая строившийся на предприятии головной «Советский Союз», были исключены из списков флота.[1]
1947 год — по личному распоряжению Сталина форсирована достройка крейсеров проекта 68 довоенной закладки по улучшенному проекту 68-К, отличавшемуся существенно усиленным зенитным вооружением.
25 октября 1947 года — спущен на воду лёгкий крейсер «Чкалов» проекта 68-К.
середина 1949 года — корпус недостроенного линкора «Советский Союз» проекта 23 спущен на воду и вскоре разобран.
15 октября 1949 года — заложен головной в серии самых крупных отечественных кораблей, строившихся в те годы — лёгкий крейсер «Свердлов» проекта 68-бис.
1950 год — введены в строй лёгкие крейсера «Чапаев» и «Чкалов» проекта 68-К, заложен лёгкий крейсер «Жданов» проекта 68-бис.
1951 год — заложены лёгкие крейсера «Александр Суворов» и «Адмирал Сенявин» проекта 68-бис.
1952 год — введены в строй лёгкие крейсера «Свердлов» и «Жданов» проекта 68-бис, заложен лёгкий крейсер «Дмитрий Пожарский» проекта 68-бис.
1953 год — введён в лёгкий крейсер «Александр Суворов» проекта 68-бис, заложены лёгкие крейсера «Кронштадт» и «Таллин» проекта 68-бис.
1953—1958 годы — на заводе построены 19 средних дизель-электрическиых подводных лодок проекта 613, строившиеся в то время огромной серией и на других заводах СССР и Китайской Народной Республики.[2]
1954 год — введены в строй лёгкие крейсера «Адмирал Сенявин» и «Дмитрий Пожарский» проекта 68-бис, заложен лёгкий крейсер «Варяг» проекта 68-бис.
2 сентября 1959 года — сняты со строительства все лёгкие крейсера проекта 68-бис, включая строившиеся на предприятии «Кронштадт» (готовность 84,2 %), «Таллин» (готовность 70,3 %) и «Варяг» (готовность 40 %).
1971—1975 годы — на заводе построен второй в мире и крупнейший на то время атомный ледокол «Арктика» проекта 10520, ставший вскоре первым в мире судном, достигшим Северного полюса в надводном плавании. Позднее на заводе были постепенно построены ещё пять ледоколов этого проекта.
1973—1980 годы — на заводе построен головной в серии сильнейших навианесущих надводных кораблей в истории — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров» (с 1992 года по 2004 год — «Адмирал Ушаков») проекта 1144 «Орлан».
1974—1977 годы — на заводе построен второй атомный ледокол проекта 10520 — «Сибирь».
1978—1984 годы — на заводе по улучшенному проекту построен второй в серии сильнейших навианесущих надводных кораблей в истории — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» (с 1992 года «Адмирал Лазарев») проекта 1144.2 «Орлан».
1981—1985 годы — на заводе построен третий атомный ледокол проекта 10520 — «Россия».
1983—1988 годы — заводе построен третий в серии сильнейших навианесущих надводных кораблей в истории — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин» (с 1992 года «Адмирал Нахиммов») проекта 1144 «Орлан».
1983—1989 годы — на заводе построен четвёртый атомный ледокол проекта 10520 — «Советский Союз».
1985 год — завод награжден орденом Ленина за большие заслуги в создании и производстве новой техники.
1986—1991 годы —на заводе строился достроенный позднее пятый атомный ледокол проекта 10520 — «Ямал».
1986—1991 годы — заводе строился и был спущен на воду достроенный позднее четвёртый в серии сильнейших навианесущих надводных кораблей в истории — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Куйбышев» (позднее «Юрий Андропов», с 1992 года «Пётр Великий») проекта 1144 «Орлан».
1989—1991 годы — на заводе строился достроенный позднее атомный ледокол улучшенного проекта 10521 — «50 лет Победы» (при закладке «Урал»).
Современная Россия
1991—1993 годы — на заводе достроен пятый атомный ледокол проекта 10520 — «Ямал».
1991—1993 годы — на заводе достраивался до спуска на воду атомный ледокол улучшенного проекта 10521 — «50 лет Победы» (при закладке «Урал»), после чего из-за отсутствия средств последовал перерыв в его строительстве до 2003 года.
1991—1998 годы — заводе достраивался четвёртый в серии сильнейших навианесущих надводных кораблей в истории — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» (ранее «Куйбышев»и «Юрий Андропов») проекта 1144 «Орлан».
2003—2007 годы — на заводе достроен спущенный на воду ещё в 1993 году и находившийся на консервации атомный ледокол «50 лет Победы» (при закладке «Урал») улучшенного проекта 10521, получивший более совершенный ложкообразный нос и ставший крупнейшим когда-либо построенным атомным ледоколом.
Ожидаемые события
Начало строительства атомного ледокола-лидера, способного обеспечивать круглогодичню навигацию по всему Северному морскому пути.
Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии
На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:
- Броненосная канонерская лодка «Опыт» (с 1883 года «Мина») (построена в 1861—1862 годах) — первый отечественный корабль с металлическим корпусом. Участвовал в Первой мировой войне в качестве судна навигационного обеспечения. Продан на металл в 1922 году.
- Подводная лодка Александровского
- Подводная лодка «Дельфин» («Миноносец № 113», «Миноносец № 150»)
- Броненосец «Князь Суворов» типа «Бородино» — флагманский корабль Второй тихоокеанской эскадры, героически погибший в Цусимском сражении с превосходящим японским флотом 14 (27) мая 1905 года. Действия команды броненосца, продолжавшей вести бой и выполнять приказ даже тогда, когда из полусотни его разноразмерных орудий в строю осталось лишь одна 76-миллиметровка, впоследствии было использовано даже японской пропагандой как пример, достойный всяческого подражания.
- Линейный корабль (эскадренный броненосец) «Слава» типа «Бородино» — последний из серии эскадренных броненосцев типа «Бородино», позднее переклассифицированный в линейный корабль, прославился во время Первой мировой войны, когда ему в одиночестве долгое время удавалось вести успешные бои с на порядок более мощными германскими дредноутами, обороняя минные заграждения на входе в Рижский залив.
- Краснознамённый линейный корабль «Севастополь» («Парижская коммуна») (построен в 1909—1914 годах) — первый отечественный линкор-дредноут. В ходе Великой Отечественной войны являлся флагманом Черноморского флота и активно участвовал в обороне Севастополя и Керченского пролива, за что впоследствии был награждён орденом Боевого Красного Знамени.
- Гвардейский лёгкий крейсер «Красный Крым» («Светлана», «Профинтерн») (строился на заводе Руссо-Балт в Ревеле, а после его эвакуации на Адмиралтейском и Балтийском заводах)
- Гвардейская краснознамённая подводная лодка Д-3 «Комсомолец» типа «Декабрист» (построена в 1927—1930 годах) — первая подводная лодка в истории Человечества, выполнившая подлёдное плавание под арктическими льдами и первая отечественная подводная лодка, побывавшая в Западном полушарии Земли. В ходе военных действий в Баренцевом море во время Великой Отечественной войны стала первым одновремённо и гвардейским, и краснознамённым кораблём отечественного флота. Корабль пропал без вести в боевом походе в июне 1942 года.
- Атомный ледокол «Арктика» — судно, первым достигшее Северного Полюса Земли в активном плавании.
- Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий»
- Плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» — строящаяся плавучая атомная электростанция является первой в мире.
См. также
Ссылки
- Официальный сайт предприятия bz.ru
- Фоторепортаж о Закладке зданий отдела Подводного плавания на Балтийском судостроительном и механическом заводе 15 сентября 1913 года
Примечания
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|