Завод «Красное Сормово»: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 36: | Строка 36: | ||
'''ноябрь 1849 года''' — предприятие в основном построено и приступило к производственной деятельности. Завод, построенный по проекту отставного майора Алексея Ивановича | '''ноябрь 1849 года''' — предприятие в основном построено и приступило к производственной деятельности. Завод, построенный по проекту отставного майора Алексея Ивановича | ||
Узатиса, представлял собой три здания: среднее (оно же главное) | Узатиса, представлял собой три здания: среднее (оно же главное) — двухэтажное, с нижним каменным и верхним деревянным этажами, где располагались, помимо прочих, токарное и слесарное отделения, и два боковых здания, в одном из которых были размещены чугунолитейное и кузнечное производство, а в другом — котельная мастерская. Также были построены верфь для сборки судов, пять жилых флигелей и склады<ref>По терминологии того времени — запасные сараи</ref>. Оборудование мастерских, закупленное в Бельгии и смонтированное осенью 1849 года имело привод с помощью трансмиссий от двух стационарных паровых машин мощностью 5 и 25 л. с. С этого времени и до 1854 года на заводе работало около 100 человек. | ||
'''май 1850 года''' — спущено на воду первое судно, построенное на предприятии — деревянный колёсный пароход-«забежка» «Ласточка». | |||
'''1856 год''' — численность работающих на предприятии, по-видимому, вследствие расширения производства превысила 600 человек. | '''1856 год''' — численность работающих на предприятии, по-видимому, вследствие расширения производства превысила 600 человек. |
Версия от 23:55, 17 августа 2016
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Акционерное общество «Завод «Красное Сормово» (официальное сокращённое название АО «Завод «Красное Сормово») — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе Нижнем Новгороде. Образовано 21 июля 1849 года как «Нижегородская машинная фабрика» (в некоторых источниках фигурирует название «Сормовская машинная фабрика»).
История наименований предприятия:
Входит в состав Объединённой судостроительной корпорации.
В настоящий момент предприятие специализируется в основном на строительстве коммерческих судов среднего водоизмещения класса «река-море». В советское время завод производил также подводные лодки, в том числе атомные.
История предприятия
Предыстория создания завода
8 марта 1849 года — тайный советник князь Лев Викторович Кочубей, полковник князь Владимир Александрович Меньшиков и отставной гвардии поручик Дмитрий Егорович Бенардаки создают в Санкт-Петербурге компанию Нижегородской машинной фабрики и Волжского буксирного и завозного пароходства, поставившую целью производство и эксплуатацию пароходов на Волге, для чего было решено построить завод по производству пароходов, на что было выделено 500 тыс. рулей серебром.
30 июня 1849 года — компания купила у вдовствующей помещицы Крюковой участок земли под строительство предприятия между деревнями Соромово и Мышьяковка «начиная от межи государственных крестьян Козинской волости, деревни Соромовой, вниз по течению реки Волги, вдоль правого ее берега».
Российская Империя
21 июля 1849 года — Балахнинский уездный суд утвердил купчую на землю, купленную под предприятие. Этот день считается датой его рождения.
24 июля 1849 года — расчищена площадка под строительство корпусов предприятия.
ноябрь 1849 года — предприятие в основном построено и приступило к производственной деятельности. Завод, построенный по проекту отставного майора Алексея Ивановича Узатиса, представлял собой три здания: среднее (оно же главное) — двухэтажное, с нижним каменным и верхним деревянным этажами, где располагались, помимо прочих, токарное и слесарное отделения, и два боковых здания, в одном из которых были размещены чугунолитейное и кузнечное производство, а в другом — котельная мастерская. Также были построены верфь для сборки судов, пять жилых флигелей и склады[1]. Оборудование мастерских, закупленное в Бельгии и смонтированное осенью 1849 года имело привод с помощью трансмиссий от двух стационарных паровых машин мощностью 5 и 25 л. с. С этого времени и до 1854 года на заводе работало около 100 человек.
май 1850 года — спущено на воду первое судно, построенное на предприятии — деревянный колёсный пароход-«забежка» «Ласточка».
1856 год — численность работающих на предприятии, по-видимому, вследствие расширения производства превысила 600 человек.
1870 год — на предприятии построена первая в стране мартеновская печь для выплавки стали.
Советская Россия
1918 год — завод национализирован.
1920 год — на заводе собран первый отечественный танк современного типа «Борец за свободу тов. Ленин».
1922 год — завод переименован в «Красное Сормово».
1930—1931 годы — на заводе частично построена подводная лодка Щ-304 («Комсомолец», «Язь», «Ударник», «Баржа № 550»), достроенная после доставки в транспортном доке на Балтийском заводе в Ленинграде в 1931—1934 годах. Подводная лодка, ставшая первой построенной на заводе, впоследствии участвовала в Великой Отечественной войне.
1953 год — на предприятии начала работать первая в мире установка непрерывной разливки стали.
1982—1991 годы — на заводе построено 14 больших дизель-электрических подводных лодок проекта 877 «Палтус» и его модификаций, пять из которых пошли на экспорт (два корабля закупил Алжир и по одной подлодке получили Польша, Румыния и Индия), ещё три аналогичные лодки были достроены позднее, уже после развала СССР в начале 1990-х, а последняя — 18-я — и вовсе уже при Путине.
1988—1998 годы — на предприятии строилась, но не была доделана опытовая подводная лодка Б-90 «Саров», достроенная уже позднее на заводе «Севмаш» в Северодвинске. Рубка подлодки в 1998 году была установлена на территории завода в качестве памятника к его 150-летию.
Российская Федерация
1991—1994 годы — на заводе, в дополнение к 14 выпущенным при советской власти, были достроены заложенные ранее три подводные лодки проекта 877 «Палтус» различных модификаций, при этом два из трёх кораблей были построены на экспорт в Китай. В это же время была заложена, но в 1994 году временно снята со строительства аналогичная подводная лодка Б-340, достроенная впоследствии по улучшенному проекту уже позднее при Путине.
лето 2003 года — недостроенная опытовая подводная лодка Б-90 «Саров» была перевезена для достройки на завод «Севмаш» в Северодвинске.
2003—2006 годы — на заводе достроена подводная лодка 373 Yuan Zhend 73 Hao проекта 636М «Варшавянка» для военно-морского флота Китая, строительство которой под названием «Б-340» по более раннему проекту было прервано в 1994 году.
Ожидаемые события
Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии
На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:
- Краснознамённая подводная лодка С-13 (построена в 1938—1939 годах) — подводная лодка серии IX-бис (тип «С» в названии означает «Средняя» или «Сталинец»). Подводная лодка, как считается, провела самую успешную в плане далеко идущих последствий торпедную атаку в истории Человечества, утопив 30 января 1945 года немецкое судно (вооружённый лайнер-трансатлантик) «Вильгельм Густлофф» водоизмещением 25,5 тыс. тонн, на борту которого, помимо прочего, находились 918 военнослужащих 2-й учебной дивизии подводных сил, что полностью сорвало ввод в строй последней крупной и весьма совершенной серии германских подводных лодок, оставшихся без экипажей. Также подводная лодка потопила крупный вооружённый войсковой транспорт «Генерал Штойбен» водоизмещением 14,6 тыс. тонн и ещё четыре парохода поменьше. В результате, подводная лодка стала наиболее результативной в отечественном военно-морском флоте по суммарному тоннажу потопленных судов, достигшему 44,1 тыс. тонн, а две наиболее результативные атаки, выполненные без каких-либо нарушений законов и обычаев войны, тем не менее входят в число крупнейiих морских катастроф (на 2016 год 5 и 16 строки списка соответственно). Лодка была награждена орденом Красного Знамени 20 апреля 1945 года. В 1957 году подводная лодка была списана и затем разобрана. Флаг корабля находится в экспозиции Центрального музея Вооруженных Сил в Москве, а копия рубки установлена на территории Нижегородского Кремля.
См. также
Ссылки
Примечания
- ↑ По терминологии того времени — запасные сараи
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|