Крупные российские проекты (Александр I, 1801-1815): различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) |
AlexBond (обсуждение | вклад) |
||
Строка 139: | Строка 139: | ||
Строительство порта Одесса и [[Одесса|одноимённого города при нём]] (не месте небольшого селения Хаджибей и свежепостроенной Хаджибейской крепости Днестровской оборонительной линии) началось в 1794 году, а своё современное название город и порт получили в 1795 году. Рассчитанное на пять лет строительство первой очереди порта, однако, было серьёзно задержано сменой власти в Санкт-Петербурге — как и многие начинания Екатерины II, мегапроект в Одессе при новом Императоре — Павле I — на некоторое время остался без финансирования, которое, однако, было возобновлено в 1800 году. Окончанием строительства первой очереди порта, по-видимому, можно считать окончание строительства набережной в Купеческой гавани в 1804 году, поскольку, несмотря на незавершённость молов, которые достраивались ещё долгие десятилетия, это всё-таки сделало побережье портом, притом что объём работ был выполнен очень большой. | Строительство порта Одесса и [[Одесса|одноимённого города при нём]] (не месте небольшого селения Хаджибей и свежепостроенной Хаджибейской крепости Днестровской оборонительной линии) началось в 1794 году, а своё современное название город и порт получили в 1795 году. Рассчитанное на пять лет строительство первой очереди порта, однако, было серьёзно задержано сменой власти в Санкт-Петербурге — как и многие начинания Екатерины II, мегапроект в Одессе при новом Императоре — Павле I — на некоторое время остался без финансирования, которое, однако, было возобновлено в 1800 году. Окончанием строительства первой очереди порта, по-видимому, можно считать окончание строительства набережной в Купеческой гавани в 1804 году, поскольку, несмотря на незавершённость молов, которые достраивались ещё долгие десятилетия, это всё-таки сделало побережье портом, притом что объём работ был выполнен очень большой. | ||
Окончание строительства первой очереди порта, который развивался и [[Крупные_российские_проекты_(Николай_I,_1843-1855)# | Окончание строительства первой очереди порта, который развивался и [[Крупные_российские_проекты_(Николай_I,_1843-1855)#Порт_Одесса_—_коренная_реконструкция|позднее]], привело также к последующему быстрому росту города Одессы. | ||
== Гужевые (будущие автомобильные) дороги == | == Гужевые (будущие автомобильные) дороги == |
Версия от 13:43, 7 мая 2023
Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй в 1801–1815 годах.
Границы периода обусловлены вступлением Александра I на престол 13(25) марта 1801 года (начало) и подписанием Парижского мирного договора 8(20) ноября 1815 года[1], завершивший эпоху Наполеоновских войн (окончание периода).
Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, 2024-2030, сейчас, вскоре, в перспективе.
Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.
Символы нации
Казанский собор в Санкт-Петербурге
Проект строительства собора разрабатывался ещё во время правления Павла I, однако само строительство началось 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии уже нового Императора — Александра I. Закончен и освящён собор был 15 (27) сентября 1811 года, хотя отделка уже действующего храма продолжалась до 1829 года. Стоимость проекта составила 4,7 млн рублей.
Храм считается лучшим творением архитектора Андрея Воронихина (происходившего из крепостных крестьян). Характерной особенностью Казанского собора является его полукруглая колоннада, двумя крыльями окаймляющая предсоборною площадь, открытую на Невский проспект. Строительство колоннады позволило сделать парадным северный фасад собора, выходящий на Невский (дело в том, что проспект проходит с запада на восток, а главный парадный ход у православных храмов принято располагать на западе, а алтарь — на востоке). Рассматривался также вариант строительства аналогичной колоннады у противоположного южного фасада собора, но этот проект не был воплощён.
Казанский собор стал храмом-памятником победы в Отечественной войне, незадолго до которой он был освящён. В 1813—1814 годах в соборе были выставлены для публичного осмотра 107 трофейных французских знамён и 93 символических ключа от взятых русской армией крепостей и городов. Часть убранства собора создана из трофейного французского серебра. В соборе хранится почитаемый список с Казанской иконы Божией Матери, считающейся защитницей России от иноземных завоевателей. В 1813 г. в соборе был похоронен полководец и национальный герой Михаил Илларионович Кутузов, обеспечивший стратегическую военную победу в войне 1812 г. В 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины изгнания Наполеона из России на площади перед Казанским собором были установлены знаменитые памятники главнокомандующим 1812 года М. Б. Барклаю-де-Толли и М. И. Кутузову.
Здание Оружейной палаты Московского кремля
Очень большое по тем временам музейное здание Оружейной палаты было построено в это время на территории Московского кремля. Новый музей предназначался для хранения и демонстрации царских регалий, подарков иностранных послов и прочего содержимого императорской сокровищницы, на основе которой ещё при Петре I начали постепенно создавать музей. Основные строительные работы было проведены в 1806—1809 гг., однако отделка музея была завершена только в 1812 году уже после начала войны, из-за чего экспонаты были эвакуированы, а сам музей, так и не открывшись, пострадал во время оккупации. Ремонт здания был завершён в 1814 году, а сама Оружейная палата Московского кремля была открыта для посещения уже в 1816 году.
Позднее в 1851 году для Оружейной палаты было построено более совершенное и безопасное новое здание, входящее в комплекс Большого кремлёвского дворца. Старое же здание тогда было перепрофилировано в казармы, а в 1959 году оно было снесено для строительства Кремлевского дворца съездов (ныне Государственный кремлёвский дворец).
Стрелка Васильевского острова (Торговый порт Санкт-Петербурга) — первые этапы коренной реконструкции
Была построена основная часть находившегося в самом центре столицы и призванного, судя по подчёркнутой монументальности зданий и сооружений, выполнять и функции символа страны Торгового порта, ныне известного как Стрелка Васильевского острова. Подробнее – см. раздел Морские и речные порты.
Крупнейшие корабли и суда
Несмотря на кажущуюся сухопутность войны 1812 года, в эпоху Наполеоновских войн российский флот не стоял на приколе, сражаясь в войнах не только с Францией, но и с Турцией (1806—1812), а также сдерживая англичан во время действия Тильзитского мира.
120-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Храбрый»
Флагманский линейный корабль. Заложен 18 июля 1805 года в Главном адмиралтействе[2] в Санкт-Петербурге, спущен на воду 1 июля 1808 года. Участвовал в конфликте с Англией 1807—1812 годов и в войне с Францией 1812—1814 годов.
110-пушечные линейные корабли Черноморского флота типа «Полтава»
В это время в Херсонском адмиралтействе было построено три корабля этого проекта:
- «Полтава» — заложен 20 октября 1806 года, спущен на воду 20 июня 1808 года. Участвовал в войне с Турцией 1806—1812 годов.
- «Двенадцать апостолов» — заложен 12 ноября 1808 года, спущен на воду 31 мая 1811 года.
- «Париж» — заложен 18 сентября 1812 года, спущен на воду 22 ноября 1814 года.
110-пушечный линейный корабль Черноморского флота «Ратный»
Заложен в Херсонском адмиралтействе 9 марта 1801 года, спущен на воду 18 ноября 1802 года. Участвовал в войне с Турцией 1806—1812 годов.
110-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Ростислав»
Заложен 26 декабря 1811 года в Кронштадте, спущен на воду 31 августа 1813 года.
100-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Гавриил»
Заложен 3 августа 1800 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 3 октября 1802 года.
88-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Смелый»
Строился в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 15 июля 1808 года.
80-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Рафаил»
Реально нёс 82 пушки. Заложен 3 августа 1800 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 6 августа 1802 года. Участвовал в войне с Францией 1804—1807 годов, в войне с Турцией 1806—1813 годов и в конфликте с Англией 1807—1812 годов.
80-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Уриил»
Заложен 3 августа 1800 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 16 августа 1802 года. Участвовал в войне с Францией 1804—1807 годов, в войне с Турцией 1806—1813 годов и в конфликте с Англией 1807—1812 годов.
74-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Твёрдый»
Корабль был заложен 16 августа 1802 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе[3] как 90-пушечный, но в 1803 году принято решение об его переделке в 74-пушечный. Спущен на воду 18 июля 1805 года. Участвовал в войне с Турцией 1806—1812 гг.
74-пушечные линейные корабли Балтийского флота типа «Трёх Святителей»
Корабли этого типа являлись основной ударной силой флотов того времени. Всего в Санкт-Петербурге в этот период было построено шесть таких кораблей:
- «Трёх Святителей» — заложен 15 января 1809 года в Главном адмиралтействе, спущен на воду 30 сентября 1810 года.
- «Мироносец» — заложен 15 января 1809 года в Новом адмиралтействе, спущен на воду 24 мая 1811 года.
- «Юпитер» — заложен 28 января 1811 года в Новом адмиралтействе, спущен на воду 7 сентября 1812 года.
- «Нептунус» — заложен 2 декабря 1811 года в Главном адмиралтействе, спущен на воду 6 июня 1813 года.
- «Пётр» — заложен 22 декабря 1811 года в Главном адмиралтействе, спущен на воду 7 августа 1814 года.
- «Финланд» — заложен 5 декабря 1812 года в Новом адмиралтействе, спущен на воду 7 августа 1814 года.
Ещё один корабль этого типа был введён в строй позднее.
74-пушечные линейные корабли Балтийского флота типа «Память Евстафия»
Корабли этого типа являлись основной ударной силой флотов того времени. В этот период были введены в строй оба корабля этого типа:
- «Память Евстафия» — заложен 15 января 1809 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе[4], спущен на воду 30 сентября 1810 года.
- «Чесма» — заложен 15 января 1809 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе[5], спущен на воду 24 мая 1811 года.
74-пушечные линейные корабли Балтийского флота типа «Селафаил»
Корабли этого типа являлись основной ударной силой отечественного флота того времени. При этом только головной корабль — «Селафаил» — был построен в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, а все серийные корабли, включая и построенные уже позднее, строились в Архангельском адмиралтействе. Всего на Балтийском и Белом морях в этот период было введено в строй первые 14 из 23 таких кораблей:
- «Селафаил» — заложен 3 августа 1800 года в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 22 августа 1803 года.
- «Сильный» — заложен 29 августа 1801 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 28 мая 1804 года.
- «Орёл» — заложен 23 декабря 1805 год, спущен на воду 23 мая 1807 года.
- «Северная звезда» — заложен 23 декабря 1805 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 23 мая 1807 года.
- «Борей» — заложен 23 декабря 1805 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 26 мая 1807 года.
- «Не тронь меня» — заложен 28 августа 1807 года на в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 9 мая 1809 года.
- «Три иерарха» — заложен 28 августа 1807 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 9 мая 1809 года.
- «Святослав» — заложен 28 августа 1807 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 14 августа 1809 года.
- «Принц Густав» — заложен 20 ноября 1809 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 9 мая 1810 года.
- «Норд-Адлер» — заложен 20 ноября 1809 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 9 мая 1810 года.
- «Берлин» — заложен 10 марта 1810 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 19 июля 1813 года.
- «Гамбург» — заложен 10 марта 1810 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 19 июля 1813 года.
- «Дрезден» — заложен 10 марта 1810 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 19 июля 1813 года.
- «Любек» — заложен 10 марта 1810 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 19 июля 1813 года.
Ещё девять кораблей этого типа было построено позднее.
74-пушечные линейные корабли Черноморского флота типа «Анапа»
Корабли этого типа являлись основной ударной Черноморского флота того времени. Всего в Херсонском адмиралтействе в этот период были построены первые восемь кораблей этого типа:
- «Анапа» — заложен 5 февраля 1806 года, спущен на воду 30 сентября 1807 года.
- «Мария» — заложен 28 февраля 1807 года, спущен на воду 12 ноября 1808 года.
- «Дмитрий Донской» — заложен 28 июля 1807 года, спущен на воду 6 ноября 1809 года.
- «Азия» — заложен 20 ноября 1807 года, спущен на воду 5 августа 1810 года.
- «Лесное» — заложен 9 ноября 1809 года, спущен на воду 5 июля 1811 года.
- «Максим Исповедник» — заложен 4 февраля 1810 года, спущен на воду 9 июня 1812 года.
- «Бриен» — заложен 23 февраля 1810 года, спущен на воду 1 ноября 1813 года.
- «Кульм» — заложен 24 ноября 1810 года, спущен на воду 4 ноября 1813 года.
Позднее были построены ещё три корабля этого типа.
74-пушечный линейный корабль Черноморского флота «Правый»
Первый корабль Черноморского флота с медной обшивкой днища и скреплённым медными болтами корпусом. Заложен по индивидуальному проекту в Херсонском адмиралтействе 14 июля 1801 года, спущен на воду 10 июля 1804 года. Реально нёс 76 пушек. Участвовал в войне с Турцией 1806—1812 годов.
66-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Скорый»
Несмотря на данные авторитетных источников о том, что корабль был 66-ти пушечным, его размеры и, особенно, осадка, характерные скорее для 74-пушечных линейных кораблей, позволяют серьёзной сомневаться в такой классификации. Заложен 16 августа 1802 года в Санкт-Петербургском Главном адмиралтействе, спущен на воду 18 августа 1805 года.
66-пушечный линейный корабль «Мощный» Балтийского флота
В это время в Архангельском адмиралтействе по индивидуальному проекту был построен 66-пушечный корабль «Мощный», заложенный 16 июля 1804 года и спущенный на воду 17 июня 1805 года.
66-пушечные линейные корабли типа «Всеволод» Балтийского флота
Всего в Архангельском адмиралтействе в этот период были введены в строй оба лёгких линейных корабля этого типа:
- «Всеволод» — заложен 28 августа 1807 года, спущен на воду 10 мая 1809 года.
- «Саратов» — заложен 28 августа 1807 года, спущен на воду 19 мая 1809 года.
64-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Победоносец»
Заложен 28 августа 1807 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 9 мая 1809 года.
Морские и речные порты
Торговый порт Санкт-Петербурга (стрелка Васильевского острова) — первые очереди коренной реконструкции
В это время, после не вполне удачных более ранних попыток, развернулось активное строительство на стрелке Васильевского острова, являвшейся в то время Торговым портом Санкт-Петербурга. В связи с прямой видимостью порта от Зимнего дворца проект предусматривал монументальные сооружения, предназначенные в том числе и служить одним из символов страны. Очень крупный проект реконструкции включал гранитную набережную с ростральными колоннами и отсыпкой порядка 100 метров берега для создания площади, снос старого недостроенного и строительство нового монументального здания биржи, а также строительство паркгаузов (складов временного хранения) и других зданий портовой таможни.
Проект стартовал зимой 1805 года с началом строительства насыпных территорий и монументальных гранитных набережных с причальными стенками и ростральными колоннами, а также, с 23 июня того же года, не менее монументального здания биржи[2].
Полукруглая гранитная набережная перед биржей и цоколь здания биржи из дикого камня были построены в 1807—1808 годах. В 1809 году была построена гранитная набережная с причальной стенкой на Малой Неве до «старой биржи» (до нынешней Биржевой линии), однако в том же году были выделены деньги на её небольшое продолжение на 10 саженей (21,3 м) вниз по течению. По-видимому, в это же время была завершена и набережная на Большой Неве до устоев ныне упразднённого Исаакиевского наплавного моста, располагавшегося точно напротив памятника Петру I (Медного всадника), поскольку тогда же были выделены средства для продления гранитной набережной и по Большой Неве вниз по течению на 20 саженей (42,7 метра). Ростральные колонны со скульптурным оформлением, ныне ставшие одним из самых известных символов города, завершены в 1810 году.
Основные строительные работы по зданиям и сооружениям первой очереди были завершены в 1810 году. При этом наиболее дорогостоящее строительство набережных было полностью завершено, а вот ввод в строй здания биржи был отложен в связи с войной 1812 года, поэтому работы по проекту продолжались и позднее.
Порт Одесса — первая очередь
Основная статья: Одесса
Строительство порта Одесса и одноимённого города при нём (не месте небольшого селения Хаджибей и свежепостроенной Хаджибейской крепости Днестровской оборонительной линии) началось в 1794 году, а своё современное название город и порт получили в 1795 году. Рассчитанное на пять лет строительство первой очереди порта, однако, было серьёзно задержано сменой власти в Санкт-Петербурге — как и многие начинания Екатерины II, мегапроект в Одессе при новом Императоре — Павле I — на некоторое время остался без финансирования, которое, однако, было возобновлено в 1800 году. Окончанием строительства первой очереди порта, по-видимому, можно считать окончание строительства набережной в Купеческой гавани в 1804 году, поскольку, несмотря на незавершённость молов, которые достраивались ещё долгие десятилетия, это всё-таки сделало побережье портом, притом что объём работ был выполнен очень большой.
Окончание строительства первой очереди порта, который развивался и позднее, привело также к последующему быстрому росту города Одессы.
Гужевые (будущие автомобильные) дороги
Дарьяльская дорога
В связи с добровольным присоединением Грузии к России с 1799—1801 гг. российские военные инженеры стали строить на месте древней тропы нормальную дорогу от Владикавказа до Тифлиса (ныне Тбилиси). Дорога, снабжённая многочисленными укреплениями от нападений горцев, была открыта для проезда колёсного транспорта в 1814 году.[3]
В крупности проекта сомневаться не приходится в силу того, что на многих участках дорога была проведена фактически по отвесным скалам.
Позднее, к 1863 году, дорога была коренным образом реконструирована и переименована в Военно-Грузинскую дорогу.
Крупнейшие мосты
Ростокинский акведук
Самый длинный каменный мост России тех времён длиной 365 метров строился в рамках проекта Мытищинского водопровода для снабжения Москвы питьевой водой с 1779 по 1804 год.
Машиностроение
Модернизация Тульского оружейного завода
В начале XIX века на Тульском оружейном заводе было прекращено производство эксклюзивного оружия, зато было налажено и, по сравнению с предшествующими образцами, существенно расширено производство единого ружья образца 1808 года, на которое в те годы перевооружалась армия.
На заводе в этот период работал инженер Павел Дмитриевич Заха́во — «отец русского штыка», который изобрёл лучшие в мире станки для сверления стволов и обработки штыков. Его деятельность позволила в относительно короткие сроки механизировать Тульский завод более чем на 50 % и резко нарастить выпуск оружия между 1804—1814 гг.[4][5]
В результате, если в 1806 году завод изготавливал 43–45 тыс. ружей в год, то задание на 1810 год составляло 99 тыс. ружей, а за годы войны 1812–1814 гг. на заводе и работавших на субподряде мастерских было изготовлено и отремонтировано более 500 тысяч ружей, что было абсолютно немыслимо для полукустарного производства более ранних времён.[6]
Ижевский оружейный завод (первый пусковой комплекс)
Строительство Ижевского оружейного завода на базе переданного ему Ижевского железоделательного завода началось в 1807 году, хотя первое распоряжение о строительстве оружейного завода на Каме дал ещё Павел I в 1800 году. Выпуск огнестрельного оружия на предприятии начался уже в 1807 году, а в годы войны завод, судя по всему, достиг размеров крупного проекта, поставив во время войны в действующую армию более 6 тысяч ружей, а также много холодного оружия.
Полностью же предприятие было достроено позднее в 1820-х гг.
Охтенская верфь
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, торговые центры и их комплексы
Военный городок лейб-гвардии Кавалергардского полка в Санкт-Петербурге
Аналогично лейб-гвардии Конному полку, обслуживающая их инфраструктура была гораздо более сложной. Помимо собственно казарм, штаба и хозяйственных построек, элитной кавалерийской части требовались и жилые помещения, и обширные конюшни, и конногвардейский манеж — весьма сложное для техники того времени здание с огромным пролётом без колонн внутри. Причём эти здания, находящиеся в самом центре столицы, требовали соответствующей отделки. В 1800—1803 гг. всё необходимое для полка было построено в камне, украшено лепниной, скульптурой и т. п. и в значительной степени сохранилось до наших дней.[7]
Военный городок лейб-гвардии Конного полка в Санкт-Петербурге
Хотя полки тяжёлой кавалерии были гораздо более малочисленны, чем пехотные, обслуживающая их инфраструктура была гораздо более сложной. Помимо собственно казарм, штаба и хозяйственных построек, элитной кавалерийской части требовались не только обширные конюшни, но и конногвардейский манеж — весьма сложное для техники того времени здание с огромным пролётом без колонн внутри. С другой стороны, здания, находящиеся в самом центре столицы, требовали соответствующей отделки. В 1810-х гг. всё необходимое для полка было построено в камне, украшено лепниной, скульптурой и т. п. и в значительной степени сохранилось до наших дней.
Казармы лейб-гвардии Преображенского полка в Санкт-Петербурге
Пехотные полки уже тогда были весьма крупными формированиями — общая численность одного полка с обслуживающим персоналом составляла порядка 2400 человек. Комплекс каменных зданий военного городка старейшего и престижнейшего лейб-гвардии Преображенского полка был в целом построен в 1801…1805 гг. В рамках проекта были возведены современнейшие по тем временам казармы для рядовых и офицеров, а также штабные и вспомогательные здания.
Военный городок лейб-гвардии Измайловского полка в Санкт-Петербурге
Гвардейский пехотный полк начал получать просторные по-столичному отделанные каменные казармы и другие постройки ещё при Императоре Павле I с 1798 года, однако основная их часть была возведена в 1805—1806 гг., а полностью проект был завершён, по-видимому в 1807 году.[8]
Гораздо позднее полку были переданы построенные рядом в это время в 1809—1812 гг. конюшни и манеж лейб-гвардии Конно-пионерского[6] дивизиона, которые в настоящее время включаются в состав казарм полка, но непосредственного отношения к проекту этого времени не имеют.
Реконструкция Макарьевской ярмарки
В это время была полностью реконструирована центральная в стране Макарьевская ярмарка (крупнооптовый торговый центр), ставшая крупнейшей ещё в середине XVII века. Только от аренды лавок на ярмарке казна получила только за один 1810 год 120 тыс. рублей (то есть порядка миллиарда рублей в ценах 2012 года). Планировавшееся ещё с 1751 года строительство каменного гостиного двора было завершено в 1809 году. Всего было за счёт казны построено одно каменное и 24 деревянных здания на 1400 лавок и за счёт купечества ещё 12 деревянных зданий на ещё 1800 лавок.[9]
Уже вскоре, после серьёзного пожара, случившегося на ярмарке после окончания торгов сезона 1816 года, ярмарка, ранее испытывавшая неудобство из-за недостатка места и подмыва берега Волгой была полностью перестроена на новом месте в Нижнем Новгороде.
Наука и образование
Система высшего и среднего специального образования в России
До 1802 года высшее образование в России можно было получить лишь в нескольких вузах, которые можно было пересчитать чуть ли не по пальцам одной руки. Единственным полноценным университетом в стране на тот момент был Московский. Для Александра I, стремившегося в начале своего правления преобразовать Россию в либеральном духе, такая ситуация была неприемлема. В Западной Европе в то время шло бурное развитие университетского образования, и Россия не должна была отстать от европейцев. По словам Императора Александра, новые порядки в государстве должны были стать такими, что «Никто не будет определен к гражданской должности, требующей юридических и других познаний, не окончив учения в общественном или государственном училище».
В 1802—1805 годах была проведена радикальная реформа высшего образования. В 1803 году были установлены единые для всего государства учёные звания (кандидат университета, магистр и доктор), а также учреждены новые многочисленные высшие учебные заведения и классические, и технические, и военные, хотя некоторые из них стали работать в полную силу только в 1814 году. Кроме того страна для упорядочивания образования в 1803 году была разделена на шесть учебных округов во главе с классическими университетами, большинство их которых ещё требовалось создать.
К открытым в это время вузам и учреждениям среднего профессионального образования относятся:
- Императорский Виленский университет — классический университет создан в 1803 году на базе Главной виленской школы в Вильно (ныне Вильнюс, Литва).
- Императорский Дерптский университет — классический университет открыт в 1802 году (учреждён в 1799 году) на месте закрытого из-за бегства профессоров после Северной войны шведского университета в городе Дерпт (ныне Тарту, Эстония).
- Императорский Казанский университет — классический университет создан в 1804 году на базе Казанской гимназии, имевшей статус отдельной части (по современному — филиала) Императорского Московского университета, начал учебную деятельность в 1805 году, но в полном объёме открыт в 1814 году.
- Императорский Харьковский университет — классический университет открыт в 1805 году (учреждён в 1803 году).
- Паноптический институт, включавший в качестве учебной базы настоящую специально построенную верфь — судостроительный вуз (сам институт вскоре сгорел, а верфь преобразовали в обычное крупное судостроительное предприятие Охтенское адмиралтейство).
- Педагогический институт — создан в 1804 году на базе Учительской гимназии с переводом в здание Двенадцати коллегий. Впоследствии в 1819 году на его базе был преобразован в Императорский Санкт-Петербургский университет, который планировалось создать ещё в это время.
- Царскосельский лесной институт — создан в 1803 году в городе Царское Село (ныне город Пушкин в составе Санкт-Петербурга), но вскоре переведён в сам Санкт-Петербург.
- Орловский лесной институт — создан в 1808 году, вскоре присоединён к Санкт-Петербургскому.
- Козельский лесной институт
- Институт Корпуса инженеров путей сообщения
- Ярославское Демидовское училище высших наук
- Санкт-Петербургское инженерное училище
- Решильевский лицей
- Московское коммерческое училище
- Царскосельский лицей
Паноптический институт
Основная статья: Охтенское адмиралтейство Политехническое учебное заведение судостроительной направленности должно было также содержать также учебные (образцовые) приборостроительное, механическое и судостроительное производства. В 1806 году под его создание была выкуплена территория бывшей крепости Ниеншанц в устье Охты в пригороде (ныне практически в центре) Санкт-Петербурга.[10] Было построено обширное трёх-семи этажное деревянное на каменном фундаменте звездообразное с пятью лучами и центральной башней главное здание и несколько других зданий, канал к главному зданию, а также образцовая по тому времени Охтенская верфь, которую предполагалось задействовать в учебном процессе. Строительство Охтенской верфи началось в 1808 году, и до 1814 года на ней уже были построены основные производственные здания и сооружения, включая пять деревянных эллингов различного размера, пригодных для строительства даже линейных кораблей. Также в институт было перенесено и в нём расширено производство точных навигационных приборов. При этом развитию проекта способствовало наличие рядом существовавшего ещё с 1721 года Охтенского административного поселения специалистов-кораблестроителей.
Строительство как института, так и верфи при нём было завершено в 1814 году, однако 15 марта 1818 года главное здание института сгорело вместе со всем дорогостоящим оборудованием и почти всем прочим имуществом. Верфь огонь не затронул. В результате было принято решение его не восстанавливать из-за очень высокой стоимости (ущерб от пожара составил до 513 тыс. рублей), а верфь стала работать в режиме обычного промышленного предприятия.
Верфь, получившая в 1828 году статус адмиралтейства, продолжала развиваться и позднее.
Первая русская кругосветная экспедиция
В 1803—1806 годах на специально приобретённых в Англии шлюпах «Надежда» и «Нева» было проведено первое российское кругосветное плавание под руководством И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Экспедиция, совершив множество географических открытий и наблюдений, также доставила русское посольство в Японию, поучаствовала в наведении порядка на Аляске и перевезла груз мехов оттуда в Китай.
По возвращении в Кронштадт все участники экспедиции были щедро награждены, в том числе существенными денежными выплатами и пожизненными пенсиями. Также впоследствии по результатам работ были выпущены новые карты и описания результатов экспедиции, распространившиеся не только в России, но и среди европейских учёных.
Гидротехнические сооружения
Канал Императора Александра I
Канал, ныне известный как Свирский, длиной копаной части 38 вёрст (41 км), шедший вдоль берега опасного для малых судов Ладожского озера, был построен в рамках более крупного проекта Мариинской водной системы в 1802—1810 годах и обошёлся в 2,36 млн рублей.
Мариинский канал
Основной канал Мариинской водной системы на водоразделе бассейнов Волги и Невы, ныне известный как Вытегорский, строился с 1799 года, пропустил первое мелкосидящее судно в 1808 году, введён в строй вместе со всей системой 21 июля 1810 года. Стоимость канала составила грандиозную по тем временам сумму 2,771 млн рублей.
Мариинская водная система
Первая система каналов, проходящих по ныне действующей трассе Волго-Балтийского речного пути. Отличалась от действовавшей Вышневолоцкой системы возможностью пропуска судов в обе стороны и значительно большим удобством. Изыскания на трассе проводились ещё при Петре I при его личном участии, однако фактически строительство началось в 1799 году. В 1808 году по системе прошло первое судно с осадкой менее 1 метра, а полностью она была введена в строй 21 июля 1810 года[11].
В состав системы в это время, помимо прочих сооружений, входили следующие каналы[12]:
- Общий с Тихвинской системой канал Императрицы Екатерины II (Сясьский канал) длиной 10 вёрст (11 км), строившийся с перерывами с 1724 по 1802 годы стоимостью 421 тыс. рублей.
- Канал Императора Александра I (Свирский канал).
- Мариинский канал.
Впоследствии в 1828 году система была соединена с Северной Двиной Каналом герцога Александра Вюртембергского, ныне известным как Северо-Двинский канал. Система многократно совершенствовалась и позднее.
Тихвинская водная система
Третья после Вышневолоцкой и Мариинской система каналов, соединявших бассейны Волги и Невы. Строилась с 1802 по 1811 год. Система была самой короткой из всех трёх и, в отличие от Вышневолоцкой обеспечивала движение судов в обе стороны, однако уступала по удобству Мариинской. Была действующей вплоть до начала XX века.
Березинский канал
Канал, соединяющий бассейны Днепра и Двины между реками Березина и Улла строился с 1797 года и был открыт в 1805 году.
Огинский канал
Канал между реками Шара и Яцольда начинал строить ещё гетман Огинский 1770 году, однако окончательно строительство канала началось в 1799 году и было завершено в 1807 году.
Новгородский (Сиверсов) канал
Канал длиной 9 вёрст, представлявший собой обход опасного для малых судов озера Ильмень на Вышневолоцкой водной системе за счёт прямого соединения рек Мста и Волхов строился с 1797 года и был введён в строй в 1804 году. Стоимость проекта составила 833 719 рублей.
Гранитные набережные реки Мойки в Санкт-Петербурге
В 1798—1811 годах была устроена гранитная набережная реки Мойки от истока до Крюкова канала (Новой Голландии) по правому берегу и до нынешнего Английского проспекта по левому, то есть практически по всей длине реки, всего 7,5 км набережных, считая оба берега по отдельности.
Насыпная территория и гранитные набережные стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге
В это время в рамках грандиозного проекта создания монументального комплекса зданий и сооружений Торгового порта Санкт-Петербурга на стрелке Васильевского острова с отступлением местами на 100 м в сторону реки были построены гранитные набережные с причалами. Подробнее см. раздел Морские и речные порты.
Коммунальное хозяйство
Мытищинский водопровод
Самотёчный водопровод для снабжения Москвы питьевой водой строился с 1779 по 1804 год, поскольку из-за недостатка средств во время русско-турецкой войны проект был заморожен с 1787 года на 11 лет. В рамках проекта была построена кирпичная галерея длиной около 20 километров, включая крупный Ростокинский акведук, а также водоразборные фонтаны и часовни над источниками. Стоимость проекта составила 1 миллион 164 тысячи 800 рублей.[13]
Фортификационные сооружения
Крепость Бобруйск
Главная, по-видимому, предвоенная стройка Империи должна была, наряду с аналогичной Динабургской крепостью, прикрыть 1200-километровую брешь между существовавшими крепостями в Риге и Киеве. Дерево-земляная с отдельными каменными элементами, но большая по тем временам крепость строилась ударными темпами с использованием остатков укреплений XVI века с 4 июня 1810 года и фактически вошла в строй уже к концу 1811 года, так что к началу войны в ней уже размещался гарнизон в несколько тысяч человек при более чем трёх сотнях орудий. Для строительства крепости пришлось снести едва ли не весь тогдашний Бобруйск, но в 1812 году крепость сыграла важнейшую роль, сначала как пункт сосредоточения сил и снабжения русской 2-й Западной армии Багратиона, а затем сковывая целый польский корпус во время похода Наполеона на Москву.
Сразу после изгнания Наполеона крепость стали усиливать и достраивать, в результате чего в списках 1816 года она уже значилась как первоклассная, но основные работы развернулись в ней позднее.
Крепость Динабург — первый пусковой комплекс
Одна из важнейших предвоенных строек Империи должна была вместе с Бобруйской крепостью прикрыть 1200-километровую брешь между существовавшими крепостями в Риге и Киеве. Активное строительство крепости началось в 1810 году ещё до завершения её проекта, однако к началу войны крепость только внешне выглядела грозной, реально, не будучи готовой ещё к отражению полноценной осады. Тем не менее, в начале войны она сыграла заметную роль — французские войска, действующие на Санкт-Петербургском направлении отвлеклись на несколько дней на безуспешные попытки её штурма, что позволило русским войскам организованно отступить на новые рубежи и основательно там укрепиться.[14]
В дальнейшем недостроенная крепость была оставлена и частично разрушена. Однако, уже вскоре после изгнания Наполеона из России начались её восстановление и достройка.
Реконструкция крепости Кронштадт
После подписания в 1807 г. Тильзитского мира с Наполеоном Санкт-Петербург и Кронштадт оказались под угрозой со стороны английского и шведского флотов. Вскоре началась и война со Швецией. Вследствие этого в 1807—1810 гг., до охлаждения отношений с Наполеоном, последовавшего в 1810 г., в Кронштадтской крепости проводились обширные работы по повышению её обороноспособности. В частности были возведены обширные свайные преграды в акватории севернее и южнее крепости, новые батареи, в том числе две на северном фарватере, три флеши с гласисами и палисадами перед западными фронтами центральной крепости, восстановлено первое на острове Котлин укрепление Александр-Шанец, возведён новый форт «Рисбанк» (1812 г., позднее полностью перестроен и переименован в «Император Павел I»), на вооружение крепости передано множество орудий и боеприпасов и т. д. Только в начале 1808 г. на производство срочных работ в крепости было выделено 150 тыс. рублей, при том, что на строительстве в это время ежедневно бесплатно работало 2650 человек, привлечённых из различных армейских подразделений.[15][16]
Позднее в 1824 г. крепость серьёзно пострадала от катастрофического наводнения, после чего была реконструирована.
Экстренная реконструкция морской крепости Севастополь
Незадолго до того уже реконструированную морскую крепость в Севастополе или, как тогда его всё ещё называли по привычке павловских времён, Ахтиаре, в этот период ещё более серьёзно усилили. Назначенный в 1802 году командующим Черноморским флотом адмирал маркиз де Траверсе ввиду угрожающего ухудшения отношений с Турцией, позднее вылившихся в очередную Русско-турецкую войну 1806—1812 гг., принял решение немедленно, не дожидаясь одобрения Санкт-Петербурга и выделения финансирования, начать работы по усилению крепости. Позднее строительство новых укреплений активно продолжалось почти до самого окончания войны с Турцией в мае 1812 года. В этот период были построены[17]:
- Батареи в Казачьей, Камышовой и Стрелецкой бухтах (построены в 1806—1807).
- Реконструкция существующих фортов (1805—1808).
- Шесть новых батарей (фортов), особенно мощными из которых были восьмая и десятая на входе в бухту (1806—1810).
- Северное укрепление (1807—1811).
Развитие крепости продолжалось и позднее.
Крепость Кюменьгород
Каменная крепость Кюменьгород или Кюменьград (ныне Кюминлинна в городе Котка, Финляндия) была построена на месте построенного десятилетием ранее небольшого дерево-земляного передового укрепления морской крепости Роченсальм. Решение о строительстве полноценной сухопутной приграничной крепости было принято по результатам инспекции укреплений в русской Финляндии Императором Александром I в 1803 году. Причём проект строительства был разработан с помощью сверхсовременных на тот момент технологий и предусматривал создание капонирного фронта, что получило широкое распространение в мире лишь полвека спустя. А уже к началу очередной войны со Швецией в 1809 году крепость фактически вступила в строй, будучи завершённой в объёме пускового минимума, хотя некоторые укрепления из-за срочности были построенны во временном виде. Поскольку по результатам войны оставшаяся часть Финляндии также отошла к России, крепость практически утратила своё стратегическое значение, вследствие чего после небольших дополнительных строительных работ по долговременной фортификации, стартовавших в 1811 году, крепость уже в 1819 году была исключена из списка действующих и более не достраивалась, хоть и служила с небольшим перерывом ещё около 200 лет местом размещения войсковых частей России и Финляндии.[18]
Мероприятия по перевооружению армии и флота
Переход на единый калибр огнестрельного оружия
Ружье образца 1808 года калибром 17,78 мм стало первым единым для всей армии, под этот же калибр были разработаны и другие виды огнестрельного оружия, например, пистолет образца 1809 года. До этого была обычной картина, когда в армии одновременно находились ружья 28 различных систем и калибров. Помимо пехотного ружья, на вооружении находились егерский штуцер образца 1805 года, кавалерийский карабин, мушкетон и пистолет. Несмотря на то, что полностью перевооружить армию на единый калибр в это время не удалось, унификация способствовала упрощению переоснащения оружейных заводов и улучшению вооружения армии.
Аракчеевская реформа артиллерии
Фактически начатая ещё при Павле I реформа, возглавляемая с 1803 года инспектором артиллерии А. А. Аракчеевым привела к унификации пушек армейской артиллерии с 1805 года, исчезновению с серийных образцов лишних украшений и модернизации вспомогательных агрегатов артиллерийских батарей, которые в результате обрели повышенную подвижность. Также на пушках были внедрены прицелы образца 1802 года. Кроме того, до 1807 года были проведены организационные изменения в отечественной артиллерии — артиллерийские роты стали фактически самостоятельными подразделениями.[19]
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
- ↑ Начиная с середины XX века в связи с упразднением Охтенского и Нового адмиралтейств в Санкт-Петербурге сформировалась традиция писать «Главное Адмиралтейство» с большими буквами в обоих словах, не вполне, однако, верная для XIX века.
- ↑ В литературе не уточняется о каком из двух действовавших в это время адмиралтейств Санкт-Петербурга идёт речь.
- ↑ Более точное место строительства корабля в литературе не указано, скорее всего речь в данном случае идёт о Новом адмиралтействе, поскольку последующие корабли строитель линкора Г. С. Исаков строил именно там.
- ↑ Более точное место строительства корабля в литературе не указано, скорее всего речь в данном случае идёт о Главном адмиралтействе, поскольку последующие корабли строитель линкора И. В. Курепанов строил именно там.
- ↑ То есть дивизион конных военных инженеров — войск, предназначенных для ведения сапёрных и строительных работ, например возведения или уничтожения мостов, непосредственно в районе боевых действий.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|