Крупные российские проекты (Юрий Андропов, 1982-1984): различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
AlexBond (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Избранная статья}} | {{Избранная статья}} | ||
[[Файл: | [[Файл:Юрий Владимирович Андропов.jpg|thumb|240px|Ю. В. Андропов]] | ||
Здесь приведены [[крупные российские проекты]] чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года<ref>Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.</ref>, введённые в строй с 11 ноября 1982 года по 9 февраля 1984 года. | Здесь приведены [[крупные российские проекты]] чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года<ref>Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.</ref>, введённые в строй с 11 ноября 1982 года по 9 февраля 1984 года. | ||
Версия от 13:27, 7 января 2024
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй с 11 ноября 1982 года по 9 февраля 1984 года.
Границы периода обусловлены приходом к власти и смертью Юрия Владимировича Андропова.
Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, 2024-2030, сейчас, вскоре, в перспективе.
Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.
Космонавтика и ракетная техника
Ракетный комплекс Д-19 с ракетой Р-39
Ракетный комплекс стратегического назначения с межконтинентальными баллистическими ракетами Р-39 (она же РСМ-52 и 3М65), предназначенный для размещения на атомных подводных лодках проекта 941 «Акула» разрабатывался с июня 1971 года. Твердотопливная ракета Р-39 массой 90 тонн являлась самой крупной ракетой, когда либо размещённой на подводных лодках. Комплекс был принят на вооружение в мае 1983 года (по другим данным в августе 1983 или в 1984 году).
РЛС «Дарьял» в Печоре
Радиолокационная станция (РЛС) одного из самых дорогих в истории проектов согласно иностранным источникам[3] строилась с мая 1975 года и вошла в строй 20 января 1984 года. РЛС предназначалась для использования в составе Системы предупреждения о ракетном нападении и состояла из двух частей — излучающей и приёмной, которые были частично совместимы с РЛС раннего предупреждения более ранних типов и потому могли заменять их по частям.
Состоявшая из двух очень крупных и множества более мелких зданий и огромного количества аппаратуры стационарная РЛС отличалась большой потребляемой и излучаемой мощностью, циклопическими размерами (размер антенны передающей части 40х40, а приёмной 100х100 метров[4]) и высокой стоимостью, которая позднее оценивалась в 20 млрд рублей в ценах 2005 года (то есть порядка 40 млрд рублей в ценах 2012 года).
Головная РЛС проекта была построена на наиболее опасном в отношении ракетного нападения со стороны Северной Америки северном направлении в Печоре, где следит за космическим пространством практически над всем Северным Ледовитым океаном и его окрестностями.
Авиация
Истребитель МиГ-29
Лёгкий фронтовой истребитель четвёртого поколения разрабатывался в рамках общей с Су-27 программы с конца 1960-х годов, а отдельно с 1974 года. Первые серийные самолёты были выпущены в июле 1983 года.
На 2014 год различные модификации истребителя продолжают производиться и стоят на вооружении ВВС десятков стран мира, включая и российские.
Крупнейшие корабли и суда
Тяжёлый авианесущий крейсер «Новороссийск»
Третий корабль, дополнивший серию из двух построенных ранее советских авианесущих крейсеров типа «Киев», предназначенных для базирования вертолётов и самолётов вертикального взлёта и посадки. Строился на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве с 1975 года, спущен на воду 26 декабря 1978 года, введён в строй 24 ноября 1982 года.
Ещё один — четвёртый — корабль этого типа был введён в строй позднее.
Тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула» ТК-202
Второй в серии из крупнейших в истории подводных кораблей — ранее был построен головной корабль проекта — ТК-208 («Дмитрий Донской»). Заложен 22 апреля 1972 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 23 сентября 1982 года, введен в строй 28 декабря 1983 года.
Строительство подводных крейсеров этого проекта продолжалось и позднее.
Ракетный крейсер проекта 1164 «Слава» («Москва»)
Головной корабль проекта 1164 «Атлант», вооружённый большим количеством мощных противокорабельных ракет, заложен на Судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве 5 ноября 1976 года, спущен на воду 27 июля 1979 года, 30 декабря 1982 года. В 1996 году переименован в крейсер «Москва». Крейсер принимал участие в конфликте 08.08.08.
Позднее строились серийные корабли проекта 1164.
Атомная ракетно-торпедная подводная лодка К-278 («Комсомолец») проекта 685 «Плавник»
Опытно-боевая подводная лодка с титановым корпусом была построена прежде всего для исследования возможности эксплуатации боевых подводных лодок на больших глубинах, хотя и активно использовалась в повседневной боевой деятельности флота. Предельная глубина погружения субмарины составляла 1250 м, а рабочая, которая и была достигнута 4 августа 1984 года — 1000 м, что и на 2014 год остаётся мировым рекордом глубины погружения для боевых подводных лодок. Необходимо отметить, что на этой глубине подводный крейсер становился невидим для большинства гидроакустических средств и неуязвим для большей части противолодочного оружия.
Корабль был заложен 22 апреля 1978 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске, спущен на воду 9 мая 1983 года, введён в строй 20 октября 1983 года. В октябре 1988 года подводный крейсер получил название «Комсомолец».
Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами К-206 («Минский комсомолец», «Мурманск») проекта 949 «Гранит»
В это время на заводе «Севмаш» в Северодвинске в дополнение к введённой в строй ранее головной подводной лодке этого проекта был построен атомный подводный крейсер К-206 (с 14 апреля 1987 года получивший почётное наименование «Минский комсомолец», а с с 6 апреля 1993 года — собственное имя «Мурманск»). Корабль был заложен 22 апреля 1979 года, спущен на воду 10 декабря 1982 года и введён в строй 30 ноября 1983 года.
В дальнейшем линия развития атомных подводных лодок с крылатыми ракетами в отечественном флоте была продолжена строительством атомных ракетных крейсеров проекта 949А «Антей».
Атомные ракетно-торпедные подводные лодки проекта 671РТМ «Щука»
В этот период серию из 14 построенных ранее атомных подводных лодок — охотников проекта 671РТМ «Щука» дополнили ещё четыре подводных крейсера:
- К-298 — Заложен 25 февраля 1981 года в Адмиралтейском объединении в Ленинграде, спущен на воду 14 июля 1982 года, введён в строй 27 декабря 1982 года.
- К-242 — Заложен 12 июня 1982 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 29 апреля 1983 года, введён в строй 25 октября 1983 года. С 23 июня 1982 года — «50 лет Комсомольску-на-Амуре».
- К-218 — Заложен 07 ноября 1981 года на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 24 июля 1982 года, введён в строй 28 декабря 1983 года.
- К-358 — Заложен 23 июля 1982 года в Адмиралтейском объединении в Ленинграде, спущен на воду 15 июля 1983 года, введён в строй 29 декабря 1983 года. С 30 декабря 1987 — «Мурманский Комсомолец».
Ещё один подводный крейсер (К-315) в 1983 году снят со строительства в связи с прекращением производства кораблей этого типа в Комсомольске-на-Амуре. В Ленинграде же (ныне Санкт-Петербурге) строительство кораблей этого проекта продолжалось и позднее.
Корабль измерительного комплекса «Маршал Неделин» проекта 1914
До предела насыщенный самой передовой электроникой уникальный для своего времени корабль был предназначен для обеспечения полёта и испытаний ракет и космических аппаратов, для чего на его борту были смонтированы крупногабаритные антенные комплексы с соответствующей аппаратурой. Имелись также два вертолёта для выполнения специальных измерений. В отличие от аналогичных кораблей более ранних проектов, «Маршал Неделин» не являлся приспособленным для этих целей гражданским судном, а был спроектирован под руководством главного конструктора Д. Г. Соколова специально для выполнения этих функций, став первым в мире кораблём измерительного комплекса специальной постройки.
Двухвальный, с четырьмя дизелями и двумя электростанциями корабль имел прекрасные мореходные качества, достигая скорости 24 узла при длине 212 метров. Для маневрирования на малых скоростях он был оснащён подруливающим устройством и выдвижной движительно-рулевой колонкой.
«Маршал Неделин» укомплектовывался военным экипажем. Имел вооружение в составе ПЗРК, изделие «Свет» и 6 барбетов для установки артиллерии. Первоначально был заложен на Балтийском заводе в Ленинграде 16 июля 1974 года, однако затем заказ был передан Ленинградскому адмиралтейскому объединению, где он был перезаложен 19 ноября 1977 года, спущен на воду 30 октября 1981 года, введён в строй 31 декабря 1983 года.[5]
Позднее был построен ещё один корабль этого проекта.
Эскадренный миноносец «Отличный» проекта 956 «Сарыч»
Третий в ранее начатой серии океанских кораблей с мощным ракетно-артиллерийским вооружением, эсминец «Отличный» был заложен на ССЗ им. А. А. Жданова в Ленинграде 22 апреля 1978 года, спущен на воду 21 марта 1981 года, введён в строй 30 сентября 1983 года.
Корабли этого проекта строились и позднее.
Большие противолодочные корабли проекта 1155
В это время в дополнение к двум построенным ранее, были введены в строй ещё два океанских больших противолодочных корабля проекта 1155:
- «Маршал Василевский» — заложен на ССЗ им. А. А. Жданова в Ленинграде 22 апреля 1979 года, спущен на воду 29 декабря 1981 года, введён в строй 8 декабря 1983 года (по другим данным — 12 декабря 1983 года).[6]
- «Адмирал Захаров» — заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде 16 октября 1981 года, спущен на воду 4 ноября 1982 года, введён в строй 30 декабря 1983 года.
Корабли этого проекта строились и позднее.
Большой противолодочный корабль (эсминец) «Ловкий» («Ranjit») проекта 61-МЭ для ВМС Индии
Первые крупные корабли, построенные отечественными корабелами специально на экспорт представляли собой модификацию большого противолодочного корабля проекта 61, но в Индии были классифицированы как эсминцы. В этот период в дополнение к введённым в строй ранее первым двум кораблям серии на Судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве был построен третий корабль серии:
- «Ловкий» — заложен 29 июня 1977 года, спущен на воду 16 июня 1979 года, введён в строй 20 июля 1983 года, передан Индии 24 ноября 1983 года, где получил имя D53 «Ranjit».
Корабли этого проекта строились и позднее.
Пограничный сторожевой корабль «Менжинский» проекта 11351 «Нерей»
Пограничные сторожевые корабли (ПСКР) проекта 11351 «Нерей» отличались были разработаны на основе сторожевых кораблей (до 1977 года — больших противолодочных кораблей) проектов 1135 и 1135М. По своей сути они, хоть и находились в составе Пограничной службы КГБ СССР (позднее ФСБ России), но остались мощными боевыми кораблями, основным отличием которых от предшественников стала замена противолодочного ракетного комплекса на вертолётный ангар с сохранением всех прочих систем вооружения, включая 100-мм артиллерийскую установку, торпедные аппараты, реактивные бомбомёты, зенитный ракетный комплекс и зенитную артиллерию. В это время на Керченском судостроительном заводе «Залив» имени Н. Е. Бутомы был введён в строй головной корабль проекта 11351. ПСКР «Менжинский» был заложен на судостроительном заводе «Залив» в Керчи 14 августа 1981 года, спущен на воду 31 декабря 1982 года, введён в строй 29 декабря 1983 года.
Строительство кораблей этого проекта продолжалось и позднее.
Подводные лодки проекта 877
В это время в дополнение к двум подводным лодкам, построенным ранее, было введено в строй ещё три корабля этого проекта, построенных также на заводе имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре:
- Б-227 (с 2008 года «Выборг») — заложен 23 февраля 1982 года, спущен на воду 16 сентября 1982 года, введён в строй 27 декабря 1982 года.
- Б-229 — заложен 23 февраля 1983 года, спущен на воду 15 июля 1983 года, введён в строй 30 октября 1983 года.
- Б-404 — заложен 7 мая 1983 года, спущен на воду 24 сентября 1983 года, введён в строй 30 декабря 1983 года.
Строительство кораблей этого семейства продолжалось и позднее.
Подводная лодка Б-380 «Горьковский комсомолец» проекта 641Б «Сом»
В этот период на заводе «Красное Сормово» имени А. А. Жданова в Горьком (ныне Нижний Новгород) была введена в строй последняя подлодка проекта 641Б, дополнившая серию из 17 подводных лодок этого типа, построенных ранее. Корабль был заложен 15 октября 1981 года, спущен на воду в августе 1982 года и вошёл в строй 30 (по другим данным 25) декабря 1982 года. С 2008 года переименован в «Святой князь Георгий» в честь основателя Нижнего Новгорода.
Железные дороги
Линия Коротчаево (Старый Уренгой) — Новый Уренгой — Пангоды — Старый Надым
В связи со освоением газовых месторождений приполярной части Западной Сибири к 1983 году была реконструирована часть недостроенной и заброшенной сталинской 501-й стройки, также известной как Трансполярная магистраль. Одна часть линии, строившаяся железнодорожниками, длиной 188 км прошла от развилки с магистральной линией Тюмень — Уренгой (Коротчаево) до станции Пангоды и ныне принадлежит РЖД, а оставшаяся часть Пангоды — Надым-Пристань (Старый Надым) длиной 114 км строилась силами газовиков и ныне принадлежит ОАО «Газпром». Линия была постепенно введена во временную эксплуатацию в 1981—1983 годах, а затем в течение десятилетий эксплуатировалась в формально недостроенном состоянии, поскольку её окончательный ввод в строй был задержан проблемами 1990-х.[7][8]
Участок Тында — Дипкун (первая очередь линии Тында — Ургал) Байкало-Амурской железной дороги
Участок, фактически являвшийся первой очередью линии Тында — Ургал строящейся Байкало-Амурской магистрали, был введён в строй в 1984 году. Длина участка составила 136 км.
Участок Тында — Ларба (первая очередь линии Чара — Тында) Байкало-Амурской железной дороги
Участок, фактически являвшийся первой очередью линии Чара — Тында строящейся Байкало-Амурской магистрали, был введён в строй в 1984 году. Длина участка составила 131,5 км.
Электрификация линии Барановичи — Брест Белорусской железной дороги
Двухпутная линия Барановичи — Брест длиной 204 км была электрифицирована в 1983 году переменным током напряжением 25 кВ.[9]
Электрификация линии Архара — Белогорск Забайкальской железной дороги
Двухпутная линия Архара — Белогорск длиной 215 км была электрифицирована в 1983 году переменным током напряжением 25 кВ, как часть проекта электрификации Транссибирской магистрали.[10]
Электрификация линии Войновка (Тюмень) — Вагай Свердловской железной дороги
В 1983 году был электрифицирован постоянным напряжением 3 кВ участок Войновка (Тюмень) — Вагай длиной 136 км была введена в строй в 1983 году. Проект, по-видимому, являлся первой частью более крупного проекта завершения электрификации линии Тюмень — Омск, в свою очередь являвшегося частью проекта электрификации Транссибирской магистрали.[11]
Автомобильные дороги
Автомагистраль М4 Москва — Харьков — Симферополь — участок Москва — Серпухов
В это время был продлен до Серпухова (то есть фактически до моста через Оку построенный ранее первый небольшой участок автомагистрали, дублировавшей одноименную старую дорогу.
Строительство автомагистрали продолжалось и позднее.
Линии метрополитена
Серпуховская линия Московского метрополитена
В это время в активно развивавшемся как ранее, так и позднее Московском метрополитене 8 ноября 1983 года были введены в строй первые восемь станций Серпуховской (ныне Серпуховско-Тимирязьевской) линии от станции «Серпуховская» до станции «Южная».
Гидроэнергетика
Андижанская ГЭС
Гидроэлектростанция мощностью 140 МВт, активно строившаяся с 1969 года на реке Карадарья в Узбекской ССР, была введена в строй в 1983 году.[12]
Днестровская ГЭС-1 — продолжение строительства
В этот период 12 декабря 1983 года был введён в строй последний — шестой — гидроагрегат Днестровской ГЭС-1 и она достигла проектной установленной мощности в 702 МВт. И, хотя часть её гидроагрегатов была введена в строй ранее, именно этот момент следует считать датой её фактического ввода в строй, хотя официальный приём ГЭС в постоянную эксплуатацию произошёл уже позднее.
Нижнекамская ГЭС — продолжение строительства
В дополнение к десяти, введённым в строй ранее, этот период с 30 декабря 1982 по 30 декабря 1983 года на гидроэлектростанции были подключены к сети ещё четыре гидроагрегата общей установленной мощностью 312 МВт. Установленная мощность ГЭС при этом достигла 1092 МВт, однако фактическая была заметно ниже из-за нерасчётного уровня воды в водохранилище.
Остальные гидроагрегаты электростанции были введены в строй позднее.
Туямуюнская ГЭС
В это время были введены в строй первые 25-мегаваттные гидроагрегаты Туямуюнской ГЭС в Узбекской ССР, которая, судя по аналогам, была уже достаточно крупным проектом.
Полностью строительство гидроэлектростанции было завершено уже позднее.
Чебоксарская ГЭС — продолжение строительства
В этот период на электростанции на реке Волга в дополнение к построенным ранее, было введены в строй ещё несколько гидроагрегатов. Всего в 1982…1984 годах в строй в строй вводились по четыре гидроагрегата ежегодно. Каждый из гидроагрегатов имел мощность 78 МВт.[13]
Активное строительство станции продолжилось и позднее.
Шамхорская ГЭС
Гидроэлектростанция мощностью 380 МВт, ныне известная как в Шамкирская ГЭС, строилась в Азербайджанской ССР с 1975[14] года[2]. Строительство ГЭС было завершено, по-видимому, в этот период, поскольку по одним данным оно было закончено в 1982 году[15], а по другим[16] первый из двух одинаковых гидроагрегатов Шамкирской ГЭС был введён в строй 23 декабря 1982 года.
Атомная энергетика
Смоленская АЭС
Первый энергоблок АЭС типа РБМК-1000 мощностью 1000 МВт строился с 1 октября 1975 года и был введён в строй 30 сентября 1983 года.
Позднее на АЭС были построены ещё два аналогичных энергоблока.
Южно-Украинская АЭС
Первый энергоблок расположенной в г. Южноукраинск Николаевской областии Южно-Украинской[3] АЭС был оснащён реактором ВВЭР-1000 мощностью 1000 МВт. Строился с 1 марта 1977 года по 18 октября 1983 года.
Позднее на электростанции были построены дополнительные энергоблоки.
АЭС «Пакш», Венгрия
Атомная электростанция в центре Венгрии, первый энергоблок которой, оснащённый реактором типа ВВЭР-440 мощностью 440 МВт, строился с 1 августа 1974 года по 10 августа 1983 года.
Впоследствии на АЭС «Пакш» были введены в строй ещё несколько реакторов.
Энергоблок № 3 Кольской АЭС
Как и построенные ранее энергоблоки Кольской АЭС, её третий энергоблок был оснащён реактором ВВЭР-440 мощностью 440 МВт. Энергоблок строился с 1 апреля 1977 года по 3 декабря 1982 года.
Электростанция продолжала развиваться и позднее.
Тепловая энергетика
Алматинская ТЭЦ-2
В это время в 1980—1983 годы была построена первая очередь Алматинской ТЭЦ-2. Были введены в эксплуатацию три паровых котла типа БКЗ-420-140-7С и три паровых турбины типа ПТ-80/100-130/13 номинальной мощностью 89 МВт каждая. Электростанция, уникальная в этом отношении во всём мире, в силу сейсмичности региона и просадочных грунтов строилась заглубленной на 12 метров, что, ввиду большой стоимости земляных работ, в дополнение к значительной мощности введённых агрегатов, однозначно говорит о крупности проекта.[17]
Позднее была построена вторая очередь этой теплоэлектроцентрали.
Киришская ГРЭС — завершение строительства второй очереди
В это время было завершено строительство второй очереди Киришской ГРЭС, основная часть объектов которой была введена в строй ранее в 1971—1976 годах. В последующие годы продолжалась достройка теплофикационной части станции: 2 июля 1976 года был введены в эксплуатацию котлоагрегат № 5 производительностью по пару 420 т/час и турбоагрегат № 5 мощностью 50 МВт, 27 сентября 1979 года введён в строй турбоагрегат № 6 мощностью 50 МВт, в результате чего установленная мощность ГРЭС достигла 2120 МВт, а 29 сентября 1983 года был введён в строй последний 6-й котлоагрегат производительностью по пару 420 т/час.[18]
Электростанция развивалась и позднее.
Красноярская ГРЭС-2 — третья очередь
В 1981 и 1983 годах соответственно на Красноярской ГРЭС-2 были введены в строй угольные энергоблоки № 9 и № 10 общей мощностью 270 МВт, составившие третью очередь строительства станции. Также в марте 1983 года на ГРЭС была введена в строй система химической водоподготовки.
Ставропольская ГРЭС — завершение строительства
В это время с вводом в строй в 1983 году энергоблока № 8 мощностью 300 МВт — последнего из четырёх энергоблоков второй очереди Ставропольской ГРЭС, было в целом завершено строительство этой электростанции.[19][20]
Сургутская ГРЭС — третья очередь
В это время на Сургутской ГРЭС (ныне Сургутской ГРЭС-1) была введена в строй третья очередь в составе четырёх энергоблоков по 210 МВт каждый, в результате чего установленная мощность ГРЭС достигла 3360 МВт.[21][22]
Позднее рядом было начато строительство четвёртой очереди ГРЭС, ныне выделенной в отдельную Сургутскую ГРЭС-2.
Экибастузская ГРЭС-1 — энергоблоки № 6 и № 7
Два угольных энергоблока Экибастузской ГРЭС-1 мощностью 500 МВт каждый, даже по отдельности соответствующие стоимости крупного проекта, были ведены в строй в мае и октябре 1983 года соответственно, в результате чего установленная мощность этой электростанции достигла 3 500 МВт.
Позднее на электростанции был построен ещё один аналогичный энергоблок.
Металлургия
Оскольский электрометаллургический комбинат имени Л. И. Брежнева
В 1974 году Министерство внешней торговли СССР заключило с несколькими западногерманскими фирмами соглашение о сотрудничестве по созданию в СССР металлургического комбината на базе процесса прямого восстановления железа «MIDREX», в рамках которого был построен первый в стране комбинат по прямому восстановлению железа из руды. Оскольский электрометаллургический комбинат выдал первую продукцию — окисленные окатыши — непосредственно в день смерти Л. И. Брежнева 10 ноября 1982 года, однако достиг размера крупного проекта, по всей видимости, уже в это время. Собственно ввод в постоянную промышленную эксплуатацию выпускавшего эти окатыши цеха окомкования и, соответственно, снабжающего его сырьём 26-километрового пульпопровода с Лебединского горно-обогатительного комбината начался уже в январе 1983 года, а проектной мощности он достиг 31 мая 1983 года. Цех металлизации окатышей выдал первую продукция 3 декабря 1983 года. Также к этому времени было построено большое количество инфраструктурных объектов — жилые дома, трансформаторная подстанция 110 кВ, трамвайная сеть, ремонтные мощности и т. д.[23]
Комбинат продолжал достраиваться и позднее.
Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность
Ачинский нефтеперерабатывающий завод — фактический ввод в строй
Производство продукции организованного в 1971 году и строившегося в Красноярском крае с 1972 года Ачинского нефтеперерабатывающего завода началось 12 декабря 1982 года. Завод, предназначенный для переработки томской нефти, был построен на основе комплексной установки переработки нефти ЛК-6у. В этот период в 1983 году были официально введены в строй очистные сооружения завода, а основные установки работали в режиме испытаний и, по-видимому, были официально введены в строй позднее.[24][25]
Комплекс производства ароматических углеводородов Омского нефтеперерабатывающего завода
В это время на Омском нефтеперерабатывающем заводе в 1983 году был введён в строй Комплекс по производству ароматических углеводородов.[26]
Завод продолжал развиваться и позднее.
Павлодарский нефтеперерабатывающий завод — расширение предприятия
В этот период введённый в строй ранее Павлодарский нефтеперерабатывающий завод был значительно расширен, в том числе за счёт запуска в работу комплекса глубокой переработки нефти. Судя по аналогам этого производства, проект относился к крупным. Позднее в советское время на заводе также была введена в строй установка замедленного коксования.
Химическая промышленность
Невинномысское производственное объединение «Азот» — крупнотоннажная установка по производству карбамида
В этот период на Невинномысском ПО «Азот» в 1983 году вступила в строй крупнотоннажная установка по производству карбамида проектной производственной мощностью 330 тыс. т/год и весь цех «Карбамид-2А» с сопутствующими агрегатами.[27]
Объединение продолжало развиваться и позднее.
Зиминский химический комбинат, Иркутская область
Крупнейшее в стране производство поливинилхлорида, а также каустической соды строился с 1968 года на месторождении каменной соли в Иркутской области, которая должна была служить основным сырьём для комбината. Основной частью комбината стало оборудование по производству из соли каустической соды и хлора для собственных нужд, а также основного продукта — поливинилхлоридной смолы. Технологическая линия компании «УДЕ» (Германия) по производству поливинилхлорида производственной мощностью 250 тысяч тонн в год была запущена 22 декабря 1982 года[28], первые тонны суспензионного поливинилхлорида были получены 6 июня 1983 года. Вместе с комбинатом был построен рабочий посёлок (с августа 1985 года город) Саянск, а также трубопровод, по которому на завод с Ангарского завода полимеров подавался этилен.[29]
Позднее, в 1987 году на предприятии была введена в строй установка по производству отбеливателя «Белизна». На 2015 год комбинат носит название ОАО «Саянскхимпласт» и продолжает постепенно наращивать объём и ассортимент выпускаемой продукции.
Гидротехнические сооружения
Кулундинский магистральный канал
Крупный канал длиной 182 км в Алтайском крае, орошающий Кулундинскую степь водами реки Обь, строили с августа 1973 года до ноября 1983 года, после чего дальнейшее строительство планируемых ещё 120 км было приостановлено.
Наука и образование
Кольская сверхглубокая скважина СГ-3 (третий этап бурения)
Ставшую крупным проектом ещё ранее глубочайшую скважину планеты продолжали углублять в рамках третьего этапа работ формально до декабря 1984 года. Однако фактически этап был завершён в 1983 году, когда бурение скважины было приостановлено на глубине более 12 км с целью подготовки к Международному геологическому конгрессу 1984 года в Москве. Когда 27 сентября 1984 года была предпринята попытка продолжить бурение, после достижения рекордной отметки 12066 м в скважине оборвалось 5 км буровой колонны и последующие многомесячные попытки её достать ни к чему не привели.[30] [31] [32][33]
Позднее бурение скважины было возобновлено с отметки 7 км, и она вновь достигло глубины более 12 км с новым рекордом на последующем четвёртом этапе работ.
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
- ↑ По другим[1], не похожим на правду из-за большого объёма работ данным, Шамкирская ГЭС строилась с 1981 года.
- ↑ Именно такое написание названия было официальным в то время[2]
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|