Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996): различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
IgorSPb (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:Борис Ельцин на митинге (фото, 1993).jpg|thumb|200px|Борис Николаевич Ельцин]] | [[Файл:Борис Ельцин на митинге (фото, 1993).jpg|thumb|200px|Борис Николаевич Ельцин]] | ||
Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года | Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года<ref>Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.</ref>, введённые в строй в 1991–1996 годах. | ||
Границы периода обусловлены распадом СССР 26 декабря 1991 года (начало периода) и окончанием первого президентского срока | Границы периода обусловлены распадом СССР 26 декабря 1991 года (начало периода) и окончанием первого президентского срока Бориса Ельцина Ельцина 8 августа 1996 года (окончание периода). | ||
{{Крупные российские проекты (список периодов)}} | {{Крупные российские проекты (список периодов)}} |
Версия от 10:41, 24 февраля 2024
Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй в 1991–1996 годах.
Границы периода обусловлены распадом СССР 26 декабря 1991 года (начало периода) и окончанием первого президентского срока Бориса Ельцина Ельцина 8 августа 1996 года (окончание периода).
Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, 2024-2030, сейчас, вскоре, в перспективе.
Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.
Космонавтика и ракетная техника
Орбитальная станция «Мир» — завершение строительства
Орбитальной станция, частично введенная в строй ранее, строилась с 1980-х по 1996 г. Являлась первой по-настоящему долговременной и многомодульной станцией на орбите. Была затоплена в 2001 году после 15 лет полёта первых модулей, что в три раза превышало их первоначально заложенный ресурс. Ориентировочная стоимость проекта – не менее 3 млрд долларов в ценах тех лет. [1]
ГЛОНАСС (первое развёртывание)
Одна из двух существующих в мире систем глобальной спутниковой навигации. Первоначально система была введена в эксплуатацию в 1993 г. с 12 спутниками, а в 1995 г. их количество было доведено до штатного состава (24 штук), но позднее из-за малого срока службы спутников и недостатка средств система фактически утратила работоспособность. Окончательный ввод в эксплуатацию системы ГЛОНАСС произошёл в 2001–2011 годам. По некоторым оценкам на 1997 год на развёртывание системы было потрачено 2,5 млрд долларов в ценах тех лет.[2]
Авиация
Техническое усложнение современных самолётов, обусловленное во многом сложностью проектирования конструкций из композиционных материалов, привело к тому, что программы создания самолётов во всем мире становятся очень затратными. Не составляют исключения и российские проекты.
Ил-96
Ил-96 – первый отечественный широкофюзеляжный пассажирский самолет, создание которого началась в ОКБ Ильюшина еще в конце 1970-х годов прошлого века. Этот самолет стал первой машиной подобного класса, разработанной в Советском Союзе. Совершил первый полёт в 1988 году, эксплуатируется и производится серийно с 1993 года. Стоимость самолёта – 58 млн долларов, на 2012 год произведено более 25 единиц.
Данный самолет построен по схеме моноплана, который имеет низкое расположение крыльев, а также классическое оперение фюзеляжа. Главным назначением этого агрегата является перевозка 300 пассажиров, их багажа и дополнительных грузов, которые составляют 40 тонн. Дальность перевозки пассажиров составляет от 4 до 9 тысяч километров, в зависимости от модификации самолета. Конструкторами было предусмотрена максимальная дальность полета в 11 тысяч километров, так возможно изменять количество мест для пассажиров в салоне[3].
Ка-50 «Чёрная акула»
Ка-50 «Чёрная акула» (как и его двухместный вариант Ка-52 «Аллигатор») – боевой ударный вертолёт с соосной системой винтов, предназначенный для поражения бронетанковой и механизированной техники, воздушных целей и живой силы. На вертолёте реализован принцип «длинной руки», то есть они оснащены вооружением, дальность действия которого больше, чем у систем ПВО потенциального противника. Ка-50 принят на вооружение в 1995 году. Это первый боевой вертолёт, на котором установлено кресло-катапульта (перед её действием для обеспечения безопасности пилота происходит отстрел винтов).
С 2009 года серийное производство Ка-50 было прекращено в связи с принятием на вооружение двухместная версия этого вертолёта — Ка-52 «Аллигатор»[4][5]
Турбовентиляторный авиадвигатель ПС–90А
В 1992 году была завершена сертификация разрабатывавшегося с 1979 года крупного авиационного турбовентиляторного двухконтурного двигателя тягой 16 тонн, ставшего с этого времени основным для отечественной гражданской авиации и значительно превзошедшего двигатели разработки 1960–1970-х годов. Судя по длительности разработки и закрытию конкурирующих проектов процесс его создания по затратам вполне достиг размера крупного проекта, чего ранее в двигателестроении не отмечалось.
За 20 лет разработаны и сертифицированы модификации: ПС–90А–76, ПС–90А1, ПС–90А2, ПС–90А3. В настоящее время двигатели семейства ПС–90А эксплуатируются на российских самолетах пассажирской, грузовой и транспортной авиации. Установлены ПС-90А и на лайнерах президента и премьер-министра России. Отличительная особенность пермской конструкторской школы – высокая доля разработок, внедрённых в производство и массово выпускаемых серийными заводами. За годы существования КБ разработано более 70 типов двигателей, из которых 41 тип (60%) производились серийно. В разное время моторостроительными заводами в Перми (АО «ОДК-Пермские моторы») и Рыбинске (ОАО «НПО «Сатурн») выпущено 66,4 тысячи авиационных поршневых двигателей и более 19,5 тысяч авиационных газотурбинных двигателей, разработанных пермским конструкторским бюро[6].
Крупнейшие корабли и суда
Для военных кораблей не всегда известна их точная стоимость, однако практика кораблестроения показывает, что стоимость кораблей примерно пропорциональна их водоизмещению. Однако использование новейшего оборудования, конечно, может заметно удорожать проект.
Атомный ледокол «Ямал» типа «Арктика»
Ледокол пополнил серию из четырёх ранее построенных линейных атомных ледоколов проекта 1052, предназначенных для эксплуатации в глубоководных районах Северного морского пути.
Заложен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1986 году, спущен на воду 27 октября 1992 года, введён в строй в 1993 году. Широко известен по всему миру из-за регулярных рейсов с туристами на Северный Полюс, а также благодаря изображённой ради них же зубастой «улыбке» на носу. Длина ледокола превышает 147 метров, ширина – почти 30 метров, а высота борта – 17 метров.
Спроектированный как судно для зимнего обеспечения морских путей России в водах северных морей, «Ямал» может преодолеть даже самый толстый и крепкий лед. Судно имеет водоизмещение 23 тысяч тонн и корпус из 48-миллиметровой легированной стали. Помимо сопровождения экспедиций, обслуживания дрейфующих станций, сопровождения судов, идущих по Северному морскому пути, спасательных работ «Ямал» совершает туристические круизы на Северный полюс. На счету судна уже 49 рейсов.[7][8]
Ледоколы этого проекта строились и позднее.
Эсминцы проекта 956-А «Сарыч»
Серия эсминцев проекта 956 и его модификаций строилась в 1972–2006 годах, стоимость кораблей порядка 0,5–0,7 млрд долларов за штуку.[9] Ранее в советское время был построен один корабль усовершенствованного проекта 956-А. В этот период на судостроительном заводе «Северная верфь» в Ленинграде (позднее Санкт-Петербурге) были введены в строй:
- «Беспокойный» – заложен в 1987 году, вошёл в строй 28 декабря 1991 года;
- «Настойчивый» (до 1992 года «Московский комсомолец») – заложен в 1988 году, вошёл строй в 1992 году;
- «Адмирал Ушаков» (до 2004 «Бесстрашный») – заложен в 1988 году, вошёл строй в 1993 году.
Позднее были построены ещё четыре аналогичных эсминца экспортных модификаций.
Атомная ракетно-торпедная подводная лодка Б-336 «Окунь» («Псков») проекта 945А «Кондор»
Последняя подводная лодка проекта 945А «Кондор», являвшаяся второй после головной в серии субмарины К-534, введённой в строй ранее. Корабль был заложен 29 июля 1989 года на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижний Новгород), спущена на воду 28 июля 1992 года, введён в строй 14 декабря 1993 года. До 3 июня 1992 года носил имя К-336, с 6 апреля 1993 года получил наименование «Окунь», а с 3 апреля 1996 года – «Псков».
Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами проекта 949А «Антей»
Серия атомных подводных лодок, строившихся в СССР и России с 1982 по 1996 год. Всего было построено 11 кораблей, шесть из которых были построены при Горбачёве, а один – в 2019 году.
Подводные лодки этого типа оснащались большим количеством мощных противокорабельных ракет и предназначались, прежде всего, для борьбы с авианосными ударными группами, за что получили у журналистов прозвище «убийцы авианосцев». Стоимость каждой составляет 226 млн рублей в ценах середины 1980-х гг. (то есть порядка 30 млрд рублей в ценах 2012 г.).[10] После распада СССР вступило в строй 5 кораблей этого типа, из них 4 были построены на заводе «Севмаш» в Северодвинске в этот период:
- К-456 «Касатка» (с 20 июня 1996 года «Вилючинск», с 28 января 2011 года «Тверь») – заложен 9 февраля 1988 года, спущен на воду 28 июня 1991 года, введён в строй 18 августа 1992 года;
- К-266 (до 1991 года «Северодвинск», с 6 апреля 1993 года «Орёл») – заложен 19 января 1989 года, спущен на воду 22 мая 1992 года, введён в строй 30 декабря 1992 года;
- К-186 «Омск» – заложен 13 июля 1989 года, спущен на воду 8 мая 1993 года, введён в строй 15 декабря 1993 года;
- К-141 «Курск» – заложен 22 марта 1990 года, спущен на воду 16 мая 1994 года, введён в строй 30 декабря 1994 года.
Ещё одна подводная лодка К-150 «Томск», вошла в строй позднее, в конце 1996 года.
Многоцелевые атомные подводные лодки проекта 971М «Щука-Б»
Серия атомных подводных лодок, строившихся в СССР и России в 1984–2012 годах. Всего было построено 15 единиц, ещё несколько не достраивались. Ранее было построено семь кораблей этого проекта, а после распада СССР вступило в строй ещё восемь: шесть в этот период, один в 2002 году, и один в 2012 году (последняя достраивалась специально для сдачи в долгосрочную аренду ВМС Индии). По сообщениям СМИ имеется ещё одна недостроенная подводная лодка этого типа, которая также может быть достроена для сдачи в аренду ВМС Индии[11].
В этот период введены в строй шесть подводных крейсеров этого проекта:
- К-461 «Волк» – заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 14 ноября 1987 года, спущен на воду 11 июня 1991 года, введён в строй 29 декабря 1991 года;
- К-328 «Леопард» – заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 26 октября 1988 года, спущен на воду 28 июня 1992 года, введён в строй 30 декабря 1992 года;
- К-154 «Тигр» – заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 10 сентября 1989 года, спущен на воду 26 июня 1993 года, введён в строй 29 декабря 1993 года;
- К-419 (с 13 апреля 1993 года «Морж», с 29 января 1998 года «Кузбасс») – заложен на Судостроительном заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 28 июля 1991 года, спущен на воду 18 мая 1992 года, введён в строй 31 декабря 1992 года;
- К-295 (с 29 декабря 1995 года «Дракон», с 30 августа 1999 года «Самара») – заложен на Судостроительном заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 7 ноября 1993 года, спущен на воду 15 июля (по другим данным 5 августа) 1994 года, введён в строй 17 июля 1995 года;
- К-157 «Вепрь» – заложен на заводе «Севмаш» в Северодвинске 13 июля 1990 года, спущен на воду 10 декабря 1994 года, введён в строй 25 ноября 1995 года.
Атомная многоцелевая подводная лодка К-448 («Тамбов») проекта 671РТМК
Последний в ранее строившейся серии ракетно-торпедных подводных лодок корабль. Заложен 31 января 1991 года на Ленинградском адмиралтейском объединении, спущен на воду 17 октября 1991 года, введён в строй 24 сентября 1992 года. Получил наименование «Тамбов» 25 марта 1995 года.
Подводные лодки проекта 877 и его модификаций
Проект 636 представляет собой переработку проекта 877 («Палтус» он же «Варшавянка»), поэтому все эти подводные лодки часто называют «Варшавянками». Стоимость каждой составляет 13 млрд рублей.[12]
33 подводные лодки этого типа были построены ещё ранее в советское время. В этот период были введены в строй:
- Б-187 «Комсомольск-на-Амуре» проекта 877 — заложен на Судостроительном заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 7 мая 1991 года, спущен на воду 5 октября 1991 года, введён в строй 30 декабря 1991 года;
- Б-177 «Липецк» проекта 877 — заложен на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижний Новгород) 3 ноября 1989 года, спущен на воду 27 июля 1991 года, введён в строй 26 декабря 1991 года;
- Б-190 «Краснокаменск» проекта 877 — заложен на Судостроительном заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 8 мая 1992 года, спущен на воду 25 сентября 1992 года, введён в строй 30 декабря 1992 года;
- «Noor» проекта 877ЭКМ для ВМС Ирана — заложен на Ленинградском адмиралтейском объединении в Санкт-Петербурге 25 декабря 1991 года, спущен на воду 16 октября 1992 года, введён в строй 31 декабря 1992 года.
- Б-345 «Могоча» проекта 877 — заложен на Судостроительном заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 22 апреля 1993 года, спущен на воду 6 октября 1993 года, введён в строй 22 января 1994 года;
- «364 Yuan Zhend 64 Hao» проекта 877ЭКМ для ВМФ НОАК Китая — заложен на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижний Новгород) 23 марта 1989 года, спущен на воду 31 мая 1994 года, введён в строй 15 ноября 1994 года;
- «365 Yuan Zhend 65 Hao» проекта 877ЭКМ для ВМФ НОАК Китая — заложен на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижний Новгород) 8 ноября 1990 года, спущен на воду 31 марта 1995, введён в строй 15 августа 1995 года.
Строительство кораблей этого семейства продолжалось и позднее.
Железные дороги
Перевод на переменный ток линии Зима — Слюдянка Восточно-Сибирской железной дороги
В 1995 году был завершён не имевший аналогов в мире проект перевода на переменное напряжение 25 кВ наиболее нагруженного вследствие очень сложного профиля участка Транссибирской магистрали Зима – Слюдянка длиной 377 км. Ранее участок был по частям электрифицирован на постоянном токе от напряжения 3 кВ:
- Линия Слюдянка – Иркутск (1956);
- Линия Иркутск – Черемхово (1958);
- Линия Черемхово – Зима (1959).
Позднее участок оказался зажат между двумя участками с электрификацией на 25 кВ. При этом ограниченные возможности электрификации на 3 кВ по передаче мощности потребовали построить очень частую сеть тяговых подстанций и использовать провода огромного общего сечения (до 600 мм² в медном эквиваленте), но всё равно участок стал лимитирующим в увеличении нагрузки на Транссиб, в связи с чем после выработки ресурса старой электроаппаратурой было принято решение о переводе участка на переменный ток с напряжением 25 кВ, что и было выполнено без прекращения движения по участку. Хотя при этом была использована значительная часть ранее существовавшего оборудования, сложность производства работ в условиях действующей магистрали и большая протяжённость участка позволяют практически однозначно отнести проект к крупным.
Проект, по сути дела, стал частью мегапроекта электрификации Транссибирской магистрали, завершённого уже позднее.
Линии метрополитена
Достройка первой линии Екатеринбургского метрополитена
Екатеринбургский метрополитен был введён в строй в составе трёх станций на одной линии в апреле 1991 года. В дальнейшем первая линия продолжала постепенно строиться. В рассматриваемый период одна станция (Уральская) была введена в строй 22 декабря 1992 года, и ещё две – Динамо и Площадь 1905 года – 22 декабря 1994 года[13].
Достройка первой линии продолжалась и позднее, в начале XXI века.
Второй пусковой участок Самарского метрополитена
Самарский метрополитен был введён в строй в 1987 году в составе четырёх станций на одной линии. В дальнейшем первая линия продолжала постепенно строиться – в 1992–1993 годах ещё три станции были введены в строй[14].
Позднее, в 2002–2007 годах, в метрополитене был построен третий пусковой участок[15].
Завершение строительства первой очереди Новосибирского метрополитена
Первый в Сибири Новосибирский метрополитен был открыт в 1986 году. Завершение строительства первой очереди Новосибирского метрополитена произошло 2 апреля 1992 года с открытием участка «Красный проспект – Заельцовская» Ленинской линии длиной 2,033 км с новыми станциями Гагаринская и Заельцовская[16].
Позднее строилась вторая очередь Новосибирского метрополитена[17].
Сормовская линия Нижегородского метрополитена
Третий метрополитен в России был открыт в 1985 году. Первый участок Сормовской (второй) линии Нижегородского метро Московская – Бурнаковская с двумя новыми станциями был открыт в 1993 году. Ранее в 1985 году была открыта сдвоенная станция Московская, пересадочная между Сормовской и Автозаводской линиями[18].
Строительство Нижегородского метрополитена продолжалось и в XXI веке[19].
Строительство Петербургского метрополитена
Строительство метрополитена в Санкт-Петербурге связано с особыми трудностями вследствие крайне сложных геологических условий в центральной части города. Поэтому практически каждая станция метро в городе становится крупным проектом. Тем не менее, строительство метрополитена в мегаполисе со времени ввода в строй первой очереди в 1955 году велось практически непрерывно, хоть и разными темпами, как до, так и после описываемого периода[20].
В это время 30 декабря 1991 года был введён в строй участок 4-й (Правобережной) линии Площадь Александра Невского — Садовая протяжённостью 4,69 км с тремя новыми станциями. Позднее, с 2009 году, станция «Садовая» была переведена в состав 5-й (Фрунзенско-Приморской) линии, а конечной станцией для 4-й (Правобережной), линии стала вновь построенная, пересадочная с «Садовой» станция «Спасская»[21].
Строительство Московского метрополитена
Строительство метрополитена в крупнейшем городе Европы не имеет альтернативы, поэтому Московский метрополитен, открытый в 1935 г., хоть и разными темпами, но постоянно строился и до, и после этого периода.
В рассматриваемое время введены в строй следующие крупные проекты[22]:
- Линия «Люблинская» (ныне Люблинско-Дмитровская) – первые 6 станций на участке «Чкаловская – Волжская» и электродепо «Печатники» введены в строй 28 декабря 1995 года;
- Участок Отрадное — Алтуфьево (Серпуховско-Тимирязевская линия) – длина 4,6 км, введён в строй в 1992–1994 годах, содержит две новых станции: «Бибирево», открытую 31 декабря 1992 года, и «Алтуфьево», открытую 15 июля 1994 года.
Кроме того в это время с 20 ноября 1995 года было прекращено вилочное движение на Замоскворецкой линии путём выделения ветки «Каширская» — «Каховская» с тремя станциями в отдельную Каховскую линию, которую планировалось в дальнейшем сделать частью новой кольцевой линии.
Гидроэнергетика
Загорская ГАЭС — продолжение строительства
В это время 28 декабря 1994 года на частично введённой в строй ранее и медленно достраивавшейся в это время гидроаккумулирующей электростанции на северо-западе Московской области был введён в строй пятый гидроагрегат.
Полностью ГАЭС была достроена позднее.
Колымская ГЭС — продолжение строительства
В сентябре 1994 года на расположенной в Магаданской области гидроэлектростанции в дополнение четырём введённым в эксплуатацию ранее, был запущен последний, пятый, гидроагрегат мощностью 180 МВт, после чего ГЭС достигла проектной мощности 900 МВт и фактически полностью вошла в строй. Однако устранение строительных недоделок затянулось, и электростанция была принята в промышленную эксплуатацию гораздо позднее.[23]
Кривопорожская ГЭС — завершение строительства
В этот период частично введённая в строй ранее гидроэлектростанция на реке Кемь в Карелии мощностью 180 МВт строившаяся с 1977 года была полностью достроена. Акт о приёмке ГЭС в постоянную эксплуатацию был подписан, по-видимому, в 1993 году.[24][25]
Курейская ГЭС — продолжение строительства
В 1994 году был введён в эксплуатацию последний – пятый – гидроагрегат строившейся с 4 июня 1975 года ГЭС на реке Курейка у посёлка Светлогорск в Красноярском крае относительно недалеко от Норильска. И, хотя часть гидроагрегатов станции были подключены к сети ранее, именно в это время станция фактически вошла в строй, достигнув проектной мощности 600 МВт. Полностью же строительство завершилось официальным принятием в эксплуатацию уже позднее.
Атомная энергетика
Энергоблок № 4 Балаковской АЭС
Четвёртый энергоблок Балаковской АЭС типа ВВЭР-1000 мощностью 1000 МВт строился с 1984 г., введён в строй в 1993 г. Стоимость проекта составила около 100 млрд рублей в ценах 2012 г.
Строительство ещё двух аналогичных реакторов было приостановлено в 1992 году. Вопрос об их достройке неоднократно поднимался после 2000 г., однако на 2014 год он пока ещё положительно не решён.
6-й энергоблок АЭС «Козлодуй», Болгария
Завершающий энергоблок третьей очереди АЭС «Козлодуй» в Болгарии, оснащённый реактором типа ВВЭР-1000 мощностью 1000 МВт, строился с 1 апреля 1982 года до 30 декабря 1993 года.
Тепловая энергетика
Гусиноозёрская ГРЭС — завершение строительства
В дополнение к первым четырём энергоблокам Гусиноозёрской ГРЭС, построенным ещё при Брежневе, в 1988 и 1992 годах соответственно были введены в строй оставшиеся два энергоблока мощностью не менее 200 МВт каждый.
ТЭС «Жижель», Алжир
Крупная тепловая электростанция общей мощностью 630 МВт, состоящая из трёх энергоблоков по 210 МВт, была построена в 1994 году ОАО "ВО «Технопромэкспорт» в Алжире.[26]
ТЭЦ КамАЗа — вторая очередь
В это время был завершён проект расширения ТЭЦ КамАЗа (с 1994 года Набережночелнинской ТЭЦ). Основная часть объектов второй очереди ТЭЦ была введена в строй ранее, однако последний относительно крупный агрегат – энергетический котёл номер 14 типа ТГМЕ-464, был принят в эксплуатацию в 1993 году.[27]
Нижневартовская ГРЭС
Первый энергоблок ГРЭС, расположенной в Ханты-Мансийском АО, введён в строй в 1993 года. Мощность энергоблока 800 МВт. Проведённое позднее на станции строительство аналогичного второго энергоблока обошлось в 2000–2003 годах в 6 млрд рублей в ценах тех лет.[28]
Харанорская ГРЭС
Основные строительно-монтажные работы по возведению станции проводились в период 1990–1995 годам. Комплексное испытание оборудования первого энергоблока мощностью 215 МВт состоялось в июне 1995 года. Два других энергоблока были введены в 2001 (блок №2) и 2012 (блок №3) годах.[29]
Электростанция работает на местном буром угле. Стоимость только третьего (мощностью 225 МВт) – 11 млрд рублей.[30]
Машиностроение
Восстановление завода двигателей КАМАЗ
После катастрофического пожара 14–21 апреля 1993 года был в основном уничтожен завод двигателей КАМАЗ, имевший на тот момент производственную мощность 600 двигателей в сутки, площадь 440 тысяч м² и 19 тысяч работающих. Поскольку работа всего автомобильного завода критически зависела от завода двигателей, он был восстановлен с более новым оборудованием в весьма короткий срок уже в 1994 году, но в меньшем объеме — на площади 270 тыс. м² с производственной мощностью 50000 двигателей в год.[31][32]
Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность
Комплекс моторных топлив Завода по стабилизации конденсата, г. Сургут
В это время в декабре 1993 года был введён в строй в объёме пускового комплекса и вскоре в основном достроен комплекс моторных топлив недавно открытого Завода по стабилизации конденсата в городе Сургут. Комплекс предназначался для совершенствования и расширения процесса выпуска моторных топлив из газового конденсата, перерабатывавшегося на заводе. В состав комплекса, строившегося 1987 года, помимо собственно установки моторных топлив, представлявшей собой, по сути, целое нефтехимическое предприятие, также объекты электроснабжения, очистки стоков и прочие.
Развитие Омского нефтеперерабатывающего завода
В это время на одном из крупнейших в стране Омском нефтеперерабатывающем заводе были введены в строй выполнявшие в основном природоохранные функции установка «Альфа-Лаваль» по очистке накопленных в прудах-отстойниках нефтешламов в 1992 году, утилизирующая сероводород установка по производству серы в январе 1994 года и комплекс глубокой переработки мазута КТ-1/1, достроенный в июне 1994 года.[33]
Позже, в 2001 году, на заводе ввели в строй комплекс сернокислотного алкилирования 25/12.
Завод продолжал развиваться и в 2010-х подвергся масштабной модернизации.
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
50-летие Победы
50-летие Победы в Великой Отечественной войне отмечалось в 1995 году. В 1994 году затраты на празднование (включая затраты на памятники и завершение строительства музейных комплексов) оценивались в 862,1 млрд рублей.[34]
В числе крупных объектов, возведённых к празднику, был мемориальный комплекс Парка Победы на Поклонной горе в Москве. Строительство комплекса было запланировано ещё в 1958 году и началось в 1984 году. В комплекс входят: Центральный музей Великой Отечественной войны, храмы трёх конфессий, Монумент Победы и другие памятники.
Президентские выборы 1996 года
Как и прочие подобного рода мероприятия по поддержанию демократии, выборы Президента России, готовившиеся с 1995 года, прошедшие в два тура 16 июня и 3 июля 1996 года были недешёвыми и обошлись в сумму 950,1 млрд рублей, практически вдвое превысившую порог крупного проекта.[35]
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|