Охтенское адмиралтейство

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

О́хтенское адмиралте́йство (позднее Петрозавод и другие названия) — историческое судостроительное предприятие в Санкт-Петербурге, в прошлом одно из важнейших предприятий отечественной судостроительной отрасли. Основана 3 марта 1721 года как Охтинское административное поселение (в грамматике того времени Охтенское…). В 2001 году окончательно прекратило деятельность и его территория сначала была использована под бизнес-центры, а затем была передана под коммерческую застройку.

История наименований предприятия (требует уточнения[1]):

  • 1721—1806 годы — Охтинское административное поселение
  • 1781—1806 годы — Охтенская верфь.
  • 1806—1896 годы — Охтенское адмиралтейство.
  • 1896—1913 годы — Судостроительная верфь, литейный и механический завод Морского ведомства в аренде Акционерного общества Крейтон и К, или, в сокращённом виде, — Крейтоновская верфь либо Завод Крейтона (филиал фирмы «В. Крейтон и Ко», расположенной в г. Або Великого Княжества Финляндского, ныне г. Турку, Финляндия).
  • 1913—1925 годы — Петрозавод (в 1915—1921 годах Охтинский снарядный цех, действовавши на его площадях в аренде у Адмиралтейского завода)
  • 1925—1937 годы — Ленинградский Петрозавод.
  • 1937—1969 годы — Завод № 370.
  • 1969—1973 годы — Петрозавод.
  • 1973—1985 годы — Петрозавод (филиал НПО «Ритм»).
  • 1985—1992 годы — совместное российско-шведское предприятие «Седерваль-Ритм».
  • 1992—2001 годы — Петрозавод.

История предприятия

Предыстория предприятия

Российская Империя

1806 год — под строительство полноценного крупного адмиралтейства (верфи) казной выкуплен питомник, располагавшийся на месте крепости Ниеншанц, на базе поселения образовано Охтенское адмиралтейство.

1806—1814 годы — на месте бывшего питомника построен комплекс зданий и сооружений первой очереди Охтенского адмиралтейства, включающий пять эллингов для строительства фрегатов.

1811 год — на верфи в присутствии Императора Александра I спустили на воду первый с момента открытия адмиралтейства заказ — шхуну «Стрела».

Советская Россия

Современная Россия

Последующие события

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

  • Шлюп «Камчатка» (спущен на воду в 1817 году) — корабль, совершивший в 1817—1818 годах кругосветное плавание под руководством В. М. Головина.
  • Шлюп «Восток» (спущен на воду в 1818 году) — один из двух кораблей 1-й русской антарктической кругосветной экспедиции 1819—1821 годов, открывшей Антарктиду.
  • 64-пушечный корабль «Эммануил» - первый корабль с круглой кормой.
  • 16-пушечный бриг «Сенявин» (кругосветная экспедиция в 1826–1829 гг. под командованием Ф. П. Литке),
  • Фрегат «Паллада» (построен в 1831—1833 годах) — фрегат был построен в основном по чертежам «добытым» в Великобритании, которая, в свою очередь, сняла их с трофейного фрегата, построенного США, которые в то время достигли больших успехов именно в строительстве фрегатов. Тем не менее строитель фрегата полковник В. Ф. Стокке счёл возможным частично нарушить личное указание Императора Николая I[1] о строительстве корабля точно по добытым чертежам и перепроектировал корабль, ради использования более совершенной круглой кормы, технологией создания которой обладало русское кораблестроение. Корабль являлся во многом демонстратором технологий, так как впервые получил и множество других новшеств, а также служил для отработки схемы артиллерийского вооружения. Впоследствии получил широкую известность благодаря циклу путевых заметок писателя И. А. Гончарова, участвовавшего на нём в переходе в Японию. Во время Крымской войны из-за невозможности входа в устье Амура, угрозы нападения англичан и крайнего износа конструкций корпуса фрегат был разоружён и затоплен в бухте Постовая Императорской (ныне Советской) гавани в январе 1856 года.
  • Фрегат «Аврора» (построен в 1833—1835 годах)
  • Парусно-винтовой фрегат «Александр Невский» (построен в 1859-1863 годах) — последний русский боевой корабль, построенный из дерева. Участвовал в экспедиции крейсерских эскадр к берегам США в качестве флагмана эскадры адмирала Лисовского в Атлантическом океане, базировавшейся в Нью-Йорке. Позднее погиб во время шторма в проливе Скаггерак из-за несогласованности действий командования, что впоследствии привело к изменению отечественных правил судовождения и созданию Общества спасения на водах.
  • Полуброненосный фрегат (броненосный крейсер) «Генерал-Адмирал» (построен в 1870—1875 годах) — первый в мире океанский броненосный крейсер. Впоследствии представители этого класса кораблей стали одними из основных во всех крупных флотах мира и, проэволюционировав в тяжелые и лёгкие крейсера, прослужили почти до конца XX века.
  • «Красный вымпел» (парусно-паровая яхта «Адмирал Завойко») (спущен в 1910 году) — мемориальный корабль Тихоокеанского флота в г. Владивосток[2].

См. также

Примечания

  1. Возможно, решение было согласовано устно.