Севмаш

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Здание заводоуправления АО «ПО «Севмаш»

Акционерное общество «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (официальное сокращённое название ОАО «ПО «Севмаш») — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе Северодвинске Архангельской области. Введено в состав действующих предприятий 21 декабря 1939 года как «Судостроительный завод № 402».

История наименований предприятия:

  • 1939—1959 годы — Судостроительный завод № 402.
  • 1959—1985 годы — Северное машиностроительное предприятие.
  • 1985—1998 годы — Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».
  • 1998—2001 годы — Государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».
  • 2001—2008 годы — Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».
  • 2008—2015 годы — Открытое акционерное общество «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».
  • 2008—2015 годы — Акционерное общество «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».

Входит в состав Объединённой судостроительной корпорации.

В настоящий момент предприятие специализируется в основном на серийном строительстве атомных подводных лодок, морских платформ и мегаяхт, а также на ремонте и модернизации крупных надводных кораблей.

История предприятия

Предыстория создания завода

Конец XIV — самое начало XV века — предположительно основан просветителем корелов преподобным Евфимием Николо-Корельский монастырь, частично на месте которого на Никольском (ранее Корельском) устье Северной Двины при его впадении в Белое море располагается предприятие.

1419 год — Николо-Корельский монастырь впервые упоминается в летописи. Монастырь был сожжён норвежцами.

1420 год — монастырь снова пострадал от пожара и далее пребывал в запустении.

1471 год — при неизвестных обстоятельствах в Белом море утонули два сына Марфы Посадницы — Антон и Феликс Борецкие. Стараниями Марфы Николо-Корельский монастырь, в котором они были похоронены, был заново отстроен и получил в собственность различные угодья и промыслы. В это время монастырь фактически являлся важнейшим морским портом северного побережья страны.

1555 год — на острове Ягры напротив монастыря оборудована якорная стоянка, получившая известность за рубежом как «Рейд Святого Николая».

1584 год — основан город Новохолмогоры (с 1613 года Архангельск), перенявший у монастыря роль главного порта на Белом море.

Декабрь 1613 года — Николо-Корельский монастырь в числе других небольших населённых пунктов в окрестностях был разорён одним из отрядов польско-литовских интервентов. Судя по летописным данным[1], «служки и крестьяне» монастырские организовали активное партизанское движение.

1620 год — в монастыре начинает действовать монастырская тюрьма, использовавшаяся, как минимум, до середины XVIII века.

1664—1667 годы — в монастыре построена каменная Успенская церковь.

1670—1674 годы — на территории монастыря возведён собор Святителя Николая

1691—1692 годы — построена деревянная стена монастыря с семью деревянными башнями. Западная башня со Святыми воротами сохранилась и ныне находится в Москве, на территории музея Коломенское.

1700 год — построена каменная колокольня монастыря.

1731 год — в обозе Николо-Корельского монастыря пошёл учиться в Москву местный уроженец и будущий всемирно известный учёный Михайло Ломоносов.

1764 год — монастырь получил статус необщежительного монастыря 3-го класса.

1808—1809 годы — в районе монастыря возводятся укрепления для береговой обороны от возможного нападения английского флота.

1921 год — едва существовавший к тому времени монастырь закрыт советскими властями.

1920-е годы — на территории бывшего монастыря размещена колония для малолетних преступников «Коммунар».

1929 год — на территории бывшего монастыря создана сельхозкоммуна «Искра».

Март 1936 года — в Архангельск для выбора места возведения нового кораблестроительного завода прибывает специальная правительственная комиссия во главе с начальником «Союзпроектверфи» Т. В. Сафроновым, выбравшая территорию возле бывшего Николо-Корельского монастыря.

31 мая 1936 года — на основании выводов комиссии принято Постановление № 0-137сс Политбюро ЦК ВКП(б) и Совета Труда и Обороны СССР о строительстве судостроительного завода в в выбранном районе.

1936 год — в том же году началось строительство завода и посёлка Судострой при нём.

1 апреля 1937 года — по Постановлению ВЦИК Судострой получил официальный статус населённого пункта как рабочий посёлок.

1938 год — посёлок Судострой получил статус города и был переименован в Молотовск в честь советского партийного деятеля той эпохи.

Советская Россия

21 декабря 1939 года — завод официально был ведён в строй в день закладки в северном доке эллинга предприятия первого корабля, которым стал линейный корабль С-101 «Советская Белоруссия»[2] по проекта 23 (тип «Советский союз») водоизмещением 65 тыс. тонн[1].

22 июня 1940 года — в южном доке предприятия заложен аналогичный линкор С-102 «Советская Россия».[3]

октябрь 1940 года — строительство линейного корабля «Советская Белоруссия» отменено при готовности 2,7 % из-за обнаруженного массового брака заклёпочных соединений, выполненных полученными из-за не до конца организованной работы строящегося завода неподходящими заклёпками. Конструкции частично использованы для строительства линкора С-102 «Советская Россия».[4]

январь 1941 года — северный док очищен от конструкций недостроенного линкора и на его месте заложено четыре эскадренных миноносца проекта 30.[5]

Крейсер «Октябрьская Революция» на почтовой марке, 1970

1952—1955 годы — на заводе строятся лёгкие крейсера проекта 68-бис «Молотовск» («Октябрьская Революция») и «Мурманск».

осень 1953 года — на предприятие с Завода № 194 в Ленинграде для достройки отбуксированы на понтонах ещё два недостроенных лёгких крейсера проекта 68-бис: «Козьма Минин» и «Дмитрий Донской» (25 сентября 1953 года переименованы в «Архангельск» и «Владивосток» соответственно). Корабли достраивались по усовершенствованному проекту 68-бис-ЗиФ, но впоследствии завершены не были.

Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский Комсомол»

1955—1958 годы — предприятием строится первая в России и третья в мире атомная подводная лодка К-3 («Ленинский Комсомол») проекта 627.

1956—1964 годы — на заводе по улучшенному проекту атомной подводной лодки К-3 строится серия из 12 торпедных атомных подводных лодок проекта 627А.

1957—1961 годы — на заводе строится серия из 15 первых отечественных дизель-электрических подводных лодок с баллистическими ракетами проекта 629, несшими по три ракеты в ограждении рубки. Ещё восемь подводных лодок этого проекта, в том числе одна на экспорт в Китай были построена на Заводе имени Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре.

1958—1963 годы — на заводе построена опытно-боевая атомная подводная лодка К-27 проекта 645 — демонстратор технологий с жидкометаллическим теплоносителем реактора и многочисленными другими новшествами.

Атомная подводная лодка К-19 проекта 658

1958—1962 годы — на заводе строится серия из восьми первых отечественных атомных подводных лодок с баллистическими ракетами проекта 658, несшими по три ракеты в ограждении рубки.

2 сентября 1959 года — вместе с ещё пятью находившимися на разных заводах крейсерами проекта 68-бис-ЗиФ сняты со строительства лёгкие крейсера «Архангельск» и «Владивосток», находившиеся в технической готовности 68,1 % и 28,8 % соответственно.

9 сентября 1959 года — Приказом министра судостроительной промышленности СССР № 0353 завод переименован в Северное машиностроительное предприятие (Севмаш).

1961 год — на заводе строится дизель-электрическая подводная лодка с баллистическими ракетами К-142 проекта 629Б, первой получившая две баллистические ракеты Р-21 с подводным стартом.

Атомная подводная лодка проекта 675

1961—1966 годы — на заводе, параллельно с Заводом имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, строится серия атомные подводные лодки с крылатыми ракетами проекта 675, отличавшихся увеличенным запасом крылатых ракет и, соответственно, водоизмещением, а также возможностью использования противокорабельных ракет, что резко увеличило ударную мощь отечественного флота по отношению к авианосным соединениям вероятного противника. Всего на заводе было построено 16 из 29 кораблей этого проекта.

Подводный крейсер проекта 667А на почтовой марке

1966—1972 годы — на заводе, параллельно с Заводом имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, строится серия первых отечественных атомных подводных ракетоносцев стратегического назначения второго поколения проекта 667А «Навага», отличавшихся радикально увеличенным запасом баллистических ракет средней дальности (16 ракет вместо трёх ранее) и, соответственно, водоизмещением, а также значительным улучшением других тактико-технических данных. Всего на заводе было построено 22 из 28-ми кораблей этого проекта.

1970—1972 годы — последние два заложенные на заводе подводные крейсера проекта 667А достраиваются уже как корабли усовершенствованного проекта 667АУ «Налим».

1970—1974 годы — строится серия из десяти атомных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667Б «Мурена», получивших вместо 16 баллистических ракет средней дальности 12 более крупных и дальнобойных межконтинентальных баллистических ракет Р-29. В дальнейшем их строительство ещё некоторое время продолжалось на Заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре.

1973—1975 годы — на заводе построены все четыре ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667БД «Мурена-М», отличавшихся от кораблей проекта 667Б дополнительно врезанным отсеком с ещё четырьмя ракетами, запускавшимися отдельным залпом.

Российская Федерация

2003—2005 годы — на заводе построены две дизель-электрические подводные лодки проекта 636М «Варшавянка» для военно-морского флота Китая.

2003—2008 годы — на предприятии достраивалась по новому проекту перевезённая с завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, где она строилась в 1988—1998 годах опытовая подводная лодка Б-90 «Саров», представляющая собой плавучий испытательный стенд.

2004—2013 годы — по заказу ВМС Индии на «Севмаш»е путём коренной переделки тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» построен авианосец «Викрамадитья».

13 октября 2015 года — собранием акционеров предприятия его название изменено на Акционерное общество «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».[6]

Ожидаемые события

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский Комсомол»
  • Атомный подводный крейсер К-3 «Ленинский комсомол» — первая отечественная и третья в мире атомная подводная лодка. В 2016 году находится в процессе переоборудования в музей.
Атомный подводный крейсер К-222 (бывший К-162), 1983
  • Атомный подводный крейсер с противокорабельными ракетами К-162 (К-222) проекта 661 «Анчар» (построен в 1963—1969 годах) — самая быстроходная подводная лодка в истории, развила на испытаниях подводную скорость 44,7 узла (83 км/ч). Также корабль являлся первой в мире подводной лодкой с титановым корпусом. При проектировании лодки запретили использовать уже освоенные системы, поэтому корабль разрабатывался долго и являлся демонстратором технологий. Основное вооружение подводного крейсера составляли разработанные под него противокорабельные ракеты П-70 «Аметист» с подводным стартом. В целом из-за огромного количества технических новшеств корабль получился эпически дорогим, за что получил неофициальное прозвище «Золотая рыбка». В 1978 году наименование корабля было изменено на К-222.
  • Атомный подводный крейсер К-278 «Комсомолец» (построен в 1978—1983 годах) — уникальная многоцелевая атомная подводная лодка, установившая 4 августа 1985 года не побитый и в 2010-х рекорд погружения для подводных лодок, достигнув глубины 1027 м. Позднее корабль погиб от пожара и затонул на большой глубине в Норвежском море в 1989 году, где пребывает и поныне.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Линейные корабли проекта 23 далеко превосходили по размерам и мощи все известные на тот момент мировые аналоги, однако, как и большинство других такого рода «суперлинкоров» они так и не были достроены, в данном случае из-за фактической неготовности отрасли и последующего начала Великой Отечественной войны, что, учитывая, помимо прочего, закупку главных турбозубчатых агрегатов этих кораблей в Швейцарии, делало достройку невозможной. Единственными их аналогами, когда-либо вступившими в строй являются японские линкоры типа «Ямато», ставшие крупнейшими и сильнейшими кораблями этого класса в истории.