Судостроительный завод «Лотос»
Акционерное общество «Судостроительный завод «Лотос» (официальное сокращённое наименование АО «СЗ «Лотос») — крупное судостроительное предприятие в городе Нариманов, Астраханская область. Открыто в 1986 году как Судостроительный завод «Лотос», специально предназначенный для строительства комплектов блок-модулей верхних строений стационарных морских платформ для добычи нефти и газа[2], с тех пор его название не изменялось за исключением формы собственности. Завод находится на берегу реки Волга в её нижнем течении, вследствие чего размер строящихся им судов ограничен классом «река-море», однако имеет редкие для отрасли спусковые устройства, позволяющие спускать на воду полностью готовые суда массой до 6000 тысяч тонн.
Предприятие входит в состав государственного холдинга Объединённая судостроительная корпорация.
История предприятия
Предыстория предприятия
6 июля 1978 года — Технико-экономическое обоснование на строительство завода «Лотос» утверждено решением министра судостроительной промышленности СССР Егорова М. В.[3]
21 августа 1978 года — заместителем министра Шапошниковым Е. Н. утверждено задание институту «Союзпроектверфь» г. Ленинград на проектирование завода «Лотос» в п. Нижневолжском Астраханской области.[4]
22 сентября 1978 года — приказом министра судостроительной промышленности N 278 в составе Астраханского судостроительного производственного объединения была создана дирекция строящегося предприятия.[5]
Советская Россия
6 февраля 1986 года — приказом министра судостроительной промышленности СССР N 51 Судостроительный завод «Лотос» введён в число действующих предприятий.[6]
1986 год — предприятие начинает производство блок-модулей верхних строений для двух буровых платформ проекта 16710, а также первых блок-модулей головной платформы проекта 16712 в кооперации с астраханскими заводами «Морской судостроительный завод», «Красные Баррикады» и «Судостроительный завод им. Карла Маркса». Основным заказчиком завода являлось производственное объединение «Каспморнефтегаз» Азербайджанской ССР.
1987 — 1991 годы — завод строит отдельные части для четырёх буровых платформ проекта 16716 для месторождения «Белый Тигр» компании «ВьетСовпетро», работающей на шельфе Вьетнама. Эти работы в кооперации с многими другими заводами[1] продолжались и некоторое время спустя.[7]
1990 год — начало судоремотной деятельности предприятия.
Российская Федерация
1991 — 1993 годы — завод продолжает строительство элементов нефтедобывающих платформ для компании «ВьетСовпетро», работающей на шельфе Вьетнама.[8]
1992 год — предприятие преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Судостроительный завод «Лотос».
Середина 1990-х(?) — первая половина 2000-х — предприятие занято в основном судоремонтом[9].
2002 год — в связи с изменениями в законодательстве предприятие преобразовано в Открытое акционерное общество «Судостроительный завод «Лотос». Тогда же АО «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) приобрело 6,31 % акций предприятия, вошедшего, в результате, в состав дивизиона «ОМЗ — Морские и нефтегазовые проекты».[10][11]
2004 год — дивизион «ОМЗ — Морские и нефтегазовые проекты» выделен в отдельную компанию Группа «Морские и нефтегазовые проекты» (МНП).[12]
2005 год — в рамках Группы «Морские и нефтегазовые проекты» предприятие вошло в специализирующееся на шельфовых проектах ООО «РР — Морские и нефтегазовые проекты».[13]
Вторая половина 2000-х — предприятие занято в основном строительством корпусов судов на экспорт.
2007 год — после продажи его акций Группой «Морские и нефтегазовые проекты» (МНП) завод вошёл в состав Астраханского судостроительного производственного объединения (АСПО).[14][15]
2010 год — предприятие вместе с АСПО вошло в состав государственного холдинга Объединённая судостроительная корпорация (ОСК).[16]
2011 — 2014 — на заводе строятся два сухогруза класса река-море проекта RSD-49.[17]
2012 — 2013 — предприятием практически одновременно строятся три грузовых понтона (несамоходных баржи-площадки для перевозки крупногабаритных грузов) проекта 6516 и опорных блоков ледостойкой стационарной платформы (ЛСП-1), предназначенной для освоения месторождения имени В. Филановского в Каспийском море.
2011 — настоящее время (2018) — заводом серией не менее 4 единиц строятся танкеры-химовозы класса река-море проекта RST-25.[18]
2015 год — завод вошёл во вновь созданную особую экономическую зону «Лотос» в качестве якорного резидента.
2015(?) год — в связи с изменениями в законодательстве предприятие преобразовано в Акционерное общество «Судостроительный завод «Лотос».
2015 — 2016 — заводом были построены ещё 5 грузовых понтонов (несамоходных барж-площадок для перевозки крупногабаритных грузов) проекта 6516.
2016 — настоящее время (2018) — на предприятии строится первый в стране за 60 лет круизный лайнер класса река-море проекта PV300VD.[19]
9 сентября 2016 года — на заводе введён в строй новый цент металлобработки, включающий линии дробеструйной очистки и пассивации металла ROSLER и линия термической резки металлопроката RUM-4500.[20]
2017 год — заводом построен грузовой несамоходный понтон проекта 7514.[21][22]
2017 — настоящее время (2018) — заводом строится третий для него сухогруз проекта RSD-49.[23]
2018 — настоящее время (2018) — на предприятии строится серия из двух речных колёсных круизных пароходов проекта ПКС180 «Золотое кольцо», позволяющих ходить на сверхмалых глубинах вплоть до 1,2 м и приставать к необорудованному берегу, что должно резко расширить географические возможности организации речных круизов.[24]
См. также
- Российское судостроение
- Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985—1991) # Судостроительный завод «Лотос»
Ссылки
Примечания
- ↑ Cреди них Выборгский судостроительный завод, Николаевский-на-Амуре судостроительный завод, по-видимому, Керченский судостроительный завод «Залив» и, возможно, другие астраханские судостроительные заводы.[1]
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|