Николаевский судостроительный завод
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Судостроительный завод имени 61 коммунара — крупное судостроительное предприятие в г. Николаев, ныне находящемся на юге Украины (в исторической Новороссии).
В российском и советском прошлом завод являлся одним из основных производителей крупных надводных кораблей. После развала СССР находится фактически в постоянном кризисе.
История предприятия
Российская Империя
21 июля 1788 года — в устье реки Ингул по приказу Екатеринославского генерал-губернатора Г. А. Потемкина заложена казенная верфь — Николаевское адмиралтейство.
29 апреля 1790 года — от Потёмкина начальнику Адмиралтейства поступает отдельное указание, «чтобы все мастерские в Николаеве построены были замком и составит Адмиралтейство» в результате чего «получится хорошая крепость».
1830-1840-е годы — адмиралтейство проходит коренную реконструкцию. Строятся три новых крытых эллинга, все старые эллинги тоже перестраиваются в крытые. Строятся каменные литейный и канатный заводы, кузницы, артиллерийская шлюпочная и мачтовая мастерские. В рамках реконструкции также были построены три 3-х этажные казармы на 3,6 тыс. человек, ворота и каменный забор вокруг предприятия.
1911 год — правобережные судоремонтные и машиностроительные мощности Николаевского адмиралтейства выделяются в самостоятельные предприятия в виде заводов «Ремсуд» (Ремонт судов) и «Тэмвод» («Трубочный и электромеханический завод»), а основные судостроительные мощности передаются Акционерному обществу «Русское судостроительное общество», которое создаёт на их базе судостроительный «Завод русского судостроительного общества»[1] («Руссуд»)[1], фактически в значительной степени строящийся заново на новом техническом уровне.
Советская Россия
14 августа 1941 года — в рамках эвакуации г. Николаева недостроенный крейсер «Куйбышев» отбуксирован в г. Поти.
1951—1956 годы — на заводе построены 20 сторожевых кораблей проекта 50 (тип «Горностай»).[2]
1953—1958 годы — на предприятии построен эскадренный миноносец «Бедовый» проекта 56-ЭМ — первый в мире корабль, вооружённый противокорабельными ракетами.
1956—1958 годы — на предприятии по несколько упрощённому по сравнению с «Бедовым» проекту[2] построен эскадренный миноносец «Прозорливый» проекта 56-М. Эсминцы этого типа стали первыми серийными кораблями с противокорабельными ракетами на борту.
1959—1973 годы — на заводе крупной серией строятся сторожевые корабли (с 1966 года большие противолодочные корабли) проекта 61 — первые в мире крупные боевые корабли с газотурбинным двигателем. На заводе строилось 15 кораблей этого проекта, последний из которых — большой противолодочный корабль «Сдержанный» — был достроен уже по проекту 61-М, превратившему его практически в многоцелевой корабль дальней морской зоны (по современной терминологии — фрегат). Параллельно ещё 5 кораблей этого проекта были построены на ССЗ им. А. А. Жданова в Ленинграде в 1962—1966 годах.
Украина
Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии
На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:
- Эскадренный миноносец «Бедовый» проекта 56-ЭМ (построен в 1953—1958 годах) — первый в мире корабль, оснащённый противокорабельными ракетами. Нёс две пусковые установки первого в мире противокорабельного ракетного комплекса корабельного базирования П-1 «Стрела», более известного как «КСЩ» (корабельный снаряд «Щука»), который проходил испытания на его борту. Позднее был модернизирован по проекту 56-У с заменой ракетного комплекса на значительно более технически совершенный П-15 Термит.
См. также
Примечания
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|