Центр судоремонта «Звёздочка»

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Центральная проходная «ЦС «Звездочка»

Акционерное общество «Центр судоремонта «Звездочка» (официальное сокращённое название АО «ЦС «Звездочка») — ведущее отечественное судоремонтное предприятие, расположенное в городе Северодвинске Архангельской области. Предприятие представляет собой фактически производственное объединение с многочисленными крупными филиалами в других городах европейской части России, занимающееся также в ограниченных объёмах судостроением. Основным направлением деятельности компании является ремонт, модернизация, переоборудование и утилизация кораблей, судов и иной морской техники любого класса и назначения, в том числе и с ядерными силовыми установками.[1] Производит некоторые сложные высокотехнологичные судовые комплектующие, в том числе на экспорт, в частности, гребные винты диаметром до 9 метров и винторулевые комплексы, являясь крупнейшим отечественным производителем в этой области. Также предприятие занимается огранкой алмазов. Предприятие начало производственную деятельность 1 июля 1953 года как Завод № 893.

Входит в состав Объединённой судостроительной корпорации. В непосредственной близости от предприятия — через реку — находится другой гигант отрасли — Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».

История наименований предприятия:

  • 1946—1966 годы — Завод № 893.
  • 1966—2007 годы — Машиностроительное предприятие «Звездочка». Существовало, по меньшей мере, в двух формах - государственного предприятия и федерального государственного унитарного предприятия.
  • 2007—2008 годы — Федеральное государственное унитарное предприятие «Центр судоремонта «Звездочка».
  • 2008—2015 годы — Открытое акционерное общество «Центр судоремонта «Звездочка».
  • 2015 год — н. в. — Акционерное общество «Центр судоремонта «Звездочка».

Филиалы и представительства

Предприятие имеет следующие филиалы:

• Судоремонтный завод «Нерпа» (г. Снежногорск-2 (ЗАТО Александровск), Мурманская область)

• 35-й судоремонтный завод (г. Мурманск)

Судоремонтный завод «Красная Кузница» (г. Архангельск)

• Астраханский судоремонтный завод (г. Астрахань)

• 1-я судостроительная верфь (г. Сочи, Краснодарский край)

• 5-й судоремонтный завод (г. Темрюк, Краснодарский край)

• Научно-производственное объединение «Винт» (г. Москва)

• Опытный завод «Вега» (г. Боровск, Калужская область)

Севастопольский морской завод (г. Севастополь)

• Лечебно-оздоровительный комплекс «Звездочка-Юг» (город-курорт Анапа, Краснодарский край)

• Оздоровительная база «Звездочка» (Архангельская область)

• Подсобное хозяйство «Лая» (Архангельская область)

Помимо филиалов, предприятие имеет представительства в Москве и Санкт-Петербурге.

История предприятия

Предыстория создания завода

вторая половина XVI века — на острове Ягры располагается поселение (порт и склады) английских купцов. Фактически Никольское устье Северной Двины и само поселение носят название Порт святого Николая и действуют вплоть до строительства Архангельска (тогда Новых Холмогор) как единственный порт страны на Севере.

1930-е годы — остров Ягры изначально рассматривался как основное место строительства Завода № 402 (ныне «Севмаш»), однако по соображениям удобства доставки питьевой воды, людей и грузов строительство было перенесено на противоположный берег Никольского устья.

9 июля 1946 года — принято Постановление Совета Министров СССР о строительстве на побережье Белого моря завода, предназначенного для ремонта и модернизации кораблей Краснознаменного Северного флота.[2]

18 сентября 1946 года — для выбора места строительства завода приказом министра судостроительной промышленности СССР от № 0234 создана специальная комиссия под председательством Т. В. Сафронова.

25 октября 1946 года — после обследования побережья Белого моря комиссией принято решение о строительстве завода на острова Ягры в устье Северной Двины — через реку от уже существовавшего тогда судостроительного завода № 402 (ныне завода «Севмаш»).

1947—1951 годы — проводятся подготовительные работы к созданию завода. В частности, строительство подсобных предприятий и сооружений, жилья для строителей, подъездных путей и дорог. Также был восстановлен построенный в 1938 году деревянный мост длиной 2500 м.[3]

1951 год — начато строительство первой очереди основных промышленных объектов завода: цеха № 12, набережной и мостового перехода.

1953 год — начато строительство первых каменных жилых домов на Яграх.

Советская Россия

Ледокол «Василий Прончищев»

1 июля 1954 года — Завод № 893 официально начал производственную деятельность. Этот день считается официальной датой рождения завода. Первыми его заказами стали дизельная подводная лодка, два больших охотника и ледокольный пароход «Прончищев».[4]

30 сентября 1954 года — комиссией принят блок цехов № 12 (цех № 9), состоящий из корпусно-сварочного участка, механического участка (станочный и слесарный), деревообрабатывающего участка, кузницы, участка покрытий, контрагентского участка (ЭМП), участка механика цеха.[5]

1955 год — построена котельная и введен в строй железобетонный мост.[6]

1958 год — введён в строй цех № 40 (под № 15).

1959 год — предприятие получило плавучий док проекта 764. Примерно в это же время перед заводом была поставлена задача освоения ремонта атомных подводных лодок.

1961 год — введены в строй цеха № 4 и 41.

1962 год — введён в строй цех № 7.

1964 год — завод передал после ремонта военно-морскому флоту первые две для него атомные подводные лодки — торпедную проекта 627А и ракетную проекта 658М. В этом же году на заводе введено в строй специализированное винтообрабатывающее производство.[7]

1966 год — Завод № 893 переименован в Машиностроительное Предприятие «Звездочка».

12 декабря 1967 года — 22 апреля 1970 года — первый в мире атомный ледокол «Ленин» прошёл на предприятии ремонт и модернизацию, включавшую уникальные работы по замене ядерной силовой установки судна. Работы выполнялись в очень сжатые сроки из-за требования успеть к празднованию 100 лет со дня рождения Владимира Ленина в 1970 году, что и было успешно выполнено.

Order of Lenin third type.jpg

1970 год — за успешное выполнение государственного плана предприятие награждено Орденом Ленина.

Пароход «Н. В. Гоголь», 2009

1972 год — колёсный пароход 1911 года постройки «Н. В. Гоголь» производства Сормовского завода стал плавучей базой отдыха предприятия. Впоследствии в XXI веке он прославился тем, что стал старейшим находящимся в эксплуатации пассажирским судном отечественной постройки. Впоследствии предприятие его дважды переоборудовало в 1972—1973 и 1994—1996 годах.

1975 год — завершён первый в стране ремонт атомных подводных лодок второго поколения, в ходе которого были возвращены в строй две субмарины проекта 677А.

1981 год — предприятием завершёны ремонт переоборудование сразу пяти атомных подводных лодок — К-104, К-86, К-241, К-385 и К-279 проектов 675, 675МК, 667АУ и 667Б, и, тем самым, выполнено принятое ранее специальное постановление Совета Министров СССР, поставившее перед верфью задачу обеспечить сдачу после ремонта не менее, чем четырех атомных субмарин ежегодно.[8]

1990 год — верфь начинает выполнять работы по комплексной утилизации кораблей и судов, в том числе и с ядерной энергетической установкой.

Российская Федерация

8 ноября 1992 года — Указом президента России Б. Н. Ельцина создан Государственный Российский центр атомного судостроения, в состав которого, наряду с другими заводами Северодвинска, формально вошла и «Звёздочка». Однако фактического состояния дел это не изменило и в последствии центр был тихо упразднён.

1997 год — предприятие начинает выполнять экспортные заказы.

2000 год — на предприятии открыто производство по огранке алмазов в бриллианты.

2005—2012 годы — предприятием изготавливаются элементы стартового и технического комплексов ракеты-носителя «Ангара» на космодроме Плесецк.

2007 год — в рамках создания ОАО «Объединённая судостроительная корпорация», в которую было включено предприятие, завод был преобразован в Федеральное государственное унитарное предприятие «Центр судоремонта «Звездочка». После этого к головному предприятию в Северодвинске были присоединены в качестве филиалов судоремонтные заводы «Нерпа» (г. Снежногорск), СРЗ-35 (г. Мурманск), СРЗ «Красная Кузница» (г. Архангельск), СРЗ-5 (г. Темрюк), Астраханский СРЗ (г. Астрахань), 1-я судоверфь (Краснодарский край) и конструкторское бюро НПО «Винт» (г. Москва) с опытным заводом «Вега» (г. Боровск).

2008 год — предприятие преобразовано в Открытое акционерное общество «Центр судоремонта «Звездочка».

2010 год — предприятие становится головным исполнителем работ по техническому надзору и сервисному обслуживанию кораблей Северного флота, Новороссийской ВМБ и Каспийской флотилии ВМФ России. В этом же году передано флоту построенное на заводе головное спасательное буксирное судно «Звездочка» проекта 20180.

2011 году — завершено строительство самоподъемной плавучей буровой установки «Арктическая».

В 2010 году Центр судоремонта передал флоту головное спасательное буксирное судно «Звездочка» проекта 20180. В 2015 году в состав Военно-морского флота России вошел


2015 год — предприятие получило в качестве филиала Севастопольский морской завод и было преобразовано в Акционерное общество "Центр судоремонта «Звездочка». Введён в строй построенный на предприятии морской транспорт вооружения «Академик Ковалёв» проекта 20180ТВ.

Ожидаемые события

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

См. также

Ссылки

Примечания