Охтенское адмиралтейство
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
О́хтенское адмиралте́йство (позднее Петрозавод и другие названия) — историческое судостроительное предприятие в Санкт-Петербурге, в прошлом одно из важнейших предприятий отечественной судостроительной отрасли. Основана в 1806 году как высшее техническое учебное заведение Паноптический институт судостроительной направленности. В 2001 году окончательно прекратило деятельность и его территория сначала была использована под бизнес-центры, а затем была передана под коммерческую застройку.
История наименований предприятия (требует уточнения[1]):
- 1806—1818 годы — Паноптический институт.
- 1818—1828 годы — Охтенская верфь.
- 1828—1896 годы — Охтенское адмиралтейство.
- 1896—1913 годы — Судостроительная верфь, литейный и механический завод Морского ведомства в аренде Акционерного общества Крейтон и К, или, в сокращённом виде, — Крейтоновская верфь либо Завод Крейтона (филиал фирмы «В. Крейтон и Ко», расположенной в г. Або Великого Княжества Финляндского, ныне г. Турку, Финляндия).
- 1913—1925 годы — Петрозавод (в 1915—1921 годах Охтинский снарядный цех, действовавши на его площадях в аренде у Адмиралтейского завода)
- 1925—1937 годы — Ленинградский Петрозавод.
- 1937—1969 годы — Завод № 370.
- 1969—1973 годы — Петрозавод.
- 1973—1985 годы — Петрозавод (филиал НПО «Ритм»).
- 1985—1992 годы — совместное российско-шведское предприятие «Седерваль-Ритм».
- 1992—2001 годы — Петрозавод.
История предприятия
Предыстория предприятия
Российская Империя
1806 год — у Смольного института благородных девиц казной выкуплен садовый питомник, располагавшийся на месте крепости Ниеншанц, на месте которого основан Паноптический[1] институт судостроительной направленности, очень крупный по тому времени, при котором впоследствии предполагалось развернуть приборостроение и судостроение для совмещения учёбы с практикой.
1808 год — в составе Паноптического института началось строительство Охтенской верфи.
1811 год — на верфи в присутствии Императора Александра I спустили на воду первый с момента начала строительства верфи заказ — шхуну «Стрела».
1814 год — в целом завершено создание Паноптического института, в том числе Охтенской верфи, получившей, помимо прочего, пять эллингов для строительства судов разного размера вплоть до небольших линейных кораблей.
15 марта 1818 года — в результате попадания искры на балку в кузнечной мастерской полностью сгорело монументальное (из шести деревянных корпусов 3-7 этажей на каменном фундаменте) здание главного корпуса Паноптического института. Пострадавших не было, но ценное имущество вуза, включающее также ультрасовременные мастерские по производству навигационных приборов, также было утрачено практически полностью. Только прямой ущерб составил до 513 тыс. рублей (что соответствует нескольким миллиардам рублей в ценах 2012 года). При этом верфь практически не пострадала. В результате, было принято решение не восстанавливать очень дорогой институт, а Охтенскую верфь использовать в дальнейшем как обычное судостроительное предприятие.
Советская Россия
Современная Россия
Последующие события
Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии
На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:
- Шлюп «Камчатка» (спущен на воду в 1817 году) — корабль, совершивший в 1817—1818 годах кругосветное плавание под руководством В. М. Головина.
- Шлюп «Восток» (спущен на воду в 1818 году) — один из двух кораблей 1-й русской антарктической кругосветной экспедиции 1819—1821 годов, открывшей Антарктиду.
- 16-пушечный бриг «Сенявин» (кругосветная экспедиция в 1826–1829 гг. под командованием Ф. П. Литке),
- Фрегат «Паллада» (построен в 1831—1833 годах) — фрегат был построен в основном по чертежам «добытым» в Великобритании, которая, в свою очередь, сняла их с трофейного фрегата, построенного США, которые в то время достигли больших успехов именно в строительстве фрегатов. Тем не менее строитель фрегата полковник В. Ф. Стокке счёл возможным частично нарушить личное указание Императора Николая I[2] о строительстве корабля точно по добытым чертежам и перепроектировал корабль, ради использования более совершенной круглой кормы, технологией создания которой обладало русское кораблестроение. Корабль являлся во многом демонстратором технологий, так как впервые получил и множество других новшеств, а также служил для отработки схемы артиллерийского вооружения. Впоследствии получил широкую известность благодаря циклу путевых заметок писателя И. А. Гончарова, участвовавшего на нём в переходе в Японию. Во время Крымской войны из-за невозможности входа в устье Амура, угрозы нападения англичан и крайнего износа конструкций корпуса фрегат был разоружён и затоплен в бухте Постовая Императорской (ныне Советской) гавани в январе 1856 года.
- Фрегат «Аврора» (построен в 1833—1835 годах)
- Парусно-винтовой фрегат «Александр Невский» (построен в 1859-1863 годах) — последний русский боевой корабль, построенный из дерева. Участвовал в экспедиции крейсерских эскадр к берегам США в качестве флагмана эскадры адмирала Лисовского в Атлантическом океане, базировавшейся в Нью-Йорке. Позднее погиб во время шторма в проливе Скаггерак из-за несогласованности действий командования, что впоследствии привело к изменению отечественных правил судовождения и созданию Общества спасения на водах.
- Полуброненосный фрегат (броненосный крейсер) «Генерал-Адмирал» (построен в 1870—1875 годах) — первый в мире океанский броненосный крейсер. Впоследствии представители этого класса кораблей стали одними из основных во всех крупных флотах мира и, проэволюционировав в тяжелые и лёгкие крейсера, прослужили почти до конца XX века.
- «Красный вымпел» (парусно-паровая яхта «Адмирал Завойко») (спущен в 1910 году) — мемориальный корабль Тихоокеанского флота в г. Владивосток[2].
См. также
Примечания
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|