Николаевский судостроительный завод
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Судостроительный завод имени 61 коммунара — крупное судостроительное предприятие в г. Николаев, ныне находящемся на юге Украины (в исторической Новороссии). Основано в 1788 году как «Николаевское адмиралтейство».
В российском и советском прошлом завод являлся одним из основных производителей крупных надводных кораблей. После развала СССР находится фактически в постоянном кризисе.
История предприятия
Российская Империя
21 июля 1788 года — в устье реки Ингул по приказу Екатеринославского генерал-губернатора Г. А. Потемкина заложена казенная верфь — Николаевское адмиралтейство.
29 апреля 1790 года — от Потёмкина начальнику Адмиралтейства поступает отдельное указание, «чтобы все мастерские в Николаеве построены были замком и составит Адмиралтейство» в результате чего «получится хорошая крепость».
1830-1840-е годы — адмиралтейство проходит коренную реконструкцию. Строятся три новых крытых эллинга, все старые эллинги тоже перестраиваются в крытые. Строятся каменные литейный и канатный заводы, кузницы, артиллерийская шлюпочная и мачтовая мастерские. В рамках реконструкции также были построены три 3-х этажные казармы на 3,6 тыс. человек, ворота и каменный забор вокруг предприятия.
1911 год — правобережные судоремонтные и машиностроительные мощности Николаевского адмиралтейства выделяются в самостоятельные предприятия в виде заводов «Ремсуд» (Ремонт судов) и «Тэмвод» («Трубочный и электромеханический завод»), а основные судостроительные мощности передаются Акционерному обществу «Русское судостроительное общество», которое создаёт на их базе судостроительный «Завод русского судостроительного общества»[1] («Руссуд»)[1], фактически в значительной степени строящийся заново на новом техническом уровне.
1911—1917 годы — на заводе строятся два из трёх линейных кораблей типа «Императрица Мария»: «Императрица Мария» и «Император Александр III» (с 1917 года «Воля»).
1914—1917 — на заводе строится впоследствии не завершенный (работы остановлены из-за революций) линейный корабль «Император Николай I» (с 1917 года «Демократия»), представлявший собой заметно увеличенный и серьёзно добронированный вариант линкоров типа «Императрица Мария», поставивший его по всем параметрам, кроме главного калибра артиллерии в один ряд со сверхдредноутами.
Советская Россия
14 августа 1941 года — в рамках эвакуации г. Николаева недостроенный крейсер «Куйбышев» отбуксирован в г. Поти.
1951—1956 годы — на заводе построены 20 сторожевых кораблей проекта 50 (тип «Горностай»).[2]
1953—1958 годы — на предприятии построен эскадренный миноносец «Бедовый» проекта 56-ЭМ — первый в мире корабль, вооружённый противокорабельными ракетами.
1956—1958 годы — на предприятии по несколько упрощённому по сравнению с «Бедовым» проекту[2] построен эскадренный миноносец «Прозорливый» проекта 56-М. Эсминцы этого типа стали первыми серийными кораблями с противокорабельными ракетами на борту.
1959—1973 годы — на заводе крупной серией строятся сторожевые корабли (с 1966 года большие противолодочные корабли) проекта 61 — первые в мире крупные боевые корабли с газотурбинным двигателем. На заводе строилось 15 кораблей этого проекта, последний из которых — большой противолодочный корабль «Сдержанный» — был достроен уже по проекту 61-М, превратившему его практически в многоцелевой корабль дальней морской зоны (по современной терминологии — фрегат). Параллельно ещё 5 кораблей этого проекта были построены на ССЗ им. А. А. Жданова в Ленинграде в 1962—1966 годах.
1968—1979 годы — на заводе строится серия из семи больших противолодочных кораблей проекта 1134-Б.
1976—1991 годы — на заводе построена серия из трёх ракетных крейсеров проекта 1164 «Атлант»: «Слава» (с 1995 года «Москва»), «Маршал Устинов» при закладке («Адмирал Флота Лобов») и «Червона Украина» (с 1996 года «Варяг»), а также в 1984 году заложен четвёртый крейсер проекта «Адмирал Флота Лобов», получивший после 1993 года, когда он был передан в 75 % готовности Украине, название «Украина», но, в результате, так и не достроенный вплоть до настоящего времени (2016 год).
Украина
1991—1993 годы — на заводе медленно достраивается ракетный крейсер «Адмирал Флота Лобов» проекта 1164 «Атлант» военно-морского флота России, переданный в 1993 году Украине в 75 % готовности и вскоре получивший имя «Украина».
1993—настоящее время (2016) — ракетный крейсер «Украина» (бывший «Адмирал Флота Лобов») проекта 1164 «Атлант» фактически находится в отстое в ожидании строительства (достройка велась кратковременными периодами, тогда же, трижды, в частности, в 1993 году к президентским выборам 1994 года, в 1998 году к выборам 1999 года и т.д. был сформирован экипаж крейсера и трижды он был расформирован.
Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии
На предприятии были построены сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:
- 84-пушечный корабль «Императрица Мария» (построен в 1849—1853 годах) — флагманский корабль русской эскадры в Синопском сражении 1853 года, где отличился под непосредственным командованием вице-адмирала П. С. Нахимова. В 1855 году затоплен на Севастопольском рейде при оставлении гарнизоном южной части города. Впоследствии был поднят по частям при расчистке Севастопольской бухты в 1861 году.
- Линейный корабль «Императрица Мария» (построен в 1911—1915 годах) — первый линкор-дредноут на Чёрном море, а также первый отечественный линкор-дредноут с необлегчённым бронированием. Впоследствии получил широкую известность в основном из-за до некоторой степени таинственной гибели от пожара и последовавшего взрыва порохового погреба прямо в Севастополе в 1916 году. Впоследствии был поднят и введён в док прямо в перевёрнутом положении, однако до начала революций и их последствий корабль отремонтировать не успели и впоследствии разделали на металл.
- Эскадренный миноносец «Бедовый» проекта 56-ЭМ (построен в 1953—1958 годах) — первый в мире корабль, оснащённый противокорабельными ракетами. Нёс две пусковые установки первого в мире противокорабельного ракетного комплекса корабельного базирования П-1 «Стрела», более известного как «КСЩ» (корабельный снаряд «Щука»), который проходил испытания на его борту. Позднее был модернизирован по проекту 56-У с заменой ракетного комплекса на значительно более технически совершенный П-15 Термит.
См. также
Примечания
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|