Ленинградский судостроительный завод «Пелла»

Материал из Русского эксперта
Версия от 23:42, 29 марта 2017; Бульдозер (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Незавершённая статья}} {{Эпиграф|Качество, проверенное морем|Девиз завода}} Файл:Судост…»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
 
Leftquotes.pngКачество, проверенное моремRightquotes.png
Девиз завода
Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», 2008

Открытое акционерное общество «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (официальное сокращённое наименование ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла») — судостроительное предприятие в г. Отрадное Ленинградской области, имеющее большое значение в масштабах всей страны. Образовано 2 августа 1945 года как относительно небольшой «Судостроительный завод № 820» на базе имущества верфи «Ф. Шихау» в Калининграде и впоследствии радикально расширено в начале 1970-х годов, получив и новое название «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». Важной особенностью завода является расположение на берегу незамерзающей части Балтийского моря, позволяющее круглогодично проводить спуск кораблей и их ходовые испытания.

История наименований предприятия:

  • 1945–1966 гг. — «Судостроительный завод № 820».
  • с 1966 года по настоящее время — «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (в 1992 году завод был преобразован из государственного предприятия в акционерное общество).

Входит в состав Объединённой судостроительной корпорации.

В настоящее время завод специализируется в основном на военном судостроении в области крупных надводных кораблей, исключая самые крупные.

История предприятия

Предыстория создания завода

1 мая 1826 года — в городе Кёнигсберге, находившемся в то время на территории Королевства Пруссия, три горожанина решили открыть предприятие «Унион Гизерай», специализировавшееся на изготовлении различных металлоконструкций. Позднее предприятие стало развиваться и как машиностроительное, в том числе с производством оборудования для пищевой промышленности, паровых машин, паровозов и судов различных классов.[1]

1907 год — для расширения производства предприятие купило новую территорию с выходом к воде в городском районе Континен[1].

1912 год — предприятие переехало на нынешнюю территорию завода «Янтарь».

1929 год — на фоне мирового экономического кризиса фирма «Унион Гизерай» обанкротилась и была закрыта.

1930 год — мощности завода выкуплены у кредиторов судостроительной фирмой «Ф. Шихау»[2]. Вскоре была проведена обширная модернизация производства, прежде всего под военное кораблестроение.

9 апреля 1945 года — Кёнигсберг взят штурмом советскими войсками, при этом верфь существенно не пострадала, так как русские её специально не бомбили, а немцы не озаботились её уничтожением.

8 июля 1945 года — вышло Постановление № 9467-С Государственного Комитета Обороны СССР, предусматривающее создание на базе бывшего завода «Ф. Шихау» в Кёнигсберге отечественного судостроительного предприятия.

Советская Россия

2 августа 1945 года — организован Судостроительный завод № 820 (ныне АО «ПСЗ „Янтарь“»). Предприятие было создано на базе сохранившегося имущества верфи «Ф. Шихау», переданного Народному Комиссариату судостроительной промышленности СССР.

осень 1945 года — предприятие начало деятельность по частичному ремонту небольших кораблей и судов.

БДК проекта 1171 «Николай Фильченков»

1964–1975 годы — завод строит крупной серией в 14 единиц большие десантные корабли проекта 1171.

1952-1959 годы — на заводе построены 43 сторожевых корабля проекта 50 (тип «Горностай»), два из которых, предназначенные на экспорт в Китай, были достроены в Шанхае.[2]

Order of the Red Banner of Labour OBVERSE.jpg

1966 год — за успешную трудовую деятельность завод награждён орденом Трудового Красного Знамени.

31 января 1966 года — завод № 820 переименован в «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь».

БПК[3] «Дружный» проекта 1135, 1985

21 июля 1968 года — на заводе заложен большой противолодочный корабль «Бдительный» — головной корабль огромной впоследствии серии достаточно крупных кораблей второго ранга проекта 1135, выпускавшихся в разных модификациях до 2010-х годов включительно. С 1977 года они были переклассифицированы в сторожевые корабли, а на экспорт продавались как фрегаты. Сам же «Бдительный» был спущен на воду и введён в строй в 1970 году.

1969–1975 годы — на заводе построены семь серийных больших противолодочных кораблей проекта 1135.

1972–1992 годы — построены десять морских железнодорожных паромов-ледоколов серии «Сахалин» проекта 1809 для паромной переправы Ванино — Холмск.

1972 год — введён в строй судостроительный комплекс «Янтарь» с крытым эллингом, позволяющий производить суда спусковым весом до 12 000 тонн, ставший основной производственной площадкой завода.

10 декабря 1973 года — на заводе заложен большой противолодочный корабль «Резвый» — головной корабль проекта 1135М, являющегося улучшенной версией проекта 1135. Корабль был спущен на воду и введён в строй в 1975 году.

1973–1990 годы — на заводе медленно[4] строится серия из трёх больших десантных кораблей проекта 1174.

БПК «Удалой» проекта 1155, 1983

1974–1981 годы — на заводе построены все десять серийных больших противолодочных кораблей (с 1977 года — сторожевых кораблей) проекта 1135М.

23 июля 1977 года — заложен большой противолодочный корабль «Удалой» — головной корабль проекта 1155, спущенный на воду и введённый в строй в 1980 году. Корабли этого типа отличались наличием практически самого мощного противолодочного вооружения, какое только можно было создать в то время.

1979–1987 годы — строится серия из четырёх больших разведывательных кораблей проекта 1826 «Рубидий».

1981–1991 годы — на заводе построены семь серийных больших противолодочных кораблей проекта 1155.

СКР «Неустрашимый» проекта 11540

25 марта 1987 года — на заводе заложен сторожевой корабль «Неустрашимый» проекта 11540 — головной в планировавшейся крупной серии, призванной прийти на смену сторожевикам проекта 1135. Корабль был спущен на воду в 1988 году и введён в строй в 1990 году.

27 мая 1988 года — заложен первый серийный сторожевой корабль проекта 11540 «Неукротимый». Корабль, спущенный на воду в 1990 году, был достроен только в 2009 году под именем «Ярослав Мудрый».

28 февраля 1989 года — на заводе заложен большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» — первый корабль проекта 1155.1, вступивший в строй гораздо позднее в связи с развалом СССР и последующим экономическим коллапсом.

1991 год — начато строительство серийных больших противолодочных кораблей проекта 1155.1. Однако в связи с последовавшим развалом СССР производство этих кораблей вскоре было отменено[5].

БПК «Адмирал Чабаненко» проекта 1155.1

Российская Федерация

1992 год — завод преобразован из государственного предприятия в акционерное общество.

1993 год — заложен второй серийный сторожевой корабль проекта 11540 «Туман», впоследствии так и не достроенный.

28 января 1999 года — введён в строй большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко», заложенный ещё в 1989 году и спущенный на воду в 1992 году. Корабль стал первым и единственным представителем проекта 1155.1.

Фрегат ВМС Индии «Триканд» проекта 11356

23 декабря 2004 года — начато строительство большого десантного корабля «Иван Грен» — головного корабля проекта 11711. Корабль был спущен на воду в 2012 году и должен войти в строй в 2016 году.

2007-2013 годы — на заводе построена серия из трёх фрегатов проекта 11356 для военно-морских сил Индии.

Июль 2009 года — введён в строй сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» — первый и последний серийный сторожевик проекта 11540, заложенный ещё в 1988 году и спущенный на воду в 1990 году под именем «Неприступный».

2010-н.в. — на заводе строится серия из шести сторожевых кораблей (фрегатов) проекта 11356 типа «Адмирал Григорович» для Черноморского флота России. Строительство серии встретилось с трудностями вследствие начавшегося в 2014 году Украинского кризиса, поскольку Украина отказалась поставлять закупленные Россией двигатели для последних трёх кораблей серии.

11 июня 2015 года — на заводе заложен первый серийный большой десантный корабль проекта 11711 «Пётр Моргунов».

30 мая 2016 года — началось строительство (резка металла) серии из трёх траулеров-сейнеров для Рыболовецкого колхоза имени Ленина (г. Петропавловск-Камчатский) по современному норвежскому проекту SK-3101R «Командор», позволяющему хранить улов свежим до 7 дней. Заказ должен быть сдан в 2018 году. Ранее траулеры такого класса в России не производились. Сам завод «Янтарь» также ранее не строил рыболовецкие суда, но уже за несколько лет до этого предпринимал активные усилия, чтобы зайти на этот рынок, считая его для себя стратегическим.[3]

8 июля 2016 года — заложен траулер-сейнер «Ленинец» — первый из серии из трёх траулеров-сейнеров проекта SK-3101R «Командор» для Рыболовецкого колхоза имени Ленина (г. Петропавловск-Камчатский).[4]

25 ноября 2016 года — заложен траулер-сейнер «Командор» — второй из серии из трёх траулеров-сейнеров проекта SK-3101R «Командор» для Рыболовецкого колхоза имени Ленина (г. Петропавловск-Камчатский).[5]

См. также

Ссылки

Примечания

  1. В это время город Кёнигсберг находился на территории Германской Империи.
  2. Фирма «Фердинанд Шихау» в то время имела несколько крупных верфей по всей Германии, в том числе в Эльбинге и Данциге, где строились корабли и суда всех классов вплоть до линкоров-сверхдредноутов.
  3. На момент снимка — сторожевой корабль.
  4. Основные закупки больших десантных кораблей военно-морской флот СССР в это время делал на польской верфи «Stocznia Polnocna» в Гданьске, производившей корабли проекта 775.
  5. Единственный заложенный в тот год корабль проекта 1155.1 — «Адмирал Басистый» — впоследствии был разобран на стапеле, а заказ на ещё один — «Адмирал Кучеров» — аннулирован.