Крупные российские проекты (Временное правительство, март-ноябрь 1917)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Временное правительство России (состав на апрель 1917 года

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй в марте–ноябре 1917 года.

Границы периода обусловлены образованием Временного правительства 2(15) марта после Февральской революции (начало) и его свержением 26 октября (8 ноября) 1917 года в результате Октябрьской революции (окончание периода).

2-3 (15-16) марта последние представители династии Романовых – Николай II и его брат великий князь Михаил Александрович – отреклись от престола, фактически передав свою власть Временному правительству[1]:

Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан державы Российской подчиниться Временному правительству, по почину Государственной думы возникшему и облеченному всею полнотою власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования Учредительное собрание своим решением об образе правления выразит волю народа.

Временное правительство возглавляли сначала Георгий Львов (март–август 1917), а затем Александр Керенский (август–ноябрь 1917). Однако, поскольку никаких успехов ни тому, ни другому достичь не удалось — страна под их управлением всё глубже погружалась в хаос — крупные проекты этого времени описываются в одной статье.

Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, 2024-2030, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.

Крупнейшие корабли и суда

Линейный корабль «Воля» в 1917 году

Линейный корабль «Воля» (бывший «Император Александр III») типа «Императрица Мария»

Третий, задержавшийся с вводом в строй из-за военных условий, линкор строившейся с октября 1911 года серии — два предыдущих линкора были введены в строй в 1915 году. Заложен на заводе «Россуд» в Николаеве в октябре 1911 года, спущен на воду в апреле 1914 года, после начала войны значительная часть его механизмов и брони была использована для экстренной достройки первых двух линкоров этого типа. Корабль носил имя гвардейского эскадренного броненосца типа Бородино, вошедшего в строй в 1903 году и героически погибшего в бою с главными силами японского флота в 1905 году. К началу 1917 года линейный корабль был полностью достроен, весной прошёл испытания, в апреле был переименован и введён в строй под новым именем в июне 1917 года. Стоимость корабля 27,7 млн рублей в довоенных ценах.

Ввиду наступивших в то время потрясений корабль стал последним линейным кораблём, построенным для отечественного флота. Следующий корабль с именем «Император Александр III» — ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955А был заложен в декабре 2015 года.

Железные дороги

Наступивший в процессе Февральской революции хаос на железных дорогах не прекращался весь 1917 год, поэтому заметное продвижение в строительстве железных дорог наблюдалось только на дальних окраинах страны.

Семиреченская ж.д. (продолжение строительства)

В этот период в дополнение к уже построенному крупному отрезку Семиреченской ж.д. (Арысь — Абаил), являвшемуся частью строившейся Туркестано-Сибирской магистрали (Турксиба), в рамках продолжавшегося строительства был введён в строй небольшой участок Абаил — Бурное (ныне Село им. Бауыржан Момышулы, республика Казахстан) длиной около 25 км, что по минимальным довоенным расценкам (50 тыс. рублей за версту) соответствовало 1,17 млн рублей и вместе с ранее введённым участком стоило 10,42 рублей в довоенных ценах (порядка 13 млрд рублей в ценах 2012 г.). После этого строительство ж.д. было заброшено до начала 1920-х, и следующая крупная часть дороги была введена в строй в 1922–1924 годах.

Участок Псков — Полоцк Московско-Видаво-Рыбинской ж.д. (?)

Завершён в начале 1917 г. Точную дату ввода в строй обнаружить не удалось, поэтому возможно, что проект завершён уже при Временном правительстве. Однако есть основания думать, что он был завершён до переворота, поэтому основное описание проекта приведено в статье о периоде 1906–1917 годах.

Колёсные (автомобильные) дороги

Усинский тракт

Гужевая дорога Абакан — Кызыл длиной 436 км, соединившая с остальной страной Уряханский край (ныне Республика Тыва) была построена в гористой местности в 1911–1917 годах. Первый обоз по дороге прошёл в 1914 году, а в 1917 строительство было просто остановлено в высокой стадии готовности из-за революционных событий. Возобновилось оно впоследствии гораздо позднее, в 1932 году, когда тракт был преобразован в автомобильную дорогу.

Угольные месторождения

Главная контора Кемеровского рудника («Копикуз»)

Развитие Кузнецких каменноугольных копей (Копикуза)

Акционерное общество «Кузнецкие каменноугольные копи» (или коротко «Копикуз») получило право использовать полезные ископаемые практически на всей территории Кузбасса, кроме его северной окраины. Общество провело геологические изыскания, показавшие, что в местности находится один из крупнейших бассейнов планеты. Работы начались в 1913 году. Проект, включавший крупные металлургический и коксохимический комбинаты, а также крупную Кольчугинскую железную дорогу, в результате закончен не был, постепенно замедляясь во время революций и Гражданской войны, включая и время правления в этой местности Колчака, и окончательно перейдя в состояние отложенного на неопределённый срок проекта в 1920 году, когда новое правительство отказалось от привлечения зарубежных инвестиций и национализировало предприятие. Проект достиг размеров крупного уже к 1917 году, однако, поскольку в Сибири вызванный Революцией экономический крах нарастал медленнее, именно на 1917 году приходится пик открытия шахт, на что в тот год было потрачено 6,354 млн рублей[2]. С учётом расходов, произведённых ранее, суммарную стоимость проекта в этот период можно оценить в 20,459 + 6,354 = 26,813 млн рублей (с учётом гиперинфляции точный расчёт произвести тяжело, но это, видимо, около 27 млрд рублей в ценах 2012 года).

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Карточка переписи 1916 года

Всероссийская Сельско-Хозяйственная перепись 1916 года

Собственно перепись была проведена в мае-июле 1916 года ещё при Царе и охватывала почти всю сельскую местность страны (включая Камчатку и Якутию) за исключением оккупированных западных территорий. Результаты же опросов были обработаны и изданы в 1916–1917 годах отчасти уже при Временном правительстве, которое в том же году затеяло ещё одну перепись, но проведенную уже большевиками.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.