Центр судоремонта «Звёздочка»
Акционерное общество «Центр судоремонта «Звёздочка»[1] (официальное сокращённое название АО «ЦС «Звёздочка») — ведущее отечественное судоремонтное предприятие, расположенное в городе Северодвинске Архангельской области. Предприятие представляет собой фактически производственное объединение с многочисленными крупными филиалами в других городах европейской части России, занимающееся также в ограниченных объёмах судостроением. Основным направлением деятельности компании является ремонт, модернизация, переоборудование и утилизация кораблей, судов и иной морской техники любого класса и назначения, в том числе и с ядерными силовыми установками.[1] Производит некоторые сложные высокотехнологичные судовые комплектующие, в том числе на экспорт, в частности, гребные винты диаметром до 9 метров и винторулевые комплексы, являясь крупнейшим отечественным производителем в этой области. Также предприятие занимается огранкой алмазов. Предприятие начало производственную деятельность 1 июля 1953 года как относительно небольшой Завод № 893, но было расширено до размеров крупного в 1960-х с переименованием в Машиностроительное предприятие «Звёздочка».
Входит в состав холдинга Объединённая судостроительная корпорация. В непосредственной близости от предприятия — через реку — находится другой гигант отрасли — Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие».
История наименований предприятия:
- 1946—1966 годы — Завод № 893.
- 1966—2007 годы — Машиностроительное предприятие «Звёздочка». Существовало, по меньшей мере, в двух формах - государственного предприятия и федерального государственного унитарного предприятия.
- 2007—2008 годы — Федеральное государственное унитарное предприятие «Центр судоремонта «Звёздочка».
- 2008—2015 годы — Открытое акционерное общество «Центр судоремонта «Звёздочка».
- 2015 год — н. в. — Акционерное общество «Центр судоремонта «Звёздочка».
Филиалы
Предприятие имеет следующие филиалы:
• Судоремонтный завод «Нерпа», г. Снежногорск-2 (ЗАТО Александровск), Мурманская область.
• 35-й судоремонтный завод, г. Мурманск.
• Судоремонтный завод «Красная Кузница», г. Архангельск.
• Астраханский судоремонтный завод, г. Астрахань.
• 5-й судоремонтный завод, г. Темрюк, Краснодарский край.
• Научно-производственное объединение «Винт», г. Москва.
• Опытный завод «Вега», г. Боровск, Калужская область.
• Севастопольский морской завод, г. Севастополь.
История предприятия
Предыстория создания завода
вторая половина XVI века — на острове Ягры располагается поселение (порт и склады) английских купцов. Фактически Никольское устье Северной Двины и само поселение носят название Порт святого Николая и действуют вплоть до строительства Архангельска (тогда Новых Холмогор) как единственный порт страны на Севере.
1930-е годы — остров Ягры изначально рассматривался как основное место строительства Завода № 402 (ныне «Севмаш»), однако по соображениям удобства доставки питьевой воды, людей и грузов строительство было перенесено на противоположный берег Никольского устья.
9 июля 1946 года — принято Постановление Совета Министров СССР о строительстве на побережье Белого моря завода, предназначенного для ремонта и модернизации кораблей Краснознаменного Северного флота.[2]
18 сентября 1946 года — для выбора места строительства завода приказом министра судостроительной промышленности СССР от № 0234 создана специальная комиссия под председательством Т. В. Сафронова.
25 октября 1946 года — после обследования побережья Белого моря комиссией принято решение о строительстве завода на острова Ягры в устье Северной Двины — через реку от уже существовавшего тогда судостроительного завода № 402 (ныне завода «Севмаш»).
1947—1951 годы — проводятся подготовительные работы к созданию завода. В частности, строительство подсобных предприятий и сооружений, жилья для строителей, подъездных путей и дорог. Также был восстановлен построенный в 1938 году деревянный мост длиной 2500 м.[3]
1951 год — начато строительство первой очереди основных промышленных объектов завода: цеха № 12, набережной и мостового перехода.
1953 год — начато строительство первых каменных жилых домов на Яграх.
Советская Россия
1 июля 1954 года — Завод № 893 официально начал производственную деятельность. Этот день считается официальной датой рождения завода. Первыми его заказами стали дизельная подводная лодка, два больших охотника и ледокольный пароход «Прончищев».[4]
30 сентября 1954 года — комиссией принят блок цехов № 12 (цех № 9), состоящий из корпусно-сварочного участка, механического участка (станочный и слесарный), деревообрабатывающего участка, кузницы, участка покрытий, контрагентского участка (ЭМП), участка механика цеха.[5]
1955 год — построена котельная и введен в строй железобетонный мост.[6]
1958 год — введён в строй цех № 40 (под № 15).
1959 год — предприятие получило плавучий док проекта 764.
29 октября 1959 года — принято решении о перепрофилировании верфи для ремонта атомных подводных лодок.
5 ноября 1960 года — Постановлением Совета министров СССР реконструкция завода отнесена к числу важнейших строек страны.
1961 год — введены в строй цеха № 4 и 41.
1962 год — введены в строй цех № 7 и наливная док-камера.
1964 год — завод передал после ремонта военно-морскому флоту первые две для него атомные подводные лодки — торпедную проекта 627А и ракетную проекта 658М. В этом же году на заводе введено в строй специализированное винтообрабатывающее производство.[7]
1966 год — Завод № 893 переименован в Машиностроительное Предприятие «Звёздочка».
1967 год — введён в строй заводской Дворец культуры имени 50-летия Октября.[8]
12 декабря 1967 года — 22 апреля 1970 года — первый в мире атомный ледокол «Ленин» прошёл на предприятии ремонт и модернизацию, включавшую уникальные работы по замене ядерной силовой установки судна. Работы выполнялись в очень сжатые сроки из-за требования успеть к празднованию 100 лет со дня рождения Владимира Ленина в 1970 году, что и было успешно выполнено.
1968 год — введён в строй эллинг — корпусно-монтажный цех № 10.[9]
18 января 1971 года — предприятие награждено Орденом Ленина.[10]
1972 год — колёсный пароход 1911 года постройки «Н. В. Гоголь» производства Сормовского завода стал плавучей базой отдыха предприятия. Впоследствии в XXI веке он прославился тем, что стал старейшим находящимся в эксплуатации пассажирским судном отечественной постройки. Впоследствии предприятие его дважды переоборудовало в 1972—1973 и 1994—1996 годах.
1975 год — завершён первый в стране ремонт атомных подводных лодок второго поколения, в ходе которого были возвращены в строй две субмарины проекта 677А.
5 ноября 1976 года — введена в строй первая очередь нового большого эллинга (цеха № 15), построенного в рамках модернизации предприятия.
1981 год — предприятием завершёны ремонт переоборудование сразу пяти атомных подводных лодок — К-104, К-86, К-241, К-385 и К-279 проектов 675, 675МК, 667АУ и 667Б, и, тем самым, выполнено принятое ранее специальное постановление Совета Министров СССР, поставившее перед верфью задачу обеспечить сдачу после ремонта не менее, чем четырех атомных субмарин ежегодно и, по-видимому, в целом завершена соответствующая реконструкция верфи.[11]
1990 год — верфь начинает выполнять работы по комплексной утилизации кораблей и судов, в том числе и с ядерной энергетической установкой.
Российская Федерация
8 ноября 1992 года — Указом президента России Б. Н. Ельцина создан Государственный Российский центр атомного судостроения, в состав которого, наряду с другими заводами Северодвинска, формально вошла и «Звёздочка». Однако фактического состояния дел это не изменило и в последствии центр был тихо упразднён.
1995—1998 годы — начато строительство самоподъемной плавучей буровой установки «Арктическая», прерванное из-за недостатка средств. Позднее строительство было возобновлено.
1997 год — предприятие начинает выполнять экспортные военно-технические заказы.
2000 год — на предприятии открыто производство по огранке алмазов в бриллианты.
2002—2012 годы — завершено по улучшенному проекту строительство самоподъемной плавучей буровой установки «Арктическая».
2004—2010 годы — на заводе для российского военно-морского флота построено спасательное буксирное судно «Звёздочка» проекта 20180.
2005—2012 годы — предприятием изготавливаются элементы стартового и технического комплексов ракеты-носителя «Ангара» на космодроме Плесецк.
2007 год — в рамках создания ОАО «Объединённая судостроительная корпорация», в которую было включено предприятие, завод был преобразован в Федеральное государственное унитарное предприятие «Центр судоремонта «Звёздочка». После этого к головному предприятию в Северодвинске были присоединены в качестве филиалов судоремонтные заводы «Нерпа» (г. Снежногорск), СРЗ-35 (г. Мурманск), СРЗ «Красная Кузница» (г. Архангельск), СРЗ-5 (г. Темрюк), Астраханский СРЗ (г. Астрахань), 1-я судоверфь (Краснодарский край) и конструкторское бюро НПО «Винт» (г. Москва) с опытным заводом «Вега» (г. Боровск).
2008 год — предприятие преобразовано в Открытое акционерное общество «Центр судоремонта «Звёздочка».
2010 год — предприятие становится головным исполнителем работ по техническому надзору и сервисному обслуживанию кораблей Северного флота, Новороссийской ВМБ и Каспийской флотилии ВМФ России. В этом же году передано флоту построенное на заводе головное спасательное буксирное судно «Звёздочка» проекта 20180.
2011—2015 годы — головным предприятием построен морской транспорт вооружения «Академик Ковалёв» проекта 20180ТВ.
2011—2016 годы — головным предприятием выполнен ремонт крейсера «Маршал Устинов» проекта 1164 «Атлант».[12]
2011 — настоящее время (2023) — Астраханским судоремонтным заводом серийно строятся спасательные буксирные суда проекта 22870.[13]
2012—2020 годы — головным предприятием для российского военно-морского флота построено океанографическое исследовательское судно «Академик Александров» проекта 20183, отличающегося использованием практически исключительно отечественных комплектующих.[14]
2012 — настоящее время (2023) — головным предприятием строится морской транспорт вооружения «Академик Макеев» проекта 20183ТВ.
2015 год — предприятие получило в качестве филиала Севастопольский морской завод и было преобразовано в Акционерное общество «Центр судоремонта «Звёздочка».
2018 год — предприятие изготовило первые элементы стартового стола для стартового комплекса «Амур» семейства ракет «Ангара» на космодроме Восточный.[15]
2019 год — предприятие победило в национальном конкурсе «100 лучших товаров России» с движительно-рулевой колонкой ДРК-4500Н мощностью 4,5 МВт.[16]
2020 — настоящее время (2023) — головным предприятием строится суперблок ледостойкой платформы «ЛСП „А“» для освоения газового месторождения Каменномысское-море, расположенного в акватории Обской губы.[17][18]
Октябрь 2022 года — АО «Винт» (филиал ЦС «Звёздочка») освоил производство движительно-рулевых колонок ДРК1200М, превосходящих импортный аналог, ранее широко применявшийся, в частности, на сухогрузах проекта RSD59.[19]
6 июля 2022 года — на предприятии введён в строй новый цех по производству новых типов пропульсивных комплексов[20].
См. также
Ссылки
- Официальный сайт предприятия www.star.ru
- Блог пресс-службы предприятия zvezdochka-ru.livejournal.com
- Канал предприятия на YouTube
- История предприятия на неофициальном сайте Северодвинска www.sevska.net
Примечания
- ↑ Хотя слово "звёздочка" в русском языке пишется через букву "ё", в данном случае написание регламентировано уставными документами предприятия, где "ё" не предполагается.
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|