Крупные российские проекты (Николай I, 1832-1843): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
(→‎Московское шоссе: Этот архиватор заблокирован в России)
Строка 90: Строка 90:


=== Московское шоссе ===
=== Московское шоссе ===
Строительство первой в центральной России внегородской дороги с твёрдым по тогдашним понятиям (щебёночным) покрытием было начато в 1817 году. К концу царствования Александра I была введена в строй [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1815-1825)#.D0.9F.D0.B5.D1.80.D0.B2.D0.B0.D1.8F_.D0.BE.D1.87.D0.B5.D1.80.D0.B5.D0.B4.D1.8C_.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.88.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B5_.28.D0.9D.D0.BE.D0.B2.D0.B3.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B4.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B5_.D1.88.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B5.29|первая очередь шоссе]] от Санкт-Петербурга до Новгорода с ответвлением к Гатчине. Открыто на всём протяжении Московское шоссе было в 1833 году (с временными переправами через Волгу, Тверцу и Мету), а введено в постоянную эксплуатацию в 1834 году. [http://archive.is/etfHu][http://rosavtodor.ru/249/11190.html]
Строительство первой в центральной России внегородской дороги с твёрдым по тогдашним понятиям (щебёночным) покрытием было начато в 1817 году. К концу царствования Александра I была введена в строй [[Крупные_российские_проекты_(Александр_I,_1815-1825)#.D0.9F.D0.B5.D1.80.D0.B2.D0.B0.D1.8F_.D0.BE.D1.87.D0.B5.D1.80.D0.B5.D0.B4.D1.8C_.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.88.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B5_.28.D0.9D.D0.BE.D0.B2.D0.B3.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B4.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B5_.D1.88.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B5.29|первая очередь шоссе]] от Санкт-Петербурга до Новгорода с ответвлением к Гатчине. Открыто на всём протяжении Московское шоссе было в 1833 году (с временными переправами через Волгу, Тверцу и Мету), а введено в постоянную эксплуатацию в 1834 году. [http://openwiki.net/wiki/История_железнодорожного_транспорта_России/Проектирование_и_строительство_шоссейной_магистрали_Петербург_—_Новгород_—_Москва._Создание_отечественной_школы_строителей_путей_сообщения][http://rosavtodor.ru/249/11190.html]


[[Файл:Почтовая станция Кресты под Псковом.jpg|thumb|150px|left|Почтовая станция на Динабургском шоссе]]
[[Файл:Почтовая станция Кресты под Псковом.jpg|thumb|150px|left|Почтовая станция на Динабургском шоссе]]

Версия от 12:00, 21 июля 2016

Николай I

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1], введённые в строй с 20 ноября (2 декабря) 1825 г. по 1 июня 1843 г.

Границы периода обусловлены изменением правового положения Царства Польского и фактическим окончанием денежной реформы с опубликованием манифеста «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами» 1 июня 1843 г.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1036, 1036-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1218, 1218-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, сейчас, вскоре, в перспективе.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Символы нации

Большой театр в Варшаве, 1839

Большой театр в Варшаве

Грандиозное здание в стиле классицизм строилось в Варшаве с 1825 года и было торжественно открыто 24 февраля 1833 года, уже после подавления польского восстания 1830 года, оперой «Севильский цирюльник» Дж. Россини.

Позднее, в конце XIX века, театр был реконструирован — в это время к фасаду добавили балкон на колоннах, после чего он благополучно простоял до самой Второй мировой войны, когда был почти полностью разрушен. Позднее, в 1951—1965 гг., театр был восстановлен практически в прежнем виде.

Крупнейшие корабли и суда

Линейный корабль «Двенадцать апостолов» (картина И. К. Айвазовского, 1897 г.)

Даже во времена парусного флота постройка крупных военных кораблей была чрезвычайно затратным делом — у англичан даже в своё время ходила шутка о том, что строительство флагманского линейного корабля стоило Карлу I головы, поскольку повышение налогов, идущих на строительство флота, спровоцировало английскую революцию. Несмотря на огромные ресурсы (см. ниже), затраченные на флот, его сил оказалось недостаточно для отстаивания российских интересов перед лицом англо-французской коалиции в Крымской войне. Это в конечном счёте привело к поражению и резкому замедлению роста российской экономики и, особенно, промышленности, подавленной кабальными условиями торговых договоров. Последние, почти обнулявшие ввозные пошлины, по всей видимости, были навязаны державами-победительницами, но расхлёбывать эту кашу пришлось уже при следующем Императоре.

Парусный 120-пушечный линейный корабль «Россия» Балтийского флота

Трёхполосный (трёхдечный) линейный корабль. Заложен 1 февраля 1836 года в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 5 июля 1839 года. Реально нёс 128 пушек.

Линейный корабль «Три Святителя» (литография В. А. Прохорова, до 1855 г.)

Парусный 120-пушечный линейный корабль Черноморского флота «Двенадцать Апостолов»

Первый корабль в серии из трёх линкоров типа «Двенадцать Апостолов» был заложен 4 октября 1838 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 15 июля 1841 г. Реально нёс 130 пушек. Ещё два корабля этого проекта были введены в строй позднее.

Парусные 120-пушечные линейные корабли Черноморского флота

Трёхполосные (трёхдечные) линейные корабли индивидуальных проектов.

  • «Варшава» — заложен 30 марта 1832 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 6 ноября 1833 г.
  • «Три Святителя» — заложен 29 декабря 1835 г. в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 28 августа 1838 г. Реально нёс 130 пушек.
Линейный корабль «Лефорт» (рисунок неизвестного художника, 1857 г.)

Парусные 84-пушечные линейные корабли Балтийского флота типа «Императрица Александра»

Линейные корабли, вне зависимости от реального количества орудий на борту, доходившего до 96, называвшиеся 84-хпушечными. В это время в дополнение к трём, введённым в строй ранее, в Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге были построены ещё четыре корабля этого проекта:

  • «Не тронь меня» — заложен 7 ноября 1830 года, спущен на воду 1 мая 1832 года. Реально нёс 92 пушки, которые в виде опыта имели один 36-фунтовый калибр, но отличались длиной в зависимости от палубы. Участвовал в Крымской войне 1854—1856 годов.
  • «Владимир» — заложен 28 июня 1832 года, спущен на воду 10 августа 1833 года. Реально нёс 92 пушки. Участвовал в экспедиции Балтийского флота в датские воды 1848—1850 годов и в Крымской войне 1854—1856 годов.
  • «Лефорт» — заложен 18 ноября 1833 года, спущен на воду 28 июля 1835 года. Реально нёс 94 пушки. Участвовал в экспедиции Балтийского флота в датские воды 1848—1850 годов и в Крымской войне 1854—1856 годов.
  • «Вола» — заложен 23 октября 1835 года, спущен на воду 30 июля 1837 года. Реально нёс 92 пушки. Назван в честь взятия русскими войсками одноименного редута (вола — польск. «воля») в пригороде Варшавы в 1831 года Позднее переоборудован в парусно-винтовой корабль в 1854—1859 гг. Участвовал в экспедиции Балтийского флота в датские воды 1848—1850 годов.

Ещё один корабль этого проекта был введён в строй позднее.

Парусные 74-пушечные линейные корабли Балтийского флота типа «Фершампенуаз»

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 74-пушечными, хотя и неси реально 82 пушки. Были несколько крупнее наиболее массовых в то время 74-пушечных линейных кораблей типа «Иезекиль», возможно поэтому впоследствии два из трёх кораблей серии были переоборудованы в парусно-винтовые с удлиннением корпуса и усилением артиллерии. Внешне отличались также круглой кормой. В это время Охтенском адмиралтействе в Санкт-Петербурге под руководством И. А. Амосова были построены все три корабля этого типа:

  • «Фершампенуаз» — заложен 6 октября 1832 г., спущен на воду 16 сентября 1833 г. Реально нёс 82 пушки. Участвовал в Крымской войне 1853—1856 гг.
  • «Константин» — заложен 16 декабря 1835 г., спущен на воду 24 августа 1837 г. Реально нёс 82 пушки. Позднее переоборудован в парусно-винтовой корабль в 1854…1857 гг.
  • «Выборг» — заложен 22 июня 1839 г., спущен на воду 30 июля 1841 г. Реально нёс 82 пушки. Позднее переоборудован в парусно-винтовой корабль в 1852—1854 гг., став первым отечественным винтовым линейным кораблём.

Парусные 74-пушечные линейные корабли Балтийского флота типа «Иезекиль»

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли, строившиеся в это время серийно в Архангельском адмиралтействе под руководством Е. А. Ершова. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 74-пушечными. В это время в дополнение к 15, построенным ранее, были введены в строй ещё шесть кораблей этого типа:

  • «Орёл» — заложен 31 августа 1831 г., спущен на воду 21 мая 1833 г. Реально нёс 80 пушек.
  • «Остроленка» — заложен 21 декабря 1832 г., спущен на воду 21 мая 1834 г. Реально нёс 80 пушек.
  • «Лейпциг» — заложен 22 сентября 1834 г., спущен на воду 29 апреля 1836 г. Реально нёс 80 пушек.
  • «Ретвизан» — заложен 21 мая 1837 г., спущен на воду 21 мая 1839 г. Реально нёс 80 пушек.
  • «Финланд» — заложен 21 июня 1839 г., спущен на воду 21 мая 1840 г. Реально нёс 80 пушек. Участвовал в Крымской войне 1853–1856 гг.
  • «Ингерманланд» — заложен 30 августа 1840 г., спущен на воду 24 мая 1842 г. Реально нёс 80 пушек. Погиб 30 августа 1842 г. в проливе Скаггерак во время сильного шторма, выскочив на камни из-за ошибки счисления. Среди спасшихся был и строитель корабля Е. А. Ершов, получивший перед этим новое назначение в Кронштадт.

Ещё четыре корабля этого типа были построены позднее.

Линейный корабль «Султан Махмуд». Литография Подустова с рисунка В. А. Прохорова

Парусные 84-пушечные линейные корабли Черноморского флота

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-пушечными.

  • «Силистрия» — заложен 24 декабря 1833 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 11 ноября 1835 г. Реально нёс 88 пушек.
  • «Султан Махмуд» — заложен 1 февраля 1835 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 31 октября 1836 г. Реально нёс 86 пушек. Корабль назван в честь турецкого султана, подписавшего Адрианопольский мирный договор 1829 г.
  • «Три Иерарха» — заложен 19 ноября 1835 г. в Главном адмиралтействе с Николаеве, спущен на воду 28 августа 1838 г. Реально нёс 90 пушек.
  • «Гавриил» — заложен 28 августа 1838 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 19 ноября 1839 г. Реально нёс 86 пушек.
  • «Селафаил» — заложен 28 августа 1838 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 10 июля 1840 г. Реально нёс 96 пушек.
  • «Уриил» — заложен 28 августа 1838 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 31 октября 1840 г. Реально нёс 96 пушек.
  • «Варна» — заложен 4 октября 1838 г. в Главном адмиралтействе в Николаеве, спущен на воду 27 июля 1842 г. Реально нёс 96 пушек.

Парусный 74-пушечный линейный корабль Черноморского флота «Иоанн Златоуст»

Строительство начато в январе 1824 г., спущен на воду в сентябре 1825 г., введён в строй в июле 1826 г.[1]

Файл:Царскосельская железная дорога.jpg
Царскосельская ж.д. (раскрашенная литография), 1837

Железные дороги

Царскосельская железная дорога

Первая в стране и шестая в мире железная дорога общего пользования длиной 25 вёрст (27 км). Была спроектирована однопутной с увеличенной шириной колеи 1829 мм и одним разъездом посередине. Строилась с мая 1836 г., введена в строй 30 октября (11 ноября) 1837 г.[2] Стоимость проекта 5 млн рублей ассигнациями[3], а по данным 1894 г. — 3,514 млн рублей, видимо, серебром[4].

Второй путь был введён в строй позднее, 5 июня 1876 года. Ещё позднее дорога была перешита на отечественную широкую колею к 1904 г. в связи со вхождением в состав Московско-Виндаво-Рыбинской ж.д. и вхождением большей части железной дороги в состав Петербургско-Витебской магистральной железной дороги.

Файл:Мост Московского шоссе в Любани 1830.png
Мост в Любани на шоссе Петербург—Москва, 1830

Гужевые (будущие автомобильные) дороги

Московское шоссе

Строительство первой в центральной России внегородской дороги с твёрдым по тогдашним понятиям (щебёночным) покрытием было начато в 1817 году. К концу царствования Александра I была введена в строй первая очередь шоссе от Санкт-Петербурга до Новгорода с ответвлением к Гатчине. Открыто на всём протяжении Московское шоссе было в 1833 году (с временными переправами через Волгу, Тверцу и Мету), а введено в постоянную эксплуатацию в 1834 году. [5][6]

Почтовая станция на Динабургском шоссе

Динабургское шоссе

Дорога с гравийным покрытием, каменными мостами и каменными же почтовыми станциями между Санкт-Петербургом и крепостью Динабург (позднее Двинск, ныне Даугавпилс), стоявшей на берегах Западной Двины, строилась с 1830 до примерно 1840 года и являлась, по сути, первой частью Санкт-Петербурго-Варшавского шоссе.[7][8]

Алуштинско-Ялтинское шоссе

В 1837 году по Южном берегу Крыма было открыто шоссе - редкая по тем временам дорога с твёрдым покрытием - между Алуштой и Ялтой. Дорога продолжала построенное десятилетием ранее Симферопольско-Алуштинское шоссе. Несмотря на то, что длина дороги составляла всего порядка 30 с лишним километров, гористая местность, по которой она была построена, позволяет однозначно отнести проект к крупным.[9][10]

Позднее получившееся Симферопольско-Ялтинское шоссе было продлено до Севастополя.

Охтенское адмиралтейство после реконструкции, середина XIX века

Машиностроение

Охтенское адмиралтейство (коренная реконструкция)

Основная статья: Охтенское адмиралтейство

Судя по картине[11], датируемой примерно 1841 годом, в это время был уже в целом завершён проект коренной реконструкции Охтенской верфи, который было поручено составить 12 февраля 1829 года после того, как верфь получила статус Охтенского адмиралтейства в 1828 году. По указаниям Императора Николая I на верфи строились и реконструировались эллинги для больших и мелких кораблей, а также, вероятно, и другие здания и сооружения. Новые эллинги были деревянными, но, поскольку верфь оказалась в пределах столицы, отличались хорошей отделкой, а также, как показала практика, изрядной прочностью и качеством постройки, что позволило им впоследствии стать одной из городских древностей, не пережившей, впрочем, бурные времена XX века.

Здания Сената и Синода, 2013

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Здания Сената и Синода

Соединённые аркой здания для двух учреждений государственной власти были построены в Санкт-Петербурге. Здание Сената было заложено 24 августа 1829 года, а здания Синода - в 1830 году. Завершено строительство комплекса было в 1834 году.

С 2008 и 2009 года соответственно в комплексе зданий располагаются Конституционный Суд Российской Федерации и Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина.

Обводный канал у храма Св. Мирония[2], около 1900

Гидротехническое строительство

Обводный канал в Санкт-Петербурге (коренная реконструкция)

Самый крупный канал Санкт-Петербурга, изначально задуманный отчасти в качестве защиты от наводнений и оборонительного сооружения изначально был построен в 1769—1780 гг. только на западном участке — между рекой Екатерингофкой и Лиговским каналом. В 1805 году были начаты работы по строительству восточной части канала и модернизации западной, однако окончательный этап крупной модернизации канала была проведён с 1816 по 1833 годы.

В это время канал стал фактической границей города, а в дальнейшем служил местом притяжения Санкт-Петербургской промышленности, прежде всего как удобная транспортная магистраль.

Красный корпус Киевского университета

Наука и образование

Киевский Императорский университет святого Владимира

Основанный в 1834 году университет (ныне Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко) в 1842 году въехал в специально построенное для него красное с чёрным (цветов ленты ордена Святого Владимира) здание (ныне Красный корпус), полностью завершённое в 1843 году.

Проект, по всей видимости, является крупным не только из-за достаточно большого здания, но и из-за высокой стоимости библиотеки, учебных пособий и оборудования, необходимого для университета.

Файл:Novogeorgievsk 1884 1.jpg
Укрепления Новогеоргиевска в 1884 г.

Фортификационные сооружения

Крепость Новогеоргиевск (коренная реконструкция)

Крупнейшее и сильнейшее в мире фортификационное сооружение своего времени. Ранее на слиянии Вислы и Нарева существовала крепость Модлин, построенная ещё Наполеоном. Строительство новой грандиозной цитадели после подавления Польского восстания велось генералом Деном с 1832 г. и было завершено в 1841 г. В 1834 г. крепость получила название Новогеоргиевск и, по мнению Тотлебена, стала единственной в стране полностью достроенной и отвечающей своему назначению. Известен случай, когда прусский принц Вильгельм спросил Николая I какова была стоимость строительства Новогеоргиевска, на что тот ответил, что она известна лишь Богу и начальнику инженеров Варшавского округа Ивану Ивановичу Дену, однако оба они хранят молчание.[12]

Капонир бастиона I Александровской цитадели

Позднее крепость неоднократно модернизировалась.

Александровская цитадель

Крупная кирпичная крепость в Варшаве была построена после подавления Польского восстания, как для обороны страны, так и для контроля ситуации в Варшаве — Император во время своего визита в город прямо сказал, нарушившим верность Царю жителям города, что в следующий раз крепость, в случае чего, разнесёт город в щебёнку, а сам он после этого Варшаву восстанавливать не станет. Строилась ударными темпами с 31 мая 1832 до 4 мая 1834 г., когда праздновалось 18-летие цесаревича Александра, в честь которого и была названа крепость. Стоимость проекта 11 млн рублей (8,5 тонн чистого золота), оплата которых в наказание за восстание была возложена на Банк Польши.

В дальнейшем укрепления цитадели продолжали понемногу совершенствоваться до 1874 г., а ещё позднее, при Александре III, вокруг цитадели была построена Варшавская крепость.

Холмские ворота Цитадели Брестской крепости, 2006
Крепость Брест-Литовск в середине XIX века

Крепость Брест-Литовск

Одна из грандиозных крепостей на западной границе, также известная как Брестская крепость[3], строилась при впадении реки Мухавец (а заодно и Пинского канала, соединявшего бассейны Вислы и Днепра) в Западный Буг. Для строительства крепости сам город Брест был фактически перенесён на новое место, а укрепления находившегося там ранее Брестского замка были большей частью снесены из-за устаревания и недостаточных размеров. Проект крепости был утверждён в 1830 году, земляные работы начались в 1833 году, город был перенесён на новое место в 1835 году. Собственно строительство началось с закладки первого камня в основание крепости 1 июня 1836 года, а уже к 26 апреля 1842 года основные строительные работы были завершены, и крепость была освящена, тем самым официально вступив в строй.

В состав крепости входили четыре укрепления, располагавшихся на полу- и полностью искусственных островах. В центре была построена Цитадель с храмом и кольцевой оборонительной казармой длиной 1,8 км из особо прочного кирпича, а её со всех сторон прикрывали Кобринское (Северное), Тереспольское (Западное) и Волынское (Южное) укрепления, каждое из которых, по-видимому, само по себе тянуло на крупный проект, поскольку представляло собой мощную крепость с эшелонированной обороной.

Позднее крепость неоднократно модернизировалась, однако в основном именно укрепления этого времени впоследствии покрыли себя неувядаемой славой во время Великой Отечественной войны, превратив крепость в один из национальных символов России.

Файл:Крепость Кронштадт 1я Северная полубашня.jpg
1-я северная полубашня Центральной крепости Кронштадта, акварель XIX века
Здание Арсенала Центральной крепости Кронштадта, 2011

Крепость Кронштадт (коренная реконструкция)

Кронштадтская крепость, сильно пострадавшая от наводнения 1824 г. в это время подверглась коренной реконструкции. Грандиозное строительство, как и боевая подготовка, велось фактически под непосредственным надзором Императора Николая I, который лично проектировал её укрепления и посещал крепость в этот период в среднем 8 раз в год, часто без предупреждения.

В крепости было выполнено множество строительных работ, при этом проекты строительства некоторых отдельных объектов крепости сами по себе являлись крупными[13]:

  • Перестройка Центральной крепости в камне 1825…1837 гг.
  • Реконструкция форта «Император Пётр I» (бывшего «Цитадель»), перестройка началась в 1823—1824 гг., завершён 1834 г.

Также хорошо сохранилось построенное в это время с 1832 по 1834—1836 по разным источникам годы здание Арсенала.

Оборонительная стена Центральной крепости Кронштадта, 2012

Перестройка Центральной крепости Кронштадта в камне

Проводившееся в рамках глобальной реконструкции Кронштадтской крепости строительство новой главной крепостной ограды из земли и специального высокопрочного кирпича, обходившегося в несколько раз дороже обычного,, а также плотно подгоняемых друг к другу гранитных глыб неправильной формы на всех внешних сторонах оборонительных стен, велось в Кронштадте с 1825 года. Полностью грандиозное строительство из-за большой протяжённости объекта было в основном завершено только в 1837 году, а строительство дополнительных зданий и сооружений продолжалось ещё до 1840 года.[14]

В связи с дальнейшим прогрессом в области вооружения и применимости, построенных в это время оборонительных казарм для использования в мирной жизни часть зданий и сооружений Центральной крепости Кронштадта сохранились до наших дней, но зачастую не в самом лучшем состоянии. Лучше других сохранился Северный вал крепости, включая входившие в его комплекс здания и сооружения, ныне охраняемые как памятники истории и архитектуры: оборонительные казармы № 1-5; защитная плотина; полубашни № 1-3 и батареи № 1-7.

Форт «Император
Пётр I», 2010

Форт «Император Пётр I» (реконструкция форта «Цитадель»)

Дерево-земляной морской форт «Цитадель», существенно пострадавший от наводнения 1824 года, в рамках реконструкции Кронштадтской крепости было решено перестроить в камне. Работы начались в 1827 году и продолжались 7 лет, пока в 1834 году форт не вступил в строй. Одновременно с этим указом Императора Николая I от 7 сентября 1834 года форт «Цитадель» переименовали в форт «Император Пётр I».

Форт более существенно не модернизировался, так как через несколько десятилетий почти утратил оборонное значение, однако в целом неплохо сохранился до наших дней.

Динабургская (ныне Даугавпилсская) крепость в наши дни

Крепость Динабург

Динабургская крепость, строившаяся ещё с 1810 года, хоть и фактически вступила в строй ранее, официально была освящена и принята в эксплуатацию именно в этот период 21 мая 1833 года. Кроме того в 1841 году была построена 7-километровая дамба (позднее известная как Николаевская) высотой от 4,2 до 6,4 м, надёжно защищающая до сих пор центр города Даугавпилс (он же Двинск, он же Динабург) от наводнений. По этой дамбе вскоре было проложено шоссе. Также продолжалось строительство дополнительных оборонительных сооружений, которое продлилось ещё несколько десятилетий.[15]

Константиновская батарея в Севастополе, 2004

Коренная реконструкция морской крепости Севастополь (начало работ)

После реконструкции 1805—1811 гг. укрепления Севастополя долгое время не подвергались серьёзным перестройкам — небольшая их модернизация была проведена лишь во время очередной Русско-Турецкой войны в 1828—1829 гг. Глобальная же реконструкция Севастопольской крепости началась 1 августа 1834 года. Основное внимание на этом этапе работ уделялось укреплению обороны с моря, что не удивительно, учитывая, что Империя имела самую сильную в мире армию, а вот флот не был столь могучим.

К 1843 году были введены в строй крупные Александровская и Константиновская казематированные береговые батареи (форты), на остальных объектах работы продолжались и позднее. [16]

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Сельский сход, 1859

Реформа управления государственными крестьянами (реформа Киселёва) и создание Министерства государственных имуществ

В рамках проведённой в 1837—1841 гг. крупномасштабной реформы, которая рассматривалась Николаем I как первый шаг к отмене крепостного права для управления госсобственностью, включая и сельскохозяйственные земли, были учреждены Министерство государственных имуществ и губернские палаты государственных имуществ. Также были созданы округа государственных крестьян и общинно-волостное самоуправление. Государственный оброк был заменён земельно-промысловым сбором и полностью прекращена практика сдачи государственных имений в аренду. В рамках проекта с переменным успехом также осуществлялись широкомасштабные мероприятия по внедрению передовых сельскохозяйственных технологий, улучшению медицинской и ветеринарной помощи на селе, а также переселенческой политике.[17]

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. Храм не сохранился — взорван в 1934 году.
  3. Название Брест-Литовск применялось, видимо, в противоположность известному в то время в России французскому портовому городу Брест.