Миф о вековой отсталости России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 20: Строка 20:
* '''Рюриковичи имели многочисленные династические связи с другими правящими домами в Европе'''. Князь Владимир Святой женился на византийской царевне, его сын князь Ярослав Мудрый — на шведской принцессе. Своим детям Ярослав устроил целую серию блестящих браков — его сыновья женились сестре польского короля, на австрийской принцессе, на греческой царевне и на немецких графинях, а дочери вышли замуж за королей Норвегии, Венгрии и Франции (дочь Ярослава Анна стала прародительнецей всех последующих французских королей). В Европе XI века не было другой семьи со столь блестящими династическими связями, что говорило об очень высоком статусе Рюриковичей и Руси. Владимир Мономах был женат на Гите Уэссекской, дочери последнего [[Англосаксы|англосаксонского]] короля Гарольда II, сын Мономаха Мстислав Великий был женат на шведской принцессе, его дочери — на королях Норвегии и Дании и на сыновьях датского короля и византийского императора. Юрий Андреевич (сын Андрея Боголюбского) был мужем знаменитой грузинской царицы Тамары.
* '''Рюриковичи имели многочисленные династические связи с другими правящими домами в Европе'''. Князь Владимир Святой женился на византийской царевне, его сын князь Ярослав Мудрый — на шведской принцессе. Своим детям Ярослав устроил целую серию блестящих браков — его сыновья женились сестре польского короля, на австрийской принцессе, на греческой царевне и на немецких графинях, а дочери вышли замуж за королей Норвегии, Венгрии и Франции (дочь Ярослава Анна стала прародительнецей всех последующих французских королей). В Европе XI века не было другой семьи со столь блестящими династическими связями, что говорило об очень высоком статусе Рюриковичей и Руси. Владимир Мономах был женат на Гите Уэссекской, дочери последнего [[Англосаксы|англосаксонского]] короля Гарольда II, сын Мономаха Мстислав Великий был женат на шведской принцессе, его дочери — на королях Норвегии и Дании и на сыновьях датского короля и византийского императора. Юрий Андреевич (сын Андрея Боголюбского) был мужем знаменитой грузинской царицы Тамары.
* '''В эпоху расцвета Древняя Русь оказывала значительное политическое влияние на соседние страны'''. Помимо влияния через торговлю по речным путям и династические браки русские князья вмешивались в политику соседей и иными способами. Князь Ярослав Мудрый принимал у себя бежавшего из Норвегии короля Олафа Святого, усыновил его сына Магнуса I Доброго (будущего короля Норвегии и Дании) и принял в свою дружину его брата Харальда III Сурового, который женился на дочери Ярослава и впоследствии стал королём Норвегии (а затем погиб при попытке завоевания Англии в 1066 году). Русь вела войны с Византией, Хазарией, Болгарией, Венгрией, Польшей, неоднократно вмешиваясь во внутренние дела последней. Хазарский каганат и Первое Болгарское Царство были уничтожены при активном участии Руси.
* '''В эпоху расцвета Древняя Русь оказывала значительное политическое влияние на соседние страны'''. Помимо влияния через торговлю по речным путям и династические браки русские князья вмешивались в политику соседей и иными способами. Князь Ярослав Мудрый принимал у себя бежавшего из Норвегии короля Олафа Святого, усыновил его сына Магнуса I Доброго (будущего короля Норвегии и Дании) и принял в свою дружину его брата Харальда III Сурового, который женился на дочери Ярослава и впоследствии стал королём Норвегии (а затем погиб при попытке завоевания Англии в 1066 году). Русь вела войны с Византией, Хазарией, Болгарией, Венгрией, Польшей, неоднократно вмешиваясь во внутренние дела последней. Хазарский каганат и Первое Болгарское Царство были уничтожены при активном участии Руси.
* '''Историческое развитие Древней Руси шло в рамках тех же крупных процессов, что и в Западной Европе'''. Расселение славян по Восточно-Европейской (Русской) равнине произошло в эпоху Великого переселения народов в середине I тысячелетия, то есть тогда же, когда происходило расселение германских народов в Западной Европе (разница была в том, что германцы занимались разрушением и грабежом римской цивилизации, а славяне двигали фронтир цивилизации дальше на Восток Европы). В IX—XI вв. славянские земли, как и Западная Европа, вступают в эпоху викингов (на Руси — варягов),<ref>То, происходили ли варяги-русь из датчан или из западных славян (ободритов или варгов), живших на побережье Балтики недалеко от Дании, не имеет особого значения, так как с культурной и военной точки зрения балтийские славяне были довольно близки к датчанам и скандинавам.</ref> которые стали основной исторической силой как на Западе, так и на Востоке: викинги/варяги и их потомки вели всеевропейских масштабов торговые операции и пиратские набеги, служили наёмниками, основывали новые династии, завоёвывали огромные земли (в том числе и целые страны, как Англию), в итоге перешли в христианство и стали важнейшей частью воинского класса в средневековых государствах (в Европе — частью рыцарского сословия, на Руси — княжескими дружинниками). Как и прочие государства Европы, Древнерусское государство спустя короткое время после объединения вступило в период феодальной раздробленности, но gри этом признаки перехода от полной феодальной раздробленности к [[rwp:Вотчинная монархия|вотчинной монархии]] появились во Владимиро-Суздальской Руси уже во второй половине XII века, тогда же, когда аналогичный строй установился в Англии и Франции. В то же самое время, как и в городах Западной Европе, усилилась роль городского самоуправления и городской демократии (см. [[rwp:Вече|вече]]), а ряд русских городов превратились в республики ([[rwp:Новгородская республика|Новгородская республика]], [[rwp:Псковская республика|Псковская республика]], [[rwp:Вятская вечевая республика|Вятская республика]]), что, между прочим, свидетельствует о древности демократических традиций на Руси.
* '''Историческое развитие Древней Руси шло в рамках тех же крупных процессов, что и в Западной Европе'''. Расселение славян по Восточно-Европейской (Русской) равнине произошло в эпоху Великого переселения народов в середине I тысячелетия, то есть тогда же, когда происходило расселение германских народов в Западной Европе (разница была в том, что германцы занимались разрушением и грабежом римской цивилизации, а славяне двигали фронтир цивилизации дальше на Восток Европы). В IX—XI вв. славянские земли, как и Западная Европа, вступают в эпоху викингов (на Руси — варягов),<ref>То, происходили ли варяги-русь из датчан или из западных славян (ободритов или варгов), живших на побережье Балтики недалеко от Дании, не имеет особого значения, так как с культурной и военной точки зрения балтийские славяне были довольно близки к датчанам и скандинавам.</ref> которые стали основной исторической силой как на Западе, так и на Востоке: викинги/варяги и их потомки вели всеевропейских масштабов торговые операции и пиратские набеги, служили наёмниками, основывали новые династии, завоёвывали огромные земли (в том числе и целые страны, как Англию), в итоге перешли в христианство и стали важнейшей частью воинского класса в средневековых государствах (в Европе — частью рыцарского сословия, на Руси — княжескими дружинниками). Как и прочие государства Европы, Древнерусское государство спустя короткое время после объединения вступило в период феодальной раздробленности, но gри этом признаки перехода от полной феодальной раздробленности к [[rwp:Вотчинная монархия|вотчинной монархии]] появились во Владимиро-Суздальской Руси уже во второй половине XII века, тогда же, когда аналогичный строй установился в Англии и Франции. В то же самое время, что и в городах Западной Европы, на Руси усилилась роль городского самоуправления и городской демократии (см. [[rwp:Вече|вече]]), а ряд русских городов превратились в республики ([[rwp:Новгородская республика|Новгородская республика]], [[rwp:Псковская республика|Псковская республика]], [[rwp:Вятская вечевая республика|Вятская республика]]), что, между прочим, свидетельствует о древности демократических традиций на Руси.
* '''Культура и искусство Древней Руси в XI—XIII веках не уступали западноевропейским того времени'''. На Руси было достаточно распространены грамотность (см. [[rwp:Берестяные грамоты|Берестяные грамоты]]), не позже начала XIII века появился аналог университета ([[rwp:Григорьевский затвор|Григорьевский затвор]]). Были на Руси свои ученые ([[rwp:Кирик Новгородец|Кирик Новгородец]]), производились топографические работы (см. [[rwp:Глеб Святославич (князь новгородский)|князь Глеб Святославич]]), отправлялись экспедиции по берегам Арктики и, по ряду сведений, за Урал (Камень). Возникла [[rwp:Дрневнерусская архитектура|собственная узнаваемая архитектурная школа]], которая в техническом отношении мало в чём уступала византийской и западноевропейской романской архитектуре того времени. На Руси развивались иконопись и фресковая живопись, были развиты различные декоративно-прикладные искусства (скань, эмаль, зернь, чернь, финифть и прочие ювелирные ремесла), была [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_I,_978-1015)#.D0.9F.D0.B5.D1.80.D0.B2.D0.B0.D1.8F_.D1.87.D0.B5.D0.BA.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D0.B0_.D1.80.D1.83.D1.81.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.BC.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D1.82.D1.8B|своя монетная чеканка]], было развито кузнечное ремесло, в том числе ковка оружия и доспехов. Был и свой национальный спорт ([[rwp:Кулачный бой|кулачный бой]]). Не позже времён Крещения появляются собственные книги ([[rwp:Новгородский кодекс|Новгородский кодекс]]), в том числе богато украшенные и иллюстрированные ([[rwp:Остромирово евангелие|Остромирово евангелие]], [[rwp:Изборник Святослава|Изборник Святослава]]). Была на Руси и церковная, и светская литература ([[rwp:Поучение Владимира Мономаха|Поучение Владимира Мономаха]], [[rwp:Слово о погибели Русской земли|Слово о погибели Русской земли]]), был свой героический эпос (былины о русских богатырях), была своя эпическая поэма ([[rwp:Слово о полку Игореве|Слово о полку Игореве]]). Таким образом, Русь обладала вполне полным набором развитых областей культуры, свойственных для Средневековья. К сожалению, из-за невиданных в других частях Европы нашествий кочевников и пожаров до наших дней дошла лишь малая часть произведений Древней Руси, но и оставшееся нам наследие говорит о высоком уровне и разнообразии древнерусской культуры.
* '''Культура и искусство Древней Руси в XI—XIII веках не уступали западноевропейским того времени'''. На Руси было достаточно распространены грамотность (см. [[rwp:Берестяные грамоты|Берестяные грамоты]]), не позже начала XIII века появился аналог университета ([[rwp:Григорьевский затвор|Григорьевский затвор]]). Были на Руси свои ученые ([[rwp:Кирик Новгородец|Кирик Новгородец]]), производились топографические работы (см. [[rwp:Глеб Святославич (князь новгородский)|князь Глеб Святославич]]), отправлялись экспедиции по берегам Арктики и, по ряду сведений, за Урал (Камень). Возникла [[rwp:Дрневнерусская архитектура|собственная узнаваемая архитектурная школа]], которая в техническом отношении мало в чём уступала византийской и западноевропейской романской архитектуре того времени. На Руси развивались иконопись и фресковая живопись, были развиты различные декоративно-прикладные искусства (скань, эмаль, зернь, чернь, финифть и прочие ювелирные ремесла), была [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_I,_978-1015)#.D0.9F.D0.B5.D1.80.D0.B2.D0.B0.D1.8F_.D1.87.D0.B5.D0.BA.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D0.B0_.D1.80.D1.83.D1.81.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.BC.D0.BE.D0.BD.D0.B5.D1.82.D1.8B|своя монетная чеканка]], было развито кузнечное ремесло, в том числе ковка оружия и доспехов. Был и свой национальный спорт ([[rwp:Кулачный бой|кулачный бой]]). Не позже времён Крещения появляются собственные книги ([[rwp:Новгородский кодекс|Новгородский кодекс]]), в том числе богато украшенные и иллюстрированные ([[rwp:Остромирово евангелие|Остромирово евангелие]], [[rwp:Изборник Святослава|Изборник Святослава]]). Была на Руси и церковная, и светская литература ([[rwp:Поучение Владимира Мономаха|Поучение Владимира Мономаха]], [[rwp:Слово о погибели Русской земли|Слово о погибели Русской земли]]), был свой героический эпос (былины о русских богатырях), была своя эпическая поэма ([[rwp:Слово о полку Игореве|Слово о полку Игореве]]). Таким образом, Русь обладала вполне полным набором развитых областей культуры, свойственных для Средневековья. К сожалению, из-за невиданных в других частях Европы нашествий кочевников и пожаров до наших дней дошла лишь малая часть произведений Древней Руси, но и оставшееся нам наследие говорит о высоком уровне и разнообразии древнерусской культуры.



Версия от 15:01, 11 сентября 2014

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Довольно распространён миф о том, что якобы всегда — всю свою историю — Россия была отстающей в своем развитии страной, и отставала она, по мнению сторонников этого мифа, прежде всего от стран Запада. Данный миф популярен в том числе на самом Западе и связан с концепцией европоцентризма, согласно которой страны Европы или европейские по происхождению государства являются главной движущей силой мировой истории, технического и культурного прогресса.[1] Россия, по мнению носителей евро- или западоцентрического мышления, является то ли периферийной страной Европы — и потому вечно отстающей, то ли смешанной европейско-азиатской или даже чисто азиатской страной — а значит заведомо отсталой.

Как и многие другие мифы, данный миф содержит в себе зёрна правды — действительно, были в истории России периоды, когда она отставала от Запада в тех или иных отношениях и вынуждена была это отставание нагонять. Но на эту основу сторонниками мифа навешано много демагогии, лжи и невежества, которые требуют опровержения и пояснения:

  • В-первых, у России всегда были какие-то плюсы и преимущества в отдельных областях и всегда были какие-то недостатки в других — состав этих преимуществ и недостатков со временем менялся, в чём-то Россия всегда или почти всегда превосходила страны Запада.
  • Во-вторых, сама по себе ситуация отставания и последующего перенимания заграничных достижений является вполне нормальной, и в такой ситуации постоянно оказываются все страны, в том числе западноевропейские — культурный и технологический обмен между странами является нормальным явлением и основой общего прогресса.
  • В-третьих, при более внимательном рассмотрении зачастую оказывается, что Россия отставала в том или ином отношении не от Запада в целом, а лишь от отдельных стран-лидеров, которые лишь сравнительно недавно ввели те или иные успешные нововведения и от которых отставало в тот же период большинство прочих европейских стран.
  • В-четвёртых, Россия развивалась в особых условиях и решала во многом иные задачи по сравнению с западными странами (например, задачу освоения и защиты огромной по размеру территории, причем внутренней, а не колониальной) — силы общества были сконцентрированы на решении одних задач, что вызывало отставание в решении других, но это едва ли принижает общую сумму достижений народа.

В этой статье рассматриваются периоды истории России — мифы об отсталости опровергаются применительно к этим периодам.

Древняя Русь

  • Древняя Русь в IX—XII вв. хоть и располагалась на периферии европейской цивилизации, но не была ни бедным, ни слаборазвитым государством. Большинство крупнейших русских городов стояли на имеющих всеевропейское значение транзитных речных путях «из варяг в греки» (по речным системам Невы, Двины и Днепра) и «из варяг в арабы» (по речным системам Невы и Волги). Первый из этих путей связывал Северную Европу с самой развитой и богатой тогда страной — Византийской империей, а второй — с не менее богатым и развитым Арабским халифатом (из которого, между прочим, шли по Волге в Европу весьма значительные объёмы серебра, составлявшего основу тогдашнего денежного обращения). Удачное расположение на торговых путях и наличие собственных природных богатств и экспортных товаров дали возможность в сравнительно короткий срок создать весьма богатое государство. Со времен Князя Владимира на Руси началась собственная массовая монетная чеканка, что могли позволить себе отнюдь не все государства тогдашней Европы. Чеканились на Руси и золотые, и серебряные монеты (причем делалось это несмотря на то, что для обращения хватало и монет арабского и греческого происхождения).
  • Древняя Русь была крупнейшим поставщиком в Европу и на Восток ряда товаров класса «люкс», таких как меха, воск и мёд. Богатые и обширные русские леса (в отличие от в основном вырубленных лесов Западной, Южной и Центральной Европы) естественным образом способствовали развитию на Руси таких промыслов, как охота и бортничество. Меха были в средневековье практически неотъемлемым признаком одежды богатого человека, воск шёл на свечи для богослужений, а мёд в отсутствие сахара был незаменимым лакомством, а также основой для крепких напитков и лекарственным средством. Разумеется, русские люди не только поставляли эти товары за рубеж, но и сами потребляли их (и для местных жителей, конечно, они были гораздо доступнее). При этом добыча этих ресурсов требовала большого труда, умений и знаний (как и сегодня добыча нефти и газа, особенно на Крайнем Севере и на шельфе). В поиске мехов и иных природных богатств русские исследовали весь северо-восток Европы, а затем и всю Сибирь. По всей видимости, уже тысячу лет назад в зарубежных странах возник спрос на русское оружие и военное снаряжение — так, в соседних восточноевропейских странах получили большое распространение русские шлемы черниговского типа (позднее в Польше было налажено собственное их производство).
  • Древнерусские города не уступали по размерам и величине населения городам Западной Европы — население Киева в XI—XIII вв. составляло порядка 50-100 тыс. жителей, что соответствовало по величине населению Парижа в то же время, а население Новгорода в XIII в. (30 тыс. человек) было примерно равно населению Лондона (35 тыс. человек) и значительно превышало население крупнейших торговых городов Ганзейского союза (Гамбург, Гданьск и другие насчитывали примерно по 20 тысяч человек). [1][2] Города же Северной Европы и вовсе не могли сравниться с русскими ни по величине, ни по количеству — скандинавы, как известно, называли Русь Гардарикой, то есть «страной городов». Помимо Киева и Новгорода на Руси к XIII веку было около 1000 укрепленных поселений и около 300 городов, из которых более десятка были весьма крупными (настолько, что могли соперничать с Киевом и Новгородом): Чернигов, Владимир-Волынский, Владимир-Залесский, Галич, Полоцк, Смоленск, Ростов, Суздаль, Рязань, Витебск, Переяславль-Русский.[3]
  • Древняя Русь была сравнительно высоко урбанизированной страной с развитой городской культурой. Городское население Руси, по мнению историка Г. В. Вернадского, к началу XIII в. составляло 13 % от общего количества в 7,5 млн человек, что было весьма большой долей по тогдашним меркам.[4] Русское государство на славянских землях, согласно В. О. Ключевскому, формировалось именно как общество торговых городов с прилегающими городовыми областями.[5] Высокая урбанизация, как правило, является признаком сравнительно высокой культуры. Русские города были весьма развиты и благоустроены — типичным признаком древнерусской городской культуры было использование деревянных мостовых, [6] и уже в XI—XII вв. в Великом Новгороде существовал водопровод. Русские города не без успеха подражали величайшему городу тогдашнего мира, Константинополю: в Киеве и Владимире, как и в Константинополе, были Золотые Ворота; в Киеве и Новгороде по примеру Константинополя главными храмами стали соборы Святой Софии.[2]
  • После Крещения среди городского населения Руси была широко распространена грамотность, существовали крупные библиотеки и заведения высшего образования. В то время, как в Европе многие короли не умели читать и писать, на Руси, судя по найденным текстам берестяных грамот, читать и писать умели не только священники, монахи и князья, но и обычные городские обыватели, в том числе женщины. Большинство берестяных грамот были найдены в Новгороде, но нет оснований предполагать, что в других городах Руси ими пользовались меньше (просто болотистая новгородская почва лучше сохранила бересту до наших дней). Князья Ярослав Мудрый и Константин Всеволодович владели крупнейшими по тем временам библиотеками (см. Библиотека Ярослава Мудрого), а Князь Владимир Мономах стал одним из первых на Руси светских писателей (см. Поучение Владимира Мономаха). Князь Константин Всеволодович основал в Ярославле в 1210-е гг. так называемый Григорьевский затвор — первое духовное училище на Северо-Востоке Руси, ставшее ровесником первых европейских университетов (тоже занимавшихся в те времена в основном духовным обучением).
  • Рюриковичи имели многочисленные династические связи с другими правящими домами в Европе. Князь Владимир Святой женился на византийской царевне, его сын князь Ярослав Мудрый — на шведской принцессе. Своим детям Ярослав устроил целую серию блестящих браков — его сыновья женились сестре польского короля, на австрийской принцессе, на греческой царевне и на немецких графинях, а дочери вышли замуж за королей Норвегии, Венгрии и Франции (дочь Ярослава Анна стала прародительнецей всех последующих французских королей). В Европе XI века не было другой семьи со столь блестящими династическими связями, что говорило об очень высоком статусе Рюриковичей и Руси. Владимир Мономах был женат на Гите Уэссекской, дочери последнего англосаксонского короля Гарольда II, сын Мономаха Мстислав Великий был женат на шведской принцессе, его дочери — на королях Норвегии и Дании и на сыновьях датского короля и византийского императора. Юрий Андреевич (сын Андрея Боголюбского) был мужем знаменитой грузинской царицы Тамары.
  • В эпоху расцвета Древняя Русь оказывала значительное политическое влияние на соседние страны. Помимо влияния через торговлю по речным путям и династические браки русские князья вмешивались в политику соседей и иными способами. Князь Ярослав Мудрый принимал у себя бежавшего из Норвегии короля Олафа Святого, усыновил его сына Магнуса I Доброго (будущего короля Норвегии и Дании) и принял в свою дружину его брата Харальда III Сурового, который женился на дочери Ярослава и впоследствии стал королём Норвегии (а затем погиб при попытке завоевания Англии в 1066 году). Русь вела войны с Византией, Хазарией, Болгарией, Венгрией, Польшей, неоднократно вмешиваясь во внутренние дела последней. Хазарский каганат и Первое Болгарское Царство были уничтожены при активном участии Руси.
  • Историческое развитие Древней Руси шло в рамках тех же крупных процессов, что и в Западной Европе. Расселение славян по Восточно-Европейской (Русской) равнине произошло в эпоху Великого переселения народов в середине I тысячелетия, то есть тогда же, когда происходило расселение германских народов в Западной Европе (разница была в том, что германцы занимались разрушением и грабежом римской цивилизации, а славяне двигали фронтир цивилизации дальше на Восток Европы). В IX—XI вв. славянские земли, как и Западная Европа, вступают в эпоху викингов (на Руси — варягов),[3] которые стали основной исторической силой как на Западе, так и на Востоке: викинги/варяги и их потомки вели всеевропейских масштабов торговые операции и пиратские набеги, служили наёмниками, основывали новые династии, завоёвывали огромные земли (в том числе и целые страны, как Англию), в итоге перешли в христианство и стали важнейшей частью воинского класса в средневековых государствах (в Европе — частью рыцарского сословия, на Руси — княжескими дружинниками). Как и прочие государства Европы, Древнерусское государство спустя короткое время после объединения вступило в период феодальной раздробленности, но gри этом признаки перехода от полной феодальной раздробленности к вотчинной монархии появились во Владимиро-Суздальской Руси уже во второй половине XII века, тогда же, когда аналогичный строй установился в Англии и Франции. В то же самое время, что и в городах Западной Европы, на Руси усилилась роль городского самоуправления и городской демократии (см. вече), а ряд русских городов превратились в республики (Новгородская республика, Псковская республика, Вятская республика), что, между прочим, свидетельствует о древности демократических традиций на Руси.
  • Культура и искусство Древней Руси в XI—XIII веках не уступали западноевропейским того времени. На Руси было достаточно распространены грамотность (см. Берестяные грамоты), не позже начала XIII века появился аналог университета (Григорьевский затвор). Были на Руси свои ученые (Кирик Новгородец), производились топографические работы (см. князь Глеб Святославич), отправлялись экспедиции по берегам Арктики и, по ряду сведений, за Урал (Камень). Возникла собственная узнаваемая архитектурная школа, которая в техническом отношении мало в чём уступала византийской и западноевропейской романской архитектуре того времени. На Руси развивались иконопись и фресковая живопись, были развиты различные декоративно-прикладные искусства (скань, эмаль, зернь, чернь, финифть и прочие ювелирные ремесла), была своя монетная чеканка, было развито кузнечное ремесло, в том числе ковка оружия и доспехов. Был и свой национальный спорт (кулачный бой). Не позже времён Крещения появляются собственные книги (Новгородский кодекс), в том числе богато украшенные и иллюстрированные (Остромирово евангелие, Изборник Святослава). Была на Руси и церковная, и светская литература (Поучение Владимира Мономаха, Слово о погибели Русской земли), был свой героический эпос (былины о русских богатырях), была своя эпическая поэма (Слово о полку Игореве). Таким образом, Русь обладала вполне полным набором развитых областей культуры, свойственных для Средневековья. К сожалению, из-за невиданных в других частях Европы нашествий кочевников и пожаров до наших дней дошла лишь малая часть произведений Древней Руси, но и оставшееся нам наследие говорит о высоком уровне и разнообразии древнерусской культуры.

Московская Русь

Российская империя

Советский Союз

Современная Россия

См. также

Примечания

  1. Впрочем, даже сторонники европоцентризма как правило связывают ведущую роль западной цивилизации лишь с отдельными периодами истории — с греко-римской античностью и с Новым временем (начиная с эпохи Великих географических открытий).
  2. При Ярославе Мудром одновременно с Софийскими соборами в Киеве и Новгороде были построены храмы в честь Георгия Победоносца, а в Киеве — еще и Ириновская церковь: храмы в честь тех же святых (Софии, Георгия и Ирины) были главными храмами Константинополя.
  3. То, происходили ли варяги-русь из датчан или из западных славян (ободритов или варгов), живших на побережье Балтики недалеко от Дании, не имеет особого значения, так как с культурной и военной точки зрения балтийские славяне были довольно близки к датчанам и скандинавам.