Миф о розовом налоге

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Розовый налог — название несуществующей дискриминационной наценки на женскую одежду, обувь и предметы повседневного обихода. Сторонники мифа утверждают, что в стоимость товаров для женщин и девочек входит наценка, необоснованно высокая по сравнению с аналогичными товарами для мужчин.

Миф форсился в разное время на популярных сайтах Задолба.ли[1] и AdMe[2].

Спросите, чего я тогда возмущаюсь? Мужские ботинки стоили 720 грн, а женские — 1180. «На эту модель мужских сейчас акция» — сказали мне консультанты. Что ж, это была бы хорошая отговорка, если бы не два «но». Во-первых, эти ботинки до акции стоили 990 грн, то есть всё равно на 200 грн дешевле женских. Во-вторых, была ещё одна модель обуви, где мужской и женский ботинок не отличить друг от друга, и женский на 300 грн дороже. На вторую модель никаких акций не было. Так в чём причина ценовой дискриминации? Что за двойные стандарты? «Это не мы устанавливаем ценовую политику», — честно признались консультанты. И поскольку это было истинной правдой, я не стала больше их донимать и вышла из магазина, так и не купив себе ничего.

Опровержение мифа

Стоимость одежды для конечного потребителя складывается из следующих факторов:

  • разработка и дизайн
  • материал и аксессуары
  • работа по пошиву
  • наценка ретейлера

Первые три пункта в сумме называются себестоимостью изделия.

Особенность первого пункта в том, что его удельный вес сокращается по мере тиражирования одинаковых изделий (так называемые «условно-постоянные затраты на единицу»[3]). Предположим, что на дизайн и создание выкройки куртки уходит в среднем 100 тыс. рублей, а работы по пошиву и стоимость материалов — 5 тысяч на изделие. Тогда популярная модель А, выпущенная тиражом 1000 экземпляров будет стоить 100000/1000+5000=5100 рублей. Модель Б, выпущенная тиражом 100 экземпляров, будет стоить 100000/100+5000=6000 рублей. Таким образом, стремление производителя увеличить ассортимент товара приводит к увеличению стоимости изделия.

Значительную разницу в ассортименте мужской и женской одежды можно определить численно, посетив один из крупных интернет-магазинов. Например, в популярном интернет-магазине на букву W на момент написания статьи было 81532 товаров в категории Верхняя женская одежда и 20101 товаров в категории Верхняя мужская одежда. Таким образом, ассортимент мужской одежды беднее в 4 раза. Та же пропорция и с обувью: в этом же интернет-магазине на момент написания статьи было 187080 товаров в категории Женская обувь и 45707 товаров в категории Мужская обувь.

Очевидно, что тиражи однотипных моделей для девочек и женщин из-за разницы в ассортименте ниже, поэтому затраты на дизайн играют большую роль в стоимости.

Отметим, что в связи с постепенной автоматизацией процесса создания одежды удельный вес первого пункта становится все больше, а второго и третьего — ниже, поэтому и ценовой разрыв будет лишь увеличиваться.

Значение мифа

Пропаганда ложной информации о дискриминационной мотивации при формировании цен на товары используется феминистками в качестве доказательства так называемого «гендерного неравенства», которое якобы существует в обществе[4].

Выводы

Статистически более высокие цены на женскую одежду и обувь обусловлены не дискриминационными, а коммерческими соображениями. С другой стороны, тратя чуть меньше денег, мужчины сильно ограничены в выборе товара.

Ссылки

См. также