Северная верфь

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Аэрофотоснимок Кировского района Санкт-Петербурга — Северная верфь расположена точно в центре

Открытое акционерное общество Судостроительный завод «Северная верфь» (официальное сокращённое название ОАО СЗ «Северная верфь») — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе Санкт-Петербурге. Образовано 1 (14) ноября 1912 года как «Путиловская верфь».

История наименований предприятия:

  • 1912—1921 гг. — «Путиловская верфь»
  • 1921—1936 гг. — «Северная верфь»
  • 1936—1948 гг. — «Судостроительный завод № 190»
  • 1948—1988 гг. — «Судостроительный завод № 190 имени А. А. Жданова».
  • с 1988 года по настоящее время — «Северная верфь».

Входит в состав холдинга Объединённая судостроительная корпорация.

В настоящий момент предприятие специализируется на серийном строительстве, ремонте и модернизации боевых надводных кораблей классов корвет, фрегат и эсминец, а также коммерческих судов дедвейтом до 12 тыс. тонн.[1]

История предприятия

Предыстория создания завода

28 февраля 1801 года — подписан Указ Императора Павла I, в котором повелевалось перенести в Санкт-Петербург Кронштадтский чугунолитейный завод.

3 апреля 1801 года — с отливкой первого ядра Санкт-Петербургский литейный завод (позднее Путиловский, ныне Кировский завод) начал свою работу.

1812 год — Санкт-Петербургский литейный завод начал развиваться как машиностроительное предприятие, приступив к производству паровых машин.

ноябрь 1824 года — Санкт-Петербургский литейный завод практически разрушен катастрофическим наводнением.

1868 год — Санкт-Петербургский литейный завод приобретён известным российским инженером и предпринимателем Н. И. Путиловым.

1873 год — Н. И. Путиловым создано акционерное «Общество Путиловских заводов».

Миноносец «Роченсальм»

18 апреля 1880 года — Н. И. Путилов умер, предварительно сумев превратить завод в передовое металлургическое и машиностроительное предприятие, но разорившись на строительстве Морского канала Санкт-Петербурга и глубоководного порта на Гутуевском острове города неподалёку от завода.

1887 год — Путиловский завод в Санкт-Петербурге берётся за строительство небольших кораблей для Российского императорского флота, получен заказ на два миноносца.

1889 год — на Путиловском заводе в рамках полученного в 1887 году заказа заложены миноносцы «Биорке» и «Роченсальм» водоизмещением 81 тонна.

Минный крейсер (эсминец) «Москвитянин»

1904 год — Путиловский завод на добровольные пожертвования граждан страны начинает строительство минных крейсеров (эсминцев) «Москвитянин» и «Доброволец».

1910 год — «Общество Путиловских заводов» приобрело 80 га с отмелями прилегающих к заводу территорий для строительства крупной верфи в следствие ожидавшихся заказов по строительству крупных боевых кораблей — линкоров-сверхдредноутов водоизмещением, по-видимому, до 50 тыс. тонн — вследствие начавшейся между ведущими странами того времени гонки вооружений на море.

Эсминец Новик, 1911 г.

19 июля (1 августа) 1910 года — на Путиловском заводе начато строительство легендарного эсминца «Нови́к» (с 1926 года «Яков Свердлов») — самого скоростного в мире корабля своего времени и самого совершенного в мире эсминца тех лет, впоследствии прославившегося в боях.

4 апреля 1911 года — морской министр адмирал И. К. Григорович представил Императору Николаю II «Закон об императорском российском флоте» с «Объяснительной запиской» к нему и «Программу усиленного судостроения Балтийского флота на 1911—1915 гг.». Закон ради поддержания политического авторитета страны предполагал, что только на Балтийском флоте к 1930 году будут развёрнуты 24 линейных корабля (для сравнения: к 1930 году в следствие ограничений по Вашингтонскому морскому соглашению 1922 года Британская Империя имела 22 линкора, а США — 18).[2]

Файл:Эллинг Путиловской верфи.jpg
Эллинг Путиловской верфи (пролёт 76 м), 1914 г.
Спуск на воду спасательного судна «Волхов», 1913 г.

Российская Империя

1 ноября 1912 года — создано предприятие «Путиловская верфь» (ныне «Северная верфь»), контролируемое частным «Обществом Путиловских заводов». Предприниматели решили вложиться в создание одной из крупнейших отечественных верфей того времени, надеясь на военные заказы, поскольку существовавшие государственные предприятия очевидно не могли справиться с грандиозными объёмами строительства, прописанными в «Законе о флоте».

1913 год — на Путиловской верфи начато судостроительное производство, в том числе строится и спасательное судно «Волхов» (с 1922 года «Коммуна»), побившее впоследствии все рекорды долголетия судов военного флота, находясь в строю уже белее 100 лет.

Лёгкие крейсера в эллинге верфи, 1915 г.

29 августа (11 сентября) 1913 года — введён в строй лучший в мире эсминец «Нови́к». Заканчивала строительство эсминца фактически уже «Путиловская верфь», куда к тому времени перешёл работать коллектив судостроителей Путиловского завода.

ноябрь 1913 года — на верфи заложены первые крупные боевые корабли — 16 ноября лёгкий крейсер «Адмирал Спиридов» и 29 ноября — однотипный ему «Адмирал Бутаков».

1914 год — с вводом в строй основного решетчатого эллинга с внутренними размерами 252x76x37 м для строительства крупных кораблей, который мог вместить одновременно два линкора-сверхдредноута в целом завершён крупный проект строительства Путиловской верфи.

11 октября 1917 года — по решению Временного правительства на Путиловской верфи прервана постройка обоих лёгких крейсеров.[3]

Советская Россия

октябрь 1921 года — «Путиловская верфь» в первый раз переименована в «Северную верфь».

1 августа 1927 года — на верфи заложены первые 6 сторожевых кораблей типа «Ураган»[1] проекта 2[2], ставшие первыми кораблями спроектированными и построенными в советский период истории России.

1931—1932 годы — введены в строй все шесть кораблей типа «Ураган» первой серии (проекта 2).

Декабрь 1931 года — в числе второй серии сторожевых кораблей типа «Ураган» проекта 4 заложены корабли «Метель», впоследствии ставший гвардейским, и «Вьюга». Оба корабля были отправлены для окончательной сборки на Дальзавод № 202 во Владивостоке.

1932—1933 годы — на заводе для Тихоокеанского флота изготовлены четыре подводных лодки типа «Щ» («Щука») серии V, отправленные для окончательной сборки на а Дальзавод (№ 202) во Владивостоке.

5 ноября 1932 года — на верфи заложен лидер «Ленинград» проекта 1 — самый быстроходный корабль своего времени в мире. Введён в строй 5 декабря 1936 года.

Март 1934 года — заложены первые два из третьей серии сторожевых кораблей типа «Ураган» проекта 39 — «Молния» и «Зарница». Оба корабля были отправлены для окончательной сборки на Дальзавод (№ 202) во Владивостоке.

Июнь 1934—1936 годы — построена вторая пара третьей серии сторожевых кораблей типа «Ураган» проекта 39 — «Пурга» и «Буря».

1934—1936 годы — на предприятии собраны 11 подводных лодок типа «М» («Малая») серии VI-бис построенных на Завод имени А. Марти (позднее Завод № 198, ныне Черноморский судостроительный завод) в Николаеве.

1935—1938 годы — построена четвёртая — последняя — серия сторожевых кораблей типа «Ураган» проекта 39 из двух кораблей — «Снег» и «Туча».

1935—1939 годы — на заводе строится серия из семи эскадренных миноносцев проекта 7, один из которых был достроен на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе.

27 ноября 1935 года — на заводе заложен эсминец «Гневный» проекта 7 — первый в крупной серии первых советских эскадренных миноносцев этого проекта.

1936 год — предприятие переименовано в Судостроительный завод № 190.

1939 год — началось строительство эскадренных миноносцев проекта 30, прерванное вскоре Великой Отечественной войной.

1947—1950 годы — четыре частично готовых эсминца проекта 30 достроены по проекту 30-К.

1948—1953 годы — серийное строительство эскадренных миноносцев проекта 30-бис.

1948 год — заводу присвоено имя А. А. Жданова — революционного и государственного деятеля Советской России, скончавшегося в том году.

Ракетный крейсер «Грозный» проекта 58

1953—1958 годы — на заводе построены двенадцать эскадренных миноносцев проекта 56.

1957—1958 годы — на предприятии построен эскадренный миноносец «Неуловимый» проекта 56-М. Эсминцы этого типа стали первыми серийными кораблями с противокорабельными ракетами на борту.

1958—1961 годы — построены четыре эскадренных миноносца типа 57-бис с ракетным оружием.

23 марта 1960 года — на заводе заложен головной ракетный крейсер проекта 58 «Грозный» — первый ракетный крейсер отечественного флота, введённый в строй 30 декабря 1962 года. В 1960—1965 гг. на заводе были построены ещё три ракетных крейсера этого проекта.

1962—1966 годы — на заводе построены четыре больших противолодочных корабля проекта 61.

Order of Lenin third type.jpg

28 апреля 1963 года — завод № 190 им. А. А. Жданова Ленинградского Совета народного хозяйства за большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения, а также надводных кораблей, оснащённых этим оружием, и перевооружение кораблей ВМФ награждён Орденом Ленина.[4]

БПК проекта 1134-А «Адмирал Юмашев», 1982

1964—1969 годы — на заводе построены четыре ракетных крейсера (больших противолодочных корабля) проекта 1134 типа «Адмирал Зозуля».

1966—1970 годы — на заводе построены первые два больших противолодочных корабля проекта 1134-А типа «Кронштадт» и заложено ещё пять, вступивших в строй позднее.

OrderOctoberRevolution.gif

18 января 1971 года — Ленинградский судостроительный завод им. А. А. Жданова за успешное выполнения 5-летнего плана и организацию производства новой техники награждён Орденом Октябрьской революции.[5]

1971—1977 годы — в 1971—1975 годах на заводе вступили в строй шесть больших противолодочных корабля проекта 1134-А типа «Кронштадт», к которым в 1976—1977 годах добавились ещё два.

1974—1979 годы — на заводе построено 6 больших противолодочных кораблей (с 1977 года сторожевых кораблей) проекта 1135.

Эсминец «Отличный» проекта 956, 1986

1976—1990 годы — на заводе построены 13 эскадренных миноносцев проекта 956 «Сарыч» типа «Современный». Из них первые два были введены в строй в 1980—1982 годах при Брежневе, один в 1983 году при Андропове, один в 1984 году при Черненко и девять в 1985—1990 годах при Горбачёве.

1977 — 1988 годы — на заводе построены четыре больших противолодочных корабля проекта 1155: один при Брежневе, один при Андропове и два при Горбачёве.

Order of Lenin third type.jpg

16 июля 1986 года — Ленинградский судостроительный завод им. А. А. Жданова за большие заслуги в создании, проведении испытаний и освоении серийного строительства специальной техники награждён вторым Орденом Ленина.[6]

1987—1991 годы — по усовершенствованному проекту 956-А «Сарыч» построен эскадренный миноносец «Безудержный» (с 9 декабря 2007 года «Гремящий»).

1988 год — предприятие повторно переименовано в Судостроительный завод «Северная верфь».

Российская Федерация

Корвет «Стерегущий»

1991—1993 годы — введены в строй три заложенных ранее эскадренных миноносца проекта 956-А «Сарыч».

1999—2000 годы — введены в строй два эскадренных миноносца проекта 956-Э для военно-морских сил Китая, достроенные из корпусов, заложенных ранее по проекту 956-А «Сарыч» — «Ханчжоу» в 1999 году и «Фучжоу» в 2000 году.

21 декабря 2001 года — заложен головной корвет проекта 20380 «Стерегущий», спроектированный с использованием технологий малозаметности.

2002—2006 годы — построены два эскадренных миноносца проекта 956-ЭМ для военно-морских сил Китая.

Фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков», 2010-е[3]

2003—н. в. — осуществляется строительство серийных корветов проекта 20380.

2004—н. в. — предприятие строит суда связи (по утверждению множества открытых источников[7][8] фактически средние разведывательные корабли) проекта 18280.

2006—н. в. — осуществляется строительство фрегатов проекта 22350 — 1 февраля 2006 года заложен головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» — первый крупный надводный корабль, заложенный с момента развала СССР. К лету 2015 года в постройке находятся четыре фрегата этого проекта.

28 февраля 2008 года — головной корвет проекта 20380 «Стерегущий» ведён в строй.

2012—н. в. — осуществляется строительство корветов проекта 20385 — усовершенствованной версии проекта 20380. Первоначально проект 20385 предусматривал использование большого количества зарубежных комплектующих, однако из-за последствий разразившегося в 2014 году Украинского кризиса корабли пришлось достраивать с переделками, в частности с заменой двигательной установки на отечественный аналог. По видимому, по той же причине вскоре верфь перешла к строительству корветов следующего проекта 20386.

2012—н. в. — строятся суда тылового обеспечения проекта 23120 с высоким ледовым классом ARC4.[9]

2014 Фабрика-кухня Путиловской верфи (Корабельной ул., д. 6), включена в реестр объектов культурного наследия регионального значения.

Смотрите оригинал материала на https://gazeta.bn.ru/news/2014/07/04/180388.html

22 декабря 2015 года — на территории ОАО «Судостроительный завод „Северная верфь“» началось строительство нового судостроительного комплекса. Это будет крытый сухой док, который позволит строить суда длиной до 400 метров.[10]

2016—н. в. — осуществляется строительство корветов проекта 20386 — усовершенствованной версии проектов 20380 и 20385.

2017—н. в. — на заводе строятся универсальные патрульные корабли проекта 23550 для арктических морей.

Ожидаемые события

2019 год — начало строительства эсминцев проекта 23560 «Лидер».

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

Эсминец «Новик» на российской марке 1996 года
Спасательное судно «Коммуна» (бывший «Волхов»), 2009
  • Эскадренный миноносец «Нови́к» (с 1929 года «Яков Свердлов») — начинал строиться ещё на Путиловском заводе, но введён в строй уже после перехода судостроителей в состав Путиловской верфи. Корабль построен на остаток от собранных народом средств для усиления отечественного флота миноносцами во время Русско-Японской войны. Стал лучшим в мире эсминцем своего времени, установил рекорд скорости и впоследствии прославился в боях Первой мировой войны, в частности, блестяще победив два новейших немецких эсминца, один из которых в результате выбросился на берег и был подорван командой, а другой был сильно повреждён. Погиб во время Великой Отечественной войны.
  • Спасательное судно «Волхов» (с 1922 года «Коммуна») — введено в строй 14 июля 1915 года. На 2015 год входит в состав российского Черноморского флота в том же качестве, является старейшей действующей единицей боевых флотов мира и, вероятно, единственным действующим судном — ветераном Первой мировой войны. В 2010 году судно было оснащено новой подводной робототехникой.
Гвардейский сторожевой корабль «Метель» на российской марке, 2013
Гвардейский эсминец «Гремящий» на российской марке 1982 года
  • Гвардейский сторожевой корабль «Метель» проекта 4 типа «Ураган» — заложен 18 декабря 1931 года, перевезён на Дальний Восток по частям, где был достроен на Дальзаводе во Владивостоке, введён в строй 18 сентября 1934 года. Корабль совершил подвиг при штурме северокорейского порта Чхончжин (Сэйсин) 15 августа 1945 года, метким артиллерийским огнём уничтожив самолёт, бронепоезд, поезд с боевой техникой, прожекторную установку, береговую батарею, восемь бетонных укреплений и серьёзно повредив японскую десантную баржу, пытавшуюся доставить подкрепления. Гвардейский с 26 августа 1945 года.
  • Гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий» проекта 7 — заложен 23 июля 1936 года, спущен на воду 12 августа 1937 года, введён в строй 28 августа 1939 года, после чего перешёл по Беломорско-Балтийскому каналу на Северный флот. Во время войны сбил, по меньшей мере один самолёт, потопил германскую подводную лодку и участвовал в утопления германского эсминца Z-26. Гвардейский с 1 марта 1943 года.

Примечания

  1. Сторожевые корабли «Ураган», «Тайфун», «Смерч», «Циклон», «Гроза» и «Вихрь» в дальнейшем вошли в один дивизион, вследствие специфических названий кораблей широко известный среди советских моряков как «Дивизион плохой погоды».
  2. Номер проекту был присвоен уже позднее, фактически задним числом для удобства классификации.
  3. В описании фотографии приведена явно нереальная дата, когда корабль даже ещё не был спущен на воду, а не то, что практически достроен, как на фотографии.

См. также

Ссылки