Судостроительный комплекс «Звезда»

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Макет проектируемого Судостроительного комплекса «Звезда», 2010 (при последующей реализации проекта в него были внесены небольшие изменения)

Общество с ограниченной ответственностью «Судостроительный комплекс «Звезда» (ООО «ССК «Звезда») — одно из крупнейших судостроительных предприятий страны в г. Большой Камень Приморского края. Основано в 2015 году как Общество с ограниченной ответственностью «Судостроительный комплекс «Звезда». Строительство первой очереди судостроительного комплекса (ССК) «Звезда» выполнялось на базе части территории и имущества стоящего рядом крупного судоремонтного предприятия Дальневосточный завод «Звезда».

Завод уже в составе первой очереди, введееной в строй в сентябре 2016 года был способен выпускать гражданские суда размером вплоть до танкеров класса «Афрамакс» (размерения 280 х 48 метров, масса корпуса до 25 тыс. т)[1] при производственной мощности 90 тыс. т металла в год (21 % от всей судостроительной отрасли страны), что сразу же сделало ССК «Звезда» одним из важнейших судостроительных заводов России.

История наименований предприятия:

  • 2015 − настоящее время — Общество с ограниченной ответственностью «Судостроительный комплекс «Звезда» (ООО «ССК «Звезда»).

История предприятия

Предыстория создания завода

9 июля 1946 года — Министерство судостроительной промышленности Советского Союза приняло решение о том, что для ремонта кораблей и судов Дальневосточного региона требуется строительство нового судоремонтного предприятия — Завода № 892 (ныне Дальневосточный завод «Звезда»). В дальнейшем для строительства была выбрана бухта Большой Камень, в которой для строительства завода пришлось проводить как углубление бухты, так и возведение насыпных территорий.

3 декабря 1954 года — Дальневосточный завод «Звезда» приступил к выполнению производственной программы, что с тех пор отмечается как день рождения завода. Первыми были заказы на ремонт мелких судов: катеров, ботов, зверобойных шхун, средних рыболовных траулеров.[2] При этом из-за отсутствия докового оборудования для ремонта подводной части корпуса их вытаскивали на открытые стапеля по слипу при помощи бульдозера или лебёдок.

Ноябрь 2009 года — на территории предприятия «Дальневосточный завод «Звезда»» заложена первая очередь Судостроительного комплекса «Звезда» (на тот момент «Звезда-DSME»). Комплекс, который планировалось создавать совместно с мировым лидером в крупнотоннажном судостроении — «DSME» — судостроительным подразделением южнокорейского концерна «Daewoo», должен был стать единственным на тот момент в стране судостроительным производством, способным производить супертанкеры и другие крупные суда прежде сего по гражданским заказам в области освоения арктического шельфа. При этом предприятие должно было стать одним из крупнейших в стране и по объёмам производства, выраженным в потребляемом металле или денежном обороте. Активное строительство комплекса в то время, однако, ещё не началось.

2012 год — иностранные партнёры окончательно отказались участвовать в проекте строительства Судостроительного комплекса «Звезда», в результате чего в дальнейшем он строился Россией самостоятельно. В том же году 75 % минус две акции проекта перешли он государства в лице Дальневосточного центра судостроения и судоремонта Объединённой судостроительной корпорации к специально созданному Газпромбанком и Роснефтью консорциуму «Современные технологии судостроения»[3]. Всего в проект предполагалось вложить 146 млрд рублей.

2013 год — принято решение на базе строящегося судостроительного комплекса, создать дальневосточный судостроительный промышленный кластер по производству морской техники и оборудования.

Российская Федерация

2015 год — создано собственное юридическое лицо строящегося предприятия — Общество с ограниченной ответственностью «Судостроительный комплекс «Звезда».

2016 год — настоящее время (2022) — на заводе (изначально формально ещё не введённом в строй) для Российского военно-морского флота строится доковый комплекс «Звезда» проекта 23380. Строящийся плавучий док обладает собственным водоизмещением в порожнем состоянии 43000 тонн.

1 сентября 2016 года — в присутствии Президента России Владимира Путина введена в строй первая очередь Судостроительного комплекса «Звезда», в которую вошли тяжёлый стапель на два места с двумя же гигантскими козловыми кранами грузоподъёмностью 320 тонн каждый и блок корпусных производств с окрасочными камерами, а также соответствующая инфраструктура и вспомогательные здания и сооружения. В этот же день на заводе был введён в строй танкер ледового класса «РН Сахалин» корпорации Роснефть, а также был заложен доковый комплекс «Звезда» (плавучий док) проекта 23380 (строительный № 08380), разработанного ЦКБ МТ «Рубин» (г. Санкт-Петербург).

2017 год — настоящее время (2022) — предприятие строит четыре многофункциональных судна снабжения усиленного ледового класса проекта IBSV 10022.

2017 год — настоящее время (2022) — на заводе строится серия из 10 танкеров (супертанкеров) класса «Афрамакс» проекта 114K на газомоторном топливе дейдвейтом 114 тысяч тонн для перевозки нефти из портов Балтийского моря компанией Роснефть.

24 июля 2018 года — на судостроительный комплекс доставлен специально построенный для него транспортно-передаточный док «Вымпел» грузоподъемностью 40 тыс. тонн и габаритными размерами 280 на 62 метра.

11 сентября 2018 года — начато строительство второй очереди судостроительного комплекса «Звезда», включающего один из крупнейших в мире сухих доков.

Июнь 2020 года — настоящее время (2022, ожидается 2027) — заводом строится крупнейший в мире атомный ледокол «Россия» проекта 10510 «Лидер».[4]

2020 год — настоящее время (2022) — на заводе строится танкер-челнок усиленного ледового класса Arc6 дедвейтом 69 000 тонн «Валентин Пикуль».[5]

2020 год — настоящее время (2022) — предприятие строит серию из трёх танкеров-продуктовозов типа MR дейдвейтом около 50 тысяч тонн, обладающих ледовым классом 1В.[6][7]

2020 год — настоящее время (2022) — предприятием строится серия (подписаны контракты на 5 + 10 судов) газовозов ледового класса Arc7 проекта SN2366.[8]

17 декабря 2020 года — предприятие получило лицензию на строительство судов с атомной силовой установкой.[9]

2021 год — настоящее время (2022) — заводом строятся два научно-исследовательских судна неограниченного района плавания проекта 123 «Виктор Ильичёв» и «Александр Лисицын».[10]

21 декабря 2021 года - на заводе введён в строй на три года раньше срока один из крупнейших в мире сухих доков (внутренние размеры 485 на 114 метров, глубиной 14 метров), являющийся частью второй очереди строительства предприятия.[11]

Ожидаемые события

2024 год — полное завершение строительства второй очереди судостроительного комплекса.

Знаменитые корабли, суда и достопримечательности построенные на предприятии и при его активном участии

В частности, среди них можно отметить:

  • Атомный ледокол «Россия» проекта 10510 «Лидер» (строится с 2020 года) — крупнейший и мощнейший из когда-либо построенных ранее ледоколов. Представляет, по сути своей, первый образец нового класса ледоколов, предназначенного для организации круглогодичного плавания на самом сложном в отношении ледовой обстановки восточном участке Северного морского пути.

Видеоматериалы о заводе

Проект судостроительного комплекса «Звезда», 2010


Репортаж о строительстве судостроительного комплекса «Звезда», 2015


Репортаж о заводе «Звезда»


Установка кранов тяжёлого стапеля судостроительного комплекса «Звезда», август 2016


Цех резки металла судостроительного комплекса «Звезда», август 2016 года


Посещение завода Президентом России Владимиром Путиным 1 сентября 2016 года


Закладка плавучего дока "Звезда", 1 сентября 2016


Репортаж о заводе «Звезда», август 2016


Подробное описание проекта судостроительного комплекса «Звезда»


Экскурсия на судоверфь Звезда, 2018






См. также

Ссылки

Примечания