Проект Педро

Материал из Русского эксперта
Перейти к: навигация, поиск

Проект Педро — секретная программа Информационного агентства США (ЮСИА)[1], проводимая в 50-е годы с целью взятия под контроль киножурналов в Мексике и создания с их помощью антикоммунистических и проамериканских настроений в обществе.

Содержание

[править] История возникновения, цели и задачи

В 1955 году Тёрнер Шелтон (англ. Turner Shelton), директор подразделения в ЮСИА, отвечающего за кино, предложил идею создания киножурналов в Мексике, отметив, что это предоставит отличную возможность вести холодную войну в регионе, тем более что разведка докладывала о том, как советское посольство в Мехико уже помогает местным компаниям в распространении советских фильмов. Годом позже ЮСИА провела в Мексике опрос общественного мнения, в котором был задан вопрос: «Считаете ли вы, что в настоящее время Мексика должна быть на стороне коммунистических сил, на стороне антикоммунистических сил, либо придерживаться нейтралитета?». Около 71 % респондентов выбрали третий вариант. Данная нейтральная позиция была воспринята в США как угроза национальным интересам и, как результат, в ЮСИА немедленно приняли решение изменить подобное отношение мексиканской общественности к СССР и коммунистическим идеям на негативное. Под тайным прикрытием было начато создание якобы независимых фильмов, в которых образ США выставлялся в положительном свете, а коммунизм — в негативном. Для прикрытия был привлечён Ричард Томпкинс (англ. Richard Tompkins), бывший исполнительный продюсер из Голливуда на тот момент проживающий в Мехико и управляющий одной из главных киностудий Латинской Америки — cтудией Чурубуско[2]. Студия была создана в 1945 году как совместный проект американской RKO Pictures (являлась одной из пяти главных студий Голливуда) и мексиканского бизнесмена Эмилио Аскаррага (исп. Emilio Azcárraga). Президентом RKO Pictures являлся Н. Питер Ратвон (англ. N. Peter Rathvon), который одновременно приходился дядей Томпкинса.

[править] Деятельность

Реклама Pepsi-Cola у Noticiario clasa

Проект Педро начал работу в феврале 1957, Томпкинс прилагал множество усилий для увеличения аудитории, например в поисках выхода на новые способы распространения он привлек к работе компанию Национальные новости[3], которая остро нуждалась в финансировании, а её владелец имел большие долги. Как результат, только за полгода ему удалось увеличить более чем вдвое присутствие на экранах и уже к концу года его продукция была показана в нескольких сотнях кинотеатров по всей стране. По оценкам Кантвелла Брауна (англ. Сantwell Brown), генерального управляющего Национальными новостями, еженедельно пропаганде подвергалось 1 643 540 человек. Спонсирование происходило посредством закупки рекламы, крупнейшим спонсором была компания Coca-Cola, но, кроме этого, регулярно участвовали в финансировании Kodak, Goodyear, Corona Beer, Cadillac shoes и другие. В первый год финансирование программы составило около 100 тысяч долларов США.

Учитывая, что проект обходился довольно дорого, оценки результатов были довольно спорными, вплоть до подозрений о том, что работа на местах саботируется. Это, в частности, было связано с тем, что ЮСИА не имели полного контроля над продукцией и периодически она использовалась в личных целях, например для пиара семьи Аскаррагов. В конце 1960 года Джим Макде́рмотт (англ. Jim McDermott), офицер по связям с общественностью при посольстве США в Мексике, выступил против проекта и стал настаивать на отмене планов ЮСИА продолжать финансирование кинохроник Томпкинса. Он персонально звал Тёрнера Шелтона «приехать в Мексику и полностью убедиться, что проект неэффективен (если даже не контрпродуктивен)». В итоге с приходом Кеннеди ему удалось пролоббировать через нового посла закрытие проекта в сентябре 1961 года.

[править] См. также

[править] Дополнительная литература

[править] Примечания

  1. USIA, United States Information Agency
  2. Estudios Churubusco
  3. Noticiario Nacional