Универсальные десантные корабли типа «Мистраль»
Универсальные десантные корабли типа «Мистраль» — универсальные десантные корабли-доки французской разработки, оснащённые вертолётной группой, доком для десантных катеров и обширными внутренними помещениями для управления операциями на большом удалении от баз, а также размещения десанта, в том числе тяжёлой бронетехники, или госпиталя, или эвакуируемых или всего вышеперечисленного в различны сочетаниях. Изначально серия из трёх таких кораблей («Мистраль», «Тоннер» и «Дисмюд») была построена во Франции для французского же флота в 2003—2012 годах. Позднее же, в 2012—2016 годах дополнительная серия из ещё двух кораблей этого типа строилась с участием российских судостроителей и для российского военно-морского флота, однако впоследствии контракт был разорван французской стороной в связи с украинским кризисом, с возвратом произведённых Россией затрат (однако, без штрафа за факт нарушения договора (неустойка) Францией).[1].
Франция обязалась выплатить России 949 миллионов 755 тысяч евро за разрыв контракта на поставку вертолётоносцев проекта «Мистраль». [2][3] Стоимость контракта составит 950 млн евро.[4] Контракт на приобретение этих кораблей в итоге заключил Египет, [5] причём вместе с кораблями египтяне закупят российские ударные вертолёты Ка-52К, которые были специально разработаны для базирования на вертолётоносцах «Мистраль». Продажа вертолётов вместе с кораблём было одним из условий, которые поставила Россия перед Францией при расторжении контракта. [6][7] В итоге Россия поставила оборудование и вертолёты на поставленные Францией Египту вертолётоносцы «Мистраль» на сумму свыше $1 млрд.[8]
Предыстория вопроса
В локальных конфликтах последнего времени выяснилось, что имевшиеся в отечественном флоте большие десантные (танкодесантные) корабли плохо подходят для спецназа в силу неприспособленности к перевозке вертолётов, которыми оснащаются имеющиеся в других флотах универсальные десантные корабли. В СССР и России до 2010-х годов универсальные десантные корабли не производились, более того, даже большие десантные корабли СССР в последние годы большей частью закупал в Польше. В связи с этим, когда к концу 2000-х стала очевидна ведущая роль сил специального назначения во многих локальных конфликтах последнего времени, встал вопрос о закупке соответствующих технологий за границей, поскольку опыт создания, например, фрегатов проекта 22350 показал, что отечественное кораблестроение на тот момент ещё не полностью оправилось от последствий развала СССР и было не способно создать совершенно новый корабль в короткий срок.
Контракт на «Мистрали»
В результате, 24 декабря 2010 года с Францией было заключено согласованное на высшем уровне соглашение о строительстве серии кораблей типа «Мистраль», доработанных по российским требованиям по французской лицензии, предполагающей также передачу использованных в проекте технологий. Для своего флота Франция к этому моменту построила три корабля этого проекта.
Первые два корабля согласно контракту стоимостью 1,2 млрд евро (из них 980 млн собственно за корабли) собирались во Франции, но поставку значительной части конструкций обеспечивал Балтийский завод (г. Санкт-Петербург), где строились кормовые части обоих кораблей. Последующие два корабля должны были строиться в России, но их строительство было отложено ещё в 2013 году.
Корабли типа «Мистраль» имеют следующие ориентировочные основные характеристики:
- Водоизмещение пустого/полное максимальное: 16,5/21,3/32,3 тыс. тонн
- Осадка: 6,3 м (по другим данным 6,42 м)
- Скорость хода максимальная/крейсерская/экономическая: 19/18/15 узлов.
- Дальность на крейсерской/экономической скорости: 5800 миль (10800 км) / 10700 миль (19800 км)
- Автономность: 30 суток
- Экипаж: 160 человек (в том числе 20 офицеров), по другим данным 177 человек
- Десантовместимость на большую/небольшую дальность: около 450/900 человек морской пехоты
- Зенитное вооружение: артиллерийские установки АК-630 и ЗРК малой дальности 3М47 «Гибка»
- Вертолётная группа: в общей сложности 30 вертолётов Ка-52К, Ка-29 и Ка-27М.
В СМИ во время строительства кораблей появлялось множество спекуляций на тему их отличий от французской версии, вплоть до установки на них тяжёлого артиллерийского вооружения, однако фотографии практически готовых кораблей показывают, что дополнительных мест под размещение вооружения там практически не предусмотрено.
Критика контракта
Контракт на закупку кораблей подвергался мощной критике сразу по нескольким причинам, основные из которых можно свести к следующим тезисам, краткие ответы на которые приведены здесь же:
- России корабли такого типа не нужны, потому что она не проводит колониальную политику
История с избиением местными силовиками российского посла[9] и свободно разгуливающими террористами в Катаре, а также менее известные, но часто повторяющиеся истории с фактическим захватом в заложники российских моряков торгового флота пиратами и недалеко от них ушедшей береговой охраной отдельных африканских стран[10] показывает, что инструмент давления на нервы нагло плюющих на международное право отдалённых прибрежных государств России определённо необходим.
- Этот контракт надо было целиком отдать российским кораблестроителям, поскольку они простаивают без заказов
На самом деле на момент подписания контракта существующие кораблестроительные мощности уже были загружены на много лет вперёд. Как пример можно привести Адмиралтейские верфи, где по данным самого предприятия в 2013 году загрузка достигла 150—160 %[11]. В связи с этим в предшествующие постройке российских «Мистралей» годы отечественные судостроительные заводы постоянно увеличивали количество сотрудников, но всё равно в первой половине 2010—х годов отрасль испытывала острейший кадровый голод не оставляющий ни малейших надежд на быстрое увеличение мощностей.
- Этот проект непригоден для нашего климата и т. п.
Проект был доработан под отечественные требования, получив, в частности, ледовый класс за счёт замены материала корпуса и более высокие ангары для вертолётов соосной схемы, применяющихся в отечественном флоте и имеющих на море значительные преимущества.
- Этот контракт надо было целиком отдать российским кораблестроителям, поскольку так безопаснее, пусть они и дольше будут его делать
Безусловно, иметь только отечественные комплектующие всегда безопаснее. Однако первые два корабля, как сообщалось, должны были базироваться во Владивостоке, что было совершенно не удивительно в связи с развивающейся гонкой вооружений в регионе и обострением территориальных споров со стороны Японии. И, хотя представители Объединённой судостроительной корпорации неоднократно осуждали заказ проекта за рубежом, беспристрастный взгляд на состояние отрасли, все ещё переживавшей последствия 1990-х годов показывает, что корабли совершенно новых проектов пока строились в этот период очень медленно. Учитывая напряжённую обстановку на Дальнем Востоке, не хотелось бы в этой ситуации повторить опыт русско-японской войны 1904—1905 годов, когда затягивание с вводом в строй боевых единиц флота в связи с полным переводом оборонного заказа на отечественные верфи обернулось в результате катастрофическими потерями. Использование помощи Франции позволило сократить сроки проектирования и строительства кораблей с примерно минимум 10 до 3-х лет, что, в силу известной ситуации вокруг Курильских островов, могло быть очень важным. Также, в связи с известными тенденциями в международной политике, данные корабли могли бы активно использоваться в войне с террористическими и пиратскими организациями зачастую вольготно себя чувствующими в отдельных государствах Ближнего Востока и Африки.
Строительство кораблей
Всего по контракту на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге (кормовые части) и французском Сен-Назере были построены два корабля:
- «Гамаль Абдель Насер» (в постройке «Владивосток») — заложен в 2012 году, спущен на воду 15 октября 2013 года, введён в строй в 2016 году.[12]
- «Анвар Садат» (в постройке «Севастополь») — заложен в 2013 году, спущен на воду 21 ноября 2014 года, введён в строй в 2016 году.[13]
В результате, оба корабля были построены без вооружения, которое предполагалось установить уже в России, однако переданы российской стороне они так и не были.
Разрыв контракта
Подвергаясь мощному давлению США в ходе украинского кризиса, в сентябре 2014 года французский президент Франсуа Олланд высказался в том духе, что в данный момент не видит условий для передачи почти готового к тому моменту «Владивостока» России.
Позднее стало известно, что его поставка была «отсрочена» ровно до того момента, когда его и надо было поставлять по контракту. В дальнейшем Франция продолжала оттягивать принятие решения о передаче кораблей России или выплате неустойки за невыполнение поставки.
В дальнейшем российская сторона неоднократно заявляла, что её устроят два варианта событий: или поставка кораблей, или возврат денег по договору с выплатой неустойки в размере понесённых Россией издержек на создание вертолёта Ка-52К, а также, видимо, инфраструктуры во Владивостоке и подготовки экипажей. По сообщениям СМИ французы же пытались на переговорах уменьшить объём выплат.
Окончательно контракт был закрыт в начале августа 2015 года, когда пресс-служба Президента России сообщила о закрытии контракта в связи с полной оплатой Францией неустойки[14], составившей, по появившимся уже в начале сентября 2015 года данным[15], 949 миллионов 755 тысяч евро. При этом в сентябре 2015 года группа российских специалистов должна будет демонтировать российское оборудование связи с обоих кораблей, и только после этого французы смогут их использовать каким-либо образом по своему усмотрению, хотя позднее появились сообщения, что для продажи кораблей третьим странам всё равно понадобится разрешение России и оно будет получено только в случае их продажи в комплекте со специально разработанными для этих кораблей вертолётами Ка-52К.[16]
Судьба построенных для России «Мистралей» и вертолётов Ка-52К и последующие события
23 сентября 2015 года стало известно, что Египет купит у Франции два вертолётоносца типа «Мистраль», изначально предназначавшиеся России.[17] Стоимость контракта — 950 млн евро.[18] Соглашение было подписано 10 октября 2015 года.[19] Также Египет заключил контракт на поставку российских ударных вертолётов Ка-52К, которые были специально разработаны для базирования на вертолётоносцах «Мистраль». Продажа вертолётов вместе с кораблём было одним из условий, которые поставила Россия перед Францией при расторжении контракта. [20][21] Россия поставит оборудование и вертолёты на поставленные Францией Египту вертолётоносцы «Мистраль» на сумму свыше $1 млрд.[22]
Позднее, в октябре 2016 года по признанию бывшего польского президента Александра Квасьневского стало известно, что чтобы компенсировать Франции убытки, вызванные срывом продажи «Мистралей» России, Польша пообещала купить 50 вертолетов H225M Caracal у французской компании Airbus Helicopters. Однако осенью 2016 года Польша разорвала контракт, вызвав негодование французов и международный скандал, в результате которого эта информация и всплыла на поверхность.[23]
Результаты проекта
В сухом остатке следует признать, что несколько спорная идея контракта с «Мистралями» в результате себя полностью оправдала, хоть и не таким образом, как изначально предполагалось. Россия по контракту фактически получила следующее:
- Значительную часть рабочей и всю эксплуатационную документацию на корабль соответствующего класса.
- Переданные технологии.
- Опыт строительства соответствующего класса кораблей Балтийским заводом.
- Военных моряков, подготовленных к службе на универсальных десантных кораблях.
- Подготовленные места базирования крупных кораблей во Владивостоке.
- Морской ударный вертолёт Ка-52К «Катран».
- Перспективы экспорта Ка-52К совместно с «Мистралями» в третьи страны.
- Были предметно исследованы вопросы размещения отечественных вертолётов и десантных катеров на универсальных десантных кораблях.
- Фактическое унижение Франции со стороны США и Еврокомиссии, что ещё долго вспоминали гордые французы.
- Подмоченную репутацию одного из основных конкурентов на мировом рынке вооружений.
- Острый повод для критики врагов России во Франции и Евросоюзе их внутриполитическими противниками.
- Денежную компенсацию за основную часть из затрат на всё перечисленное выше.
- Деньги за продажу Египту вертолётов корабельного базирования Ка-52К, разработанных Россией под «Мистрали», которые в итоге достались Египту.
В минусах можно указать некоторые репутационные потери от самого факта закупки кораблей за рубежом, а также отсутствие самих кораблей этого класса в составе российского военно-морского флота до середины 2020-х годов. Однако они, очевидно, не перевешивают положительные моменты, перечисленные выше.
Дальнейшее строительство универсальных десантных кораблей в России
Ещё в начале контракта по строительству «Мистралей» звучали предположения о том, что отечественный военно-морской флот в после них получит корабли, построенные по улучшенным и переработанным проектам. После разрыва контракта публичные обсуждения этого вопроса усилились. В Петербурге Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ) разработало проект универсального десантного корабля 23900 «Прибой».[24] Крыловский государственный научный центр также разработал проект универсального десантного корабля «Лавина».[25]
В результате, первые два отечественных универсальных десантных корабля проекта 23900 «Прибой» были заложены на судостроительном заводе «Залив» в г. Керчь 20 июля 2020 года.
[ + ] Российское судостроение
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|