Окская судоверфь

Материал из Русского эксперта
Перейти к: навигация, поиск

Акционерное общество «Окская судоверфь» (официальное сокращённое наименование АО «Окская судоверфь») — судостроительное предприятие в г. Навашино, Нижегородская область, работающее в областях малого и среднего судостроения, а также производства понтонных парков и наплавных мостов. Образовано в 1907 году как Мордовщиковская судоверфь Общества Коломенского машиностроительного завода.[1]

Исторические названия предприятия[2][3]:

  • Мордовщиковская судоверфь (Мордовщицкая судоверфь (?)).
  • Мордовщиковский судомостовой завод(?).
  • Мордовщиковский судостроительный завод(?).
  • Завод № 342 (Судостроительный завод № 342).
  • Предприятие п/я № 31.
  • Навашинский судостроительный завод «Ока».
  • Акционерное общество открытого типа «Навашинский судостроительный завод «Ока».
  • Открытое акционерное общество «Окская судоверфь».
  • Общество с ограниченной ответственностью «Навашинский машиностроительный завод» (ООО"НМЗ") — название понтонностроительного подразделения верфи, существовавшего как самостоятельное предприятие в 2005(?)—2016[1] годах.

В настоящее время (2018) завод занят в основном строительством судов среднего и малого размера (вплоть до класса «река-море»), наплавных мостов и понтонных парков, а также различных блоков для судостроения.

На 2018 год входит в состав дивизиона VBTH международной транспортной группы UCL Holding.

Содержание

[править] История предприятия

[править] Российская Империя

Начало 1907 года(?) — правление Общества Коломенского машиностроительного завода, получив крупные заказы на постройку нефтеналивных барж, решило для сокращения издержек на перевозку металла с принадлежащего обществу Кулебакского завода построить новую верфь на участке, известном как Мордовщик, близ села Липняи железнодорожной линии Кулебаки — Липня примерно в 26 верстах от Кулебак и в 8 верстах от Мурома.[4]

Лето 1907 года — на Мордовщике начались планировочные работы. В частности, была построена судояма устроенная так, чтобы весенние разливы поднимали баржи со стапелей и позволяли выводить из по Оке. Первые построенные на Мордовщиковской судоверфи баржи: «Екатерина Великая», «Ольга Премудрая», «Ярославна».[5]

Осень 1911 года — предприятие начало выпуск мостовых металлоконструкций, остающийся до сих пор одной из основных его специализаций. В то время оно производило фермы мостов для Волго-Бугульминской, Московско-Казанской, Троицкой, Забайкальской, Семиреченской, Житомирской и других железных дорог.[6]

1912 год — к этому времени Мордовщиковская судоверфь стала основным производителем речных барж для Волги и её притоков.[7]

1917 год — до начала связанного с революциями 1917 года развала экономики, продолжавшая развиваться и дооснащаться судоверфь построила более 60 судов общей грузоподъемностью свыше 200 тысяч тонн, в том числе более 39 барж, более 20 — землеотвозных шаланд, а также грузопассажирские теплоходы, буксир и шхуну.[8]

[править] Советская Россия

30 июня 1918 года — декретом ВСНХ национализирован Коломенский машиностроительный завод, включая, очевидно, и Мордовщиковскую судоверфь.

1928—1940 годы — предприятием построено 14 самоходных и 125 несамоходных судов общей грузоподъемностью около 450 тысяч тонн.

1933 год — по приказу заместителя наркома тяжелой промышленности на Мордовщиковский судомостовой завод был переведён заказ на изготовление понтонных парков с Коломенского машзавода, где его выполнение вызвало большие трудности. С этого момента до настоящего времени производство понтонных парков становится одной из основных специализаций предприятия.

1934 год — построено не менее 5 колёсных буксирных пароходов проекта СБ-15.

Июнь 1935 года — введена в строй первая для завода цельносварная баржа «Комсомолка Судоплатова» грузоподъемностью 6000 тонн.

1937(?) год — предприятие в рамках мобилизации страны переименовано в Завод № 342 (в литературе часто «Судостроительный завод № 342»).

1937—1938 годы — построено не менее 4 колёсных буксирных пароходов проекта 1006 типа «Алексей Стаханов» («Мирон Дюканов»).

1941—1945 годы — предприятием было выпущено большое количество различной оборонной продукции, в том числе 86 понтонных парков Н2П, 10 понтонных парков ТМП и 162 катера понтонного парка СП-19.

1947—1950 годы — заводом построено не менее 8 наливных барж проекта 426 грузоподъёмностью 5000 тонн, некоторые из которых впоследствии продолжали работать и на 2017 год.[9]

1949—1953 годы — заводом построено не менее 41 наливных барж проектов 428 и 428Б грузоподъёмностью 6000 тонн.[10]

Около 1950 года — заводом для отечественной армии начато серийное производство тяжелых понтонных парков ТПП.[11]

Начало 1950-х(?) — начало 1960-х(?) годов — завод подвергся реконструкции, в результате чего его производственные мощности заметно возрасли. Были сданы в эксплуатацию новые цеха и новое оборудование, а также освоены новые технологии производства судов.

1953—1956(?) годы — заводом построено не менее 10 несамоходных нефтеналивных лихтеров проекта 480 (тип «Ульяновск») грузоподъёмностью 3700 тонн.[12]

1954—1957 годы — заводом для использования на Каспийском море построено не менее 7 мелкосидящих танкеров проекта 566 (тип «Олег Кошевой»).[13]

1957 год — заводской посёлок Мордовщиково объединён с селом Липня в город Навашино.

1957—1958 годы — заводом для использования на Каспийском море построено не менее 7 мелкосидящих танкеров проекта 566-бис (тип «Инженер А. Пустошкин»).[14]

1958—1959 годы — на предприятии построено не менее 16 небольших сухогрузных пароходов проекта 456-бис (тип «Колхозница»).[15]

1959—1963 годы — заводом построен 21 теплоход-хлопколесовоз проекта 570 (тип «Инженер Белов»).[16]

Речное звено понтонно-мостового парка ПМП, 2017

Около 1960 года — заводом для отечественной армии начато серийное производство понтонно-мостовых парков ПМП.[17]

Сухогруз «Волго-Дон 185», 2017

1960—1980 годы — завод строит крупной серией речные сухогрузные теплоходы типа «Волго — Дон» грузоподъемностью 5300 тонн проектов 507, 507А, 507Б, а также составные теплоходы проекта 1566 общей грузоподъёмностью 10400 тонн, состоящие из ведущей и толкаемой несамоходной секций.

1963 год — с помощью специальных имитирующих устройств сдаточные испытания силовых установок речных и морских судов стали проводить ся в заводской гавани.

1965 год — заводом построен (либо достроен) теплоход-лесовоз «Сухоналес» проекта 450 (тип «Малоярославец»).[18]

1965-1968 годы — заводом построены 7 лесовозов проекта 450Б типа «Сибирьлес».[19]

1966 год — предприятие получило открытое наименование Навашинский судостроительный завод «Ока».

1968-1977 годы — заводом построены 35 сухогрузов проекта 1572 типа «Кишинёв» класса «река-море».[20]

Контейнеровоз проекта 15881, 2012

1969-1971 годы — для Азовского морского пароходства предприятием построены 7 агломератовозов проекта 1572А типа «Вольногорск» («Владимир Лепорский»[2]) класса «река-море».[21]

1972-1975 годы — специально для эксплуатации на северо-восточном побережье страны заводом построены 8 сухогрузов ледового класса проекта 1576 типа «Советская Якутия» класса «река-море».[22]

1974 год — предприятием построено судно «Серебрянка» проекта 1591, предназначенное для сбора радиоактивных вод.

1977—1988 годы — построены 12 контейнеровозов грузоподъемностью 5300 тонн проекта 1588 типа «Василий Шукшин» и 11 контейнеровозов грузоподъемностью 4900 тонн проекта 15881 типа «Виталий Дьяконов».

1978 год — на предприятии построена плавучая насосная станция РН-6х320 одноимённого проекта.[23]

1980 год — заводом для отечественной армии начато серийное производство понтонно-мостовых парков ПМП-М.[24]

Сухогруз типа «Волжский», 2017

1981 год — заводом построен наплавной автодорожный мост через Оку в городе Муром Владимирской области.

1981—1991 годы — предприятием построены 49(?) речных сухогрузных теплоходов типа «Волжский» (развитие типа «Волго — Дон») проектов проект 05074, 05074ВФТ/Пр и 05074М, в том числе составные теплоходы общей грузоподъёмностью 10400 тонн, состоящие из ведущей и толкаемой несамоходной секций.

Order of the Red Banner of Labour OBVERSE.jpg

1982 год — предприятие награждено Орденом Трудового Красного Знамени.

Речное звено понтонного парка ППС-84

1984(?) год — заводом для отечественной армии начато производство понтонного парка специального ППС-84, перевозимого более чем на 300 грузовых автомобилях и позволяющего создавать мосты грузоподъёмностью до 120 тонн при длине более 700 м, по всей видимости, предназначенные, в том числе, и для переброски комплексов баллистических ракет стратегического назначения.

1985 год — на предприятии для отечественного военно-морского флота был построен плашкоут «Шельф» — стенд для испытаний «Шквал».[25]

1988—1991 годы — заводом достаточно крупной серией строятся пары барж проектов Р-156 и Р-156А, предназначенных для эксплуатации в составах по две баржи.[26]

1990 год — заводом построен наплавной автодорожный мост через Оку в районе города Павлово Нижегородской области.

Наплавной мост в п. Клишино, 2006

1991 год — заводом построен наплавной автодорожный мост через Оку в посёлке Клишино Озёрского района Московской области.

[править] Российская Федерация

1991—1994 годы — предприятием построены ещё, как минимум, 14 речных сухогрузных судов типа «Волжский» различных модификаций.

1991(?) год — предприятием начато производство понтонных парков ПП-91, пришедших на смену понтонным паркам ПМП.

1993 год — предприятием построены наплавные автодорожные мосты через реку через реку Клязьму в районе города Гороховец Владимирской области и через реку Иртыш в городе Семипалатинск в Казахстане.

1994 год — предприятие преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Навашинский судостроительный завод «Ока»[27]. Тогда же заводом построен наплавной автодорожный мост через реку Луза в посёлке Красавино Кировской области.

1994—1996 годы — заводом построены две нефтеналивные баржи проекта 16806 грузоподъёмностью 4500 тонн каждая.

1994—2002 годы — заводом построены три сухогруза класса «река-море» проекта 16510 грузоподъёмностью типа «Иван Щепетов».

1996 год — в связи с изменением законодательства предприятие стало называться Открытое акционерное общество «Навашинский судостроительный завод «Ока». Тогда же, по некоторым сведениям, предприятие было признано банкротом[28].

1997 год — на базе обанкротившегося завода создано Государственное унитарное предприятие Нижегородской области «Окская судоверфь» (ГУП НО «Окская судоверфь»).

1998 год — формальная ликвидация ОАО «Навашинский судостроительный завод «Ока» после банкротства признана завершённой[29].

Паром ПК-1, 2008

1999 год — заводом построен наплавной автодорожный мост через реку Суру в Пильнинском районе Нижегородской области.

2000 год — заводом построены наплавной автодорожный мост через реку Белая у города Бирска в Башкирии и речной паром «ПК-1» проекта ПКР-25Т типа «Автодор».

2001 год — заводом построены две несамоходные сухогрузные баржи проекта 003020 грузоподъёмностью 4130 тонн каждая и наплавной автодорожный мост через реку Уфу у посёлка Караидель в Башкирии.

2002 год — предприятие ГУП НО «Окская судоверфь» повторно приватизировано с образованием предприятия Открытое акционерное общество «Окская судоверфь».

Сухогруз «Русич-6»

2002—2003 годы — заводом построены 5 сухогрузных барж проекта 003040 грузоподъёмностью 4025 тонн каждая

2003—2008 годы — на предприятии построен теплоход «Танаис» проекта 006RSD02 типа «Надежда».[30]

2004—2007 годы — заводом построены 7 сухогрузов класса «река-море» проекта 00101 типа «Русич».

Крановое судно «ВТР-79», 2015

2005-2010 годы — на заводе построено крановое судно ВТР-79 проекта 20360 «Дубняк» для отечественного военно-морского флота.

Муромский мост, 2013

2006 год — предприятием изготовлены металлоконструкции для автодорожного моста через Оку под городом Муром, впоследствии считавшимся одним из красивейших в России.

2007—2013 годы — на заводе строилось второе крановое судно проекта 20360 «Дубняк» для отечественного военно-морского флота, но в 2012 году было переведено на Судостроительный завод «Волга», где его достроили как опытное судно «Виктор Чероков» по проекту 20360ОС.

2010 год — заводом сданы 3 танкера проекта 00216 типа «Primemax».

2011 год — заводом построен наплавной автодорожный мост через реку Большая Хета на Крайнем Севере Красноярского края для ЗАО «Ванкорнефть».[31][32]

2010—2012 годы — заводом построены 10 сухогрузных судов проекта RSD44.

2011—2013 годы — заводом построены 12 танкеров проекта RST27.

2013—2016 годы — заводом построены 7 комбинированных судов-площадок/танкеров проекта RST54.

Наведение моста понтонным парком ПП-2005, 2017

2014 год — завод начал производство понтонных парков ПП-2005.[33] тргда же были построены 3 рабочих катера ледового класса проекта ST23W1.

2014—2016 годы — заводом построено многофункциональное судно (бункеровщик, сборщик льяльных вод и нефтесборщик) «Эколог» проекта 92800.

2015—2016 годы — заводом построен многофункциональный аварийно-спасательный буксир «Пенай» проекта TG-17.

2015—2017 годы — заводом построена серия из двух служебно-разъездных катеров для высшего командного состава отечественного военно-морского флота проекта 21270, а также ещё 2 танкера проекта RST27.

2016—2017 годы — на предприятии построено многофункциональное морское водолазное судно-катамаран «Игорь Ильин» проекта SDS18.

2017—2019 годы — заводом строится серия из 8 несамоходных наливных барж проекта ROB20.

2018 — настоящее время (2019 год) — предприятием строятся 8 сухогрузных судов проекта RSD32M.

[править] См. также

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Дата завершения ликвидации предприятия.
  2. Головное судно проекта было переименовано в 1983 году.