Балтийский завод

Материал из Русского эксперта
Перейти к: навигация, поиск
Почтовый блок в честь 150-летия Балтийского завода, 2006

Общество с ограниченной ответственностью «Балтийский завод — Судостроение» (официальное сокращённое название ООО «Балтийский завод — Судостроение») — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе Санкт-Петербурге. Образовано 26 мая 1856 года как «Балтийский литейный, механический, и строительный завод Карра и Макферсона».

История наименований предприятия:

  • 1856—1874 гг. — Балтийский литейный, механический, и строительный завод Карра и Макферсона
  • 1874—1876 гг. — Балтийское железоделательное и механическое общество.
  • 1876—1894 гг. — Русское акционерное Балтийское железоделательное, судостроительное и механическое общество.
  • 1894—1911 гг. — Балтийский судостроительный и механический завод Морского ведомства.
  • 1911—1918 гг. — Объединение Адмиралтейского судостроительного завода и Балтийского завода.
  • 1918—1934 гг. — Балтийский завод(?).
  • 1934—1940 гг. — Балтийский завод имени Серго Орджоникидзе.
  • 1940—1965 гг. — Завод № 189.
  • 1965—1976 гг. — Орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Балтийский завод имени Серго Орджоникидзе (Предприятие п/я А-7102).
  • 1976—1985 гг. — Орденов Ленина, Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени Балтийский завод имени Серго Орджоникидзе (Предприятие п/я А-7102).
  • 1985—1992 гг. — Дважды ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени Балтийский завод имени Серго Орджоникидзе (Предприятие п/я А-7102).
  • 1992 г. — ГП «Балтийский завод».
  • 1992—1996 гг. — АООТ «Балтийский судостроительный завод».
  • 1996—2011 гг. — ОАО «Балтийский судостроительный завод».
  • С 2011 года по настоящее время — ООО «Балтийский завод — Судостроение».

Входит в состав Объединённой судостроительной корпорации.

Исторически завод связан с предприятием Адмиралтейские верфи, напротив которого за рекой он находится, вследствие чего его дважды с ними объединяли, но отсутствие прямого проезда всегда препятствовало их эффективному слиянию.

В настоящий момент предприятие специализируется на строительстве самых крупных надводных кораблей для военно-морского флота, является единственным в мире производителем атомных ледоколов и плавучих атомных энергоблоков. Строит также обычные ледоколы и суда ледового класса, а также крупногабаритные агрегаты судовой энергетики и машиностроения, являясь в некоторых областях, например в производстве крупных гребных винтов массой до 70 тонн, единственным производителем такого рода техники в России.

Содержание

[править] История предприятия

[править] Российская Империя

26 мая (13 мая по старому стилю) 1856 года — петербургским купцом 1-й гильдии М. Е. Карром и подданным Великобритании инженером-механиком императорской яхты «Невка» М. Л. Макферсоном, ранее имевшим в Санкт-Петербурге мастерскую, основан «Балтийский литейный, механический, и строительный завод Карра и Макферсона».

Осень 1857 года — завод достиг значительных по тем временам размеров, имея 400—500 рабочих и будучи полностью укомплектован технологическим оборудованием.

Канонерская лодка «Опыт»

1861 год — за отличную продукцию для нужд Морского флота заводу присуждена золотая медаль Промышленной выставки в Санкт-Петербурге.

1861—1862 годы — на заводе построена броненосная канонерская лодка «Опыт» — первый отечественный цельнометаллический корабль, он же первый отечественный металлический корабль с броневой защитой. Пароход размером с крупный катер нёс на носу одно 196-мм гладкоствольное орудие, защищённое высоким V-образным броневым бруствером, практически полностью защищавшим основную часть корпуса корабля от продольного огня. Учитывая, что в системе обороны Кронштадта лодка должна была использоваться, размещаясь на якоре между островными фортами, прикрывавшими её с бортов, такая защита была вполне достаточна.

Монитор «Броненосец»
Подводная лодка Александровского (фото)

Середина 1860 годов — оформилось сохранявшееся последующие полвека разделение завода на корабельную и механическую стороны. Корабельная часть, занимавшаяся строительством корпусов судов, располагалась между Невой и Кожевенной линией, а механическая часть за Кожевенной линией производила паровые котлы и машины.

1863—1865 годы — на предприятии в рамках срочно осуществляемой из-за угрозы войны с Британской Империей в ходе Польского кризиса мониторной судостроительной программы построены две броненосных лодки (монитора) типа «Ураган» — «Броненосец» и «Латник».

1866 год — на заводе построена подводная лодка Александровского — опытный корабль на пневматическом ходу, имевший выдающиеся по тем временам характеристики.

Трёхбашенный броненосный фрегат «Адмирал Лазарев»
Полуброненосный фрегат «Герцог Эдинбургский»

1867—1869 годы — на предприятии построен трёхбашенный броненосный фрегат «Адмирал Лазарев» — первый крупный цельнометаллический корабль отечественного флота. Для ещё одного аналогичного фрегата «Адмирал Грейг», параллельно строившегося в Новом адмиралтействе, завод изготовил двигательную установку.

1870—1877 годы — на заводе построен полуброненосный фрегат «Герцог Эдинбургский» (при постройке «Александр Невский», переименован ещё до ввода в строй в честь второго сына английской королевы Виктории, за которого вышла замуж дочь Александра II великая княжна Мария Александровна). Корабль являлся вторым и последним в серии первых в мире океанских броненосных крейсеров типа «Генерал-Адмирал», головной корабль которой строился на Заводе Семянникова и Полетики в Санкт-Петербурге.

1872 год — предприятие объявило о банкротстве.

Май 1874 года — предприятие было продано английскому акционерному обществу и сменило название на «Балтийское железоделательное и механическое общество».

Полуброненосный фрегат «Владимир Мономах»

1876 год — после скупки акций Морским ведомством Российской Империи предприятие преобразовано в «Русское акционерное Балтийское железоделательное, судостроительное и механическое общество». В том же году на заводе была открыта ремесленная школа, обучавшая специалистов-судостроителей.

1881—1883 годы — на заводе построен полуброненосный фрегат (броненосный крейсер) «Владимир Мономах», формально однотипный с заложенным ранее в Новом адмиралтействе крейсером «Дмитрий Донской», но на практике они заметно друг от друга отличались, вплоть до разного количества гребных винтов. Впоследствии корабль был реконструирован с упразднением парусного вооружения. Участвовал в Русско-японской войне.

Броненосный фрегат «Адмирал Нахимов»

1883—1888 годы — на заводе построен сильнейший в мире на то время броненосный фрегат (броненосный крейсер) «Адмирал Нахимов». Впоследствии корабль был реконструирован с упразднением парусного вооружения. Участвовал в Русско-японской войне.

Полуброненосный фрегат «Память Азова»

1886—1890 годы — на заводе построен броненосный (полуброненосный) фрегат (броненосный крейсер) «Память Азова». Назван в честь линейного корабля «Азов», прославившегося в Наваринском сражении. Впоследствии корабль был реконструирован с упразднением парусного вооружения. Во время Русско-японской войны находился в длительном ремонте. После бунта 1906 года, прославлявшегося в советское время, переименован в «Двину». Участвовал в Первой мировой войне как база подводных лодок, после февраля 1917 года получил старое название.

Яхта «Полярная звезда»

1888—1891 годы — на заводе построена императорская яхта «Полярная звезда» — одно из главных представительских судов страны в то время. Впоследствии участвовала в Ледовом походе, а также в Финской и Великой Отечественной войнах.

Крейсер «Рюрик»
Генплан Балтийского завода, 1898

1890—1895 годы — построен большой крейсер фрегатского ранга (броненосный крейсер 1 ранга) «Рюрик» — очень крупный корабль, предназначенный для борьбы с судоходством противника на Тихом океане. Крейсер был спроектирован исходя из требования практической неуязвимости от небольших крейсеров, осуществлявших охрану торговли в удалённых районах Мирового океана и считался в то время выдающимся достижением отечественных корабелов. Впоследствии корабль был реконструирован с упразднением парусного вооружения. Участвовал в Русско-японской войне.

ББО «Адмирал Ушаков»

1891—1895 годы — на территории завода построен крупнейший в Европе каменный эллинг (крытый сборочный цех с наклонным стапелем), длиной более 165 м, впоследствии позволивший построить в нём без существенных переделок даже первый отечественный линкор-дредноут «Севастополь».

1892—1896 годы — на заводе построен броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков», фактически головной[1] в серии трёх однотипных кораблей, сроившейся также в Новом Адмиралтействе. Позднее броненосец героически погиб в бою с многократно превосходящим противником во время Русско-японской войны.

Крейсер «Россия»

1893—1897 годы — построен броненосный крейсер «Россия», являвшийся развитием концепции «Рюрика» на новом техническом уровне. Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах.

Эллинги завода

1894 год — предприятие сменило форму собственности и переименовано в Балтийский судостроительный и механический завод Морского ведомства.

Броненосец «Пересвет»

1895—1903 годы — на заводе специально для Дальнего Востока построены все три эскадренных броненосца типа «Пересвет». Эскадренные броненосцы типа «Пересвет» по сути являлись линейными крейсерами, поскольку ради улучшения скорости, дальности и мореходности при их создании пришлось отчасти пожертвовать защищённостью и мощью вооружения, однако вследствие быстрого развития морской техники вскоре перестали превосходить эскадренные броненосцы по скорости. Участвовали в Русско-японской войне и Первой мировой (частично) войнах.

1898—1900 годы — на заводе по улучшенному проекту броненосного крейсера «Россия» построен броненосный крейсер «Громобой». Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах.

1898—1901 годы — построены два минных транспорта (минных заградителя) типа «Амур»: «Амур» и «Енисей». Первый их них впоследствии прославился как самый результативный корабль отечественного флота в Русско-японскую войну 1904—1905 гг., когда на его минах погибли два японски эскадренных броненосца.

ЭБР «Александр III»

1900—1903 годы — на заводе построен эскадренный броненосец «Император Александр III» типа «Бородино», ставший первым вступившим в строй кораблём этого типа. Участвовал в Русско-японской войне.

Подводная лодка «Дельфин», 1903

1901—1904 годы — на предприятии построена первая полнофункциональная отечественная подводная лодка «Дельфин» (при постройке «Миноносец № 113», затем «Миноносец № 150»), впоследствии участвовавшая в Русско-японской и Первой мировой войнах. В это же время Кронштадтским отделением завода в ещё более глубокой тайне была построена диверсионная подводная лодка «Матрос Пётр Кошка»[2].

ЭБР «Князь Суворов»

1901—1904 годы — на заводе построен эскадренный броненосец «Князь Суворов» типа «Бородино». В 1905 году корабль, являясь основным флагманом Второй тихоокеанской эскадры героически[3] погиб в Цусимском сражении Русско-японской войны со значительно превосходящим японским флотом.

Крейсер 2 ранга «Алмаз»

1902—1903 годы — на заводе построен крейсер 2 ранга «Алмаз» — безбронное «посыльное судно для Тихого океана», фактически — яхта наместника Алексеева. Изначально планировалось построить полноценный крейсер 2 ранга, но из-за обнаружившегося уже после начала подготовки к строительству отсутствия необходимой проектной документации пришлось ограничиться более простым крейсером-яхтой. Прославился в Цусимском сражении Русско-японской войны, став самым крупным из трёх кораблей огромной эскадры, сумевших выполнить приказ и прорваться во Владивосток. Позднее участвовал в Первой мировой войне в качестве гидроавианосца.

Линкор «Слава», 1916

1902—1905 годы — на заводе построен эскадренный броненосец (линейный корабль) «Слава» типа «Бородино». В годы Первой мировой войны он прославился, героически обороняя Рижский залив.

1903—1904 годы — на предприятии специально для балтийского мелководья построена колёсная императорская яхта «Александрия».

1904—1905 годы — для срочного усиления флота на Дальнем Востоке на заводе модернизировали с установкой торпедного вооружения одну из подводных лодок Джевецкого 3 варианта, названную после переделки «Чилим» («Челим»).

ПЛ «Касатка»

1904—1908 годы — на предприятии построены шесть подводных лодок типа «Касатка». Участвовали в Русско-японской и Первой мировой войнах.

1905—1911 годы — на заводе построен линейный корабль (эскадренный броненосец) «Император Павел I» типа «Андрей Первозванный». Участвовал в Первой мировой войне.

ПЛ «Минога» и «Акула» у Балтийского завода

1906 год — на заводе организован «Отдел подводного плавания» во главе с И. Г. Бубновым.

1906—1909 годы — на заводе по индивидуальному проекту построена малая подводная лодка «Минога» — первая отечественная подводная лодка с дизельным двигателем. Участвовала в Первой мировой и Гражданской войнах.

1906—1911 годы — на заводе по индивидуальному проекту построена средняя подводная лодка «Акула». Участвовала в Первой мировой войне.

1908—1909 годы — большой деревянный эллинг завода разобран и на его месте устроен стапель под производство линкоров-дредноутов.

Линкор «Севастополь» во время Первой мировой войны
Генеральный план Балтийского завода, 1908

1909—1914 годы — на заводе построены первый отечественный линкор-дредноут «Севастополь», впоследствии ставший краснознамённым по итогам Великой Отечественной войны, и, практически одновременно, однотипный линейный корабль «Петропавловск». Корабли участвовали в Первой мировой войне, частично Финской и Великой Отечественной войнах.

1911 год — Балтийский завод объединён с Адмиралтейским заводом под единой дирекцией как Объединение Адмиралтейского судостроительного завода и Балтийского завода. При этом фактически полностью слиты воедино были только проектные подразделения, образовавшие базировавшееся на Балтийском заводе «Объединенное проекционное бюро», а производственные подразделения работали хоть и под единым управлением, но фактически как два отдельных предприятия.[1]

1911—1912 годы — большой каменный эллинг завода был разобран, а на его месте оборудован открытый стапель длиной 203,9 м для строительства линкоров-сверхдредноутов. Примерно в это же время второй линкорный стапель на месте бывшего деревянного эллинга был увеличен до размеров 207,8×33 м, став самым большим в стране.

Подводная лодка «Морж»
Спуск на воду ЛКР «Измаил», 1915

1911—1915 годы — отделением предприятия в Николаеве построена серия из трёх подводных лодок типа «Морж». Участвовали в Первой мировой войне.

1912—1917 годы — на предприятии строятся два линейных крейсера типа «Измаил» («Измаил» и «Кинбурн»), фактически — быстроходные линкоры-сверхдредноуты, классифицировавшиеся как линейные крейсера в основном по причине устаревшей классификации в Законе о флоте, по которому осуществлялось финансирование их строительства. В 1917 году строительство замедлилось, а после Октябрьской революции и вовсе остановилось. Оба корабля, достраивавшиеся к этому времени уже на плаву, были переданы на хранение Санкт-Петербургскому порту.

ПЛ «Барс», 1914
Подводная лодка «АГ-14» перед спуском на воду, октябрь 1916

1913—1917 годы — на предприятии построена серия из десяти подводных лодок типа «Барс», из которых две изготовлены отделением предприятия в Николаеве для Черноморского флота, а две — формально заказанные и изготовленные заводом «Ноблесснер» в Ревеле (ныне Таллин) фактически строились Балтийским заводом из-за того, что «Ноблесснер» с полученным заказом справиться не сумел. Ещё две аналогичные подводные лодки, также переведённые с «Ноблесснера» из-за революций достроены так и не были. Одна из лодок серии — «Ёрш» — была достроена заводом как подводный минный заградитель, при этом ещё одну из недостроенных лодок — «Форель» — также планировалось ввести в строй как минный заградитель типа «Ёрш».

1916 год — на заводе перезаложены и достроены пять подводных лодок типа «АГ» («Американский Голланд»), построенных в Канаде для ВМС Британской Империи, которые затем были перекуплены для Российского Императорского флота и доставлены в Санкт-Петербург из Владивостока по железной дороге. Лодки участвовали в Первой мировой войне. В 1918 году в силу последствий Брестского мира все эти подводные лодки, входившие в состав 4-го дивизиона, кроме одной ранее погибшей, были взорваны экипажами во избежание захвата Германией в изолированном тяжёлыми льдами пункте базирования Ганге (юго-западная Финляндия).

[править] Советская Россия

1923 год — недостроенный линейный крейсер «Кинбурн» типа «Измаил» продан на металл в Германию.

Крейсер «Красный Крым», до 1954 года

1924—1928 годы — завод достраивает лёгкий крейсер «Светлана» (с 1925 года «Профинтерн», позднее гвардейский лёгкий крейсер «Красный Крым»). Изначально крейсер строился заводом Руссо-Балт в Ревеле (ныне Таллин), после эвакуации в ходе Первой мировой войны осенью 1917 года корабль достраивался Адмиралтейским заводом в Петрограде, а затем с 1918 года находился там же на хранении.

24 января 1925 года — на заводе заложены первые суда, спроектированные и построенные в Советской России — первые четыре лесовоза типа «Товарищ Сталин» дейдвейтом по 3550 (с генеральным грузом 3350) тонн.[2]

Первый отечественный тепловоз Щэл1, 2015

1925 год — на предприятии построен первый отечественный тепловоз системы профессора Геккеля, ставший первым в мире магистральным тепловозом.

1926—1931 годы — на заводе для работы на черноморских линиях между Крымом и Кавказом (позднее на линии Одесса — Батуми) построены четыре почтово-товаро-пассажирских судна типа «Абхазия», крупнейших в отечественном гражданском флоте того времени. Водоизмещение судов составляло 5770 тонн, грузоподъёмность — 1000 генеральных и 100 тонн рефрижераторных грузов, пассажировместимость — 960 человек (518 классных мест, остальные сидячие и палубные).[3]

Август — сентябрь 1927 года — введены в строй первые четыре лесовоза типа «Товарищ Сталин».[4]

Подводная лодка
Д-2 «Народоволец», 2007

1927—1931 годы — на заводе построены три подводные лодки типа «Д» («Декабрист») серии I — первые отечественные подводные лодки, заложенные после революций 1917 года. Впоследствии все три корабля стали достаточно известными по разным причинам: Д-1 «Декабрист» как первая советская подводная лодка, Д-2 «Народоволец» как музейный корабль в Санкт-Петербурге, а краснознамённая гвардейская Д-3 «Красногвардеец» не только из-за участия в боях Великой Отечественной войны, но и как первая в мире подводная лодка, совершившая плавание под арктическими льдами, а также как первая отечественная подводная лодка, побывавшая в Западном полушарии Земли.

Рубка подводной лодки Л-3 «Фрунзевец», 2008

6 сентября 1929 года — осень 1933 года — на заводе построены три подводных минных заградителя типа «Л» («Ленинец») серии II, в том числе Л-3 «Фрунзевец», впоследствии гвардейская и самая результативная в отечественном флоте за время Великой Отечественной войны по числу потопленных кораблей. Рубка гвардейской подводной лодки Л-3 с 1995 года установлена на открытой площадке в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в городе Москве.

5 февраля 1930 года — осень 1933 года — на заводе построены три подводные лодки типа «Щ» («Щука») серии III, в том числе Щ-303 «Ёрш», впоследствии гвардейская.

1931—1932 годы — недостроенный линейный крейсер «Измаил» из-за сохранившейся нехватки средств разобран на метал трестом «Металлолом».

1931—1936 годы — на заводе построены все три подводные лодки типа «П» («Правда») серии IV.

1932—1933 годы — на заводе для Тихоокеанского флота изготовлены шесть подводных лодок типа «Щ» («Щука») серии V, отправленные для окончательной сборки на дальневосточные судостроительные заводы (две на Дальзавод № 202 во Владивостоке и четыре на Судомеханический завод № 368 в Хабаровске), в том числе Щ-101 «Карась» (позднее «Лосось»), впоследствии ставшая единственным кораблём, награждённым за успехи в боевой и политической подготовке комсомольским значком.

1932—1934 годы — на заводе для Тихоокеанского и Черноморского флотов изготовлены четыре подводные лодки типа «Щ» («Щука») серии V-бис, отправленные для окончательной сборки на другие судостроительные заводы: три на Дальзавод № 202 во Владивостоке и одна на Судостроительный завод имени 61 коммунара № 200 в Николаеве.

Рубка подводной лодки Щ-307, 2008

1933—1934 годы — на заводе построены пять подводных лодок типа «Щ» («Щука») серии V-бис 2, две из которых были отправлены для окончательной сборки на Дальзавод № 202 во Владивостоке, а одна — на Судостроительный завод имени 61 коммунара № 200 в Николаеве. Одна из достроенных на месте подводных лодок — Щ-307 («Треска») — впоследствии стала краснознамённой, прославившись во время Великой Отечественной войны на Балтике. Её рубка с середины 1990-х установлена на открытой площадке Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.

1933—1934 годы — значительной модернизации подвергнута подводная лодка дореволюционной постройки Б-2 (ранее «Пантера», «Комиссар») типа «Барс», прославившаяся потоплением во время гражданской войны английского эсминца «Виттория».

Подводная лодка Щ-401 (Щ-313) серии X

1934 год — заводу присвоено имя Серго Орджоникидзе, в результате чего он стал называться Балтийский завод имени Серго Орджоникидзе. В том же году для участия в спасении экспедиции Папанина в Арктике срочно отремонтированы линейные ледоколы «Красин» и «Ермак», последний всего за 10 дней. В том же году на заводе построен ремонтный плавучий док для ВМФ СССР грузоподъёмностью 5 тыс. тонн.

1934—1936 годы — на заводе построены восемь подводных лодок типа «Щ» («Щука») серии X, три из которых были отправлены для окончательной сборки на Дальзавод № 202 во Владивостоке. В это же время были построены три подводных минных заградителя типа «Л» («Ленинец») серии XI (II-бис), также отправленные для окончательной сборки на Дальзавод № 202 во Владивостоке.

Подводная лодка С-1

1934—1938 годы — на заводе построены три подводных лодки типа «Н» («Немецкая») серии IX, с 20 сентября 1937 года переклассифицированных в тип «С» («Средняя», в отдельных источниках «Сталинец»), в том числе С-1, впоследствии награждённая орденом Красного Знамени.

Ледокол «Иосиф Сталин» на почтовой марке

1935—1938 годы — на заводе построен первый для отечественных верфей линейный ледокол «И. Сталин» (с 1958 года «Сибирь») проекта 51, позднее получивший орден Ленина.

1935—1939 годы — на заводе для Тихоокеанского флота построены четыре подводных минных заградителя типа «Л» («Ленинец») серии XIII, отправленные для окончательной сборки на Дальзавод № 202 во Владивостоке.

Лёгкий крейсер «Киров» проекта 26

1935—1938 годы — на заводе построен первый отечественный крупный корабль, заложенный после революций 1917 года — лёгкий крейсер «Киров» проекта 26, впоследствии краснознамённый.

Декабрь 1935—1941 годы — на заводе построены шесть подводных лодок типа «С» («Средняя», в отдельных источниках «Сталинец») серии IX-бис, три из которых были отправлены для окончательной сборки на Дальзавод № 202 во Владивостоке. Среди них были впоследствии краснознамённая подводная лодка С-51, рубка и часть корпуса которой установлены в качестве памятника в Озёрном (Гремихе), Мурманская область.

1936 год — на заводе построен ремонтный плавучий док для ВМФ СССР грузоподъёмностью 2,1 тыс. тонн.

1936—1939 годы — на заводе строится серия эскадренных миноносцев типа 7. Всего было построено три эсминца и достроен один строившийся ранее на заводе № 190. Ещё два эсминца, заложенные на заводе для Тихоокеанского флота, были разобраны на стапеле.

Лёгкий крейсер «Максим Горький» проекта 26-бис

1936—1940 годы — на заводе построен лёгкий крейсер «Максим Горький» — головной корабль проекта 26-бис, впоследствии краснознамённый.

1937—1944 годы — построены две подводные лодки типа «К» («Крейсерская») серии XIV, ещё одна подводная лодка этого проекта, спущенная на воду на предприятии, достроена не была.

1938 год — на базе бюро подводного плавания предприятия создано ЦКБ-18, впоследствии ЦКБ «Рубин».

1938—1941 годы — на заводе построен линейный ледокол «В. Молотов» (с 1958 года «Адмирал Макаров») проекта 51.

1938—1943 годы — на заводе построены три подводных минных заградителя типа «Л»(«Ленинец») серии XIII-1938 (XIII-бис), в том числе Л-22, впоследствии награждённая орденом Красного Знамени. Две из трёх подводных лодок осенью 1941 года были переведены для достройки на Завод № 402 (ныне Севмаш) в Молотовске (ныне Северодвинске).

15 июля 1938 года — на заводе заложен линейный корабль «Советский Союз» — головной в серии недостроенных линкоров проекта 23.

1939 год — на заводе заложены два лёгких крейсера проекта 68 («Чапаев» и «Чкалов» (с 1958 года «Комсомолец»)) с плановым сроком сдачи в 1942 году, достроенных впоследствии уже после войны по улучшенному проекту 68-К.

Order of Lenin third type.jpg

1940 год — завод награждён орденом Ленина за заслуги в деле укрепления обороноспособности СССР и переименован в Завод № 189 Наркомата судостроительной промышленности.

28 апреля 1941 года — спущен на воду лёгкий крейсер «Чапаев» проекта 68.

10 июля 1941 года — в связи с началом Великой Отечественной войны заморожено строительство линкора «Советский Союз» проекта 23.

10 сентября 1941 года — в связи с началом Великой Отечественной войны заморожено строительство лёгких крейсеров «Чапаев» и «Чкалов» проекта 68, примерно тогда же отменили планировавшуюся на конец года закладку второй для завода пары аналогичных крейсеров «Ленин» и «Дзержинский». Тем же приказом недостроенные линкоры проекта 23, включая строившийся на предприятии головной «Советский Союз», были исключены из списков флота.[5]

1946 год — на базе котлостроительного производства предприятия создано Специальное конструкторское бюро котлостроения.

1947 год — по личному распоряжению Сталина форсирована достройка крейсеров проекта 68 довоенной закладки по улучшенному проекту 68-К, отличавшемуся существенно усиленным зенитным вооружением.

25 октября 1947 года — спущен на воду лёгкий крейсер «Чкалов» проекта 68-К.

Середина 1949 года — корпус недостроенного линкора «Советский Союз» проекта 23 спущен на воду и вскоре разобран.

15 октября 1949 года — заложен головной в серии самых крупных отечественных кораблей, строившихся в те годы — лёгкий крейсер «Свердлов» проекта 68-бис.

Крейсер «Комсомолец» проекта 68-К, 1965
Крейсер «Жданов» проекта 68-бис, 1983

1950 год — введены в строй лёгкие крейсера «Чапаев» и «Чкалов» (с 1958 года «Комсомолец») проекта 68-К, заложен крейсер «Жданов» проекта 68-бис.

1951 год — заложены крейсера «Александр Суворов» и «Адмирал Сенявин» проекта 68-бис.

1952 год — введены в строй крейсера «Свердлов» и «Жданов» проекта 68-бис, заложен крейсер «Дмитрий Пожарский» проекта 68-бис и тяжёлый (фактически линейный) крейсер «Москва» проекта 82 типа «Сталинград».

1953 год — введён в строй крейсер «Александр Суворов» проекта 68-бис, заложены крейсера «Кронштадт» и «Таллин» проекта 68-бис. Снят со строительства и разобран на стапеле крейсер «Москва».

1954—1958 годы — на заводе построены 16 средних дизель-электрических подводных лодок проекта 613, в том числе С-189, установленная в качестве музея в Санкт-Петербурге.

1954 год — введены в строй крейсера «Адмирал Сенявин» и «Дмитрий Пожарский» проекта 68-бис, заложен крейсер «Варяг» проекта 68-бис.

Order of Red Banner of Labor thumb.png

1956 год — предприятие награждено орденом Трудового Красного Знамени.

Корабль измерительного комплекса «Сахалин» проекта 1128

1958—1959 годы — на заводе в срочном порядке переоборудованы четыре новых рудовоза типа «Донбасс» польской постройки в три корабля измерительного комплекса проекта 1128 типа «Сибирь» и судно-ретранслятор «Чукотка» проекта 1129, позднее в 1962 году также переоборудованное в корабль измерительного комплекса по проекту 1129Б. Все корабли серии в дальнейшем вплоть до конца 1980-х — начала 1990-х использовались для испытаний ракетно-космической техники на Тихом океане.

2 сентября 1959 года — сняты со строительства все крейсера проекта 68-бис, включая строившиеся на предприятии «Кронштадт» (готовность 84,2 %), «Таллин» (готовность 70,3 %) и «Варяг» (готовность 40 %).

Подводная лодка проекта 651

1960—1964 годы — на заводе построены вооружённые крылатыми ракетами дизель-электрические подводные крейсера К-156 и К-85 — головной и первый серийный подводные корабли проекта 651, впоследствии строившиеся крупной серией на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижний Новгород).

Корабль измерительного комплекса «Чажма», 1989

1962—1963 годы — на предприятии рудовоз постройки ГДР «Дангара» переоборудован в корабль измерительного комплекта (в документах экспедиционно-океанографический корабль) «Чажма» проекта 1130.

1962—1970 годы — на предприятии построены 16 крупнейших в то время в советском флоте танкеров дейдвейтом 50600 тонн на паровых турбинах проекта 1552 типа «София», последний из которых был построен на экспорт в Алжир. Параллельно в меньших объёмах производство аналогичных танкеров шло на Адмиралтейских верфях.[6]

1963 год — на заводе построен транспортный плавучий док для ВМФ СССР грузоподъёмностью 3,6 тыс. тонн.

1965 год — предприятие переименовано в Орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Балтийский завод имени Серго Орджоникидзе.

1966(?)—1977 годы — на заводе построены 12 дизельных танкеров проекта 1559 типа «Великий Октябрь». Параллельно строительство танкеров этого проекта в меньших объёмах велось на заводе «Залив» в Керчи.

Научно-исследовательское судно «Космонавт Владимир Комаров», 1989

1967 год — построенный в 1966 году на Херсонском судостроительном заводе танкер «Геническ» проекта 595 перестроен на Балтийском заводе в научно-исследовательское судно «Космонавт Владимир Комаров», предназначенное для управления космическими аппаратами.

1968 год — по шведскому заказу построен рудовоз типа «Балтика» — первое судно предприятия, построенное для иностранного заказчика.

Научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин»

1969—1971 годы — на заводе на основе корпуса танкера проекта 1552 типа «София» построено крупнейшее в истории научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин» проекта 10909, предназначенное для дальней космической связи.

1970(?)—1978 годы — на заводе построены 6 дизельных танкеров комплексного снабжения для ВМФ СССР проекта 1559-В типа «Борис Чиликин».

Атомный ледокол «Арктика»

1971—1975 годы — на заводе построен второй в мире и крупнейший на то время атомный ледокол «Арктика» проекта 10520, ставший вскоре первым в мире судном, достигшим Северного полюса в надводном плавании. Позднее на заводе были постепенно построены ещё пять ледоколов этого проекта.

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров»

1973—1980 годы — на заводе построен головной в серии сильнейших неавианесущих надводных кораблей в истории — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров» (с 1992 года по 2004 год — «Адмирал Ушаков») проекта 1144 «Орлан».

1974—1977 годы — на заводе построен второй атомный ледокол проекта 10520 — «Сибирь». В эти же годы заводом проводилась работа над кораблём измерительного комплекса «Маршал Неделин» проекта 1914, строительство которого после этого было передано в Ленинградское адмиралтейское объединение.

OrderOctoberRevolution.gif

1976 год — предприятие награждено орденом Октябрьской Революции.

1978—1984 годы — на заводе по улучшенному проекту построен второй в серии сильнейших неавианесущих надводных кораблей в истории — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» (с 1992 года «Адмирал Лазарев») проекта 1144.2 «Орлан».

Судно связи «Урал»
Атомные ледоколы «Россия» и «Советский Союз» в Мурманске, 2008

1981—1989 годы — на заводе построен крупнейший отечественный надводный корабль с атомной силовой установкой и крупнейший разведывательный корабль в истории — плавучий командно-измерительный комплекс «Урал» проекта 1941.

1981—1985 годы — на заводе построен третий атомный ледокол проекта 10520 — «Россия».

1983—1988 годы — заводе построен третий в серии сильнейших неавианесущих надводных кораблей в истории — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин» (с 1992 года «Адмирал Нахимов») проекта 1144 «Орлан».

1983—1989 годы — на заводе построен четвёртый атомный ледокол проекта 10520 — «Советский Союз».

Order of Lenin third type.jpg

1985 год — завод награждён орденом Ленина за большие заслуги в создании и производстве новой техники.

1986—1991 годы — на заводе строился достроенный позднее пятый атомный ледокол проекта 10520 — «Ямал».

1986—1991 годы — на заводе строился и был спущен на воду достроенный позднее четвёртый в серии сильнейших авианесущих надводных кораблей в истории — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Куйбышев» (позднее «Юрий Андропов», с 1992 года «Пётр Великий») проекта 1144 «Орлан».

Атомный ледокол «Вайгач» типа «Таймыр»

1988—1990 годы — на заводе достроены в основном собранные на финской верфи Wärtsilä («Вяртсиля Морская Техника») в Хельсинки два атомных ледокола типа «Таймыр», специально предназначенных для работы в устьях крупных рек на Северном морском пути.

1989—1991 годы — на заводе строился достроенный позднее атомный ледокол улучшенного проекта 10521 — «50 лет Победы» (при закладке «Урал»).

[править] Современная Россия

Атомный ледокол «Ямал», 2009

1991—1993 годы — на заводе достроен пятый атомный ледокол проекта 10520 — «Ямал».

1991—1993 годы — на заводе достраивался до спуска на воду атомный ледокол улучшенного проекта 10521 — «50 лет Победы» (при закладке «Урал»), после чего из-за отсутствия средств последовал перерыв в его строительстве до 2003 года.

Крейсер «Пётр Великий», 2012

1991—1998 годы — на заводе достраивался четвёртый в серии сильнейших неавианесущих надводных кораблей в истории — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» (ранее «Куйбышев» и «Юрий Андропов») проекта 1144 «Орлан». Впоследствии крейсер надолго стал крупнейшим неавианесущим кораблём мира и был награждён орденом Нахимова.

11 июня 1992 года — завод переименован в Государственное предприятие «Балтийский завод».[7]

18 декабря 1992 года — завод преобразован в Акционерное общество открытого типа «Балтийский завод».[8]

1995—1996 годы — введены в строй два танкера-химовоза дедвейтом 5 800 тонн для германского заказчика.[9]

4 июня 1996 года — завод переименован в Открытое акционерное общество «Балтийский завод».[10]

Фрегат ВМС Индии «Тальвар»

1999—2004 годы — на заводе для военно-морских сил Индии построены три фрегата типа «Тальвар» проекта 11356.

2002 год — на заводе построен корпус для португальского автомобильно-пассажирского парома «Lobo Marinho».[11][12]

2002—2003 годы — построены два танкер-химовоза дейдвейтом 5800 тонн для германского заказчика.[13]

2003—2006 годы — на заводе построены шесть корпусов речных химических танкеров для голландского заказчика.[14]

Ледокол «50 лет Победы», 2012

2003—2007 годы — на заводе достроен спущенный на воду ещё в 1993 году и находившийся на консервации атомный ледокол «50 лет Победы» (при закладке «Урал») улучшенного проекта 10521, получивший более совершенный ложкообразный нос и ставший крупнейшим когда-либо построенным атомным ледоколом.

2005—2008 годы — на заводе построены два дизель-электрических ледокола проекта 21900 — «Москва» и «Санкт-Петербург».

2008 год — настоящее время — на заводе строится плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов».

2011 год — на мощностях завода фактически стало работать Общество с ограниченной ответственностью «Балтийский завод — судостроение», подконтрольное Объединённой судостроительной корпорации, туда же были переведены все сотрудники завода, а ОАО «Балтийский завод» было оставлено, по-видимому, фактически только для работы с кредиторами. Оба юридических лица планировалось объединить ориентировочно в 2017 году.

2011—2012 годы — на заводе построены четыре несамоходных нефтеналивных танкера проекта 2734 дейдейтом 5100 тонн.[15][16]

2012—2014 годы — на заводе построены кормовые части двух универсальных десантных кораблей типа «Мистраль», собиравшихся во Франции для ВМФ России, но проданных в результате Египту.

2012 год — настоящее время — на заводе строится крупнейший в мире неатомный ледокол «Виктор Черномырдин» типа ЛК-25 мощностью 25 МВт.

2013 год — настоящее время — на заводе строится крупнейший в мире атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 (типа ЛК-60Я) мощностью на валах 60 МВт.

2015 год — настоящее время — на заводе строится второй (первый серийный) атомный ледокол проекта 22220 (типа ЛК-60Я) «Сибирь».

[править] Ожидаемые события

Конец июля 2016 года — закладка третьего (второго серийного) атомного ледокола проекта 22220 (типа ЛК-60Я) «Урал».

[править] Перспективы предприятия

  • Глубокая реконструкция предприятия с заменой наклонных стапелей на более современный тип мощностей для окончательной крупноузловой сборки кораблей и судов.
  • Строительство атомного ледокола-лидера, способного обеспечивать круглогодичную навигацию по всему Северному морскому пути. Предприятие является наиболее вероятным кандидатом на выполнение этого заказа, поскольку уже несколько десятилетий является единственным производителем атомных ледоколов.
  • Строительство российских десантных вертолётоносцев. Предприятие является наиболее вероятным кандидатом на выполнение этого заказа, имеющегося в долгосрочных планах, поскольку имеет опыт строительства значительных частей корпусов УДК типа «Мистраль».

[править] Знаменитые корабли, суда и локомотивы, построенные на предприятии

Канонерская лодка «Опыт»

На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

Подводная лодка Александровского (фото)
  • Броненосная канонерская лодка «Опыт» (с 1883 года «Мина») (построена в 1861—1862 годах) — первый отечественный корабль с металлическим корпусом. Участвовал в Первой мировой войне в качестве судна навигационного обеспечения. Продан на металл в 1922 году.
  • Подводная лодка Александровского (построена в 1863—1866 годах) — опытная подводная лодка на пневматическом ходу, имевшая выдающиеся для того времени характеристики. Первая в России подводная лодка с механическим двигателем и первая в мире подводная лодка с воздухонезависимым механическим двигателем. Корабль был потерян в 1871 году при «беспилотных» испытаниях, будучи погружён на нерасчётную глубину, затем поднят в 1873 года и служил в качестве спасательного понтона, после чего в сентябре 1901 года был разобран на металл.
«Полярная звезда» на картине К. Беггрова, 1890
  • Императорская яхта «Полярная звезда» (построена в 1888—1890 годах) — одна из наиболее известных представительских яхт Империи, отделанная не хуже столичных дворцов и служившая для заграничных поездок высших лиц государства. В 1917 году место размещения Центрального комитета (революционного органа управления) Балтийского флота, затем база подводных лодок, плавказарма и мишень для испытаний противокорабельных ракет. Участвовала в Ледовом походе, Финской и Великой Отечественной войнах. Предположительно, сдана на слом в начале 1970-х.
Минный транспорт «Амур»
  • Минный транспорт «Амур» (построен в 1898—1901 годах) — самый результативный отечественный корабль Русско-японской войны. На минах, выставленных минным транспортом у Порт-Артура, 1 мая 1904 года погибли японские эскадренные броненосцы «Хатцусе» и «Ясима», что стало очень существенной и самой большой потерей японского флота за всю войну. Позднее 26 ноября 1904 года «Амур» был повреждён огнём сухопутной крупнокалиберной артиллерии в доке Порт-Артура и частично затонул, а 20 декабря 1904 года был там же окончательно взорван экипажем перед сдачей крепости.
Подводная лодка «Дельфин», 1903
  • Подводная лодка «Дельфин» («Миноносец № 113», «Миноносец № 150») (построена в 1901—1903 годах с доработками до 1904 года) — первая полноценная подводная лодка отечественного флота. Участвовала в Русско-японской и Первой мировой войнах. С 20 апреля 1917 года учебный корабль, сдана на слом в 1920 году.
Броненосец «Князь Суворов» типа «Бородино»
  • Броненосец «Князь Суворов» типа «Бородино» (построен в 1901—1904 годах) — флагманский корабль Второй тихоокеанской эскадры, героически погибший в Цусимском сражении с превосходящим японским флотом 14 (27) мая 1905 года. Действия команды броненосца, продолжавшей вести бой и выполнять приказ даже тогда, когда из полусотни его разноразмерных орудий в строю осталось лишь одна 76-миллиметровка, впоследствии были использованы даже японской пропагандой как пример, достойный всяческого подражания.
  • Линейный корабль (эскадренный броненосец) «Слава» типа «Бородино» (построен в 1902—1905 годах) — последний из серии эскадренных броненосцев типа «Бородино», позднее переклассифицированный в линейный корабль, прославился во время Первой мировой войны, когда ему в одиночестве долгое время удавалось вести успешные бои с на порядок более мощными германскими дредноутами, обороняя минные заграждения на входе в Рижский залив. Был использован для блокирования морского канала и подорван экипажем в 1917 году, когда из-за боевых повреждений потерял возможность эвакуироваться из Рижского залива через морской канал при захвате германскими войсками Моонзудского архипелага. Впоследствии был разобран на металл.
Линкор «Севастополь» на почтовой марке
  • Краснознамённый линейный корабль «Севастополь» («Парижская коммуна») (построен в 1909—1914 годах) — первый отечественный линкор-дредноут. Участвовал в Первой мировой войне на Балтике. В ходе Великой Отечественной войны являлся флагманом Черноморского флота и активно участвовал в обороне Севастополя и Керченского пролива, за что впоследствии был награждён орденом Боевого Красного Знамени.
Тепловоз ЯГ№ 1, 2015
  • Тепловоз ЯГ№ 1 (позднее Гэ1, Юэ002 и ЩЭЛ1) (построен в 1924 году) — первый отечественный тепловоз и первый в мире магистральный тепловоз (строившийся параллельно в Германии другой отечественный же магистральный тепловоз совершил первую поездку на несколько месяцев позднее). Локомотив до 1927 года работал на железных дорогах, после чего был снят с эксплуатации. С 1934 года использовался в качестве электростанции. Впоследствии электровоз был сохранён — изначально его установили на постаменте в депо Ховрино Октябрьской железной дороги в 1972 году, однако в 1997 году он передан в железнодорожный музей на Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге, где он пребывает и поныне.
Крейсер «Красный Крым» на почтовой марке
  • Гвардейский лёгкий крейсер «Красный Крым» («Светлана», «Профинтерн») (строился на заводе Руссо-Балт в Ревеле (ныне Таллин), а после его эвакуации на Адмиралтейском и Балтийском заводах, силами последнего и был достроен в 1924—1928 годах) — головной в заложенной до революций крупной серии лёгких крейсеров и первый отечественный крупный корабль, введённый в строй после 1917 года. Изначально был назван в честь крейсера «Светлана», героически погибшего во время Русско-японской войны. Впоследствии был переведён на Черноморский флот, где прославился в боях Великой Отечественной войны, уже в 1942 году получив гвардейское звание. С 1953 года учебный крейсер. Исключён и списков и передан для разборки на металл в 1959 году.
Подводная лодка
Д-2 «Народоволец», 2007
  • Подводная лодка Д-1 «Декабрист» (построена в 1927—1930 годах) — первая подводная лодка, построенная в Советской России, головная в серии I и типе «Д» («Декабрист»). В 1933 году перешла на Северный флот, где и погибла по неизвестным причинам во время учебного погружения 13 ноября 1940 года.
  • Подводная лодка Д-2 «Народоволец» типа «Декабрист» (построена в 1927—1931 годах) — С 1933 года переведена на Северный флот. В 1935 году успешно прошла подо льдом. В 1939 году возвращена на Балтийское море. Участвовала в Великой Отечественной войне, потопив один транспорт и серьёзно повредив крупный морской паром. В 1956 году выведена из боевого состава и преобразована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть УТС-6. В 1989 году установлена в качестве корабля-музея в Санкт-Петербурге, где пребывает и поныне.
  • Гвардейская краснознамённая подводная лодка Д-3 «Комсомолец» типа «Декабрист» (построена в 1927—1931 годах) — первая подводная лодка в истории Человечества, выполнившая подлёдное плавание под арктическими льдами и первая отечественная подводная лодка, побывавшая в Западном полушарии Земли. В ходе военных действий в Баренцевом море во время Великой Отечественной войны стала первым одновремённо и гвардейским, и краснознамённым кораблём отечественного флота. Корабль пропал без вести в боевом походе в июне 1942 года.
Рубка подводной лодки Л-3 «Фрунзевец», 2008
  • Гвардейская подводная лодка Л-3 «Фрунзевец» типа «Ленинец» (варианты названия «Фрунзенец», «Фрунзовец») (построена в 1929—1933 годах) — подводная лодка, занявшая первое место в отечественном флоте по количеству потопленных во время Великой Отечественной войны судов противника, включая потопление вооружённого транспорта «Гойя», считающегося, по версии Википедии, крупнейшей по числу жертв морской катастрофой всех времён и народов. Стала гвардейским кораблём с 1 марта 1943 года. В 1949 году подводная лодка была переименована в «Б-3», в 1953 году стала учебной, а с 1956 года — учебно-тренировочной станцией по борьбе за живучесть «УТС-28». Исключена из состава флота и сдана на металл в 1971 году, но её рубка была установлена как памятник в Лиепае, а с 1995 года — в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.
Рубка подводной лодки Щ-307, 2008
  • Краснознамённая подводная лодка Щ-307 («Треска») серии V-бис 2 (построена в 1933—1935 годах) — в ходе Великой Отечественной войны совершила четыре боевых похода, потопив немецкую подводную лодку U-144 и ещё два судна. С 6 марта 1945 года краснознамённая. В 1948 году выведена из боевого состава, с 1949 года — плавучая зарядная станция ПЗС-5, в 1957 году исключена из списков флота и разделана на металл. Рубка корабля была сохранена в качестве монумента сначала в Лиепае, а с середины 1990-х — на открытой площадке в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.
Крейсер «Киров» на почтовой марке
  • Лёгкий крейсер «Киров» проекта 26 (построен в 1935—1938 годах) — первый крупный боевой корабль, заложенный после революций 1917 года. Был построен на основе закупленной документации по итальянским проектам лёгких крейсеров. Отличался высокой скоростью и мощью вооружения, включавшего запрещённые на лёгких крейсерах для подписавших Вашингтонские соглашения основных морских держав того времени 180 мм орудия главного калибра. Участвовал в Финской и Великой Отечественной войнах. 27 февраля 1943 года награждён орденом Красного Знамени. В 1949—1953 годах модернизирован, в 1958—1960 годах на консервации, с 1961 года — учебный корабль. Списан в 1974 году и разделан на металл. Две башни главного калибра крейсера установлены как памятник кораблю на Морской набережной в Санкт-Петербурге.
Ледокол «Сибирь» на почтовой марке
  • Ледокол «Иосиф Сталин» («Сибирь») (построен в 1935—1938 годах) — первый линейный ледокол, построенный на отечественной верфи. Стал головным в серии из четырёх ледоколов проекта 51. Весной 1940 года, вскоре после освобождения изо льдов дрефовавшего более двух лет ледокольного парохода «Георгий Седов», ледокол был награждён орденом Ленина[17]. Во время Великой Отечественной войны был вооружён и использовался для проводки конвоев по Севморпути. В 1958 году был модернизирован во Владивостоке. Служил вплоть до 1973 года, когда был разобран на металл.
С-51 в Островном, 2008
  • Краснознамённая подводная лодка C-51 серии IX-бис (построена в 1937—1941 годах на предприятии и заводе № 202 во Владивостоке) — в 1942—1943 годах перешла через Панамский канал с Тихоокеанского на Северный флот. Достоверно потопила один сторожевой корабль. С 1954 года — кабинет боевой подготовки, с 1956 года — учебно-тренировочная станция, в 1970 году вытащена на берег, в 1972 году исключена из состава флота. В 1973 году рубка и часть корпуса установлены в качестве памятника в закрытом городе Островной Мурманской области.
С-189 в Санкт-Петербурге, 2015
  • Средняя подводная лодка C-189 проекта 613 (построена в 1954—1955 годах) — входила в состав Балтийского флота, участвовала в испытаниях новых видов вооружений на Ладожском озере. Во время празднования юбилейного Дня Российский военно-морской флот ВМФ в 1968 году прошла в позиционном положении по Неве. В 1970 году участвовала в крупнейших в истории морских учениях «Океан-70», неоднократно отмечалась командованием. С 1986 года в резерве, в 1990 году выведена из состава флота. В 1998—1999 годах затонула у пирса в Купеческой гавани Кронштадта, где находилась в отстое. В 2005 году поднята и отбуксирована на Канонерский завод для восстановления в качестве корабля-музея. С 2007 года установлена на вечной стоянке у набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге в качестве корабля-музея, а с 2012 года открыта для посетителей.
Научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин»
  • Научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин» (построен в 1969—1971 годах) — крупнейшее в истории научно-исследовательское судно. Построенное на базе корпуса танкера судно несло, помимо прочего, две 12- и две 25-метровые антенны дальней космической связи при водоизмещении 45 тыс. тонн. После развала СССР досталось Украине в порту Одессы и вскоре было продано на металл.
Атомный ледокол «Арктика»
  • Атомный ледокол «Арктика» (в 1982—1986 годах «Леонид Брежнев») (построен в 1971—1975 годах) — судно, первым достигшее Северного Полюса Земли в активном плавании. Второй в мире и крупнейший атомный ледокол своего времени. Выведен из эксплуатации в 2008 году, готовится к утилизации. Существует движение в поддержку его сохранения в качестве музея, как судна, связанного с уникальным достижением в истории Человечества.
Крейсер «Киров», 1983
  • Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Киров» (в 1992—2002 годах «Адмирал Ушаков») (построен в 1973—1980 годах) — первый в серии крупнейших в мире и самых мощно вооружённых неавианесущих кораблей своего времени проекта 1144 «Орлан», вследствие чего корабль получил всемирную известность. Имеет на вооружении большое количество сверхзвуковых противокорабельных ракет большой дальности,, представляющих реальную угрозу авианосным группировкам, а также зенитный ракетный комплекс большой дальности С-300Ф. Этому способствовало то, что на Западе из-за гигантских размеров и мощи крейсера впервые со времени распространения ракетного оружия корабли этого проекта были классифицированы по аналогии с первой половиной XX века как «линейные крейсера».
Судно связи «Урал», 1989
  • Плавучий командно-измерительный комплекс (большой разведывательный корабль, судно связи) «Урал» (построен в 1981—1989 годах) — крупнейшее судно с атомной силовой установкой, построенное в нашей стране и крупнейший разведывательный корабль в мире. Нёс лёгкое вооружение для самообороны и мощнейший комплекс радиотехнических и вычислительных средств. По неподтверждённым данным, был построен специально для всеобъемлющего слежения, в том числе с помощью мощной радиолокационной станции, за испытательными пусками межконтинентальных баллистических ракет США по полигону на атолле Кваджалейн в Тихом океане. В силу экономических проблем 1990-х и отсутствия необходимой инфраструктуры в месте базирования после перехода к месту службы в 1989 году боевых походов не совершал и в 2001 году был выведен из состава флота.
Крейсер «Пётр Великий», 2012
  • Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» (при строительстве «Куйбышев» и «Юрий Андропов») (построен в 1986—1998 годах) — последний в серии тяжёлых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 «Орлан» стал самым совершенным из них и после проблемного периода 1990-х из-за выхода из строя всех однотипных кораблей надолго остался крупнейшим неавианесущим кораблём в мире. Стал флагманом Северного флота и одним из первых возобновил дальние походы, в том числе к берегам Южной Америки и Сомали, где принимал участие в борьбе с пиратством. В 2012 году «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования» указом Президента России был награждён орденом Нахимова. Участвовал, обеспечивая охрану берегов с моря и с воздуха, в конфликте в Сирии. На 2016 год находится в строю.

[править] См. также

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Чехарда со сроками строительства кораблей этого типа привела, в результате, к тому, что серию обозначают и как тип «Адмирал Ушаков» по фактически первому кораблю, и как тип «Адмирал Сенявин» — по тому, который должен был быть первым в серии.
  2. Из-за выявившихся серьёзных конструктивных недостатков корабль по назначению не использовался, что, впрочем, было достаточно частым явлением для проектов подводных кораблей того времени по всему миру из-за недостаточной изученности этой техники на тот момент.
  3. Героизм моряков броненосца, продолжавшего вести бой, даже когда из его нескольких десятков орудий в строю осталось лишь одно из самых мелких, использовался даже японской пропагандой как пример для своих моряков.