Судостроительный завод «Лотос»

Материал из Русского эксперта
Перейти к: навигация, поиск

Акционерное общество «Судостроительный завод «Лотос» (официальное сокращённое наименование АО «СЗ «Лотос») — крупное судостроительное предприятие в городе Нариманов, Астраханская область. Открыто в 1986 году как Судостроительный завод «Лотос», специально предназначенный для строительства комплектов блок-модулей верхних строений стационарных морских платформ для добычи нефти и газа[2], с тех пор его название не изменялось за исключением формы собственности. Завод находится на берегу реки Волга в её нижнем течении, вследствие чего размер строящихся им судов ограничен классом «река-море», однако имеет редкие для отрасли спусковые устройства, позволяющие спускать на воду полностью готовые суда массой до 6000 тысяч тонн. В целом предприятие является заметным даже в масштабах всей страны.

Предприятие входит в состав государственного холдинга Объединённая судостроительная корпорация.

Содержание

[править] История предприятия

[править] Предыстория предприятия

6 июля 1978 года — Технико-экономическое обоснование на строительство завода «Лотос» утверждено решением министра судостроительной промышленности СССР Егорова М. В.[3]

21 августа 1978 года — заместителем министра Шапошниковым Е. Н. утверждено задание институту «Союзпроектверфь» г. Ленинград на проектирование завода «Лотос» в п. Нижневолжском Астраханской области.[4]

22 сентября 1978 года — приказом министра судостроительной промышленности N 278 в составе Астраханского судостроительного производственного объединения была создана дирекция строящегося предприятия.[5]

[править] Советская Россия

6 февраля 1986 года — приказом министра судостроительной промышленности СССР N 51 Судостроительный завод «Лотос» введён в число действующих предприятий.[6]

1986 год — предприятие начинает производство блок-модулей верхних строений для двух буровых платформ проекта 16710, а также первых блок-модулей головной платформы проекта 16712 в кооперации с астраханскими заводами «Морской судостроительный завод», «Красные Баррикады» и «Судостроительный завод им. Карла Маркса». Основным заказчиком завода являлось производственное объединение «Каспморнефтегаз» Азербайджанской ССР.

Нефтедобывающие платформы на месторождении «Белый Тигр», Вьетнам, 2004

1987 — 1991 годы — завод строит отдельные части для четырёх буровых платформ проекта 16716 для месторождения «Белый Тигр» компании «ВьетСовпетро», работающей на шельфе Вьетнама. Эти работы в кооперации с многими другими заводами[1] продолжались и некоторое время спустя.[7]

1990 год — начало судоремотной деятельности предприятия.

[править] Российская Федерация

1991 — 1993 годы — завод продолжает строительство элементов нефтедобывающих платформ для компании «ВьетСовпетро», работающей на шельфе Вьетнама.[8]

1992 год — предприятие преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Судостроительный завод «Лотос».

Середина 1990-х(?) — первая половина 2000-х — предприятие занято в основном судоремонтом[9].

2002 год — в связи с изменениями в законодательстве предприятие преобразовано в Открытое акционерное общество «Судостроительный завод «Лотос». Тогда же АО «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) приобрело 6,31 % акций предприятия, вошедшего, в результате, в состав дивизиона «ОМЗ — Морские и нефтегазовые проекты».[10][11]

2004 год — дивизион «ОМЗ — Морские и нефтегазовые проекты» выделен в отдельную компанию Группа «Морские и нефтегазовые проекты» (МНП).[12]

2005 год — в рамках Группы «Морские и нефтегазовые проекты» предприятие вошло в специализирующееся на шельфовых проектах ООО «РР — Морские и нефтегазовые проекты».[13]

Судно «Deseo», корпус которого был построен заводом в 2008 году, 2011

Вторая половина 2000-х — предприятие занято в основном строительством корпусов судов на экспорт.

2007 год — после продажи его акций Группой «Морские и нефтегазовые проекты» (МНП) завод вошёл в состав Астраханского судостроительного производственного объединения (АСПО).[14][15]

2010 год — предприятие вместе с АСПО вошло в состав государственного холдинга Объединённая судостроительная корпорация (ОСК).[16]

2011 — 2014 — на заводе строятся два сухогруза класса река-море проекта RSD-49.[17]

2012 — 2013 — предприятием практически одновременно строятся три грузовых понтона (несамоходных баржи-площадки для перевозки крупногабаритных грузов) проекта 6516 и опорных блоков ледостойкой стационарной платформы (ЛСП-1), предназначенной для освоения месторождения имени В. Филановского в Каспийском море.

Танкер-химовоз проекта RST25, 2013

2011 — настоящее время (2018) — заводом серией не менее 4 единиц строятся танкеры-химовозы класса река-море проекта RST-25.[18]

2015 год — завод вошёл во вновь созданную особую экономическую зону «Лотос» в качестве якорного резидента.

2015(?) год — в связи с изменениями в законодательстве предприятие преобразовано в Акционерное общество «Судостроительный завод «Лотос».

2015 — 2016 — заводом были построены ещё 5 грузовых понтонов (несамоходных барж-площадок для перевозки крупногабаритных грузов) проекта 6516.

2016 — настоящее время (2018) — на предприятии строится первый в стране за 60 лет круизный лайнер класса река-море проекта PV300VD.[19]

9 сентября 2016 года — на заводе введён в строй новый цент металлобработки, включающий линии дробеструйной очистки и пассивации металла ROSLER и линия термической резки металлопроката RUM-4500.[20]

2017 год — заводом построен грузовой несамоходный понтон проекта 7514.[21][22]

2017 — настоящее время (2018) — заводом строится третий для него сухогруз проекта RSD-49.[23]

2018 — настоящее время (2018) — на предприятии строится серия из двух речных колёсных круизных пароходов проекта ПКС180 «Золотое кольцо», позволяющих ходить на сверхмалых глубинах вплоть до 1,2 м и приставать к необорудованному берегу, что должно резко расширить географические возможности организации речных круизов.[24]

[править] См. также

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Cреди них Выборгский судостроительный завод, Николаевский-на-Амуре судостроительный завод, по-видимому, Керченский судостроительный завод «Залив» и, возможно, другие астраханские судостроительные заводы.[1]