Крупные российские проекты (Георгий Маленков, 1953-1955)
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1], введённые в строй в 1953–1955 годах.
Границы периода обусловлены смертью Иосифа Сталина 5 марта 1953 года (начало периода) и снятием Георгия Маленкова с поста Председателя Совета министров СССР 8 февраля 1955 года (конец периода).
Георгий Маленков, занявший пост председателя Совмина СССР, в первые месяцы после смерти Сталина был явным единоличным главой Советского Союза. Тем временем Никита Хрущев получил высшую власть в партии, заняв сначала пост секретаря, а позже первого секретаря Центрального комитета КПСС. До февраля 1955 года в стране фактически существовал режим «дуумвирата» (двоевластие), когда Маленков и Хрущев управляли страной вдвоём. Но с формальной точки зрения именно Маленков оставался главой страны, тем более что именно его должность ранее занимал Иосиф Сталин, что было очень важно в политическом и психологическом аспектах.
Крупные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть здесь: до 862, 862-879, 879-912, 912-945, 945-962, 962-972, 972-978, 978-1015, 1015-1054, 1054-1078, 1078-1093, 1093-1113, 1113-1125, 1125-1132, 1132-1139, 1139-1146, 1146-1157, 1157-1174, 1174-1212, 1212-1238, 1238-1246, 1246-1263, 1263-1272, 1272-1276, 1276-1293, 1293-1304, 1304-1318, 1318-1328, 1328-1340, 1340-1353, 1353-1359, 1359-1389, 1389-1425, 1425-1462, 1462-1505, 1505-1533, 1533-1545, 1545-1560, 1560-1584, 1584-1598, 1598-1605, 1605-1613, 1613-1633, 1633-1645, 1645-1654, 1654-1667, 1667-1676, 1676-1682, 1682-1689, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1753, 1753(1754)-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1762-1772, 1772-1783, 1783-1796, 1796-1801, 1801-1815, 1815-1825, 1825-1832, 1832-1843, 1843-1855, 1855-1861, 1861-1870, 1870-1881, 1881-1894, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1941-1946, 1946-1953, 1953-1955, 1955-1959, 1959-1964, 1964-1971, 1971-1976, 1976-1982, 1982-1984, 1984-1985, 1985-1991, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018, 2018-2024, 2024-2030, сейчас, вскоре, в перспективе.
Выставка самых выдающихся крупных проектов России всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты, а выставка крупнейших из них без разбивки на правления — в статье Российские мегапроекты.
Крупнейшие корабли и суда
Крейсера проекта 68-бис
В 1953–1955 годах в дополнение к построенным ранее пяти крейсерам этого проекта отечественный военно-морской флот пополнился ещё восемью кораблями этого типа:
- «Адмирал Нахимов» – заложен на Заводе № 444 в Николаеве 27 июня 1950 года, спущен на воду 29 июня 1951 года, введён в строй 27 марта 1953 года. Ранее то же название носил броненосный крейсер, введённый в строй в 1888 году, а также, в процессе постройки, лёгкий крейсер типа «Светлана», достроенный уже после революций. Позднее то же название первым получил большой противолодочный корабль проекта 1134-А;
- «Адмирал Ушаков» – заложен на Заводе № 196 в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) 6 февраля 1951 года, спущен на воду 29 июня 1952 года, введён в строй 8 сентября 1953 года. Ране то же имя носил героически погибший в Цусимском сражении броненосец береговой обороны;
- «Адмирал Лазарев» – заложен на Заводе № 194 в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) 6 февраля 1952 года, спущен на воду 29 июня 1952 года, введён в строй 30 декабря 1953 года;
- «Александр Суворов» – заложен на Заводе № 189 в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) 2 февраля 1951 года, спущен на воду 15 мая 1952 года, введён в строй 31 декабря 1953 года. Ранее наименование «Князь Суворов» носил эскадренный броненосец типа Бородино, вошедший в строй в 1904 году и героически погибший в бою с главными силами японского флота в 1905 году. Позднее в честь генералиссимуса назвали также атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Генералиссимус Суворов»;
- «Адмирал Сенявин» – заложен на Заводе № 189 в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) 31 октября 1951 года, спущен на воду 22 декабря 1952 года, введён в строй 30 ноября 1954 года;
- «Молотовск» (с 3 августа 1957 года «Октябрьская революция») – заложен на Заводе № 402 в Молотовске (ныне Северодвинск) 15 июля 1952 года, спущен на воду 25 мая 1954 года, введён в строй 30 ноября 1954 года;
- «Михаил Кутузов» – заложен на Заводе № 444 в Николаеве 23 февраля 1951 года, спущен на воду 29 ноября 1952 года, введён в строй 31 января 1955 года. В настоящее время корабль-музей в г. Новороссийск;
- «Дмитрий Пожарский» – заложен на Заводе № 189 в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) 28 февраля 1952 года, спущен на воду 25 июня 1953 года, введён в строй 31 декабря 1954 года. Ранее имя прославленного полководца Смутного времени носил крейсер XIX века, а позднее — атомный ракетный подводный крейсер «Князь Пожарский»;
Чуть позднее, в конце 1950-х годов, был введён в строй ещё один крейсер этого проекта.
Эскадренный миноносец «Неустрашимый» проекта 41
В это время был построен первый и единственный из 110 планировавшихся кораблей проекта 41 – эскадренный миноносец «Неустрашимый», являвшийся первым в стране эсминцем, спроектированным целиком заново с учётом опыта Великой Отечественной войны и новейших технических достижений. При этом полное водоизмещение корабля достигло 3830 тонн, что фактически поставило крест на понимании эсминцев как «небольших и дешёвых» кораблей, так как с этого момента они всерьёз начали претендовать на место крейсеров второго ранга начала XX века, вскоре фактически его заняв. «Неустрашимый» был заложен на судостроительном заводе имени А.А. Жданова в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) 5 июля 1950 года, спущен на воду 29 января 1951 года, введён в строй 31 января 1955 года.
В силу ряда недостатков от дальнейшего строительства кораблей этого проекта отказались в пользу близких по характеристикам, но более дешёвых эскадренных миноносцев проекта 56.
Морские порты
Керченская паромная переправа
Паромная переправа с двумя портами с искусственными гаванями – «Крым» и «Кавказ», в каждом из которых могли одновременно обслуживаться два железнодорожных парома, а также сортировочными станциями Крым и Кавказ, подъездными путями и собственно паромами строилась с 1950 года на базе незавершённого строительства постоянного моста через Керченский пролив, который намеревались построить вместо полудолговременного Керченского железнодорожного моста, действовавшего в 1944–1945 годах. Торжественно введена в строй переправа, связавшая Крым и Краснодарский край, была 22 сентября 1954 года.
В 2016 году южнее был построен постоянный совмещённый автомобильный и железнодорожный Крымского моста через Керченский пролив, фактически заменивший переправу, которая после воссоединения Крыма с Россией временами перестала справляться с грузопотоком из-за зависимости от погодных условий.
Железные дороги
1953
Трансказахская магистраль
Рассматривавшаяся ещё в XIX веке линия, соединявшая напрямую Западную Сибирь с югом Средней Азии, была достроена в это время. Магистраль, прошедшая по маршруту Петропавловск – Кокчетав (ныне Кокшетау) – Акмолинск (ныне Астана) – Караганда – Чу (ныне Шу), строилась в следующем порядке[1]:
- Линия Петропавловск – Караганда общей длиной 702 км – была введена в строй в два этапа в 1927 и в 1931 годах;
- Участок Караганда – Моинты длиной 361 км – введён в строй в составе линии Караганда – Бертыс (1939);
- Линия Моинты — Чу длиной 445 км – введена в строй в 1953 году.
Линия Моинты-Чу
Линия длиной 445 км от Моинты до Чу (ныне Шу) являлась завершающей частью Трансказахской магистрали. Введена во временную эксплуатацию, по-видимому, в 1953 году, а затем была досрочно сдана в постоянную эксплуатацию 27 октября 1953 года.[2][3]
Линия Акмолинск — Павлодар Карагандинской железной дороги
Железнодорожная линия длиной 426 км в Казахской ССР от Акмолинска (позднее Целиноград, ныне Астана) до Павлодара, проходившая мимо Экибастузского угольного месторождения, строилась с весны 1941 года[4], однако было прервано Великой Отечественной войной, возобновившись в 1946 году. Последнее звено линии было уложено 16 февраля 1952 года, а полностью линия была введена в строй 20 декабря 1953 года.[5]
Позднее, к 1979 году основная часть линии от Акмолинска (в то время Целинограда) до Экибастуза была электрифицирована.
Линия Кулунда — Барнаул Западно-Сибирской железной дороги
Однопутная линия на паровой тяге длиной 343 км строилась по проекту, утверждённому Министерством путей сообщения 29 октября 1947 года. В том же году началось её строительство, прерванное в 1948 году до 1951 года. Линия была замкнута мае 1953 года, сдана во временную эксплуатацию 26 декабря 1953 года и принята в постоянную эксплуатацию 1 апреля 1954 года.[6]
Линия Защита — Зыряновск
Линия в Восточно-Казахстанской области от станции Защита, что в г. Усть-Каменогорск, до Зыряновска через г. Серебрянск длиной по разным источникам 172[2] или 186[7] км строилась железнодорожными войсками с 1950 года. Рабочее движение на линии было открыто в марте 1953 года, а в состав действующих дорог линия вошла в декабре 1953 года.[8]
Узкоколейная железная дорога Оха—Ноглики
Самая длинная по прямой линия узкоколейной железной дороги в СССР была введена в строй в конце 1953 года. Колея дороги составила стандартные дл отечественных узкоколеек 750 мм, длина основной линии с учётом ранее построенных небольших участков составила 247 км. Также имелось 56 км веток, возможно, большей частью построенных ранее.[9]
Электрификация линии Самтредиа — Батуми Закавказской железной дороги
В 1953 году, скорее всего в это время, была электрифицирована постоянным напряжением 3000 В линия Самтредиа – Батуми Закавказской железной дороги длиной 123 км.
Электрификация линии Санаин — Спитак — Ленинакан Закавказской железной дороги
В 1953 году, скорее всего в это время, была завершена электрификация постоянным напряжением 3000 В линии Санаин (ныне район города Аллаверди, Армения) – Спитак – Ленинакан (ныне Гюмри) Закавказской железной дороги. В 1952 году был электрифицирован участок Санаин – Спитак длиной 60 км, а в 1953 году участок Спитак – Ленинакан длиной 50 км.
Электрификация участка Барабинск — Чулымская Омской железной дороги
В 1953 году, скорее всего в это время, был электрифицирован постоянным напряжением 3000 В участок Барабинск – Чулымская Омской железной дороги длиной 171 км.
1954
Коренная реконструкция станции Отпор (Забайкальск) Забайкальской ж.д.
В 1950 году был подписан большой советско-китайский договор, предусматривавший, помимо прочего развития связей во всех областях деятельности, также и запуск прямого поезда Москва – Пекин. Поскольку к этому времени вся сеть дорог Китая, включая КВЖД, уже была перешита на европейскую колею, на пограничной с советской стороны станции Отпор Забайкальской ж.д. было развёрнуто грандиозное строительство, превратившее бывший разъезд № 86 Кайдаловской ветви в крупный железнодорожный узел. В частности, были построены довольно обширные парки станции, централизация на 145 стрелочных переводов, водовод Аргунь – Отпор, железнодорожный вокзал, пункт перестановки вагонов, жилые дома и т. д. В результате активного строительства Отпор сначала получил в 1952 году статус села, а в 1954 году – уже посёлка городского типа. Станция фактически заработала в январе 1954 года с запуском беспересадочного поезда Москва – Пекин.[10][11]
Позднее в 1958 году станция и посёлок были переименованы в Забайкальск.
Линия Магнитогорск — Сибай Южно-Уральской железной дороги
Линия длиной 109 км была введена в строй в 1954 году.
Электрификация участка Цхкая — Сухуми Закавказской железной дороги
В 1954 году был электрифицирован постоянным напряжением 3000 В участок Цхкая (ныне Сенаки) – Сухуми (ныне Сухум) Закавказской железной дороги длиной 133 км с ответвлением Ингири – Зугдиди длиной 5,4 км. Проект, по всей видимости, являлся частью более крупного проекта электрификации магистрали Белореченская – Цхакая (Сенаки), соединявшей Северо-Кавказскую и Закавказскую железные дороги по берегу Чёрного моря.
Электрификация участка Барабинск — Татарская Омской железной дороги
В 1954 году был электрифицирован постоянным напряжением 3000 В участок Барабинск – Татарская Омской железной дороги длиной 155 км.
Электрификация участка Крапочево — Дема Уфимской железной дороги
В 1954 году был электрифицирован постоянным напряжением 3000 В участок Крапочево – Дема Уфимской железной дороги длиной 171 км.
Автомобильные дороги
Автодорога Москва — Минск — Брест (маршрут № 1)
В 1954 году (по другим данным в 1955 году) было завершено строительство автодороги с твёрдым покрытием длиной 1054 км. Часть шоссе от Москвы до Минска при этом была практически достроена перед войной, однако после войны и её пришлось в значительной степени восстанавливать заново.
Позднее, в конце 1970-х годов дорога была перестроена в автомагистраль (ныне М1 «Белорусь») к Олимпиаде 1980 года в Москве.
Линии метрополитена
Строительство Московского метрополитена
В это время в развивавшемся и ранее Московском метрополитене были завершены следующие крупные проекты:
- Кольцевая линия – 14 марта 1954 года был введён в строй замыкающий участок линии Белорусская – Парк Культуры им. Горького с двумя новыми станциями глубокого заложения.
- Участок Площадь Революции – Киевская Арбатско-Покровской линии – построенный в глубокой тайне дублёр уже существовавшего участка отличался использованием станций глубокого заложения, что, по-видимому, следовало из требований его возможного использования для защиты от бомбардировок. Линия с тремя новыми станциями была открыта 5 апреля 1953 года. При этом дублирующий участок, позднее вошедший в состав Филёвской линии был закрыт до 1958 года.
Также 24 сентября 1954 года на Арбатско-Покровской линии была открыта временная надземная станция «Первомайская», располагавшаяся прямо в электродепо Измайлово и действовавшая до 1961 года.
Метрополитен развивался и позднее.
Крупнейшие мосты
Мост имени Е. О. Патона (Мост Пато́на) через Днепр в Киеве
Автодорожный мост с 6 полосами движения длиной 1543 м. Крупнейший на тот момент в Европе стальной цельносварной мост строился с 1940–1941 годов с перерывом на Великую Отечественную войну и был введён в строй к очередной годовщине, как тогда говорили, Великой Октябрьской Социалистической Революции 5 ноября 1953 года. Назван в честь руководителя института электросварки академика Е. О. Пато́на, непосредственно участвовавшего в его проектировании.
Антоновский железнодорожный мост через Днепр под Херсоном
Однопутный железнодорожный мост через Днепр с длинными подходами, проложенными по болотистым плавными строился с 1939 года с перерывом на Великую Отечественную войну до 1949 года и был введен в строй 12 декабря 1954 года.[12]
Судя по стоимости аналогов, проект однозначно относится к крупным.
Спустя 30 лет в том же районе был построен одноименный автодорожный мост.
Гидроэнергетика
Гюмушская ГЭС
Гидроэлектростанция мощностью 224 МВт, в 1990-е получившая новое название Аргельская ГЭС была построена на реке Раздан в Армянской ССР. Отличалась наличием 11,6 км деривационных тоннелей и зданием с отделкой из натурального камня и внутри и снаружи, в результате чего машинный зал напоминает станцию какого-нибудь советского метрополитена. Подготовительные работы были начаты в 1930-х, но затем их ещё до Великой Отечественной войны надолго забросили из-за недостатка ресурсов. Строительство гидроэлектростанции было возобновлено в 1946 году, а достроена она была достроена в 1953 году.[13]
Камская ГЭС
Строительство крупной Камской ГЭС мощностью 504 МВт в городе Пермь велось аж с декабря 1934 года, но впоследствии было заморожено с августа 1937 года до 1949 года. Наконец, 18 сентября 1954 был запущен первый гидроагрегат ГЭС, хотя подключена к сети и достроена эта гидроэлектростанция была уже позднее.
Маткожненская ГЭС — продолжение строительства
В это время частично введённая в строй ранее в начале 1953 года гидроэлектростанция была почти достроена с вводом в строй всех трёх её однотипных гидроагрегатов в том же 1953 году. Общая мощность ГЭС составляет 63 МВт. Проект её строительства фактически входил как в проект Выгского каскада ГЭС, так и, в первую очередь, в продолжавшийся проект реконструкции Беломорканала, основное оборудование которого эта ГЭС, находящаяся на одном из гидроузлов канала, позволила электрифицировать. Сметная стоимость строительства в ценах 1961 года составила 24,8 млн рублей, а ещё в 23,4 млн рублей оценивалась энергетическая часть проекта.[14][15]
Полностью электростанция была достроена позднее, при Хрущеве.
Мингечаурская ГЭС
Гидроэлектростанция мощностью 359 МВт, строившаяся с 1945 года на реке Кура на западе Азербайджанской ССР была введена в строй 1954 году. При этом её гидроузел также обеспечил полив 2 млн гектаров земли. Электростанция являлась частью более крупного проекта Каскада Мингечаурской ГЭС, который был завершён позднее. В настоящее время электростанция называется Мингечевирской ГЭС.[16][17]
Нива ГЭС-1 — завершение строительства
В это время была достроена частично введённая в строй ранее гидроэлектростанция Нива ГЭС-1 в Мурманской области. Возможно и в этот период в 1953 году был введён в строй её первый гидроагрегат, а в 1954 году её строительство было полностью завершено. Стоимость строительства составила 145 млн рублей в ценах 1950 года. [18][19]
Усть-Каменногорская ГЭС — завершение строительства
На гидроэлектростанции, на реке Иртыш в административном центре Восточно-Казахстанской области, строившейся с 1939 года с перерывом на войну, один из гидроагрегатов которой был введён в строй ранее, в этот период были введены в строй ещё два гидроагрегата установленной мощностью по 82,8 МВт каждый в июне и декабре 1953 года соответственно. В этот же период в 1954 году[20] было официально завершено строительство ГЭС. Однако фактически последний её гидроагрегат был запущен, как указывается в некоторых источниках, из-за отсутствия потребителей электроэнергии только в ноябре 1959 года.[21]
Атомная энергетика
Обнинская АЭС
Первая в мире атомная электростанция строилась с 1951 года в посёлке Обнинское (ныне город Обнинск) Калужской области. Введена в строй электростанция была 26 июня 1954 года. На станции имелся один энергоблок мощностью 5 МВт, содержащий канальный реактор с графитовым замедлителем и водяным теплоносителем типа АМ-1. Станция, по сути, являлась опытно-промышленной, на ней постоянно проводились различные научные исследования.
Успешный пуск первой АЭС вызвал широкий международный резонанс и стал поворотом от чисто военных программ к мирному использованию атомной энергии. Обнинск на долгие годы стал местом паломничества учёных, специалистов, политиков и экскурсантов из многих стран мира.[22]
В 2002 году реактор электростанции был остановлен после 49 лет успешной работы, а сама электростанция была превращена в музей.
Тепловая энергетика
Автозаводская ТЭЦ
В это время было завершено строительство 2 очереди Автозаводской ТЭЦ, в результате которого строившаяся ещё с 1931 года и открытая в том же году как часть проекта Горьковского автомобильного завода Автозаводская ТЭЦ в городе Горький (ныне Нижний Новгород) однозначно достигла размеров крупного проекта. Вторая очередь проекта с четырьмя турбогенераторами по 25 МВт каждый была построена с 1937 по 1954 год. В состав очереди также входило специальное компрессорное оборудование – четыре турбокомпрессора для производства сжатого воздуха, а также установка для производства сухого льда и углекислоты из дымовых газов.
Позднее ТЭЦ была расширена.
Артёмовская ГРЭС им. С. М. Кирова — расширение производства
В это время «к 1954 году» было завершено расширение до мощности 100 МВт введённой в строй ранее Артёмовской ГРЭС (ныне Артёмовская ТЭЦ) в городе Артём (Приморский край), в то время бывшей крупнейшей электростанцией на отечественном Дальнем Востоке.[23]
Расширение ГРЭС до мощности 100 МВт началось в 1946 году, когда были введены в строй дополнительный турбогенератор и достроена законсервированная с началом войны линия электропередач 110 кВ до Ворошилова (ныне Уссурийска). Затем были введены в строй ещё два турбогенератора, в том числе, судя по всему, именно в описываемый период в 1953 и 1954 годах соответственно были введены в строй последний на тот момент турбогенератор электростанции и линия электропередач 110 кВ до Находки (1954).
Электростанция активно развивалась и позднее.
Новая (Аргаяшская) ТЭЦ
В это время была почти полностью введена в строй первая очередь Новой (с 19 августа 1954 года Аргаяшской) ТЭЦ, призванной обеспечить энергией технологический процесс запущенного незадолго до её строительства химического комбината «Маяк».
Решение о строительстве, как она тогда называлась, Новой ТЭЦ было принято в 1951 году, строительство началось в 1952 году. Турбогенератор №1 и котлоагрегат №1 были введены в строй одновременно с запуском всей ТЭЦ 7 июля 1954 года, турбогенераторы №2 и №3 были введены в строй 26 августа и 31 октября 1954 года соответственно, а котлоагрегаты №2 и №3 – 9 августа и 3 октября 1954 года соответственно, что составляло почти весь объём первой очереди строительства, за исключением достроенного уже позднее котлоагрегата. Стоимость первой очереди ТЭЦ с установленной электрической мощностью 100 МВт (два турбогенератора мощностью по 25 МВт каждый и один на 50 МВт, а также четыре котлоагрегата производительностью по 170 тонн пара в час каждый) оценивалась в 250 млн рублей в ценах того времени №4.[24], что примерно вдвое превышало порог крупного проекта
ТЭЦ продолжали активно достраивать и позднее.
Мироновская ГРЭС
На строившейся с 1949 года на Донбассе севернее Дебальцево Мироновской ГРЭС (позднее Мироновской ТЭС) в это время было введено в строй не менее двух турбоагрегатов мощностью 100 МВт каждый, новейших (первые станционные турбина и генератор имели заводской номер 2) и крупнейших серийных в стране в то время[25], запущенных 15 октября 1953 года и в декабре 1953 года соответственно. Полностью же строительство электростанции было завершено позднее.
Приднепровская ГРЭС
В это время был введён в строй, по меньшей мере, один турбоагрегат, первый из которых мощностью, видимо, 100 МВт, был запущен в конце 1954 года. Учитывая, что, помимо собственно зданий с турбоагрегатами и котлами вместе с ГРЭС строился специальный город Приднепровск (позднее вошедший в состав Днепропетровска), а также прочая необходимая инфраструктура, проект, по всей видимости, уже в этот момент являлся крупным.
Строительство ГРЭС продолжалось и позднее.
Славянская ГРЭС
В это время на крупной строящейся угольной электростанции в Донецкой области Украинской ССР (ныне Донецкая Народная Республика) был введён в строй, по меньшей мере, один турбоагрегат мощностью 100 МВт, первый из которых, был запущен в сентябре 1954 года. Учитывая, что, помимо собственно зданий с турбоагрегатами и котлами вместе с ГРЭС строилась вся необходимая инфраструктура крупной электростанции, проект, по всей видимости, уже в этот момент являлся крупным.
Строительство ГРЭС продолжалось и позднее.
Ступинская ТЭЦ (ТЭЦ-17 Мосэнерго)
Строительство ТЭЦ общей электрической мощностью 192 МВт[5], работающей на буром угле Подмосковного бассейна началось в городе Ступино, который она отапливает и по сей день, в 1939 году. Вступила в строй ТЭЦ 9 мая 1950 года, однако полностью её сооружения были готовы только к концу 1953 года. С 1985 года ТЭЦ работает также и на природном газе.[26]
Черепетская ГРЭС
В это время в 1953 и 1954 годах соответственно были введены в строй первые два энергоблока Черепетской ГРЭС в г. Суворов Тульской области. Энергоблоки мощностью 150 МВт каждый были для своего времени уникальны и стали первыми в Европе электрогенерирующими установками большой мощности на сверхвысоких параметрах пара, в виде давления в 170 атмосфер и температуры 550 С.[27]
Полностью строительство первой очереди Черепетской ГРЭС было завершено позднее.
Щёкинская ГРЭС — продолжение строительства
В это время на открытой ранее Щёкинской ГРЭС в Тульской области, предназначенной для работы на углях Подмосковного бассейна, продолжалось активное строительство второго этапа её развития. В составе II—IV очередей в 1952—1955 годах были введены в строй, видимо, частично и в это время, девять прямоточных котлоагрегатов и четыре турбоагрегата мощностью по 100 МВт каждый.[28] Судя по аналогам, проект однозначно относится к крупным.
Данный этап строительства этой электростанции был завершён уже позднее.
Южно-Кузбасская ГРЭС — продолжение строительства
В это время продолжалось интенсивное строительство частично введённой в строй ранее электростанции. В течение 1953 года, неизвестно точно в какие месяцы, но скорее всего большей частью в это время были приняты в эксплуатацию ещё два турбогенератора (№ 4 и № 5) мощностью 50 МВт каждый и турбогенератор № 6 мощностью 100 МВт с тремя котлами, а в 1954 году к ним добавился турбогенератор № 7 мощностью 50 МВт и два котла, к которым в неизвестно какие месяцы 1955 года добавились ещё два котла.
Полностью электростанция была достроена уже позднее.
Южноуральская ГРЭС — первая и вторая очереди
Решение о строительстве крупной электростанции возле станицы Нижнеувельской Челябинской области было принято 2 июня 1948 года Постановлением Совета Министров СССР № 248 о строительстве Южноуральской ГРЭС мощностью первой очереди 200 МВт. Первый ток электростанция дала и, по советской традиции, считалась введённой в строй с 8 апреля 1952 года, однако реально первая очередь электростанции мощностью 200 МВт была принята в эксплуатацию только 16 июня 1953 года. Вторая, аналогичная очередь вошла в строй 20 июня 1954 года.[29] На базе станицы Нижнеувельской при этом возник рабочий посёлок Южноуральский, ныне г. Южноуральск. Также в это время в 1952 году было завершено создание Южноуральского водохранилища для нужд ГРЭС.
Оставшиеся три очереди электростанции были достроены позднее.
Нефтеперерабатывающая и нефтеуглехимическая промышленность
Комбинат-16, г. Ангарск, Иркутская область
Предприятие по производству жидкого топлива из угля и смолы (позднее Ангарский нефтеперерабатывающий комбинат, ныне Ангарская нефтехимическая компания) строилось с 1949 года, начало действовать в 1953 и фактически было введено в строй в 1954 (первая продукция) – 1955 (бензин) годах.[30][31]
Уже в 1955 году, вскоре после фактического вступления в строй, в связи с увеличением добычи нефти в стране началось перепрофилирование предприятия в направлении более экономически обоснованной нефтехимии и нефтепереработки. Впоследствии предприятие было значительно расширено и преобразовано в Ангарский нефтехимический комбинат.
Сельское хозяйство
Освоение целины — начало работ
После того, как в сентябре 1953 года фактическим соправителем Маленкова стал Н. С. Хрущёв, по предложению последнего сельскохозяйственная реформа Маленкова была расширена за счёт грандиозных объёмов программы освоения целинных и залежных земель.
Первый урожай с целины был собран в 1954 году – общий объем сбора зерна на 65% (14,793 млн тонн) превысил средний урожай зерна за период 1949-1953 годов. К началу 1955 года на целину было отправлено 200 000 тракторов, создано 425 новых совхозов и в общей сложности распахано 30 миллионов гектаров (300 000 км2) земли, 20 миллионов из которых были засеяны.[32]
Крупный урожай, полученный в 1954 году, а также, по-видимому, личное влияние Хрущёва стали причинами того, что вскоре стартовал второй этап освоения целины.
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы
Жилой дом на площади Восстания (Кудринской площади), г. Москва
Жилой дом, представлявший собой одну из сталинских высоток, строился с 1948 по 1954 год. На западной стороне площади Восстания, недалеко от зоопарка в 1954 году закончилось строительство высотного здания по проекту М.В. Посохина и А.А. Мндоянца.[33]
Высота здания с башней и шпилем составляет 156 метров. Это был прекрасный замок со шпилем и множеством окон, высотой в 24 этажа, где располагались 456 двух-, трех- и четырехкомнатных квартир со всеми удобствами. В стилобате, в основании здания для удобства жильцов был открыт крупнейший тогда продовольственный магазин «Гастроном», кафе, предприятия бытового обслуживания. Под зданием помещались два кинозала, детские учреждения и даже автоматическая телефонная станция на 10 тысяч номеров, там же располагались складские помещения и гаражи.[34]
Гостиница «Ленинградская», г. Москва
Относительно скромных размеров сталинская высотка, тем не менее, была шикарно отделана и на некоторое время стала самой высокой гостиницей в Европе, СССР и Москве, вскоре, впрочем, уступив эти титулы гостинице «Украина». Гостиница «Ленинградская», одна из семи сталинских высоток, среди которых она выделяется наименьшей высотой, была построена в 1949–1952 годах по проекту архитекторов Л.М.Полякова, А.Б.Борецкого и инженера Е.В.Метлюка. Открылась она 1 ноября 1953 года.[35]
Высота гостиницы – 136 м, длина главного фасада – 55 м, бокового – 95 м. Композиционно здание гостиницы разделено на три объема: два 6 этажных крыла и 15 этажную прямоугольную башню с шатровым завершением. Не считая технических этажей и верхней завершающей части, здание имеет 17 этажей. Гостиница, располагаясь на оси третьей стороны площади «трех вокзалов», образует с ней органическое целое, чему способствует использование в декоре мотивов русской архитектуры рубежа XVII и XVIII веков, так как каждый из вокзалов по-своему варьирует национальный стиль.[36]
Отделка гостиницы, в которой были широко использованы мотивы предыдущих эпох русской архитектуры, в том числе и храмовой, а также широко использовалась позолота и другие дорогие материалы впоследствии стала одним из основных объектов нападок Н. С. Хрущёва на «излишества в архитектуре».
Коренная реконструкция Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), г. Москва
Открытый в 1939 году крупнейший выставочный комплекс – Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ), позднее известный как Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) и Всероссийский выставочный центр (ВВЦ) был закрыт и эвакуирован в начале Великой Отечественной войны. Выставка возобновила свою работу только 1 августа 1954 года после масштабной реконструкции, проведённой в 1950–1954 годах.
В ходе реконструкции площадь выставочного комплекса была увеличена со 136 до 207 гектаров, добавились новые павильоны, в том числе прибалтийских республик, многие ранее существовавшие павильоны также были расширены и украшены. Также в рамках реконструкции на территории комплекса были построены несколько крупных фонтанов, впоследствии получивших широкую известность.
В 2014 году появились планы новой коренной реконструкции комплекса.
Гидротехнические сооружения
Беломорско-Балтийский канал имени Сталина — продолжение реконструкции
В этот период активно продолжалась частично выполненная ранее реконструкция Беломорско-Балтийского канала, совмещëнная с одновременной достройкой Выгского каскада ГЭС. В это время с 1954 года вёлась активная замена деревянных конструкций шлюзовых ворот, а также была почти достроена Маткожненская ГЭС, на основе которой выполнялась электрификация основного оборудования канала.[37]
Реконструкция Беломорканала была продолжена позднее, при Хрущеве.
Наука и образование
Главное здание Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, г. Москва
Крупнейшая из сталинских высоток строилась на московских Воробьёвых (в то время — Ленинских) горах в составе комплекса зданий МГУ с 1949 года и было введено в строй с началом учебных занятий 1 сентября 1953 года.
Здание было заложено одновременно с остальными шестью московскими сталинскими высотками в 1947 году по случаю празднования 800-летия Москвы.
Высота здания с 34 этажами в центральной части составила со шпилем 240 м. В результате здание на 64 метра превзошло по высоте предыдущего отечественного рекордсмена — Жилой дом на Котельнической набережной в Москве. Это сделало его самым высоким зданием в Европе вплоть до 1990 года и самым высоким зданием в Москве и России вплоть до строительства в 2005 году Триумф-Паласа. Кроме того, здание являлось и самым высоким отдельно стоящим сооружением страны вплоть до строительства в 1967 году Останкинской телебашни.
Комплекс зданий Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, г. Москва
В это время на московских Воробьёвых (в то время – Ленинских) горах был построен грандиозный комплекс зданий Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, включавший, помимо Главного здания – самой большой из построенных сталинских высоток – десятки других корпусов, зданий и сооружений общей площадью 398,8 тысяч м² и строительным объёмом 2,719 млн м³ (для сравнения объём Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге – 340 тысяч м³). Строившийся с 1949 года комплекс был введён в строй с началом учебных занятий 1 сентября 1953 года.
Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий
Освоение целины — начальный этап
См. раздел «Сельское хозяйство».
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчётом, чтобы отношение трудоёмкости проекта к трудовым ресурсам всего мира в соответствующих годах оставалось постоянным.
- ↑ Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 1990
- ↑ Станция Арбатско-Покровской линии
- ↑ Станция Кольцевой линии
- ↑ В то время возможно несколько меньше, но точного значения найти не удалось
[ + ] Крупные российские проекты и мегапроекты
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|